Формула самоуважения по у джеймсу. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции. Что такое самооценка

– это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту.

Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.

Самооценивание

Самооценивание считается одним из наиболее ключевых и значимых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает закладываться еще в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

Самооценивание, в психологической науке, именуют произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценивания личности.

Существуют виды самооценки:

  • Нормальная самооценка, то есть адекватная
  • Низкая самооценка
  • Завышенная, то есть неадекватная

Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный вид самооценки – это неплохо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

Низкий вид самооценки способен только блокировать решительность, уверенность, а завышенный – уверяет индивида, что он всегда прав и все делает правильно.

Завышенная самооценка

Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто такие индивидуумы думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно.Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними.

Низкая самооценка

Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других субъектов, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества.Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами.

Самооценку также подразделяют на плавающую и на стабильную. Ее тип зависит от настроения индивида или его успешности в определенный период его жизни. Самооценка еще бывает общей, частной и конкретно-ситуативной, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, индивиды могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь и др.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

  • всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;
  • их легко понять;
  • они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;
  • признают собственные достижения;
  • относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьезно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;
  • рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, дает силы для последующих действий с целью постановки новых целей;
  • все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий.Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.

Диагностика самооценки

Сегодня все большую роль играет проблематика диагностики самооценки, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Современный научный социум в последнее время все чаще выносит вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка,интеллект и т.д. – повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики.

Личностные черты самооценки

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении.

Популярные методики диагностики самооценки

Методика Дембо-Рубинштейн

Названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Психологи убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах.

Методика анализа личностной самооценки по Будасси

Дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые существуют в реальности. Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции.

Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый – заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми.

Тест Кеттелла

Является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических личностных черт. Опросник направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость.

Методика В.Щур

Под названием «Лесенка» способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальный стиль проведения дает возможность обнаружения причины, воздействующей на формирование неадекватной самооценки. Стимульный материал в этой методике представляет собой, так называемую лесенку, состоящую из 7 ступеней. Ребенок должен определить собственное место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие». Для проведения этой методики огромный акцент делается на создании дружественной обстановки, атмосферы доверия, доброжелательности, открытости.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием «Дерево», модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест Т.Лири

Предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа «Я». При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика диагностики самооценки Г. Айзенка

Применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний.

Также к методам анализа самооценивания относят:

Методику А. Липкиной под названием «Три оценки», при помощи которой диагностируется уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументация самооценки;

Тест под названием «Оцени себя сам», который позволяет определить виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

Методика под названием «Справлюсь или нет», ориентированная на выявление оценочной позиции.

В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального.

Развитие самооценки

Формирование и развитие различных сторон самооценки проистекает в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни индивида социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент.

Отсюда следует, что формирование личностного самооценивания проходит через определенные этапы развития самооценки. Конкретные факторы самооценивания должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития самооценки наиболее значимым периодом считается раннее детство. Ведь именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о собственной персоне, мире, людях.

Развитие самооценки в воспитании

Очень многое в формировании адекватного уровня самооценивания зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка. Так как именно семья является для маленького индивида первым социумом, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном социуме называется социализацией. Малыш в семье сравнивает свое поведение, себя со значимыми взрослыми, подражает им. Для детей важным в раннем детстве является получение одобрения взрослого. Самооценка, заданная родителями, усваивается ребенком беспрекословно.

Развитие самооценки детей

В дошкольном возрастном периоде родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. На данном этапе невозможно обойтись без шаблонов и стереотипов в поведении.

Так, например, женской части населения с детства внушается, что им надлежит быть мягкими, послушными и опрятными, а мальчикам – что они должны держать свои эмоции под контролем, ведь мужчины не плачут. Вследствие такого шаблонного внушения в дальнейшем происходит оценивание детьми на предмет наличия у их сверстников нужных качеств. Отрицательными будут такие оценки или положительными зависит от разумности родителей.

В младшем школьном возрастном периоде приоритеты начинают меняться. На данном этапе на передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Теперь к семье прибавляется еще один социальный институт под названием школа.

Дети в этом периоде начинают сравнивать себя со сверстниками, они желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом. Этот период характеризуется навешиванием ярлыков на детей, которые еще не научились делать самостоятельные выводы.

Так, например, непоседливого, активного ребенка, которому довольно трудно вести себя спокойно и он не способен усидеть на одном, назовут хулиганом, а ребенка, который с трудом усваивает школьную программу – неучем или лентяем. Так как малыши в этом возрастном периоде еще не умеют критически относиться к чужому мнению, то мнение значимого взрослого будет авторитетным, вследствие чего примется на веру, и малыш будет учитывать его в процессе самооценивания.

Развитие самооценки в переходном возрасте

К переходному возрастному периоду доминирующая позиция отдается природному развитию, ребенок делается более независимым, трансформирует психически и меняется физически, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников.

Теперь для него главными критиками являются товарищи-ровесники. Данный этап характеризуется формированием представлений о собственной внешности и успешности в социуме. При этом подростки сначала учатся подвергать собственной оценке других и только через время себя.

Результатом этого является известная жестокость индивидов подросткового возраста, которая появляется в ходе жесткой конкуренции в иерархии сверстников, когда подростки уже могут осудить других, но еще не умеют адекватно оценивать себя.

Только к 14 годам у индивидов формируется способность самостоятельно адекватно оценивать других. В этом возрасте дети стремятся познать себя, достичь самоуважения, сформировать самооценку. Важным на этом этапе является ощущение принадлежности к группе себе подобных.

Индивид всегда стремится хотя бы в собственных глазах быть хорошим. Отсюда, если подросток не будет принят в школьной среде сверстников, не понят в семье, то он будет искать подходящих себе друзей в другой среде при этом нередко, попадая в так называемую «дурную» компанию.

Развитие самооценки подростков

Следующий этап развития самооценивания начинается после окончания школы и поступления в высшее учебное заведение или не поступления. Теперь индивида окружает новое окружение. Данный этап характеризуется взрослением вчерашних подростков.

Поэтому в этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка. К этому этапу обычно уже выработана одна из стержневых установок, представляющая собой восприятие собственной личности со знаком плюс или минус. Другими словами в данный этап индивид входит со сформировавшимся хорошим либо негативным отношением к собственной персоне.

Роль самооценки

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание.

Самооценивание может быть адекватным и неадекватным. Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра.

При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Высокая самооценка

Обычно, среди обывателей принято считать, что наличие высокого уровня самооценивания априори ведет к счастливой жизни и реализации в профессиональной сфере. Однако данное суждение, к сожалению, далеко от правды. Адекватная самооценка личности не является синонимом высокого уровня самооценки. Психологи утверждают, что высокая самооценка наносит вред личности не меньше, чем низкое самооценивание. Индивид с завышенной самооценкой просто не способен принимать и считаться с чужими мнениями, взглядами, отношением к системе ценностей других. Высокая самооценка способна приобретать негативные формы проявления, выражающиеся в гневливости и словесной защите.

Субъекты, обладающие неустойчивой высокой самооценкой склоны занимать защитную позицию вследствие надуманного преувеличения угрозы, способной нанести удар по их самомнению, уровню уверенности и задеть самолюбие.

Поэтому такие личности находятся в напряженном и настороженном состоянии постоянно. Данная усиленная оборонительная позиция говорит о неадекватном восприятии окружающих индивидов и среды, психической дисгармонии, низкой степени уверенности в собственной личности. Индивиды с устойчивой самооценкой, с другой стороны, склонны воспринимать себя со всеми дефектами и изъянами.

Они ощущают себя, как правило, безопасно, вследствие чего не склонны обвинять других, применяя вербальные защитные механизмы, оправдываться из-за прошлых ошибок, неудач. Можно выделить два признака опасно завышенной самооценки: безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень нарциссизма.

В целом, если индивид обладает устойчиво высоким уровнем самооценки – это не так уж и плохо. Часто родители, сами не отдавая себе в этом отчет, способствуют формированию у ребенка завышенного уровня самооценивания. При этом они не понимают, что если выработанная завышенная самооценка малыша не будет подкреплена реальными способностями, то это приведет к понижению уверенности ребенка в себе и неадекватному уровню самооценивания в сторону уменьшения.

Поднятие самооценки

Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд.

Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой.

Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

Смотрите видео: Veronika Stepanova: Как повысить самооценку?!

Сравнение с другими лицами

Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик.

Постоянное сравнение способно только загнать индивида в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Следует найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

Следующим шагом на пути повышения самооценки является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

Когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

Приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто создает ничем неоправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, нет лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
- игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;
- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;
- экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;
- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);
- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

Обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, раздражает окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.
Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они уравновешенны, не агрессивны, независимы.

Мало знать себе цену – нужно ещё и пользоваться спросом. Самомнение и самооценка – это разные вещи! Самооценка зависит от реального продвижения к постеленной цели, а самомнение – может быть накрученным и неадекватным.

Самое сложное в моей работе – это пересмотреть видео на YouTube с похожим названием. И мне становится ясно, почему многие люди не доверяют психологам. И кстати правильно делают.

В видео с самым большим количеством просмотров «психологи» рекомендуют заняться аффермациями. И больше всего меня потешило видео, где рекомендуется за одну секунду до оргазма произнести: Я достоин больших денег! И самое главное, - везде расставить маячки! Извините, но это – белая горячка!

Волшебные заклинания такого плана не работают! Вы просто потратите свою энергию на дуракаваляние!
Итак, запомните три фразы: самоуважение, позиция достоинства и реальные достижения! Вот что необходимо для поднятия самооценки.

Самоуважение даёт Вам право подняться над ситуацией и формирует позицию достоинства – морально-нравственное отношение к самому себе. Позиция достоинства – это стартовая площадка для поднятия самооценки. А аффермации – это сказки для взрослых людей, хотите, верьте! Итак, начнём по существу!

Самооценка – это оценивание своих реальных достижений по отношению к тому, чего хотели бы получить или достичь!
И самое главное в самооценке – это адекватность, поскольку самооценка определяет уровень притязаний!

Поэтому, в психологии и существует формула самооценки, введённая Вильямом Джеймсом более ста лет тому назад. Формула отражает уровень самооценки через дробь, в числителе которой уровень достижений, в знаменателе уровень его притязаний. Притязания – это то, на что человек претендует, это его стремления. То есть, соотношение реальных достижений и того, к чему человек стремится.

Если уровень успеха (уровень достижений) высок (человек многого добился), то самооценка высокая. Но если человек на многое рассчитывал (высокий уровень притязаний), но добился меньше (низкий уровень достижений), то самооценка будет низкая.
В структуре самооценки существует два компонента: эмоциональная и интеллектуальная. Эмоциональная компонента это самоуважение - отношение к себе по отношению к желаемой цели. Когнитивной или интеллектуальной компонентой (знания о себе) будет мнение человека о своих способностях, не зависящее от реальных успехов.

Самооценка это самоуважение и эмоциональное отношение к самому себе. И человек оценивает себя, как ресурс, который может справиться с поставленными задачами. Я справляюсь – хороший ресурс, не справляюсь – плохой, низкая самооценка!

Самооценку, нельзя отделить от самоуважения, как от эмоции. Поскольку в формуле Симонова об эмоциях говорится, что эмоциональное состояние зависит от возможности удовлетворения потребности, то есть поставленной задачи. Чувствуется возможность – прилив сил. Поскольку одна из функций эмоций – энергетическая. Обеспечить энергией человека, для достижения поставленной цели!

Поэтому я и говорю, что если интеллектуальная (когнитивная) составляющая самооценки отрицательна, то есть человек осознаёт, что реально не реализовал поставленные задачи, а эмоциональная составляющая положительна (накрутить себя), то самоуважение будет искусственным и вскоре разобьётся об реальность!

Следовательно, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая успех и реальные достижения (числитель дроби), либо снижая притязания – стремления получить что-либо (знаменатель).

Также самооценка бывает актуальной (то, что уже достигнуто) и потенциальной (то, на что человек способен). И здесь очень важно, чтобы человек ощущал, как он продвигается к поставленным целям и потенциально возможной самооценке. Очень важен фактор успеха! Поэтому цели и задачи должны быть реально достижимыми.

Самооценка бывает адекватной и неадекватно, т. е. соответствующей/несоответствующей реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.

Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать причиной неврозов личности.

Таким образом, есть две возможности поднять самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений чуть ниже уровня притязаний, поскольку разница потенциалов, плюс ощущение своего влияния на реальные события повышает мотивацию достижения. В противном случае, если вы будете понижать свои требования к жизни (уровень притязаний), то возможно формирования мотивации избегания неудачи!

Те люди, которые придерживаясь подхода, что «все равно у них ничего не выйдет», просто понижают свою мотивацию к успеху. Тем самым лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает.

Функции самооценки – это регуляторная, на основе которой совершается выбор.
Например, лица с неадекватной самооценкой (завышенная или заниженная) будут ставить себе цели или слишком простые (чтобы наверняка справится) или слишком сложные (чтобы в случае неудачи сказать: ну тут бы мало, кто справился).
Защитная функция – сохранить стабильность в самоуважении, но может проявляться в раздражительности на критику, зависти и агрессии и обвинении других. И функция развития – Я могу, я достоин!

Главное в самооценке – это адекватность, то есть выбирать цель «по зубам». «Тренируйся на кошках».
Как повысить? Только через реальные достижения! Как дети: мама смотри я научился, смотри, как я могу! Только овладевая определённым навыком! И ощущения того, что вы продвигаетесь.

Успешный человек обладает независимой (общей) самооценкой и она не зависит от ситуации. Вчера дворянка, а сегодня официантка! Это независимая самооценка с определённым уровнем притязаний и сохранившимся чувством достоинства позволит вернуться на достойною позицию в обществе, поскольку не сломается чувство что – Я это достоин!

И, конечно же, для взрослого человека самооценка определяет его личностный статус, который является основой социального статуса.

Как повысить уверенность? И как себя полюбить?

1. Уверенность приобретается только через опыт, и говорить нужно о том, как убрать излишнюю тревожность!
2. Полюбит себя? Только через подтверждения своих результатов продвижения. Чего-то достигли – купили себе новое платье, сходили в косметический кабинет и так далее. Но если вы смотрите в зеркало и говорите себе, какая Вы красивая, и что многого достойны, но заходите в продуктовый магазин и покупаете дешёвые сосиски, то о какой самооценке может идти речь?
3. Перестаньте сравнивать себя с другими.
4. Самокритика – может быть родительскими голосами.
5. Только реальные достижения, реально достижимые, ограничивающие во времени цели.

Для человека самооценка — это инструмент для осознания себя, своих сил, своих умственных способностей, поступков и поведения. Основной смысл самооценки - самоконтроль.

По видам самооценку подразделяют на общую и парциальную. Когда кто-либо считает себя хорошим человеком, это заключение принято считать общей самооценкой. Парциальная самооценка это оценка в отдельных видах деятельности.

Кроме того, самооценка может быть актуальной (оценка уже достигнутого) и потенциальной. Потенциальную самооценку принято считать уровнем притязаний.

Самооценка т.ж. может быть адекватной, — то есть действительно соответствующей возможностям и достижениям человека, и неадекватной.

При самооценке человек может использовать высокую планку оценки, среднюю и низкую.

Выделяют три типа самооценки:

  • адекватная самооценка;
  • заниженная самооценка;
  • завышенная самооценка;

Люди с заниженной самооценкой, как правило, сосредотачивают внимание на собственных недостатках и неудачах. Заниженная самооценка удел человека робкого, неуверенного в себе, не умеющего принимать ответственные решения.

Такие люди не стремятся быть на виду. Они нерешительны и осторожны, нуждаются в поддержке, легко меняют своё мнение под воздействием значимых для них людей. Предпочитают пристраиваться за лидером, что дает им уверенность в действиях и, как они полагают, иммунитет от ответственности. Чрезвычайно зависимы от мнения окружающих, для них очень важны их поддержка и одобрение.

Заниженная самооценка — это комплекс неполноценности; такие прелестные качества, как обидчивость, ранимость, неуживчивость, завистливость мстительность, — его атрибуты. Кроме того, эти ребята очень требовательны к окружающим и себе — нелюбимым.

Нагло ведущий себя хам, - почти гарантированно имеет низкую самооценку. Человеку, уважающему себя, имеющему адекватную самооценку, уверенному в своих силах, нет нужды, что то доказывать, кому бы то ни было.

Завышенная самооценка – атрибут уверенности в себе, успешности. Если вы повстречаете человека, который постоянно стремится быть в центре внимания, старается всем руководить и раздает советы как семечки, — перед вами человек с завышенной самооценкой. Охотно критикуя чужие действия, в свой адрес критику он воспринимает в штыки. Вообще, чужое мнение его раздражает, если оно отлично от его мнения. Он всегда уверен в свой правоте и непогрешимости, а если в его действиях вылазит “косяк”, он объясняет его, как следствие форс-мажора, или старается переложить его на кого то другого.

Ещё для людей с завышенным типом самооценки характерны: высокомерие, эгоизм, пренебрежение к окружающим. Они уверены в своём превосходстве, не критичны к своим слабостям.

Заниженная и завышенная самооценки могут стать причиной внутренних конфликтов личности и источником проблем.

Адекватная самооценка – качество, позволяющее человеку ставить разумные цели и успешно достигать их.

У Абрахама Маслоу, в его знаменитой пирамиде базовых потребностей, значатся среди прочих: потребность в самоактуализации, потребность в уважении (почитании), но не прописана потребность в адекватной самооценке. Между тем, людям навязчиво свойственно создавать образ собственной значимости и соответствовать ему.

Мы конструируем эталон собственной значимости, отражающий наше представление о том, какими мы себя представляем, какими мы хотим быть, как мы хотим выглядеть в глазах окружающих. Ну а дальше мы занимаемся мониторингом, - мы сравниваем эталон, и то, что мы имеем в реальности. Этот процесс — есть ни что иное, как аналоговая самооценка.

Если то, что мы имеем на самом деле, не совпадает с созданным нами эталоном, возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно двумя путями:

  • Форсировать работу над собственной значимостью (т.е. реально поднять её);
  • Снизить планку эталона;

Двигаться по первому пути - хлопотно, трудно и лениво. Второй путь - проще и комфортнее. Но, нужно помнить о том, что если вы по нему пойдёте, то неизбежно заработаете какой-либо комплекс, — для человека снижение уровня самооценки - чревато.

Набросаем абрис двух (из многочисленного ряда) типов людей.

Тип первый.

Люди, озабоченные обустройством только собственной жизни и жизни близких им людей. Они никогда не пойдут против существующих на данный момент общественных тенденций, и, если это им выгодно (или противодействие представляет опасность), всегда найдут возможность компромисса с любой мерзостью в рамках дозволенного (ненаказуемого). Они активно создают для себя и своих близких финансовую подушку и удобный ареал обитания. Если встает вопрос выбора между общественным благом и личной выгодой, они ни минуты не колеблются.

Как правило, все они лживы и, за редким исключением, примитивны. Единственное, что во всех в них непонятно, — когда же они нажрутся деньгами и возможно ли это вообще. Примеров - не счесть, - это практически все госчиновники.

Большинство из нас оценивает таких людей, как практичных и дальновидных негодяев. Некоторые, в глубине души, завидуют им.

Тип второй.

Градация людей, строго соблюдающих моральные каноны и чтущих общечеловеческие ценности. Они озабочены тем, как их воспринимают окружающие, что думают о них. Эти великолепные люди, воистину «соль Земли», движители прогресса, хранители общечеловеческих традиций и морали. Они, как правило, не останавливаются, покуда не сожгут себя дотла на благо людей. Эти люди, презирая опасность, выполняют свой долг так, как они его понимают, рискуя разрушить своё будущее, но понимая, что оставят добрую память в сердцах людей и это для них важнее.

Ольга Ли, симпатичная молодая женщина, рискуя не только карьерой, но и жизнью, не побоялась напомнить нашему президенту, что он является гарантом порядка и законности в возглавляемой им стране. Тот, как обычно, ничего вразумительного не ответил, зато система “прессанула” женщину со всей своей дурью. Такая вот гарантированная гарантом демократия.

Что движет людьми? Почему мы поступаем тем или иным способом? От чего зависит наш выбор?

Ответов на эти вопросы, вероятно, столько, сколько людей. Можно ответить и так:

Человек, создав образ себя и своего жизненного сценария, упорно следует ему. Он вынужден делать это. Для него это – потребность. А варианты его поступков определяет его багаж: ценности, приоритеты, мораль, значимость (которую ему необходимо сохранять и увеличивать), образ себя, самооценка (мы обязаны быть на уровне, который сами для себя наметили). Другими словами, мы выполняем предназначение свыше, которое создали себе сами.

Общепринято под самооценкой понимать оценку самого себя любимого, своих недостатков и достоинств, своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и своего бессилия.

Понятно, что оценка таких составляющих нашей личности как воля, решительность, энергичность, харизма, порядочность, честность, нравственность, совесть, долг и т.д. — вещи постоянные, общечеловеческие. Сила воли – она и в Африке — сила воли. Но вот морально – этическое их применение трактуется по-разному.

У некоторых народов мужчину оценивают по тому, каков он добытчик. Моральный аспект способа добычи в расчет не принимается. К примеру, если мужик притащил домой мешок с деньгами, его семью и родственников совершенно не волнует, где он взял его. Главное - притаранил. Это - менталитет, и, понятно, что он cформирует активную жизненную позицию и моральные нормы. Как следствие, искаженная мораль порождает искаженную самооценку.

Примеров в нашей стране - море. Для цивилизованных народов - это не совсем приемлемо.

Критерии оценки морали (принятых в социуме представлениях о том, что есть хорошо и что такое плохо) и этики (представлениях о нравственности и морали) различны не только для этнических групп, но и для социальных слоев.

Например, некоего мужчину:

  • на производстве считают великолепным работником;
  • друзья считают его хорошим другом;
  • жена считает его никудышным мужем;
  • его дети хотели бы, чтобы их отец был другим;

Какой же он на самом деле, этот мужик с парциальной самооценкой?

Критериями моральной самооценки человека у нас в стране на данный момент являются моральные постулаты, которые ему в голову заложили родители и появившиеся в результате воспитания (семья, школа, среда, телевизор). Они, конечно, могут меняться, но происходит это, как правило, болезненно, их корректирование всегда вызывает сопротивление.

Одним из глобальных значений религии является то, что она предоставила человечеству универсальный критерий самооценки, где чётко расписано, как поступать – грешно, а как - угодно Богу.

Ребята – коммунисты поломали это, но понимая, что для формирования человека определённого, нужного им, типа, необходимо заложить ему в голову подходящие критерии для самооценки, поэтому они создали так называемый «Моральный кодекс строителя коммунизма», который вяло просуществовал 70 лет и благополучно отошел в историю.

На сегодняшний день, на мой взгляд, у нас в стране не существует внятной доктрины формирования нужного обществу типа человека. Наверное, это происходит потому, что покуда непонятно, куда мы идём.

Проблема воспитания переложена на семью, интернет и телевизор. От последнего - волосы встают дыбом: ложь, насилие и «Дом-2».

Интересная деталь: создательница «Дом-2» нынче баллотируется в президенты. Представляете, что если вдруг её выберут!

Прямо, Папуа - Новая Гвинея какая-то (там, кстати, все еще практикуют каннибализм)! Или бордель.

Моя бабушка, царство ей небесное, было по-своему очень мудрой женщиной. Когда ей излагали нечто путанное, она обычно говорила:

Ну-ка, милок, давай от печки, и попроще.

Итак. Если нас попросят охарактеризовать какого-либо человека, мы обязательно придём его значимость (важность, значительность). Уровень оценки значимости человека зависит от многих факторов, а именно:

В какой социальной среде он находится;

С каких позиций мы его оцениваем;

Причина, для которой делается это оценка;

Оценка человека с различных позиций, — различна, по причине различия оценочных критериев. Абсолютно то — же самое при самооценке: одно и то же свойства или качество можно трактовать полярно. Вопрос в использовании критериев.

Я - прагматик. Я убеждён, что всё, что делает человек, он делает для удовлетворения своих потребностей.

Могу сказать железно, что тщательно исследовав себя, вы уясните тот факт, что всё, что вы делаете, вы делаете только для себя. Подлость, стяжательство, порочность, или, напротив, яркие примеры служения обществу, объясняются только жизненным кредо человека, обусловленным воспитанием и набором критериев оценки.

Если покопаться в бездонной истории человечества, найти можно всё, что угодно.

И в заключение, если вы хотите повысить самооценку, предлагаю вам следующие приёмы:

Используйте формулы самовнушения.

Они очень эффективны, если использовать этот метод регулярно. Необходимо, однако, следить за адекватностью формул самовнушения: если, к примеру, ваша самооценка ну очень занижена, то формула самовнушения «Я добьюсь колоссального успеха !» только навредит, поскольку будет противоречить вашим внутренним убеждениям. В этом случае лучше пользоваться формулой: «Я очень активно развиваюсь и результаты уже ясно видны ».

Развивайте свои сильные стороны.

Самооценка это производное ваших реальных успехов. Определитесь, в каких областях вы являетесь экспертом и погрузитесь туда. Там – вы авторитет. Там вас уважают, и, следовательно, вы уважаете себя.

Если, к примеру, вы впадаете в ступор при знакомстве с девушкой, и на футбольном поле вы - никакой; но вы - сильный программист, вас так и будут воспринимать: хиляк, с девчонкой познакомиться для него проблема, но программист - от бога. Именно здесь ваша ниша. Здесь вас будут уважать окружающие, здесь вы будете уважать себя, здесь вы добьетесь всего, на что хватит ваших талантов.

Перестаньте себя критиковать.

От самокритики самооценка только падает.

Возьмите себе за правило: неудача - не повод для самокритики или сострадания к себе нелюбимому, а руководство к действию. Просто скажите себе: «Здесь я действительно ослаб. Мне нужно научиться этому». И действуйте, действуйте.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома