Образовательная программа "школа будущего ученика". Учебные программы в начальной школе Умение правильно держать ножницы

Школа определяет наше будущее. Какой спустя годы она будет? В одной публикации мы собрали мнения экспертов, педагогов и футуристов

Немного статистики

В 2017 году в России за школьные парты сядут 15,5 миллионов школьников , что на 1 миллион человек больше, чем в 2016 году. Какую школу им предстоит заканчивать?

На форсайт-сессии конгресса , который прошел в МГУ им. Ломоносова минувшей зимой, ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. «Роскосмос», «Русгидро», «Росэлектроника», «РЖД», «Газпром» обсудили какой должна быть школа будущего.

Каждой из этих компаний нужен свой «набор» знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Так как же получить суперспециалиста будущего? Универсального рецепта пока нет ни у кого, но эксперты готовы делиться идеями.

Организация учебного пространства

Александр Демахин

Драматург и режиссер Александр Демахин, победитель конкурса «Учитель года России – 2012» в своем эссе на сайте “Дискурс” размышляет о школе будущего в первую очередь через призму организации учебного пространства. “Почему парты в рядах, а, например, не большой-пребольшой круглый стол, или не перекатывающиеся в любое место маленькие столики разных форм, или не абсолютно пустая комната вообще без мебели?.., — задается вопросом Александр Демахин. — Почему помещение класса, а не беседка на открытом воздухе, не автобус, колесящий по окрестностям, или не лодка, плывущая по реке?”.. (Кстати, такие школы на лодках существуют в Бангладеш – стране, где сильные наводнения делают бессмысленным строительство школьных зданий: лодка-школа приплывает за детьми в деревню, забирает их, а после уроков привозит обратно).

Как пишет портал NewToNew , бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught . В одной из публикаций он попытался заглянуть в 2024 год и понять, какой станет школа будущего.

Терри Хик (facebook)

В том, что касается организации учебного процесса, мысли Хика близки к идеям Демахина. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать, пишет Хик . Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Организация пространства важна, потому что задает организацию мышления и действий в социуме. По наблюдениям Марка Сартана , руководителя проекта «Умная школа», классическое школьное здание узнаваемо и представляет собой модель фабрики: одинаковые ряды окон по фасаду и отсеки-кабинеты внутри, соединенные коридором. Изменение процесса производства стало приводить к изменениям в организации школьного пространства. В 1970-х годов в Европе появляется первая «школа-город» с разнообразным зонированием внутри здания, классами свободной планировки, несколькими входами и т.д.

Понятно, что изменение пространства влечет за собой и изменение содержания образования. Терри Хик уверен — скоро каждый класс будет присутствовать на каких-либо социальных платформах,. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников — будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.


Плавучая школа в Бангладеш

Организация учебной информации

Участники форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» отметили, что для того, чтобы «не убивать» в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится тотальное проектное обучение. В Голландии студенту дается задача — разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение… По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

Александр Демахин говорит, что новые метапредметные стандарты предлагают обращать внимание не только и не столько на предметное содержание урока, сколько на те познавательные (умение работать с информацией), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), коммуникативные (умение взаимодействовать) и личностные (умение осознанно развивать себя) результаты, которых можно достичь на уроке. “Уже на стадии планирования педагог может мыслить курс биологии в 6-м классе не как изучение пестиков и тычинок, а как курс развития определенных коммуникативных навыков посредством тех же самых пестиков и тычинок. Причем учителю предоставляется полная свобода в том, какие именно метапредметные задачи ставить на своем занятии – главное, чтобы они были”.

Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, — чтобы студенты смогли «взорвать» рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе бить «по всем фронтам». Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, — вот точки роста юных инноваторов, — приводит мнения участников форсайт-сессии информационный партнер конгресса — “Российская газета”.

Организация учебного времени

Сегодня на уроке дают некоторое количество новой информации, а в качестве домашнего задания ученик получает практическую проработку этих знаний в тех или иных заданиях. Но одновременно все большую популярность набирает концепция «перевернутого класса» – информацию ученики добывают сами дома, а на уроке в самых разных формах практически применяют эти знания, пишет Александр Демахин.

Звонки через 45 минут (та же фабрика) – и класс отрывается от занятия, в какой бы стадии оно сейчас ни находилось, и бежит по коридору дальше: но проектные и исследовательские задачи, психологические тренинги, занятия искусством или спортом были бы более эффективны при иной организации времени.

Все тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

“Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, — говорит директор Корпоративного университета «РусГидро» Елена Аксенова.

Педагог будущего

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера, считает Демахин. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

Педагог из Финляндии, страны, качество среднего образования в которой признано одним из лучших в мире, а конкурс на место школьного учителя составляет более 10 человек на место, сформулировала это так: “Я эксперт интерпретации, абсолютно свободный внутри классной комнаты». Понятно, что, если мы говорим о том, что школа может и должна предлагать ученику те позитивные модели социального взаимодействия, которые он потом будет реализовывать в жизни, то учителю невозможно ограничиться только ролями источника информации и контролера: ему необходимо быть и экспертом, и тренером, и дирижером, и партнером, и, разумеется, учеником”.

Искусственный разум уже сегодня достиг той точки развития, которая позволяет говорить о перспективах его использования в процессе обучения. Искусственный интеллект станет основой педагогики, уверен Терри Хик. Это будет инструмент, который школьник станет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры.

Смешанные классы

В качестве одной из перспективных идей рассматривается совместное обучение детей разных возрастов в одних группах. Эта идея совсем не нова — еще в XIX веке практиковалось обучение старшими детьми младших. Но, например, премию мирового форума WISE, «Нобелевскую премию в образовании», не так давно получила Вики Кольбер, которая разработала систему одновременного обучения детей разного возраста и с разным опытом, активно применяющуюся сейчас в странах Латинской Америки. Одно из ее ключевых положений — отход от фронтального образования. Классы, объединяющие детей разного возраста и уровня, работают по-новому: дети садятся в круг вместе с учителем, происходит постоянный обмен информацией, коллективная работа сменяется индивидуальной, а игровой элемент становится важным элементом обучающего процесса.

Выпускники

По мнению Терри Хика, электронные портфолио станут актуальным образцом работы. Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение. С одной стороны, это повысит ответственность школы за результаты ее учеников, а с другой сами ученики будут вкладывать больше сил в повышение собственной результативности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №22

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего ученика»

Охрименко Е.А.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №22»

г.Ростова-на-Дону

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего ученика»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

Основные разработчики программы

Охрименко Е.А.

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Задачи программы

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

    формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

    расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

    обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

    логическую и символическую пропедевтику.

Сроки реализации программы

От 2012 года

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

Ожидаемые результаты

    обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

    развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

    формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

    организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

    укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

    формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:

    группы формируются из детей 6-летнего возраста;

    продолжительность обучения составляет 10 занятий (ноябрь – май)

    наполняемость групп не более 15 человек;

    режим занятий: 2 раза в неделю (четверг-суббота) – 2 занятия по 25 минут

    «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

    «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

    «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

    Развитие слухового и зрительного восприятия

    Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

    Развитие слуховой и зрительной памяти

    Развитие мышления и речи

    Развитие общей и мелкой моторики

    Совершенствование коммуникативных навыков

    Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

    Совершенствование навыков монологической речи

    Совершенствование навыков диалогической речи

    Развитие мимики и пантомимики

    Развитие фантазии и воображения

    Развитие способностей к глубокому образному мышлению

    Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

    Развитие творческих способностей

    Формирование эмоционально-волевой сферы

    Формирование этических представлений

    Повышение уверенности в себе

    Научить принимать решения

План занятий

    «Занимательная математика»-10 часов

    «Основы грамоты»-10 часов

    «Умелые ручки»-10 часов

Тематический план занятий

курса «Занимательная математика»

№п\п тема занятия цель занятия

счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

В и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

Объединять группы предметов,

Выд ус танавливать взаимосвязь между

частью и целым;

представления об элементарных геометрических фигурах

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать

ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

Сра Сравнение количества предметов

на наглядной основе

Соотношение количества предметов между двумя группами

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

Тематический план занятий

«Умелые ручки»

Аппликация « Павлин»

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

«радуга над полянкой», «бабочка»

Использование красок,технику складывания листа пополам

Оригами «Лебедь»

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

Раскрашивание шаблона «Яйцо»

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

Аппликация по шаблону «Грибок»

работа по шаблону и образцу

Конструирование «Домик у дороги»

Аппликация из геометрических фигур

Рисование «Дерево»

Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

Рисование Медвежонка на поляне

Развитие творческой инициативы

Мозаика «Кораблик»

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе

Литература:

    Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

    Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

    Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

    Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

    Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

    Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

    Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

    Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

    Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

    Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

ПРОГРАММА

Школы будущего первоклассника

.

с. Перегребное

2014 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Школа будущего первоклассника

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Шафронова Лариса Станиславовна

4

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5

Задачи программы

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

    формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

    диагностика психологической готовности ребенка к школе;

    обогащение активного словаря ребенка, связной речи.

8

Сроки реализации программы

От 2018 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

    обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

    развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

    формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель и задачи курса

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

    организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

    укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

    формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Принципы, лежащие в основе программы.

    Принцип научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной.

    Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка.

    Принцип личностного подхода. Личность каждого ребенка является непреложной ценностью.

    Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для ребенка.

    Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.

    Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.

    Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.

    Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность

    Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.

Новизна данной образовательной программы

заключается в том, что она реализуется в рамках внеурочной деятельности. Опираясь на игру, как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста, педагоги способствуют формированию предпосылок к развитию коммуникативных, личностных, познавательных, регулятивных учебных действий, обучают необходимым знаниям, развивают речевые процессы. В игре дошкольник легко усваивает и приобретает новый социальный опыт, принимает новые “школьные” правила и требования, что способствует наиболее быстрому формированию “позиции ученика”. Занятия позволяют на основе диагностики познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка и способствуют формированию у него необходимых навыков при поступлении в школу.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника»:

    группы формируются из детей 6-летнего возраста;

    продолжительность обучения составляет 20 занятий (февраль – март)

    наполняемость группы по количеству заявлений;

    режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 2 занятия по 25 минут;

    индивидуальные занятия с логопедом и педагогом-психологом.

Структура программы

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 2 раздела:

    Обучение грамоте. Развитие речи - 10 часов

    Занимательная математика - 10 часов

    Индивидуальные занятия с логопедом и педагогом-психологом

Выделение программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.

Программапредусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

    «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

    «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра т.д..

Цели занятий

    Развитие слухового и зрительного восприятия

    Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

    Развитие слуховой и зрительной памяти

    Развитие мышления и речи

    Развитие общей и мелкой моторики

    Совершенствование коммуникативных навыков

    Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

    Совершенствование навыков монологической речи

    Совершенствование навыков диалогической речи

    Развитие мимики и пантомимики

    Развитие фантазии и воображения

    Развитие способностей к глубокому образному мышлению

    Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

    Развитие творческих способностей

    Формирование эмоционально-волевой сферы

    Формирование этических представлений

    Повышение уверенности в себе

    Научить принимать решения

План занятий

    «Занимательная математика»-10 часов

    «Основы грамоты»-10 часов

Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

    Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

    Представлен систематизированный материал по развитию начальных математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

Предполагаемый результат:

по окончании адаптационно-развивающих занятий дошкольники должны

знать:

    предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над под, за данным предметом, между двумя предметами;

    числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;

    последующее и предыдущее число, больше (меньше) заданного на несколько единиц;

    названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, многоугольник, точка, отрезок, прямая линия);

    состав чисел первого десятка с опорой на счетный материал;

    знаки арифметических действий (“+”, “ –”);

    времена года, их характерные признаки;

    5-6 названий растений и животных нашего края;

    вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

    различать гласные и согласные звуки;

    устно составлять 2-3 предложения на определённую тему;

    знать гигиенические правила письма.

уметь:

    организовывать рабочее место, правильно сидеть за партой, принимать учебную задачу, контролировать и оценивать себя, уметь общаться со сверстниками и педагогами;

    правильно держать карандаш и работать им;

    выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;

    ориентироваться на листе бумаги в клеточку, выполнять несложные графические диктанты;

    соотносить число предметов и цифру;

    различать число и цифру;

    различать многоугольники: треугольник, квадрат, четырехугольник, пятиугольник;

    сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами “больше на…”, “меньше на…”;

    сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, количеству, используя практические способы;

    вычленять слова из предложения;

    различать слова и предложения;

    выполнять простые классификации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Оценка эффективности подпрограммы предусматривает мониторинг по результатам комплексного диагностического обследования будущих первоклассников педагогом психологом и логопедом. Начальный этап диагностики осуществляется в феврале перед началом занятий. По итогам диагностики проводится индивидуальное собеседование с родителями, на котором они получают рекомендации для дополнительных занятий с ребенком (по необходимости). Итоговый этап диагностики (апрель) предусматривает отслеживание динамики развития уровня готовности дошкольников к школе и разработку рекомендаций для родителей, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Методическое сопровождение программы

Концептуально-правовой основой программы являются Письмо Министерства образования РФ – “Рекомендации по организации приема в первый класс” (М., 2003 № 03-51-57 ин/13-03), Методическое письмо Института возрастной физиологии РАО от 17.02.2004 № 14-51-36/13 “Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе”, Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), 2003 г.

Содержание программы рассчитано на 20 учебных занятий. В основе заложены дидактические принципы: доступность, интегрированность, развивающая направленность, учёт индивидуальных особенностей. На занятиях активно используются разнообразные: подвижные и малоподвижные игры, продуктивные виды деятельности, словесные и дидактические игры, развивающие задания.

Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.

Весь материал направлен на:

    развитие умения слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать по образцу;

    развитие умения думать, размышлять, устанавливать причинно-следственные связи;

    развитие творческих способностей детей и выявление индивидуальных проблем;

    развитие мелкой моторики рук;

    формирование умения говорить, доказывать свою точку зрения;

    совершенствование пространственно-временных представлений;

    умение общаться со сверстниками и со взрослыми;

    создание положительного отношения к себе и другим.

Используются наглядные, словесные и практические методы. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приёмов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к её решению.

В программу достаточно включено игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления, требующие от детей исполнительской, воспроизводящей, преобразующей деятельности.

Структура предлагаемых занятий

Структура занятий включает в себя организационный, основной и заключительный этапы. Организационный этап предусматривает создание эмоционального настроя детей на занятии, принятие правил поведения и общения. В содержание основного этапа входит сообщение или определение темы занятия, работа над речевым развитием, формирование представлений по предмету, развитие графомоторных функций детей. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с применением пальчиковых упражнений.

Заключительный этап предполагает эмоциональную оценку занятия
и подведение итогов.

При подготовке к каждому занятию педагог:

    оценивает этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний- умений;

    предусматривает разные организационные формы проведения занятий, а также индивидуальную работу каждого ребенка;

    учитывает необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

    осуществляет взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

ЭТАПЫ занятий:

Организационный

момент (5 мин.) позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия, мобилизовать и настраивать детей на предстоящую работу. Перед детьми ставится проблемная задача с целью активизации их творческого потенциала, ассоциативных связей.

Основной

этап (15 мин.) представляет совокупность приемов, направленных на решение задач данного комплекса. Для профилактики утомления дошкольников предусмотрена динамическая пауза с использованием нейропсихологических упражнений, речедвижений, лексически связанных с темой занятия. Физические упражнения сочетаются с умственной деятельностью детей. Данный элемент занятия может быть использован дважды, что зависит от психофизиологического состояния дошкольников.

Заключительный

этап (5 мин.) предполагает обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов.

Методы и формы организации деятельности.

Методы

    Игровой

    Диалоговый

    Частично вопросно-поисковый

    Метод театрализации

Формы

    Индивидуальная

    Парная

    Групповая

    Коллективная

Методические особенности занятий:

    Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию

    Диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует процесс общения через систему поставленных вопросов.

Программа предусматривает вербальную и рисуночную систему оценки.

В качестве вербальной оценки используются словесные методы стимулирования действий ребенка, эмоциональная поддержка, подбадривание.

Цель: формирование у дошкольника уверенности в себе, формирование позитивной самооценки.

Рисуночная система оценки предусматривает изображение цветка с пятью лепестками (задание выполнил очень хорошо), с четырьмя лепестками (задание выполнил хорошо, но в дальнейшем постарайся выполнить еще лучше).

В ходе выполнения заданий, детям предлагается самим оценить свою работу и сравнить свою оценку с оценкой педагога, с последующим обсуждением.
Цель: формирование рефлексивной самооценки и навыков самоконтроля дошкольников.

Оборудование, место проведения

Адаптационные занятия по данной программе проводятся в специально-оборудованных учебных кабинетах.

Данные кабинеты предусматривают наличие ковра для подвижных игр
и психогимнастики, рабочих мест (учебные столы и стулья). В ходе занятий используются медиапроектор, музыкальный центр, демонстрационный материал.

Тематический план занятий

курса «Занимательная математика»

Тема занятия

Задачи занятия

Практическая работа

Давайте познакомимся.

Знакомство

с правилами поведения и общения

на занятии, выявление простейших числовых представлений.

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

выявлять простейшие числовые представления у детей и формировать умение вести счёт от 1 до 10;

развивать умения различать предметы по цвету, форме, расположению;

развивать умение слушать и отвечать;

Игра «Давайте познакомимся!»;

игра «Слушай и считай»;

игра «Нос, нос, ухо»;

практическое упражнение «Дорисуй портрет человека»;

игра «Найди отличия и сосчитай их количество»;

игра «Назови число».

Выделение «лишнего» предмета.

Формирование общеучебных организационных навыков и выделение существенных признаков предметов.

формировать умение выделять общие и различные признаки предметов;

формировать умение выделять часть из множества предметов по существенному признаку;

способствовать развитию понятий: широкий, узкий;

формировать умение слушать и отвечать;

развивать мелкую моторику руки.

Игра «Объедини предметы в группы»;

игра «Назови предметы, которые лежат не на своём месте»;

игра «Заполни пустые клетки»;

игра «Гномики на детской площадке»;

пальчиковая разминка «Гребешок».

игра «Плюс и минус»;

задачи –стихотворения

арифметическая физминутка;

игра «Сложить и вычесть»;

Сравнение и классификация предметов по разным признакам.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

умение сравнивать группы предметов;

развивать мелкую моторику руки.

пространственное ориентирование по клеткам

Игра «Топай, Мишка»;

игра «Установи последовательность событий»;

игра «По порядку номеров»;

пальчиковая разминка «Лесенка»;

графический диктант «Трезубец».

Пространственные отношения «перед», «за», «между».

Уточнение пространственных
понятий.

формировать общеучебные организационные навыки;

развивать активное внимание;

способствовать развитию представлений о профессиях;

развивать пространственные отношения: впереди, сзади, рядом, между, под, на, над, внизу, вверху;

развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

способствовать развитию диалогической речи и умению логически мыслить.

Игра «Угадай, кто, что делает?»;

игра «Что изменилось?»;

игра «Чей инструмент?;

игра «Моя будущая профессия»;

игра «Раскрась палитры»;

пальчиковая разминка «Братья – ленивцы»;

графический диктант «Самолёт».

Построение ряда фигур по определённому

правилу.

Развитие пространственных представлений.

формировать общеучебные организационные навыки;

выявить наличие необходимых сведений детей о себе (знание улицы, номера дома, квартиры);

развивать пространственные отношения;

развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

игра «Помогите фокуснику»;

игра «Найди нужный шарик»;

пальчиковая разминка «Гости»;

графический диктант «Вертолёт».

Порядковый и количественный счет

Развитие умения ориентироваться

в числовом ряду.

формировать умение сравнивать группы предметов;

развивать навыки счета в пределах десятка;

формировать понятия математических символов: равно, неравно;

формировать умение вести счёт в обратном порядке;

развивать мелкую моторику руки.

Игра «Расшифруй слово»;

игра «Узнай животных»

игра «Найди лишнего животного»

практическое упражнение «Подарки для сказочных героев»

игра «Сколько зайчиков»;

пальчиковая игра «Животные»;

графический диктант «Щенок»

Знакомые формы геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник)

Учить узнавать в окружающих предметах знакомые формы геометрических фигур (круг, треугольник, четырехугольник)

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу.

формировать умение ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10;

способствовать развитию активного словаря.

Игра «Найди лишнюю картинку»;

практическое занятие «Составь рассказ по серии картинок»;

игра «Плюс и минус»;

задачи –стихотворения

арифметическая физминутка;

игра «Сложить и вычесть»;

пальчиковая разминка «Гости».

Понятия, одинаковые, разные, больше, меньше. Столько же.

Развитие умения сравнивать группы предметов.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами.

формировать общеучебные навыки;

формировать математические представления: больше, меньше;

развивать умение сравнивать группы предметов;

развивать внимание и способности к логическому мышлению.

Игра «Лишнее дерево»;

игра «Сравни»;

игра «Уменьши и увеличь»;

пальчиковая разминка «Скакалка»;

графический диктант «Жираф».

Количественные

И порядковые числительные: “сколько?”; “который?”

Учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными: “сколько?”; “который?”

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества;

развивать умение сравнивать группы предметов на основе геометрических фигур;

формировать умение ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10;

развивать мелкую моторику руки.

игра «Раскрась, вырежи и наклей».

Игра «Будь внимательным!»;

игра «Укрась ковер»;

пальчиковая разминка «Птица и птенцы».

Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

Тема занятия

Задачи занятия

Практическая работа

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки. Уточнить понятие «Овощи».Активизировать устную речь по теме « Овощи».

Загадки о фруктах.

Упражнения «Найди ошибку», «Четвертый лишний».

Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения)

Развитие правильного дыхания при разговорной речи.

Театрализованная игра «Теремок».

Я и моя семья

Уточнить и расширить знания детей о себе и своих близких. Развивать внимание, активизировать устную речь учащихся, приучать к самостоятельности.

Игра - практикум «Расскажи о себе».

«Мама, папа, я – дружная семья».

Радуга. Игры на развитие памяти.

Развивать умения различать основные цвета и использовать их названия в активной речи при различении предметов по цвету.

Развивать оперативную память на основе зрительного. слухового восприятия, а также логическое и ассоциативное запоминание.

Игра «Сюрпризы для кукол». Практическое занятие «Гора самоцветов»

Домашние животные

Обобщить и уточнить знания детей о домашних животных. Активизировать устную речь по теме «Домашние животные».

Развивать воображение, Активизировать устную речь.

Игра «Найди ошибку».

Загадки о домашних животных.

Дикие животные

Уточнить и расширить знания детей о домашних животных. Учить различать диких и домашних животных.

Загадки о диких животных.

Познавательная игра «Животные и их детеныши».

Упражнение «Что перепутал художник?».

Птицы. Игры и упражнения на развитие логического мышления.

Расширить и упорядочить знания детей о птицах. Учить находить отличительные признаки птиц.

Игры «Я начну. а ты продолжи», «Что забыл нарисовать художник?».

Загадки о птицах.

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Времена года.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Уточнить понятие «Времена года». Учить сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Игра – упражнение «Когда это бывает?»

Загадки о временах года.

Предложение и слово. Время.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой).

Развивать временные отношения. Учить понимать и соотносить понятия: сутки, неделя, (дни недели), месяц, измерять время с использованием

Игра «Слова бывают разные»

Упражнения на измерение времени с использованием календаря и песочных часов.

Игра с коллективным ответом « Когда что бывает?».

Слово.

Игры и упражнения на развитие логического мышления.

Совершенствование общих речевых навыков.

Развивать логическое мышление, память, умение анализировать.

Упражнение «Найди лишний рисунок».

Игра «Кто где живет?».

Работа с родителями будущих первоклассников. (Приложение)

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Родительский лекторий», предусмотренные в рамках подпрограммы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы, психологические и логопедические службы.

Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей начальных классов, психолога, логопеда, познакомиться с результатами диагностики каждую субботу с 10.00-12.00.

Литература:

    Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

    Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

    Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

    Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

    Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

    Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

    Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

    Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

    Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

Или отдаете его в школу, лицей или гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. Мы подобрали 35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для ребенка, и для родителей.

1. interneturok.ru - это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

2. stellarium.org - потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.

Выискивать туманности и галактики на этом сайте можно часами.

3. slovo.ws - на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru - «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru - это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com - интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru - крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.


На портале в режиме онлайн можно читать программные произведения

8. gramota.ru - огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com - портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.


На сайте можно найти учебники и задания по многим школьным предметам

10. learnenglishkids.britishcouncil.org - любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru - сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru - программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru - онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru - учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru - проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ - фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru - интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru - электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru - мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru - национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru - учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru - универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru - онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru - интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.


Пиксельмания - одно из самых интересных заданий на сайте, дети могут выполнять их подолгу.

27. nachalka.info - сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com - журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru - онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru - бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru - онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru - интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru - удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz - сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru - онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Введение

Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения его в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребёнка с буквами. Какие же они бывают удивительно огорчены, когда оказывается, что и к пяти, шести годам малыш всё ещё не умеет читать!

Можно ли учить чтению дошкольников? Известный российский психолог Р.С.Немов утверждает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в четырёх – пяти летнем возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребёнка, тесно связав обучение грамоте с актуальными потребностями малыша, и прежде всего с игрой.

Обучение грамоте – дело не простое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний в области методики по обучению детей грамоте (чтению). Кому как не учителю начальных классов лучше других известны закономерности формирования детской речи – устной и письменной? Поэтому необходимо в работе последовательная, внимательная работа по изучению азбуки и знакомство с буквами русского алфавита.

Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребёнком в разные сроки, что есть трудные для произношения звуки. Если, начиная изучать буквы, ребёнок ещё не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаружиться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислекция.

Чтобы избежать этих осложнений, «трудные» звуки и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Как в Букваре Н.С.Жукова по которому ведётся кружковая деятельность по обучению дошкольников чтению.

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) и слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать. В работе на занятиях необходимо использовать много игр, занимательных занятий и упражнений, способствующих приобщению этих навыков. Давать детям яркие наглядные картинки, которые привлекут внимание малыша.

Особенность зрительно запоминать вновь изучаемую букву начинается с показа этой буквы, названия её и чтения взрослым крупно напечатанного стишка. Прослушав стишок, ребёнок сам сможет найти, выделить среди пока незнакомых значков эту букву.

Моя задача, как педагога по дополнительному образованию дошкольника не столько научить читать, как научить ребёнка полюбить чтение, при этом чтение должно быть осмысленным (желательно беглым). В работе стараюсь не озвучивать ребёнку конкретную цель научить его читать, а постепенно заманиваю, вовлекаю его в процесс чтения, вызываю желание узнать что то новое, интересное – назидание, это не метод, и не способ в положительной мотивации ребёнка на занятиях.

Пояснительная записка

Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т д. Однако многие дети до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющей методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребёнку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно.

Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у

пяти шести летнего ребёнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.

Цель работы рабочей программы:

  • обучить детей дошкольного возраста овладению техникой чтения, что должно доставить им радость и удовлетворение в награду за труд;
  • подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;
  • научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задача:

  • совместно вести работу в тетрадях «Обучение грамоте по письму» (в II частях)
  • сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус и желание к самостоятельному чтению;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научится читать, ребёнку нужно сделать два важных открытия:

  • сначала обнаружить, что речь «строится» из букв,
  • а потом открыть отношения звука и буквы.

Звуковой анализ слова ребёнок с помощью интонационного подчёркивается, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ).

Главная задача работы – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.

Обучению чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово – произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д.

В результате этих упражнений ребёнок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи.

Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребёнка логичные, последовательные и грамматически правильные.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Педагогу необходимо подбадривать ребёнка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи – это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребёнок, начиная с самого рождения. Поэтому я постоянно беседую и советую родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. В целях нравственного воспитания ребёнка и культуры речи.

Основные цели программы:

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).

Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества

(гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (c ), (з), (ц),; шипящих (ш), (ж), (ч), (щ),; сонорных (р), (л).

Развитие тонкой моторики кисти ведущий руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством)

Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой и второй слоговой модели;

в) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

г) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание)

Структура и реализация программы:

Занятия по дополнительной образовательной услуге проводятся в кружковой деятельности 2 раза в неделю во второй половине дня по 30 минут каждое занятие. Учебный курс начинается с 1 октября. Режим работы построен с учётом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей дошкольников.

Организация образовательного процесса в подготовительной группе строится на основе рабочей программы, разработанной педагогом по дополнительной образовательной услуге по подготовке детей к школе, согласованного с руководителем МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида»

Расписание занятий:

Понедельник: 16.10 часов – 16.40 часов

Четверг: 16.10 часов – 16.40 часов

Требования к уровню подготовки детей к концу года:

«Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

СанПиН 2.4.1.1249 – 03»

Универсальные учебные действия. С помощью системы пособий используемой на занятиях (Букварь, рабочие тетради, репродукции, дидактические игры и мн.др.) дошкольник научится:

Удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый или

рассматривая репродукцию;

Понимать структуру детской книги «Букварь» и структуру страницы, логику чтения

сверху вниз и слева направо;

Ориентироваться на странице и на развороте «Букваря», находить ярко выраженные

структурные элементы (иллюстрации, выделенный шрифт, фрагменты, столбцы,

строчки разного размера);

Пользоваться Букварём и простейшими инструментами (рамками, указателями);

Правильно держать ручку, наклон рабочей тетради, следить за осанкой;

Выполнять инструкции преподавателя (при работе с Букварём, рабочей тетрадью);

Обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы

полным ответом, касающегося прослушанного текста;

По требованию преподавателя исправлять свою ошибку, если не получилось сразу

выполнить задание правильно не торопясь;

Предметные знания и умения.

Достаточно отчётливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить

слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

Соблюдать орфоэпитические нормы произношения;

Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

Правильно согласовывать слова в предложении;

Составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему,

заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо

искаженные фразы и т.п.;

Рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

Ориентироваться на странице Букваря;

Составлять небольшие рассказы опирательного характера по сюжетной картине; о

событии из собственного жизненного опыта;

Правильно использовать предлоги;

Правильно произносить звуки.

№п\п Тема Кол – во часов
1

Формирование представлений о разнице между предметом и его

обозначением в виде слова; о слове как о звуковой единице, состоящей из частей

12
2 Развитие фонематического слуха 10
3 Формирование первичного навыка чтения 12
4 Развитие моторики кисти руки 6
Всего: 40

Календарно – тематическое планирование

№ п\п Тема занятия
1 Речь письменная и устная. Звуки речи.
2 Звуки речи. Работа в прописях.
3 Гласные звуки IаI, IуI; А, а; У, у.
4 Гласные и согласные звуки.
5 Гласный звук IоI, буквы О, о.
6 Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.
7 Учимся соединять буквы.
8 Чтение слогов.
9 Согласные звуки IсI, IсI; С, с.
10 Предложение.
11 Деление предложения на слова.
12 Ударение в словах.
13 Согласные звуки IхI, IхI; Х, х.
14 Чтение слогов и слов.
15 Составление предложений и рассказов.
16 Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.
17 Согласный звук IшI; буквы Ш, ш.
18 Гласный звук IыI; буква ы.
19 Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.
20 Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.
21 Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.
22 Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.
23 Гласный звук IиI; буква И, и
24 Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п.
25 Согласные звуки звонкие глухие.
26 Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з.
27 Согласный звук IйI; буква И, й.
28 Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.
29 Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.
30 Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.
31
32 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.
33 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.
34
35 Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.
36 Буква Е, е
37 Буква Е, е
38 Буква Ь.
39 Буква Я, я
40 Буква Я, я
41 Буква Ю, ю.
42 Буква Ю, ю.
43 Буква Ё, ё
44 Буква Ё, ё. Развитие речи
45 Согласный звук IчI,; буквы Ч, ч.
46 Формулирование ответов на вопросы
47
48 Гласный звук IэI,; буквы Э, э.
49 Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц.
50 Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.
51 Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ.
52 Буква Ъ
53 Алфавит.
58 Составление слов из разрезной азбуки.
59 Обобщение

Новые статьи

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома