Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.
Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:
Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:
Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.
Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.
Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:
В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .
Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.
Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.
Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:
Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.
Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.
Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:
Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).
А теперь давайте поговорим об упражнениях:
Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.
В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .
В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!
Мышление - неотъемлемая часть человеческой деятельности, инструмент познания и анализа действительности. Без него не было бы современного человечества и всей нашей цивилизации, ведь активное и осознанное мышление - главное, что отличает человека от остальных животных.
Мышление имеет огромное количество определений. Вот одно из них:
Мышление - это процесс получения данных внешнего мира помощью органов чувств, а также их последующая переработка и использование; это установление взаимосвязей между окружающими объектами и определение их влияния на человека. Главная задача мышления - решение широкого круга проблем и задач, которые стоят перед человеком.
В первую очередь мышление - основное орудие выживания человека. Мы не имеем зубов, когтей и теплого меха, но в вопросах сохранения вида ушли далеко вперед, поскольку мышление дает намного больше возможностей для преодоления жизненных вызовов, чем физическая сила и выносливость дикого зверя.
Мышление - особенность человеческой психики, полученная нами в процессе эволюции. Но загвоздка в том, что эволюционно в нас заложена лишь способность мыслить, которую мы должны сознательно реализовывать. Развитое мышление дает человеку возможность не только выжить, но и жить с комфортом: иметь больше денег и власти, наладить отношения с окружающими, получить от жизни все необходимое.
Развитие мышления - это волевой акт, который мы можем осуществлять или не осуществлять. Тренировать мышление желательно с детства. В семьях, где родители обладают низким уровнем интеллекта, закостенелым мировоззрением и отсутствием творческого мышления, часто вырастают такие же дети. Если же ребенка в раннем возрасте передать на воспитание в семью, где принято заниматься самообразованием и активно использовать свои умственные способности - скорее всего, он покажет хорошие результаты в учебе и будет более успешен в жизни. Известно также немало случаев, когда смышленый человек переставал заниматься работой, требующей постоянного напряжения ума, и через несколько лет деградировал. Даже если ваши родители не занимались развитием вашего мышления с раннего детства, начать (или продолжить) можно в любом возрасте. Поговорим о том, как развить мышление.
Уровень развития мышления связан с речью. У высокоразвитого человека всегда большой словарный запас и грамотное построение предложений; примитивный и не привыкший думать индивид обходится минимальным набором слов и фраз, часто затрудняется в выражении мыслей. Замечено, что при усиленном развитии речи сразу же проявляется улучшение мыслительных процессов, и наоборот - умные люди являются хорошими ораторами. Читайте и тренируйте свое ораторское мастерство - вот первый универсальный совет по развитию мышления.
Есть целый комплекс специальных практик и упражнений для мышления, но главное, что необходимо делать - это постоянно нагружать мозг. Как атрофируются мышцы без постоянной работы, так и ослабевает острота ума, который не напрягают никакими задачами.
Разберем основные виды мышления, чем они характеризуются и как развивать каждый из них.
Многие виды мышления взаимосвязаны между собой, поэтому имеет смысл развивать их все. И все-таки в зависимости от сферы деятельности человека 1-2 вида мышления всегда будут в приоритете. Например, у художника-абстракциониста будет прекрасно развитое абстрактное и образное мышление, у математика или физика - логическое мышление, у человека любой творческой профессии - творческое и образное мышление.
Абстрактное мышление позволяет нам видеть совокупность предметов, явлений и свойств как один целый объект. Это необходимо для того, чтобы мы могли видеть картину в целом, не отвлекаясь на мелкие детали, и посредством этого видения находить нестандартные пути решения задач, постоянно расширяя рамки познания.
Интересно, что у животных в примитивных формах есть зачатки мышления: они умеют осознавать причинно-следственные связи, способны к обучению и простейшим логическим операциям. Но только человеку присуще абстрактное мышление.
Обратимся к примерам. Для собаки листья на дереве всегда будут только листьями, река останется потоком воды, птици – птицами, а земля - местом, в которое можно зарыть косточку. Человек же обобщит совокупность всех этих объектов в понятие «природа». Кошка может тереться о ноги, встречать хозяина на пороге и спать в его ногах, но только человек назовет это все словами «любовь» и «привязанность».
Творческое мышление направлено на создание нового полезного результата из известных предпосылок. Оперируя имеющимися данными, мы можем конструировать из них интеллектуальные, культурные и материальные объекты, которые не существовали до этого.
Как видите, здесь упор сделан на использование уже известных данных, и этот момент оговаривается не зря. Человек может создать новый продукт, лишь опираясь на полученный опыт и знания. Поэтому чаще всего мы руководствуемся примерами из окружающей природы: форма, цвет и звук черпаются из того, что мы видим, и слышим.
Образное мышление характерно созданием целостных образов на основе полученной информации. Чаще всего это визуальные образы. К примеру, вы читаете книгу и отчетливо видите перед глазами героя. Или, услышав знакомый запах, тут же представляете картину, ассоциирующуюся с ним – лицо человека, место, событие.
Образное мышление является одним из важных инструментов формирования речевых навыков, поскольку за каждым словом закреплен определенный образ. Оно помогает нам узнавать знакомые объекты, необходимо в процессе обучения, запоминания информации и построения понятийной базы.
Логическое мышление - наверное, один из важнейших видов мышления. Обладая неразвитым творческим или абстрактным мышлением, человек обречен на скудную эмоционально-интеллектуальную жизнь. Но неразвитость логического мышления может угрожать психическому здоровью и даже самому нашему существованию. Речь идет не об «отсутствии», а о «неразвитости», поскольку нет ни одного человека, у которого совсем нет того или иного вида мышления.
Логическое мышление - процесс, направленный на получение обоснованных умозаключений с использованием логических правил, формул, конструкций и алгоритмов. Логика является наукой, подобной математике - в ее основе также лежит четкая доказательная база и аксиомы.
Существует ряд логических правил, без знания которых мы просто не смогли бы выжить:
Здесь приведены простые примеры использования логических конструкций в жизни наших предков, чтобы показать, как они влияли на нашу эволюцию. Конечно, в современном мире они намного сложнее.
Логическое мышление помогает в первую очередь формировать тактику и стратегию своей жизни, понимать последствия своих действий, не совершать глупых ошибок.
Все виды мышления развиваются так же, как и физические данные – путем тренировок.
Для того, чтобы развить логику, нужно делать определенные упражнения:
Чтобы достичь успеха в жизни, нужно постоянно развиваться. Гении и просто успешные люди отличаются от обычных людей лишь тем, что постоянно тренируют и развивают свое мышление.
В интернете можно найти множество онлайн-тренажеров, способствующих развитию мышления, внимания и памяти, например тренажеры для мозга Викиум . Они помогут не только развить логическое мышление, но и научат лучше концентрироваться на задачах, запоминать большие объемы информации.
ПЯТЬ ЭТАПОВ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ниже приводится резюме всех пяти этапов. Даются их ключевые моменты.
«Куда идти?»
В чем цель моих размышлений? Какой результат я хочу получить в конце? Этот этап очень важен. Обычно мы уделяем ему слишком мало внимания. Нужно очень четко себе представлять, о чем мы размышляем и чего хотим добиться. Нужно уточнить и сформулировать цель. Стоит попытаться найти альтернативные определения этой же цели. Можно попытаться разбить цель на более мелкие части.
Существует два типа целей и точек концентрации. При традиционной концентрации на цели мы определяем то, что хотим получить в конце. Это может быть решение проблемы, достижение установленной цели, выполнение задания или усовершенствование чего-то. При концентрации на области мы просто определяем область, в которой будем искать новые идеи.
Всегда помните, что решение проблем и устранение дефектов являются лишь одним из аспектов мышления. Мышление не ограничивается только решением проблем.
«Оглядимся»
Что мы видим? Что нужно искать? На этом этапе мы пытаемся найти и организовать нужным образом информацию, которая может понадобиться для наших размышлений. Иногда сфера поиска информации может быть очень-широкой, а в некоторых случаях ее нужно предельно сузить. Существуют рыбацкие вопросы, когда мы точно не знаем, какой ответ нужно «выудить». Есть также и охотничьи вопросы, на которые можно ответить либо «да», либо «нет», но мы знаем, в кого «целимся».
Иногда нужно предположить или угадать что-то, чтобы знать, в каком направлении нужно искать. Используйте свои догадки, но старайтесь не попасться в их ловушку и ограничиться только ими.
Чувства и ценности также важны на этом этапе. Как воспринимается эта идея различными людьми? С какой еще стороны можно взглянуть на проблему? Какие ценности затрагиваются? Различаются ли системы ценностей разных людей? Как думают различные люди?
ПРО «Выработаем различные варианты»
Это творческий, продуктивный и генерирующий этап мышления. Именно на этом этапе мы находим различные возможности. Именно этот этап соединяет цель мышления с результатом, который мы хотим получить. До него было пройдено два этапа, и остается пройти еще два этапа после него. Этот этап - связующее звено между тем, что имеется в начале, и тем, что получится в конце.
На этапе ПРО могут применяться четыре основных метода работы:
1. Метод поиска стандартного решения. При исполь-зовании этого метода мы пытаемся идентифицировать ситуацию, чтобы потом знать, что делать дальше и какую из уже заданного набора стандартных реакций на подобного рода ситуацию применить. Это традиционный способ мышления.
2. Метод обобщения. В этом методе мы соединяем начальный момент и желаемый результат с помощью широкой, «обобщенной» концепции, после чего эта концепция сужается до более частных идей, которые можно применить на практике. Частью этого метода является «веер концепций». В самом общем виде можно сказать, что мы возвращаемся обратно от того, чего хотим достигнуть, чтобы выдвинуть идеи, которые сможем применить на практике.
3. Творческий метод. Суть этого метода - развить максимальное количество идей, а затем модифицировать их таким образом, чтобы они удовлетворяли наши нужды. Для этого существуют формальные приемы нестандартного мышления, такие как провокация и метод «Чистая случайность». Ядром творческого мышления является «движение». Мы «двигаемся» вперед от провокационного предположения к вполне приемлемой идее.
4. Метод «Дизайн и объединение». В этом методе требования и составляющие элементы выстраиваются в параллель, после чего мы разрабатываем путь движения вперед, чтобы получить список требований. Мы пытаемся собрать или объединить различные элементы, чтобы получить желаемый результат.
Цель этапа ПРО - выдвинуть и предложить различные возможные варианты.
«Ну и каков же результат?»
Цель этапа ТАК - взять множество возможностей, выдвинутых на этапе ПРО , и сократить их количество до приемлемого для использования на практике.
На этом этапе существует стадия развития, на которой мы пытаемся укрепить и усовершенствовать идеи. Мы также стараемся устранить их дефекты.
Есть также стадия оценки, на которой мы изучаем идею. Мы пытаемся найти ее достоинства и выгоду от ее использования, а также перечислить связанные с ней сложности и проблемы.
Затем идет стадия выбора. У нас перед глазами есть несколько конкурирующих идей, и нам нужно выбрать одну из них. Можно использовать один метод, чтобы сократить количество вариантов, а затем прибегнуть к непосредственному сравнению.
На с тадии принятия решения мы решаем, делаем мы что- то или нет. Нужно рассмотреть рамки решения и трудности. Нужно рассмотреть также необходимость принятия решения. Также следует учесть возможный риск.
К концу этапа ТАК у нас должна быть либо одна идея, которую мы хотим применить, либо совсем ничего.
«Поехали!»
Этап ПО сосредоточен на действии. Как осуществить выбранную идею? Каков план действий?
Здесь существуют стадии и второстепенные цели. Нужно также все проверить и проконтролировать.
Мы используем стандартные каналы, а для неясных моментов существуют ячейки «если».
Ключевым моментом действия является человеческий фактор. Людей нужно убеждать. Идеи должны быть приняты. Нужны заинтересованность и мотивация. Люди могут строить вам препятствия. Все это следует учесть.
Действие нужно также обеспечить энергией. Где ее взять?
Из книги Ангелы страшатся автора Бейтсон Грегори Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард деПЯТЬ ЭТАПОВ МЫШЛЕНИЯ Эта книга построена на пяти этапах мышления, основанных не на анализе обычного мыслительного процесса. Анализ полезен при описании, но обычно довольно бесполезен в реальных делах. Ошибочно считать, что анализ мыслительного процесса может снабдить
Из книги Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать автора Козлов Николай ИвановичПять пальцев, пять подсказчиков И наверное, последняя полезная привычка, которая подготовит успешное выполнение всех ваших планов. Это метод «Пять пальцев» – удобный метод подведения итогов дня. Замысел его принадлежит известному бизнес-тренеру Бодо Шеферу, мы
Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп ОлеговичПять этапов коммуникации - Ты только сказал «Привет» и я уже твоя, Джерри Макгуайер. Любой случай общения мы можем разделить на пять этапов. Они достаточно простые.1. Контакт.2. Знакомство.3. Общение.4. Расставание.5. Послевкусие.Что с ними делать? Давай по шагам кратко
Из книги Как привести дела в порядок [Искусство продуктивности без стресса] автора Аллен Дэвид Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале ДжоЭтапы мыслительного процесса Мышление проявляется при решении любой задачи, возникшей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход. Непосредственным толчком к развертыванию мыслительного процесса
Из книги Классификация мужчин по видам и отрядам: Полная периодическая система мужских достоинств и недостатков автора Копланд ДэвидХарактеристики мыслительного процесса Для правильного понимания аргументации и мотивов поведения людей полезно представлять себе роль и значение определенных характеристик мышления. В качестве основных мы выделяем для анализа следующие.Взаимосвязь мотива, цели и
Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей ЛеонидовичСоветы по прохождению этапов 1. Составьте свою коллекцию саториЯ напоминаю вам, что четыре этапа пробуждения – это:1. Жертва.2. Сила.3. Смирение.4. Пробуждение.Чтобы правильно пройти этот путь (очень велика вероятность соскальзывания из этапа в этап до того, как вам,
Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл ЭмиСЕМЬ ЭТАПОВ СПОРА С МУЖЧИНОЙ На текущих свиданиях возникают разные проблемы. Учитывая то, сколько времени вы проводите вместе и сгущающуюся в воздухе атмосферу ожидания, вы оба можете почувствовать некоторое не свойственное вам напряжение. Он будет пребывать в своем
Из книги Думай [Почему надо сомневаться во всём] автора Гаррисон Гай Из книги автораОсновные фазы мыслительного процесса В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое
Из книги автораИспользование первичного процесса на благо вторичного процесса Дона Карлетта сказала, что при работе с людьми полезнее всего говорить с первичным процессом о вторичном; посуществу, это метод обращения к мудрости первичного процесса человека (обычной идентичности и
Из книги автораИспользование метанавыка вторичного процесса на благо первичного процесса Дона Карлетта сказала, что в некоторых случаях полезнее всего использовать отношение или качество вторичного процесса на благо первичного процесса. Она надеялась, что это не слишком собьет нас с
Из книги автораГлава 4 Правильное обслуживание и питание вашего мыслительного механизма Вы цените свой мозг? Обращаетесь с ним так хорошо, как он того заслуживает? Когда-нибудь задумывались, сколько всего нужно этой покрытой извилинами штуковине весом в три фунта, которая втиснута в
В нашей психике происходит множество интересных и важных процессов, но одними из наиболее приоритетных являются мышление и память.
Несомненно, вы с самого детства слышали о том, что их нужно развивать, а не пускать все на самотёк.
Поэтому если вы решили заняться систематической работой над своими памятью и мышлением, то этот материал однозначно будет вам полезен.
Мышление требует усилий и подготовки.
Бертран Рассел
Свяжите материал, который вам нужно запомнить, с целями своей деятельности. Также, во время усвоения информации, вы можете рисовать, делать записи, играть с каким-то предметами.
Чередуйте материалы и образы, которые вам нужно запомнить, распределите их по тематикам.
Лжецу нужна хорошая память.
Марк Фабий Квинтилиан
Благодаря мышлению, мы имеем возможность разбираться в психологических процессах, которые отвечают за создание связей между предметами и явлениями.
Мышление - это сугубо индивидуальная особенность , поэтому способы его развития не могут быть для всех одинаковы.
Не расстраивайтесь, если процесс развития логического мышления немного затянется - это нормально, у разных людей он может занимать разное количество времени. Конечно, есть люди, которым логика совсем неподвластна, но их мало.
Также замечательным выбором будет построение разнообразных планов и стратегий , постепенно доводя их до совершенства. В целом, подвергать анализу можно почти все, что вас окружает - людей, события, свои и чужие действия.
Кроме того, нужно постоянно расширять свой кругозор - читать энциклопедические материалы, изучайте справочники и другую образовательную литературу.
Пытаясь решить какую-то задачу, постарайтесь найти разные пути её решения, а не только те, которые очевидны.
Чтобы стать одним из таких людей, вам нужно собирать и анализировать все имеющиеся факты, сосредоточив внимание на том, в чём они похожи, а в чём отличаются .
Если вы обнаружили в имеющихся у вас материалах закономерности - можно делать обобщения.
Можно, например, самостоятельно придумать новый конец только что просмотренному фильму или книге. Даже если вы придумаете какую-то ерунду, то не расстраивайтесь - дальше будет лучше.
Этим нужно заниматься постоянно и тщательно, причём не рассчитывайте на то, что результаты проявятся мгновенно - все это требует времени.
Помните, что работая над развитием мышления и памяти мы можем улучшить другие свои познавательные способности , среди которых коммуникация и креатив.