Козелец церковь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в пгт Козелец (1752). Храм Рождества Пресвятой Богородицы и великая колокольня

Черниговской области. Храм признан одной из лучших украинских святынь, построенных в эпоху барокко. Козелецкий собор считается уникальным образцом храмового зодчества 18 века. Возвели церковь в 1752–1763 годах по заказу графини Натальи Разумовской – матери Кирилла и Алексея Разумовских. Она и по сей день поражает посетителей своим пышным декором, а также нехарактерными для провинциального городка размерами и богатым убранством.

Сведения о храме

Все посетители имеют возможность полюбоваться самым ценным украшением собора – его иконостасом. По мнению некоторых историков, иконостас был сделан в Италии и предназначался для петербургского собора Смольного монастыря. Однако после изготовления выяснилось, что он велик для Смольного, поэтому, по велению императрицы, был передан в дар Козелецкому собору. Высота иконостаса составляет двадцать семь метров, прекрасные иконы для его украшения были выполнены талантливым украинским художником Григорием Стеценко. Впечатляют не только огромные размеры, но и уникальная высокохудожественная резьба и удивительные росписи этого шедевра.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Козельце венчают пять куполов на высоких барабанах. В основу строительства этого храма положен равносторонний греческий крест, между концами предусмотрены дополнительные помещения, которые усиливают грандиозность строения.

За долгие годы существования на долю собора пришлось множество испытаний. В его стенах располагались конюшни, лагерь для военнопленных и даже склад для фруктов и овощей. Но благодаря усилию многих людей и кропотливому труду реставраторов святыня обрела былое величие и красоту.

Храм разделен на две части: верхнюю и нижнюю. Нижняя церковь, «теплая», освященная в честь мучеников Андриана и Натальи – это усыпальница графов Разумовских.

По старинной легенде, в ясную и солнечную погоду с колокольни, которая находится рядом с храмом, одновременно можно увидеть и . Архитектура ее удивляет своей оригинальностью. Особенно интересны вогнутые фасадные стены, напоминающие вид в Чернигове. Подъем на колокольню возможен только по согласованию с настоятелем собора.

Как доехать

Собор Рождества Пресвятой Богородицы расположен в Козельце, на улице Семьи Богомольцев, 1. Неподалеку от него можно увидеть и .

Доехать в Козелец очень просто, потому что поселок расположен прямо на автомобильной дороге Киев–Чернигов. Из двух городов сюда регулярно ездят рейсовые автобусы и маршрутные такси.


Сооружён по заказу Н. Д. Разумовской (Разумихи, матери О. и К. Разумовских) архитекторами А. В. Квасовым и И. Г. Григоровичем-Барским в стиле барокко. Реставрирован в 1961-82 гг. Каменный, крестовый, внутри четыре опорных столба несут систему сводов и пять куполов, поставленных по диагонали, как в древнерусских храмах. Собор двухэтажный. На первом ярусе церковь Адриана и Наталии - усыпальня Разумовских. На 2-й ярус с трёх сторон ведут полукруглые крыльца(?) с открытой коллонадой, завершённые шатёрными верхами. Утончённый лепной декор стен соединяет формы барокко, рококо и классицизма. В интерьере господствуют центральный купол и многоярусный резной из липы позолоченный иконостас XVIII в., созданный, как полагают, при участии архитектора В. В. Растрелли. Рядом четырёхярусная колокольня. (по статье из энциклопедического справочника "Черниговщина") Существует поверье, что если забраться на самый верх колокольни, то в очень ясный день можно рассмотреть, как блестят золотые купола Киево-Печерской Свято-Успенской лавры, а в противоположной стороне - купола Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

В 1752-63 гг. в городке Козелец по заказу Натальи Демьяновны Разумовской - матери Алексея и Кирилла Разумовских, возводится грандиозный храм пышной, поистине дворцовой архитектуры. Был у неё свой придворный прфессионал-художник Григорий Стеценко, который писал портреты и расписывал Козелецкий собор. По великолепию и красоте архитектуры собор Рождества Богородицы в Козельце действительно может быть поставлен в ряд лучших архитектурных творений в Российской Империи середины 18 века. В плане здание представляет крест, что является очень удобным приемом для создания симметричной, уравновешенной композиции. Именно этим и отличалась украинская архитектура этого времени.

Массив здания четко разделен на 2 основных этажа и цокольную часть. Окна расположены по этажам строго в ряд, как это делается в гражданских зданиях. Убранству собора уделено исключительное внимание. Сочетание живописи, скульптуры и архитектуры выполнено с поражающем мастерством. В архитектуре здания соединяются черты барокко, переходящие в игривые формы рококо, и ордерные мотивы классицизма. В первом этаже устроены необычные паперти в виде павильонов с арочным покрытием. Здесь видна рустовка первого этажа, и как контраст этому, сложное и обильное декоративное убранство второго этажа, увенчанного по верху своеобразными выгнутыми фронтонами. Над всем этим - тонкие, изящные барабаны и купола, тянущиеся к небу. С трех сторон прижались к основному объему крылечки с открытой колоннадой, завершающиеся невысокими шатрами. Самое поражающее впечатление производит интерьер. Здесь архитектура, скульптура и живопись выступают в нерасторжимом единстве. Это особенно явно видно в продуманном декоративном убранстве стен, опор, сводов и куполов, а так же грандиозном позолченном многоярусном иконостасе.

В последние годы среди украинских историков архитектуры получило распространенное мнение, что, вероятно, собор строил известный зодчий И.Г. Григорович-Барский при участии А.В. Квасова. Это говорит о некоторых формах, характерных для построек Григоровича-Барского, например, своеобразные выпуклые фронтоны. Но гораздо здесь больше черт, свойственных блистательной архитектуре Растрелли, например, пучки спаренных и встроенных колонн по углам колокольни. Такого рода прием встречается почти во всех постройках Бартоломео Растрелли.

После завершения строительства собора, архитектором Квасовым строится колокольня в 1766-1770 гг., которая является одной из самых высоких в Украине. Ее высота 50 м. Композиционное решение здания традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн тосканского ордера, на третьем - ионического, на четвертом - коринфского. Увенчана колокольня полусферическим куполом со шпилем. Колокольня перестраивалась в 1848 г. после пожара, причиненного молнией. Собор в Козельце - это последнее сооружение в истории украинского барокко храмового строительства в Украине, после чего наступило время классицизма.

Во время Великой Отечественной войны в соборе фашистами был организован лагерь для военнопленных и конюшня. Рестваврировался собор с 1961 по 1982 год.

Из книги Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во: "Искусство", г. Москва, 1967 г.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - православный собор в Козельце Черниговской области, видный архитектурный памятник в стиле, совмещающем признаки украинского и елизаветинского барокко. Сооружён в 1752-1763 годах по заказу Натальи Демьяновны Разумовской («Разумихи»), матери Алексея и Кирилла Разумовских. Архитекторами храма стали Андрей Квасов и Иван Григорович-Барский.

Каменный крестовый собор имеет внутри четыре опорных столба, которые несут систему сводов и пять куполов, поставленных по диагонали как в древнерусских храмах. В первом ярусе двухэтажного храма находится усыпальница Разумовских. На второй ярус с трёх сторон ведут полукруглые крыльца с открытой коллонадой, завершённые шатёрными верхами. Утончённый лепной декор стен соединяет формы барокко, рококо и классицизма. В интерьере господствуют центральный купол и многоярусный резной из липы позолоченный иконостас XVIII века, созданный, по местному преданию, при участии архитектора Бартоломео Растрелли. Рядом с храмом находится четырёхярусная колокольня.

Во время Великой Отечественной войны в храме немцами был организован лагерь для военнопленных и конюшня. Реставрирован в 1961-1982 годах.

Главный храм Козельца условно разделен на две части - верхнюю и нижнюю церкви, каждая из которых имеет равнозначную святость.

Верхняя часть собора - центральная, названная в честь Рождества Божьей Матери. Имя Рождества Божьей Матери носит и центральный придел этой церкви.

В пределе святых апостолов, по правую сторону от Царских врат, находится икона святых апостолов Петра и Павла. Написал этот образ и подарил его собору местный художник Юрий Григорьевич Прилипко.

Левый придел собора назван в честь пророка Захария и праведной Елизаветы, родителей святого Иоанна Предтечи. Праведное супружество жило за Божьими завещаниями. Оно страдало от бесплодия, которое в те времена считалось большой карой Божьей.

Ныне в соборе Рождества Богородицы воскрешено и освящено четыре престола, на которых совершается служба Божья: центральный -в честь Рождества Матери Божьей; правый - в честь апостолов Петра и Павла; левый - во имя святых пророка Захарии и праведной Елизаветы; в нижней церкви - в честь святых мучеников Адриана и Наталии.

До 1934 года в соборе находилась чудотворная Иверская икона. До сих пор сохранилась молитва, которую читают только в Козельце. И когда собор закрыли и ограбили, исчезли из него и иконы, в том числе и Иверская чудотворная икона.

В 2003 году Матерь Божья благословила протоиерея, благочинного Козелецкого округа поехать к святой горе Афон. В Иверском монастыре, где находится оригинал Иверськой иконы, протоиерей Михаил Терещенко приобрел образ, приложил его со слезами к чудотворному и привёз на Козелецькую землю.

Описание

Собор Рождества Богородицы в Козельце – самое главное сокровище города и одно из самых знаменитых архитектурных сооружений Черниговской области.

Церковь была построена в 1752-1763 гг. по проекту архитекторов И.Григоровича-Барского и А.Квасова. Средства на строительство храма выделила мать Алексея и Кирилла Разумовских – Наталья Разумиха.
Это пятикупольный собор в стиле позднего барокко с элементами украинской народной архитектуры, который выделяется богатой декоративной лепниной. Боковые выходы на паперти и цокольный этаж добавляют объем и без того большому храму. Ценителей красоты приведет в восторг внутренний вид церкви. Роспись интерьера выполнил выдающийся художник Г.Стеценко, резьбу – С.Шалматов. В Соборе можно увидеть старинный деревянный иконостас, который спроектировал известный петербургский архитектор В.Растрелли. 27-метровый иконостас был сделан из 80 икон (в наше время сохранилось 50 из них).
Рядом с Собором располагается колокольня, которая датируется 1766-1770 гг.

Постройка очень оригинальна, особенно интересно смотрятся вогнутые внутрь фасадные стены. Архитектурный облик здания схожий с колокольней Троицкого собора в Чернигове. Говорят, с колокольни открывается чудесный вид на окрестности (даже можно одновременно увидеть два великих города - Киев и Чернигов).
Собор Рождества Богородицы (Козелец)
В ходе истории Собор Рождества Богородицы неоднократно переживал тяжелые времена. Больше всего он пострадал от рук фашистов и большевиков. Храму удалось перенести все лишения. Ему повезло намного больше остальных его «коллег» - собор не разобрали и не разрушили. Правда, долгое время он использовался не по своему прямому предназначению: здесь располагался сначала лагерь для военнопленных, затем конюшня, заготконтора. Еще несколько лет назад величественный собор имел «весьма непритязательный вид». Был грязным, потрескавшимся и ошелушенным.
После реставрации Собор Рождества Богородицы вновь занял свое почетное место среди шедевров украинской архитектуры. Является действующим.

Адрес: пгт Козелец, ул. Комсомольская, 9

В соборе сохранился склеп с прахом Наталки Демьяновны Розумовской - матери Алексея и Кирилла. Возле собора состоянием на 2004 год остались почти не истерзанные столетиями и событиями два столба из гранита неподалеку один от другого с восточной стороны. На одном з них надпись: "Ротмистер Петр Иванович Афендик род. 1804 г. 21 декабря, умер 1864 г". На втором надгробии читаем: "Здесь покоится прах Константина Станиславовича Митарновского, подполковника 17 пехотной Архангельской дивизии, родившегося 1834, умершего 1883 г.".

Афендик Петр Иванович был сыном Афендика Ивана Антоновича. Афендик Петр Иванович (21.12.1804 - 20.02.1863), участник подавления Польского восстания 1831 года, родился в селе Старая Басань Козелецкого уезда. Службу начал в Нарвском драгунском полку. С 1819 г. - прапорщик, с 1825 г. - поручик, из 1831 г. - штабсротмистер. Награжденный орденом святой Анни IV степени за храбрость. 3 1832 г. - ротмистер в отставке. Служил в Нарвском драгунском (со временем гусарском) полке (1819-1832). Его избирали депутатом от дворян Козелецькой уездной комиссии (1882).

Второе надгробие имеет такой вид: на черном гранитном кубе - белая мраморная стела с художественной резьбой, суженная в верхней части, на которой вычеканено эпитафию.

Митарновский Константин Станиславович, подполковник, участник российско-турецкой войны (1877 - 1878 гг.), с 1852 года офицер, с 1 974 - майор. За храбрость в российско-турецкой войне ему присвоены звание подполковника (1883г.) и награжден орденом святого Владимира с мечами и бантом. Имел ордены: в 1877 году - святого Станислава III степени, в 1882 году - святой Анны III степени. Этих двух военных возле собора похоронили не случайно.

К тому времени на территории собора было кладбище, на котором погребали не только военных, а и других людей с положением, имена которых были связаны с жизнью Козельца.

Таких погребений на соборном кладбище начислялось несколько десятков. Подтверждением существования кладбища есть материалы краеведов Козельца, рассказа старожилов и рабочих, которые в советские времена работали над реставрацией этого храма и находили кости похороненных здесь людей. К сожалению, сохранилось лишь два надгробия. Все другие уничтожено или с течением времени, или во время войны 1941 - 1945 гг. Правда, между этими двумя погребениями остался третий гранитный столб высотой приблизительно 130 см с надписью: "Мир праха твоему, страдалец".

озле собора похороненные также: Билановский Василий Никитович (1810 - 13.01.1889)- генерал-майор в отставке, участник российско-турецкой войны 1828 - 1829 гг.; Бочаров Михаил Иванович (1820 - 21.03.1869) подполковник в отставке; Кичко Калина Власович (1827 - 05.06.1877) - капитан в отставке; Лесовский Григорий Андреевич (1824 - 04.04.1864) - штабс-капитан; Мордовский Михаил Яковлевич (1837 - 03.04.1917) - полковник.

Строительство собора Рождества Богородицы считается делом рук архитектора И. Григоровича-Барского в соавторстве с А. Квасовым в 1752-1763 гг. на заказ Н. Д. Розумовского как родственного храма-усыпальницы.


Тем не менее это совсем не так. А для начала обратимся к феномену семьи Розумовских на примере книги "Семейство Разумовских" (А. А. Васильчикова, т. 1, С.Петербург, 1880 г.), где уже в предисловии говорится: "Графы Разумовские принадлежат ко второй эпохе временщиков. Возвышением своим они обязаны только случаю. Они не играли видной роли в летописях отечества нашего, не отличались особенными, выходящими изряда талантами. В продолжении шести царствований: Елизаветы, Петра III, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I с немногим сто лет существует семейство Разумовских и не представляет ни одного полководца, ни одного вполне замечательного государственного мужа. Последние сыны гетьмана умерли за границей, где провели большую часть своей жизни.

Разумовские, без сомнения, рядом с Шереметьевыми, остались для народа любимыми вельможами прошлого столетия. Еще при жизни своей они, по крайней мере графы Алексей и Кирилл Григорьевичи, пользовались общественным сочувствием. Екатерина отзывается в них, что она "никогда не знавала семейства временщиков, более всеми любимого". Причину зтой любви угадать не трудно: Разумовские, не чуждаясь просвещения, жили жизнью народной, любили все отечественное ".

Заметили, уважаемый читатель, даже в короткой этой цитате уже есть несколько противоречий, например: "Они не играли видной роли в летописях отечества нашего " и "не чуждаясь просвещения, жили жизнью народной"? И не об этом сейчас речь. Вернемся к "Семейству Разумовских" и к первой главе книги "Происхождение и возвышение". В ней идет речь о том, что в Черниговской губернии, Козелецкого уезда, в хуторе Лемехах жил реестровый казак Григорий Яковлевич Розум. Хутором село Лемеха было до 1765 года и расположенное на старой почтовой дороге из Киева в Чернигов между станциями Козельцом и Чемером. Розумом нарекли Григория Яковлевича, как гласит пересказ, соседние казаки от поговорки, которую тот любил повторять: "Гей! Що то за голова, що то за розум!";

Розум был человеком сварливым и скандальным, жена Наталия Демьяновна, наоборот, здравомыслящей и умной, ее любили и уважали все земляки. Детей у них было шестеро: Данил, Алексей, Кирилл, Агафья, Анна, Вера.

Однажды Наталии Демьяновне приснилось, будто в ее доме светятся на потолке солнце и звезды. Пересказала сон соседям, которые только начали смеяться над ней. Дня через три, в начале января 1731 года, в праздничный день проезжал через Чемер полковник Федор Степанович Вишневский, который возвращался с Венгрии, где он покупал для императрицы вина. Вишневский зашел в церквовь, был очарован голосом и внешностью Алексея Розума и уговорил дьячка отпустить с ним его воспитанника в Петербург. Алексей с радостью пристав на предложение Вишневского и поскакал со своим доброжелателем к северной столице. Там Вишневский представил Алексея тогдашнему обер-гофмаршалу графу Рейнгольду Левенвольду, который сразу же поместил молодого украинца в придворный хор.

После высылки сержанта Семеновського полка камер-пажа Алексея Никифоровича Шубина, который был первым лицом при дворе, Елизавета обратила свое внимание на молодого Розума. Некоторое время спустя уже не Розум, а Розумовський назначается управляющим одним из царских имений. Вслед за этим Алексей Григорьевич получает звание гофинтенданта и начинает ведать всем имуществом двора Елизаветы Петровны, и так умело, что сама императрица в письмах называет его "нелицемерным". Мать Алексея Розумовского в это время стала лучше жить, завела корчму...

Вскоре Розумовский становится графом и вступает в законный брак с императрицей Елизаветой Петровной (обвенчались они тайно осенью 1742 года в подмосковном селе Пэру). После такого удачного бракосочетания влияние Алексея Григорьевича при дворе становится огромным. Он не забыл и о своих благодетелях: Вишневского сделал генералом, а дьячка назначил надзирателем в одном из садов императрицы. Не забыл он и далекую родину: добился восстановления автономии Украины. Его родной брат становится гетманом.

Както Елизавета Петровна собралась посетить Украину. Ремонтировались и расширялись дороги, укреплялись мосты. В Козельце императрице понравилось, там она познакомилась с родными сестрами своего мужа. Возможно, именно тогда из дипломатической "подачи" Алексея Розумовского и возникло у Елизаветы Петровны желание соорудить собор Рождества Богородицы.

Но как бы там не было, а в 63 томе ежемесячного исторического журнала "Киевская старина" за декабрь 1898 года находим, что собор построен на "средства всесильного в то время графа Алексея Григорьевича Разумовского... при ближайшем участии небезызвестного священника Тарловского Кирилла Николаевича, уроженца г. Козельца, слывущего под именем "дикаго попа". Строителем собора был знаменитый архитектор того времени Растрелли".

Именно тогда в Италии для императорской церкви в Петербурге был заказан иконостас. Но после того как его доставили на место, стало понятно, что он великоват по размеру. "В зто время у графа Разумовского созрела мысль о постройке собора в Козельце. Императрица Елисавета Петровна решила пожертвовать этот иконостас для будущего собора. Вот тогда-то и было поручено архитектору Растрелли соответственно размерам и величине иконостаса составить проект собора. В скором времени собор был построен. Изумленному взору простоватых обывателей града Козельца предстало в виде собора такое чудо, что все просто ахнули и единогласно решили, что не только в Чернигове, но даже в самом Киеве нет такого собора", - утверждает "Киевская старина".

А вот то, о чем писал журнал почти 100 лет тому, можно полностью отнести к нашим дням. Словно о нас речь идет - прочитаем внимательно: "Иконостас, кажется, не ремонтировался с самого основания собора, т.е. уже почти 150 лет, что и заметно в довольно значительной степени: время берет свое - краски и лепные украшения трескаются, часть последних отпадает, позолота сходит. Недалеко то время, когда величественный иконостас и иконы нуждаются в ремонте ".

Укажу еще раз - это писалось почти столетие назад. А если к этому прибавить, что во времена Великой Отечественной войны фашистские оккупанты держали в соборе коней и десятками лет он не ремонтировался после войны можно только вообразить, в какой реставрации он сейчас нуждается...

Кстати, о том, что собор Рождества Богородицы соорудил Растрелли, писали "Известия XIV археологического съезда въ Чернигове 1-15августа 1908г."

И лишь в "Всеобщей истории архитектуры" в шестом томе мы находим утверждение, которые авторами собора Рождества Богородицы были (в первую очередь) А. Квасов и И. Барський. "Всеобщая история... " выданная в Москве в 1968 году. Ведь - судите сами...

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в п. Козельце Черниговской епархии

Собор был сооружён по заказу Натальи Демьяновны Разумовской (Разумихи - матери Алексея и Кирилла Разумовских) архитекторами А. В. Квасовым и И. Г. Григоровичем-Барским по проекту В. В. Растрелли между и годами. Также в XVIII веке был создан многоярусный позолоченный иконостас - как полагают, при участии архитектора В. В. Растрелли. Придворный художник Разумовской, Григорий Стеценко, расписал собор. На первом ярусе был устроен храм мучеников Адриана и Наталии - усыпальня Разумовских. После завершения строительства собора, в - годах архитектором Квасовым была возведена грандиозная колокольня . По великолепию и красоте архитектуры собор встал в ряд лучших архитектурных творений в Российской империи середины XVIII века. Он также явился последним видным храмовым сооружением в истории украинского барокко, после чего наступило время классицизма .

После пожара, причинённого молнией, в году колокольня была перестроена.

Архитектура

Грандиозный каменный храм пышной, дворцовой архитектуры. В архитектуре здания доминируют черты барокко , местами переходящие в формы рококо , и ордерные мотивы классицизма . В плане здание представляет крест. Массив здания разделён на два основных этажа и цокольную часть. Окна расположены по этажам строго в ряд. В первом этаже устроены необычные паперти в виде павильонов с арочным покрытием. Здесь видна рустовка первого этажа, и как контраст этому, сложное и обильное декоративное убранство второго этажа, увенчанного по верху выгнутыми фронтонами. Четыре опорных столпа несут систему сводов и пять куполов , поставленных по диагонали, как в древнерусских храмах. С трёх сторон к основному объему пристроены полукруглые крыльца с открытой колоннадой , завершающиеся невысокими шатрами .

В интерьере господствуют центральный купол и грандиозный многоярусный резной из липы позолоченный иконостас . Здесь архитектура, скульптура и живопись выступают в нерасторжимом единстве, что видно в утончённом декоративном убранстве стен, опор, сводов и куполов, а также в иконостасе.

Рядом с собором - четырёхярусная колокольня высотой 50 м. (одна из высочайших на Украине). Композиционное решение здания традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома