Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. Морфологический разбор союзов Морфологический разбор союза а письменно

1. Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

Например:

Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне (союз и связывает однородные определения);

Дохнул сентябрь , и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет) – союз и связывает простые предложения в составе сложносочинённого предложения;

Лицо его улыбалось и морщилось , как будто ему было щекотно , больно , смешно (союз как будто связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого).

2. Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.

3. Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного предложения.

4. По строению союзы делятся на разряды:

простые (состоят из одного слова) – и, а, но, да, если, что, когда и др.:

День и ночь; не день, а ночь; узнал, что опоздал;

составные (состоят из нескольких слов) – потому что, так как, как будто, вследствие того что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы и др.:

Он не пришёл, потому что заболел; Говорили, как будто его видели в Анапе; Для того чтобы сдать экзамен, надо много заниматься;

повторяющиеся (состоят из двух или более одинаковых союзов) – ни – ни, то – то, не то – не то:

Его не было ни в саду, ни в доме; На улице не то снег, не то дождь;

двойные (обязательно состоят из двух частей) – как – так и; не только – но и; не столько – сколько; когда – то; если – то; едва – как; чем – тем :

5. По значению союзы делятся на разряды:

а) сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:

соединительные (имеют значение соединения): и, да (в значении и ), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также :

Я не пришёл, и он не пришёл; Я не пришёл, он тоже не пришёл; Не только я не пришёл, но и он не пришел; Ни я не пришёл, ни он не пришёл;

противительные (имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в значении но ), однако (в значении но ) и др.:

Не он, а я сделаю это; Говорил он тихо, но спокойно; Говорил он тихо, однако спокойно; Говорил он тихо, зато спокойно.

разделительные (имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др.:

Или дождь идёт, или снег сыплет; То дождь идёт, то снег сыплет; Не то дождь идёт, не то снег сыплет;

б) подчинительные – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:

временные (указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.:



Когда мы вернулись, было уже темно; Как только мы вернулись, пошёл дождь;

причинные (указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.:

Мы остались дома, потому что пошёл дождь; Мы остались дома, так как пошёл дождь;

целевые (указывают на цель) – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.:

Пришлось поспешить, чтоб не опоздать к ужину;

условные (указывают на условие) – если, раз и др.:

Если Раз не хочешь опоздать, поспеши;

уступительные (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на то, что; пускай и др.:

Хотя было ещё темно, на улице было много народу; Пускай погода тёплая, всё равно можно простудиться;

сравнительные (указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в значении как, будто ) и др.:

Птица кричала протяжно, будто плакала;

следственные (указывают на следствие) – так что :

На поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале;

изъяснительные (указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.:

Я знал, что приехал не вовремя; Говорят, будто он собирался уехать в деревню; Я хочу, чтобы он остался дома.

Примечание. Некоторые разряды союзов в школьной грамматике не рассматриваются. Обычно их включают в состав сочинительных союзов:

а) пояснительные союзы то есть, или (в значении то есть ) и др. (Мы пели, смеялись, то есть веселись во всю; Лингвистика, или языкознание, – это наука о языке );

б) присоединительные союзы да и (Я говорил шёпотом, да и дед отвечал вполголоса ).



Обратите внимание!

1) Некоторые союзы имеют омонимы среди других частей речи. В частности, что, как, когда имеют омонимы среди местоимений и местоименных наречий. Для их разграничения следует помнить, что относительные местоимения и местоименные наречия в составе придаточных предложений выполняют функцию членов придаточных предложений, тогда как союзы членами предложения не являются.

Ср.: Я знаю, что он не придёт (что – союз). – Я знаю, что он подарит мне на день рождения (что – союзное слово, местоимение).

2) Союз ни – ни имеет омоним среди усилительных частиц. Учтите, что союз ни – ни всегда является повторяющимся и синонимичен повторяющемуся союзу и – и.

Ср.: Как ни трудно, держись (ни – усилительная частица). – Его не было ни дома, ни на работе (ни – ни – союз; Его не было и дома, и на работе ).

3) Несмотря на – предлог в простом предложении (Несмотря на усталость, он продолжил восхождение к вершине ); несмотря на то, что – союз в сложноподчинённом предложении с уступительным придаточным предложением.

4) Составные союзы потому что, оттого что, в то время как, для того чтобы могут распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения и является самостоятельной частью речи – местоимением и местоименным наречием (это член главного предложения); вторая часть находится в придаточном и выполняет функцию подчинительного союза.

Ср.: Он не смог продолжить восхождения, потому что слишком устал (потому что – союз). – Он не смог поехать с нами потому, что должен был помочь матери по хозяйству (потому – местоименное наречие; обстоятельство причины в главном предложении; что – союз).

Никогда не распадаются на две подобные части составные союз: так как, так что.

«Союз. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов»

Упражнение 109. Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Так (же), как громы, гр..мели боевые орудия. Так (же), как молния, св..ркали огне..ные взрывы. Так (же), как ветры, ворвались ко..ные отряды (Гайдар). 2. Что (бы) 3 рыбку с..есть, надо в воду лезть (пословица). 3. Он непр..ме..но хотел стать г..роем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что (бы) ему ни предложили (Симонов). 4. Василёк во (что) бы (то) ни (стало) хотел рас..казать всё брату (Н. Островский). 5. Всё бел..т..ся Лукерья Львовна, всё то (же) врёт Любовь Петровна, Иван Петрович.. так (же) глуп, Семён Петрович.. так (же) скуп (Пушкин). 6. На то вам и красное лето да..но, что (бы) веч..но любить это скудное поле, что (б) веч..но вам милым казалось оно (Некрасов). 7. Толстый ковёр лежал на полу, стены то (же) 3 были увеш..н..ы коврами (М. Горький). 8. И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни пр..нималась – всё выход..т у неё красиво (Тургенев). 9. Не за (то) волка б..ют, что сер, а за (то), что овцу с..ел (пословица). 10. Я насл..ждался мирно своим трудом, успехом, славой, так (же) 3 трудами и успехами друзей (Пушкин). 11. Так (же) по утрам над Ближними Мельницами стонал от гудков воздух, но 3 был он уже не холодный и 3 тума..ный, а 3 яркий, светоносный (Катаев). 12. Собаки др..мали, лошади при чуть бре..ж..щ..м, слабо л..ющ..мся свете звёзд то (же) лежали (Чехов). 13. Лошадь не могла сдвинуть воз, по (тому) что 3 заднее колесо соск..чило (Л. Толстой). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижн..я часть ствола обг..рела, я разгадал происх..ждение ямы (Пришвин). 15. По (тому), как, поб..гровев, засв..тились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что подн..лось со..нце (Б. Полевой). 16. По окончани.. митинга народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался (Катаев). 17. Труд необходим человеку так (же), как пища, он должен быть р..гулярным, сист..матическим (Сухомлинский). 18. Я думал так (же) и о том человеке, в ч..их руках находилась моя судьба (Пушкин). 19. Хотелось бы, что (бы) счаст..е пр..шло, как заслуга (Пришвин). 20. Человеку надо жить, работать и относит..ся к людям так, что (бы) чес..но заслужить настоящую славу (Кассиль). 21. Я склонился к реке, но и там, в эт..й тёмн..й, холодн..й глубине, то (же) к..лыхались, дрожали звёзды (Тургенев). 22. Вот, (на) пример, я давеча (на) счёт бунтов говорил, что нельзя назвать бунтовщиками кр..ст..ян за (то) только, что они хлеб по шести гривен о..дать не согл..шались! (Салтыков-Щедрин). 23. Мне стало грус..но и досадно не (по) тому, что гу..ны вым..рли, а (от) того, что смысл слова, которое меня так долго муч..ло, ок..зался столь простым (М. Горький). 24. (По) тому, что 3 говорил «дед», ясно было, что 3 Витька сдержал слово (Фадеев). 25. К..мета Галлея и какая (то) другая к..мета с яд..витым хвостом то (же) вд..хновили Блока, по (тому) что и они были «гибельны» (Чуковский). 26. В ст..роне от села небо чуть осв..тилось, под тучами заиграли (бледно) голубые з..рницы – (не) то загорелось что (то), (не) то 3 немцы нервн..чали, догадываясь, что этой ноч..ю вокруг них смыкает..ся кольцо, и опять стали пускать р..кеты (Овечкин). 27. (На) пример, он пиш..т о небрежности языка литератора, (при) чём оказывает..ся, что он неспособен отл..чить небрежность автора от небрежности ко..ректора (М. Горький). 28. Я думаю, что име..но ф..нтазия, «выдумка» создала и восп..тала (то) же одно из уд..вительных кач..ств человека – интуицию, (то) есть 3 «домысел» (М. Горький). 29. Нельзя представить, что (бы) читатель см..ялся над фел..етоном от первой до последн..й строч..ки (М. Кольцов). 30. Быстро ст..мнело, так (что) 3 (н..) чего уже нельзя было уже ра..смотреть н.. у себя под ногами, н.. (в) переди, н.. 3 (с) зади (Фадеев). 31. Голубые глаза его сл..гка потускнели, (в) следстви.. старч..ской слезы, но смотрели (по) прежнему благ..душно, (как) бу..то говорили: (за) чем тебе в душу мою заб..рат..ся? Я и без того весь тут (Салтыков-Щедрин).

Когда знаешь союзы, то и запятые сумеешь поставить без труда. Если, конечно, сумеешь применить пунктуационные правила!

Но союзы очень трудно отличить от местоимений и наречий, омонимичных частиц (как, только, хоть, же, и, а) и предлогов.

Нужно анализировать слова в предложении: частицы обычно выражают смысловые оттенки (усилительные, ограничительные), а союзы связывают однородные члены и части сложного предложения.

Ещё союзы могут быть похожи на местоимения и наречия (что; как, когда, едва, пока), на сочетания предлога и местоимения (зато - за то, оттого - от того, потому - по тому, притом - при том, причём - при чём), местоимения и частицы (чтобы - что бы, тоже - то же), наречия и частицы (также - так же).

Универсальных приёмов, чтобы отличить союзы, немного. Первый: определить его служебную роль, то есть что он связывает. Второе: заменить его союзом-синонимом. Частицу можно переставить в другое место или вовсе опустить.

Рассуждаем так. В предложении: Все опоздали, я тоже. - слово ТОЖЕ можно заменить синонимом И (Все опоздали, и я.). В другом предложении (Я выполнил то же задание, что и ты.) частицу ЖЕ можно опустить.

Вообще-то союзы нужно узнавать «в лицо», различать их группы по происхождению, строению, употреблению и значению. Те союзы, которые нельзя разделить на морфемы, называются непроизводными (а, но, и, да, либо, или, однако, ибо, если). Производные произошли от сочетаний с местоимениями, наречиями, предлогами (чтобы, также, потому что, вследствие того что).

Если союз состоит из одного слова, то он простой (и, да, будто, хотя), из нескольких - составной (из-за того что, несмотря на то что, потому что, так как). Сложных союзов не бывает.

Если союз используется один раз, то он одиночный, если повторяется два и более раз, то его называют повторяющимся (ни... ни, то ли... то ли, не то... не то), если же он распадается на две части, то двойной (не только... , но и; как..., так; если... , то; чем..., тем; постольку..., поскольку; хотя..., но).

Все союзы делятся на две группы: сочинительные (связывают однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения) и подчинительные (соединяют части сложноподчинённого предложения).

Сочинительные союзы передают различные значения:

1) соединительные выражают перечисление

и, да=и, и-и, ни-ни, как..., так, не только..., но и

2) противительные - противопоставления и различия

а, но, да=но, однако, же, зато

3) разделительные - взаимоисключения, чередования

или, или-или, либо, либо-либо, не то-не то, то-то, ли-ли, то ли-то ли

4) присоединительные служат для выражения дополнения, замечания

да и, тоже, также, а также, притом, причём

5) пояснительные - для пояснения

то есть, а именно, или, как-то

Подчинительных союзов значительно больше, чем сочинительных:

1) изъяснительные

Что, чтобы, как, будто, ли

2) временные

Когда, как только, лишь только, в то время как, с тех пор как, после того как, пока, пока не, едва, прежде чем

3) причинные

Потому что, так как, ибо, оттого что, из-за того что, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что

4) целевые

Чтобы, с тем чтобы, для того чтобы, затем чтобы, лишь бы

5) условные

Если, раз, коли, при условии что, ежели, кабы, если-то, если бы, когда бы

6) сравнительные

Как, как будто, будто, точно, словно, как бы, будто бы, подобно тому как, чем-тем

7) уступительные

Хотя, хотя бы, пусть, пускай, несмотря на то что, невзирая на то что, как ни

8) следствия

Так что, до того что, в результате чего

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СОЮЗОВ

I. Часть речи. Общее грамматическое значение (в каком предложении употреблён, схема).

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по составу (простой или составной).

2. Разряд по происхождению (непроизводный или производный).

3. Разряд по функции (сочинительный или подчинительный).

4. Разряд по значению.

5. Разряд по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной).

Используя предложения из увлекательной повести Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», покажем образцы разборов разных союзов. Не забудьте, что союз надо выписывать целиком, если он составной или двойной. Схемы вычерчивать из-за технических трудностей здесь не будем.

Образцы разборов союзов

В этом удивительном лесу не было мрака и 3 тишины, как в сосновом бору.

I. И - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. соединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Едим да 3 ещё похваливаем…

I. ДА (=И) - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. соединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Пожалуй, я тоже 3 приоденусь в незабудочный наряд!

I. ТОЖЕ - союз, т.к. служит для связи членов простого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. сочинительный,
4. присоединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Зовут его также 3 паук-серебрянка…

I. ТАКЖЕ - союз, т.к. служит для связи членов простого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. присоединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

В густых зарослях то 3 тут, то там висели липкие сети, и нужно было очень осторожно обходить эти ловушки.

I. ТО..., ТО - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. сочинительный,
4. разделительный,
5. повторяющийся.

III. Не является членом предложения.

В густых зарослях то тут, то там висели липкие сети, и 3 нужно было очень осторожно обходить эти ловушки.

I. И - союз, т.к. служит для связи частей сложносочинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. соединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Микроскоп позволяет рассмотреть только глаз паука или 3 кончик его ноги, или коготок, похожий на гребень, или узел паутины.

I. ИЛИ..., ИЛИ..., ИЛИ - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. разделительный,
5. повторяющийся.

III. Не является членом предложения.

Да и не было для этого у Ивана Гермогеновича ни 3 времени, ни охоты.

I. НИ..., НИ - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. соединительный,
5. повторяющийся.

III. Не является членом предложения.

Она была усеяна тысячами ртов, которые не то 3 жевали что-то, не то норовили схватить Карика и Валю за босые ноги.

I. НЕ ТО..., НЕ ТО - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. сочинительный,
4. разделительный,
5. повторяющийся.

III. Не является членом предложения.

Казалось, в стену били мягкими, но 3 увесистыми кулаками.

I. НО - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Она хотела что-то сказать, но 3 губы не слушались.

I. НО - союз, т.к. служит для связи частей сложносочинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Теперь не дует, - сказала Валя, - но зато 3 стало очень темно.

I. НО ЗАТО - союз, т.к. служит для связи частей сложносочинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Хотя Карик и Валя знали, что это не чудовища, а 3 самые обыкновенные насекомые, они то и дело останавливались в испуге.

I. А - союз, т.к. служит для связи однородных членов предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Этого я не думаю, - ответил профессор, - однако 3 мы должны быть готовы к самому худшему…

I. ОДНАКО - союз, т.к. служит для связи частей сложносочинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. сочинительный,
4. противительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Ивану Гермогеновичу, конечно, было известно, что ловит насекомых не сеть, а именно 3 эти крошечные, липкие узелки.

I. А ИМЕННО - союз, т.к. служит для связи членов простого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. сочинительный,
4. присоединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

А между тем эти самые мухи убили несколько сот лет назад в Европе двадцать четыре миллиона людей, то есть 3 четвёртую часть всего населения старой Европы.

I. ТО ЕСТЬ - союз, т.к. служит для связи членов простого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. сочинительный,
4. присоединительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Ивану Гермогеновичу, конечно, было известно, что 3 ловит насекомых не сеть, а именно эти крошечные, липкие узелки.

I. ЧТО - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. подчинительный,
4. изъяснительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

По дороге они останавливались, отводили обеими руками тяжёлые листья и смотрели, нет ли 3 под листьями ягод.

I. ЛИ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. подчинительный,
4. изъяснительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Если 3 такой цветок оборвётся и упадёт на мою голову, я вряд ли останусь живым, - засмеялся Иван Гермогенович.

I. ЕСЛИ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. подчинительный,
4. условный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

И это было немудрено, потому что 3 она смотрела только на них, всё ещё не веря, что они погибли в жаркой схватке.

I. ПОТОМУ ЧТО - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. подчинительный,
4. причинный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

В этом удивительном лесу не было мрака и тишины, как 3 в сосновом бору.

I. КАК - союз, т.к. служит для связи предмета и объекта сравнения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. подчинительный,
4. сравнительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Чем 3 ближе ребята подплывали к берегу, тем явственнее слышался этот шум.

I. ЧЕМ..., ТЕМ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. подчинительный,
4. сравнительный,
5. двойной.

III. Не является членом предложения.

Потолок норы трещал, как будто 3 его сверлили сверху.

I. КАК БУДТО - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. подчинительный,
4. сравнительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Чтобы 3 не налететь на них, нужно было зорко смотреть по сторонам.

I. ЧТОБЫ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. производный,
3. подчинительный,
4. целевой,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Он спокойно стоял на воде, расставив длинные ноги, и ждал, пока 3 все паучата усядутся.

I. ПОКА - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. подчинительный,
4. временной,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Хотя 3 Карик и Валя знали, что это не чудовища, а самые обыкновенные насекомые, они то и дело останавливались в испуге.

I. ХОТЯ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. простой,
2. непроизводный,
3. подчинительный,
4. уступительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Как бы ни 3 упаковывали продукты, муравьи всё равно добираются до них.

I. КАК БЫ НИ - союз, т.к. служит для связи частей сложноподчинённого предложения.

II. Морфологические признаки:
1. составной,
2. производный,
3. подчинительный,
4. уступительный,
5. одиночный.

III. Не является членом предложения.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы также делятся на несколько групп в зависимости от выражаемых значений (см. табл. 46).

В табл. 46 представлены семантические союзы, т.е. обозначающие определенные значения (точнее, логико-семантические отношения между словоформами или частями сложного предложения). В противоположность им выделяются асемантические союзы, указывающие только на подчиненность придаточной части, присоединяющие обычно изъяснительные придаточные. Особенностью таких союзов является функция присоединения, не вносящая дополнительных сложных оттенков в высказывание. В наиболее чистом виде "присоединительность" реализуется союзом что (Во Всеобщей декларации прав человека указано , что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах ).

Об употреблении подчинительных (как и сочинительных) союзов в сложных предложениях речь пойдет подробнее в разделе "Грамматика. Синтаксис".

Таблица 46. Группы подчинительных союзов

Группа союзов по значению

Примеры на употребление

Временные

когда , после того как , перед тем как , как только , едва лишь , едва... как

После того как пал Будапешт и была взята Вена , палатное радио не выключалось даже ночью (Е. Носов)

Причинные

потому что , так как , из-за того что , в связи с тем что , ввиду того что , оттого что , благодаря тому что , в силу того что , вследствие того что , в результате того что , тем более что

Надо добавить вытяжные стояки , потому что каждая корова испаряет дыханием десять килограммов воды в сутки (С. Антонов); Оттого что дощаник был сколочен наспех , крыша его в хребтине прогнулась (В. Поволяев)

Условные

если , если... то , в случае если , в том случае если , при условии что , ежели {прост. )

Но как я могу проявить инициативу , если я не уважаю начальника (Г. Семенов); Фоме Фомичу приказали явиться , угрожая силою в случае отказа (Ф. Достоевский)

Уступительные

хотя , несмотря на то что , вопреки тому что , невзирая на то что , независимо от того что , при всем том что

Вечером на "Газике" приезжал инженер , и , хотя от него решительно никакой помощи не было , в избе становилось спокойней (С. Антонов)

Следствия

так что , в результате чего

Луша пришла в опустевшую избу , села на стул и заплакала громко , навзрыд , так что было слышно на улице (С. Антонов)

чтобы , для того чтобы , ради того чтобы , с тем чтобы , затем чтобы

Он встал , чтобы уйти , но невольно задержался (Л. Сейфуллина)

Сравнительные

как , будто , как будто , словно , также как , подобно тому как , вроде того как , как если бы

Степь уходила вдаль , обширная и ровная , как море (Л. Соболев); На Красной площади , будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания стен и башен (А. Н. Толстой)

Сопоставительные (при совпадении с подчинительными союзами по формальному признаку не противопоставляемые сочинительным союзам по значению)

если... то , в то время как , между тем как , тогда как , по мере того как , чем... тем

Здесь еще отметим, что некоторые подчинительные союзы могут использоваться в структуре простого предложения. Например, союз чтобы присоединяет обстоятельство цели, выраженное инфинитивом (Вот мы тут только что решили рассказывать по очереди , чтоб убить время (А. Новиков-Прибой), союз как присоединяет именную часть составного сказуемого (Мечты как вольные птицы ), обстоятельство образа действия (Как гром раздался оглушительный взрыв ) и может выступать в роли предлога в качестве (Итак , я вам советую как приятель быть осторожнее (М. Лермонтов ).

Союзы как часть речи пополняются новыми образованиями в основном из двух источников: 1) за счет наречий и частиц (вернее , ведь , зато , кстати , скорее , точнее и т.п. ): Приют наш мал , зато спокоен (М. Лермонтов); Корень "снеж" в слове подснежник выделяется как морфема , точнее (вернее ) морф , по сравнению с корнем в слове "снеговик"; 2) за счет производных отыменных предлогов, к которым либо присоединяется местоимение то с союзом что (за счет + того , что; в связи + с тем , что ), либо в которые вставляется местоимение тот с союзами что , чтобы , если (по той причине; с той целью , чтобы; на тот случай , если ).

Союзные слова

В роли союзов могут употребляться некоторые разряды местоимений. К ним относятся местоимения-существительные кто , что , местоимения-прилагательные какой , который , чей , каков , местоимения-числительные сколько , насколько , местоимения-наречия где , куда , откуда , когда , как , почему , отчего , зачем. Их называют союзными словами, так как они служат для соединения частей сложноподчиненного предложения. В отличие от союзов, которые употребляются только для оформления связи между частями сложного предложения, союзные слова выступают в придаточной части в роли того или иного члена предложения. Например, в предложении Мы не знали , откуда приехал наш школьный друг и почему он не зашел к нам , союзные слова откуда и почему не только соединяют придаточные части с главным, но и выступают в придаточных в роли обстоятельств, соответственно места и причины, а в предложении Я знаю человека , который приехал оттуда союзное слово который также не только соединяет придаточную часть с главной, но и выступает в первой в роли подлежащего.

Союзное слово характеризуется двойной синтаксической связью: с одной стороны, с тем членом главной части, к которому относится придаточная, с другой - с тем членом придаточной части, к которому относится само союзное слово. Но здесь может быть и исключение, если речь идет о слове который.

Например: 1) Апелляция - , которая имеет право пересмотра дела; 2 ) Апелляция - это обжалование какого-либо постановления в высшей инстанции , у которой есть право пересмотра дела; 3) Апелляция - это обжалование какого-либо постановления в высшей инстанции , в которую обращается апеллирующий. В первом предложении союзное слово которая имеет форму рода и числа существительного инстанция , к которому относится вся придаточная часть вместе с этим словом, но падеж его определяется синтаксической ролью, выполняемой им в придаточной части, - подлежащее, поэтому оно стоит в И.п. Во втором предложении род и число слова который также зависят от определяемого существительного апелляция , а падеж- от глагола-сказуемого есть (у чего?), который и обусловливает синтаксическую роль союзного слова - дополнение. В третьем предложении род и число союзного слова опять же определяются существительным апелляция , падеж - глаголом-сказуемым обращается (к кому?), отсюда и его синтаксическая функция - дополнение.

Морфологический разбор союза

План разбора: 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

Образец разбора: , потому что в них участвовали представители всех в идов спорта.

Устный разбор. 1. И - союз. Соединяет однородные обстоятельства на стадионе и в бассейне . 2. Имеет морфологические признаки: сочинительный, простой.

2. Потому что - союз. Соединяет части сложного предложения Соревнования проходили на стадионе и в бассейне (почему?), потому что в них участвовали представители всех видов спорта. Имеет морфологические признаки: подчинительный, простой.

Письменный разбор. 1.И - союз. и 2. Морф, призн.: соч., прост.

1. Потому что - союз и , потому что . 2. Морф, призн.: подч., сост.

Следует отличать союзы чтобы, тоже, также, зато от сочетаний местоимений что, то и наречия так с частицей или предлогом, ср.:

Я хочу, чтобы вы дали мне совет. - Что бы вы мне посоветовали?

Я тоже хочу поехать туда. - Я думаю то же (самое).

Я также хочу поехать туда. - Я думаю так же.

Книга трудная, зато интересная. - Спрячься за то дерево.

Союз разбирается по следующей схеме :

2. Постоянные признаки:

Неизменяемый,

Разряд по значению,

Простой / составной,

Что соединяет.

Образец морфологического разбора союза:

Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час.

(Ф. М. Достоевский)

но - союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

что - союз, неизменяемый, подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

а - союз, неизменяемый, сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

так как - союз, неизменяемый, подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.

Частица

Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .



Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не ;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль) ;

3) указательные: вот, вон, это ;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь ;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то ;

6) восклицательные: что за, ну и, как ;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) - Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Морфологический разбор частицы

Частицы разбираются по следующей схеме :

1. Частица.

2. Грамматические признаки:

Неизменяемая,

Разряд по значению.

Согласно школьной грамматике, по этой схеме должны быть разобраны все частицы - и смысловые, и формообразующие, однако надо отметить, что формообразующая частица является компонентом глагольной формы и выписывается при морфологическом разборе вместе с глаголом при разборе глагола как части речи.

Образец морфологического разбора частицы:

Я не утверждаю, что он совсем нисколько не пострадал; я лишь убедился теперь вполне, что он мог бы продолжать о своих аравитянах сколько ему угодно, дав только нужные объяснения.

(Ф. М. Достоевский)

не - частица, неизменяемая, смысловая, отрицательная.

лишь - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

только - частица, неизменяемая, смысловая, ограничительно-выделительная.

По школьной грамматике, в этом предложении следует также разобрать частицу бы следующим образом:

бы - частица, неизменяемая, формообразующая, служит для образования формы условного наклонения глагола.

Междометие

Междометие - особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие - это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

Это определение, соответствующее описанию междометий в лингвистике, отражено в комплексе 3. Комплексы 1 и 2 определяют междометие как группу слов, выражающую чувства или побуждение к действию.

По значению междометия бывают трех разрядов:

1) эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

2) императивные междометия выражают побуждение к действию, команды, приказы: ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау ;

3) этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего .

Междометия не изменяются, не являются членами предложения (в предложении Вокруг слышались только охи и ахи слова охи и ахи являются не междометиями, а существительными), за исключением случаев, когда они выступают в функции существительного (в предметном значении): По лесу разносилось звонкое ау.

Междометия обособляются при помощи запятой или восклицательного знака: Ба! Знакомые все лица ! (А. С. Грибоедов)

Междометия могут быть производными (батюшки, господи ) и непроизводными (ох, фу ), в том числе заимствованными (баста, бис, стоп, ура, шабаш ).

Междометия не следует путать со звукоподражательными словами . Эта группа слов стоит вне частей речи, они передают звуки живой и неживой природы: мяу, кар-кар, дзынь. Звукоподражания находятся вне классификации слов по частям речи.

Междометия также следует отличать от глаголов в междометной форме: А шапка бац прямо на пол.

При разборе междометия указывают на его неизменяемость и разряд: эмоциональное, побудительное, этикетное. Например:

- Ах, боже мой, я совсем не про то...

(Ф. М. Достоевский)

ах

боже мой - междометие, неизменяемое, эмоциональное, не является членом предложения.

Ни в одном из учебных комплексов разбор междометий не производится.

Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза».

Цели урока:

1) формирование умения рассказывать о союзе,

2) находить союзы в тексте,

3) правильно определять разряды союзов,

4) научиться выполнять разбор союза.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.

Оборудование:

Учебники,

Тетради,

Ручки,

Карандаши.

Ход урока:

1) Организационный момент:

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы повторим с вами две предыдущие темы и разберем новую.

2) Проверка домашнего задания.

3) Фронтальный опрос:

Учитель:

Что такое союз ?

Ученик:

- Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Учитель:

Какова функция союза в предложении?

Ученик:

Связывать однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Учитель:

Какие служебные части речи вы еще знаете?

Ученик:

Частицы, предлоги, междометия.

Учитель:

Какую служебную часть речи вы уже изучили?

Ученик:

Предлог.

Учитель:

Что общего между предлогами и союзами?

Ученик:

Не являются членами предложения, не изменяются.

Учитель:

На прошлом занятии мы с вами разобрали таблицу «Разряды союзов по значению». Давайте повторим ее. Итак, на какие две группы делятся союзы?

Ученик:

Союзы делятся на две большие группы – сочинительные и подчинительные.

Учитель:

На какие группы делятся сочинительные союзы. Приведите примеры.

Ученик:

Сочинительные союзы делятся на: соединительные (например, и, да (в значении и ), также, тоже ); противительные (например, но, а, зато, да (в значении но ), однако ), разделительные (например, не только…но и, или…или, либо…либо ).

На какие группы делятся подчинительные союзы?

Ученик:

Подчинительные союзы делятся на две группы – изъяснительные и обстоятельственные.

Учитель:

Приведите примеры изъяснительных союзов.

Ученик:

- Что, потому что, как, будто.

Учитель:

На какие подгруппы делятся обстоятельственные союзы? Приведите примеры.

Ученик:

Подчинительные союзы бывают: временные (когда ), целевые (чтобы ), причинные (потому что ), уступительные (хотя ), следствия (так что ), условные (если ), сравнительные (как будто ).

Учитель:

Разряды какой части речи, ранее изученной, напоминают вам разряды союзов?

Ученик:

Разряды наречий.

Учитель:

На прошлом занятии вам давалась информация под запись. Какими еще бывают союзы? Приведите примеры, употребите в предложении.

Ученик:

Одиночными (употребляются один раз. Например, «Ученый малый, но педант»), повторяющимися (например, и…и, или…или, ни…ни «За дождем не видно ни моря, ни неба»), двойными (их компоненты взаимосвязаны. Например, как…так и, не только…но и, если…то . «Пушкин создал свои произведения как в стихах, так и в прозе»).

Учитель:

Какие вы знаете союзы по строению?

Ученик:

По строению союзы бывают простыми и составными.

Учитель:

Чем они отличаются?

Ученик:

Простые союзы состоят из одного слова, а составные из двух и более.

Учитель:

Приведите примеры простых и составных союзов.

Ученик:

Простые союзы: а, но, и, зато. Составные: потому что, так как, не только…но и.

Учитель:

Какая служебная часть речи имеет такое же строение?

Ученик:

Предлог.

4) Выполнение морфологического разбора.

Учитель:

Выполняем морфологический разбор союзов (у доски и в тетрадях).

« План морфологического разбора союза» .

I . Часть речи.

II . Грамматическая роль.

III . Морфологические признаки:

1) сочинительный/ подчинительный;

2) одиночный/ повторяющийся/ двойной;

3) простой/ составной.

IV . Неизменяемое слово.

Учитель:

Записываем предложение (выполняем работу в тетради, один ученик работает у доски), выполняем морфологический разбор союза:

«Я слыхал о тамошних метелях и знал , что целые обозы бывали ими занесены» ().

I . И – союз.

II . Слыхал и знал .

III . Морф. призн.:

1) соч.;

2) одиноч.;

3) прост.

IV . Неизм. слово.

I . Что – союз.

что?

II . […], (что…)

III . Морф. призн.:

1) подч., изъяснит.;

2) одиноч.;

3) прост.

IV . Неизм. слово.

Учитель:

Записываем еще предложение:

«Базар кишел народом, потому что было воскресенье».

I . Потому что – союз.

почему?

II . […], (потому что…)

III . Морф. призн.:

1) подч., обтоят., причины;

2) одиноч.;

3) состав.

IV . Неизм. слово.

Учитель:

Запишите примеры под диктовку и выполните самостоятельно разбор союзов.

1) Вышла я за него, только чтобы не ослушаться моего отца.

2) За три дня охотники не убили ни одной утки, но зато застрелили барсука.

3) Если встретимся и я буду свободна, поцелую ваши руки от радости.

4) Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном.

5) Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом стоял за длинной улицей села.

6) Идет по планете весна молодая, как будто цветы разноцветной земли на улицах нашей Москвы зацвели.

7) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

8) Горько мне, что я бесплодно трачу чистоту и нежность лучших дней.

9) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.

10) Снегу было мало, снежных буранов тоже .

5) Подведение итогов.

Учитель:

Итак, сегодня мы повторили разряды союзов по значению и строению, выполнили морфологические разборы некоторых союзов. На следующих занятиях мы продолжим тему «Союз», познакомимся с правописанием союзов и употреблением их в простых и сложных предложениях.

6) Домашнее задание: упр. 389, 395.

7) Выставление оценок.

Планирование урока:

1) Организационный момент…………………………………1 мин.

2) Проверка домашнего задания…………………………….10 мин.

3) Фронтальный опрос……………………………………….15 мин.

4) Выполнение морфологического разбора………………...15 мин.

5) Подведение итогов………………………………………….2 мин.

6) Домашнее задание…………………………………………..1 мин.

7) Выставление оценок………………………………………...1 мин.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома