Как развивать слух у новорожденных. Как развивается слух у новорожденного? Когда следует обратиться к врачу

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение . Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.


Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение , поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.


Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность . Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения .
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.


Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцам и появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи

Природа побеспокоилась о том, чтобы новорожденный малыш при появлении на свет не переволновался из-за внезапно нахлынувших видений, образов, сотен непонятных объектов и миллионов разнообразных цветов и оттенков. Согласитесь, это была бы слишком большая нагрузка на крошечный организм. В дикой природе детеныши всех животных и птиц рождаются слепыми и откликаются только на мамин голос. Люди - не исключение.

Слух новорожденного

Умение слышать и видеть у деток развивается с момента рождения плавно, постепенно открывая новые грани его зрительных и слуховых возможностей. Это очень увлекательный и интересный процесс, особенно для родителей крохи.

Знаете ли вы? Груднички при рождении слышат и видят в 20 раз хуже, чем взрослый человек. Так мозг ребенка защищает его от информационного шока.

Когда начинает слышать

  • болела краснухой (вероятно развитие катаракты);
  • перенесла такие заболевания, как токсокароз, токсемия.

В домашних условиях зрение малыша лучше всего проверять после 4-й недели, когда он на 20-30 секунд способен задержать взгляд на предмете. Прикройте ладонью крохе сначала правый глаз и покажите какую-нибудь яркую погремушку, а затем ту же операцию проделайте с левым глазом.

Важно! После достижения ребенком 6-месячного возраста родителям необходимо серьезно забеспокоиться, если симптомы косоглазия не прошли. Если есть хоть малейший повод опасаться, что у малыша проблемы со зрением, нужно срочно обратиться к семейному врачу и пройти осмотр.

Развитие зрительной функции

Экспериментально доказано, что занятия с по развитию зрения наиболее эффективными являются в период от 1 до 6 месяцев. Существует 3 замечательных способа развивать и улучшать зрительные функции вашего маленького чуда:

  1. Картинки. В первые 3 месяца показывайте малышу картинки с крупными изображениями черного цвета. Это могут быть картинки с животными. Спрячьте животного за белым листом бумаги, затем снова покажите. Развесьте картинки над кроваткой и периодически меняйте местами. Расстояние между глазами и картинками должно составлять 40 см. Ближе к трем месяцам и старше можете добавлять цветные картинки в вашу игру.
  2. Фонарик. Попробуйте провести желтым или красным световым лучом фонарика рядом с младенцем. Понаблюдайте за его реакцией. Он должен научиться следить за интересующим его предметом.
  3. Игры с цветом. Здесь на помощь может прийти мобиль с разноцветными животными и насекомыми, разной формы и размеров, которые еще и звуки издают. Повесьте его над кроваткой малыша и играйте с ним в животных. должен научиться уводить взгляд за пределы кроватки. А также помогут яркие разноцветные погремушки. Их задача - развивать цветовое восприятие глаз ребенка.
Все эти процедуры, направленные на развитие зрения, необходимо проводить дозировано, чтобы не перенапрячь малыша. Комната для занятий должна быть хорошо освещена. И самое главное - соблюдать гигиену . По мере загрязнения глазок смочите ватный тампон в кипяченой воде или отваре ромашки и протрите им глазки грудничка. Правило протирания: от внешнего угла к внутреннему, протираем без нажима, одну ватку используем только для одного глазика. При соблюдении вышеописанных рекомендаций ваш ребеночек вырастет здоровым, крепким, с хорошим зрением и отменным слухом.

Органы слуха у детей начинают функционировать еще на этапе внутриутробного развития. Уже в малыш хорошо слышит биение маминого сердца и различает интонацию ее голоса. В момент появления на свет слух у новорожденных активизируется под воздействием различных звуков окружающей среды. И далее именно слух начинает стимулировать работу головного мозга, способствуя формированию у грудничка таких базовых навыков, как переворачивание, сидение, ползание и т.д.

Слух у детей окончательно формируется к концу первого месяца их жизни. В этом возрасте ребенок начинает прислушиваться к речи родителей, реагируя на знакомые звуки, собственное имя и другие часто повторяемые слова. Малыш замирает или вздрагивает, когда слышит резкий шум. К 3 месяцам речевые и слуховые центры в мозге ребенка становятся еще более развитыми. Поэтому кроха начинает отзываться на мамин голос, пытаясь лепетать в ответ. Хотя, конечно, сконцентрироваться на чтении или даже короткой песенке он еще не может. Этот навык придет к нему только лишь в возрасте 5-6 месяцев. Тогда ребенок начнет оборачиваться в сторону интересующих его звуков, реагировать на свое имя и прислушиваться к речи родителей. В это время кроха может плакать, когда взрослые повышают голос, и громко смеяться, если с ним играют.

В возрасте до года малыш учится произносить первые звуки, которые он использует для того, чтобы привлечь к себе внимание. Кроха реагирует даже на самый тихий шум, локализуя его сбоку и снизу. Он следует голосовым призывам взрослых и начинает произносить несложные слова, сопровождая их жестами. Конечно, чем старше ребенок, тем труднее определить, что для него является нормой. Здесь многое зависит от особенностей эмоционально-психологического развития ребенка, а также от среды, в которой он пребывает. Но врачи и психологи все же дают родителям несколько ориентиров, с которыми можно сопоставлять навыки крохи. И если взрослые будут внимательны, они смогут определить, насколько хорошо слышит их малыш.

Особенности детей с нарушением слуха

В большинстве случаев новорожденные обладают отличным слухом и нормальным восприятием звуков. Однако бывают случаи, когда детки страдают врожденными поражениями слуха или ранней тугоухостью. К факторам, ответственным за нарушения слуха у детей, относятся:

  • наследственность, когда тугоухость наблюдается у кого-либо из близких родственников (в 50% случаев)
  • патология беременности
  • лечение антибиотиками
  • вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности ( ,)
  • болезни почек, сердца и сахарный диабет у мамы
  • инфекции у новорожденного
  • воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха и т.д.

Для того чтобы вовремя выявить проблему со слухом, родители должны очень внимательно относиться к признакам патологии. Так, например, в 1 месяц кроха должен вздрагивать или, как минимум, моргать при резких громких звуках. В 2 месяца ребенок должен прислушиваться к мелодичным звукам, находящихся на расстоянии 1 метра. В 3 месяца кроха должен поворачиваться в направлении звука и реагировать на музыкальные игрушки. Если ребенок плохо слышит во время болезни, это нормально. И никакого дополнительного лечения здесь не требуется. Но если ребенок абсолютно здоров, и при этом он никак не реагирует на голос мамы, не успокаивается при ее пении, не улыбается, когда с ним разговаривают, не реагирует на шуршание бумаги и не проявляет интерес к музыке, скорее всего у него серьезные проблемы со слухом. Порой бывает и так, что дети с нарушением слуха даже не отзываются на собственное имя. В таком случае нужно срочно обращаться к педиатру и проходить полное обследование, чтобы уточнить диагноз.

Особенности детей с нарушением слуха таковы, что из всего диапазона частот малыши хуже всего воспринимают самые высокие звуки. Так например, дети могут реагировать на подъезжающий грузовик (низкочастотный звук) и включенное радио (среднечастотный звук), но совершенно не воспринимают шелест листвы и пение птиц. Поэтому родители должны обращать особое внимание на такие высокие звуки. Кроме того, взрослые могут сами имитировать подобные звуки, например, насыпав манную крупу в пластмассовую коробку. Если ребенок не оборачивается на звук такой самодельной погремушки, его стоит показать врачу. Особенно важно проверять слух ребенка в том случае, если присутствует хоть один из выше перечисленнях факторов риска.

Как развить слух у ребенка

Для того чтобы помочь крохе в таком нелегком деле, как развитие слуха, нужно постоянно с ним разговаривать спокойным мягким тоном, правильно соблюдая все интонации. Когда взрослые начинают сюсюкаться с малышом, это помогает ему лучше воспринимать речь, так как ребенку проще улавливать высокие интонации. Поэтому не нужно скупиться на ласку и нежность. Очень важно во время общения постоянно дотрагиваться до карапуза, проявляя эмоции.

Когда же встает серьезный вопрос о том, как развить слух у ребенка, будет очень полезно использовать погремушки, колокольчики, детские музыкальные инструменты и различные , имитирующие шелест бумаги, стук, звон и другие звуки. Для того чтобы кроха привыкал к мелодичности и музыкальности, ему будет полезно слушать различные аудиозаписи с классической и популярной музыкой. Также очень важно чтение вслух. Родители должны начинать читать ребенку книги уже с первых дней его жизни. Прослушивание стихов и сказок способствует развитию фонематического слуха и дальнейшему в самом младшем возрасте. Слух – это одна из основных сенсорных систем человека, помогающая ему полноценно воспринимать окружающий мир. Поэтому она заслуживает особого внимания и своевременного контроля.

Органы слуха у здорового новорожденного ребенка готовы выполнять свои функции с первых секунд его появления на свет. Малыш познает мир звуков постепенно и в течение первых месяцев адаптируется к новым условиям. Для своевременного выявления отклонений и оказания помощи в развитии грудничка необходимо знать, как можно проверить слух у младенца. При возникновении сомнений не обойтись без визита к специалисту, но базовые тесты можно провести самостоятельно в домашних условиях.

Развитие слуха у новорожденных

Слух развивается у детей в течение формирования плода в утробе матери. Этот процесс приходится на третий триместр, а потому практически с самого начала малыш может устанавливать связь с внешним миром и различать голоса и звуки.

У новорожденных чувство слуха еще не отлажено, а потому звуки нового мира поначалу не воспринимаются ими в должной мере. Только по истечении первого месяца жизни постепенно восстанавливается баланс. В этом возрасте малыш начинает реагировать на резкие звуки, голоса родных и т. д. Обращение мамы к ребенку – это лучший способ как можно проверить слух у новорожденного.

В течение следующих нескольких месяцев органы слуха адаптируются к новым частотам и позволяют различать новые звуки. К тому же постепенно у детей вырабатывается понимание некоторых явлений. После полугода кроха отлично воспринимает сказки, стишки и песни. На основании этих навыков и подражании вырабатывается способность произносить отдельные звуки, а затем первые слова. Именно поэтому роль хорошего слуха в процессе развития ребенка является одной из наиболее важных.

Возможные признаки проблем

Так как проверить слух у ребенка можно самостоятельно, стоит обратить внимание на любые подозрительные явления. Признаками нарушения развития этого чувства у детей могут быть:

  • отсутствие реакции на резкие звуки;
  • наличие ушных заболеваний;
  • отсутствие реакции на голос мамы и собственное имя;
  • наличие врожденных и наследственных заболеваний;
  • существенное отклонение от нормальных сроков развития слуха.

Точный диагноз поставит врач. К процессу диагностики обязательно должен быть привлечен сурдолог.

В группу риска могут входить определенные категории новорожденных детей, во время вынашивания которых наблюдались следующие ситуации:

  • патология беременности;
  • недоношенность;
  • прием антибиотиков;
  • наследственный фактор;
  • резус-конфликт;
  • предлежание плаценты;
  • наличие родовой травмы;
  • инфекции или серьезные заболевания у матери во время беременности.

Проверка слуха дома и у сурдолога

Чтобы узнать все ли в порядке с вашим ребенком, можно проверить его слух самостоятельно.

Как проверить слух в домашних условиях :

  • Хлопок в ладоши – малыш должен отреагировать на резкий громкий звук вздрагиванием или замиранием.
  • Около 2-3 месяцев дети уже могут различать голоса родных и выражать соответствующую эмоциональную реакцию.
  • После трехмесячного возраста слух детей тестируют с помощью погремушки. Для этого ею нужно потрясти справа или слева от головы малыша, чтобы он обернулся на шум.

Более профессиональная и достоверная проверка слуха проводится у новорожденных специалистом. Сурдолог применяет такие методы, как скрининг и аудиометрия. С их помощью сурдолог проверяет реакцию ребенка на звуки определенной частоты и громкости.

Процедуры безопасны для малышей и позволяются выявить проблемы на ранних стадиях.

Помощь в развитии

Если проверка слуха показала, что проблема имеется, для развития таких детей необходимо приложить больше усилий. В этом родителям помогают такие специалисты, как логопед, сурдолог, психоневролог и т. д. Чтобы ребенок имел навыки общения с другими людьми и не испытывал психологический дискомфорт, важно с раннего возраста поддерживать с ним постоянный контакт.

Первые годы основное влияние на малыша имеют родители. Помогает им в этом специалист-сурдолог, корректируя методику общения и назначая специальные процедуры и упражнения. Необходимо добиться отклика малыша и в дальнейшем стимулировать развитие не только слухового, но и речевого аппарата.

Для новорожденных с расстройствами слуха, связанными с нарушением передачи импульсов, применяются современные методы лечения. В возрасте до года можно установить , который заменит слуховые рецепторы и поспособствует нормальному общению с людьми в дальнейшем. Столь раннее проведение процедуры по его установке дает прогноз более 80 % на благоприятный исход.

Если прилагать соответствующие усилия и при выявлении малейших отклонений интенсивно заниматься развитием ребенка с первых месяцев, это облегчит его адаптацию в обществе в старшем возрасте и позволит вести деятельность наравне со здоровыми сверстниками.

Наблюдая за своим новорожденным ребенком, родители всегда хотят как можно лучше понять его. Что чувствует малыш? Чего ему хочется? Как воспринимает окружающий его мир? Разумеется, органы чувств новорожденного имеют свои особенности, о которых нужно знать. Зрение и слух крохи отличаются от взрослого, это необходимо учитывать, общаясь с малышом.

Мама, я тебя вижу!

Отличать свет от тьмы кроха научился еще до рождения - дети открывают глаза и реагируют на свет еще находясь в материнской утробе. Однако на момент рождения глазные мышцы и нерв сформированы не полностью. Из-за этой незрелости ребенок в первые недели жизни видит все как в легкой дымке.

Он различает силуэты, отличает свет от темноты, но пока не способен рассмотреть детали. Также в течение первых недель малыш не в состоянии различать оттенки. Однако эта незрелость органов зрения быстро проходит, и родители с радостью отмечают, что малыш проявляет все больший интерес к окружающим его людям и предметам.

Если говорить о динамике, заметные перемены в поведении ребенка наблюдаются примерно в три недели . До этого возраста ребенок, как правило, лишь зажмуривается от яркого света и поворачивает голову к его источнику.

С трех недель кроха способен ненадолго удерживать взгляд на предметах и наблюдать за их движением. В это время мама и папа могут демонстрировать малышу игрушки или крупные картинки, водить их из стороны в сторону - и ребенок будет стараться следить за таким передвижением. Пока это длится меньше минуты, однако с каждым днем малыш способен все дольше удерживать зрительный контакт .

Поначалу ребенок будет следить за предметами, движущимися лишь вправо или влево, однако к трем месяцам он наверняка освоит все направления движения. Играя с малышом, можно использовать погремушки: они привлекают не только зрительное внимание, но и слуховое. Если ребенок будет наблюдать за передвижением погремушки и в какой-то момент потеряет ее из виду, он быстрее сориентируется и найдет интересующий его предмет по звуку.

После месяца ребенок начинает видеть окружающий его мир все четче. Он различает детали, начинает узнавать лица членов семьи. Уже в два месяца многие мамы отмечают, что дети узнают их лица, а не только их голос и запах.

Важно помочь крохе развивать зрение . Для этого в комнате, в которой находится ребенок, должно быть хорошее освещение. Это поможет малышу быстрее научиться различать цвета и детали. должны быть достаточно яркими, без обилия мелких деталей. Уже с месяца над кроваткой и в коляске можно подвесить игрушки или погремушки. Обратите внимание, они должны располагаться на расстоянии не меньше, чем 40 см от глаз ребенка. Это правило распространяется также на различные игровые центры, коврики и т.д.

Звуки окружающего мира

Слух новорожденного ребенка развит лучше, чем зрение, однако и он еще не сформирован окончательно. На этапе внутриутробного развития малыш учился различать звуки, тренировал свой слух, однако лишь после рождения полость уха заполняется воздухом. Это происходит постепенно, все это время слух младенца несколько снижен.

На заполнение полости уха воздухом уходит несколько дней и, как правило, новорожденный слышит так же хорошо, как взрослые. Однако он не реагирует на большинство звуков, поскольку не понимает их.

Единственная реакция, которая наблюдается у всех новорожденных, это реакция на внезапный громкий звук . Услышав стук, звон или другой громкий звук, младенец вздрагивает, инстинктивно взмахивает ручками, словно хочет обнять себя, его дыхание учащается. В то же время, спокойный, размеренный звук успокаивает детей. Часто малыши затихают благодаря тихой музыке или… звуку работающей техники и журчанию воды из-под крана.

Умение слушать и воспринимать звуки развивается очень быстро. После месяца детки реагируют на источник звука, поворачивая к нему голову. Месячный ребенок в состоянии различить привычный голос, а после трех месяцев - определить характер интонаций.

В первые месяцы жизни малыша закладывается восприятие звукового режима. Поскольку дети слышат все, но не на все реагируют, нет необходимости поддерживать в доме полную тишину. Разумеется, громкие звуки также не пойдут крохе на пользу, но спокойный разговор или музыка средней громкости не должны мешать ему.

Как видите, для человека, который только начинает свой жизненный путь, новорожденный ребенок умеет не так и мало. Он различает свет и тьму, шум и тишину, и это значит, что очень скоро он сформирует для себя закономерность : днем светло и шумно, ночью темно и тихо. По этой причине старайтесь в ночное время избегать резких звуков и яркого освещения в детской комнате.

Внимательно наблюдайте за своим маленьким исследователем - и вы научитесь видеть и слышать мир таким, каким воспринимает его малыш.

Анастасия Михайлюк специально для www.сайт.

При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома