Если гора не идет к магомеду то. Что означает выражение «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Магомет идет к горе

Жил Магомед в ущелье дивных гор,
Свободен был он от тоски беспечной,
Смотрел с надеждой на родной простор
И радовался жизни бесконечной!

Но как-то разнеслась по свету весть,
Что есть царевна, нет на свете краше!
Поняв, что взять царевну в жёны - честь,
Отправился к ней строгим, стройным маршем.

А у дворца народу, как назло -
Что огурцов солёных в старой бочке!
Подумал Магомед,- не повезло...
Но не отчаялся и ожидал до точки!

Царевну веселили женихи:
Ей пели песни даже на иврите!
Поэты посвящали ей стихи
На хинди и представьте на санскрите!

К её ногам ложились жемчуга!
Сверкали изумрудами короны!
Ей шёлком покрывали берега...
Сверкали у ворот из злата троны!

Но тут царевна с места поднялась,
Спросила: "Что за юноша там мнётся?
Коль может что - порадует пусть всласть,
А нет, так пусть хоть словом отзовётся!"

Тут небольшое нужно отступленье -
Род Магомеда беден, небогат.
И очень невезуч был от рожденья...
Спасали мысли, что рождались невпопад.

И вот такая мысль созрела сразу!
"Нет денег у меня, я так скажу!
Зато гора по моему приказу
Придёт туда, куда ей прикажу!

Но просто так гонять её не стану!
Коль хочешь это чудо увидать,
Я мужем пред тобой легко предстану,
А ты могла б женою моей стать!"

Захлопала от радости царевна:
"Какое счастье, милый, забирай!"
В объятья прыгнула к любимому мгновенно,
Чтобы увидеть - чудо, диво, рай!!!

Дааа! Женихи, конечно, удивились!
Но восвояси удалились сей же час...
А Магомеду и царевне долго снились
Все чудеса, что вытворяли те подчас.

Наутро лишь ещё успев проснуться
Царевна говорит: "Ну покажи!
Ну дай к горе твоей мне прикоснуться!
Пожалуйста, скорей её зови!"

"Аааа- потянулся Магомед, глаза разинув.
Чего, любимая? Про что ты? Не пойму!"
Царевна злобный взгляд на мужа кивнув,
Сказала: "Я те память освежу!"

"Нет! Вспомнил! Тихо! Вспомнил, дорогая!
И никаких вопросов больше нет! -
Шепнул, царевну к сердцу прижимая:
Тебе одной открою свой секрет!

Сейчас мы выйдем тихо на крылечко
И крикнем: ПРИХОДИ СКОРЕЙ, ГОРА!
Услышишь, как забьётся вмиг сердечко...
Поверишь, что бывают чудеса!"

Царевна в предвкушении надежды
Всю силу воли, чувства собрала,
Ненужные сняла с себя одежды
И на крылечке очутилась, как стрела!

Но чёрта лысого! Уж сколько не кричали -
Не шла гора никак к ним, ни почём!
Они опять и снова начинали,
Но это оказалось ни при чём.

Царевна не на шутку рассердилась!
Ударила о землю каблучком!
Она ругалась, возмущалась, материлась-
Родным и даже чуждым языком!

А Магомед и тут опять нашёлся,
(За словом не полезет он в карман.)
Без мата и без крика обошёлся,
Когда созрел в уме такой вот план:

"Коль не идёт, родная к Магомеду,
То неча на кого-то там пенять!
К горе с тобой отправимся мы сами -
Зачем тут сразу нюни распускать?"

И не поверите, она-таки решилась!
Пошла царевна с Магомедом до горы...
И больше никогда уже не злилась,
Прожив с ним в радости и в счастье, и в любви!

Мораль сказанья такова, увы простите:
Мы склонны верить только в чудеса!
А иногда хотите - не хотите,
Но чудом, вдруг становится гора.

Но ни Казбек, ни Альпы, ни Парнас!
А тот, кто лишь заботиться о нас.

Рецензии

Сейчас гляну, Виктор!))) Не думала, что там что-то не так. Но спасибо тебе за внимание и за внимательность!))) Люблю, когда ты заглядываешь ко мне. Спасибо!!!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Этот книжный магазин я помню еще с «застойных» времен. Расположенный в центре Киева, назывался он тогда «Сяйво» («Сияние») и принадлежал Союзу писателей Украины. Рядом находился магазин политической книги «Пропагандист». Вот в эти два магазина я, учившийся на истфаке Киевского университета, частенько захаживал. Честно говоря, меня больше интересовал магазин политкниги - выбор литературы по истории там был богаче. Но оказываясь рядом с «Сяйвом», конечно же, посещал и его. И всегда там было многолюдно. Иногда с трудом получалось протолкнуться к прилавку.

Сам магазин был разделен на две части - общий торговый зал и небольшая спецкомната, доступ в которую позволялся исключительно членам Союза писателей. В спецкомнате можно было приобрести книжный дефицит. Знаю об этом, поскольку мой однокурсник, сынок такого вот писателя (ставшего в «перестройку» большим украинским «патриотом» и одним из первых принявшегося раскручивать тему «голодомора») с ведома папаши и по его членскому билету регулярно там отоваривался, занимаясь затем перепродажей литературы «повышенного спроса». Но речь не о том…

Шли годы. Отшумела лозунгами «перестройка», прекратил существование Советский Союз, наступили иные времена…

Магазин политкниги ликвидировали (там сейчас какой-то бутик). Ну а «Сяйво» просто переоборудовали. С исчезновением книжных дефицитов отпала необходимость в спецкомнате. Ее соединили с общим залом, от чего магазин стал выглядеть просторнее, но наполняемость его не уменьшилась. Кажется, количество покупателей даже прибавилось…

Большинство продававшихся книг привозилось из России. Естественно, публику интересовали в основном они (тем более, что с крушением СССР поступление российской литературы в библиотеки страны почти прекратилось). Но продавалась в магазине и украинская книжная продукция. Для нее отвели как раз ту часть торгового зала, где раньше размещалась спецкомната. И к украинской книге покупатели тоже проявляли интерес, хотя и меньший, чем к российской. Все это я видел собственными глазами…

Потом мои вечерние маршруты перестали пролегать возле «Сяйва». О проблемах, начавшихся у магазина, я узнавал уже из сообщений в средствах массовой информации. Глава местной районной администрации в нарушение действующего законодательства продал помещение книготоргового заведения коммерческой структуре. И в один не очень прекрасный вечер группа молодчиков характерной внешности ворвалась в «Сяйво». Покупателей и сотрудников выпроводили вон. Книги побросали в мешки и увезли в неизвестном направлении. Вход заблокировали подогнанными грузовиками. Витрины закрыли металлическими листами…

Магазина больше не существовало.

Примечательно, что этот откровенный беспредел в самом центре украинской столицы произошел не при «бандитском режиме» В. Януковича, а в правление «честной власти» Ющенко-Тимошенко. Разгорелся скандал. Начались судебные разбирательства, сопровождаемые грязными пиар-кампаниями. Пока суд да дело, помещение оставалось пустым…

Так прошло около двух лет. Сменилась власть в районе, городе, стране. Наконец, справедливость вроде бы восторжествовала. Городские власти отвоевали у рейдеров пространство, заново отремонтировали помещение и открыли новый книжный магазин, лишь слегка дополнив название - «Сяйво книги».

Открытие проходило с помпой. Лично присутствовал глава городской администрации. Пресса расхваливала его заботу о киевлянах и вовсю расписывала значение события для культурной жизни столицы. Радостно сообщалось, что в магазине можно будет приобрести практически любую книгу.

…Обо всем этом, повторюсь, я узнавал из средств массовой информации. Попасть в «книжную сокровищницу» мне удалось где-то спустя полгода…

Первое, что поразило - это пустота. В ходе последнего ремонта в торговом зале убрали лишние перегородки, иначе расставили стеллажи. Магазин стал выглядеть еще больше, чем раньше. А покупателей… не было.

Весело щебетали по-украински, рассматривая книги две юных студентки-первокурсницы, приехавшие на учебу из западных областей - у украиноязычных жителей центрального региона несколько иной говор. Скучали два продавца - он и она. И все! Контраст с былым многолюдием оказался разительным. Можно было подумать, что киевлян вдруг поразил какой-то вирус, и они перестали интересоваться книгами.

Однако это не так. Непосредственно перед тем я заходил в другой книжный магазин - «Читай-город» (он примерно в двухстах метрах от «Сяйва книги»). Там посетителей было много. А тут…

Все выяснилось, когда я прошелся по залу. Почти все предлагаемые книги были на украинском языке, русских книг - буквально единицы. Между тем, Киев - город русскоязычный.

Пока я знакомился с ассортиментом, в магазин зашла молодая пара. Их интересовала зарубежная литература. Узнав от продавца, что «зарубежной литературы у нас мало, в основном - украинская», пара молча развернулась и вышла.

А мне почему-то вспомнилась передача двухлетней давности по городскому радио. «Национально сознательный» радиожурналист Анатолий Тарасенко сокрушался и недоумевал в беседе с одним из парламентариев: «Как принудить украинцев в Киеве разговаривать на украинском языке? Ну не хотят говорить! Не говорят по-украински!»

Неужели, не придумав ничего лучшего, приучать киевлян к украинскому языку решили столь примитивным способом?

Но в таком случае украинизаторы лишь получили еще одно (очередное!) доказательство неконкурентоспособности языка, объявленного на Украине единственным государственным.

Впрочем, сия неконкурентоспособность им и так хорошо известна. Когда в конце прошлого года министерство науки и образования Украины подготовило законопроект, предусматривавший право родителей выбирать язык воспитания для своих детей в детских садах (только и всего!), у «национально сознательных» деятелей началась форменная истерика. Они кричали, что данный законопроект - это «опасность для государства и государственности», «подрыв основ нашей независимости».

«Не стоит и прогнозировать, какие последствия этот закон будет иметь для государственного украинского языка», - комментировало случившееся Национальное радио. А видный национал-демократ, народный депутат, председатель общества «Просвіта» («Просвещение») Павло Мовчан прямо заявил, что предоставление указанного права родителям несет «угрозу национальной самоидентификации украинцев». В том, какой язык изберут украинцы для своих детей, получив свободу выбора, никто не сомневался.

В результате законопроект провалили совместными усилиями оппозиции и парламентского большинства (его даже не стали рассматривать на пленарном заседании). Так же, как проваливают и другие подобные законопроекты.

Только вот напрасно украинизаторы думают, что отрицая право людей на выбор, приносят пользу украинскому языку. Скорее наоборот, вредят. Пример с магазином «Сяйво книги» достаточно показателен. Раньше, заинтересованно изучая новинки литературы на русском языке, посетители знакомились и с книгами украиноязычными, смотрели их, покупали. А теперь?

В Киеве полностью ликвидировали русскоязычные детсады, почти полностью - школы и вузы с русским языком обучения. И что? Вне уроков и лекций учащиеся все равно общаются на русском. Даже при проведении в Киеве конкурса знатоков украинского языка, организованного при содействии украинской диаспоры, участники, выйдя из кабинетов после выполнения заданий, начинали говорить по-русски. Аналогичная ситуация складывается в большинстве регионов страны, за исключением разве что западного.

Никогда люди (и дети, и взрослые) не полюбят то, что навязывается насильно. Украинский же язык сегодня именно навязывают…

Согласно мусульманской легенде пророк Магомет когда-то пообещал правоверным вызвать к себе гору, чтобы доказать свое могущество. Однако, несмотря на все его призывы и заклинания, гора не сдвинулась с места. Тогда Магомет сам пошел к горе, произнеся ныне всем известную фразу: «Что ж, если гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к горе». Он поступил умно. И еще одно. Украинские национал-патриоты уверяют, что говорить с населением на чужом ему языке могут только иностранные путешественники, предатели и оккупанты. Все верно. Вопрос лишь в том, какой язык для населения чужой, а какой - свой. Думается, вышеприведенные факты дают ответ на этот вопрос.

P. S. Перед тем как писать статью, я еще раз зашел в магазин «Сяйво книги», чтобы лишний раз удостовериться в правильности первых впечатлений. На это раз там было аж четверо покупателей. Комментарии, наверное, излишни.


Обычно происхождение этого выражения связывают с одним из рассказов о Ходже Насреддине - герое восточного фольклора, известном выдумщике и острослове.
Так, в одном из арабских сборников (примерно 1631) говорится о том, как Ходжа Насреддин Джоха-эль-Руми (полное имя Насреддина на арабском языке) однажды решил выдать себя за святого. Когда его спросили, как он это докажет, он ответил, что может приказать пальмовому дереву подойти к нему, и оно повинуется. Когда же чуда не произошло, то Ходжа сам подошел к дереву со словами: «Истинные пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, то я иду к ней».
Иногда встречается другая версия этой же фразы: «Если пальма не идет к Джохе, так Джоха пойдет к пальме».
В современном варианте это выражение вошло в европейские языки благодаря известному английскому ученому и философу Фрэнсису Бэкону (1561 - 1626), который в своей книге «Нравственные и политические очерки» (1597) привел собственный вариант рассказа о Ходже, заменив последнего на самого пророка Магомета. В очерке «О смелости», содержащемся в этой книге, Магомет обещает народу сдвинуть гору, но, когда это не удается, говорит: «Что ж, так как гора не хочет идти к Магомету, то Магомет пойдет к ней».
Иносказательно: о желании сделать первый шаг к решению проблемы, возникшей в отношениях с партнером, оппонентом и пр. (самоирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» .Вадим Серов .2003 .

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе

Существуют различные объяснения этого происхождения.Пологают, например, что оно восходит к одному из анекдотических рассказов, связанных с Ходжой Насреддином, любимым героем ближневосточного фольклора, Однажды, когда он выдавал себя за святого, его спросили, каким чудом он может это доказать. Насреддин ответил, что он велит пальмовому дереву приблизиться к нему и оно послушается. Когда чудо не удалось, Насреддин направился к дереву со словами: "Пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, я иду к ней". Рассказ этот находится в арабском сборнике, относимом предположительно к 1631 г.

Другой рассказ находится в записках известного путешественника Марко Поло (1254-1324), первое издание которых на латинском языке вышло без обозначения места и года; предположительно: Венеция или Рим, 1484. Марко Поло рассказывает, что некий багдадский сапожник взялся доказать халифу Аль-Муетасиму преимущества христианской веры и якобы сотворил чудо: гора по его зову двинулась в его сторону. Один из исследователей полагает, что европейский вариант этой восточной легенды заменил пальмовое дерево горой в силу христианской традиции, утверждающей, что вера горами двигает (Первое послание апостола Павла к коринфянам,13,2). Наконец, уже в 1597 г. английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в своих "Нравственных и политических очерках", в очерке "О смелости" рассказывает, что Магомет обещал народу силою сдвинуть гору и, когда ему это не удалось, сказал: "Что ж! так как гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к ней".

Словарь крылатых слов .Plutex .2004 .

С первыми лучами солнца, лагерь, раскинувшийся у городских стен, ожил. Караванщики, весело перекликаясь, грузили тюки с товарами на верблюдов. Женщины складывали шатры, гортанными голосами созывая снующих меж поклажи детей. Закричал ишак, ему ответил второй, затем третий и, словно разбуженные их криками, заскрипели, открываясь, городские ворота. Магомет ибн Ахмед, загораживаясь рукавом от пыли, поднятой животными, почтительно поклонился позёвывающему стражнику, — Скажи мне, о, бесстрашный воин великого Багдада, не опоздал ли я на состязание магов и чародеев?
— Ты пришёл вовремя, почтенный путник, — стражник с любопытством и чуть боязливо разглядывал Магомета. – Проходи смело, с участников мы плату за вход не берём…
Когда спала дневная жара, на площадь перед дворцом султана стали прибывать зеваки. Лучшие места достались зрителям побогаче, для которых слуги принесли кресла, и мальчишкам, облепившим крыши соседних домов. Загудели трубы и по дворцовой лестнице, в окружении визирей, спустился правитель.
— Милостью нашего султана, — прокричал седобородый старец в расшитом золотыми звёздами халате, — предлагаем каждому желающему выйти и явить свою магическую силу. Достойнешнего из достойных, ждёт награда!
Толпа заволновалась, и первым из неё вышел юноша в алых шароварах и белоснежной чалме. Магомет, сумевший пробиться в первые ряды, внимательно следил за ним. Молодой маг, с достоинством поклонившись, чуть присел, откинул голову назад и внезапно выпустил изо рта струю огня. Зрители восторженно завопили и затопали ногами. А на смену юноше уже спешил карлик в остроконечном колпаке. Взмахнув рукавами халата, он вызвал сноп искр, из которых выпорхнула прекрасная дева.
— Магрибская чёрная магия, берберское заклятие воды, система зеркал, греческий огонь — вполголоса комментировал Магомет чудеса, являемые волшебниками. Задумчиво жуя финики, купленные у снующих в толпе торговцев, он ждал своего часа. Наконец на площадь, степенно вышел старик с обритой наголо головой, расстелил на земле платок, сел на него и замер, сосредотачиваясь. Мгновение и платок заколыхался, поднимаясь вверх вместе колдуном. На высоте в два локтя движение прекратилось, и бритоголовый поднял вверх руки, словно благодаря небеса, за ниспосланные ими силы. Тут, торопясь, что бы старик не успел спуститься, Магомет бросился к нему. Сунул руку под платок и с силой потянул что-то на себя. Послышался хруст и, под хохот толпы, колдун рухнул вниз. Бормоча проклятия, он попытался вцепиться в обидчика, но Магомет чуть подпрыгнул и взмыл вверх, зависнув над обесчещенным противником. Затем, раскинув руки, словно гигантская стрекоза, Магомет облетел притихшую площадь и, спикировав, приземлился в нескольких шагах от султана.
Зрители взревели от восторга, а оцепеневшая стража забыла, что её долг защищать господина. Только султан, казалось, сохранил спокойствие. Похлопав несколько раз в ладони, он указал Магомету на место подле себя. Почтительно склонившись в поклоне, тот приблизился.
— Воистину, ты достойнейший, — голос правителя оказался глухим и низким. – Будь нашим гостем.
С этими словами он неспешно встал и, поддерживаемый под руки опомнившимися, наконец, слугами, двинулся по лестнице во дворец…
Уже третий вечер, как султан, уединившись в саду с Магометом, вёл с ним неспешные беседы.
— Кажется, я начинаю верить, ты не джин, а человек, — правитель поднял руку, словно останавливая собеседника. – Эта твоя гра…, грави..
— Гравитация, — вздохнул Магомет.
— Да, — кивнул султан. – Может быть, она и существует. Не хочу, что бы нас слышали, но готов даже предположить, что Земля имеет форму шара. Но, как ты, не будучи бестелесным, смог в мгновение ока оказаться у подножия горы, до которой было пятьсот шагов.
— Дозволь пояснить ещё раз, — Магомет принялся писать на изрисованном пергаменте. – Радиус земли приблизительно 6400 километров, длина, к примеру, экватора 40000 километров. За один час точка взятая на экваторе проходит примерно 1700 километров со скоростью, соответственно 1667 километров в час. Значит, используя вращение Земли и оставаясь абсолютно неподвижным я, как может тебе показаться, перемещаюсь.
— Иными словами, если ты не идёшь к горе, то она идёт к тебе?
— Да, никто никуда не идёт! – воскликнул в сердцах Магомет и немедленно осёкся. – Хотя, в какой-то степени и так. Просто представь себе очень большой шар…

Магомет на горе.

Скорее всего смысл данного выражения понятен каждому человеку, но о происхождении знаменитого выражения известно не каждому человеку. Поэтому стоит разобраться как же появилось на свет такое интересное выражение и кто является его автором?

Происхождение выражения «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе»

Существует несколько версий происхождения этого выражения. Первая из них связана с известным героем восточных сказок Ходжой Насреддином. Записи об этой истории датированы началом XVII века. Как-то раз Насреддин заявил, что он святой и может совершить любое чудо. В знак подтверждения этого он согласился дать приказ пальмовому дереву приблизиться к нему и оно должно было в точности выполнить указание «святого». Конечно, дерево и не подумало двигаться и спокойно стояло на своем месте. Тогда Ходжа Насреддин сам встал и пошел к нему. В ответ на все насмешки он ответил, что святые не высокомерны и если пальма не может подойти к нему, то он сам подойдет к пальме.

Вторая версия связана с именем знаменитого мореплавателя и путешественника Марко Поло. Описал он ее в своих записках, первая версия которых вышла в конце XV века. В них рассказывается о том, как один багдадский сапожник решил доказать халифу величие христианской веры и ее превосходство над всеми остальными. Сапожник приказал горе немедленно подойти к нему и произошло чудо: она повиновалась. Обе версии не дают точного воспроизведения выражения и являются, скорее, прародителями метаморфированной позже пословицы .

Третья версия наиболее близка к оригиналу. Ее описал в своей работе английский ученый Фрэнсис Бэкон. Поговорка появилась в результате неисполнившегося пророчества. Автором высказывания, по его словам, является сам пророк Магомет – основатель исламской веры. Посланник Аллаха на Земле решил доказать могущество своей веры, приказав подойти к нему горе. Когда это, разумеется, не удалось сделать, он сам пошел к непокорной горе со словами: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе».

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома