Патологическая анатомия является составной частью патологии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.
В истории развития патологической анатомии выделяют четыре основных периода: анатомический (с древности до начала XIX века), микроскопический (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века), ультрамикроскопический (после 50-х годов XIX века); современный, четвертый период развития патологической анатомии можно охарактеризовать как период патологической анатомии живого человека.
Возможность изучения патологических изменений органов человеческого тела появилась в XV-XVII веках благодаря возникновению и развитию научной анатомии. Наиболее значительную роль в создании метода анатомического исследования, описании строения всех важнейших органов и их взаиморасположения сыграли в середине XVI века работы А.Везалия, Г.Фаллопия, Р.Коломбо и Б.Евстахия.
Анатомические исследования второй половины XVI - начала XVII веков не только укрепили позиции анатомии, но и способствовали появлению интереса к анатомии у врачей. Значительное влияние на развитие анатомии в этот период оказали философ Ф.Бэкон и анатом У.Гарвей.
В 1676 г. Т.Боне сделал первую попытку на значительном материале (3000 вскрытий) показать существование связи между обнаруженными при этом морфологическими изменениями и клиническими проявлениями болезни.
В XVII веке в Европе появились богатейшие анатомические музеи (Лейден), в которых были широко представлены патолого-анатомические препараты.
Важнейшим событием в истории патологической анатомии, определившим ее выделение в самостоятельную науку, стал выход в свет в 1761 г. основного труда Дж.Б.Морганьи "О местоположении и причинах болезней, выявленных анатомом".
На рубеже XVIII и XIX веков во Франции Ж.Корвизар, Р.Ла-эннек, Г.Дюпюитрен, К.Лобштейн, Ж.Буйо, Ж.Крювелье широко внедрили патологическую анатомию в клиническую практику; М.К.Биша указал дальнейший путь ее развития - изучение повреждений на тканевом уровне. Ученик М.К.Биша Ф.Бруссе создал учение, которое отвергало существование болезней, не имеющих материального субстрата. Ж.Крювелье выпустил в 1829-1835 гг. первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.
В середине XIX века наибольшее влияние на развитие этой отрасли медицины оказали труды К.Рокитанского, в которых он не только представил изменения в органах на различных этапах развития заболеваний, но и уточнил описание патологических изменений при многих болезнях. В 1844 г. К.Рокитанский основал в Венском университете кафедру патологической анатомии, создал крупнейший в мире патологоанатомический музей. С именем К.Рокитанского связывают окончательное выделение патологической анатомии в самостоятельную научную дисциплину и врачебную специальность.
Переломным моментом в развитии этой дисциплины явилось создание в 1855 г. Р.Вирховым теории клеточной патологии.
В России первые попытки организации прозекторского дела относятся к XVIII веку. Они связаны главным образом с деятельностью видных организаторов здравоохранения - И.Фишера и П.З.Кондоиди. Эти попытки не дали ощутимых результатов в связи с низким уровнем развития российской медицины и состоянием медицинского образования, хотя уже в то время проводились отдельные вскрытия с контрольно-диагностическими и исследовательскими целями.
Становление патологической анатомии как научной дисциплины началось лишь в первой четверти XIX века и совпало по времени с улучшением преподавания нормальной анатомии в университетах. Одним из первых анатомов, обращавших внимание студентов на патологические изменения органов во время вскрытия, был Е.О.Мухин.
Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на медицинском факультете Московского университета был поставлен в 1805 г. М.Я.Мудровым в письме к попечителю университета М.Н.Муравьеву. По предложению Ю.Х.Лодера, преподавание патологической анатомии в виде курса при кафедре нормальной анатомии было отражено в университетском уставе 1835 г. В соответствии с этим уставом преподавание самостоятельного курса патологической анатомии было начато в 1837 г. проф. Л.С.Сев-руком на кафедре нормальной анатомии. Профессора Г.И.Сокольский и А.И.Овер начали использовать новейшие патолого-анатомические сведения в преподавании терапевтических дисциплин, а Ф.И.Иноземцев и А.И.Поль - при чтении лекций по курсу хирургии.
В 1841 г. в связи с созданием нового медицинского факультета в Киеве Н.И.Пирогов поставил вопрос о необходимости открытия кафедры для преподавания патологии в Университете Св. Владимира. В соответствии с уставом этого университета (1842) было предусмотрено открытие кафедры патологической анатомии и патологической физиологии, которая начала функционировать в 1845 г.: ее возглавил ученик Н.И.Пирогова Н.И.Козлов.
7 декабря 1845 г. было принято "Дополнительное постановление о медицинском факультете Императорского Московского университета", которое предусматривало создание кафедры патологической анатомии и патологической физиологии. В 1846 г. профессором этой кафедры был назначен Ю.Дитрих - адъюнкт факультетской терапевтической клиники, которой заведовал А.И.Овер. После смерти Ю.Дитриха в конкурсе на замещение вакантной должности приняли участие четыре адъюнкта терапевтических клиник Московского университета - Самсон фон Гиммелыптерн, Н.С.Топоров, А.И.Полунин и К.Я.Млодзиевский. В мае 1849 г. профессором кафедры патологической анатомии и патологической физиологии был избран А.И.Полунин - адъюнкт госпитальной терапевтической клиники И.В.Варвинского.
Для современной медицины характерен постоянный поиск наиболее объективных материальных критериев диагностики и познания сущности болезни. Среди этих критериев морфологический приобретает исключительное значение как наиболее достоверный.
Современная патологическая анатомия широко использует достижения других медико-биологических дисциплин, обобщая фактические данные биохимических, морфологических, генетических, патофизиологических и других исследований с целью установления закономерностей, касающихся работы того или иного органа, системы при различных заболеваниях.
Благодаря задачам, которые решает в настоящее время патологическая анатомия, она занимает особое место среди медицинских дисциплин. С одной стороны, патологическая анатомия - это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой - это клиническая морфология для диагноза, дающая материальный субстрат теории медицины - общей и частной патологии человека [Серов В.В., 1982].
Под общей патологией понимают наиболее общие, т.е. свойственные всем болезням, закономерности их возникновения, развития и исходов. Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней и основываясь на этих частностях, общая патология одновременно синтезирует их, дает представление о типовых процессах, характерных для той или иной болезни.
В результате прогресса медико-биологических дисциплин (физиология, биохимия, генетика, иммунология) и сближения с ними классической морфологии стало очевидным существование единого материального субстрата проявлений жизнедеятельности, включающего весь диапазон уровней организации - от молекулярного до организменного, и никакие, даже ничтожные функциональные нарушения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на молекулярном или ультраструктурном уровне. Таким образом, дальнейший прогресс общей патологии не может быть поставлен в зависимость от развития какой-либо одной дисциплины или их группы, так как общая патология сегодня представляет собой концентрированный опыт всех отраслей медицины, оцененный с широких биологических позиций.
Каждая из современных медицинских и медико-биологических дисциплин вносит свою лепту в построение теории медицины. Биохимия, эндокринология и фармакология раскрывают тонкие механизмы процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне; в патологоанатомических исследованиях законы общей патологии получают морфологическую интерпретацию; патологическая физиология дает их функциональную характеристику; микробиология и вирусология являются важнейшими источниками разработки этиологического и иммунологического аспектов общей патологии; генетика раскрывает секреты индивидуальности реакций организма и принципы их внутриклеточного регулирования; клиническая медицина завершает оформление законов общей патологии человека на основе собственного богатейшего опыта и окончательной оценки получаемых экспериментальных данных под углом зрения психологических, социальных и других факторов. Итак, общая патология подразумевает такой подход к оценке наблюдаемых явлений, который характеризуется их широким медико-биологическим анализом.
Для современного этапа развития медицины характерно то, что дисциплины, ранее бывшие преимущественно или даже исключительно экспериментальными (генетика, иммунология, биохимия, эндокринология, патологическая физиология и др.), становятся в равной мере и клиническими.
Таким образом, современная общая патология включает:
▲ обобщение фактических данных, полученных с помощью методов исследования, используемых в различных медико-биологических дисциплинах;
▲ изучение типовых патологических процессов (см. лекцию 2); а разработку проблем этиологии, патогенеза, морфогенеза болезней человека;
▲ развитие философско-методологических аспектов биологии и медицины (проблемы целесообразности, соотношения структуры и функции, части и целого, внутреннего и внешнего, социального и биологического, детерминизма, целостности организма, нервизма и др.) на основе осмысления всей совокупности фактов, полученных в различных областях медицины; а формирование теории медицины вообще и учения о болезни в частности.
Быстрое развитие клинической физиологии, клинической морфологии, клинической иммунологии, клинической биохимии и фармакологии, медицинской генетики, принципиально новых методов рентгенологического исследования, эндоскопии, эхографии и др. чрезвычайно обогатило наши знания о фактических деталях и общих закономерностях развития болезней человека. Все более широкое использование неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, эндоскопические методы и др.) позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже в известной степени характер патологического процесса, что по существу открывает пути развития прижизненной патологической анатомии - клинической морфологии, которой посвящен курс частной патологической анатомии.
Сфера применения морфологического анализа в клинике постоянно расширяется благодаря все возрастающей хирургической активности и успехам медицинской техники, а также в связи с совершенствованием методических возможностей морфологии. Совершенствование медицинских инструментов привело к тому, что практически не осталось таких областей организма человека, которые были бы недоступны для врача. При этом особое значение для совершенствования клинической морфологии приобретает эндоскопия, позволяющая клиницисту заниматься морфологическим изучением болезни на макроскопическом (органном) уровне. Эндоскопические исследования служат и целям биопсии, с помощью которой патологоанатом получает материал для морфологического исследования и становится полноценным участником решения вопросов диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогноза заболевания. Используя материал биопсии, патологоанатом решает и многие теоретические вопросы патологии. Поэтому биоптат становится основным объектом исследования при решении практических и теоретических вопросов патологической анатомии.
Методические возможности современной морфологии удовлетворяют стремления патологоанатома ко все возрастающей точности морфологического анализа нарушенных процессов жизнедеятельности и все более полной и точной функциональной оценке структурных изменений. Современные методические возможности морфологии огромны. Они позволяют изучать патологические процессы и болезни на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы и макромолекулы. Это макроскопические и светооптические (микроскопические), электронно-микроскопические, цито- и гистохимические, иммуногистохимические и авторадиографические методы. Наблюдается тенденция к комплексированию ряда традиционных методов морфологического исследования, в результате чего возникли электронно-микроскопическая гистохимия, электронно-микроскопическая иммуноцитохимия, электронно-микроскопическая авторадиография, существенно расширившие возможности патологоанатома в диагностике и познании сущности болезней.
Наряду с качественной оценкой наблюдаемых процессов и явлений появилась возможность количественной оценки при использовании новейших методов морфологического анализа. Морфометрия дала в руки исследователей возможности применения электронной техники и математики для суждения о достоверности результатов и правомочности трактовки выявленных закономерностей.
С помощью современных методов исследования патологоанатом может обнаружить не только морфологические изменения, свойственные развернутой картине того или иного заболевания, но и начальные изменения при болезнях, клинические проявления которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенсаторно-приспособительных процессов [Саркисов Д.С., 1988]. Следовательно, начальные изменения (доклинический период болезни) опережают их ранние клинические проявления (клинический период болезни). Поэтому главным ориентиром в диагностике начальных стадий развития заболевания служат морфологические изменения клеток и тканей.
Патологическая анатомия, располагая современными техническими и методическими возможностями, призвана решать задачи как клинико-диагностического, так и научно-исследовательского характера.
Вырастает значение экспериментального направления, когда ответы на сложные вопросы этиологии и патогенеза заболеваний ищут и клиницист, и патолог. Эксперимент используется прежде всего для моделирования патологических процессов и болезней, с его помощью разрабатываются и испытываются новые методы лечения. Однако морфологические данные, полученные в экспериментальной модели болезни, должны быть соотнесены с подобными данными при той же болезни у человека.
Несмотря на то что в последние годы во всех странах число вскрытий неуклонно снижается, патологоанатомическое исследование остается одним из главных методов научного познания болезни. С его помощью осуществляется экспертиза правильности диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти. В связи с этим вскрытие трупа как завершающий этап диагностики необходимо не только клиницисту и патологоанатому, но и медицинскому статистику и организатору здравоохранения. Этот метод является базой научных исследований, преподавания фундаментальных и прикладных медицинских дисциплин, школой врача любой специальности. Анализ результатов вскрытия играет важную роль в решении ряда крупных научно-практических проблем, например проблемы изменчивости, или патоморфоза, болезней. Значение этой проблемы постоянно возрастает, так как все чаще и чаще перед клиницистом и патологоанатомом встает вопрос: где кончается патоморфоз и где начинается патология терапии?
Выберите один правильный ответ.
76. И.М. СЕЧЕНОВ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
77. С.П. БОТКИН – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
78. ОБОСНОВАЛ НЕВРОГЕННУЮ ТЕОРИЮ ПАТОГЕНЕЗА БОЛЕЗНЕЙ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
79. ИНИЦИАТОРЫ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РОССИИ
1) И.М. Сеченов и Б.Ф. Вериго
2) И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея
3) С.П. Боткин и Г.А. Захарьин
4) Г.И. Сокольский и Ж. Буйо
80. «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1863 Г.) НАПИСАЛ
1) Г.Н. Габричевский
2) И.М. Сеченов
3) Н.Е. Веденский
4) В.В. Пашутин
81. Г.Н. ГАБРИЧЕВСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
82. УЧЕНИЕ О ЗОНАХ КОЖНОЙ ГИПЕРЕСТЕЗИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ СОЗДАЛ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
83. ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
1) Н.Е. Введенский
2) И.И. Мечников
3) С.П. Боткин
4) Г.А. Захарьин
84. ПЕРВЫЙ ОРГАНИЗАТОР САНИТАРНОГО ДЕЛА В ПЕТЕРБУРГЕ
1) С.П. Боткин
2) Н.В. Склифосовский
3) И.М. Сеченов
4) И.И. Мечников
85. ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ О РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
86 АКТИВНО ВЫСТУПАЛ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
87. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ФАГОЦИТОЗА ПРИМЕНЯЛ
1) С.П. Боткин
2) Н.В. Склифосовский
3) И.М. Сеченов
4) И.И. Мечников
88. ОДНОЙ ИЗ ТЕОРИЙ ПАТОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ БЫЛА
1) психологическая
2) онкологическая
3) вирусологическая
4) целлюлярная
89. В ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ВИРХОВА О МЕХАНИЗМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ ЛЕЖИТ ОТКРЫТИЕ
1) гуморальных факторов иммунитета
2) строения сердечно-сосудистой системы
3) клеточного строения организма
4) теории нервизма
90. ОДНИН ИЗ ИНИЦИАТОРОВ ОРГАНИЗАЦИИ КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВИЯ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
91. РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ ПЕРВЫМ ПРИЗНАЛ
1) Г.А. Захарьин
2) Н.В. Склифосовский
3) С.П. Боткин
4) И.М. Сеченов
92. В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ ВЕДУЩЕЙ ТЕОРИЕЙ ПАТОЛОГИИ БЫЛА
1) вирусологическая
2) травматологическая
3) нейрофизиологическая
4) конституционная
93. Г.И. СОКОЛЬСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
1) микробиологии
2) физиологической школы
3) кардиологии
4) ревматологии
94. ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИММУНИТЕТА И.И. МЕЧНИКОВ ОТВОДИЛ
1) иммуноглобулинам
2) Т-хелперам
3) В-лимфоцитам
4) фагоцитам
95. ИНИЦИАТОРОМ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЕДИАТРИИ И ГИНЕКОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БЫЛ
1) И.М. Сеченов
2) Г.Н. Габричевский
3) И.И. Мечников
4) С.П. Боткин
5) Г.А. Захарьин
Дополните.
96. Основателем первого Российского бактериологического общества был ________.
97. Одним из основоположников школьной гигиены был ________.
98. Правительственную комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России в 1885 г. возглавлял _______.
99. При участии С.П. Боткина в Петербурге открылась первая в мире Высшая медицинская школа для ____.
100. Председателем Пироговского общества врачей начиная с 1904 г. был ________.
101. И.И. Мечников 28 лет проработал в научно-исследовательском институте в Париже под руководством ________.
102. И.М. Сеченов создал теорию центрального ________.
103. Г.Н. Габричевский – один из основоположников отечественной ________.
104. В 1882 г. С.П. Боткин добился введения должности думского ________.
105. Сывороточное лечение дифтерии впервые было введено в России Н.Ф. Филатовым и ____.
106. И.И. Мечников считал, что главную роль в формировании иммунитета играют ________.
107. Противодифтерийная сыворотка впервые была создана в России в ________ году.
108. Инициаторами организации женского медицинского образования были ________ и ____.
Установите соответствие.
109. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) создатель фагоцитарной теории иммунитета 2) основоположник клинико-физиологического направления 3) основоположник материалистической психологии | А. С.П. Боткин | ||||||
Б. П.А. Загорский | |||||||
В. И.И. Мечников Г. Т.Н. Овцын | |||||||
Д. М. Я. Мудров Е. И.М. Сеченов | |||||||
110. | НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) изучение физиологии нервной системы 2) развитие эволюционного учения 3) совершенствование методов хирургии | А. А.П.Нелюбин | ||||||
Б. М.А. Нечаев | |||||||
В. И.Е. Дядьковский | |||||||
Г. Н.Ф. Кайданов | |||||||
Д. Н.В.Склифосовский | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Е. А.А. Иовский | ||||||
111. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) основоположник учения о ревматизме 2) активный сторонник учения об асептике и антисептике 3) один из основателей науки о школьной гигиене Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | А. И.И. Мечников | ||||||
Б. Г.И. Сокольский | |||||||
В. Н.В. Склифосовский | |||||||
Г. М.М. Тереховский Д. Г.А. Захарьин | |||||||
112. | СОБЫТИЕ: | УЧЕНЫЙ: | |||||
1) разработал метод остеопластической операции «русский замок» 2) создал первую бактериологическую лабораторию в России 3) основоположник клинико-анатомического направления в медицине | А. И.И.Мечников | ||||||
Б. Г.И.Сокольский | |||||||
В. Н.В.Склифосовский | |||||||
Г. М.М.Тереховский | |||||||
Д. Г.А. Захарьин | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | |||||||
113. | УЧЕНЫЙ: | ГОДЫ ЖИЗНИ: | |||||
1) И.М. Сеченов | А. 1845–1916 | ||||||
2) И.И. Мечников | Б. 1832–1989 | ||||||
3) С.П. Боткин | В. 1845–1905 | ||||||
Г. 1832–1911 | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Д. 1829–1905 | ||||||
114. | УЧЕНЫЙ: | ГОДЫ ЖИЗНИ: | |||||
1) Г.А. Захарьин | А. 1812–1889 | ||||||
2) Г.И. Сокольский | Б. 1832–1893 | ||||||
3) Н.В. Склифосовский | В. 1829–1897 | ||||||
Г. 1807–1886 | |||||||
Д. 1836–1904 | |||||||
Ответ: 1 – __; 2 – __; 3 – __. | Е. 1836–1911 | ||||||
Установите последовательность.
115. ЭТАПЫ ЖИЗНИ ЛАУРЕАТА НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ И.И. МЕЧНИКОВА
1) учеба в Харьковском университете
2) работа в Одесском университете
3) защита докторской диссертации в Петербурге
4) издание "Этюдов о природе человека"
116. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ
1) первое издание «Клинических лекций» А.А. Остроумова
2) выход в свет «Клинических лекций» Г.А. Захарьина
3) издание первого выпуска «Клинических лекций» С.П. Боткина
4) защита С.П. Боткиным диссертации «О всасывании жира в кишках»
117. ИЗДАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ
1) «Больничная газета Боткина»
2) «Современная медицина»
3) «Архив клиники внутренних болезней»
4) «Еженедельная клиническая газета»
118. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.П. БОТКИНА
1) работа в клинике внутренних болезней в Петербурге
2) участие в деятельности правительственной комиссии по улучшению санитарных условий населения
3) создание инфекционного стационара
4) участие в Крымской войне
119. ЭТАПЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА
1) издание труда «Рефлексы головного мозга»
2) заведование кафедрой в Одесском университете
3) работа в Петербургском университете
ОТВЕТЫ:
Похожая информация.
Три крупнейших открытия определили новую эпоху в естествознании и повлияли решающим образом и на медицине: «Познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед... Во-первых, благодаря открытию клетки... Во-вторых, благодаря открытию закона сохранения и превращения энергии... Наконец, в-третьих, благодаря впервые представленному Ч. Дарвином связному доказательству того, что все окружающие нас теперь организмы возникли в результате длительного процесса развития» (Ф. Энгельс).
Из отраслей медицинской науки, влиявших на другие ее отрасли и способствовавших их развитию в духе новых запросов, одно из главных мест заняла физиология.
Позднее, во второй половине 19 века, такое же влияние на другие отрасли медицины оказали новые науки - микробиология и биохимия.
Основным методом физиологии, а затем и других медико-биологических дисциплин в 19 веке стал эксперимент. Экспериментальный метод приблизил медицину к точному естествознанию.
Особенно большие успехи были достигнуты физиологией в области уяснения деятельности нервной системы. Большое значение имел экспериментально доказанный рядом ученых (чехом И. Прохаской, шотландцем Ч. Беллом и французом Ф. Мажанди) факт, что передние корешки спинномозговых нервов проводят двигательные импульсы, а задние - чувствительные. «Врач будущего есть врач-экспериментатор», учил французский физиолог К. Бернар (1813-1878). Развитие естествознания и медицины он делил на две стадии: стадию наблюдения (представитель ее Гиппократ) и стадию эксперимента. К. Бернар изучал образование в печени животного крахмала-гликогена, роль в пищеварении многочисленных желез пищеварительного тракта, симпатическую нервную систему, сосудистые нервы, установил участие нервной системы в теплообразовании, в углеводном обмене и др. Большое значение имел «сахарный укол»: повреждением дна IV желудочка мозга К. Бернар впервые экспериментально получил у животного сахарное мочеизнурение (1849).
Не меньшее значение имел для развития экспериментальной физиологии другой классический эксперимент, который произвел за 5 лет до этого (в 1842 г.) русский физиолог А. М. Филомафитский (1807- 1849) совместно с В. А. Басовым, впоследствии видным хирургом: искусственный свищ желудка. Позднее сделал эту операцию одним из основных методов для изучения физиологии пищеварения, отделения «психического сока», предшествовавшего изучению условных рефлексов. А. М. Филомафитский положил начало экспериментальному преподаванию физиологии в России. В «Физиологии, изданной для руководства своих слушателей» он отстаивал, в противовес умозрительному подходу натурфилософов, «путь опыта и наблюдения» (1836). Филомафитский одновременно с Н. И. Пироговым положил начало научному изучению наркоза (эфирного, хлороформного), предложил маску для наркоза, разработал теорию и практические мероприятия по переливанию крови.
«Жизненную силу» - понятие, имевшее тогда широкое хождение,- Филомафитский предлагал «не смешивать с душою, как это сделал Шталь», а трактовать как «свойство органической материи обнаруживать жизнедеятельность, выраженную или внутренним, или наружным движением».
Утверждение в физиологии материалистического направления связано с деятельностью И. М. Сеченова (1829-1905). Его исследования в области физиологии нервной системы легли в основу материалистической физиологии и психологии. Содержание главного произведения Сеченова - «Рефлексы головного мозга» (1863) раскрывается в первоначальном названии этого труда, не допущенном цензурой,- «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». «Рефлексы головного мозга» и последующие работы Сеченова («Элементы мысли», «Кому и как разрабатывать психологию» и др.) положили начало новому этапу в развитии физиологии и психологии. Значение этого этапа И. П. Павлов определил так: «Мозг, который в высшей его формации - человеческого мозга - создавал и создает естествознание, сам становится объектом этого естествознания».
Лекция 1
Межличностная дистанция
Мимика
Жесты
Позы
Выражают отношение к происходящему, к партнеру, эмоциональное состояние, а может быть просто привычка. Позы очень многозначны.
Открытая поза:
Поворот корпуса и головы к собеседнику;
Смотрит в глаза, но не пристально;
Раскрытые ладони;
Нескрещенные руки и ноги;
У деловых мужчин расстегнут пиджак;
Жесты классифицируются на основе функций, которые они выполняют:
· коммуникативные (заменяющие речь)
· описательные (их смысл понятен только при словах)
· жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Одинаковые жесты могут иметь разное значение в разных культурах. Например, ОК. США – ОК, Франция – ноль, Япония – деньги, Средиземноморье – голубые. Виктория. Европа – победа, в Англии ладонью к себе – заткнись.
Это наиболее часто используемое средство невербального общения. Мимика может быть произвольной и непроизвольной. Разные половины лица контролируются разными полушариями. Правая часть больше контролируется, на левой эмоции лучше отражаются, особенно негативные.
Это средство невербального общения и фактор, который свидетельствует о том, в каких отношениях находятся люди друг с другом. Зависит от пола, возраста, социального статуса и национальности.
Интимная зона, меньше 45 см. Хорошо знакомые или близкие люди. Возможен контакт глаз, негромкий голос, прикосновения.
Персональная зона, 45-120 см. Знакомые люди. Зрительный контакт, выразительные движения, средняя громкость голоса.
Социальная зона, 120-400 см. Деловые вопросы, формальное общение с малознакомыми людьми.
Публичная зона, 4-7,5 м. С аудиторией.
Сокращение дистанции способствует совместной деятельности, взаимной заинтересованности, появлению симпатии. У каждого человека есть персональное пространство, своя зона общения, в которую он никого не пускает. В случае вторжения туда постороннего человек испытывает физический дискомфорт.
Список литературы
1. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А.В. Петровского – М., 1996.
2. Немов P.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1994.
3. Психология. Учебник для экономических вузов./Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб, 2000.
4. Психология. Учебник./Под ред. А.А.Крылова. – М., 2000.
5. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. – СПб, 2000.
Патологическая анатомия является составной частью патологии - науки, изучающей закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.
В истории развития патологической анатомии выделяют четыре основных периода: анатомический (с древности до начала XIX века), микроскопический (с первой трети XIX века до 50-х годов XX века), ультрамикроскопический (после 50-х годов XIX века); современный, четвертый период развития патологической анатомии можно охарактеризовать как период патологической анатомии живого человека.
Возможность изучения патологических изменений органов человеческого тела появилась в XV-XVII веках благодаря возникновению и развитию научной анатомии. Наиболее значительную роль в создании метода анатомического исследования, описании строения всех важнейших органов и их взаиморасположения сыграли в середине XVI века работы А.Везалия, Г.Фаллопия, Р.Коломбо и Б.Евстахия.
Анатомические исследования второй половины XVI - начала XVII веков не только укрепили позиции анатомии, но и способствовали появлению интереса к анатомии у врачей. Значительное влияние на развитие анатомии в этот период оказали философ Ф.Бэкон и анатом У.Гарвей.
В 1676 г. Т.Боне сделал первую попытку на значительном материале (3000 вскрытий) показать существование связи между обнаруженными при этом морфологическими изменениями и клиническими проявлениями болезни.
В XVII веке в Европе появились богатейшие анатомические музеи (Лейден), в которых были широко представлены патолого-анатомические препараты.
Важнейшим событием в истории патологической анатомии, определившим ее выделение в самостоятельную науку, стал выход в свет в 1761 г. основного труда Дж.Б.Морганьи "О местоположении и причинах болезней, выявленных анатомом".
На рубеже XVIII и XIX веков во Франции Ж.Корвизар, Р.Ла-эннек, Г.Дюпюитрен, К.Лобштейн, Ж.Буйо, Ж.Крювелье широко внедрили патологическую анатомию в клиническую практику; М.К.Биша указал дальнейший путь ее развития - изучение повреждений на тканевом уровне. Ученик М.К.Биша Ф.Бруссе создал учение, которое отвергало существование болезней, не имеющих материального субстрата. Ж.Крювелье выпустил в 1829-1835 гг. первый в мире цветной атлас по патологической анатомии.
В середине XIX века наибольшее влияние на развитие этой отрасли медицины оказали труды К.Рокитанского, в которых он не только представил изменения в органах на различных этапах развития заболеваний, но и уточнил описание патологических изменений при многих болезнях. В 1844 г. К.Рокитанский основал в Венском университете кафедру патологической анатомии, создал крупнейший в мире патологоанатомический музей. С именем К.Рокитанского связывают окончательное выделение патологической анатомии в самостоятельную научную дисциплину и врачебную специальность.
Переломным моментом в развитии этой дисциплины явилось создание в 1855 г. Р.Вирховым теории клеточной патологии.
В России первые попытки организации прозекторского дела относятся к XVIII веку. Они связаны главным образом с деятельностью видных организаторов здравоохранения - И.Фишера и П.З.Кондоиди. Эти попытки не дали ощутимых результатов в связи с низким уровнем развития российской медицины и состоянием медицинского образования, хотя уже в то время проводились отдельные вскрытия с контрольно-диагностическими и исследовательскими целями.
Становление патологической анатомии как научной дисциплины началось лишь в первой четверти XIX века и совпало по времени с улучшением преподавания нормальной анатомии в университетах. Одним из первых анатомов, обращавших внимание студентов на патологические изменения органов во время вскрытия, был Е.О.Мухин.
Впервые вопрос о необходимости включения патологической анатомии в число обязательных предметов преподавания на медицинском факультете Московского университета был поставлен в 1805 г. М.Я.Мудровым в письме к попечителю университета М.Н.Муравьеву. По предложению Ю.Х.Лодера, преподавание патологической анатомии в виде курса при кафедре нормальной анатомии было отражено в университетском уставе 1835 г. В соответствии с этим уставом преподавание самостоятельного курса патологической анатомии было начато в 1837 г. проф. Л.С.Сев-руком на кафедре нормальной анатомии. Профессора Г.И.Сокольский и А.И.Овер начали использовать новейшие патолого-анатомические сведения в преподавании терапевтических дисциплин, а Ф.И.Иноземцев и А.И.Поль - при чтении лекций по курсу хирургии.
В 1841 г. в связи с созданием нового медицинского факультета в Киеве Н.И.Пирогов поставил вопрос о необходимости открытия кафедры для преподавания патологии в Университете Св. Владимира. В соответствии с уставом этого университета (1842) было предусмотрено открытие кафедры патологической анатомии и патологической физиологии, которая начала функционировать в 1845 г.: ее возглавил ученик Н.И.Пирогова Н.И.Козлов.
7 декабря 1845 г. было принято "Дополнительное постановление о медицинском факультете Императорского Московского университета", которое предусматривало создание кафедры патологической анатомии и патологической физиологии. В 1846 г. профессором этой кафедры был назначен Ю.Дитрих - адъюнкт факультетской терапевтической клиники, которой заведовал А.И.Овер. После смерти Ю.Дитриха в конкурсе на замещение вакантной должности приняли участие четыре адъюнкта терапевтических клиник Московского университета - Самсон фон Гиммелыптерн, Н.С.Топоров, А.И.Полунин и К.Я.Млодзиевский. В мае 1849 г. профессором кафедры патологической анатомии и патологической физиологии был избран А.И.Полунин - адъюнкт госпитальной терапевтической клиники И.В.Варвинского.
Для современной медицины характерен постоянный поиск наиболее объективных материальных критериев диагностики и познания сущности болезни. Среди этих критериев морфологический приобретает исключительное значение как наиболее достоверный.
Современная патологическая анатомия широко использует достижения других медико-биологических дисциплин, обобщая фактические данные биохимических, морфологических, генетических, патофизиологических и других исследований с целью установления закономерностей, касающихся работы того или иного органа, системы при различных заболеваниях.
Благодаря задачам, которые решает в настоящее время патологическая анатомия, она занимает особое место среди медицинских дисциплин. С одной стороны, патологическая анатомия - это теория медицины, которая, раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой - это клиническая морфология для диагноза, дающая материальный субстрат теории медицины - общей и частной патологии человека [Серов В.В., 1982].
Под общей патологией понимают наиболее общие, т.е. свойственные всем болезням, закономерности их возникновения, развития и исходов. Уходя своими корнями в частные проявления различных болезней и основываясь на этих частностях, общая патология одновременно синтезирует их, дает представление о типовых процессах, характерных для той или иной болезни.
В результате прогресса медико-биологических дисциплин (физиология, биохимия, генетика, иммунология) и сближения с ними классической морфологии стало очевидным существование единого материального субстрата проявлений жизнедеятельности, включающего весь диапазон уровней организации - от молекулярного до организменного, и никакие, даже ничтожные функциональные нарушения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на молекулярном или ультраструктурном уровне. Таким образом, дальнейший прогресс общей патологии не может быть поставлен в зависимость от развития какой-либо одной дисциплины или их группы, так как общая патология сегодня представляет собой концентрированный опыт всех отраслей медицины, оцененный с широких биологических позиций.
Каждая из современных медицинских и медико-биологических дисциплин вносит свою лепту в построение теории медицины. Биохимия, эндокринология и фармакология раскрывают тонкие механизмы процессов жизнедеятельности на молекулярном уровне; в патологоанатомических исследованиях законы общей патологии получают морфологическую интерпретацию; патологическая физиология дает их функциональную характеристику; микробиология и вирусология являются важнейшими источниками разработки этиологического и иммунологического аспектов общей патологии; генетика раскрывает секреты индивидуальности реакций организма и принципы их внутриклеточного регулирования; клиническая медицина завершает оформление законов общей патологии человека на основе собственного богатейшего опыта и окончательной оценки получаемых экспериментальных данных под углом зрения психологических, социальных и других факторов. Итак, общая патология подразумевает такой подход к оценке наблюдаемых явлений, который характеризуется их широким медико-биологическим анализом.
Для современного этапа развития медицины характерно то, что дисциплины, ранее бывшие преимущественно или даже исключительно экспериментальными (генетика, иммунология, биохимия, эндокринология, патологическая физиология и др.), становятся в равной мере и клиническими.
Таким образом, современная общая патология включает:
▲ обобщение фактических данных, полученных с помощью методов исследования, используемых в различных медико-биологических дисциплинах;
▲ изучение типовых патологических процессов (см. лекцию 2); а разработку проблем этиологии, патогенеза, морфогенеза болезней человека;
▲ развитие философско-методологических аспектов биологии и медицины (проблемы целесообразности, соотношения структуры и функции, части и целого, внутреннего и внешнего, социального и биологического, детерминизма, целостности организма, нервизма и др.) на основе осмысления всей совокупности фактов, полученных в различных областях медицины; а формирование теории медицины вообще и учения о болезни в частности.
Быстрое развитие клинической физиологии, клинической морфологии, клинической иммунологии, клинической биохимии и фармакологии, медицинской генетики, принципиально новых методов рентгенологического исследования, эндоскопии, эхографии и др. чрезвычайно обогатило наши знания о фактических деталях и общих закономерностях развития болезней человека. Все более широкое использование неинвазивных методов исследования (компьютерная томография, ультразвуковая диагностика, эндоскопические методы и др.) позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже в известной степени характер патологического процесса, что по существу открывает пути развития прижизненной патологической анатомии - клинической морфологии, которой посвящен курс частной патологической анатомии.
Сфера применения морфологического анализа в клинике постоянно расширяется благодаря все возрастающей хирургической активности и успехам медицинской техники, а также в связи с совершенствованием методических возможностей морфологии. Совершенствование медицинских инструментов привело к тому, что практически не осталось таких областей организма человека, которые были бы недоступны для врача. При этом особое значение для совершенствования клинической морфологии приобретает эндоскопия, позволяющая клиницисту заниматься морфологическим изучением болезни на макроскопическом (органном) уровне. Эндоскопические исследования служат и целям биопсии, с помощью которой патологоанатом получает материал для морфологического исследования и становится полноценным участником решения вопросов диагностики, терапевтической или хирургической тактики и прогноза заболевания. Используя материал биопсии, патологоанатом решает и многие теоретические вопросы патологии. Поэтому биоптат становится основным объектом исследования при решении практических и теоретических вопросов патологической анатомии.
Методические возможности современной морфологии удовлетворяют стремления патологоанатома ко все возрастающей точности морфологического анализа нарушенных процессов жизнедеятельности и все более полной и точной функциональной оценке структурных изменений. Современные методические возможности морфологии огромны. Они позволяют изучать патологические процессы и болезни на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы и макромолекулы. Это макроскопические и светооптические (микроскопические), электронно-микроскопические, цито- и гистохимические, иммуногистохимические и авторадиографические методы. Наблюдается тенденция к комплексированию ряда традиционных методов морфологического исследования, в результате чего возникли электронно-микроскопическая гистохимия, электронно-микроскопическая иммуноцитохимия, электронно-микроскопическая авторадиография, существенно расширившие возможности патологоанатома в диагностике и познании сущности болезней.
Наряду с качественной оценкой наблюдаемых процессов и явлений появилась возможность количественной оценки при использовании новейших методов морфологического анализа. Морфометрия дала в руки исследователей возможности применения электронной техники и математики для суждения о достоверности результатов и правомочности трактовки выявленных закономерностей.
С помощью современных методов исследования патологоанатом может обнаружить не только морфологические изменения, свойственные развернутой картине того или иного заболевания, но и начальные изменения при болезнях, клинические проявления которых еще отсутствуют в силу состоятельности компенсаторно-приспособительных процессов [Саркисов Д.С., 1988]. Следовательно, начальные изменения (доклинический период болезни) опережают их ранние клинические проявления (клинический период болезни). Поэтому главным ориентиром в диагностике начальных стадий развития заболевания служат морфологические изменения клеток и тканей.
Патологическая анатомия, располагая современными техническими и методическими возможностями, призвана решать задачи как клинико-диагностического, так и научно-исследовательского характера.
Вырастает значение экспериментального направления, когда ответы на сложные вопросы этиологии и патогенеза заболеваний ищут и клиницист, и патолог. Эксперимент используется прежде всего для моделирования патологических процессов и болезней, с его помощью разрабатываются и испытываются новые методы лечения. Однако морфологические данные, полученные в экспериментальной модели болезни, должны быть соотнесены с подобными данными при той же болезни у человека.
Несмотря на то что в последние годы во всех странах число вскрытий неуклонно снижается, патологоанатомическое исследование остается одним из главных методов научного познания болезни. С его помощью осуществляется экспертиза правильности диагноза и лечения, устанавливаются причины смерти. В связи с этим вскрытие трупа как завершающий этап диагностики необходимо не только клиницисту и патологоанатому, но и медицинскому статистику и организатору здравоохранения. Этот метод является базой научных исследований, преподавания фундаментальных и прикладных медицинских дисциплин, школой врача любой специальности. Анализ результатов вскрытия играет важную роль в решении ряда крупных научно-практических проблем, например проблемы изменчивости, или патоморфоза, болезней. Значение этой проблемы постоянно возрастает, так как все чаще и чаще перед клиницистом и патологоанатомом встает вопрос: где кончается патоморфоз и где начинается патология терапии?
Краткая характеристика эпохи : социально-экономические сдвиги и общественное движение в России во второй половине XIX в. Влияние русской материалистической философии Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева на развитие естествознания и медицины. Основание первых клинико-экспериментальных лабораторий. Разработка С.П. Боткиным, А.А. Остроумовым и другими клиницистами вопросов экспериментальной патологии как естественнонаучных основ клинической медицины. Открытия в области медицины, научные достижения, связанные с именами И.М. Сеченова, С.П. Боткина, И.И. Мечникова и др. Разработка и внедрение инструментальных методов обследования больных (термометрия, внутриполостные исследования с помощью зеркал – цистоскопия, бронхоскопия, гастроскопия и др.). Лабораторные методы. Система опроса и осмотра больного (анамнез Захарьина). Влияние микробиологии на развитие медицины. Дифференциация медицинских дисциплин. Значение открытий в медицине во второй половине XIX – начале XX в. для последующего ее развития.
Основоположник отечественной физиологической школы и материалистической психологии, почетный член (1904) Петербургской Академии наук. В 1851 г. поступил на медицинский факультет Московского университета (окончил до этого Главное инженерное училище в Петербурге, но, проработав 3 года в саперном батальоне, подал в отставку). По окончании университета был направлен за границу для подготовки к профессорской деятельности. Работал в крупнейших лабораториях И. Мюллера, К. Бернара и др. Вернувшись на родину, защитил в 1860 г. докторскую диссертацию на тему «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» и был избран профессором кафедры физиологии Петербургской медико-хирургической академии. Кафедра стала центром пропаганды материалистических идей в медицине и биологии.
И.М. Сеченов разрабатывал многие вопросы в различных областях физиологии: газообмен и обмен энергии, алкогольное отравление, физиология дыхания и крови, растворение газов в жидкостях, физиология центральной нервной системы; заложил основы материалистической психологии. И.М. Сеченову принадлежит открытие центрального торможения, которое принесло ему всемирную славу и вошло в науку под названием «сеченовское торможение».
И.М. Сеченов выступил против существовавших идеалистических взглядов на процессы психической деятельности. Он считал психическую деятельность функцией головного мозга, которая возникает под влиянием воздействий условий существования внешнего мира, убедительно показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения – суть рефлексов, т.е. психическая деятельность имеет рефлекторную основу. Свои взгляды И.М. Сеченов изложил в работе «Рефлексы головного мозга» (1863), в которой показал, что душевная (психическая) деятельность человека подчиняется тем же самым законам, что и телесная, и может быть изучена с помощью физиологических методов. Эта книга оказала большое влияние на развитие русской материалистической философии.
В последующие годы изучал закономерности и физиологические особенности трудовой деятельности человека, разработал основы режима труда и отдыха. Его статья «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1895) была первым в мире исследованием, посвященным научному обоснованию 8-часового рабочего дня. Эти исследования явились новым разделом физиологии – физиологии труда.
Участвовал в заложении основ высшего женского медицинского образования. Связанный с передовыми общественными кругами России, И.М. Сеченов подвергался преследованиям официальными властями за материалистические научные взгляды и за общественную деятельность, поэтому вынужден был часто менять место работы. Он вынужденно покинул Медико-хирургическую академию, работал в качестве химика в лаборатории Д.И. Менделеева, затем возглавлял кафедру в Одесском университете. С 1876 г. работал в Петербургском университете, а затем в Московском университете.
В 1899 г. И.М. Сеченов отказался от заведования кафедрой, но продолжал заниматься исследовательской работой в созданной им при кафедре лаборатории. Такие талантливые ученые, как Б.Ф. Вериго, Н.Е. Введенский, В.В. Пашутин, Г.В. Хлопин были его учениками. И.М. Сеченов являлся почетным членом многих научных обществ в России, а в 1904 г. был избран почетным членом Петербургской Академии наук.