Памятка приглашенным в сунц. Поступить трудно, учиться еще труднее

Профиль школы

Школа-интернат при МГУ им.Ломоносова для учеников 10 и 11 классов, была основана академиком А.Н.Колмогоровым для одаренных детей. Основной упор здесь делается на физику и математику (в физмат классах можно выбрать углубленное изучение информатики или ограничиться физикой и математикой), также есть химические и биологические классы.

Вступительные испытания

Зачисление в школу проходит на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний: физику и математику сдают все, а поступающие в химический и биологический классы - еще и химию. Льготы для поступления имеют победители и призеры некоторых олимпиад.

Преподаватели

Всего в школе-интернате 207 сотрудников, из них примерно половина - преподаватели. Основная часть преподавателей имеет докторскую степень.

Качество обучения. Отзывы родителей

«Очень довольны физикой. Ребенок сам заметил прогресс и осознал, что одержал победу над собой. Хорошо, что взяли ограниченный круг тем и увлекли ученика. Ощущаем удовольствие от трудного и кропотливого процесса познания. У сына появились новые навыки, подход и стиль в решении задач: аккуратность чертежей, анализ сил, вывод финальной формулы». ()

«Много раз слышала отзывы “туда не реально поступить”, “не буду даже пробовать – это бесполезно”. Нужно пробовать! Все реально - было бы желание». ()

«СУНЦ - то, что нужно, если планируете поступать в МГУ».

Иностранные языки

Ученики получают базовые знания по английскому языку. Во второй половине дня можно посещать бесплатные дополнительные занятия по английскому.

Статистика по ЕГЭ

Средний балл по ЕГЭ за 2012-2013 учебный год: математика - 84,4; физика - 86,5; информатика - 90,5. 100 баллов по математике в этом году получили пять учеников, по физике - трое, по информатике - четверо.

Статистика поступлений в вузы

100-процентное поступление. В основном поступают в МГУ и НИУ ВШЭ, а также в МФТИ и другие ведущие вузы страны.

Статистика по олимпиадам

За 2012 год у школы было 46 призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады по трем профильным предметам (математика, физика и информатика) и пять победителей и призеров по другим предметам.

За 2013 год - 19 победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады по трем профильным предметам, еще трое - по другим предметам.

Количество учеников в выпускных классах

Летом 2013 года из школы выпустились 170 человек.

Дополнительные секции, кружки, мероприятия

У школьников насыщенная культурная жизнь - театры, музеи, выставки, концертные залы, туристические походы, экскурсионные поездки. Работают клубы по интересам. Регулярно проводятся разнообразные спортивные соревнования. Участие - по желанию.

Сколько денег сдают родители

Здесь действует система социальной поддержки учащихся: обучение, проживание в школе-интрнате и питание оплачивается МГУ. Родители лишь частично оплачивают дополнительные расходы на содержание детей (лекарства, услуги связи, прачечной и др.). В год уходит примерно 30 тысяч рублей. Для тех, кто живет в интернате - 34 тысячи.

Сколько стоит выпускной

Последний выпускной проводился на территории школы, затем был организован туристический заезд на теплоходе. Большую часть расходов оплатил МГУ. Родительский совет оплатил минимальные расходы на покупку цветов и подарков.

Здание и оборудование

2 общежития и учебный корпус составляют единый комплекс, расположенный на отдельной охраняемой территории со спортивными площадками, лыжной трассой и большим фруктовым садом. У всех учеников есть доступ к интернету.

Питание

Шестиразовое питание, обеспеченное МГУ. Еду готовят в столовой.

Медицинское обслуживание

Городская поликлиника №30. На территории школы круглосуточно присутствует дежурный врач.

Кто учится

В школе-интернате учатся дети различных регионов страны из семей с разным уровнем достатка.

Первая стадия отбора одаренных школьников для СУНЦ НГУ - районные, городские, областные и региональные олимпиады. Летняя школа (ЛШ) - вторая стадия отбора в этой системе. Отбор учащихся 9-х и 10-х классов средних учебных заведений проводится Олимпиадным комитетом СО РАН и начинается в зимние школьные каникулы. В это время члены Олимпиадного комитета, преподаватели СУНЦ и НГУ, сотрудники СО РАН выезжают на областные и зональные олимпиады, и по их результатам проводят с учениками собеседования. Часть учеников получает рекомендации для приглашения в Летнюю школу. Отбор способных учеников ведется также через Заочную физико-математическую школу при СУНЦ НГУ

Ежегодно в апреле-мае Олимпиадный комитет СО РАН рассылает более тысячи приглашений в Летнюю школу учащимся, получившим рекомендации по результатам участия в олимпиадах по физике, математике и химии, а также наиболее способным ученикам Заочной физико-математической школы из всех российских регионов Зауралья и Казахстана.

Дополнительно СУНЦ НГУ ежегодно проводит выездные летние школы в отдаленных районах при поддержке администраций этих регионов - в частности, в Южно-Сахалинске и Атырау (Республика Казахстан).

В последние годы хорошо зарекомендовал себя еще один вариант поступления в Летнюю школу – через олимпиады, проводимые в начале работы школы. В первые дни работы Летней школы проводятся олимпиады по математике, физике и химии. В них могут принять участие все желающие. Учащиеся, получившие рекомендации и показавшие лучшие результаты, зачисляются в Летнюю школу. Ученым советом СУНЦ НГУ устанавливается предельное число учащихся, поступающих в Летнюю школу по свободному конкурсу - примерно на уровне 50 человек.

Летняя школа знакомит учащихся с современными достижениями естественных наук, дает возможность развить свои познавательные интересы. На занятиях школьники, увлеченные физикой, математикой, химией, биологией, геологией узнают много интересного и нового, пробуют свои силы при решении оригинальных задач. Состав преподавателей и воспитателей Летней школы подбирается их числа квалифицированных сотрудников институтов СО РАН, преподавателей НГУ и СУНЦ НГУ, аспирантов и стажеров НГУ. Занятия организуются по системе высшей школы: проводятся лекции, которые читают ведущие ученые Академгородка, и семинары, на которых учащиеся осваивают элементы теории и практические навыки решения задач. Кроме того, проводятся демонстрационные физические и химические опыты, позволяющие учащимся Летней школы приобщиться к практике современного научного эксперимента.

I. Заполнить формы подтверждения приезда или отказа от приезда в СУНЦ в Личном кабинете. Вам необходимо заполнить формы с названиями «Приезд в СУНЦ – (название отделения)». Если Вы не планируете учиться в СУНЦ, заполните форму «Отказ от СУНЦ – (название отделения)» как можно скорее, так как на Ваше место будет приглашен школьник из резервного списка. Это необходимо сделать до 9:00 10 августа .

Школьникам из резервного списка, желающим учиться в СУНЦ, необходимо заполнить форму «Желание приехать в СУНЦ – (название отделения)». Это необходимо сделать до 9:00 10 августа .

Если Вам недоступны вышеназванные формы, хотя Ваша фамилия оказалась в опубликованных на сайте списках приглашённых или резерва – пишите письмо, с указанием ФИО и даты рождения на адрес: .

II. Покупать билеты. Заезд в СУНЦ будет проходить 3 сентября. Обращаем особое внимание, что для родителей учащихся, поступивших в этом году, будет проведено родительское собрание 3 сентября в 15:00. Присутствие одного из родителей на этом собрании обязательно.

Адрес СУНЦ МГУ: Москва, ул. Кременчугская, д.11 ().

После покупки билетов необходимо заполнить в Личном кабинете форму «Время приезда в СУНЦ».

III. Cобирать документы. Следующие документы необходимо представить в день приезда в СУНЦ МГУ, если они не остались в СУНЦ при отъезде из Колмогоровской летней школы.

  1. Заявление Директору СУНЦ МГУ К.В. Семёнову от родителей (или одного из родителей) о приёме сына (дочери) в СУНЦ МГУ (в произвольной форме, указать телефоны родителей, а также рекомендовано указать электронную почту родителей),
  2. Паспорт и ксерокопию паспорта (первая страница и страница с регистрацией, 5 экз).
  3. Свидетельство о рождении и копия (девочки – одна копия, мальчики – 2 копии)
  4. СНИЛС (обязательно при наличии, в случае его отсутствия учащийся сможет получить его в Москве).
  5. Личное дело из школы
  6. , подписанное родителем
  7. Фотографии 3 х 4 (девочки - 5 шт, мальчики - 10 шт).
  8. Документ о неполном среднем образовании. Аттестат, выданный не на территории РФ, должен быть выдан с переводом
  9. Копию табеля успеваемости за текущий год обучения (только для школьников, окончивших 10 классов, с обязательным указанием семестровых и годовых оценок).
  10. Индивидуальную медицинскую карту по форме № 26 (из медицинского кабинета школы).
  11. Медицинскую справку по форме № 086/у с заключением о возможности обучения в физико-математической школе-интернате. В справке обязательно должны быть заключения терапевта, хирурга, окулиста, невролога, ЛОРа, стоматолога, дерматолога, нарколога, психиатра, указаны все прививки, результаты флюорографии грудной клетки, результаты анализов мочи и крови.
  12. Карту прививок по форме № 63/У (с указанием всех прививок - от туберкулеза, реакции Манту за все годы, от дифтерии (последняя прививка сделана не более 5 лет назад), кори, эпидемического паротита, полиомиелита).
  13. Справку об эпидемическом окружении (получается либо в поликлинике, либо в СЭС - в разных городах по разному), действительна три дня.
  14. Справку от нарколога и психиатра, что не состоите на учете.
  15. Флюорография
  16. Копию медицинского полиса обязательного медицинского страхования нового образца или полиса дополнительного медицинского страхования со сроком действия на всё время обучения в СУНЦ МГУ (3 экз).
  17. Оригинал страхового медицинского полиса нового образца.
  18. Подписанный одним из родителей в двух экземплярах.

В случае необходимости, для того, чтобы забрать документы из школы, Вы можете взять в СУНЦ справку о зачислении. Справку можно забрать в любое удобное время на КПП СУНЦ. Если забрать ее лично нет возможности, мы можем выслать Вам скан этой справки по электронной почте.. Скан справки будет выслан после 25 июля.

IV. Что необходимо иметь с собой в СУНЦ.

Школьник также должен иметь с собой:

Предметы личной гигиены;

Спортивную форму;

Теплые вещи на случай холодной погоды (кофта, куртка, ботинки);

Вещи на случай дождливой погоды (зонт или плащ, ботинки);

Кроссовки (кеды), тапочки, запасные носки;

Одежда повседневная и праздничная для посещения театра (цирка);

Желательно также иметь небольшую сумму денег на личные расходы.

Просьба иметь в виду, что школьники, проживающие далеко, смогут уехать домой за недостающими вещами только на ближайших каникулах (обычно, в конце октября-начале ноября).

V. Нельзя привозить :

Дорогие ноутбуки, телефоны, фотоаппараты и т.п.;

Золото и драгоценности;

Большую сумму денег.

За сохранность этих вещей администрация ответственности не несет!

Рекомендуем родителям завести банковскую карточку Сбербанка для своего ребёнка, приехавшего на учёбу в СУНЦ МГУ. В 400 метрах от СУНЦ МГУ находится отделение Сбербанка с банкоматами, где Ваш ребёнок всегда сможет снять деньги.

VI. Дополнительные требования. Обязательным условием обучения в СУНЦ иногородних школьников является отъезд на каникулы (3 раза в учебном году) домой.

Обучение в СУНЦ МГУ бесплатное. Более того, в СУНЦ действует система социальной поддержки учащихся: не только обучение, но также проживание в общежитии и питание оплачивается Университетом. Родители лишь частично возмещают расходы на содержание детей, обучающихся в СУНЦ МГУ (охрана, медикаменты, услуги связи, прачечной и др.).

VII. Бытовые условия: питание и проживание в общежитии. Организацией жизни учащихся, проживающих в общежитии, занимается штат воспитателей, также оплачиваемый Университетом. На этажах общежития имеются стиральные машины, которыми проживающие школьники могут пользоваться для стирки личных вещей. Действует 6-ти разовая система питания для проживающих в общежитии (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, вечерний кефир) и 5-ти разовая система питания для непроживающих в общежитии (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин).

Хороший сунцовец должен быть вредным

Тема первого родительского собрания была неожиданной - «Что такое двойка в нашем учебном заведении». Для СУНЦа (в обиходе - лицея) не является исключительной ситуация, когда былой отличник поначалу имеет низкие отметки. Прежде для пятерки ему достаточно было качественно выучить тему, здесь же требуют осмысления. Дети перестраиваются быстро, родители дольше пребывают в «оценочном» шоке. Педагоги приводят им в пример учебную ведомость пушкинского лицея, где в качестве отметки могло быть написано «еще не хорошо». Отнюдь не приговор означают и первые после поступления в СУНЦ тройки и двойки: пока знания не на четверку или пятерку. Настоящий результат будет позже и зависит только от ученика.

Дети здесь отборные - отобранные: со всего Уральского региона, из Тюмени и Кургана, Ханты-Мансийска и Башкирии. Вступительные экзамены в девятый-десятый классы (в последние годы появилась еще и параллель восьмых) демонстрируют имеющиеся знания, а во время летней школы проверяется способность осваивать новые знания - задания даются из сверхшкольной программы. Победители областных и всероссийских олимпиад зачисляются без экзаменов. Средний конкурс - два-три человека на место, в восьмой класс - четыре-пять.

Поступить в СУНЦ трудно - учиться еще труднее. Семь уроков в день, затем факультативы и спецкурсы, да и от домашнего задания никто не освобождал. Лицеисты (здесь «под покровительством бюджета» обретается пятьсот учащихся) живут по вузовским нормам: каждый семестр завершается экзаменами.

Я попросила «нарисовать портрет» среднего сунцовца. Заведующая кафедрой филологии (в екатеринбургском учебно-научном центре в дополнение к основным физико-математическим и химико-биологическим классам открыт и гуманитарный) Мария Александровна Алексеева выделила несколько черт. «Во-первых, это вредность. Наш лицеист ничего не принимает на веру. Педагог, например, говорит: «Горе от ума» - великое произведение русской литературы. Обычный школьник с этим просто согласится, а наш начнет обосновывать, спорить. Во-вторых, готовность к диалогу. Это качество мы лелеем. Ребята не боятся озвучивать собственные мнения. Правда, мы требуем от них аргументации, умения излагать соображения четко и убедительно. Третье - самостоятельность. Взрослые за ними не ходят, не упрашивают позаниматься побольше. Учащимся предоставлено право выбора. Наконец, присутствует определенный студенческий «пофигизм». Оценка - не главное, важнее реальные знания. Мотивация к учебе у них не просто выше - гораздо выше, чем в обычной школе».

СУНЦ отличается от общеобразовательных школ не только учениками, но и учителями. Впрочем, здесь в ходу прозвание у педагогов не школьное, а вузовское: ППС, профессорско-преподавательский состав. 3 доктора наук, 27 кандидатов, профессора, доценты. В среднем один преподаватель приходится на четырех учеников - высокая концентрация обучающих! Как и качественные показатели. Четыре педагога несколько раз становились лауреатами Всероссийского конкурса учителей физики и математики «Династия» (присуждается по опросам студентов). Девять человек стали победителями конкурса лучших учителей РФ и награждены премией президента.

Здесь я услышала фразу, которую часто произносят педагоги, да не все тратят время и силы на ее осуществление: «Главное - научить ребят думать». Директор СУНЦа заведующий кафедрой математики Вениамин Вольфович Расин объясняет, что не начитывает тему, а рассуждает на занятиях вместе с учениками. Программы профильных дисциплин являются авторскими и также предполагают «включение мозгов» учащихся, среди которых есть по-настоящему неординарные личности, а с такими хоть и интереснее, но сложнее. Заместитель директора по научной работе Ольга Викторовна Инишева вспоминает недавнего выпускника Вячеслава Исенбаева, в прошлом году он стал чемпионом мира по программированию (в команде). Он оживлялся на математике, но погружался в себя на других предметах. Приходилось его «тормошить». «У меня на уроке он часто стоял у доски: можно сказать, я физику излагал «его руками», - добавляет доцент Александр Иванович Кроткий. - В результате Вячеслав и программировал несколько иначе, чем все, так как получил образование разностороннее, гармоничное. Его мир не стал узким».

А этот выпал из гнезда...

Александр Иванович Кроткий 12 лет являлся директором СУНЦа с момента его основания. Он болезненно воспринимает то, что происходит сегодня с элитным учебным заведением. «Все катастрофически рушится!» - восклицает он. Уважая его эмоции, попробуем посмотреть на ситуацию без них.

Концепция осталась прежней: отбор самых способных, привитие им исследовательских навыков благодаря сотрудничеству с учеными, профильное обучение. Авторитет у СУНЦа огромный, он имеет высокий рейтинг и не снижает образовательную планку. Однако ситуация вокруг сильно изменилась. Создавался учебно-научный центр в одной стране, теперь существует в другой, с иными приоритетами. Значимость науки и образования сегодня провозглашается (кто бы спорил о роли физики и математики в эпоху высоких технологий!), но не всегда подкрепляется властными решениями, финансовыми потоками и даже соображениями престижа.

Снизилась «чистота отбора» детей. Практика выезда на крупные олимпиады и «вылавливания» там талантов уходит для уральского центра в прошлое: на командировки элементарно нет средств. Инициатива все чаще исходит не от ученых, желающих привлечь способную молодежь, а от родителей, понимающих важность качественного образования для будущего их детей. Посыл достойный, но другой.

До 2001 года СУНЦ значился отдельной строкой в бюджете УрГУ, теперь это положение отменено. Выделяются лишь средства на оплату труда профессорско-преподавательского состава и питание учащихся. Материальное состояние учебного здания, скажу мягко, далеко от понятия «элитное». Руководство, естественно, ищет внебюджетные источники выживания. Открыты, например, платные подготовительные курсы. Создается попечительский совет из выпускников (настало то время, когда в лицей поступают дети бывших учеников), им руководит депутат городской Думы Леонид Волков. «Первая задача, которую совет перед собой поставил, требующая самого срочного решения, - ремонт спортзала», - сообщает директор лицея.

Еще один уровень проблем - статусный. Несколько лет назад СУНЦ решил участвовать в конкурсе образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта. Документы не были приняты: «вы - не школа». Смешно, но даже участие в олимпиадах для талантливых детей из СУНЦа проблематично: на городской уровень их не берут («вы - не муниципалы»). Здесь очень высока концентрация способных детей, однако квоты на участие в олимпиадах такие же, как у других школ.

Специализированный учебно-научный центр оказался между небом и землей, выпал из структуры. Его статус неясен, он существует в смутном правовом поле. Екатеринбургский центр - не исключение. Необходимость правового определения ощущают и другие. Хотелось бы, чтобы на правительственном уровне была оказана поддержка таким образовательным учреждениям.

Сегодня на высоком уровне активно говорят о необходимости работы с одаренными детьми. Министр образования подчеркивал неоднократно, что в отношении интеллектуальной элиты нет ни грана сомнений: ее надо «выращивать». Но громоздить новую систему «инкубатора талантов» дорого и нецелесообразно. По сути, система уже есть, необходимо лишь ее осовременить, легитимировать и оживить финансово и организационно.

Свердловская область

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома