«Облако в штанах. «Облако в штанах Облако в штанах краткое

Поэма «Облако в штанах» Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера. Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.

Главные герои

Лирический герой – двадцатидвухлетний поэт, дерзкий, романтичный, « нахальный и едкий ». В его чертах узнаваем сам Маяковский.

Мария – молодая девушка, предмет любви и сердечных мук лирического героя.

Другие персонажи

Обыватели – к ним обращается молодой поэт, и им же противопоставляет свои чувства и отношение к жизни.

Вступление

Во вступительной части поэт заявляет о себе как о самоуверенном молодом человеке, в чьей душе « ни одного седого волоса ». Он делится с обывателями своими представлениями о любви. Ради этого чувства лирический герой готов на глобальные перемены. Он даже способен вывернуть себя наизнанку и стать « безукоризненно нежным », как « облако в штанах ».

Глава 1

Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все нет.

Ожидание любимой настолько мучительно для лирического героя, что он сравнивает себя с « жилистой громадиной », которая корчится и стонет, не получая желаемое. Тоску поэта усиливает дождь, бьющий в стекло, шум городских улиц, автомобильные гудки. Он чувствует себя безмерно одиноким и несчастным, напряжение его настолько велико, что « нервы мечутся отчаянной чечеткой».

Наступление полночи поэт сравнивает с головой казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о том, что выходит замуж. Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему, и сравнивает свое состояние с пульсом покойника – надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.

Глава 2

Поэт рассказывает о муках творчества. Раньше он был настолько наивен, что полагал, будто писать на удивление легко и просто. Теперь же он отказывается читать книги, потому как понимает, каким тяжелым трудом дается их написание. Прежде, чем « начнет петься », в душе долго барахтается « глупая вобла воображения ».

Страдания лирического героя усиливаются и тем, что обыватели не нуждаются в высокой поэзии. Их чувства сродни примитивным инстинктам, а духовные ценности сводятся лишь к фразе « Идемте жрать!».

Вместе с тем поэт понимает, что « мельчайшая пылинка живого » представляет гораздо большую ценность, нежели все его литературные труды. Но он не останавливается на своем пути, продолжая выжигать и растаптывать людские души правдивым словом.

Глава 3

Поэт пускается в рассуждения о жизни, о царящем режиме, не скрывая свои истинные мысли и чувства. Он хулит поэта Северянина, в лице которого видит многих современных рифмоплетов, обеспокоенных лишь тем, чтобы их строки вышли поизящнее. Лирический герой уверен, что свои мысли нужно выражать максимально четко и даже грубо, ведь правда не нуждается в приукрашивании.

Между строк он призывает простой народ к революции, побуждая разрушить существующий строй – «Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!». Себя же поэт называет тринадцатым апостолом.

Глава 4

Лирический герой снова и снова в своих мыслях возвращается к Марии, чье имя « величием равное богу ». Он остро нуждается в ней, и просит ее тело, как верующие обращаются к небесам – « хлеб наш насущный даждь нам днесь ».

Поэт просит Марию не обращать внимания на его измены, которые ровным счетом для него ничего не значат. В его душе есть место лишь для нее одной, и он клянется, что будет беречь ее так же, как изувеченный войной солдат « бережет свою единственную ногу ».

Однако Мария не отвечает взаимностью, тогда лирический герой обращается к Богу с просьбой дать ответы на все его вопросы. Но небеса отвечают ему равнодушным молчанием.

Заключение

Революционная по своему содержанию, поэма «Облако в штанах» стала образцом удивительного сочетания романтики и грубых аспектов жизни. Центральная тема любви в произведении перекликается с темами одиночества, морали, протеста, атеизма.

Пересказ «Облако в штанах» позволит расставить необходимые акценты и лучше подготовиться к уроку по литературе.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 345.

Поэт - красивый, двадцатидвухлетний - дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку - так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого. Наконец появляется Мария - резкая, как «нате!», - и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.

Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго - прежде чем начнёт петься - барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдёт нужных слов, улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать. Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, - «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи - студенты, проститутки, подрядчики, - для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете. Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.

Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмёт камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.

Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплёванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери - это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.

Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане - «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережёт свою единственную ногу. Но если Мария отвергнет поэта, он уйдёт, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовёт его недоучкой, крохотным божиком.

Поэт ждёт, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.

Вы прочитали краткое содержание поэмы Облако в штанах. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягченную мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечеткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казненного. Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонатъ в столетия последний крик об этом пожаре.

Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго — прежде чем начнет петься — барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдет нужных слов, улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать. Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи — студенты, проститутки, подрядчики, — для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете. Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.

Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмет камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.

Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплеванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.

Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережет свою единственную ногу. Но если Мария отвергнет поэта, он уйдет, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовет его недоучкой, крохотным божиком.

Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клешами звезд огромное ухо.

Одним из выдающихся футуристов является Владимир Маяковский. Свое первое крупное произведение он написал в 1915 году. Называется оно «Облако в штанах».

В четвертой части поэт просится к Марии. Обещает не изменять ей и беречь ее. Но она его не пускает. Поэт говорит, что его душа ранена, как перееханная лапа собаки. Он обращается к Богу, предлагает ему повеселиться: добыть вино и девочек. Говорит, что он раньше был ангелом. Спрашивает, почему Бог не дал возможности целовать и не испытывать сердечные муки. Он угрожает ангелам ножичком, но вокруг тишина, Вселенная спит.

Анализ произведения

Мы рассмотрели, что рассказывает в своем произведении Маяковский «Облако в штанах». Краткое содержание описывает все 4 части.

Маяковский затрагивает несколько тем, которые являются для него злободневными. Это творчество, политический режим, религия. В каждой части он затрагивает одну из тем. Но одна проходит через все произведение. Это тема неразделенной любви, одиночества, сердечных мук поэта.

Почему же он назвал свое произведение «Облако в штанах»? Это словосочетание встречается нам во вступлении. Дело в том, что изначально его триптих назывался «Тринадцатый апостол», но цензуру он не пришел. Из-за этих событий появилось вступление с таким содержанием и заголовок. Таким образом поэт говорит примерно следующее: если хотите, чтобы я был нежный, как облако в штанах, то я буду им.

Цензуре многое не понравилось в произведении Маяковского, поэтому ему пришлось кое-что убрать и изменить. Тем не менее содержание тетраптиха получилось весьма актуальным: поэт сумел затронуть важные темы, передать свое видение читателям и слушателям. Маяковскому удалось не потерять свой стиль.

Заключение

Высмеял обывательскую жизнь, поделился сердечными муками, поругал политический строй и религию в своем произведении Маяковский «Облако в штанах». Краткое содержание показало нам, что, несмотря на жесткий стиль, поэт имеет мягкую душу, способен переживать и любить. Он против действительности, которая его окружает, но не может ничего с этим сделать. Поэт грозится ножиком, только его не пускают, вокруг него тишина. Эту безысходность показал в своем крупном произведении Маяковский «Облако в штанах». Краткое содержание также продемонстрировало нам, насколько силен духом поэт, раз он один пошел против всего, что его окружало.

Двадцатидвухлетний красивый поэт вспоминает одну историю, которая произошла в Одессе. О том, как он однажды ждал свою любимую, которая должна была прийти к нему в четыре часа. Но вот на часах уже восемь, и десять, а ее все нет.

Ожидая ее у окна, поэт мучается. Это не дает ему покоя. Ожидая любимую, он вспоминает, что она любит, чего боится. И тут уже прозвучал двенадцатый час. Это время просто пробило у него в голове страшными звуками! Нервы его натянуты, скачут как бешеные.

Мысли вертятся в его голове, с которыми он не может справиться. Услышал

Шаги, сердце его забилось еще больше! Он больше не в силах овладеть собой! И вот вошла его любимая, перебирая в руках замшевые перчатки. Резко с порога сообщает ему, что выходит замуж за другого. Но он пытается быть спокойным. Его ревность зашкаливает. Он готов делать что угодно! Его хрупкое сердце вырывается наружу.

Поэт больше не в силах удерживать его в груди, но не подает и вида, что происходит у него на душе. А сердце его пылает пожаром. И не в силах он унять боль. Автор употребляет много сравнений, чтобы стало понятно, как он мучается. Он понимает, что ужасно болен любовной болезнью. И что ему уже не вылечиться.

Пытается понять, будет ли любовь еще? И если все-таки любовь придет, то какая? Огромная и искренняя, или же наоборот, маленькая. Поэт выливает свое пережитое чувство боли. Он понимает, как болит душа. Все мысли наталкивают его на думу, что любовь приносит только переживание, разочарование, боль. Что настоящая любовь не легкая, эмоциональная.

Автор этих строк считает, что любовное чувство – это вся жизнь! Он грубо изъясняется, о своей ненавистной любви, которая причинила ему страшную боль. Этой грубостью он старается показать отречение от этого чувства. Чувства, которое принесло боль разочарования. Но так же откликается об этой влюбленности и лирическим переживанием. Подсознательно он желает защитить эту любовь. Ведь она принесла ему и радостные моменты встреч, ожидания любимой.

Поэту не хватает слов, чтобы описать то, что он прочувствовал. Нежная прекрасная литература не сможет выдержать тех слов, которые вырываются у него наружу.

Важно, что душа завернута и ее невозможно разглядеть. Прекрасно, что она спрятана. Никто не может просто так туда заглянуть. Истинные душевные переживания можно прятать за каменным лицом. И никто не сможет понять, какие чувства возникают в конкретный момент.

Маяковский обращает свои слова к поэзии. Он твердит о том, что сама поэзия давно уже не схожа с жизнью людей. Что она начисто профильтрована. Она не схожа на говор людей на улицах, поэзия слишком оторвана от мира. Она мертва, ведь ее процеживают. Не дают описать свои истинные мысли.

Автору очень важна душа человека, душа народа. А не тот облик и одежды, за которым все прячутся! Ведь если бы все смогли оголить свои души, показать, как они прекрасны, то даже солнце оказалось бы блеклым. Ведь души сияют более ярким светом, чем солнце.

Он беспрестанно вспоминает свою Марию. Автор не в силах забыть ее ангельскую внешность, ее нежные губы. Он вожделеет ее прекрасного тела. Жаждет и просит тела Марии. Ее имя для него равно имени святого! Мария для него и есть святая! Он готов оберегать и хранить ее, как хранят самое ценное, что есть в жизни.

Он не допускает мысли, что любимая откажется от него! Если она выбросит его из своей жизни, он уйдет. Но дорога за ним будет кровавой. Она будет залита кровью сердца поэта! И если это горе все-таки случится, он должен будет обратиться к Богу. Чтобы тот объяснил ему, почему он сотворил поцелуи, наполненные болью. Почему любовь оказывается страшным разрушительным чувством! Вместо того, чтобы приносить радость и счастье. Поэт не уверен, что вообще бывает другая любовь! Что сам Бог создал ее такой! Если это все так, он готов назвать его малюсеньким божиком.

Маяковский, используя скрытый смысл, призывает рушить строй, который тогда был. Он готов созывать всех на революцию, ведь только она может покончить с тем ладом, который строился годами. Этот строй ненавистен поэту, ведь он не дает человеку полностью раскрыться! Эго нужно срочно рушить!

Поэт прощается с иллюзией и открывает глаза на то, что будет в будущем. Он твердит о том, что не будет такой ужасной любви, что весь буржуазный строй рухнет! Больше не будет этой тщательно процеженной литературы. Что можно будет открыто изливать в своем творении мысли! Уверен, что рухнет религия терпения. Себя же автор видит еще одним апостолом! Автор знает, что освобождение от всего этого ненавистного принесет автору истинную свободу!

Поэт ожидает ответа небес, ведь он обратился к ним, изливая свою несчастную душу, которая вдоволь настрадалась! Душа нуждается в том, чтобы ей изъяснили, почему все происходит именно так. Он иронизирует, понимая, что его не слышат! Ему никто не ответит!

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома