Хрематистика - это наука об обогащении. Экономические учения Аристотеля. Экономическое учение Аристо Аристотель и его экономические взгляды

Экономические воззрения Аристотеля

Древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) уделял значительное внимание проблемами античной экономики. К его работах «Никомахова этика» и «Политика» философ рассматривал многочисленные проблемы экономики древнегреческого полиса. В этих работах он выделял различные формы хозяйственной и финансовой деятельности. «Экономику», то есть натуральное хозяйство, и торговлю, мыслитель выделял в самостоятельные виды активности. Экономика, согласно его мнению, связана с удовлетворением естественных потребностей человеческого сообщества и оправданна. Второй вид хозяйственной деятельности, согласно его мнению, - «хрематистика» , к которой он относил крупную торговлю, ростовщичество и все остальные явления экономической активности, связанные с накоплением денег. Хрематистика , согласно Аристотелю, связана с обогащением, бессмысленным накоплением богатства в денежной форме и является аморальной. При этом, как отмечал древнегреческий философ, экономика может совмещаться с хрематистикой . Так, если торговая деятельность продуктивна по своей сути, эти торгово-посреднические операции относятся к сфере экономики, а если цель торговой активности - аморальное обогащение, то такая торговая деятельность относится к хрематистике .

Аристотель также неоднозначно рассматривал вопрос этичности использования денег в хозяйственной деятельности. В том случае, если деньги используются в обмене в хозяйственной активности в рамках экономики, тогда использование денег морально оправдано. Но использование денег в ростовщических операциях нарушает нормы этики. Он также полагал, что деньги как результат общественного договора созданы как средство обмена, а не обогащения и деньги не должны приносить доход. Поэтому доход, получаемый в результате ростовщических операция, является результатом не использования «финансового потенциала денег» , а аморальной эксплуатации заимодавцем должника. Этот вид финансовой деятельности относится к издержкам хрематистики , подрывая принципы натурально-хозяйственных отношений в экономике полиса. А появившиеся в результате соглашения между людьми деньги являются не более, чем средством обмена. Аристотель легитимизирует только использование денег как средства обмена и осуждает использование денег не по их «истинному назначению» . Поэтому ростовщичество и спекулятивные сделки откровенно вызывают у него лютую, бешеную ненависть.

Аристотель также обосновал идеи о справедливой цене товара. Данные идеи в дальнейшем были рассмотрены в трудах средневековых схоластов, например Ф. Аквинского.

Аристотель также занимался социологическим анализом экономической системы полиса. Семья или хозяйство, согласно его мнению, ― это первичная экономическая единица. Семья ценна не только сама по себе, но и тем, что включает человека в более широкую систему ― экономическую и общественную. Аристотель описывал человечество как естественную иерархию, со степенью разума как фактором, определяющим место в этой иерархии. На вершине находятся обладающие силой общего понимания, понимания сути трансцендентального, ум которых дает возможность им это постичь - ученые и философы. Ниже ученых и философов находятся обычные граждане, достаточно разумные для того, чтобы управлять политическими делами. Ниже обычных граждан стоят ремесленники и рабочие. В самом низу иерархии находятся люди, обладающие разумом в той степени, чтобы обслуживать других ― рабы от природы. Древнегреческий мыслитель был защитником рабовладения, которое он считал естественным состоянием организации общества.

Аристотель рассматривал частную собственность, накопленную в рамках экономической деятельности и не связанную со спекуляциями с капиталом, как необходимое условие существования общества в полисе. Философ также утверждал, что группы населения, не располагающие собственностью, как и располагающие чрезмерно большими состояниями, в наибольшей степени склонны к противозаконным действиям, потому оба слоя ― богачей и бедняков не могут способствовать ни политической, ни экономической стабильности города-государства.

Экономические воззрения Аристотеля сложились в результате практики и традиции хозяйствования древнегреческого полиса и разделяли экономическую деятельность согласно моральным критериям. Таким образом, согласно его воззрениям, экономическая деятельность в виде сельскохозяйственной и производительной деятельность оправдывались, а торговые и ростовщические операции осуждались. Посреднические и ростовщические операции с капиталом Аристотель считал низменным занятием, также как и Платон, пренебрегая ролью заемных средств в процессе стимулирования развития хозяйства полиса.

Вместе с этим читают:
Законы Хаммурапи
Идеальная экономика Платона
Экономическое учение Аквинского

Аристотель был одним из величайших умов в истории науки. Он являлся и основателем науки о человеческом обществе – социальной философии , в рамках которой у него рассматриваются экономические вопросы. Сочинения Аристотеля, где раскрываются проблемы общественной организации, были созданы в период его последнего пребывания в Афинах. Это, прежде всего, "Никомахова этика" (названная так потомками по имени сына философа – Никомаха, год написания этого труда неизвестен) и "Политика" (335–322 до н.э.) – трактат об устройстве государства.

Аристотель создавал теории и строил выводы, опираясь на тщательный анализ фактов. Для своей "Политики" он с группой учеников собрал и обработал материалы о государственном устройстве и законах 158 эллинских и варварских государств (в подавляющей части это были полисы, города- государства). Он критически относился к развитию торговли и денежного обращения в Греции. Идеалом для Аристотеля было небольшое земледельческое хозяйство (в котором работают, разумеется, рабы). Это хозяйство должно обеспечивать себя почти всем необходимым, а немногое недостающее можно получить путем "справедливого обмена" с соседями.

Аристотель осуждает афинское государство не только за крайний демократизм, но и за взятый им курс на развитие товарно-денежных отношений. Его идеал – это система хозяйства, близкая к натуральной, при которой производят преимущественно для собственного потребления, а предметом торговли являются лишь излишки. Только в государстве, базирующемся на такой системе хозяйства, не будет ни крайней бедности, ни чрезмерного богатства – большую массу населения составят средние слои. Именно они (средний класс в современном понимании), по мнению Аристотеля, являются прочной опорой государства и предохраняют его от всяких потрясений. И вряд ли это можно оспорить.

Мнение специалиста

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод: мыслитель античного мира считает естественными лишь те отношения, которые соответствует натуральному хозяйству, и осуждает товарно-денежные отношения как неестественные.

Анализируя природу вещей, Аристотель утверждал, что потребление каждого блага, пользование каждым объектом владения имеют двоякий характер. В одном случае вещь используют из-за присущей ей цели, ради которой она предназначена к потреблению, а в другом – отнюдь не ради этой цели. Для аргументации данного положения Аристотель приводит пример с потреблением сандалии.

Сандалия может служить для обувания ноги, но она может служить и для обмена. То и другое, по мнению философа, суть полезности сандалии. Однако пользование сандалией для обмена не является естественным способом употребления сандалии, ибо она существует отнюдь не для обмена. Таким образом, по Аристотелю, полезность вещи для владельца в обмене заключается в ее способности быть обмененной на другое благо. Философ подчеркивает, что в процессе обмена происходит приравнивание "всех ремесел и искусств".

Аристотель рассматривает процесс обмена, соотношения обмена и в конечном счете, выражаясь современным языком, процесс ценообразования.

Ценность блага субъективна и вытекает из оценки людьми его полезности. По Аристотелю, товары становятся соизмеримыми лишь при помощи денег. Он утверждает: для обмена необходимо, чтобы все измерялось чем-то одним. Этим одним на самом деле является такая связующая основа, как потребность. В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета.

Анализируя обмен, Аристотель увидел в нем выражение равенства. Он пришел к выводу, что товары однородными и равными делают деньги. Другими словами, товары становятся эквивалентными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. Блага выступают однородными, так как они однородны в своем денежном выражении.

С точки зрения Аристотеля, в процессе обмена происходит не только уравнивание вещей, но и приравнивание людей. Более того, по мнению мыслителя, между равенством вещей и приравниванием людей существует тесная связь. Резюмируя ход своих рассуждений, древнегреческий философ пишет: "Итак, нужна (пропорция): как строитель относится к сапожнику, так же столько-то сандалий к дому или дневному пропитанию, так как без соблюдения пропорции не будет ни обмена, ни общества". Следовательно, пропорции не будет, если "не произойдет уравнения на какой-то основе" .

Выдвинув столь замечательный тезис о равенстве и соизмеримости обмениваемых товаров, Аристотель далее утверждал, что в действительности соизмерение приравниваемых разнородных вещей недостижимо. Они не могут быть качественно равными в силу своей природной разнородности. Философ видел в такого рода приравнивании лишь искусственный прием для удовлетворения практической потребности. Прием, чуждый истинной природе вещей.

Важно запомнить!

Представляет интерес знаменитое аристотелевское противопоставление "экономии" и "хрематистика . Для Аристотеля экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Она включает и обмен, прежде всего в рамках, нужных для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности – разумное личное потребление человека.

Под экономией Аристотель понимал искусство приобретения благ, необходимых для жизни или полезных для дома, государства. Экономия, которая ставит своей целью "истинное богатство", имеет границы. Под "истинным богатством" Аристотель понимал совокупность вещей, достаточных для хорошей жизни.

Термин "хрематистика" не утвердился, в отличие от "экономии", в новых языках. Аристотель выводил данный термин из слова "хрема" – имущество, владение. Отсюда: хрематистика – это "искусство наживать состояние" . Под ним мыслитель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, накопление богатства, особенно в форме денег. Иными словами, хрематистика – это "искусство" вложения и накопления денег.

В античном мире немалую роль играл торговый и ростовщический капитал. В торговой и ростовщической деятельности никогда нt бывает и не может быть предела в достижении цели. Такой целью подобной деятельности является беспредельное богатство и обладание деньгами. Следовательно, цель хрематистики состоит в абсолютном обогащении – поэтому для нее не существует границ. Она базируется на деньгах как начальной и конечной точке меновых отношений. Хрематистика отличается от экономии прежде всего тем, что для нее источником богатства является процесс обращения.

Таким образом, исходя из противопоставления естественного неестественному, Аристотель различал два вида приобретения богатства: один ставит своей целью накопление потребительных стоимостей, другой – накопление денег. Противопоставление экономии хрематистике, которое проводил мыслитель, находилось в тесной связи с его этическими принципами, с его взглядами па добродетельную жизнь.

Из экономии непрерывно вырастает хрематистика. Из хозяйства, где продукты производятся как товары, предназначенные для обмена, неизбежно вырастают отношения, связанные с накоплением богатства.

Важно запомнить!

Аристотель резко осуждал ростовщичество. Он считал, что ростовщичество достойно порицания и само по себе дурно. В своем теоретическом обосновании негативного отношения к ростовщичеству Аристотель исходил из противопоставления денег в их естественной роли, ради которой они были созданы, той неестественной роли, какую они играют при ростовщичестве. Философ отмечал, что ростовщичество справедливо ненавидимо всеми. Ибо здесь сами деньги являются источником приобретения. Они употребляются не с той целью, для которой были изобретены: деньги возникли из товарного обмена, между тем процент делает из них больше денег, чем было первоначально. Отсюда и его название "процент" и "порожденное", ибо порожденное подобно породившему. Процент есть деньги от денег, поэтому среди всех отраслей приобретения ростовщичество наиболее противно природе.

Аристотель рассматривает деньги лишь как орудие обращения и мерило ценности. Отсюда философ делает вывод: тот, кто отдает деньги в рост, использует их противоестественно. Свою оценку неестественного использования денег купцами и особенно ростовщиками Аристотель резко выразил своим знаменитым тезисом, что в сфере крупной торговли и в ростовщических операциях "деньги порождают деньги".

Взгляды Аристотеля на ростовщичество и процент отражали идеологию элиты рабовладельческого государства, которая отрицательно относилась к ростовщичеству как одному из факторов, приводящих к разложению античного общества.

Разделение экономии и хрематистики Аристотель также связывал с различными видами торговли. Мелкая (товарная) торговля выступает в двух формах. Первоначальной ее формой была меновая торговля {Т – Т – бартер). Товарная торговля (Т– Д Т – торговля с помощью денег), согласно Аристотелю, по своей природе относится к экономии. Философ аргументировал это тем, что решающую роль в ней играет полезность товара.

Возникновение денег Аристотель связывал с расширением товарной меновой торговли. С изобретением денег, по мнению Аристотеля, целью товарной торговли становится хрематистика, самовозрастание денег, обращение превращается в источник богатства.

В своем анализе развития торговли Аристотель в обобщенном виде показал ее этапы: переход от меновой торговли (Г – 7) через товарную (Т – Д – Т ) к крупной торговле (Д – Т – Д" ).

Таким образом, Аристотель различал две формы обращения денег. Первой формой является та, в которой деньги функционируют как простое орудие обращения. Другая их форма – та, где они функционируют в каче- етве денежного капитала.

Как следует из вышеизложенного, к хрематистике философ относил нс всю торговлю, а лишь крупную. Мелкая торговля, которую Аристотель делил на меновую и товарную, причисляется им к экономии.

Мнение специалиста

Отрицательное отношение к крупной торговле при позитивной оценке мелкой не было новым в античном мире. Однако, во-первых, интересной и ценной явилась сама классификация видов торговли. А во-вторых, значимым для экономической мысли был анализ перехода одной формы торговли в другую. Исходным пунктом, по Аристотелю, выступала меновая торговля, но постепенно с появлением денег она превратилась в товарную. По мере накопления денег товарная торговля, в свою очередь, превращается в крупную торговлю, т.е. в хрематистику. Таким образом, мыслитель рассматривал экономические явления не статически, а в их динамике, развитии.

В методологии Аристотеля решающую роль играет противопоставление неестественного естественному. Экономия естественна, хрематистика неестественна. Использование денег как меры ценности благ и орудия обращения естественно, в то время как их применение в качестве орудия накопления, порождающего новые деньги, неестественно.

  • Аристотель. Никомахова этика. URL: lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ nikomah.txt

Весьма актуальными для современной экономической теории, в том числе для разработки солидарной информационной экономики, являются взгляды Аристотеля. Его размышления являются поразительно современными.

В книгах по истории экономической мысли обычно пишут так: «Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 г. до н.э. - согласно традиционной хронологии - А.О.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки» .

Выделим обоснованные Аристотелем положения, на которых базируется экономическая теория, в частности, солидарная информационная экономика.

Аристотель дал определение понятию "экономическая теория" (краткая форма - "экономика"). По Аристотелю «экономика» - наука о разумном ведении хозяйства. В современных терминах речь идет об организации производства и экономике предприятий, объединений организаций и предприятий, государственном и муниципальном управлении, поскольку Аристотель обсуждает управление хозяйствующими субъектами разного уровня - предприятие (сельскохозяйственное, производство в городе), город (полис), регион (сатрапия), государство .

Аристотель ввел специальный термин "хрематистика", под которой он понимал деятельность, направленную на приобретение выгоды, извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от "экономики" -деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей, т.е. на производство и приобретение благ для дома и государства. Хрематистику как форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной. Его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода.

В настоящее время хрематистика - это, прежде всего, деятельность банков, фондовых бирж и других структур, действующих по схеме «деньги - деньги», без производства товаров и услуг.

В последние столетия произведена подмена понятий - хрематистику с целью ее оправдания некоторые допущенные к преподаванию и законотворческой деятельности лица стали называть экономикой. Как в нормативно-правовых документах, так и в массовом сознании закрепилось положение о том, что цель коммерческого предприятия - извлечение прибыли, в то время как по Аристотелю его цель - удовлетворение потребностей людей.

Вслед за Аристотелем мы полагаем, что деятельность, направленная на извлечение прибыли, является противоестественной, вредной для общества. Экономическая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей людей, в отличие от хрематистики.

Эффективному решению современных проблем государственной политики и управления предприятиями мешают широко распространенные неадекватные представления о рациональном ведении хозяйства. По оценке ведущего американского исследователя П. Друкера, 1873 г. - «конец эры либерализма - конец целого столетия, на протяжении которого политическим кредо была политика невмешательства в экономику» . Но и сейчас, 150 лет спустя, архаичное представление о рациональности рыночных отношений, о «невидимой руке рынка» широко распространено в России и мешает инновационной модернизации систем управления. Это представление было внедрено в начале 90-х годов победителями в холодной войне с целью закрепить победу.

Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными»… Вслед за Аристотелем мы полагаем, что ведение хозяйства вполне возможно без денег. Наш опыт работы в качестве руководителя (менеджера) в Группе авиакомпаний «Волга-Днепр» показал, что в управленческой деятельности решение финансовых вопросов составляет лишь небольшую часть.

Однако на период перехода от современности к будущему хозяйству использование денег целесообразно. Согласно Аристотелю, если деньги относятся к «экономике» - то это символ стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» - то они выступают как реальный представитель неистинного богатства».

Необходимо освободить экономическую теорию от извращений хрематистики, развивать и излагать ее в соответствии с Аристотелем как науку о деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей. Современные термины "экономика предприятия и организация производства", "экономика, организация и управление предприятиями и отраслями", "менеджмент (т.е. управление людьми)" лучше соответствуют взглядам Аристотеля, чем рассуждения о макроэкономическом равновесии и финансовых рынках. Экономику в современном понимании следует рассматривать как раздел менеджмента. Однако номенклатура научных специальностей поставлена с ног на голову - менеджмент в ней лишь часть одной из экономических специальностей. При обучении бакалавров, ситуация несколько лучше - есть направление "экономика" и есть направление "менеджмент", т.е. термины "экономика" и "менеджмент" являются равноправными.

Укажем на отдельные черты дальнейшего (после Аристотеля) развития представлений об экономике и хрематистике.

Френсис Бэкон предупреждал: «Противоестественно, чтобы деньги рождали деньги» . Отметим: Ф. Бэкон против хрематистики, против процента.

Робинзон Крузо (согласно роману Дефо), попав на необитаемый остров, успешно организовал свое хозяйство. Для этого он разрабатывал методы организации производства, вел управленческий учет, прогнозировал и планировал. Вполне естественно, что Робинзон управлял своим предприятием без использования денег.

Жюль Верн в романе «Таинственный остров» рассказал о том, как успешно работали инженер С. Смит и его товарищи. Они вышли на современный им научно-технический уровень, не обращаясь к хрематистике, поскольку само понятие прибыли было их коммуне чуждо.

Генри Форд в книге «Моя жизнь. Мои достижения» писал: «… Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции… Работу на общую пользу ставь выше выгоды…». Выделим мысль Форда: цель производства - удовлетворение потребностей, а не получение прибыли.

Неслучайно один из наиболее продуктивных и известных современных экономистов проф. В.Н. Лившиц присоединяется к чеканным формулировкам Джона Мейнарда Кейнса: «Алчность - грех, давать деньги в рост преступно, а любовь к деньгам отвратительна» (см. также рецензию на замечательную по своей глубине и охвату книгу В.Н. Лившица ).

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» . И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги» . Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой» . Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

  • 1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.
  • 2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".
  • 3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.
  • 4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)
  • 5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.
  • 6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.
  • 7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. "Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров. Признается влияние редкости "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.
  • 8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности - разумное личное потребление человека. Хрематистика же является искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречийрабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не виделотрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитиепроизводительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить безрабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабыспособны воспринимать указания господина, но не способны руководитьхозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматьсяфизическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридическисвободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они незнают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов исвободных объявляется вполне естественным. Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерностьв развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, бытьсвободным от физического труда, принимать активное участие вгосударственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполнятьсярабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как быпредставляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, котораяобслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так,чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних теломощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободныеже люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ,зато они пригодны для политической жизни». Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличениясоставляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения»,поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способныдолго и усердно трудиться. По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихсяисследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место вего трудах занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Онисследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли,превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующейобразованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость,«связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит фактобщественного разделения труда. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловленоестественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизнипредметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользованиекаждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуютсяпо его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотельприводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать наноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и вдругом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и состальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Ондоказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами посебе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силунеобходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги».Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещивыражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг сдругом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал,что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражениестоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости,основа обмена. Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, которыйпреследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его«экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых дляжизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную наобогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её«хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главнаяцель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля посвоей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обменраспространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов ипокупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меноваяторговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретениемденег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, апоследняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистикапостроена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики ихрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первыйсмог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, иденьгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, нонеобходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первойнеобходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не можетбыть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками,достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силунеобходимости и государство не может обойтись без неё, в то же времянедопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, ноне абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам,

что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для

свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии

и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить

"средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних

распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя),

нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель

земледельца - прикован к своему участку, всегда занят

хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит

на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется

на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и

ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических

связей и разделения труда.

6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит

удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель

справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции.

"Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и

обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу,

потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же

является основой равенства товаров. Признается влияние редкости

"блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое

имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему

происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по

соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей

на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость

появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению

последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают

товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения

между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему

общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность

людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял

ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная

хозяйственная деятельность, связанная с производством

необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности -

разумное личное потребление человека. Хрематистика же является

искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние,

поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не

бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь

оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все,

занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои

капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие

хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,

чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах

главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал

довольно полную характеристику денег.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома