Великобритания. я группа

Пришла очередь продолжить рассказ о лондонских военных музеях. После серии статей об я хочу рассказать о другом достойном объекте - крейсере "Белфаст", установленном на условно-вечную стоянку около Тауэрского моста в городе беглых олигархов и журналистов столице Великобритании Лондоне.

Этот крейсер - ветеран второй мировой войны, он участвовал, среди прочего, в бою, в котором был потоплен немецкий линкор "Шарнхорст", в операциях по прикрытию высадки союзников в Нормандии, а так же в охране Арктических конвоев из портов Исландии и британских островов в СССР. Стоит заметить, что эти конвои доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу.

1. Крейсер "Белфаст" на вечной стоянке перед Тауэрским мостом в Лондоне:

Разумеется, мне "повезло" с погодой в тот день. Привычный для местного населения дождь зарядил с самого утра. Делать снимки пришлось с рядом ухищрений - что бы не замочить камеру и объектив. Но, думаю, мне всё-же удалось сделать несколько приличных кадров этого музейного корабля.

Вход на музейный корабль осуществляется по специальному трапу, в начале которого расположена билетная касса и, по совместительству, сувенирная лавка с небольшим ресторанчиком.

2. Хорошо заметна разница между приливами и отливами на Темзе. Вода в реке предельно мутная. Снаружи музейного павильона охлаждаются бочёнки с пивом:

3. Покупаю билет в кассе и поднимаюсь по трапу на борт крейсера. Показываю билет специально обученному контролёру. При желании можно взять аудиогид, в том числе и на русском языке:

4. На случай непогоды (которая в Лондоне, как мы знаем, случается довольно часто), на юте - это кормовая часть верхней палубы - растянут тент. Сразу около входа стоит экран, на котором прокручиваются кадры кинохроники, на которых запечатлён крейсер "Белфаст":

5. Осматриваюсь на палубе:

6. На другом берегу Темзы виднеется знаменитый лондонский Тауэр, побывавший и крепостью, и дворцом, и хранилищем драгоценностей, арсеналом, монетным двором и даже тюрьмой:

7. Виден трап, ведущий наверх, к последней кормовой башне главного калибра:

8. Герб корабля и основные этапы его боевой деятельности:

Заметно, что в эти этапы (проводка Арктических конвоев и бой с "Шарнхорстом" в 1943 г., обстрелы немецкий береговых укреплений в Нормандии в 1944 г. и участие в Корейской войне в на стороне сил ООН в 1950-1952 гг.) не включён достаточно обидный подрыв на донной мине в ноябре 1939 г.

21 ноября 1939 г. крейсер "Белфаст" выходил с места своей стоянки в заливе Ферт-оф-Форт (восточное побережье Шотландии) для проведения учебных стрельб, когда под его килем сработала немецкая авиационная донная мина. Следует заметить, что крейсеру ещё повезло, так как в результате подрыва на мине подводная часть корпуса была сильно деформирована, но не разрушена. По-сути, большая часть ударной волны пришлась на киль, который в итоге заметно прогнулся и лопнул. Ремонт корабля в итоге оказался делом совсем непростым, и занял почти три года.

Кроме ремонта общивки и собственно киля была обновлена радарная техника. Так, после ремонта вся артиллерия крейсера была оборудована радарным целеуазанием.
В бою с "Шарнхорстом" возможность британских кораблей "видеть" врага и вести огонь при отсутствии визуального конакта сыграла решающую роль в уничтожении немецкого линкора вечером 26 декабря 1943 г. (собственная радарная установка на "Шарнхорсте" была уничтожена прямым попаданием в самом начале первой фазы боя, ещё утром).
В итоге продолжительного боя с превосходящими силами британского флота (один линкор, 4 крейсера и 8 эсминцев), потерявший ход "Шарнхорст" был добит торпедами. В последней атаке четыре эсминца выпустили по нему 19 торпед. А ведь в начале этого дня "Шарнхорст" серьёзно расчитывал поживиться судами союзного конвоя, проходившего недалеко от Нордкапа...
Как я уже говорил, крейсер "Белфаст" сыграл в этом бою важную роль, поддерживая контакт с "Шарнхорст" и периодически ведя по нему огонь, управляемый по показаниям радара.

10. Корабельный колокол:

11. Табличка "Последний свидетель". Что это значит?

12. Это значит, что наши "родные" олигархи скинулись на ремонт этого безусловно достойного, но, всё-же, иностранного корабля-музея:

Думаю, что очень многим военным музеям в России пригодилась бы подобная помощь.

13. Информационый стенд, рядом стоит сотрудник музея, пытающийся что-то объяснить своему коллеге:

Познакомимся с крейсером "Белфаст" поближе. HMS Belfast (C35) - это британский лёгкий крейсер типа "Таун" (подтип "Эдинбург") довоенной постройки, один из 10 крейсеров этого типа. Четыре из них были потоплены противником в ходе Второй мировой, но остальные шесть более-менее успешно прошли её и служили ещё до конца 1950-х гг, после чего были потихоньку разобраны на металл.

Крейсеру "Белфаст" при этом опять повезло - его сохранением заинтересовались музейщики, которым удалось предотвратить разборку корабля и создать специальный фонд для его ремонта. С 1971 г. крейсер "Белфаст" становится кораблём-музеем, а с 1978 г. - филиалом Имперского военного музея.

14. 152-мм орудия главного калибра установлены в четырёх трёхорудийных башенных установках, по две в носу и в корме:

По английской морской традиции носовые башни обозначаются буквами А (первая), В (вторая) и т.д., а кормовые - X (предпоследняя), Y (последняя).

15. Башни главного калибра открыты для свободного доступа:

16. Подходим к трапу, ведущему к кормовой 152-мм башне "Y". На специальном табло отсчитывается время до запуска очередных посетителей. На осмотр башни выделяют по пять минут, но никто, разумеется, не станет прогонять слегка задержавшегося посетителя:

17. Заходим в башню, отодвинув матерчатый полог:

18. Внутри башни создана "рабочая атмосфера" - всё словно в дымке от пороховых газов, скрытно расположенные динамики передают лязгающие звуки затворов и досылателей:

19. Специальные светильники подсвечивают отдельные элементы внутреннего оборудования:

20. В какой-то момент раздаётся "выстрел", башня реально дёргается, всё вокруг грохочет, хорошо замаскированный дискотечный генератор тумана запускает в башню очередную партию пара:

21. В общем, посещение кормовой башни главного калибра - это настоящее шоу, народ реально пугается при "выстреле", некоторые посетители вылетают из башни словно ошпаренные:

Зенитная артиллерия крейсера до второй модернизации во второй половине 1950-х гг. была представлена восемью спаренными 40-мм автоматическими пушками QF 2-pounder Mark VIII (из-за характерного звучания выстрелов им придумали прозвище "пом-пом"). Стоит заметить, что британские пом-помы заметно уступали по своей эффективности аналогичным 40-мм зенитным автоматам шведской фирмы "Бофорс", которые, например, активно устанавливались на американские боевые корабли того времени (в США было налажено их лицензионное производство).

22. После второй модернизации зенитные автоматы стали выглядеть вот так:

23. 8 спаренных "пом-помов" были заменены на 6 спаренных "Бофорсов" (Mk V 40mm Bofors):

24. При этом управление зенитным огнём после ремонта и первой модернизации в 1939-42 гг. уже осуществлялось по показаниям радаров:

25. Спаренный зенитный 40-мм автомат "Бофорс" (Mk V 40mm Bofors):

26. Универсальная артиллерия крейсера была изначально представлена шестью, а после второй моденизации в 1950-х гг. - четырмя спаренными 102-мм арт. установками (QF 4 inch Mk XVI):

В зависимости от ситуации, универсальные орудия могли выступать в качестве зенитной артиллерии, использоваться для борьбы с малобронированными морскими целями или для подавления узлов береговой обороны противника. Например, поддерживая высадку союзников в Нормандии в первые недели после начала операции, 102-мм орудия крейсера успели подавить несколько немецких опорных пунктов - пока линия фронта в Нормандии не отодвинулась от берега на расстояние, превышающее дальность стрельбы его артиллерии.

27.

Любопытная история связала крейсер с именем британского премьер-министра Черчилля. За несколько дней до начала высадки в Нормандии Черчилль захотел лично понаблюдать за происходящим, для чего попросил приготовить для него каюту на крейсере "Белфаст". Узнав о таком намерении, адмирал Каннингем (Первый морской лорд) и генерал Эйзенхауэр (руководитель англо-американских сил при высадке войск в Нормандии) попытались его отговорить, но были отправлены... заниматься своими делами дальше. К счастью для капитана "Белфаста" и его команды, ситуацию спасло вмешательство английского короля, чьё мнение Черчиль решил учесть. В итоге, ничто не помешало крейсеру спокойно и без оглядки на высшие чины империи выполнить свои задачи по подавлению вражеских батарей.

28.

29. Ветераны:

Посмотрим, что ещё интересного имеется на палубе крейсера.

30. Основная надстройка:

31. Визир:

32. Вид с ходового мостика на нос корабля:

33. Антенное хозяйство:

Как я уже упоминал, крейсер "Белфаст" успел поучаствовать в Корейской войне на стороне сил ООН. В школе на уроках истории (и прочих политинформациях) мне говорили, что в той войне "плохие" напали на "хороших". Потом оказалось, что нет, это всё-же "хорошие" (по прежней классификации) сами напали на "плохих". Но, в итоге, никто так и не смог победить.

35. Станция управления артиллерийским огнём:

36. Здесь сигнальщики хранили свои сигнальные флаги.

Корабль Ее Величества легкий крейсер "Белфаст" поставлен на вечную стоянку на реке Темзе в центре Лондона. В настоящее время это корабль-музей, филиал Имперского Военного музея.

У этого корабля, названного в честь столицы Ирландии города Белфаста, славная и героическая история. Он был заложен в декабре 1936 года и спущен на воду в день Св. Патрика 17 марта 1938 года Анной Чемберлен, женой тогдашнего премьер-министра Невилла Чемберлена. 31 августа 1939 года "Белфаст" вошел в состав 18 крейсерской эскадры, а на следующий день гитлеровская Германия напала на Польшу. 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция официально вступили во Вторую мировую войну. "Белфаст" принимал участие в установлении морской блокады Германии, но в ноябре был серьезно поврежден магнитной миной и ремонт корабля продолжался до 1942 года. После этого "Белфаст" принимает участие в атаке на германский линкор "Тирпиц", прикрывал высадку союзных войск в Нормандии и ходил в составе арктических конвоев, доставлявших Советскому Союзу военную помощь союзников.

"Белфаст" сыграл ключевую роль в одном из самых известных морских сражений Второй мировой - сражении у мыса Нордкап, в результате которого был потоплен германский линкор "Шарнхорст". Затем крейсер был переведен в Британский Тихоокеанский флот и конец войны он встретил на Дальнем Востоке, там он и продолжал нести службу. Позднее в составе военно-морских сил ООН "Белфаст" принимал участие в корейской войне.

В начале 60-х годов крейсер был списан в резерв и, возможно, попал бы на переплавку, но им заинтересовался Имперский Военный музей. Долгие переговоры с правительством привели к тому, что крейсеру был присвоен статус корабля-музея, и он встал на прикол в центре Лондона. Кроме "Виктории" - корабля адмирала Нельсона - только этот боевой корабль было решено сохранить для потомков. Несмотря на то, что "Белфаст" больше не входит в состав Военно-морских сил Ее Величества, он удостоен права поднимать британский Военно-морской флаг.

Из первого экипажа "Белфаста" до сих пор живы три ветерана. Они по-прежнему поддерживают связь с кораблем, а один из них, несмотря на свои 96 лет, каждую неделю приходит на "Белфаст" и на несколько часов становится центром экспозиции - своего рода живым экспонатом, - отвечая на вопросы посетителей.

Россия помнит и ценит вклад крейсера "Белфаст" в общую победу. В 2010 году мастера-судостроители из Санкт-Петербурга принимали участие в реставрации корабли и по оригинальным чертежам середины прошлого века изготовили новые мачты. Реставрационные работы были оплачены российскими бизнесменами.

Линейный крейсер «Repulse»

Серия крейсеров типа «Renown» состояла из 2 единиц («Renown», «Repulse») и была построена на верфи «Fairfield». Корабли были введены в эксплуатацию в 1916 г. Крейсер «Repulse» прошел первую модернизацию в 1918-1920 гг. и в 1933-1936 гг. вторую. Первую модернизацию «Renown» прошел в 1923-1926 гг., вторую – в 1936-1939 гг. «Repulse» погиб в 1941 г, а «Renown» был списан в 1948 г.

ТТХ «Renown»: водоизмещение стандартное — 30,8 тыс. т, полное — 36,1 тыс. т; длина – 229 м, ширина – 31 м; осадка – 9,6 м; скорость – 30,8 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 120 тыс. л.с.; запас топлива – 4,6 тыс. т. нефти; дальность плавания – 6,6 тыс. миль; экипаж – 1 200 человек. Бронирование: борт – 229 мм; траверсы – 102 мм; башни — 229 мм; барбеты – 102 — 178 мм, палуба – 25 — 127 мм; рубка – 76 мм. Вооружение: 3х2 – 381-мм орудия, 10х2 — 114-мм орудий; 3х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 8х1 — 533-мм торпедных аппаратов, катапульта и 2 гидросамолета.

ТТХ «Repulse»: водоизмещение стандартное — 34 тыс. т, полное — 38,3 тыс. т; длина – 229 м, ширина – 31 м; осадка – 9,6 м; скорость – 28,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 42 паровых котла; мощность – 112 тыс. л.с.; запас топлива – 4,2 тыс. т. нефти; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 1 200 человек. Бронирование: борт – 229 мм; траверсы – 102 мм; башни — 229 мм; барбеты – 102 — 178 мм, палуба – 13 — 146 мм; рубка – 254 мм. Вооружение: 3х2 – 381-мм орудия, 4х3 и 6х1 — 102-мм зенитных орудий; 2х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 8х1 — 533-мм торпедных аппаратов, катапульта и 2 гидросамолета.

Крейсер был построен на верфи «John Brown» и принят на службу в 1920 г. и два десятка лет был самым крупным кораблем в мире. На протяжении 1929-1939 гг. в процессе ремонтов корабль модернизировался. Погиб крейсер в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение — стандартное 43,4 тыс. т, полное — 48,4 тыс. т; длина – 247 м, ширина – 32 м; осадка – 10,2 м; скорость – 31 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 32 паровых котла; мощность – 144 тыс. л.с.; запас топлива – 4,6 тыс. т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 305 мм; траверсы – 127 — 152 мм, башни — 381 мм, барбеты – 305 мм, палуба – 25 — 76 мм; рубка – 280 мм. Вооружение: 4х2 – 381-мм орудия, 12х1 — 140-мм орудий; 4х2 – 102-мм орудия, 3х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 4х1 — 533-мм торпедных аппарата.

Из серии крейсеров типа «Hawkins» к началу войны состояли на вооружении 3 корабля «Hawkins», «Frobisher» и «Effingham», которые были приняты на службу в 1919 г., 1924 г. и 1925 г. соответственно. Крейсер «Effingham» в 1937-1939 гг. прошел модернизацию, а в 1940 г. погиб. «Hawkins» был списан в 1947 г, «Frobisher» — в 1949 г.

ТТХ «Hawkins»/«Frobisher»: водоизмещение стандартное — 9,8 тыс. т, полное — 12,5 тыс. т; длина – 172 м, ширина – 17,7 м; осадка – 6,2 м; скорость – 29,5/30,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8/10 паровых котла; мощность – 65/55 тыс. л.с.; запас топлива – 2,2/2,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 690 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 25 мм; щиты орудий — 51 мм; палуба – 37 мм; погреба – 25 мм. Вооружение: 7/5х1 — 190-мм орудий; 4/5х1 — 102-мм орудий; 4х1/4х2 – 40-мм зенитных автомата; 7х1 – 20-мм зенитных автоматов («Frobisher»), 4х1 — 533-мм торпедных аппарата.

ТТХ «Effingham»: водоизмещение стандартное — 9,6 тыс. т, полное — 12,5 тыс. т; длина – 172 м, ширина – 17,7 м; осадка – 6,2 м; скорость – 29,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 58 тыс. л.с.; запас топлива – 2,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 690 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 25 мм; щиты орудий — 25 мм; палуба – 37 мм; погреба – 25 мм. Вооружение: 9х1 — 152-мм орудий; 4х2 — 102-мм орудия; 2х8 – 40-мм зенитных автомата; 3х4 – 12,7-мм пулемета, 4х1 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Тяжелый крейсер «Canberra»

Серия тяжелых крейсеров типа «Kent» состояла из 7 единиц («Kent», «Bervick», «Cumberland», «Cornwall», «Suffolk», «Australia», «Canberra»). «Suffolk», «Canberra») и была построена для Австралии. Корабли были введены в эксплуатацию в 1928 г. В 1935-1939 гг. крейсера, кроме «Canberra» прошли модернизацию. Крейсера «Cornwall» и «Canberra» погибли в 1942 г, «Kent», «Bervick» и «Suffolk» были списаны в 1948 г. «Australia» был списан в 1955 г., а «Cumberland» — в 1959 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9,7 – 10,3 тыс. т, полное — 13,5 – 14,1 тыс. т; длина – 180 м, ширина – 21 м; осадка – 6,3 м; скорость – 31,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,4 тыс.т. нефти; дальность плавания – 13,3 тыс. миль; экипаж – 685 — 710 человек. Бронирование: борт – 127 мм; траверсы – 25 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 или 4х1 или 2х2 — 102-мм орудия; 2х8 или 2х4 или 4х1 – 40-мм зенитных автомата; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата («Kent», «Australia», «Canberra»), катапульта и 2 гидросамолета (1«Kent»). «Canberra» не имел авиации.

Серия тяжелых крейсеров типа «London» состояла из 4 единиц («London», «Devonshire», «Sussex», «Shropshire») и была введена в эксплуатацию в 1929 г. Крейсер «London» в 1939-1941 гг. прошел модернизацию, а «Shropshire» в 1942 г. был передан Австралии. В период службы на кораблях неоднократно усовершенствовалось зенитное вооружение. В 1950 г. крейсер «London» был списан, «Devonshire» в 1954 г, а «Sussex», «Shropshire» — в 1955 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9,8 – 11,5 тыс. т, полное — 11,1 – 14,6 тыс. т; длина – 181 м, ширина – 20 м; осадка – 6,3 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 12,5 тыс. миль; экипаж – 700 человек. Бронирование: борт – 25 мм («London» — 114 мм), траверсы – 25 мм, башни и барбеты – 25 мм, палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 ((«London») или 8х1 — 102-мм орудий; 2х8 или 2х4 или 4х4 – 40-мм зенитных автомата; 4х4 или 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет (2 «London»).

Серия тяжелых крейсеров типа «Norfolk» состояла из 2 единиц («Norfolk», «Dorsetshire») и была введена в эксплуатацию в 1930 г. В период службы на кораблях усовершенствовалось зенитное вооружение. В 1942 г. крейсер «Dorsetshire» погиб, а «Norfolk» был списан в 1950 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 10,4 тыс. т, полное — 14,1 тыс. т; длина – 181 м, ширина – 20 м; осадка – 6,3 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 12,5 тыс. миль; экипаж – 710 человек. Бронирование: борт – 25 мм; траверсы – 25 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 — 102-мм орудия; 2х8 – 40-мм зенитных автомата; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Серия тяжелых крейсеров типа «York» состояла из 2 единиц («York», «Exeter») и была введена в эксплуатацию в 1930 и 1931 гг. соответственно. Крейсер «York» был затоплен в 1941 г., а «Exeter» погиб в 1942 г. ТТХ корабля «York»/«Exeter»: водоизмещение стандартное — 8,2/8,4 тыс. т, полное — 10,4/10,5 тыс. т; длина – 165 м, ширина – 17,4 м; осадка – 6,2 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 1,9 тыс.т. нефти; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 630 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 89 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 3х2 — 203-мм орудия; 4х1 — 102-мм орудия; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х3 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Крейсер «Adelaide» был построен в Австралии и относится к легким крейсерам типа «Chatham». Он вступил в строй в 1922 г. В 1938-1939 гг. прошел модернизацию в ходе которой был переведен на нефтяное топливо. Сдан на слом в 1949 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,6 тыс. т, полное – 6,2 тыс. т; длина – 131 м, ширина – 15,2 м; осадка – 4,9 м; скорость – 24,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 10 паровых котлов; мощность – 23,5 тыс. л.с.; запас топлива – 1,4 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 470 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 89 мм; башни и барбеты – 13 мм; палуба – 40 — 15 мм; рубка – 102 мм. Вооружение: 8х1 — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 6х1 – 20-мм зенитных автомата, 2х1 — 533-мм торпедных аппарата.

Серия крейсеров типа «С» состояла из трех групп. Первая: «Caledon» (принят на службу в 1917 г, исключен в 1948 г.), «Calypso» (принят – 1917 г., погиб – 1940 г.), «Caradoc» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г.). Вторая: «Cardiff» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г), «Ceres» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г), «Coventry» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Curacoa» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Curlew» (принят – 1917 г., погиб – 1940г.). Третья: «Carlisle» (принят – 1918 г., исключен – 1946 г), «Colombo» (принят – 1918 г., исключен – 1948 г), «Calcutta» (принят – 1918 г., погиб – 1941г.), «Cairo» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Capetown» (принят – 1922 г., исключен – 1946 г). В 1935-1943 гг. часть крейсеров была преобразована в корабли ПВО. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,1 – 5,2 тыс. т, полное – 4,2 – 5,4 тыс. т; длина – 130 — 137 м, ширина – 15,2 м; осадка – 4,5 – 4,7 м; скорость – 29,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 40 тыс. л.с.; запас топлива – 0,9 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,9 тыс. миль; экипаж – 400 — 440 человек. Бронирование: борт – 32 — 76 мм, щиты орудий – 25 мм, палуба – 25 мм. Вооружение: 5×1 - 152-мм орудий или 4х2 или 10×1 - 102-мм орудий, 2x 1 — 76-мм орудия, 2-8×1- 40-мм зенитных автоматов или 6х2 — 20-мм зенитных автомата., 2×4 - 12,7-мм пулемета; 4×2 - 533-мм торпедных аппарата.

Серия легких крейсеров типа «D» состояла из 8 единиц («Danae», «Dauntless», «Dragon», «Delhi», «Dunedin», «Durban», «Diomede», «Despatch») принятых в эксплуатацию в 1919-1922 гг. В период службы на кораблях усовершенствовалось зенитное вооружение, в 1944 г. были сняты торпедные аппараты. Крейсер «Dunedin» погиб в 1941 г, «Durban» и «Dragon» были затоплены в 1941 и 1944 г., «Dauntless», «Diomede» и «Despatch» — списаны в 1946 г. Корабли «Danae» и «Delhi» были списаны в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,6 тыс. т, полное – 6 тыс. т; длина – 136 м, ширина – 14 м; осадка – 4,9 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 40 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 450 — 470 человек. Бронирование: борт – 25 — 76 мм; щиты орудий – 25 мм; палуба – 25 мм; рубка – 75 мм. Вооружение: 6х1 — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 2х1 – 40-мм зенитных автомата.

Легкий крейсер «Enterprise»

Серия крейсеров типа «Е» состояла из 2 единиц («Emerald», «Enterprise») принятых на службу в 1926 г. Крейсеры были сняты со службы в 1948 и 1946 г. соответственно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 7,6 тыс. т, полное – 9,4 тыс. т; длина – 163 м; ширина – 16,6 м; осадка – 5,6 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 570 человек. Бронирование: борт – 37 — 76 мм, щиты орудий – 25 мм; палуба – 25 мм. Вооружение: 7х1 («Emerald») или 1х2 и 5х1 («Enterprise») — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 2х1 – 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7 пулемета (на «Emerald»), 4х4 – 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Серия легких крейсеров типа «Leander» состояла из 5 единиц («Leander», «Achilles», «Neptune», «Orion», «Ajax») принятых в эксплуатацию в 1933 – 1935 гг. В период службы на кораблях усовершенствовалось вооружение. Крейсер «Neptune» погиб в 1941 г., «Achilles» передан Индии в 1948 г, остальные корабли были списаны в 1949 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 6,9 — 7,2 тыс. т, полное – 8,9 — 9,2 тыс. т; длина – 169 м, ширина – 17 м; осадка – 5,8 м; скорость – 32,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 72 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 – 1,8 тыс.т. нефти; дальность плавания – 10,3 тыс. миль; экипаж – 570 человек. Бронирование: борт – 102 мм, траверсы – 37 мм, башни и барбеты – 25 мм, палуба – 32 мм, погреба – 89 мм. Вооружение: 4х2 — 152-мм орудия; 4х2 — 102-мм орудия; 3х4 – 12,7 пулемета, 2х4 – 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Военный Крейсер Белфаст (HMS Belfast) — это гордость флота Британии, навечно пришвартованная на Темзе в самом центре Лондона. Когда-то он участвовал в боевых сражениях и проявил себя во время Второй мировой войне, а сейчас это — военно-морской музей, пользующийся популярностью у туристов и жителей Великобритании.

Он был построен в 1936 году в Ирландии, и был назван в честь ее столицы — Белфаст. Так уж получилось, что ему сразу же суждено было принять участие в боевых действиях.

31 августа 1939 года корабль Белфаст ввели в состав 18 крейсерской эскадры, и с 3 сентября он принимал участие в морской блокаде Германии. Правда, ему не повезло — практически сразу он подорвался на мине и до 1942 года находился в ремонте.

Когда же он, наконец, вернулся с «отдыха», его задействовали в военных действиях по полной: он сопровождал морские грузы союзникам в СССР — товары и военную технику.

А в декабре 1943 крейсер «Белфаст» прославился уничтожением немецкого линкора «Шарнхост». Его перевели в Британский Тихоокеанский флот, где он и встретил окончание войны, патрулируя воды на Дальнем востоке.

Немалую помощь корабль Белфаст оказал и во время корейской войны в 1950-1953 годах, но получил большие повреждения во время артиллерийской атаки.

HMS Belfast из Тауэра

После ремонта в 60-х годах его списали в резерв и чуть было не отправили на переплавку, но он был спасен Имперским военным музеем, превратившего его в популярный плавучий музей.

Время работы музея крейсер Belfast

Крейсер Белфаст по сравнению с обычным круизным корабликом.

Что посмотреть на крейсере Белфаст?

Этот корабль большой, очень большой, это заметно, если подойти ближе — на нем 9 палуб! И можно посетить их все, заглянуть в любой закоулок, осмотреть каждую деталь. Для начала посоветую скачать и ознакомиться с .

В Великобритании умеют делать музеи — это не просто корабль, а экспозиция настоящего военного судна! Повсюду фигуры моряков, занимающихся своими делами, в каютах — инсценировки морского быта.

Стоимость посещения HMS Belfast

Это только издалека он такой маленький.

Частные туры с гидом

Цены представлена за группу до 12 человек.

Эта экскурсия — уникальный тур, который проводит один из членов судовой компании. Морские писари (иомены) — это высоквалифицированные члены команды с беспрецедентными знаниями о крейсере Белфаст.

Они расскажут о том, как моряки выживали в суровых условиях холодных арктических конвоев, о его роли в истории и жизни моряков, живущих и работающих на борту.

Вход на крейсер Белфаст — это вот тот длинный крытый мостик.

Цена за эту экскурсию указана за группу (вроде бы до 15 человек, но нужно уточнять). Это можно сделать по почте [email protected], если заинтересовало. По этому же адресу можно узнать подробности тура и возможности его бронирования.

Как добраться до HMS Belfast?

Отыскать этот корабль просто — он пришвартован на реке между мостами London Bridge и Tower Bridge.

Ближайшая станция метро: London Bridge (5 минут ходьбы), Tower Hill (10 минут)

Ближайшая ж/д станция: London Bridge (в 5 минутах)

Автобусы: любые, которые идут до London Bridge.

Непросто оценить ситуацию в мире, которая сложилась после завершения Первой мировой войны. Поверженная Германская империя - самая большая страна Западной Европы сошла с дистанции во вселенской гонке амбиций и борьбе за первенство. Недалеко от дна «ямы» находилась и Россия, обескровленная почти шестью годами боевых действий и революцией. Формальные победители - Британия и Франция понесли за четыре года «великой мясорубки» слишком большие потери и в людях, и в средствах. Роль ведущей мировой державы всё более переходила в руки «заокеанского дядюшки». Будущее казалось смутным и непонятным.

Впрочем, ситуация на морских просторах выглядела несколько по-другому С практически полным уходом со сцены германского, австро-венгерского и русского флотов позиция Англии представлялась незыблемой. Особенно предпочтительной являлась ситуация в классе крейсеров. Адмиралтейство впервые за многие годы могло упиваться тем, что почти 90% мирового «парка» кораблей этого класса находится под его руководством. Огромная империя с опутавшими весь мир морскими торговыми путями находилась в почти безопасном состоянии.

Однако внешнее благолепие напоминало огромный старинный шкаф, полностью источенный жуком-древоточцем, который надо срочно реставрировать или выбросить и заменить другим. Практически все британские крейсера строились для совместных действий с Гранд-флитом, которые в ближайшие годы не планировались. Конечно, они являлись достаточно универсальными, но для традиционной исторической роли «охранителей торговли» кораблям «буквенных» серий всё же не хватало дальности. В планах новых соперников и «старых друзей» Британии намечалось создание более крупных кораблей, способных неплохо разделаться со скромными по размерам «англичанами». Появление у них рейдеров могло оставить «за бортом» всю армаду империи, представленную многими десятками крейсеров. Выдержать же следующую неограниченную гонку морских вооружений Британии уже было не по силам. Даже эксплуатация огромного числа существующих кораблей висела «тяжёлой гирей на ногах» «владычицы морей». Ведь её флот сразу после войны имел 42 линкора и линейных крейсера, 120 крейсеров, 527 эсминцев и 147 подводных лодок. На кораблях и на берегу к моменту подписания перемирия в Компьене насчитывалось 438 тысяч британских военных моряков. Мало того, Гранд-флит готовился принять ещё тысячу кораблей различных классов, находящихся в различных стадиях постройки! Но даже запланированное сокращение, в соответствии с которым, в частности, число крейсеров уменьшалось вдвое, проблемы «гири на ногах» не решало.

В такой обстановке в 1921 году состоялась конференция, получившая в истории название Вашингтонской, по месту её проведения. Участники (а основные страны представляли весьма весомые фигуры из числа политиков и военно-морских специалистов), помимо прочих вопросов, попытались найти выход из послевоенной экономической депрессии путём ограничения морских вооружений. Нельзя сказать, что согласие наступило быстро и стало полным. Британия не хотела дальнейшего сокращения своего флота, но новый «главный игрок», Соединённые Штаты, выдвинули убийственный аргумент, состоявший в том, что они легко могут построить на каждый английский корабль два своих. В конце концов, число и тоннаж линейных кораблей удалось утрясти с точностью до корабля. С крейсерами же подобной договорённости не получилось. И не последнюю роль здесь сыграло упрямство англичан. Они хотели закрепить своё превосходство надолго, не поступившись ни одной важной единицей. Поскольку самыми большими в мире современными крейсерами являлись «елизаветинцы», чьё водоизмещение превышало 9000 т, вооружённые 190-мм орудиями, то в итоге их и взяли в качестве верхнего предела, приличия ради несколько округлив цифры - до 10 000 т и 8 дюймов соответственно. Британия добилась своего не только по качеству, но и по количеству: общему ограничению крейсерский тоннаж не подлежал.

Однако, как вскоре выяснилось, победа империи оказалась пирровой. Сразу по завершении Вашингтонской конференции в начале 1922 года все основные морские державы как по команде объявили о желании строить крейсера только предельного размера и с максимально разрешёнными 8-дюймовыми пушками. Британии, огромный крейсерский флот которой состоял в основном из небольших единиц водоизмещением менее 5000 т, ничего не оставалось делать, как последовать примеру соперников. Причём для поддержания превосходства требовалось сразу взять высокий темп.

Адмиралтейство так и поступило. Решение о постройке «каунти», или «графств», как обозначили новый тип (они несли названия графств Англии и Шотландии), успели принять ещё в конце того же 1922 года, после чего работы над проектом стартовали с хорошим «напором». Как потом выяснилось, темп пошёл в ущерб качеству. У конструкторов первой морской державы мира возникли те же проблемы, что и у их коллег в других странах. Сочетание ограниченного 10 тыс. тонн водоизмещения и мощной артиллерии в совокупности с планируемой высокой скоростью (иметь менее 30 узлов новым крейсерам считалось просто неприличным) поставило их в тупик: тоннажа на защиту практически не оставалось. Поэтому в Адмиралтействе решили сделать главной «изюминкой» проекта новые восьмидюймовки. Их предполагалось установить в двухорудийных башнях и снабдить полуавтоматической системой заряжания, чтобы достигнуть невиданной для такого калибра скорострельности. Вначале в сообщениях прессы проскочила совсем уж фантастическая цифра - до 20 выстрелов в минуту, но специалисты совершенно справедливо сочли это невозможным. Тогда планку снизили до 10 - 12 выстрелов в минуту. Военно-морские теоретики смело утверждали, что такой крейсер сможет засыпать снарядами своего противника с дистанции 15 миль за считанные минуты. Однако действительность разительно отличалась от прожектов. Мало того, что в проект артиллерийских установок заложили высокую степень механизации, так ещё и захотели, чтобы они могли вести огонь по воздушным целям! Конечно, столь раннее предвидение нового главного врага кораблей вызывает уважение, но вот реализация проекта не могла не потерпеть крах. Сложность техники просто опережала время. В муках испытаний выяснилось, что даже за значительно уменьшенную скорострельность (5 - 6 выстрелов в минуту) придётся изрядно побороться. В конце концов, после нескольких лет службы и переделок, даже в идеальных условиях, орудия могли давать залп в 12 секунд. Однако в результате отчаянной борьбы с непослушной механикой масса каждой башни увеличилась на 50 т, то есть практически на треть. Хотя стволы восьмидюймовок действительно могли задираться вверх до 70 градусов, скоростей наводки никак не хватало для ведения огня даже по неторопливым самолётам конца 1920-х годов. В итоге британские суперустановки оказались вполне рядовыми, примерно на том же уровне технического развития, что и у соперников.

И это стало ещё неплохим результатом, поскольку остальными качествами британские «вашингтонцы» отнюдь не блистали. Они имели самую малую скорость среди «одноклассников», хотя англичане оговаривались, что отныне не собираются проводить дутые испытания облегчённых кораблей, достигая рекордов, которые никогда не будут повторены на службе. Действительно, «каунти» могли поддерживать свои 29 - 30 узлов и десятилетие спустя, причём и в плохую погоду, на сильном волнении, чему в немалой степени способствовал очень высокобортный корпус. Он даже чисто внешне выглядел настолько вместительным, что во вполне серьёзных морских журналах указывалось, что британские крейсера могут перевозить в своих обширных помещениях до 1000 солдат на любые расстояния, причём без потери боеспособности. Конечно, здесь англичанам удалось в очередной раз лихо обмануть своих будущих противников, но условия для команды действительно были вполне приличными.

Другая «неправда» о данных «каунти» не потребовала от Адмиралтейства ничего, кроме полного важности молчания. Речь идёт о защите. В литературе того времени британские десятитысячники часто фигурируют как бронепалубные крейсера, со скосами палубы, достигающими толщины 102 мм! Моряки других стран довольно долго полагали, что «владычица морей» создала своеобразный современный вариант «Пауэрфула» и «Террибла». Однако фактически дела обстояли куда как хуже. Более или менее прилично удалось прикрыть бронёй только зарядные погреба (в Англии хорошо помнили, как их броненосные и линейные крейсера взлетали на воздух от пожаров пороха в Ютландском бою). Остальная площадь огромного корпуса оставалась практически незащищённой не только от орудий крейсеров, но и от пушек современных эсминцев. Единственным прикрытием машинных и котельных отделений являлась 25-мм утолщённая обшивка борта. Не слишком солидной выглядела и 35-мм броневая палуба без скосов. Весьма оригинальной была и защита артиллерии. На бронирование и так перетяжелённых башен просто не оставалось веса, и специалисты родили теорию, что их лучше не бронировать вообще. Дескать, бронебойные снаряды будут спокойно пробивать обе стенки и выходить наружу, если только не заденут сами орудия. Поэтому внушительные на вид «коробки» на деле были изготовлены из тонких 25-мм листов, предохранявших разве что от не слишком крупных осколков. В общем, по защите «графства» вполне можно отнести к категории «консервных банок». Скромные достижения дополняла весьма примитивная система управления огнём и более чем сомнительная подводная защита, состоявшая из размещённых снаружи корпуса булей. А к числу невидимых сразу недостатков добавились довольно резкая качка (хотя легенда о хорошей артиллерийской платформе поддерживалась всё время службы) и сильная вибрация на больших ходах, особенно в кормовой части. Советский посол в Англии И. Майский, путешествовавший на «Кенте», никак не мог уснуть в шикарном адмиральском салоне. Ходуном ходило всё, хотя крейсер держал отнюдь не максимальный ход. А очень высокий борт сказался и на стрельбе торпедами: «рыбки», выброшенные с высоты восьми с лишним метров, ломались или, как минимум, сбивались с курса, создавая опасность для самого корабля. Проблему удалось решить не без труда, усилив конструкцию самих торпед и тщательно подобрав угол, под которым они входили в воду.

160.Тяжёлый крейсер «Дорсетшир» (Англия, 1930 г.)

Строился на верфи ВМС в Портсмуте. Водоизмещение стандартное - 9950 т, полное - 13 425 т, максимальная длина - 192,93 м, ширина - 20,12 м, осадка - 6,37 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки - 80 000 л.с., скорость -32,25 узла. Бронирование: борт 25 мм, палуба 35 - 38 мм, погреба и рули 102 - 25 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: восемь 203/50-мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, один четырёхствольный 40-мм зенитный автомат, четыре 47-мм салютные пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1930 г. построено две единицы: «Дорсетшир» и «Норфолк». Модернизированы в 1937 г. с установкой новой зенитной артиллерии: четыре спаренных 102-мм орудия и два четырёхствольных 40-мм автомата. «Дорсетшир» потоплен японской авианосной авиацией в апреле 1942 г., «Норфолк» сдан на слом в 1950 г.

161.Тяжёлый крейсер «Нортумберленд» (Англия, проект 1930 г.)

Должен был строиться на верфи ВМС в Девонпорте. Водоизмещение стандартное - 10 000 т, полное - 12 665 т, максимальная длина - 182,87 м, ширина - 19,51 м, осадка - 6,55 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 60 000 л.с., скорость 30 узлов. Бронирование: борт 140 мм, палуба 35-76 мм, погреба 76-140 мм, рули 37 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: восемь 203/50-мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, два четырёхствольных 40-мм зенитных автомата, четыре 47-мм салютные пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, два гидросамолёта. В 1930 г. планировалось заложить две единицы: «Нортумберленд» и «Сэррей» 4-й серии типа «каунти». Постройка отменена в связи с подписанием Лондонского морского соглашения и изменением кораблестроительной политики.

162.Тяжёлый крейсер «Лондон» (Англия, 1930 г.) (вид и данные после модернизации 1938 - 1941 гг.)

Строился на верфи ВМС в Портсмуте. Водоизмещение стандартное - 11 015 т, полное - 14 580 т, максимальная длина - 192,03 м, ширина - 20,12 м, осадка - 6,91 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 80 000 л.с., скорость 32 узла. Бронирование: борт 89 - 114 мм, палуба 35 - 38 мм, погреба и рули 102-25 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: восемь 203/50-мм орудий, четыре двухорудийные 102/45-мм зенитные установки, два четырёхствольных 40-мм зенитных автомата, позднее добавлены шесть 40-мм и двадцать 20-мм автоматов. В 1929 г. построено четыре единицы: «Девоншир», «Лондон», «Шропшир» и «Сассекс», однако переоборудование по указанному проекту успел пройти только «Лондон». Все сданы на слом в 1950 - 1955 гг.

Впрочем, «болезни» такого рода оказались характерными практически для всех «вашингтонских» первенцев, построенных в 1920-е годы. К несомненным достоинствам британских крейсеров следует отнести прочность и надёжность постройки, отличную мореходность, очень большую дальность - качества, востребованные на службе ничуть не меньше, чем мощь артиллерии и толщина брони. Неуклюжие с виду высокобортные «лайнеры» с тремя высокими трубами (первоначально они имели умеренную высоту, но их быстро нарастили на 4,5 м для того, чтобы отвести дым подальше от мостиков и поста управления огнём) прекрасно подходили для плавания в северных водах и пользовались симпатией в Ройял Неви.

Хуже обстояло дело с количеством. Адмиралтейство выразило желание заказать сразу не менее 17 «десятитысячников», но экономические трудности заставили всё более урезать потребности. Уже в октябре 1923 года ограничились восемью кораблями, сроки постройки которых растянулись на пять лет. А в январе следующего года последовало сокращение заказа уже до пяти единиц. На счастье империи, желание иметь пару таких же кораблей выразила Австралия, так что окончательный объём заказа составил семь крейсеров типа «Кент». Всего же за восемь лет, до 1930 года, было построено только 13 «вашингтонских» крейсеров трёх серий, отличия между которым, впрочем, оставались незначительными. Урезание аппетитов адмиралов вполне объяснимо: «каунти» получились очень дорогими. Каждый стоил примерно 2 миллиона фунтов стерлингов (из которых почти треть приходилась на «чудо-башни»), то есть тройка «вашингтонцев» соответствовала по цене огромному линейному крейсеру «Худ». Ещё такую же сумму приходилось выложить за 8-10 лет службы каждого «графства».

Во второй и третьей сериях Адмиралтейство попыталось избавиться от явных слабостей у своих первенцев, но серьёзные намерения всегда выливались в чисто косметические изменения. У конструкторов оставалось слишком мало пространства (точнее, веса) для манёвра. Так борьба за более высокую скорость приводила к почти полному «раздеванию» и так не блиставшего защитой корабля. Поэтому ограничились уборкой булей внутрь корпуса, выиграв тем самым пол-узла скорости, а также усилили броню снарядных погребов, ранее прикрытых только 25-мм экранами.

Между тем зарубежные конструкторы после первых столь же обескураживающих результатов с новым классом крейсеров постепенно создавали всё более и более могучие и уравновешенные проекты. Главное, японцам, американцам, французам и итальянцам удалось обеспечить свои корабли вполне приличной защитой. «Графства» на фоне второго поколения «вашингтонцев» выглядели просто бледно. Пришлось, наконец, раскачиваться и англичанам. Проект четвёртой серии «каунти» значительно отличался от своих предшественников. Они наконец-то приобрели серьёзный броневой пояс и более современный внешний вид, но ценой снижения проектной скорости до 29-30 узлов. «Жестяными» оставались 25-мм орудийные башни. Но всё же «Сэррей» и «Нортумберленд» могли являть собой заметный шаг вперёд.

Однако шаг этот так и не удалось сделать. Вновь вмешалась политика. В начале 1930 года в Лондоне прошла очередная морская конференция по разоружению, на которой после долгих «сражений» удалось достичь согласия по общему тоннажу крейсеров. И согласие это оказалось весьма невыгодным для Британии. Все крейсера поделили на две категории, отнеся к классу «А» (ставшему несколько лет спустя тяжёлыми крейсерами) корабли с артиллерией главного калибра свыше 155 мм. Англия получила квоту всего на 146 800 т таких кораблей, и уже существующие единицы заполнили её почти до предела. Так к «вашингтонской» стратегической ошибке в морской политике и кораблестроении прибавилась ещё и «лондонская». От более или менее приличной четвёртой серии пришлось отказаться.

Чтобы совсем не отстать от соперников, британцы перешли к модернизации существующих «каунти». Ввиду явной недостаточности бронирования своих тяжёлых крейсеров флот предложил, прежде всего, дополнительно защитить их. После неоднократной проработки проектов (от конструкторов требовали уложиться всё в те же 10 000 т стандартного водоизмещения, хотя допускали «небольшую перегрузку» в 200 т) «вашингтонцы» обрели наконец броневой пояс. Причём довольно солидный по толщине - 114 мм, что в совокупности с имевшейся 25-мм обшивкой давало определённую защиту даже от восьмидюймовых снарядов. Однако он представлял собой лишь довольно короткую и очень узкую (1,8 м) полоску брони, прикрывавшую только верхнюю часть турбин и котлов. Однако даже такой пояс спас «Бервик» в бою с германским тяжёлым крейсером «Адмирал Хиппер»: немецкий снаряд ухитрился таки попасть в узенькую «набедренную повязку», пробить которую не смог. Кроме того, корабли получили новую зенитную артиллерию, включая четырёхствольные 40-мм автоматы «пом-пом», оружие для того времени весьма приличное, а также гидросамолёты.

Для компенсации массы всего этого богатства на части единиц понизили переднюю надстройку, а на «Камберленде» и «Саффолке» пошли на более суровую меру, срезав корпус в корме позади башен на одну палубу (кстати, вместе с адмиральскими и командирскими помещениями). Предполагалось ещё объединить все три трубы в одну общую или ограничиться объединением только двух задних, но это давало всего десяток тонн выигрыша за большие деньги, так что от проведения такой «хирургической операции» отказались. Как ни странно, но затраты на модернизацию оказалась довольно скромными, менее 10% от исходной стоимости кораблей.

Гораздо более серьёзную переделку предстояло претерпеть единицам второй и третьей серий. К их модернизации готовились более двух лет, и в итоге наступившая война не позволила осуществить её, кроме как на головном «Лондоне», да и тот удалось ввести в строй только в 1941году. Лорды Адмиралтейства долго решали, надо ли заменять все турбины и котлы на более новые, или только поменять местами кочегарки и машинные отсеки, улучшив живучесть. В итоге сделали что-то среднее, обновив все котлы и часть турбин. Внешне же корабль изменился очень сильно. Он получил совершенно новые надстройки, включая массивную переднюю, две трубы и треногую мачту, приобретя типичный облик новых британских лёгких крейсеров.

Англичане надеялись, что такой «волк в овечьей шкуре» может стать неприятной неожиданностью для любого более слабого «лёгкого» противника, или же, наоборот, тот будет шарахаться от всякого корабля с таким обликом. Впрочем, изменился крейсер не только внешне: он получил 89-мм пояс, причём, в отличие от узенького «кентского», более серьёзных размеров, глубоко погружённый в воду. В джентльменский набор вошли также новые 102-мм зенитки и многоствольные «пом-помы».

У проведённой модернизации обнаружились не только розы, но и шипы. Сократилась дальность, поскольку уменьшился объём топливных цистерн. Но с этим можно было бороться, а вот потеря прочности корпуса в результате перегрузки, приведшая к разрывам и трещинам в конструкциях, заставила загнать корабль обратно на завод после недолгой службы в полярных водах. На службу «Лондон» вновь попал только в середине 1943 года, можно сказать, к шапочному разбору.

Небольшие переоборудования всех «каунти» продолжались в ходе всей войны. В результате крейсера приобретали новые радиолокаторы и усиленное зенитное вооружение.

Британские «графства» активно участвовали в войне и оказались счастливыми кораблями. Ни один из них не погиб ни от снаряда, ни от мины или торпеды. На дно пошли только два из них, причём от бомб самого достойного противника. «Дорсетшир» и «Корнуолл» в начале 1942года вошли в состав разношёрстного Восточного флота, наспех сколоченного для того, чтобы противостоять активно стремящимся в Индийский океан японцам. Несколько британских отрядов до поры до времени благополучно уклонялись от разведчиков с авианосного соединения вице-адмирала Нагумо, уже имевшего на своём счету американские линкоры, атакованные в Пёрл-Харборе, и английские «Принс оф Уэльс» и «Рипалс», потопленные на ходу в открытом море. Аналогичная судьба постигла и парочку «каунти», пытавшихся спастись после налёта японцев на базу в Коломбо на Цейлоне. Утром 5 апреля 1942 года на несчастные корабли налетели 53 пикирующих бомбардировщика. Англичанам не помогли многоствольные «пом-помы»: японцы один за другим аккуратно заходили на свою цель прямо с носа, со стороны солнца, слепившего наводчиков, и сбрасывали бомбы с высоты всего 300 м. За 19 минут японцы поразили крейсера девятнадцатью бомбами. Оба «вашингтонца» быстро и безропотно пошли ко дну; единственным утешением служило большое число спасённых - более 1100 человек.

В остальных боях «графства» показали себя с лучшей стороны, хотя некоторым из них пришлось побывать и под огнём линкоров. А «Норфолку» даже дважды: он поучаствовал в бою с «Бисмарком», выпустив в германский линкор более пяти сотен снарядов, а через год сражался с «Шарнхорстом», получив от него два 283-мм «подарка» без особых последствий. «Шропшир» попал под залпы японских линкоров «Фусо» и «Ямасиро» в проливе Суригао в 1944 году в ходе знаменитого сражения в заливе Лейте, оказавшись единственной заметной целью, так как с завидной скорострельностью выпускал залп за залпом с использованием пороха, дававшего хорошо видимые вспышки. Спасла его, пожалуй, только быстрая гибель неприятельских кораблей. «Каунти» продемонстрировали неплохую живучесть. Так, «Австралия» стала любимой целью для камикадзе: в неё врезались шесть японских самолётов, но корабль остался на плаву и даже сам добрался до порта. Как и «Саффолк», поражённый прямым попаданием 500-кг бомбы и несколькими близкими разрывами и почти сутки хромавший 15-узловым ходом до Скапа-Флоу. Или «Кент», торпедированный итальянским торпедоносцем. Зато и ремонтироваться всем им пришлось долго и упорно. Но в целом стратегические ошибки, казавшиеся очень существенными в 1930-е годы, на деле обошлись Британии минимальными последствиями. В войну «графства» оказались нужными и ценными кораблями.

После Второй мировой войны судьба совсем устаревших кораблей стала совершенно очевидной. Бывшая великая империя быстрыми темпами сокращала свой флот, места в котором для «каунти» никак не находилось. Один за другим их исключали из списков флота и отправляли на слом. Повезло только «Камберленду». В 1947 году его переоборудовали в опытовый корабль, лишив трёх башен главного калибра. На крейсере осталась лишь носовая возвышенная башня, которую, впрочем, тоже вскоре сняли. Бывшего «вашингтонца» использовали теперь в качестве плавучей платформы для испытания вооружения. Он попеременно нёс на борту то одинокую 114-мм башню-спарку новой конструкции, то пару одиночных 114-миллиметровок, а затем на нём установили вооружение для новых крейсеров типа «Тайгер»: башню с двумя универсальными 76-мм орудиями, которую сменила двухорудийная же 152-мм башня. С новыми решётчатыми башнями он выглядел современно и даже импозантно, но никакой боевой ценности, естественно, уже не имел. «Камберленд» стал последним из уцелевших «каунти», уйдя «на вечный покой» в 1959 году, спустя 30 лет после того, как вступил в строй.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома