Места силы в коломенском. Голосов овраг в коломенском Голосов овраг: временной портал или вход в подземное царство

В бывшей деревеньке Дьяково в Коломенском, на краю оврага, называемого Голосовым, стоит Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это место давно слывет местом таинственным и аномальным. Внизу два огромных камня - «Девий» и «Гусь». Вес каждого камня около пяти тонн. Основная масса этих валунов находится в земле, а на поверхность выходят небольшие вершины. Эти глыбы кварцевого песчаника нижнемелового периода принесли в Москву из Скандинавии ледники в ледниковый период. Девичий камень напоминает форму черепахи. Считается, что каждая часть его при правильном взаимодействии, лечит тот или иной орган, а особенно эффективен он при женском бесплодии. По некоторым данным, этот камень называется Перунов, его возраст 4-5 тысяч лет. А если на "Гусь камне" посидит мужчина, его “мужская” сила удвоится.

Схема Коломенского парка




Координаты для навигатора: 55°39"47"N 37°39"45"E

Как пройти:
Маршрут 1. Заходим в парк, идём вниз по большой каменной лестнице к Москве-реке до места, где находятся два пруда. Если встать лицом к прудам и спиной к Москве-реке, то справа оказывается церковь. Идем вперед, проходим мимо родников (минут 15 ходьбы) и слева будет "Девичий камень".

Маршрут 2. Идём по парку до родников. К родникам надо спускаться по ступенькам между двумя "горами" (на одной из них - старинная часовня и кладбище). Идём против течения родника к самим источникам с той стороны, на которой кладбище, но наверх поднимаемся не по ступенькам, а когда увидим хорошо оборудованный источник (там должна быть тропинка). И вот он - "девичий камень". Если камня нет, а видим сад - значит еще не дошли, спускаемся немного вниз и идём вперед, пока на него не наткнемся.

Инструкция по применению:
1. Зачерпнуть воды из родника.
2. Сесть на "Девичий камень".
3. Загадать желание.
4. Выпить воду.
5. Повязать на что-нибудь ленточку.
6. Уверовать в успех нелицемерно.

Легенда появления камней:
Согласно одной из легенд, именно здесь, в верховьях Голосова оврага и произошла битва Георгия Победоносца со Змием. В борьбе со Змием погиб доблестный конь и камни – его останки, разрубленные хвостом Змия, а родники – следы от его копыт. Камень почитается с языческих времен, местные жители представляли его божеством, поклонялись и праздновали языческие праздники. Считалось, что камень обладает целебной силой, лечит все болезни. Лечебной силой обладает и земля из-под камня, которую прикладывают к больному месту. Недужные ложатся на камень головой к жертвеннику, раскинув руки крестом. С южной стороны у камня есть выпуклость - "сердце коня", которое служит жертвенником капища. Туда кладут жертвоприношения и ставят свечи. Под "сердцем" находится углубление- "чаша", где собирается святая, живая вода. По языческому обычаю камень украшают цветами и лоскутками материи.

Немного географии, мифологии, геологии и физики с метафизикой:
Голосовой овраг расположен строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. По дну оврага течет небольшой ручей, образованный родниками, которых здесь великое множество. Вода в ручье очень студеная. Утверждают, что ее температура круглый год одна и та же – плюс 4 градуса, что наделяет ее свойствами наибольшей плотности и живительной силы. Зимой ручей не замерзает даже в суровые морозы, чему никто пока не дал объяснения. Есть версия, что изначально овраг назывался «Волосов» – по имени Волоса или Велеса, языческого бога - властителя подземного мира и покровителя домашних животных. Так могли назвать этот овраг финно-угорские племена, жившие на берегах Москвы-реки задолго до прихода сюда славян. Археологи нашли в окрестностях Коломенского многочисленные следы древних поселений, существовавшие здесь еще во времена Древнего Рима. Кстати: Дева - это финно-угорская женская подземная богиня, а Гусь - священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее.

Согласно исследованиям геологов, Москва стоит на Русской платформе - прочном геологическом образовании. Однако у неё есть свои разломы и один из самых больших как раз проходит под Голосовым оврагом. Здесь даже были обнаружены следы древней вулканической деятельности. Через разлом выходят мощные излучения, а расположение с запада на восток рассекает естественное магнитное поле Земли. Еще в 1995-1996 годах ученые из Института общей физики проводили около камней замеры электромагнитных полей. Результаты оказались ошеломляющими. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге – более чем в 12 раз, вблизи валунов – более чем в 27 раз. Обнаружены также и лептонные поля. Замечено, что иногда здесь внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага... Установлено, что с поверхности камней исходит интенсивное излучение, образующее вокруг него сильное электромагнитное поле, которое зависит от солнечной активности. Специалисты полагают, что загадочное излучение и является причиной свершающихся здесь чудес. Человек, прикасаясь руками к камню, оказывается в зоне исключительно благотворного действия электромагнитного поля, то есть получает своеобразный сеанс физиотерапии, избавляющий его от недуга.

Бермудский треугольник в Коломенском:

Однажды в 1810 году крестьяне из деревни Садовники, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев возвращались ночью домой из соседней деревни и решили пройти Голосовым оврагом, хотя это место считалось “нечистым”. Дома они появились... лишь в 1831-м году! Они рассказали, что когда переходили овраг, на дне клубился густой туман, в котором вдруг возник какой-то “коридор, залитый белесоватым светом”! Их встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Крестьяне продолжили путь, а придя в деревню, увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет. Делом заинтересовалась полиция. Дождавшись тумана, в овраге провели следственный эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Случай был описан в газете "Московские Ведомости" от 9 июля 1832 года. Документы Полицейского управления за период 1825-1917 гг. свидетельствуют, что в Московской губернии и конкретно в Коломенской волости, неоднократно происходили загадочные исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Садовники, Дьяково и Новинки.

В Софийском временнике описан еще один случай, подобный вышеизложенному. В 1621 году у ворот государева дворца появился небольшой отряд татарских всадников. Их пленили стрельцы, охранявшие ворота. Пленные рассказали, что они воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Отряд крымцев, спасаясь, спустился в глубокий овраг, окутанный туманом. Татары погрузились в него, а вышли обратно лишь через 50 лет! Один из татар утверждал, что туман отсвечивал зеленоватым светом, но в страхе перед погоней никто на это внимания не обратил. Дознание, учиненное царем Михаилом Федоровичем показало правдивость повествования. Оружие и экипировка татарских воинов не соответствовали вооружению того времени, а походили на устаревшие образцы прошлого столетия.

Московские "Йети":

Как было сказано выше, Голосовой овраг называли еще и “Волосов”, возможно, в честь древнего божества Волоса или Beлеса - властителя подземного мира, покровителя домашних животных и богатства. Имя божества происходит от слова “волохатый”, то есть мохнатый. В Голосовом овраге неоднократно видели “волосатых людей”, принимая их за нечисть или призраков. Есть описания таких случаев в хрониках времен Ивана Грозного. Уже в советской России, в 1926 году милиционер наткнулся в густом тумане на “заросшего шерстью дикаря” в 2,5 метра ростом и, недолго думая, выпалил в него все, что было в пистолете. Призрак растаял, а случай был описан в статье А.Рязанцева "Пионеры ловят лешего".

Историческая справка

Волосов овраг давно считается местом таинственным и аномальным. В 60-х годах "нечистый" овраг стал частью Москвы, однако никто не решался здесь что-либо строить. Нехорошее место объявили лесопарком, включив в состав музея-заповедника "Коломенское". Овраг расположен строго с запада на восток, он как бы рассекает естественное магнитное поле Земли. По дну оврага течет ручей, образованный многочисленными родниками бьющими из под холма. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Место безусловно одно из важнейших в сакральной географии Москвы. На склоне и на дне Волосова оврага находятся два огромных камня. Один пупырчатый, лежащий на склоне оврага называется Девий, а другой в низине - именуется Конь камень. Вес каждого - около пяти тонн. Основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Легенда гласит, что это останки змея (Змей, Ящер - один из символов бога Велеса), с которым бился Георгий Победоносец - христианский святой. Надо сказать немало легенд Коломенского связана с Георгием Победоносцем. Например многочисленные родники предания объявляют - следами коня Георгия. Сами легенды естественно придуманы христианами, они, по их замыслу, символизируют "победу православия над "мракобесием" - нашим родовым мировоззрением"... Считается, что, если на нижнем камне по имени "Конь " посидит мужчина, его "мужская" сила усилится.

Гусь камень или Конь.Коломенское.

Верхний, "" - лечит женские болезни, бесплодие. Уфологи утверждают, что камни связаны с космосом и что неоднократно в небе над Коломенским видели НЛО.

Девий камень. Коломенское.

Волосов овраг - врата в подземный мир!

В 1995-96 гг. ученые из Института общей физики провели здесь замеры электромагнитных полей. Москва стоит на " Русской платформе", очень прочном геологическом образовании, но у каждой платформы есть свои разломы. Один из самых больших как раз проходит под Волосовым оврагом (!). Здесь обнаружены и следы древней вулканической деятельности. Через разлом выходят мощные излучения, а расположение с запада на восток, как я уже отметил выше, рассекает естественное магнитное поле Земли. Превышение нормы электромагнитных излучений в овраге более чем в 12 раз, а вблизи валунов - более чем в 27 раз (!). Замечено, что иногда внезапно разряжаются мобильные телефоны, а стрелка компаса указывает с разных мест не на север, а в эпицентр заколдованного оврага...

А вот несколько занимательных быличек из истории этого Места Силы:

МОСКОВСКИЙ "СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК": Как я уже писал, в древности славяне называли овраг "Волосов " - в честь древнего божества Волоса или Beлеса, властителя подземного мира, покровителя рода, домашних животных и бога богатства (во всех его проявлениях). Так могли назвать овраг древние финно-угорские племена, жившие здесь задолго до славян. Имя бога происходит от слова "волохатый", то есть мохнатый. Люди неоднократно видели "волосатых людей" в Волосовом овраге , принимая их не то за нечисть, не то за призраков. Они описаны и в хрониках времен московского царя Ивана Грозного. В 1926 году милиционер наткнулся в густом тумане на "заросшего шерстью дикаря" ростом 2,5 метра и выпалил в него всю обойму из нагана. Призрак растаял в тумане. Этот случай был описан в статье А.Рязанцева "Пионеры ловят лешего"....

ВОИНЫ ИЗ ПРОШЛОГО: В московской летописи XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд крымско-татарских всадников. После того, как их взяли в плен стрельцы, всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Волосов овраг , окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Московский царь Михаил Федорович (Романов) приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы второй половины XVI столетия....

ТАИНСТВЕННОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ: Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Неизвестна точная дата постройки этого пятиглавого храма, но историки предполагают, что был он заложен Иваном Грозным в 1547 г. в память о венчании на Московское царство. Именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Грозного археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает церковь Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на холмистый участок между крутым обрывом и поймой Москвы-реки. Он как-то выделялся среди окружающего рельефа неестественной формой. Археолог проконсультировался с геологом, который подтвердил его догадку: это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод - в самом деле, на Дьяковском холме велись масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, вскоре, по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть. А может след НКВД?...

ЗАГАДОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА: В преддверии московской Олимпиады-80 главный инженер управления "Мособлстройреставрация" В.Поршнев руководил ремонтными работами в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, тогда бесхозной и заброшенной. В центре храма, ближе к алтарной части, была обнаружена снятая белокаменная плита пола, а под ней утрамбованный песок. Когда рабочие начали его разгребать, открылись ступени из белого камня, под острым углом уходившие вниз, в сторону западной стены. Над ступенями и лазом обнаружился свод из большемерного кирпича. Прокопали метра полтора - лестница уводила дальше. Главный инженер и ведущий архитектор-реставратор Н.Свешников распорядились приварить металлическую дверь и навесить замки. Пока вели переговоры с руководством музея-заповедника "Коломенское" о продолжении работ, кто-то ночью сшиб замки и прокопал лаз в глубь метра на четыре. Увидев это и не имея средств на продолжение работ, Свешников с Поршневым решили обезопасить интересный объект: засыпали его песком, утрамбовали, примерно на полметра залили бетоном и вернули на место белокаменную плиту...

ВЕРСИЯ ХРАНИТЕЛЯ: О поисках Стелецкого бывший главный хранитель музея "Коломенское" В.Суздалев говорил, что археолог искал библиотеку сначала в шатровой церкви Вознесения. Закладывая шурфы в фундамент сооружения, он очень раздражал реставратора Коломенского, архитектора П.Барановского, который обращался к властям с требованием запретить Стеллецкому портить памятник. Что касается подземных пустот в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, то церковь была оборудована печно-воздушной системой отопления, и, скорее всего, полагает Суздалев, на один из каналов этой системы и наткнулись строительные рабочие в 1980 году. Да еще старожилы музея рассказывали, что в 1929 г. (через три года после того, как в тех местах видели "лешего") сам Барановский раскопал под алтаре усыпальницу священника Дьяковской церкви....

ЧИСЛО 666: Если пересчитать ступеньки на каменной лестнице к ложу оврага их шестьдесят шесть. А дальше, по направлению к Москве-реке еще восемнадцать, то есть три раза по шесть (О, ужас!). Обустраивая сады-огороды, здешние крестьяне (христиане) на месте ступенек не раз натыкались на человеческие кости и прозвали это место "чертовым городком"...

ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПЛЕМЯ: Археологи установили: именно на холме близ Волосового оврага поселились первые жители столицы Московии угро-финское племя меря. По одной из версий "мерины" всех чужеземцев приносили в жертву своим богам, и найденные кости следы ритуальных жертвоприношений. Впоследствии древние "москвичи" и сами исчезли бесследно всем племенем в начале VIII века нашей эры, за 300 лет до официального основания Москвы, их культура уже не фиксируется археологами. В летописях и в преданиях эти три века тоже никак не отображены.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Добираться сюда лучше бывшими яблоневыми "садами и огородами", не от центрального входа в музей-усадьбу, со стороны метро Коломенское и кинотеатра "Орбита", а от метро - "Каширская".

Источники данных:
Железный марш
Википедия

"Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей"

И Вы, конечно же, подумали, что это всё выдумки и сказки, как говорится, Пушкина? ;) Э, нет, позвольте на этом месте с Вами не согласиться. И место это как раз и называется - Волосов овраг - чудесный, аномальный, легендарный овражек:)

Ну, что ж, поспешим присоединить свои следы к следам невиданных зверей? ;)

Вот он овраг, вот его начало (хм, а где голова у оврага) у Москвы реки. Ручей на дне оврага, давно уже, нет, пока не буду снимать покрывало таинственности:) Однако, как говорят обычно в таких случаях) - ручей помолодел, обрёл декоративные берега в виде каменной кладки. Весело и совсем не аномально журчит ручей в аномальном овраге, журчит, пожалуй, так же как и все другие - ничем ни лучше, ни хуже+ Пожалуй займёмся поисками зелёного тумана?) В принципе, если траву сперва скосить, а потом покурить, то зеленый туман будет обеспечен в любом случае) А что мы знаем про зелёный туман? :) Думай, голова, думай) "Синий туман похож на обман, синий туман...". Нет, синий туман - это, поди, совсем из другой песни:) Где-то здесь знаменитые камушки зарыли, ой, то есть, змеюкину в землю по уши вогнали:) Где-то здесь эти Инь и Янь московской городской мифологии:) Хм, простите за нескромность - если это всё остатки одного Дракона (эх, дракош бьют!), то какого пола был Дракон? Неужели его убили только за то, что он был... Нет, не хочу даже думать... А!.. А может это была пара влюблённых Драконов... А их подкараулили и жестоко убили, чтобы быстренько сочинить необходимую по статусу легенду? Зря... Драконы тоже умеют любить и ещё как... А вот что племя ненароком пропало целиком, так может там была драконья свадьба накануне, почти как в Велорибе и Велобаджи, тоже ведь с пониманием относиться надо! Да и не выгодно им было всех одним махом есть, наверняка припасли пару десятков человек-то... на разведение мелкого домашнего... так сказать...

Ну, где же вы гламурные, пропиаренные всеми СМИ, которым только не лень воздух сотрясать по поводу и без повода, :) камушки? ДЕвица, походкой нагулявшегося вдоволь горожанина, шла навстречу, всуе поминая камни. О, это верное направление стрелки компаса, которая всегда укажет на слухи, легенды и пересуды:) Камушки, аууууу... К вам сестрица Алёнушка идёт, да нет, не сидеть - так одним глазком поглядеть, как Иванушка-дурачок обычно делает и мигом попадает в переплёт:) А камушки-то из популярной коллекции - целое паломничество народу - одни дамы встают с камушка, иные тотчас занимают места, согласно купленным, как говорится, билетам:) А вот и "мужской камень" - две пары молодых людей: две девушки и два парня, направляются именно к нему. Половину слов не разобрать, следом заливистый смех, потом замечание-вопрос: а почему он бугристый?.. и снова смех... Когда женское население садилось на свой камень (прихватизированный с древних времен) всё было понятно, но как было интересно - неужели они, сильная половина человечества... тоже... ну да ладно - увидим... А вот "мужской" камень, как и полагается, оказался грязным:) Поэтому ребята постояли на нём некоторое время... А в это некоторое время вдруг подумалось - и сколько же надо сидеть на этом камне для излечения женских болезней, до получения результата? Тогда стесняюсь спросить - результата с каким знаком... Попа-то хоть и большая, но своя и согреть камень весом в 5 тонн при всём желании не сможет:). Здесь становится как-то грустно и неинтересно, а тумана всё нет, не курится что-то ничего зелёного на дне:) Вот пойду по дну оврага далеко-далеко и посмотрю, где же он заканчивается... Вот уже позади место с модными камнями, и почти сразу стихли смех и громкий говор... Овраг становится всё Круче и круче... опять я не так выразилась? Ну, стены его все отвеснее и отвеснее... Уже и солнышко, к которому идёшь по оврагу прямо на восток, лежит прямо на холме, на одном и склонов оврага, а тумана всё нет... Ещё немного, ещё чуть-чуть и, кажется, я и так увижу туман хоть модного нынче, зеленого, хоть синего, хоть какого цвета и рвану по крутому склону вверх:) Но, это всё лишь казалось, а более весомый аргумент для этого: здоровенный лом - кусочек арматуры на дне оврага, вот тут мысли почему-то сами собой возвращаются к реальности, и я карабкаюсь по крутому холму туда, к солнышку поближе. Ну что ж посмотрю на овраг сверху:) Эй, снежный человек, всадники не проезжали? :) Овраг как овраг, только крутоват очень, бредя по верху, разглядывая на той стороне свою тень, невольно ощущаю себя индейцем, медленно идущему вдоль каньона на закате солнца:). Вот так же внезапно закончился овраг и ручей, ставший уже совсем маленьким. Обычный городской ручей с радугой от самого обыкновенного, попадающего сюда, Бог знает откуда, бензина:)

Таинственные места России Шнуровозова Татьяна Владимировна

(Коломенское)

О том, что летняя резиденция русских царей Коломенское - место необычное, таинственное, мистическое, было известно еще в допетровскую эпоху, недаром именно об этой подмосковной усадьбе сложено столько легенд и мифов.

Средоточием таинственной жизни Коломенского всегда был Голосовой овраг, по дну которого протекает небольшой ручей, впадающий в Москву-реку. По преданию, в старину овраг назывался не Голосов, а Волосов в честь языческого бога богатства Волоса, или Велеса. Капища этого повелителя нижнего мира, покровительствовавшего скотоводам и охотникам, всегда устраивали в низинах или оврагах.

После принятия христианства постепенно этимология названия оврага забылась, и в народе он стал называться Голосовым, тем более что в низине, поросшей деревьями, всегда было много певчих птиц, весело щебетавших весной и ранним летом.

Первые легенды о таинственных свойствах Голосова оврага стали появляться в начале XVII в. Так, в далеком 1621 г. у стен Коломенского кремля стрельцами были замечены несколько вооруженных татар, которых они тут же взяли в плен и стали допытывать, кто они и как смогли пройти через русские земли, не обнаружив себя. Воины ответили, что принадлежат к войску хана Девлет-Гирея и вместе с остальными татарскими частями хотели взять Москву, но были отбиты и попытались укрыться от преследования в овраге, который застилал густой зеленоватый туман.

Подождав, пока преследователи удалятся, татары перебрались на другую сторону оврага и оказались у крепостных стен Коломны.

Несмотря на то что, по уверениям татар, они пробыли в овраге всего несколько минут, между их бегством от стен Москвы до выхода из оврага прошли долгие 50 лет. Доскональное описание самой битвы 1571 г., устаревшее военное облачение, оружие и сбруя 50-летней давности говорили в пользу того, что татары не лгут, однако объяснения этому так и не было получено.

Своим обликом Велес напоминал медведя - хозяина русских лесов, но иногда изображался и в виде огненного змея. В славянской мифологии Велес вместе с Перуном относились к верховным божествам и противопоставлялись друг другу как повелитель верхнего и нижнего миров.

Странные временные перемещения продолжались в овраге и в последующие столетия.

Так, в XIX в., по словам жителей близлежащих сел, после 20-летнего отсутствия домой вернулись двое пропавших без вести крестьян. Они рассказали, что возвращались домой мимо оврага и решили сократить путь через него. Оба были настолько уставшими, что не обратили внимания на странный зеленоватый туман, расстилавшийся по дну оврага. Спустившись вниз, они тут же начали подъем по противоположному склону, не пробыв на дне оврага в густом тумане и минуты, однако она стоила им 20 лет жизни. При этом в самом тумане крестьянам привиделись странные существа высокого роста и с обликом людей, но полностью покрытых густой шерстью. Последние махали крестьянам руками с тем, чтобы они поскорее покинули это место.

Таким образом в легендах впервые появилось упоминание о таинственных существах, обитающих на дне Голосова оврага.

Следующее появление тех же людей произошло спустя несколько десятилетий. К этому моменту царская Россия стала Советским государством, однако таинственных обитателей оврага не смутило то, что советские люди не верят в истории про леших или снежного человека, и в 1926 г. странное существо огромного (более 2 м) роста повстречало в тумане советского милиционера, решившего перейти Голосов овраг. Милиционер, приняв мохнатое существо за обезумевшего и одичавшего сельчанина, хотел от страха выстрелить в него, но оно бесследно исчезло, не было обнаружено даже его следов на дне оврага, хотя к поискам подключили всех местных школьников.

Впрочем, на этом странности таинственного места не заканчиваются. На дне и на одном из склонов Голосова оврага лежат два гигантских валуна. Нижний камень называется Гусей, по преданиям, он дарует мужскую доблесть и возвращает силы после походов; верхний камень носит название Девичьего и приносит счастье в семейной жизни, спасает от женских недугов. Вершины этих камней (а большая часть многотонных глыб находится под землей) покрыты какими-то странными трещинами, похожими на знаки или письмена. К этим камням и устремляют свои стопы современные туристы и паломники, которые верят в то, что стоит только загадать желание, прикоснувшись к древним таинственным камням, как оно непременно сбудется.

Странности Голосова оврага подтверждают и ученые, занимающиеся исследованием аномальных зон. По их мнению, именно под этим местом проходит тектоническая трещина в плите, а это нередко придает подобным местам особые, не объяснимые с точки зрения современной науки свойства.

Однако тектонический разлом произошел так давно, что следы вулканической деятельности на этом месте практически незаметны, постепенно исчезают и странные свойства Голосова оврага.

Так, с 1926 г. больше не появилось новых свидетельств ни о странном лохматом обитателе этого оврага, ни о временных перемещениях сельчан, туристов и паломников. В дополнение ко всему из некогда целебных родников сегодня и вовсе нельзя пить из-за чрезмерного содержания в них нитратов и других вредных составляющих, проникающих под землю с близлежащих дачных участков. Возможно, таинственный обитатель оврага просто хочет, чтобы его наконец оставили в покое.

Из книги Все тайны Москвы автора Попов Александр

Коломенское Ст. м. «Коломенское»Некогда неподалеку от Москвы находилось село Дьяково, в котором стояла церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Здесь же находился большой овраг, называемый Голосовым, который считался местом, мягко говоря, таинственным. В 60-х годах

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Коломенское В бывшей деревеньке Дьяково стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Раньше на этом пространстве происходили человеческие жертвоприношения, а само место называлось «Чертовым городком». Не правда ли, странное место для возведения церкви?Здесь же

Из книги Вирус мистики автора Гудвин Лиза Мария

Глава 2. Коломенское Одной из наиболее известных аномальных зон столицы с давних пор считается Коломенское. Как ни странно, здесь, кроме отрицательного, наблюдается и откровенно положительное влияние на людей. Недаром первые поселенцы будущих Московских земель

Из книги Влияние [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. III ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Голосовой режим Под голосовым режимом мы подразумеваем ту интонацию, тот тон, которыми человек делает то или иное высказывание. Главное для нашего подсознания не то, что мы говорим, а то, как мы это делаем. Поэтому раньше, чем человек оценивает смысл высказывания, он

Итак, Коломенское. Один из прекрасных парков юга Москвы. И есть на территории этого музея-заповедника такое таинственное и загадочное место как Голосов овраг. Вот что говорит нам про него Википедия:

Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов, Власов. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены древние камни, вероятно, имевшие сакральное значение — Гусь-камень и Девин (Девичий) камень.

Я мне всегда интересны подобные места, и сегодня я наконец выбрался в Коломенское. Это удивительно красивое место.

Это вход, если идти со стороны метро Коломенское. Можно еще от Каширской. Вообще от Коломенской чуть дальше, но пападаем сразу в архитекткрно историческую часть музея, от Каширской в парковую часть. Правда сейчас в парковой части построили деревянный дворец, так что там тоже очень интересно. Но я шел именно в Голосов овраг. Кстати, этот овраг делит парк примерно на две равные части.
Когда я почти дошел до оврага, мой путь пересек странный пешеход.

Пересек дорогу и улетел. Удивительно.
Про этот овраг существует несколько легенд:
Так, в летописях XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.
Мистические истории продолжались и дальше. В XIX веке в документах Полицейского управления Московской губернии отмечались многочисленные случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Одно из таких происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным светом». Мужики вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени снова растворился в тумане и назад уже не вернулся.
Такие случаи описаны не только в древних летописях, но и в советской печати. Так, в 1926 году местный милиционер наткнулся в густом тумане на «заросшего шерстью дикаря» ростом более двух метров. Страж порядка вытащил пистолет, но таинственное существо мгновенно исчезло в тумане. К поиску необычного гостя подключились местные школьники. Однако следов его пребывания обнаружить так и не удалось. Зато на страницах одной из столичных газет появилась статья журналиста А. Рязанцева «Пионеры ловят Лешего».
Что бы смотреть весь овраг лучше всего двигаться от места впадения ручья в Москва-реку против течения.

Ручей питают родники, их много. Именно благодаря им он и становится к конце полноводным.

Главная достопримечательность этого места два магических камня. При чем магических без кавычек, в полном смысле этого слова. Они имеют огромную энергетику, это легко почувствовать просто прикоснувшись в ним. По легенде, эти камни образовались в результате боя Георгия Победоносца со Змием. Змий разодрал брюхо коня, внутренности выпали и окаменели - так образовался Девий камень, а голова коня стала Конь-камнем. Камни почитались еще с языческих времен - считалось, что в них живут духи. Здесь проводились обряды, божествам поклонялись и приносились жертвы.
Так называемый "девий" камень находится по середине крутого склона. Лестница почти вся развалилась и карабкаться к нему тяжело. Если идет дождь и склон мокрый, я думаю это и вовсе не реально. Мне путь к нему преградил Зверь.

Подойти к камню удалось не сразу. Очень много женщин решают свои проблемы.

А вот "конь-камень", который считается мужским был абсолютно свободен. Видимо у мужчин проблем гораздо меньше или решать они их предпочитают другими способами. Вот как раз его энергетику я ощутил в полном объеме. Это действительно Место Силы. Там еще йоги часто занимаются.

А вот теперь хочу рассказать про самое интересное. Не доходя камней, если идти от реки, есть одно ответвление оврага. Вот это и есть так сказать "эпицентр" всех аномалий. Это место вообще почти ни кто не замечает, все идут мимо, вдоль ручья. И сама энергетика его как-бы отталкивает, делает его невидимым. Если все же в него заходишь, хочется поскорее уйти. Я понял, что именно там находится "разлом миров", то самое место где и происходили все исчезновения и таинственные явления. Оттуда попадают в наш мир сущности, которых тут иногда можно встретить.

Весь интернет завален фотографиями Велесова оврага, ручья и камней, а это место как-то совсем проигнорировано. Объяснить это можно тем, что оно не притягивает, а наоборот отталкивает внимание. Аномальная зона в Коломенском действительно существует.

а Девичьем (Дивьем) Камне расположилась целая компания женщин, при этом некоторые откровенно глумились над происходящим, продолжая тем временем сидеть. Спрашивается, если тебе нечем заняться, зачем топать километр от входа в парк до Камня? Непонятно. После некоторых шуток сидящих, я предпочел уйти, сообщив (не удержался) шутникам, что за глумление можно и ответить. Буквально, органами. Все шутники притихли...

Голосов (Велесов) овраг в Коломенском

История оврага

Вот, наконец, нашлось время написать о весьма непростом и сильном месте, расположенном, что называется, под носом у любого москвича. Оказывается, и ехать-то никуда не надо. Прямо в черте города, в этнографическом музее-заповеднике Коломенское, находится известный с XI-XII веков овраг, который сейчас называют Голосовым. В разные времена овраг называли по-разному: Голос-овраг, Садовнический (Садовнин) ручей, Коломенский ручей (овраг), Дворцовый овраг, Казённый овраг, Царский овраг, Власов (Власиев) овраг.

Длина ручья, протекающего по дну оврага - около 1 км, оврага - около 1,3 км. Работы по восстановлению и укреплению русла ручья и сооружению лестничных спусков к нему по склонам оврага проведены в 2006-2007 гг. Работы были начаты в связи с решением сделать из Коломенского этнографический музей-заповедник. Многие, наверное, подумали: «ну наконец-то». На самом деле не о москвичах забота, просто из Коломенского решили сделать «валютный пылесос» - вся эта суета придумана ради автобусов с контингентом, именуемым гордым словом «интурист». Ну и то хорошо, хоть продуктовый рынок-гадюшник убрали под эту марку.


У верховьев оврага в прошлом располагалась Садовая слобода (село Садовники). Низовья находятся между бывшими сёлами Коломенское и Дьяково. Коломенский ручей (овраг) - по названию села Коломенское, другие названия связаны с тем, что это село в XV-XVII вв. было царской усадьбой.

Сначала приведу некоторые известные и очевидные факты. Предположения (есть такие) о том, что «Голосов» - это такая фамилия была, из тех, кто проживал рядом с оврагом, не выдерживает никакой критики. Название «го’лосов», вне всякого сомнения, является трансформацией слова «во’лосов», т.е. – Велесов. Велес (Волос) – бог скота и властитель подземного царства и недр в пантеоне дохристианских богов. Как известно, в дохристианские времена никакого единобожия не было. Богов было много, однако Велес был одним из древнейших . В радзивилловской летописи указано: «Црь же Леонь с Олексанромъ миръ сотвориста со Олгомъ, имьшеся по дань, и роте заходивше межы собой: целовавшее крстъ, а Олга водившее на роту и муж(и) ег(о) по русскому закону, кляшася оружемъ своим, и Перуномъ, бгом своим, и Волосомъ, скотемъ бгомъ. И утвердиша миръ».

Приведенная ниже иллюстрация из Радзивилловской летописи повествует о приеме послов князем Владимиром, тем самым, который сначала поставил языческих идолов (кумиров) в Киеве, и сам же поклонялся им, а потом... И называется он теперь не иначе, как Владимир Красно Солнышко, креститель Руси. То еще "солнышко", упырь и предатель. Ну, это мое мнение, личное. Не обращайте внимания.

По данным археологов, на этом берегу всегда были поселения. Сначала финно-угорских племен (II-I вв. до н.э.), позднее – славянских. До 1917 г. на территории нынешнего музея Коломенское располагалось четыре села – Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Остатки сел Садовники и Новинки помню даже я. В 70-х годах прошлого (подумать только) века, полтора десятка дворов села Новинки оставались еще на стороне той одноименной улицы, где теперь парк. А в село Садовники мы мальчишками лазили за яблоками, особенно ценился нами сорт «белый налив».

На фото ниже - здание правления колхоза "Огородный гигант", сгорело в 1997 г. Колхоз имел много земли на правом и левом берегу Москвы-реки. В юности мы пололи свеклу, помогая этому колхозу. На левый берег переправлялись на пароме, сейчас паромной переправы в этом месте нет. Свекла была, я вам скажу, нехилых размеров. Название - оправдывает.

Село Садовники находилось как раз около начала оврага, там, где сейчас проспект Андропова. А на месте села Новинки теперь строят «потемкинскую деревню» - срубы-новоделы для интуриста. Лучше бы оставили настоящее село, там были дома по 150-200 лет стоявшие. Осталось только два настоящих дома от этого села – на углу справа при входе с улицы Новинки дом купчика средней руки (заброшенный и ветхий), и чуть дальше каменный, зажиточного селянина с «оптимистичной» фамилией Гробовой (покрашенный и отреставрированный). Кстати, семья Гробовых до революции выпускала неплохие открытки с видами Москвы. Существовал, говорят, приличный и раскрученный фотографический салон "Карасев и Гробовой". Когда идешь не по асфальту, а по тропинкам, до сих пор иной раз попадаются под ногами кованые гвозди…

Некоторые исследователи полагают, что название Велесов - овраг получил от предположительно расположенных непосредственно в овраге древних языческих капищ (жертвенников). Позволю себе в этом усомниться. Капища обычно располагались на возвышенностях, а также в дубравах, но никак не в оврагах. По всей видимости, древнее языческое капище располагалось на высокой стороне Велесова оврага. Там, где сейчас возвышается Храм Вознесения Господня .

Есть еще кое-какие наблюдения, позволяющие сделать такие выводы. Но об этом позже. Не исключено, что высокий холм на берегу Москвы-реки назывался раньше Велесовым, потому и овраг, расположенный рядом, тоже назывался Велесовым. После того, как язычников стали выжигать каленым железом, капище могло быть перенесено в овраг, подальше от посторонних глаз. Но до XI в. прятать языческий алтарь в овраг - уж точно не было никакой необходимости.

Позднее, к XVIII веку в некоторых письменных источниках овраг в Коломенском упоминается уже как Власиев. Святой Власий является христианской интерпретацией всего, что прежде было связано с именем Велеса, скотьего бога. Так же как и Велес, святой Власий является покровителем скота и всего, что связано с достатком. В каком веке овраг получил название Голосов – история умалчивает. Возможно, в дело овражной топонимики вмешалась христианская церковь, переименовав овраг так, чтобы мало кому пришло в голову сопоставить название «голосов овраг» с чем-то языческим. Данное предположение не лишено смысла. Все, кто был в Коломенском, наверняка обратил внимание, что около каждого строения и даже около некоторых дубов в парке - располагаются основательно сделанные таблички, где подробнейшим образом изложена вся информация об «объекте». А в овраге, который нынче более-менее облагорожен, нет ничего – ни указателей, ни названий. Ни единой таблички, кроме предупреждения Росздравнадзора, не рекомендующее употреблять воду из родников.

На обоих камнях, о которых речь пойдет дальше, сидело по несколько человек. Но они были совершенно не в курсе, что это за камни и что за овраг. Слышали что-то, что, мол, от чего-то там помогает. Пришлось рассказать. Некоторые сидящие на камнях даже не могли взять в толк, почему один из камней засыпан монетами, а трава рядом увешана ленточками. Надо думать, позиция администрации музея Коломенское очевидна – размещение стендов в овраге явно не понравится православному епископу, курирующему храмы в Коломенском. А люди-то все равно идут к камням. Кстати, именно поэтому фото камней, приведенных в этой статье, пришлось взять из Интернет. Не сгонять же с камня несколько человек только для того, чтобы сделать фото.

Путешествие по оврагу

Итак, вернемся к оврагу. Если начинать путешествие по Голосову (Велесову) оврагу от набережной Москвы-реки (а именно так я и сделал, и рекомендую так сделать), стоит обратить внимание на родники, расположенные в 200 метрах правее впадения ручья в реку. Как раз под тем местом, где выше расположен Храм Вознесения Господня. Поскольку визит мой был в чем-то исследовательским, я проверял также энергетику родников. Так вот, самая сильная энергетика, по моему мнению, у первого родника, если идти по дороге, спускающейся с кручи к набережной. Вода там еле капает, но, по всей видимости, это именно та вода, которая необходима. Несколько родников, расположенных дальше, вдоль набережной, тоже имеют сигнал, но гораздо более слабый.

На фото ниже - "правильный" родник, тот, что расположен под Храмом Вознесения Господня.

Совсем невнятный сигнал – у родников, находящихся в самом овраге, в непосредственной близости от камней. Более того, впечатление от этих родников совсем испортил бомжеватого вида мужчина, нагло среди бела дня раздевшийся до трусов и принимавший бомжеомовение. Здоровья ему такое омовение уж точно не добавит. Хотя зачем бомжу здоровье? Ему бы помыться хоть где-нибудь… Одним словом, благодатность воды родников, бьющих в самом овраге, у меня вызвала сомнения. Рамки я с собой не брал, чтобы «не привлекать внимание отдыхающих», ловил сигнал рукой – почти ничего. Имеющийся маятник на эти родники тоже никак не реагировал.

Но вернемся к устью ручья. Непосредственно у набережной ручей из оврага стекает по желобу довольно быстрым потоком. В этом месте сигнал очень сильный. Если кого-то интересует вопрос оккультной чистки предметов, можно рекомендовать именно это место. Предмет, подлежащий чистке, следует привязать крепкой бечевкой и поместить в падающий по желобу поток минут на двадцать хотя бы.

Двигаясь дальше по дну оврага, обнаруживаем два пруда. Берега забетонированы и обнесены невысоким заборчиком. Заборчик сделали по делу. Помню, как мой пес сунулся попить с берега и кувырнулся в воду. А берега отвесные. Пришлось вытаскивать уже захлебнувшегося пса буквально за шкирку. Интересно, что просто попить из текущего рядом ручья собаке почему-то не пришло в голову. С точки зрения энергетики пруды мне показались неинтересными.

Проходим еще метров двести вдоль ручья от устья к истоку и выходим на поляну, расположенную на дне оврага. Слева – лестница, ведущая на холм, где расположен Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (бывшее село Дьяково) , справа – лестница, ведущая в «цивилизованный» нынче парк Коломенское (бывшее село Коломенское). Вот здесь появились сигналы. Погода хорошая, тепло. Но на траве, растущей на дне оврага – обильная роса.

Чтобы понять, это надо видеть. Довольно жарко, поляна открыта, солнце светит. А у земли... такой жутковатый холодок. Энергетика сильная, но я бы не сказал, что благостная.

На фото - поляна на дне Велесова оврага. Лестница ведет к Храму Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Помню, возле Храма Усекновения Главы Иоанна лазили еще мальчишками. Тогда это был заброшенный храм, рядом довольно большое кладбище с поваленными замшелыми плитами. Запустение. Такая охватывала жуть, что хотелось как можно быстрее покинуть это место. В те времена (70-е годы прошлого века) ходили рассказы о появляющихся в окрестностях храма привидениях в виде полупрозрачных женских фигур в длинных белых одеяниях и с распущенными волосами. Лично я этих привидений не видел, но вполне допускаю, что они там были и есть. Известно, что этот храм построен в честь восшествия на престол царя Ивана IV. А уж Иван-то Грозный вполне мог замуровать в фундамент храма десяток-другой дев в белых одеяниях, причем живьем, тот еще был изверг и средневековый мистик. До сих пор мои ноги отказываются направиться к этому храму, который в настоящее время приведен в порядок и открыт для посещения. Однако – желания пойти на это место нет никакого.

На фото - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Отвечаю - жутковатое место. Уж не знаю, какие там проходят нынче службы и кто туда ходит. Может, какие-нибудь тайные поклонники сериала "Семейка Адамс"... Ощутите (кто умеет) энергетику места и храма. Я, к примеру, туда никогда не пойду.

Кстати, именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Ивана Грозного известный археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает Храм Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на участок между крутым обрывом и Москвой-рекой. Геологические исследования показали, что это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод - на Дьяковском холме в процессе строительства Храма велись весьма масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, якобы по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.

И тут опять вспоминаются привидения. Общеизвестно, что клады во времена Ивана Грозного защищались от посягательств, в том числе путем человеческих жертвоприношений и формирования магической защиты. Сомневаюсь, что археолог в 1938 г. испугался бы протестующих жителей села Дьяково. В эти годы плевать было всем на каких-то там жителей. Всем протестующим жителям советское государство всегда готово было предоставить отдельный неотапливаемый барак на Колыме. Скорее всего, археологу объяснили именно сущности, что ему и его семье будет, если он полезет в этот холм. Вот он и «сдулся». Не есть ли те женские фигуры-привидения замурованными при сокрытии библиотеки Ивана Грозного жертвами-хранителями?

Ну, а что овраг? Вероятно, именно в этом месте, где сейчас та самая сигналящая поляна, пропал на 50 лет, а потом опять появился отряд татарских всадников. В летописях XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их, понятное дело, окружили стрельцы и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году. Надеясь уйти от преследования, конный отряд в том же 1571 г. спустился в Голосов (Велесов) овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а «вынырнули» лишь через 50 лет. Понятное дело, в такие чудеса никто не поверил, и стрельцы царя Алексея Михайловича подвергли пленных татар чудовищным пыткам. Но пленные стояли на своем – они-мол воины Девлет-Гирея. Хотя хан к моменту пленения отряда давно уже умер (от чумы в 1577 г.). Примечательно, что оружие и экипировка отряда не соответствовали вооружению описываемого времени, а походили на образцы середины XVI столетия.

По утверждению историков в Голосовом овраге и впоследствии неоднократно отмечались случаи загадочного исчезновения жителей из соседних сел. В частности, в документах полицейского управления Московской губернии говорится о двух крестьянах, Архипе Кузьмине и Иване Бочкареве, без вести пропавших в 1810 году и вдруг появившихся спустя 21 год!

Возвращаясь ночью домой из Дьяково в Садовники, приятели решили сократить путь и пройти Голосовым оврагом, хотя это место давно считалось «нечистым» (по христианским, разумеется, понятиям) - крестьяне окрестных сел избегали соваться в овраг. На дне оврага клубился густой туман, мужики сунулись туда и… потеряли ориентировку. Когда тропинка нашлась, крестьяне продолжили путь. А когда пришли в родное село, то увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет и с трудом их узнали. Можно было вполне отнести эту историю к разряду городских баек о приключениях подвыпивших мужиков, если бы не документы полицейского управления, которое в начале XIX вряд ли было расположено к подобного рода шуткам. Более того, по настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в прострацию и впоследствии покончил с собой. Этот случай вполне документален и описан в газете "Московские Ведомости" от 9 июля 1832 года.

Пройдя еще метров пятьсот, обнаруживаем группу родников, и рядом с руслом ручья первый Камень.

Родники и камни в Голосовом овраге

Про родники, расположенные непосредственно в овраге, я уже писал. Эту группу родников называют «Кадочка». По мнению геологов, родники в Велесовом овраге образовались примерно полторы-две тысячи лет тому назад в результате геологического смещения пород и разгрузки нижнемелового водоносного пласта. Православная легенда так объясняет происхождение этих родников: гнался Георгий Победоносец за Змеем, скакал на лихом коне, под копытами которого возникали многочисленные ключи. Говорят, в прежние времена родников на дне Велесова оврага было множество. Самый большой называли Георгиевским (понятно почему), остальные в честь святых апостолов.

На фото - один из родников группы "Кадочка". В соседнем (справа, не стал снимать) в этот момент принимает омовение бомж, разложив вокруг свои нехитрые пожитки.

Поскольку целью моего путешествия были в том числе и «полевые исследования», сообщаю, что никакой особенной позитивной энергетики, излучаемой родниками группы «Кадочка», я не почувствовал. Если уж брать «позитивную» воду, то совсем не из этих родников, а из первого родника, бьющего под Храмом Вознесения , на набережной Москвы-реки. Вот там да – энергетика чувствуется. Но как раз из этого родника воду-то никто и не берет. Немаловажно, что холм, который венчает Храм Вознесения, столетиями никто не трогал. Любые раскопки в этом месте были и есть - строжайше запрещены. В древние времена понятно почему, в социалистические – просто потому, что боялись оползня и разрушения Храма. Как-никак, шедевр мировой архитектуры, первый каменный шатровый храм на Руси, дорогая работа италийских мастеров.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого всегда бил ключ, считавшийся еще в XVI в. чудодейственным (!). Место очень даже соответствовало итальянским трактатам, по ним этот родник (ключ) отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке».

На фото - один из "правильных" родников, расположенный под Храмом Вознесения.

Об этом, кстати, я узнал еще мальчишкой. Однажды к роднику, где мы сидели с группой приятелей и маялись дурью - пили, извините за подробности, портвейн известной марки «три топора» (а что еще делать молодежи в парке в 15 лет в 70-е годы), спустился священник. Сбегая по крутой тропинке к роднику, священник подбирал рясу, чтобы ненароком не наступить на нее. Под рясой (что интересно) были отличные синие джинсы – недосягаемая мечта всех юношей 70-х. Но я не об этом.

Священник испил воды из родника и рассказал нам, непутевым потребителям дешевого портвейна, о роднике и Храме. По словам священника, в воде этого родника содержатся в немалом количестве ионы серебра. По его мнению, существуют даже вполне правдоподобные версии, откуда в воде родника серебро. Якобы под храмом был сделан глубокий колодец, спускающийся на глубину не менее 50 метров, до водоносного слоя. А стенки колодца выложили из толстых серебряных листов, соединенных клепкой. Может это, конечно, легенда. Не знаю. Рассказываю то, что услышал сам от священника, которому врать, вроде как, не было особого смысла. Так вот, «сильный» родник в Коломенском есть. Но искать его надо не в Велесовом овраге, а под Храмом Вознесения, на набережной Москвы-реки.

Первый камень, который находится рядом с руслом ручья, называют Гусь-Камень. Вероятно, название образовалось от ассоциаций с формой - камень действительно походит на лежащую крупную птицу-гуся.

Когда я подошел к камню, на нем (скромненько этак, с краю), сняв обувь, расположился мужчина, весь вид которого выдавал в нем одинокого, лет сорока, мужчину-технаря, не чуждого эзотерики. Мужчина грустил и, судя по позе и сигналам руки (не спрашивать же), банально лечил свой простатит. Считается, что Гусь-Камень – мужской. Я, однако, строгой «половой принадлежности» камня не уловил. Сигнал от камня имелся, но я бы не сказал, что сильный. Возможно, я просто пришел не в то время и не к той Луне. Но сигнал был, и совершенно четкий.

Поняв, что мужчина «в теме», я спокойно достал маятник и компас. Маятник описал нечеткий овал, а компас указал на «север» совсем не туда, где на самом деле Север. Грустный мужчина не преминул отметить, что «сегодня энергетика камня несколько не та, слабовата». Да я, собственно говоря, и сам это заметил. По моему, разумеется, субъективному мнению, Гусь-Камень помогает лечению мужских (урологических) заболеваний: простатит, бесплодие, камни в мочевом пузыре. Помогает определиться с жизненными целями и приоритетами. То, что называют «расставить точки над ё». По всей видимости, может помочь тем (неважно, женщина это или мужчина), кто честно стремится к собственному развитию в разных областях – карьера, личная жизнь, совершенствование, поиск ориентиров.

Через пару минут (я еле успел «зарядить» на камне некий предмет, который мне нужен для работы) к Гусь-Камню подошла большая компания. Все загалдели, засуетились… Пришлось ретироваться и направиться по деревянной лесенке вверх, ко второму камню.

Лесенка содержит местами сломанные деревянные ступени (не доходят почему-то руки у администрации). Пойдете – будьте аккуратнее, лесенка как специально сделана таким образом, что ненароком оступившийся наверняка переломает себе ноги. Поднявшись, находим Девичий (Девий) Камень. Позволю себе усомниться в правильности названия. Я думаю, что на самом деле – это Дивий Камень. От слова «диво», чудо. Камень этот считается «женским». Но, честно вам скажу, я опять не почувствовал ничего, что указывало бы на то, что этот камень – исключительно женский. Вид камня и сигналы, которые в описываемый день оказались значительно сильнее, чем у Гусь-Камня, позволяют предположить, что он помогает в лечении заболеваний, связанных с так называемыми «полыми» органами: матка, яичники, почки, мочевой пузырь, легкие. Бесплодие тоже.

На Девичьем (Дивьем) Камне расположилась целая компания женщин, при этом некоторые откровенно глумились над происходящим, продолжая тем временем сидеть. Спрашивается, если тебе нечем заняться, зачем топать километр от входа в парк до Камня? Непонятно. После некоторых шуток сидящих, я предпочел уйти, сообщив (не удержался) шутникам, что за глумление можно и ответить. Буквально, органами. Все шутники притихли.

Печально, что в Велесовом овраге нет вообще никакой информации ни о камнях, ни о родниках. Ничего. Приходят разные досужие ходоки, хохмят, сидя на Дивьем Камне… А потом все удивляются – откуда у женщины взялись серьезные проблемы по-женски…

Так нормальные-то люди ходят с умом и чувством, просят. Оставляют монетки прямо на камне, ленточки вяжут на лебеде, что растет выше по склону. А приходит некая досужая курица, садится своей широкой задницей на эти монетки, и глумится, шутит… Понаблюдал я эту картину и пришел к выводу, что Девичий (Дивий) Камень имеет способность человеческую дурь перераспределять. Ну и правильно.

Примечания

1. Радзивилловская или Кёнигсбергская летопись - летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века - собственно Радзивилловском и Московско-Академическом. Представляет собой «Повесть временных лет», продолженную погодовыми записями до 1206 г. от Р.Х.

2. Для любителей покопаться и поспорить. "Боги славянского и русского язычества", Д. Гаврилов, С. Ермаков. Изд. "Ганга", 2009. ISBN 978-5-98882-074-1

3. Храм был построен в 1547 г. по указу Ивана Грозного в память его венчания на царство, а также как моление о даровании наследника. Зодчие, предположительно, Барма и Постник. Этот уникальный памятник древнерусского зодчества является предшественником (!) собора Василия Блаженного на Красной площади. Т.е. храм этот древнее известного собора на Красной площади. Закрыт в 1924 г. и долгое время был заброшен. Богослужения возобновлены в 1992 г.

4. Храм Вознесения Господня в Коломенском построен в 1528 - 1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника престола.

Суханов Валерий Юрьевич

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома