Логопед и Я: Анализ работы. Анализ коррекционно-развивающей работы учителя - логопеда за год Анализ работы логопеда в начальной школе

Лидия Берестень
Анализ работы учителя-логопеда за учебный год

Анализ работы учителя-логопеда

за 2009-2010 учебный год.

На 2009-2010 учебный год были поставлены задачи:

Своевременное выявление речевых патологий и их коррекции.

Коррекция речевого развития детей, имеющих расстройства речевых функций.

Развитие психологической базы речи.

Повышение профессионального мастерства, обобщение передового опыта.

Задачи на данном этапе работы были выполнены, но на следующий год стоит продолжить работу.

Диагностическая деятельность.

С 1 по 15 сентября 2009 года проведено обследование речевого развития дошкольников всех групп, которое было направлено на выявление дефектов произношения: количества и характер нарушенных звуков – отсутствие, искажение, смешение или замена звуков. Кроме того, при обследовании проверялся уровень сформированности навыков звукового анализа, синтеза слов и лексико-грамматических средств языка.

Был выявлен один ребёнок, имеющий фонетическое недоразвитие (ФН). Это ребёнок, у которого отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков без других сопутствующих проявлений. Такие дефекты речи не сказываются отрицательно на усвоении детьми программы ДОУ. Он был зачислен на логопункт.

Также были выявлены дети, у которых в речевом развитии имеют место замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции – фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

Следующую группу составили дошкольники, у которых, наряду с нарушениями произношения звуков, имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР).

На всех детей, зачисленных на логопункт были заведены речевые карты, в которых фиксировалась общая внятность речи, характер и доступность построения связных высказываний, общие представления о словаре и синтаксических конструкциях, используемых ребенком, грамматический строй речи ребёнка, собирался анамнез.

После обследования дети были разделены на подгруппы с однородной структурой речевого дефекта. От степени речевого дефекта соответственно зависит количество детей в подгруппе.

Вывод: В результате обследования было выявлено 25 дошкольников с нарушениями речевого развития, обусловленные различными причинами. На логопедический пункт в течение учебного года был зачислен 21 ребёнок, остальные поставлены на очередь.

Учебный год

начало года конец года

выпущено осталось для дальнейшей коррекции

Кол-во детей-логопатов на логопункте 21 11 10

Процент от общего кол-ва дошкольников 67% 52,4% 47,6%

Начало учебного года

Организационная деятельность

Расписание составлялось, учитывая занятость ребенка. Занятия проводились согласно расписанию.

Коррекция нарушений звукопроизношения является длительным и сложным процессом. Исправление звуков проводится поэтапно: подготовительный, постановка звука и, в случае замены одного звука другим – этап дифференциации.

Логопедические занятия проводятся в интересной игровой форме. Подбор речевого материала на занятиях производится с учетом постепенного введения трудностей. Большое внимание уделяется развитию общей, мелкой (ручной) и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех психических процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.

Вывод: расписание логопедических занятий соответствовало нормативным требованиям. Воспитатели были заинтересованы в конечном результате логопедических занятий и поэтому следили за посещаемостью дошкольников. Многие родители не считали необходимым дополнительно заниматься с детьми дома. Поэтому работа велась односторонне. В связи с этим необходимо наладить более тесную работу с родителями на следующий учебный год.

Группы 2009-2010 уч. год

Начало года Конец

ФФН ОНР ФФН ОНР

Средняя 58% 33% 58% 33%

Старшая 45% 27% 9% 18%

Подготовит. 62% 12% 12% 12%

Консультативная гр. - 100% - 50%

Коррекционная деятельность В результате проделанной работы было выпущено 10 дошкольников с хорошей речью (коррекция звукопроизношения, и фонематических процессов). В силу сложности речевого дефекта, дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, а также фонетико-фонематическое недоразвитие речи (со стёртой формой дизартрии)оставлены на логопункте для дальнейшей коррекционной работы

Методическая деятельность

Заботясь о профессиональном росте, в течение года регулярно посещались методические объединения, организованные Управлением Образования.

Методический кабинет пополнен литературой:

Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Логоигры. – СПб. : КАРО, 2003.

Консультативно-просветительская работа

Работа логопедической службы ведется в тесном контакте с педагогами и родителями:

Знакомство педагогов и родителей с результатами обследования;

Систематическое информирование о продвижении детей (успехи и неудачи);

Инструктирование воспитателей о приемах доведения достигнутых результатов до полной автоматизации в условиях группы, на прогулке, в свободной деятельности детей;

Посещение мероприятий ДОУ с целью изучения речевого поведения детей;

Разъяснение родителям о правильном речевом режиме в домашних условиях, о необходимости логопедических занятий.

Публикации по теме:

Анализ работы педагогического коллектива, реализация задач годового плана работы ДОУ за 2015–2016 учебный год В 2015-2016 уч. году нами были поставлены следующие задачи: 1. Создать единое информационное пространство, обеспечивающее реализацию ФГОС.

Аналитический отчет учителя-логопеда о проделанной работе за 2015–2016 учебный год Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений. Задачами логопедической.

Анализ работы за 2015–2016 учебный год Анализ работы МБДОУ "Детский сад №___" за 2015-2016 учебный годОсновными направлениями деятельности коллектива МБДОУ в 2015/16уч. г. были:.

Годовой отчет учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР за 2015–2016 учебный год Списочный состав группы 10 человек. Дети с нарушениями речи зачислены в логопедическую группу решением ГПМПК на 2 года. Дети поступили в.

Годовой план работ учителя-логопеда на учебный год Годовой план работ учителя-логопеда Гетт А. С. на учебный год. Цель всего педагогического процесса в ДОУ: создание организационно-методических.

Анализ работы

Учителя – логопеда МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка» Муксиновой Д.Х.

за 2014– 2015 учебный год

ЦЕЛЬ

Основными задачами являются:

I. Диагностическая работа.

IV. Экспертная работа.

I. Диагностическая работа

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Уточняются списки детей, предварительно укомплектованных в мае предыдущего учебного года из числа воспитанников от 5 до 6 и от 6 до 7 лет.

Обследование устной речи проводится в два этапа. В течение первой недели сентября проводится предварительное обследование устной речи воспитанников с 5 лет.

В течение второй недели сентября проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 14 мая.

Для обследования устной речи детей использовался «Альбом логопеда» О.Б. Иншаковой, который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи для старшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря, грамматического строя речи, самостоятельной речи.

На основании заседания ПМПк от 12.09.2014 и заявления родителей в 2014- 2015 учебном году были зачислены на логопункт 28 детей.

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено на логопункт 28 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи III уровня - 2 человека;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 20 человек;

Фонетическое недоразвитие речи - 5 человек.

На конец учебного года:

Общее недоразвитие речи III уровня - 0 человек;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 4 человека.

Фонетическое недоразвитие речи - 9 человек.

Оставлены для дальнейшего обучения:

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 3 человека

Фонетическое недоразвитие речи - 2 человека

индивидуальных – 107.

По программе было запланировано 68 коррекционно - образовательных занятий в I и во II группах. В I группе программу выполнила в полном объёме.

Из них 83.5% детей получили коррекционно- образовательную деятельность и пропустили 16.5%.

Во II группе программу выполнила в полном объёме. Из них 67.6% детей получили коррекционно- образовательную деятельность и пропустили 32.4%.

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь – 22 занятий.

III период – март, апрель, май – 22 занятий.

IV.Экспертная работа

В течение учебного было проведено 5 психолого-медико-педагогических консилиума, где обсуждалось психолого – педагогическое сопровождение 172 воспитанников.

Были подготовлены документы 5 воспитанникам для городского ПМПК (Деревицкой Т., Деревицкой О., Деревицкой Д., Сайфуллиной А., Багаутдинову А.).

Разработала рабочую программу по коррекции ФФНР для детей 6-7 лет;

Оформила паспорт каб. 207;

Оформила памятку «Правила занятий ребенка дома»;

Прошла курсу повышения квалификации «Реализация принципов государственно-

общественного управления образованием в условиях введения федерального

государственного стандарта дошкольного образования с 10.11.2014 по 21.11.2014;

Прошла курсы «Организация целостного интегрированного образовательного процесса в

соответствии с ФГОС ДО» с 20.05.2015 по 23.05.2015;

Провела открытое занятие по теме «Дифференциация звуков С-Ц» 10.04.2015.

Все задачи, которые были поставлены на 2014 – 2015 учебный год выполнены в полном объёме.

МАДОУ ДСКВ №1 «Сказка»

Предварительный просмотр:

Анализ работы

за 2015– 2016 учебный год

ЦЕЛЬ коррекционной работы направлена на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии и подготовку к школе.

Основными задачами являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

I. Диагностическая работа.

II. Консультировано – просветительская работа.

III. Коррекционно- развивающая работа.

IV. Экспертная работа.

V. Организационно – методическая работа.

  1. Диагностическая работа

Первые две недели июня (с 1 по 14) отводится для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься в логопедическом пункте в новом учебном году.

Обследование устной речи проводится в два этапа. В течение первой недели июня проводится предварительное обследование устной речи воспитанников из подготовительных групп.

В течение второй недели июня проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий в логопункте в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия в логопедическом пункте проводятся с 1 сентября по 31 мая.

Для обследования устной речи детей использовался «Альбом логопеда» О.Б. Иншаковой, который представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи для старшего школьного возраста. Он состоит из 6 частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря, грамматического строя речи , самостоятельной речи.

В январе было проведено коллегиальное обследование детей 4-5 лет.

На основании заседания ПМПк от 31.08.2015 №115 О и заявления родителей в 2015- 2016 учебном году были зачислены в логопункт 30 детей.

Сведения о движении

Группа

Классификация речевых нарушений

ОНР

ФФНР

ФНР

Заикание

Итого

Зачислены

ОН 45 А

ОН 56 А

ОН 67 А

ОН 67 В

Всего

Выпущено

ОН 67 А

ОН 67 В

Всего

Оставлено

ОН 45 А

ОН 56 А

ОН 67 А

Всего

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено в логопункт 30 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи III уровня - 5 человека;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 16 человек;

Фонетическое недоразвитие речи - 8 человек.

На конец учебного года:

Общее недоразвитие речи III уровня - 5 человек;

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 0 человека.

Фонетическое недоразвитие речи - 6 человек.

II. Консультировано – просветительская работа

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя – логопеда с воспитателями и родителями. Практика показывает, что родители, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

Выступление на родительском собрании:

27.10.2016г. в группе общеразвивающей направленности 6-7 А.

Всего было проведено консультаций:

индивидуальных – 40;

Выступление на ППк «Итоги коррекционной работы за 2015-2016 учебный год».

III. Коррекционно - развивающая работа

По программе было запланировано 76 ч. Программа выполнена в полном объёме.

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь – 26 занятий.

II период – декабрь, январь, февраль – 24 занятий.

III период – март, апрель, май – 26 занятий.

Количество коррекционно – образовательной деятельности, реализующих коррекционно-развивающие задачи, соответствует периоду обучения. Задачи коррекционной работы, определяются с опорой на возрастные, речевые, индивидуально-личностные особенности дошкольников-логопатов.

Индивидуальные занятия проводились 2 - 3 раз в неделю в зависимости от тяжести нарушения речи.

IV.Экспертная работа

В течение учебного было проведено 8 психолого-медико-педагогических консилиума, где обсуждалось психолого – педагогическое сопровождение 117 воспитанников.

Были подготовлены документы 5 воспитанникам для территориального ПМПК (Косоногова К., Мамедов О., Ахтямова Н., Зайцев Н., Десятов А.).

V. Организационно – методическая работа

В течение учебного года посещали городские методические объединения учителей – логопедов, методические учёбы, совещания, педсоветы.

Систематически повышаем свою профессиональную квалификацию:

Постоянно изучаю статьи журналов «Дефектология», «Логопед»;

Пополняю личную библиотеку специальной литературой, которую применяю в своей работе с детьми.

Анализ и планирование деятельности;

Разработала рабочую программу по коррекции ФФНР для детей 6-7 лет на 2015-2016

учебный год;

Разработала программы для дополнительных образовательных услуг «Звуковичок»,

«Кроха»;

Дополнила паспорт каб. 207;

Оформила памятку «Значение артикуляционной гимнастики»;

Прошла курс повышения квалификации по теме «Построение партнерских

взаимоотношений между семьей и педагогами: реализация ФГОС дошкольного образования»

с 11.05. по 25.05.2016 г;

Личные достижения:

27.04.2015 участие во Всероссийском дне бега «Кросс нации»;

30.04.2016 1 место за Всероссийский педагогический конкурс «Тут как тут: Развивающая среда в ДОО»;

Май 2016 участие в III Международном творческом конкурсе «Мир одаренности»;

3.05.2016 3 место во Всероссийском конкурсе «Твори!Участвуй! Побеждай!» «Мое лучшее занятие»;

4.05.2016 1 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Тут как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников»;

4.05.2016 2 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Тут как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников»;

06.05.2016 участие во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация»;

10.05.2016 2 место во Всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая авторская публикация».

Все задачи, которые были поставлены на 2015 – 2016 учебный год выполнены в полном объёме.

В следующем учебном году планируем продолжить работу по всем перечисленным направлениям.

Учитель – логопед Муксинова Д.Х.

Предварительный просмотр:

Промежуточный анализ работы

Учителя – логопеда МАДОУ №1 «Сказка» Муксиновой Д.Х.

за 2016– 2017 учебный год

ЦЕЛЬ коррекционной работы направлена на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии и подготовку к школе.

Основными задачами являются:

Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Предупреждение нарушений устной и письменной речи;

Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их заменяющих);

Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Обследование устной речи проводится в три этапа. В течение первой недели июня проводится предварительное обследование устной речи воспитанников из средних групп.

В течение второй недели июня проводится вторичное углублённое обследование устной речи тех детей, которые были отобраны для занятий в группе компенсирующей направленности в ходе предварительного обследования. Регулярные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая.

На основании заседания ПМПк от 31.08.2016 №164 О и заявления родителей в 2016- 2017 учебном году были зачислены в группу компенсирующей направленности 14 детей.

ОН 67 А

Всего

Из диаграммы видно, что на начало учебного года было зачислено 14 детей.

Из них:

Общее недоразвитие речи I уровня - 2 человек;

Общее недоразвитие речи II уровня - 1 человек;

Общее недоразвитие речи III уровня - 10 человек;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - 1 человек;

Промежуточное обследование:

Общее недоразвитие речи I уровня - 1 человек;

Общее недоразвитие речи II уровня - 2 человек;

Общее недоразвитие речи III уровня - 7 человек;

Общее недоразвитие речи IV уровня - 3 человек;

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи - 1 человека.

Учитель – логопед Муксинова Д.Х.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»


Приложение №________

к анализу работы МБОУ

«Новоаганская ОСШ № 2»

за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год.

Задачи на 2014-2015 учебный год:

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся через сайт школы.

Работа на логопедическом пункте строится согласно инструктивным документам.

Инструктивное письмо Минобразования РФ определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения ОУ, который «создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) в освоении ими общеобразовательных программ».

Основными задачами логопедического пункта являются:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися

общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

обучающихся.

Логопедическая работа в школе

условно делится на III этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Цели и задачи этапа:

1. Проведение первичного и углубленного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы).

На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное) учащихся, анкетирование родителей.

По результатам обследования в августе и сентябре выявлены и заявлены на тарификацию 32 уч-ся, имеющие недостатки в развитии речи.

Результаты обследования речи показали в большей степени несформированность у детей 1 классов фонематического слуха, лексико-грамматической стороны и связность речи, а также бедный словарный запас.

В связи с сокращением штатной единицы до 0,5 ставки были зачислены 15 человек, скомплектованы для коррекционных логопедических занятий три группы с общим недоразвитием речи и ФФН из учащихся 1-х классов. Учащиеся с недостатками письменной речи получали помощь на индивидуальных и консультативных занятиях.

17 учащихся поставлены на очередь.

Педагоги были ознакомлены с результатами обследования речи уч-ся, с расписанием занятий, воспитатели ГПД и родители принимали активную помощь в организации посещения детьми логопедических занятий.

Родителям учеников-логопатов было доведено расписание занятий. Ими заполнялись анкеты для оформления необходимой документации. На каждого учащегося заведена индивидуальная и речевая карта.

По результатам беглого и углубленного обследования были составлены и утверждены планы работы: методический план и коррекционные (как индивидуальные, так и групповые).

Поставленные цели и задачи данного этапа решены в полном объеме.

Задачи этапа :

Устранение речевых нарушений;

Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.

Обучение организовано с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений.

Кроме этого коррекционная работа II этапа с учащимися включала в себя:

Работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

Развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, задания с пуговицами);

Развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

Развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

В процессе работы учащиеся овладели анализом простых и более сложных слов. Они научились вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

На занятиях сочетались учебные, коррекционные и игровые методы работы, происходил постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи. Параллельно велась работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи, развитию связной речи, закреплению навыков чтения и письма. Использовались компьютерные логопедические программы.

При организации коррекционной работы с детьми учитывалась «зона ближайшего развития» каждого ребёнка, как для детей с сохранным интеллектом, так и для детей с задержкой психического развития и учащихся с системным нарушением речи. Для последних процесс коррекции идёт очень медленно и долго, и в рамках начальной школы не заканчивается.

С учащимися проводилась следующая работа: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие правильного речевого дыхания с помощью «звуковых дорожек», упражнения на развитие фонематического слуха.

Задания давались в игровой форме с присутствием элементов соревнования, сосредоточенности, внимания, наблюдения, сравнения. Использовались наглядный, дидактический материал и компьютерные технологии.

Для первоклассников : наблюдение и поиск соответствующих букв, шнуровка, работа с пуговицами, штриховка, узнавание и печатание букв, выкладывание фигур, а затем и букв по образцу, выделение нужного звука из ряда слогов, слов, определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение слогов в слове, слов в предложении, работа с деформированным текстом.

Для учащихся 2-3 классов : задания по звуковому составу слова, работа с речевыми профилями, зашифровка звука в словах, в предложениях, графическая запись слов, предложений, работа с деформированным предложением и текстом, работа с сигнальными карточками, методика медленного чтения вслух, работа над дикцией.

Задачи данного этапа решались на логопедических занятиях в течение всего учебного года. Учащиеся, успешно освоившие данный курс коррекционной программы и имеющие положительную динамику, выпускались из логопункта, на их место зачислялись другие учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи и ранее поставленные на очередь.

По мере необходимости проводилась консультативная работа с родителями или лицами, их заменяющими. Родители приглашались на беседу по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные собеседования по контролю за выполнением домашних заданий.

К семинару по преемственности с ДОУ была представлена информация о речевом развитии поступивших в школу детях. Был дан анализ и характеристика речевых нарушений с дальнейшими рекомендациями в работе с данным контингентом учащихся.

Для речи учащихся с ОНР (3 уровня) характерны недостатки в развитии активного словаря, грамматическом строе речи, звукопроизношении. Они также нуждаются в развитии связной речи, мелкой моторики и психических процессов.

Анализ рисунков поступивших в 1 класс детей показывает то, что дети не видят мелких деталей, в рисунках человека отсутствуют глаза, уши, пальцы на руках. Нажим карандаша говорит о слабости мышечной моторики рук.

Отсюда даны участникам семинара были следующие рекомендации в работе с детьми:

Учителю: работать спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. Не торопить ребёнка, пусть работает медленно. Постараться каждый раз найти, за что похвалить ребёнка. При неудаче повторять задания, давая аналогичные. Усложнять задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешить получить результат, успех придёт, если ребёнок будет доверять вам, будет уверен в себе. Во время занятий с ребёнком не отвлекаться. Помнить, если не можете найти полчаса для такой работы в день, помощь невозможна.

Воспитателям и родителям: Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам. Закреплять дома поставленные логопедом звуки. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии. Контролировать посещение детьми логопедических занятий.

В первом полугодии учебного года содействовала в подготовке документов на учащихся для районной ТПМПК. По результатам обследования на этих учащихся подготовлены логопедические Представления. В октябре, ноябре и декабре работала в составе районной комиссии согласно приказам МАУ «ЦРО».

В октябре присутствовала на районном МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов.

10 февраля выступила с обобщением опыта работы «Роль логопедических занятий в развитии памяти детей-логопатов» на районном методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов (г.п. Излучинск).

17 февраля участвовала в работе кустового семинара «Организация работы ПМПк в ОУ» (пгт Новоаганск).

Поддерживается тесная связь с родителями детей-логопатов, которые получают рекомендации по содействию в выполнении домашнего задания с ребёнком. Консультативную помощь за год получили 32 человека.

Задачи этапа:

Подведение итогов;

Проведение анализа коррекционной работы;

Определение перспективы дальнейшей деятельности.

По текущему учебному году получены следующие результаты:

Количество учащихся - логопатов

Устная речь

Письменная речь

(дисграфики)

Зачислено на логопункт

Выпущено из логопункта

Оставлено для продолже-ния занятий

Работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает в себя коррекционно-педагогическое воздействие со стороны школы и родителей. Сотрудничество семьи и школы является необходимым условием успешности воздействия на ребенка. Непрерывная связь с родителями осуществлялась с помощью коллективной и индивидуальной форм работы.

В беседах с родителям объяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

Создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам;

Проведение занятий членов семьи с ребенком в разных формах;

Принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений.

По мере необходимости проводилась индивидуальная работа с родителями. Они приглашались на собеседования по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные беседы по контролю за выполнением домашних заданий.

По заявкам оказывалась консультативно-методическая помощь учителям школы. На школьном семинаре по преемственности между I и II ступенями прослеживалась интеграция детей-логопатов в основное звено школы. Результаты презентации «Фонематические процессы, как показатель успешности учащихся» опубликованы в «Логопедической страничке» на сайте школы.

Повышая свой профессионализм, участвовала в заочных конкурсах муниципального и федерального уровней. Результаты:

- «Диплом за III место во Всероссийском конкурсе презентаций «Консультация логопеда».

(ДП-№17022015-9)

- «Диплом участника во Всероссийском конкурсе презентаций «Лучший конспект логопедического занятия». (№ПП-13022015-3)

Победитель районного конкурса - «Диплом III степени в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка для обучающихся с ОВЗ в школе».

(Приказ МАУ «ЦРО» от 24.02.2015г № 41).

На сайтеВсероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» опубликована статья: «Дифференциация согласных Ц-Ч». Получены Диплом и Сертификат о публикации. Материалы статьи на диске и в сборнике тезисов: 206-773-525/ОУ-12.

В настоящее время прохожу дистанционный курс повышения квалификации по теме «Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей».

Задачи на 2015-2016 учебный год:

1. Продолжить коррекционную работу с учащимися-логопатами по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.

2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Анализ работы

учителя – логопеда за 2016-2017 учебный год

Цель: создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопеда определены задачи: 1) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся; 2)своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии, 3)оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Работа проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

    Организационному,

    Диагностическому,

    Коррекционно-развивающему,

Для занятий использовались различные кабинеты (отдельного помещения нет), подобран и систематизирован материал для занятий; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования:

    Набор «Логопедки»

    Пособия серии «Уроки логопеда»

    Рабочие материалы «Коррекция дисграфии»

    Христоматия стихов «Шипим, свистим, рычим»

    Диагностический комплект

    Домашние тетради «Учим звуки»

    Комплекты развивающих карточек

Разработаны и реализованы адаптированные программы по логопедии:

    1 класс Поморова Алена (

    3 класс Машукова Карина (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

    7 класс Ермалаев Даниил (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

Планирования были проверены и утверждены администрацией школы. Составлено и утверждено расписание занятий.

С января ведется документация:

1. Регистрационный журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

2. Журнал консультаций.

3. Речевые карты.

4. Журнал логопедических занятий

В течение года работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьной и районной ПМПК, педагогами, психологом. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами, посещение уроков с целью наблюдения за детьми логопатами.

Составлен перспективный план развития кабинета.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Планируемый объем работы на 2016-2017 учебный год выполнен.

2. В МКОУ Новотроицкая ООШ в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.

3. На конец года по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику.

4. Материально-техническая база удовлетворяет требованиям «Положения о логопедических пунктах».

5. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

Учитель – логопед Ляхно С.А. /____________/

МБОУ « Краснотуранская НОШ им. В.К.Фуги»

Анализ работы учителя- логопеда

за 2015- 2016 учебный год.

В соответствии с утверждённым положением, основной контингент школьного логопункта составляют учащиеся, речевые нарушения которых препятствуют успешному обучению или же ведут к стойкой неуспеваемости по русскому языку, а в некоторых случаях и по другим предметам.

В течение года вся работа велась по направлениям:

  • диагностика (обследование, дифференциальная диагностика речевых нарушений);
  • коррекция нарушений устной речи у учащихся 1- 4 классов;
  • предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 2- 4 классов;
  • коррекция чтения и письма, у детей с системным недоразвитием речи;
  • разработка рабочих программ, тематических планов, индивидуальных программ развития (с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка);
  • ведение необходимой рабочей документации по обследованию речи учащихся, занимающихся в школьном логопункте;
  • подготовка результатов диагностики к ПМПк, ПМПК;
  • консультативная работа по вопросам;
  • совместная работа с педагогами школы по выполнению рекомендаций, данных учащимся территориальной ПМПК;
  • методическая работа (участие в работе РМО учителей- логопедов, ШМО, ПМПк, родительский клуб);
  • повышение профессиональной компетенции.

В соответствии с методическим письмом от 14.12.2000 года МОРФ об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения работу свою начала с обследования учащихся первых классов.

Провела специальное углубленное обследование 92 учащихся школы с целью выявления речевых нарушений, препятствующих их успешному обучению. Логопедическая диагностика показала, что учащиеся имеют не только речевые, но и коммуникативные расстройства.

На начало учебного года 16 учеников из первых классов, 11 учеников из вторых классов, 9 учащихся 3 классов, 8 учащихся 4 классов, 6 ребят, обучающихся по адаптированным образовательным программам, для детей с задержкой психического развития, умственной отсталости лёгкой степени, были зачислены на логопедические занятия (в течение учебного года количественный состав изменялся).

В силу речевого дефекта одни испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, у других речевые нарушения могут привести в последующем к проявлению в письменных работах специфических (дисграфических) ошибок. Было скомплектовала 8 подгрупп, по 2-4 ученика. В течение учебного года логопедическую помощь получили 53 учащихся школы.

В подгруппах учащихся с нарушениями письма занятия были направлены на формирование навыков языкового анализа и синтеза (развитие умения анализировать предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки и буквы).

Структура занятий строилась по определенному алгоритму. После этапа «приветствия», выполнялись задания на развитие речемыслительной деятельности, разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной), внимания, сукцессивных функций. Развитие мнезиса строила с опорой на слух, зрение, артикулярные кинестезии (проговаривание), тактильные ощущения, мыслительные операции. На каждом занятии уделяла внимание развитию сукцессивных функций, т.к. они являются составной частью базы для формирования письменной речи и чтения. Учащиеся затрудняются выполнять такие задания, как воспроизведение временной последовательности (слова, цифры), неспособны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, части суток).

Новый материал объяснялся с использованием идеографического письма, метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи, мелового рисунка, которые помогали на занятиях создать проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

В процессе занятий проводились упражнения для мелкой моторики пальцев рук, динамические паузы и упражнения на развитие глазодвигательных мышц.

В работе по формированию слогового и звукобуквенного анализа учащиеся моделировали звуковую оболочку слов, предложений, используя цветные фишки красного, синего и зеленого цвета. Далее эта операция переводилась в тетрадь. Учащиеся делали записи в тетрадях ручками синего, зелёного, красного и черного цвета, то есть логопедическая работа по устранению ошибок в письменной речи строилась на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально- волевой сферы.

В процессе логопедических занятий приходилось решать одновременно несколько коррекционных задач:

  • устранение недочётов речевого развития;
  • восполнение пробелов в формировании предпосылок к изучению грамматической темы;
  • упорядочение учебной работы.

У 84% учащихся, посещающих логопедические занятия, отмечается значительная динамика в усвоении отграничения речевых единиц в правильном структурном построении предложения, в умении пользоваться грамматическими связями слов в предложении: согласованием, управлением, в овладении моделями различных синтаксических конструкций простого распространённого предложения.

Для фиксирования коррекционного процесса завела необходимую документацию: журнал учета посещаемости логопедических занятий, составила годовой план работы, перспективные планы для индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися; индивидуальные программы развития на учащихся с особыми возможностями здоровья; разработала новые логопедические карты:

  • для диагностики речевых нарушений у учащихся 3 класса;
  • для диагностики речевых нарушений, осложненных дизартрическим компонентом, для учащихся 3 классов;
  • по выявлению коммуникативных возможностей и потенциала в развитии учащихся со сложной структурой дефекта по речевым пробам Е.А. Стребелевой и И.А.Смирновой.

Выступила с сообщениями по результатам обследования (диагностике) на родительских собраниях в 1 классах; по работе с родителями, имеющими детей с проблемами в речевом развитии, оформила рекомендации и провела консультации.

В дневниках наблюдения за динамикой развития учащихся для учителей школы составила рекомендации по логопедическому сопровождению детей, занимающихся в логопункте и имеющих трудности при усвоении учебного материала по русскому языку. Взаимосвязь с учителями и родителями осуществляла в виде бесед, консультаций, посещение уроков, изучения письменных работ учащихся с последующим их обсуждением.

Сделала фотоснимки фрагментов своих занятий по развитию речи: с использованием мелового рисунка, пальчиковой гимнастики и другие. Изготовила дидактический, раздаточный и занимательный материалы:

«теплые и холодные гласные» буквы по методике Зиновия Гольдина;

«решётки» для упражнений на снятия утомляемости глаз;

оформила стенд в кабинете.

В рамках методической работы на РМО учителей- логопедов познакомилась с организационной и практической стороной деятельности учителей-логопедов других школ, так же выступила с сообщениями по темам: «Качественное сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении – основа успешности в обучении», «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребёнка», «Интеграция в работе учителя- логопеда со специалистами, с целью обеспечения индивидуального, дифференцированного подхода к детям с речевыми нарушениями». Выступила на районном августовском педсовете « Муниципальная стратегия развития образования – условие для изменения содержания образования Краснотуранского района », принимала участие в работе к раевого семинара «Основные направления и перспективы развития современного инклюзивного образования: региональный компонент» , на районном семинаре «От интеграции к инклюзии». В рамках родительского клуба приготовила сообщение для родителей «Коррекция речи и мелкой моторики через различные виды деятельности»; на ШМО классных руководителей выступила с сообщением «Разработка адаптированных рабочих программ для учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС». Так же на школьном ПМПк выступила по теме «Результаты эффективности коррекционно – развивающей работы с учащимися, обучающимися по образовательным программам». В рамках реализации ФГОС презентовала для учителей-логопедов района логопедическое занятие с обучающимися 2 классов по коррекции аграмматической формы дисграфии «Предложение. Перелётные птицы». Стала призёром районного конкурса фотографий «Природы чудные мгновения», «ПроОбразование».

В течение учебного года работала над методической темой

« Использование метода мнемотехники для развития описательно-повествовательной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи(3 уровень речевого развития). В рамках повышения профессиональной компетентности изучаю и копирую необходимые для работы статьи из специальных методических журналов.

Проделанная работа требует определить перспективы

на 2016- 2017 учебный год:

  • продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;
  • пополнять методическую копилку дидактическими, наглядными пособиями;
  • совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень;
  • продолжить работу по пополнению методических разработок на сайте школы «Портфолио учителя-логопеда».

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома