Порядок осуществления валютного контроля за экспортно-импортными операциями. Валютный контроль при экспортных операциях Валютный контроль при экспорте товаров

Перечень органов и агентов валютного контроля, а также объем их прав при осуществлении валютного контроля мы рассматривали в . В этом материале расскажем о валютном контроле за экспортно-импортными операциями.

Какие операции подлежат валютному контролю

Валютный контроль осуществляется в связи с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Что относится к валютным операциям, указано в п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Применительно к экспортно-импортным операциям основную долю валютных операций составляют операции, перечисленные в пп.б п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ .

К ним относятся отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также использование их в качестве средства платежа. Напомним, что валютные ценности - это иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Функции агента валютного контроля в банке в части экспортно-импортных операций состоят в том числе в запросе и получении от своих клиентов документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Контроль валютных операций

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов определенный перечень документов (их копии), которые были связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Документы, на основании которых производится валютный контроль импортных операций, а также операций, связанных с экспортом, в частности, следующие:

  • документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на проведение валютных операций, открытие счетов (вкладов);
  • документы (проекты документов), которые являются основанием для проведения валютных операций (включая контракты, дополнения и изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания);
  • документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • ведомости банковского контроля, банковские выписки;
  • документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров;
  • паспорта сделок.

Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку РФ собственной валютной политики.

По своей сущности валютная политика - это совокупность определенных принципов, направлений и мероприятий, определяемых государством в сфере международных валютных отношений.

Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования.

Валютный контроль использовался в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.

С целью усиления валютного регулирования со стороны государства, борьбы с нелегальной "утечкой" капиталов за границу, предотвращения сокрытия средств от налогообложения государство установило определенные ограничения на операции резидентов в иностранной валюте.

В частности, иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, в том числе от экспорта за иностранную валюту товаров (работ, услуг), подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком РФ .

Контроль за поступлением иностранной валюты от экспорта товаров осуществляется посредством механизма, установленного совместной Инструкцией ФТС РФ и Банка России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров".

Особенностью этого механизма является то, что технология контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров основана на организации информационного обмена между таможенными органами, осуществляющими оформление товаров, и уполномоченными банками, ведущими расчетные обслуживания российских экспортеров.

Специально для реализации технологии валютного контроля за получением выручки от экспорта товаров введено два документа: паспорт сделки (ПС) и учетная карточка (УК).

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров деятельность таможенных органов осуществляется в несколько этапов .

Первый этап (предварительный контроль). На этом этапе предусматривается контроль правильности оформления ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в ФТС сводных форм отчетности.

Второй этап (информационно-аналитический контроль).

Он предусматривает проверку достоверности получаемых от таможенных органов сведений; формирование основного обменного документа валютного контроля (УК) и направление его в уполномоченные банки, ведущие расчеты по сделке; получение и обработку УК, оформленных банком; сопоставление и анализ информации таможенных органов об экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств на транзитный счет экспортера; выявление потенциальных нарушителей установленного порядка поступления валютной выручки и доведение информации до таможенных органов, в зоне действия которых зарегистрированы экспортеры.

На третьем этапе (окончательный контроль) осуществляется целевая проверка экспортера по факту возможного непоступления валютной выручки; применяются санкции, установленные ТК РФ.

Использование данной технологии контроля позволяет:

осуществлять контроль соответствия каждой валютной операции, связанной с осуществлением расчетов, действиям экспортера по поставкам товаров;

получить возможность оценки реальных объемов нерепатриации, недополучения валютной выручки;

упорядочить требования к условиям платежа, фиксируемым при заключении внешнеторговых договоров;

создать автоматизированную систему оперативного обмена и обработки информации таможенных органов и банков.

Необходимость введения валютного контроля за получением выручки от импорта товара обусловлена значительными валютными потерями государства, связанными с переводами за рубеж валютных средств, неподтвержденными поставками импортируемых товаров .

Технологией валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрены формирование паспорта импортной сделки (ПСи), учетной карточки (УКи), а также карточки платежа (КП).

Данная технология валютного контроля основана на информационном обмене перечисленными документами между таможенной и банковской системами. Бартерные сделки не опосредуются валютными расчетами. Однако оценка объема бартерных сделок осуществляется в стоимостных показателях (в валюте).

Сбалансированность и эквивалентность экспорта и импорта при бартерных сделках также определяются в валюте. Поэтому к бартерным сделкам также применяется валютный контроль. Особенностью технологии контроля за бартерными сделками является формирование паспорта бартерной сделки (ПСб).

В экспортно-импортном секторе экономики России происходят большие экономические преобразования: изменяются объём, структура (как товарная, так и географическая), динамика экспорта и импорта.

Одним из основных направлений обеспечения защиты экономических интересов России является принятие эффективных мер в сфере валютного контроля в целях создания условий для экспорта и импорта товаров, соблюдение законодательства России во внешнеторговой деятельности.

Операции по валютному контролю подразделяются на экспортные и импортные.

Целью экспортного валютного контроля является контроль за обеспечением полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки на счета предприятий, осуществляющих экспорт товаров (т.е. инкассирование выручки и своевременный перевод её на счета экспортера). Банк осуществляет расчётное обслуживание экспортера по соответствующим экспортным контрактам. За проведение и обслуживание операций коммерческий банк взимает комиссионное вознаграждение, получая доход в форме процентов от суммы, поступившей экспортной выручки. Комиссия, взимаемая банком - очень незначительный процент в структуре доходов банка. Однако поступление валюты на счета клиентов-экспортеров пополняет корреспондентские счета банков, что позволяет им осуществлять операции по кредитованию в иностранной валюте.

Клиенты банка на территории Российской Федерации рассчитываются со своими поставщиками в валюте России, следовательно, они продают поступившую на их счет иностранную валюту через биржу, а поступающий рублевый эквивалент за проданную валюту пополняет корреспондентский счет банка в рублях. Поэтому приток экспортной валютной выручки на счета клиентов банка хотя и не влияет на прибыль банка, но всегда приветствуется банком. Задача любого банка - привлечь в качестве клиента организацию, ведущую активную экономическую деятельность, со стабильным притоком валютных и рублевых средств.

Целью валютного контроля за импортными поставками является проверка соответствия суммы средств переведенной за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенного на таможенную территорию России товаров. Уполномоченные банки открывают паспорт сделки (ПС) и отслеживают поступление в страну или вывоз валюты.

В зависимости от времени проведения валютный контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль со стороны банка за экспортными и импортными операциями осуществляется на этапе представления клиентом справки об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющейся документом, подтверждающим совершение валютной операции, паспорта сделки.

Текущий контроль проводится банком за экспортными и импортными операциями в период исполнения контракта и имеет большое значение, т.к. осуществляется непосредственно в период проведения реальных операций таких как перевод и получение денежных средств, представление в банк, документов, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, справки о подтверждающих документах.

Ряд принципов текущего контроля являются общими для экспортных и импортных контрактов. Главным принципом текущего контроля является своевременное представление экспортерами документов, подтверждающих поступление экспортной валютной выручки за вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, а импортерами документов, подтверждающих факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Основным моментом при проведении текущего контроля за экспортными контрактами является контроль за поступлением экспортной выручки. При импортных контрактах функции текущего валютного контроля несколько шире. В контракте, по которому предусмотрен авансовый платеж банк отслеживает сумму переведенную импортером в пользу иностранной фирмы, так как эта сумма не может быть больше суммы, указанной в паспорте сделки, а, следовательно, и в контракте.

Последующий валютный контроль за экспортными операциями заключается в основном в контроле за предоставлением экспортерами документов валютного контроля, за правильностью их заполнения и соблюдения.

Валютный контроль экспортно-импортных операций осуществляет агент валютного контроля - уполномоченный банк, который подотчетен Центральному Банку Российской Федерации.

Для того, чтобы проводить проверки соблюдения резидентами валютного законодательства РФ органы и агенты валютного контроля должны получать от проверяемых физических и юридических лиц необходимые документы о проведении валютных операций, документы, подтверждающие выполнение обязательств по контрактам и кредитным соглашениям и др. Законодательством установлен круг документов, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать у резидентов при проведении валютных операций. Среди этих документов следующие:

  • 1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, -- для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица -- для резидентов;
  • 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
  • 8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ;
  • 9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственной регистрации;
  • 10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • 11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в Документарной форме;
  • 12) паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ).

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Для подтверждения действительности и юридической силы документов, исходящих от официальных органов иностранных государств, необходимо прохождение специальной процедуры -- консульской легализации, если официальные документы и акты исходят от государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, (1961 г.) и если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами. Консульскую легализацию совершают консульские учреждения РФ за границей и Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Консульская легализация не исключает представления нотариально заверенного перевода документа на русский язык. После консульской легализации документ оказывается действительным только для того государства, консульская служба которого его легализовала.

Официальные документы и акты, исходящие от государств -- участников Гаагской конвенции 1961 г., принимаются без консульской легализации. В соответствии с указанной Конвенцией на таких документах проставляется специальный штамп -- апостиль (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ. Документ, на котором проставлен апостиль, Может быть использован в любой из стран -- участниц Гаагской Конвенции 1961 г.

Официальные документы, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.)).

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом перечисленных выше документов либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

В развитие положений Закона РФ 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк РФ разработал систему учета и отчетности участников внешнеэкономической деятельности по валютным операциям, основные положения которой изложены в Инструкции Банка России от 15 июня

2004 г. №11 7-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". Она вступила в силу с 18 июня 2004 г. Инструкцией №117-И введена новые виды документов для учета валютных операций: "Справка о валютных операциях" и "Расчетный документ".

Установлено, что резиденты (юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели) при поступлении на их счет и при списании с их счета иностранной валюты вместе с документами, являющимися основанием для проведения валютной операции, должны представлять в уполномоченный банк подготовленный ими документ "Справку о валютных операциях". Это справка, которая позволяет банку и валютным органам идентифицировать в результате каких видов деятельности возникла необходимость в проведении этих валютных операций. В ней в унифицированной форме указывается:

  • - направление платежа, его сумма с указанием кода используемой валюты;
  • - вид валютной операции;
  • - номер паспорта сделки (если он используется по этой операции);
  • - дата и номер заявления на резервирование (если по этой операции действующим законодательством установлено требование о резервировании).

Для улучшения учета и обработки информации все валютные операции разделены на более чем 180 видов, имеющие свои цифровые коды.

При осуществлении валютных операций в валюте РФ как резиденты, так и нерезиденты представляют в уполномоченный банк, так называемый, "Расчетный документ", составленный в установленной стандартной форме. Банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней следующей информации:

  • 1) номер счета резидента или нерезидента;
  • 2) дата совершения валютной операции;
  • 3) код вида валютной операции;
  • 4) сумма валютной операции по списанию средств со счета (зачислению средств на счет);
  • 5) код страны банка - получателя (отправителя) платежа;
  • 6) номер паспорта сделки (если сумма по контракту превышает в эквиваленте 5000 долларов США);
  • 7) сумма валютной операции в единицах валюты цены контракта.

"Справка о валютных операциях", "расчетный документ" и иные документы, предусмотренные новыми правилами, которые являются основанием для проведения валютных операций, представляются резидентами и нерезидентами при списании валюты с его счета в уполномоченном банке, а при поступлении валюты на счет - не позднее 7 рабочих дней от этой даты.

Документы, представляемые резидентами и нерезидентами в банк для учета и контроля, хранятся там не менее 3 лет. На основе представленных документов уполномоченные банки ведут в электронном виде базу данных по валютным операциям.

Банк ведет досье по паспорту сделки, в которое помещаются:

  • 1) экземпляр ПС;
  • 2) обосновывающие документы;
  • 3) справка о валютных операциях, в которой содержится информация о ПС;
  • 4) документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;
  • 5) ведомость банковского контроля;
  • 6) документы, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

Существуют определенные особенности оформления документов при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов и займов.

Так действие установленных правил не распространяется на кредитные операции нерезидентов с российскими резидентами - кредитными организациями, а также, если сумма кредитного договора невелика и не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора. При проведении валютных операций по кредитным договорам через российские банки клиент предоставляет в свой уполномоченный банк "Справку о валютных операциях", а если расчеты проводятся через счета в банках, расположенных на территории иностранных государств (банков-нерезидентов), то он представляет "Справку о расчетах за рубежом по кредитным договорам", которая содержит сведения о ходе кредитной операции, необходимые банку для заполнения документов валютного контроля. Эта справка предоставляется не позднее, чем через 45 календарных дней после совершения операции.

Уполномоченный банк, который ведет учет и контроль за ходом кредитном операции, формирует "Ведомости банковского контроля", в которые не позднее чем через 5 дней после совершения заносятся все сведения о проведении этой операции. Ведомости ведутся в электронном виде, но если клиенту банка необходимо их представить в органы валютного контроля, то по его письменному заявлению ведомость на бумажном носителе с подписью и печатью банка выдается самому резиденту не позднее следующего рабочего дня после его обращения.

Уполномоченный банк составляет и представляет в территориальное управление Банка России "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки". Указанный отчет формируется с целью получения информации о валютных операциях резидентов, осуществляемых в соответствии с Положением Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

Банк России на основании отчетности уполномоченных банков информирует органы валютного контроля об оборотах внешней торговли РФ.

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль - неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля - это, в частност ип. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) :

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, - определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт упп. 5.2 , 6.1 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее - Инструкция № 138-И) . А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес уп. 11.1 Инструкции № 138-И . Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол яп. 11.5 Инструкции № 138-И . Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним жепп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И .

Подробнее об оформлении, переоформлении и закрытии паспортов сделок написано:

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм уп. 6.5.3 Инструкции № 138-И . Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране еп. 1 Информационного письма ЦБ от 07.05.2014 № 44 .

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.1 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на счетпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Списание со счета иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.2 Инструкции № 138-И Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо мпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро вп. 6.5.4 Инструкции № 138-И Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро впп. 6.5.5 , 9.1.2 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо впп. 9.1.2 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност ип. 6.5.6 Инструкции № 138-И пп. 9.1.3 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из негоп. 6.6.2 Инструкции № 138-И . Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент а)п. 1 ст. 160 , ст. 434 ГК РФ . Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг ип. 3 ст. 438 ГК РФ . Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро мМетодические рекомендации ЦБ от 15.06.2015 № 14-МР . Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием - накладную на отгрузку товара. Главное - чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето впп. 6.9 , 6.10 Инструкции № 138-И . Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки - подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени яп. 6.7 Инструкции № 138-И .

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале - сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

Операция В каком случае нужно отчитываться перед банком Представляемые в банк документы Срок представления документов
Операции, связанные с денежными расчетами по контракту
Поступление на транзитный счет иностранной валют ып. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
п. 2.4 Инструкции № 138-И
приложение 1 к Инструкции № 138-И .
2. Документы, связанные с проведением валютной операции, например договор, накладные, актыч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ .
В справке о валютных операциях, которую вы подаете в связи с поступлением иностранной валюты, вы также можете указать информацию и о списании полученных денег с транзитного валютного счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления валюты на транзитный счетп. 2.3 Инструкции № 138-И .
О поступлении на счет валюты банк должен уведомить вас не позднее следующего рабочего дняп. 3.1 Инструкции ЦБ от 30.03.2004 № 111-И
Списание иностранной валюты со счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
За рядом исключений, например:
  • <или> в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 2.4 Инструкции № 138-И ;
  • <или> валюта списана с помощью банковской карты по кон­тракту, на который не оформлен паспорт сделк ип. 2.5 Инструкции № 138-И
  • <если> валюта списана без помощи банковской карты - одновременно с распоряжением на перевод валют ып. 2.3 Инструкции № 138-И ;
  • <если> валюта списана с помощью банковской карты по контракту, на который оформлен паспорт сделки, - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 2.5 Инструкции № 138-И
Поступление на счет рублей от нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И п. 3.6 Инструкции № 138-И .
Исключение - в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 3.9 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления рублей на счетп. 3.8 Инструкции № 138-И
Списание рублей в пользу нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И
  • <если> рубли списаны без помощи банковской карты - одновременно с расчетным документом по валютной операци ип. 3.8 Инструкции № 138-И ;
  • <если> рубли списаны с помощью банковской карты - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 3.10 Инструкции № 138-И
Расчеты с иностранным контрагентом через счета в банке-нерезидент епп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделк ип. 2.6 Инструкции № 138-И 1. Справка о валютных операция хпп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И .
2. Копии банковских выписок - только если расчеты по контракту лишь частично проходят через счета в банке-нерезидент епп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И
Не позднее 30 рабочих дней после месяца списания денег со счета в банке-нерезиденте (зачисления денег на счет)пп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И
Операции по вывозу товаров из России
Вывоз товаров из России с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • товары вывезены с условием отсрочки платеж ап. 9.8 Инструкции № 138-И
п. 9.8 Инструкции № 138-И п. 9.8 Инструкции № 138-И
Вывоз из России товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И пп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
п. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
п. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Вывоз товаров из России в страны ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .

п. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
вопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Операции по ввозу товаров в Россию
Ввоз товаров в Россию с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • по контракту оформлен паспорт сделки;
  • вывезенный товар был оплачен авансо мп. 9.8 Инструкции № 138-И
Справка о подтверждающих документа хп. 9.8 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца декларирования товаро вп. 9.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Документы, использованные в качестве декларации, например транспортные документ ып. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
Не позднее 15 рабочих дней после месяца проставления на документах, использованных в качестве декларации, отметки о дате выпуска (условного выпуска). Если таких отметок о выпуске несколько, срок считается от наиболее поздней датып. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Ввоз товаров в Россию из стран ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Транспортные (перевозочные), коммерческие документы.
3. Статистическая форма учета перемещения товаро вприложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 29.01.2011 № 40 . Сведения о ней не нужно указывать в справке о подтверждающих документа хвопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих (товаросопроводительных и коммерческих) документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
Исключение - статистическая форма учета перемещения товаров. Предельный срок ее подачи не установлен. Статистическую форму вы должны будете отнести в банк после того, как оформите ее и представите таможн евопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43 . Сделайте это до закрытия паспорта сделки
Прочие операции
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на нихп. 9.1.3 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки. Исключение - договоры аренды, лизинга, оказания услуг связи или страхования в части периодических фиксированных платеже йп. 9.5 Инструкции № 138-И 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Подтверждающие документы, например акты приема-передачи, счета, лицензионные договор ып. 9.1.3 Инструкции № 138-И ; Перечень, утв. МВЭС России 01.07.97 № 10-83/2508, ГТК России 09.07.97 № 01-23/13044, ВЭК России 03.07.97 № 07-26/3628
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И
Иное исполнение обязательств по контракту (например, возврат ранее вывезенных (ввезенных) товаро в)гл. 12 Инструкции № 138-И .

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне йп. 18.1 Инструкции № 138-И . Справку о валютных операциях банк должен проверит ьп. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • при списании денег с расчетного счета - не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок ип. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, - не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат апп. 18.5, 18.6 Инструкции № 138-И .

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани яп. 18.7 Инструкции № 138-И .

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок, еслип. 18.9 Инструкции № 138-И :

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс я»Письмо Росфиннадзора от 05.10.2012 № 43-01-06-25/4133 .

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк и.

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо кПостановление 1 ААС от 30.03.2015 № А43-21628/2014 .

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал - и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко йпп. 2.9 , 3.15 , 9.7 Инструкции № 138-И .

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят ьпп. 2.4 , 3.9 , 6.3 , 9.4 Инструкции № 138-И :

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. - за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк у)пп. 2.10 , 3.9 , 6.11 , 9.4 Инструкции № 138-И .

"Международные банковские операции", 2007, N 5

Как и в большинстве развитых стран мира, одним из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями резидентов при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. Анализ развития валютного законодательства РФ за 15 последних лет <1> позволяет сделать вывод о том, что ключевым направлением в области валютного регулирования является контроль за поступлением выручки в пользу резидентов РФ на их счета в уполномоченных российских банках по экспортным договорам с нерезидентами, предметом которых является вывоз товаров с таможенной территории РФ.

<1> Первым нормативным актом по валютному законодательству, по мнению автора, является Письмо Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР". Первой редакцией Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в РФ является Закон от 09.10.1992 N 3615-1.

Порядок контроля за валютными операциями по экспортным контрактам резидентов РФ

Контроль за валютными операциями в рамках экспортных контрактов всегда представлял собой важнейшее направление валютного контроля в РФ, порядок осуществления которого предусматривал активное участие уполномоченных российских банков путем исполнения возложенных на них функций агентов валютного контроля. На основе действующего в конкретный период Закона о валютном регулировании и валютном контроле Банк России издавал нормативные акты, устанавливающие порядок и процедуры контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями по экспорту товаров и репатриацией валютной выручки в Российской Федерации.

Современное валютное законодательство сохранило преемственность принципов контроля за операциями по экспортным договорам и репатриацией валютной выручки, которые в настоящее время основываются на положениях Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. В ч. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона. В ч. 4 ст. 23 названы документы, имеющие прямое отношение к договорам на экспорт товаров: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты); таможенные декларации; паспорт сделки.

Ниже перечислены статьи Закона N 173-ФЗ, которые напрямую касаются мер валютного контроля, применяемых при проведении резидентами внешнеэкономической деятельности по экспорту товаров.

Статья 19 Закона "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации" устанавливает обязанность резидентов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары. В данной статье перечисляются разрешенные случаи, при которых резиденты РФ вправе не зачислять выручку в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета в уполномоченных российских банках, в том числе речь идет о выручке по договорам за экспорт товаров:

  • при зачислении выручки на свои счета или счета третьих лиц в банках за пределами территории РФ в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами стран - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением подрядчиками-резидентами объектов на территории иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами территории РФ для покрытия расходов по их проведению, - на период проведения мероприятий;
  • при проведении зачета встречных требований:
  • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ резидентами и нерезидентами на основе агентских договоров за услуги, оказываемые резидентам;
  • по договорам (соглашениям), заключенным между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами за услуги, оказываемые за пределами территории РФ;
  • по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами при проведении зачета встречных требований, в случае если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;
  • по обязательствам, вытекающим из договоров страхования и перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории РФ - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории РФ расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием воздушных, речных, морских судов за пределами РФ и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами РФ филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью. Определение понятия внешнеторговой деятельности содержится в Федеральном законе от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (п. п. 4, 7, 28 ст. 2). Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Таким образом, обязанность по репатриации выручки установлена для резидентов РФ по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ на территорию иностранного государства.

К договорам на экспорт товаров, по которым проводятся валютные операции между резидентами и нерезидентами РФ, применимы положения ст. 20 "Паспорт сделки" Закона N 173-ФЗ. В соответствии с данной статьей Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Подобные правила установлены для валютных операций по договорам на экспорт товаров Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И (разд. II, гл. 3) наряду с иными видами договоров: импорт товаров, передача и получение работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности, кредитные договоры и договоры займа. Паспорт сделки по договорам на экспорт товаров оформляется резидентами РФ (юридическими лицами или физическими лицами - индивидуальными предпринимателями), в случае если общая сумма договора превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. По каждому экспортному договору оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке, в котором находится на банковском обслуживании резидент РФ - экспортер. Если резидент РФ осуществляет зачисление валютной выручки за экспорт товаров по договору на свой счет, открытый в иностранном банке в разрешенных законодательством случаях (например, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 Закона), паспорт сделки оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента. При этом территориальное учреждение Банка России выполняет функции банка ПС. При частичном зачислении валютной выручки на счет в уполномоченном банке, частичном - на счет в иностранном банке банком ПС выступает уполномоченный банк, в который частично зачисляется выручка за экспорт товаров.

Указанием Банка России от 08.08.2006 N 1713-У, которое внесло изменения в Инструкцию Банка России N 117-И, установлена обязанность резидента представлять лист 2 по ПС, оформленным по договорам, в соответствии с которыми осуществляется вывоз товаров с таможенной территории РФ (экспорт) или ввоз товаров на таможенную территорию РФ (импорт). Раздел 6 листа 2 ПС заполняется резидентом путем включения в него информации о сроках и порядке расчетов, предусмотренных в договоре. По экспортному договору указывается срок от даты выпуска товаров таможенными органами на экспорт до даты зачисления средств от нерезидента на банковский счет экспортера (оплата по факту экспорта товара, в том числе отсрочка платежа) или фиксируется случай предоставления нерезидентом коммерческого кредита резиденту в виде предварительной оплаты товаров (оплата до даты фактического экспорта товара, т.е. авансовый платеж). Сроки поступления выручки могут фиксироваться в календарных днях, если такой расчет возможен согласно условиям договора, и рассчитываются резидентом самостоятельно, исходя из условий договора. Лист 2 представляется резидентом только по ПС, оформленным на основе договоров, связанных с экспортом-импортом товаров, и подписывается резидентом по аналогии с листом 1 ПС (подписью уполномоченного лица резидента), а также заверяется печатью резидента (при ее наличии). Лист 2 ПС не подписывается уполномоченным банком. Вместе с тем, учитывая, что он является неотъемлемой частью ПС, по мнению автора, банк на основании п. 3.12.1 Инструкции N 117-И вправе отказать резиденту в подписании ПС в случае несоответствия данных, содержащихся в контракте, данным, указанным в листе 2 ПС.

Экспортеру необходимо принимать во внимание положения Инструкции Банка России N 117-И, в соответствии с которыми ПС должен быть оформлен резидентом до совершения валютной операции (по экспортному договору - до дня зачисления выручки на транзитный валютный счет или счет в валюте РФ экспортера) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России, устанавливающих такой порядок. В том случае, когда условиями экспортного договора предусмотрены расчеты в форме аккредитива, уполномоченные банки во избежание подобных случаев рекомендуют резидентам-экспортерам оформлять ПС до даты авизования аккредитива иностранным банком - эмитентом в пользу бенефициара (экспортера) через российский уполномоченный банк.

При оформлении ПС по договору на экспорт товаров в четвертой части номера ПС, проставляемого банком ПС, указывается код вида контракта, состоящий из одного раздела - 1 ("Вывоз товаров с таможенной территории РФ"). Если внешнеторговый контракт содержит условия, предусматривающие как вывоз товаров с таможенной территории РФ, так и ввоз товаров на таможенную территорию РФ, резидент должен оформить один ПС в одном уполномоченном банке. При этом он самостоятельно определяет свой статус стороны по договору (экспортер или импортер), исходя из чего проставляет код вида договора.

Учет валютных операций по паспорту сделки по экспорту товаров осуществляется банком в ведомости банковского контроля по ПС на основании информации, указываемой резидентом в справке о валютных операциях (гл. 1 Инструкции N 117-И).

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, в том числе по экспортным договорам, установлен Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П. В частности, документы (в виде копий, заверенных резидентом в порядке, согласованном с банком), подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, представляются резидентом при справке о подтверждающих документах. В соответствии с п. 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, со справкой о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ. Часть 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ не содержит определенных требований к документам, являющимся подтверждающими при вывозе товаров с таможенной территории РФ. Положение N 258-П также не содержит норм, устанавливающих определенные требования к подтверждающим документам, представляемым резидентом в банк ПС. Таким образом, в качестве документов, подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории РФ, могут использоваться документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ, например грузовая таможенная декларация с отметкой таможни о дате фактического вывоза товара или грузовая таможенная декларация с датой, указанной в штампе "Выпуск разрешен". При наличии в ГТД отметки пограничной таможни о дате фактического вывоза товаров резидент вправе поставить в графе 1 Справки о подтверждающих документах дату фактического вывоза товаров на основании указанного выше подтверждения пограничной таможни. При отсутствии в ГТД указанной отметки о дате фактического вывоза товаров в качестве даты вывоза товаров в графе 1 Справки может быть указана дата, проставленная в штампе "Выпуск разрешен".

В соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995 и Указом Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" не осуществляется таможенный контроль и не производится таможенное оформление перемещаемых между РФ и Республикой Беларусь товаров. Однако факт вывоза товаров с таможенной территории РФ в Беларусь предполагает оформление ПС по договорам, заключенным с резидентами Беларуси. В данном случае в качестве подтверждающих документов могут быть приняты товарно-транспортные документы, подтверждающие отгрузку товаров, различные приемо-сдаточные акты и др.

В случае проведения валютных операций по экспортному договору в валюте РФ резидент наряду с подтверждающими документами представляет в банк ПС справку о поступлении валюты РФ в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.

При проведении отдельных валютных операций в рамках экспортного договора через свои счета за рубежом резидент представляет в банк ПС справку о расчетах через счета за рубежом в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены операции резидента через счета за рубежом.

При заполнении Паспорта сделки согласно Приложению N 4 к Инструкции N 117-И резидент обязан в графе 6 разд. 3 листа 1 проставить дату исполнения всех обязательств по экспортному контракту (при отсутствии такого положения в контракте резидент самостоятельно рассчитывает эту дату, исходя из условий контракта). В лист 2, как было указано выше, резидент вносит информацию о сроках и порядке расчетов за экспорт товаров, предусмотренных в контракте (в случае отсутствия указанных условий в контракте информация не заносится).

Порядок контроля за репатриацией выручки по экспортным контрактам резидентов РФ

В контрактные сроки резиденты РФ обязаны получить выручку в иностранной валюте или валюте РФ на свои счета в уполномоченных банках, в которых были оформлены паспорта сделки по экспортным товарным контрактам, в том числе в соответствии с информацией о сроках исполнения обязательств, указанной в листах 1 и 2 ПС.

Установленный Банком России порядок зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитные валютные счета резидентов продолжает действовать до даты официальной отмены Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", несмотря на отмену с 01.01.2007 ст. 21 "Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке" Закона N 173-ФЗ. В соответствии с положениями Инструкции N 111-И резидент в срок не позднее 7 рабочих дней с даты зачисления средств на транзитный валютный счет представляет распоряжение на обязательную продажу (в настоящее время с указанием нулевого размера), а также справку о валютных операциях со ссылкой на номер ПС и код вида валютной операции. Согласно п. 3.8 Инструкции N 111-И операция по списанию средств с транзитного валютного счета резидента не производится, если резидентом не представлены документы, предусмотренные п. п. 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И, в том числе справка о валютных операциях. Вместе с тем имеется исключение в соответствии с п. 3.9 Инструкции N 111-И, а именно: договором банковского счета (дополнением к нему) между резидентом и уполномоченным банком может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку, о которой идет речь в п. 3.4 Инструкции N 111-И.

Частью 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность резидента за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов услуги, работы, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Данная обязанность и срок ее выполнения (срок, предусмотренный внешнеторговым договором) установлены, как было указано выше, ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ.

В случае невозможности по каким-либо причинам получить в контрактные сроки выручку, причитающуюся по условиям договора за поставленный товар, резидент должен оформить с нерезидентом дополнение к договору о продлении срока поступления причитающейся выручки. Дополнение должно быть подписано в дату, предшествующую сроку получения выручки, установленному в основном договоре. После подписания дополнения экспортеру необходимо переоформить паспорт сделки в связи с изменением срока выполнения обязательств по договору (лист 1) и срока получения выручки (лист 2). Необходимо учитывать, что КоАП РФ устанавливает ответственность резидента за неполучение выручки в контрактный срок. Таким образом, даже при ее фактическом зачислении в пользу экспортера с нарушением контрактного срока ответственность экспортера формально возникает.

При наличии во внешнеторговом договоре условия об отнесении банковских расходов и комиссий на счет резидента-экспортера зачисление в его пользу выручки в меньшей сумме за минусом таких комиссий и расходов не будет являться нарушением валютного законодательства РФ. На сумму денежных средств, причитающихся резиденту за вывезенные с территории РФ товары, может влиять изменение количества и качества поставленного покупателю товара, заявленного в ГТД, исходя из которых определялась заявленная в ГТД цена товара, если риски утери или порчи товара в соответствии с условиями договора несла российская сторона. Подобная позиция изложена в Методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, в Приложении к Письму ФТС России в адрес региональных таможенных управлений от 12.02.2007 N 01-06/4703.

Особенности применения положений валютного законодательства в схемах расчетов резидентов по экспортным контрактам, в том числе с использованием торгового финансирования уполномоченных российских банков

В ходе исполнения экспортного контракта может возникнуть необходимость оформления дополнения в связи с изменением иностранного контрагента - стороны по договору. В данном случае при поступлении выручки по экспортному контракту (ПС) от нерезидента, не являющегося стороной по основному договору, резидент при переводе средств с транзитного валютного счета на расчетный счет в иностранной валюте вместе с иными документами для целей валютного контроля представляет заверенную копию дополнения к договору (при отсутствии дополнения достаточно заверенной копии письма иностранного контрагента - стороны по договору в адрес экспортера, информирующего об изменении иностранного плательщика).

Возможна обратная ситуация, при которой экспортер, оформивший ПС в своем уполномоченном банке, передает право требования к нерезиденту по договору уступки требования другому резиденту. В данном случае экспортер закрывает ПС по заявлению в связи с прекращением обязательств по основаниям, предусмотренным законодательством РФ в связи с заключением сделки уступки требования (копия договора уступки требования прилагается к заявлению о закрытии ПС). На основании сделки уступки требования и экспортного договора второй резидент должен оформить ПС в своем уполномоченном банке в обычном порядке, установленном в Приложении 4 к Инструкции N 117-И и в соответствии с требованиями гл. 3 разд. II Инструкции N 117-И.

В платежных условиях экспортных контрактов в зависимости от коммерческих интересов участвующих сторон может быть предусмотрено использование различных форм международных расчетов: банковский перевод (авансовый платеж или оплата после поставки товара), документарное инкассо или документарный аккредитив. При использовании перечисленных форм расчетов оплата производится либо без отсрочки по мере предъявления к оплате коммерческих документов (например, коммерческого счета), либо путем отсроченного платежа через установленный период времени после поставки товара и предъявления к оплате коммерческих документов. В качестве дополнительного обеспечения выполнения обязательств сторон по экспортному контракту может быть предусмотрено использование банковской гарантии или ценных бумаг (простого или переводного векселя/тратты, в том числе авалированного банком импортера). При составлении платежных условий контрактов резидентам необходимо учитывать особенности требований валютного законодательства РФ применительно к валютным операциям, которые будут проводиться в рамках выбранной схемы и формы расчетов <1>.

<1> О специфике валютного контроля за валютными операциями в рамках аккредитива по экспорту см.: Третьюхина Е.А. Особенности валютного контроля при расчетах в форме документарного аккредитива // Международные банковские операции. 2007. N 3.

Дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских компаний - экспортеров невозможно без эффективного использования кредитных ресурсов, предоставляемых уполномоченными банками на цели финансирования экспортных поставок. Финансовые ресурсы необходимы экспортерам для изготовления товаров, предназначенных для экспорта, организации поставок, для расчетов с поставщиками экспортных грузов, которые вывозятся на основе агентских договоров и договоров комиссии между экспортерами (агентами, комиссионерами) и российскими предприятиями (принципалами, комитентами).

Финансирование может осуществляться в форме прямого банковского кредитования в иностранной валюте или валюте РФ. При этом п. 1 ч. 3 ст. 9 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам.

В последнее время уполномоченные банки при осуществлении финансирования экспортных операций активно используют инструменты внешнего фондирования в рамках кредитных соглашений и кредитных линий с иностранными банками, в том числе с участием экспортных страховых агентств.

Указанные схемы кредитования получают большое распространение в практике работы российских банков. Их использование позволяет изыскивать финансовые ресурсы и уменьшать кредитные риски. Вместе с тем в ходе практического структурирования операций по финансированию российских экспортеров банки и их клиенты сталкиваются с рядом спорных вопросов по применению норм валютного законодательства.

В ряде случаев финансирование экспортных контрактов осуществляется уполномоченным банком через механизм экспортного аккредитива, выбранного в качестве формы расчетов по экспортному контракту и открытого банком импортера в пользу российского экспортера. Российский банк, авизующий аккредитив экспортеру, может выполнять предоставленные ему банком-эмитентом полномочия на исполнение, подтверждение аккредитива или негоциацию документов по аккредитиву (функции исполняющего, подтверждающего, негоциирующего банка).

Действия исполняющего, подтверждающего и (или) негоциирующего банка регулируются положениями Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (новая редакция вступила в силу с 01.07.2007, Публикация МТП N 600).

В рамках своих полномочий, полученных от банка-эмитента, российский банк по мере представления документов по аккредитиву, соответствующих его условиям, осуществляет платеж экспортеру-бенефициару до получения возмещения от банка-эмитента, рассматривая сумму выплаченных средств как задолженность перед ним банка-эмитента.

Использование подобных экспортных аккредитивов, в том числе с рассрочкой платежа (российский банк получает возмещение по истечении периода рассрочки), позволяет экспортерам гарантированно получать выручку в сокращенные сроки, стимулировать оборачиваемость средств и повышать эффективность экспортных операций.

Подобный вариант торгового финансирования не находит однозначного толкования в органах валютного контроля, так как в ряде случаев платеж от российского банка по аккредитиву не рассматривается ими как экспортная выручка, полученная в соответствии с требованиями валютного законодательства.

По мнению автора, зачисление валютных средств на счет экспортера российским банком, выполняющим функции исполняющего, подтверждающего и (или) негоциирующего банка, не вступает в противоречие с требованиями ст. 19 Закона N 173-ФЗ, так как осуществляется в рамках структуры аккредитива, выставленного иностранным покупателем (приказодателем) и полученного от иностранного банка - эмитента. Подобный вариант исполнения аккредитива определяется платежными условиями внешнеторгового контракта.

Учитывая, что аккредитив является наиболее выгодной формой расчетов для российских экспортеров, гарантирующей своевременное поступление валютной выручки от первоклассных банков-эмитентов (как правило, именно первоклассные банки предусматриваются в платежных условиях контрактов в качестве банков, выставляющих аккредитивы в пользу российских экспортеров), признание органами валютного контроля данных схем как соответствующих требованиям валютного законодательства может способствовать дальнейшему развитию аккредитивной формы расчетов и расширению ее использования в контрактах российских экспортеров.

В последнее время в торговой практике применяются схемы финансирования товарооборота с использованием договоров финансирования под уступку права требования кредитора к должнику, в том числе экспортера к импортеру, в форме договора факторинга. Статья 824 ГК РФ определяет понятие договора финансирования под уступку денежного требования как договор, в силу которого одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. В соответствии со ст. 825 ГК РФ в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации (наряду с другими финансовыми компаниями). Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" содержит упоминание "о сделках по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме" (ст. 5). Указанные сделки не отнесены к числу банковских операций и называются в Законе в числе сделок, которые кредитные организации вправе осуществлять помимо банковских операций.

Применительно к экспортным контрактам нередко имеется потребность в финансировании экспортера уполномоченным банком сразу после поставки товара в форме уступки банку денежного требования экспортера к импортеру. Такой вид финансирования может обеспечить экспортера денежными средствами для пополнения его оборотного капитала, расчетов с поставщиками и субпоставщиками. Вместе с тем валютные операции, которые осуществляются при реализации договора финансирования под уступку денежного требования экспортера банку, не являются разрешенными в рамках действующего валютного законодательства. Денежные средства (в иностранной валюте или валюте РФ), поступающие в пользу экспортера от уполномоченного банка, не могут быть признаны выручкой по экспортному контракту в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ. В лучших условиях в данном случае оказываются иностранные финансовые и факторинговые компании, так как при заключении с ними договора финансирования под уступку прав требования выручка будет получена от нерезидента, что соответствует валютному законодательству.

Таким образом, в целях расширения участия российских банков в финансировании экспортных сделок и стимулирования российского экспорта представляется целесообразным внести необходимые изменения в ч. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ. Кроме того, в целях реализации договоров финансирования под уступку денежного требования следует разрешить осуществление валютных операций в иностранной валюте между уполномоченными банками и резидентами при выполнении обязательств сторон по договорам финансирования под уступку прав требования (дополнить ч. 3 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).

Внесение указанных изменений в Закон позволит шире развивать операции по финансированию российского экспорта и поставит уполномоченные банки в равные условия с иностранными банками и финансовыми компаниями.

Порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях валютного законодательства

В соответствии с ч. 10 ст. 23 Закона N 173-ФЗ уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию о выявленных нарушениях органу валютного контроля, имеющему право применять санкции, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 198 функциями органа валютного контроля наделена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Росфиннадзор осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций требованиям лицензий и разрешений, выданных ранее.

В течение длительного периода уполномоченные банки передавали информацию о нарушениях клиентами валютного законодательства только по отдельным запросам Росфиннадзора. Порядок направления запросов, касающихся конкретных валютных операций и сделок, был определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2007 N 80 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации".

С 16 октября 2007 г. вступает в силу Положение Банка России от 20.07.2007 N 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования". В соответствии с данным нормативным актом уполномоченные банки (в том числе их филиалы) обязаны передавать в территориальное управление Банка России на регулярной основе информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства (ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным) с указанием нормативного акта, который был нарушен (пункт, часть, статья и т.д.), суммы валютной операции и даты выявленного нарушения. Передача информации осуществляется в виде электронного сообщения и включает нарушения по всем видам валютных операций, проводимых по поручению резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц - индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой).

По валютным операциям, проводимым в рамках экспортных товарных контрактов, резиденты не должны допускать следующих нарушений требований валютного законодательства:

  • несвоевременного оформления/переоформления паспорта сделки;
  • непредставления в установленный срок - 7 рабочих дней со дня зачисления средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет - распоряжения на обязательную продажу иностранной валюты;
  • непредставления в установленный срок справки о валютных операциях; справки о подтверждающих документах; справки о расчетах через счета за рубежом; справки о поступлении валюты РФ;
  • непредставления подтверждающих документов;
  • непоступления валютной выручки в контрактные сроки (полное или частичное);
  • поступления валютной выручки с нарушением контрактных сроков.

Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 7 ст. 23 Закона N 173-ФЗ). Переданная уполномоченными банками в Банк России информация в согласованном между ними порядке будет направляться в Росфиннадзор для принятия каких-либо решений по возникшим фактам нарушений в рамках ответственности, установленной в ст. 15.25 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, полагаем, что в целях предотвращения случаев нарушения валютного законодательства необходимо существенно усилить взаимодействие клиентов с банками уже на этапе проработки сделок, связанных с внешнеэкономической деятельностью, подготовки условий контрактов, в том числе по экспортным договорам на поставку товаров. Как было указано выше, одним из наиболее серьезных нарушений валютного законодательства является неполучение выручки в полном объеме от экспорта товаров в установленные контрактом сроки. В связи с тем что применение в платежных условиях экспортного аккредитива, выставленного первоклассным банком страны импортера, снижает риски неполного или несвоевременного получения выручки, российским экспортерам следует более широко применять данную форму расчетов по экспортным договорам с нерезидентами. При этом уполномоченные банки, имеющие большой практический опыт работы с экспортными аккредитивами, могут оказать своим клиентам значительную помощь при структурировании платежных условий контрактов, в том числе предлагая широкий спектр банковских услуг, связанных с предэкспортным и экспортным финансированием.

Е.А.Третьюхина

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома