Удвоенные согласные по алфавиту. Двойные согласные

Правописание согласных является одной из ключевых тем школьной программы. Дети начинают осваивать ее с первого класса и продолжают заниматься ею до окончания курса обучения в школе. Орфограмму "двойные согласные в педагоги не относят к сложным, но трудности в написании все же встречаются, причем как у младших школьников, так и учащихся старших классов.

Что такое удвоенная согласная, ее место в слове

Путем наблюдения за произношением и написанием ученики замечают, что имеется группа слов, где звучит долгий согласный звук, а на письме он обозначается с помощью одинаковых букв, стоящих рядом. Так как таких букв обычно бывает две, то такое сочетание согласных стали называть удвоенным.

Следующей задачей является развитие умения определять место удвоенной согласной в слове. Позднее дети узнают, что она может находиться не только в корне, но и в других его частях.

В словах группа, аккорд, аллея, жжет, тонна присутствует орфограмма "двойные согласные в корне слова". Примеры подобных слов можно продолжить. Стоит заметить, что удвоенная -жж- встречается в корнях слов русского происхождения - дрожжи, вожжи, можжевельник, жужжать - и всех формах, от них образованных.

Согласная на границе приставки и корня

Например, в словах беззаконие, рассмотреть, рассердиться, подделка, рассказ, введение удвоенная согласная пишется на границе приставки и корня. Разобрав их по составу, ученик без труда заметит эту особенность.

Чтобы избежать ошибок в написании слов подобной структуры, ребенок должен очень хорошо уметь производить разбор по составу, правильно определять приставку и корень. Кроме того, необходимо помнить об особенностях написания приставок, оканчивающихся на согласный, в том случае, когда корень тоже начинается с него.

и их написание

В корне слова пишутся в том случае, когда они входят в состав сложных. В них отсутствует соединительная гласная, например, главврач . Первая часть его заканчивается согласной, а вторая начинается с такой же буквы. Скажем, такие слова как роддом, "Моссельмаш" имеют похожий способ образования.
Грамотное их написание снова зависит от умения школьника видеть корни и понимать их лексическое значение.

на стыке корня и суффикса

Удвоенные согласные -нн- и -сс- наиболее часто встречаются в тех случаях, когда первая буква при разборе слова по составу принадлежит корню, а вторая - суффиксу. Обычно это наблюдается там, где имеются в составе суффиксы -ств-, -н-, -ск- , например: лимонный, лунный, чугунный, русский.

Двойные согласные в корне слова на стыке корня и суффикса пишутся в глаголах прошедшего времени с возвратной частицей -ся- , например: пасся, несся .

Удвоенные согласные в суффиксе

Ошибки в правописании удвоенных согласных в суффиксе могут быть вызваны тем, что существуют многие варианты их написания, например -енн-, -ен-, -анн-, -ан- и так далее. Ребенку необходимо не только заучить правило, которое регулирует процесс грамотного письма, но и четко осознавать все действия, которые нужно ему выполнять.
Прилагательные, образованные от существительных, пишутся с удвоенной -нн- (клюквенный, обеденный, болезненный, безветренный, но ветреный ). Оловянный, деревянный, стеклянный - это слова-исключения, и они тоже пишутся с удвоенной согласной.

Общие правила

Двойные согласные в корне слова, приставке и суффиксе подчиняются общим правилам их написания. Например, никогда не пишется рядом три или более одинаковых букв, хотя общепринятое правило и требует этого. Речь идет о таких словах, как рассориться, трехтонный, одесский и другие.

Слова, содержащие двойные согласные, сохраняют их и в процессе словообразования. Например: группа - группка - групповой, класс - классный . Но существует исключение из правила: Анка, колонка, сгущенка .

Удвоенные согласные в программе начальной школы

После того как дети ознакомятся с темой "Двойные согласные в корне слова" (примеры их приведены ниже), учеников начальных классов необходимо научить пользоваться орфографическим словарем. Справочник является образцом правильного написания слов с различными орфограммами, в том числе и с удвоенными согласными.

Школьникам могут предлагаться упражнения, где необходимо к заданным словам, например таким, как ссора, перрон, грамм , подобрать из словаря родственные, записав их в одну группу.

В русском языке -сс-, -дд-, -лл-, -рр-, -жж-, -пп-, -мм-, -бб- употребляются наиболее часто как двойные согласные в корне слова. 3 класс изучает перечень слов для запоминания, где все перечисленные буквы представлены в качестве удвоенных. В списке находится не один десяток таких примеров.

Большое количество слов с удвоенными согласными появилось в русском языке благодаря процессу заимствования. Иногда полезно сравнить, как выглядит их начертание в русском и иностранном вариантах. Но к этому методу надо относиться очень осторожно, так как иностранные слова, попав в русский язык, могут претерпевать определенные изменения. Например, classe - "класс", profession - "профессия" , но adresse - "адрес" . Этот прием лишь в отдельных случаях помогает лучше запомнить, как пишутся двойные согласные в корне слова.

Правило переноса имеет свои особенности, и оно тоже входит в программный материал начальной школы по изучению правил русского языка. Результатом работы над всей темой становится сформированность у младших школьников следующих умений:

  • выбирать правильное написание;
  • переносить слова с буквами удвоенных согласных;
  • обосновывать свой выбор, используя изученные правила и орфографический словарь.

Для проверки уровня сформированности навыка предлагаются задания, где необходимо вставить в слова пропущенные буквы. Подбор материала таков, что не во всех случаях требуется писать удвоенную согласную. Дети должны заметить это и выполнить задание правильно.

При проверке умения переносить слова с удвоенной согласной необходимо предлагать разную их структуру по наличию частей, количеству слогов. Это могут быть такие слова, как жжет, касса, аллея, расскажу и другие.

Расширение темы о правописании удвоенных согласных

По мере продвижения ребенка в освоении законов русского правописания увеличивается количество орфограмм, где употребляются двойные согласные в корне слова. тоже становится разнообразным. Кроме того, усложняется лексический материал, на примере которого изучаются двойные согласные в корне слова. 5 класс школьной программы может послужить тому доказательством.

Кроме прилагательных, существительных, глаголов, ученикам для наблюдения за правописанием удвоенных согласных предлагаются наречия, причастия, деепричастия. Материалом для анализа правописания слов становятся отрывки из классической литературы, устного народного творчества. С этими произведениями дети знакомятся на уроках.

Кроме того, школьники должны свободно определять место удвоенной согласной в составе слова. Для формирования этого умения им регулярно предлагаются для выполнения упражнения, где необходимо слова распределить на группы в зависимости от местонахождения удвоенной согласной.

Дети должны уметь обосновать свой выбор, чему помогают устные ответы школьников с формулировкой правил, приведением собственных примеров.

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • группировать
  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация
  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация
  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  • кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия
  • масса
  • металл
  • миссия
  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент
  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа
  • режиссер
  • рессора
  • репрессия
  • симметрия
  • суррогат
  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель
  • хоккей
  • целлюлоид
  • целлюлоза
  • шасси
  • шоссе
  • экспрессия
  • эффект

(39 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

1. Удвоенное ж употребляется в корнях исконно русских слов (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник) и некоторых однокоренных с ними (сожженный, жужжание, можжевеловый и др.).

2. Удвоение других согласных в исконно русских словах возможно только на стыке морфем и составных частей сложносокращенных слов.

Например, на стыке приставки и корня: введение, восстание, оттащить, поддеть; корня и суффикса: русский, чугунный, несся.

В составе сложносокращенных слов: роддом, Обллегпром, Моссельмаш.

Примечания.

1. Надо обратить внимание на написание слов типа визжать, приезжать, в которых пишется сочетание зж, а не удвоенное ж (звук ж в сочетании - результат чередований г - ж, д - ж, ср.: визг - визжать, приезд - приезжать).

2. В словах брыжейка (складка брюшины), брыжи (воротник) пишется одно ж.

3. В слове ссора и в производных от него словах пишется двойное с.

4. При стечении трех одинаковых согласных пишется только две: пятитонный (из тонн + ный), одесский (из одесс + ский), рассориться (из рас + ссориться) и др.

Упражнение 60. Запишите однокоренные слова, подобрав в орфографическом словаре родственные нижеследующим: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник.

Упражнение 61. Выпишите в отдельные группы-слова с удвоенными согласными на стыке а) приставки и корня, б) корня и суффикса, в) частей сложносокращенных слов. Обозначьте границы между указанными частями слов.

Арзамасский, бессердечный, бесчестный, белорусский, вознесся, восстановить, дивврач, котласский, оттаять, перенесся, поддерживать, поммастера, рассматривать, расстроить, рассчитывать, расчет, старинный, череззерница, чересседельник, черкесский, юннат.

Упражнение 62. Устно объясните правописание удвоенных согласных в выделенных словах. Выпишите эти слова.

1. А моя мама жива-здорова. Последнее время все из Фрунзе письма писала, расспрашивала, как ее драгоценное барахло. (Сим.) 2. Лыжи заскользили вперед сами собой. Подъем? Наддай, Валя! Спуск в разложину? И-эх, сосны! Расступись, посшибаю! (Клещ.) 3. Путь, по которому должен был пройти поезд с диппочтой, этот путь был минирован ночью в двух местах. (Чайк.) 4. И не знал Павло и не думал, что его судьба так горько переплетется с судьбой лейтенанта Званцева там, на Херсонесском маяке. (Куч.) 5. Солнце жжет немилосердно, а легкую белую форму номер один запретили носить. (Куч.) 6. Кучер знал, куда его хозяин может отправиться в это позднее время; он свистнул коням, натянул вожжи, и фаэтон понесся сперва по Коблевской, затем по Преображенской. (Михаил.) 7. Все это было написано на их бледных, голодноватых лицах, а Вера Николаевна тут же их обласкала, тут же появились на столе консервы «Треска в масле» - еще из заполярного доппайка, печенье, чай, масло, хлеб - всего вволю. (Герм.) 8. На откосе за окном, казалось - на расстоянии вытянутой руки, бесплотно трепыхались бледно-лиловые бессмертники. (Пан.)

Упражнение 63. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов в приведенных примерах. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Дыша тяжело, как загнанные лошади, они отирали широкими ладонями пот, лившийся с их лиц. (Полев.) 2. Пришедший снял полушубок и стал оттирать юное, совсем мальчишеское лицо со слипшимися от снега ресницами. (Лид.)

б) 1. Шмельков с ходу развернул машину и начал подавать ее задом, будто бы для заправки. (А. Н. Т.) 2. Бойко и задорно поддавал ходу каурый конек. (Гайд.)

Упражнение 64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I.1. Уставшие люди входили по одному, по двое на паром, ра…аживались прямо на полу. (Иван.) 2. Из кабины санитарной машины выскочил боец, о…ежал машину и стал вместе с шофером Серпилина по…тал кивать ее сзади. Но машина продолжала буксовать. Потом открылись задние дверцы «санитарки», о…уда выскочила на дорогу женщина и стала толкать машину вместе с мужчинами. (Сим.) 3. Под знойным солнцем а…охшее дерево, разомлев, и…точало слабый запах не то смолы, не то краски. (Пан.) 4. По улице проехала телега, и долго слышалось дребе…ание привязанного к задку ведра. (Ямп.) 5. Бахор ничего не боится, смотрит на мир смелыми, широко распахнутыми глазами. Какие у нега искристые глаза - так и бры…ут то гневом, то сочувствием, то во…торгом! (Раш.) 6. «Понятно»,- бросил Крайнюк. Ему бы идти, а он все стоял среди обо…енных камней и руин. (Куч.) 7. Матросы вынесли легкий трап и, по…ерживая женщин, усадили всех в открытый грузовик. (Куч.) 8. Прощаясь, геофизик бе…алостно стиснул ладонь Виктора. (Клещ.)

II. 1. Рига была высокой, дли…ой, ра…читанной на прием сразу целой клади хлеба. (Марк.) 2. И несмотря на то, что весь тон письма, как всегда все, что исходило от Женьки, был неприятен Володе, он надолго призадумал…я над предложением на…ет должности гла…рача. (Герм.) 3. Вася нашел и санвзвод и запа…я там индивидуальными пакетами

. (Лев.) 4. Торжественное заседание Мо…овета не было для него, как для Куприна, первым в жизни. (Лев.) 5. Матрос пошел спать, а матро…ка словно бы нарочно долго убиралась с посудой. (Стан.) 6. Строился у выхода матро…кий батальон, уходящий с бронепоездом на фронт. (Пере.) 7. По переулку к мастерской действительно шел пятито…ый грузовик, глубоко врезаясь колесами в ра…кисшую дорогу. (Иван.)

Двойное н в прилагательных, образованных от существительных, пишется в следующих случаях:

а) если прилагательные образованы от существительных с основой на н при помощи суффикса -н- (в том числе и от слов на -мя: время - времен-): длинный, оконный, старинный, временный, именной и т. д.;

б) если прилагательные образованы от существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-: соломенный, революционный и т. д.

Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-), -ин-, пишутся с одним н: кожаный, конопляный, куриный и т. д.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечания.

1. С одним н пишутся прилагательные бараний, багряный, вороной, зеленый, пряный, рдяный, румяный, свиной, синий, юный. Они образуются без суффикса -н-.

С одним н пишется и слово ветреный однако производные от него образования с приставками имеют на письме два н: безветренный, наветренный, подветренный.

2. Следует также обратить внимание на правописание удвоенного согласного в суффиксе в слове зеленной (зеленная лавка, ср.: зеленая лавка).

Упражнение 65. Перепишите, подчеркивая суффиксы прилагательных; отдельно выпишите бессуффиксальные образования. Объясните правописание суффиксов прилагательных.

Былинный, величественный, восторженный, воробьиный, ветреный, ветряной, ветряный, глиняный, деревянный, дровяной, естественный, законный, искусственный, комариный, коренной, краснознаменный, комиссионный, льняной, заветренный, нефтяной, общественный, огненный, песчаный, платяной, румяный, ремесленный, свиной, семенной, сессионный, сонный, существенный, юный, ячменный.

Упражнение 66. От приведенных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -енн-, -онн-, -ан- (-ян-), -ин-. Запишите прилагательные, устно объяснив их правописание.

Агитация, баран, болезнь, бритва, гусь, длина, диковина, дерзновение, жесть, жизнь, зелень, змея, имя, корень, кость, лед, лимон, масло, мобилизация, нефть, оборона, осень, отечество, оппозиция, песня, письмо, полотно, ревизия, ремесло, серебро, стекло, сукно, сокол, традиция, телефон, трава, торжество, цена, ястреб.

Упражнение 67. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Запах ржавчины, масляной краски и сырости наполнял комнату. (Горьк.) 2. Киев. Чудесный город, весь похожий на сдобную славную попадью с маслеными глазками. (Купр.)

б) 1. День разгорелся знойный, безветренный, в воздухе стояла дремотная тишина. (Пав.) 2. В предрассветной мгле вырисовывалась ветряная мельница, похожая на спящего ворона с перебитым крылом. (Тютюн.) 3. В хмурые ветреные дни поздней осени Пастухов редко выходил. (Фед.)

Упражнение 68. Объясните правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных. Выпишите эти прилагательные, выделив в них вертикальными черточками суффиксы.

1. После бритья он, по обыкновению, вставал под душ в ванной: ровный шум прохладной воды, теплые иголочки по всему телу, махровое полотенце - и он чувствовал себя в отличном настроении, когда казалось, что все прекрасное в себе и в жизни он только чтопонял и оно не должно исчезнуть. Он знал, что это ощущение до сумерек. Вечером или особенно декабрьскими мглистыми сумерками, когда фонари горели в туманных кругах, это чувство полноты жизни исчезало, и боль, странная, почти физическая боль и тоска охватывали Сергея. (Бонд.) 2. Перед портретом почти во всю ширину зала вытянулся стол, покрытый зеленым сукном, направо у стены стояли за решеткой две деревянные скамьи, налево - два ряда малиновых кресел. (Горьк.) 3. Бугор не захватили: сперва напоролись на минное поле, потом были накрыты минометным и пулеметным огнем. (Сим.) 4. Высокий, тощий, с длинным лошадиным лицом, он стоял в окружении своих солдат и что-то говорил им. (Пав.) 5. Точно перехватив мои мысли, Валлон спросил соседей, кто помнит нападение на лагерь военнопленных. (Крам.)

Слова с двойными согласными - одни из самых сложных с точки зрения орфографии. Все дело в том, что эти буквы не произносятся как пара. Как правило, на их месте звучит всего один звук. Отсюда сложность - невозможность заметить орфограмму. Именно поэтому правописание слов с двойными согласными начинают проходить с начальной школы и заканчивают только в 7 классе. Правил, регулирующих данную орфограмму достаточно много: касаются они правописания различных частей слова. Особое внимание следует уделять тем словам, где удвоенные согласные находятся на стыке морфем.

В корне

Слова с в корне, как правило, относятся к разряду словарных (их написание следует запомнить). В русском языке это сочетание жж и сс .

Так, слова "жжение", а также "вожжи" или "дрожжи" необходимо запомнить - они не подчиняются никакому правилу. Здесь нужно быть особо внимательным и иметь в виду, что согласных -зг(д)/-зж-, при длительном произношении [ж] следует все же писать [зж]. К примеру: визги (им. п., ед. ч.) - ты визж[жж]и .

Что касается сочетания -сс- , то оно употребляется в слове "ссора" и словах, произошедших от него (поссориться ). Также следует писать -сс - в корне -росс -: Россия , западно-российский, Малороссия .

Следует запомнить, что -рус- следует писать с одной -с -, если после не стоит суффикс -ск -: русовед , но русский . Исключение - Белоруссия .

Не стоит забывать и о числительных. Так, в слове "одиннадцать" в корне пишется удвоенная н . Все дело в том, что лексема произошла от словосочетания один на дцать (десять).

На стыке приставки и корня

Слова с двойными согласными на стыке приставки и корня в русском языке достаточно многочисленны. Тут следует учитывать несколько правил.

Во-первых, если первый звук корня звонкий - на конце приставки необходимо употреблять букву, обозначающую звонкий звук: беззвездный, раззадорить, преддверие .

Здесь тоже немаловажную роль играет чередование, так, в слове "изжога" не будет писаться двойной ж (хоть он и слышится), потому что имеет место особое чередование.

И прямо противоположный принцип: двойной глухой согласный употребляется в том случае, если корень начинается с глухого: бессонница , рассредоточить, бессовестный, иссякнуть . Важно придерживаться основного принципа употребления двойных согласных: они могут употребляться исключительно парой, ни в коем случае не тройкой. Если предусматривает стечение трех одинаковых букв рядом - одна из них усекается.

Разберем пример: рассорились . Данное слово образовано от глагола ссорились с помощью приставки рас- . Соответственно, в ряд должно стоять три с : две от корня ссориться и одна от приставки рас- . Однако, согласно известному принципу орфографии, одна из них усекается.

Следует запомнить, что в слове "расчет" пишется одна с. Это же правило сохраняется и в производных словах, например: расчетливый, расчетный .

В суффиксе

Слова с двойными согласными в суффиксе - это прилагательные и причастия. Так, слова типа провокационный или клюквенный будут писаться с удвоенной н . Все дело в суффиксах -енн- и -онн -.

Приведем в пример еще 3 слова с двойными согласными в суффиксе: конституционный, позиционный, революционный . Обратим внимание, что все эти прилагательные образованы от с от существительных на -ция : конституция, позиция, революция .

Две -н- имеют в суффиксе три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

В прилагательных на -ованный/-еванный и производных от них (например, наречиях) пишется также двойной -н- (слова исключения - кованый, жеваный ): фаршированный, балованный, корчеванный, взволнованный (взволнованно) ,

Что касается причастий, то в этих частях речи встречается суффикс -нн-. Он имеет место в том случае, если перед нами стоящее в прошедшем времени. С этим правилом часто путаются, ведь данные отличить от отглагольных прилагательных, у которых пишется одна буква н .

Разберем подобные слова с двойными согласными. Примеры такие: читаная книга читанная весь вечер книга (причастие) - прочитанная книга (причастие). Еще пример: раненый солдат (отглагольное прилагательное) - раненный в тяжелом бою солдат (причастие) - израненный солдат .

Глядя на эти примеры, несложно сделать вывод, что причастие с двойной -н- в суффиксе отличает наличие зависимых слов либо приставки. Эти признаки могут присутствовать как совокупно, так и по отдельности: израненный в тяжелом бою солдат .

На границе корня и суффикса

Слова с двойными согласными могут иметь их на стыке корня и суффикса. Это касается, в первую очередь, прилагательных и образованных от них наречий. Учителя утверждают, что в данном правиле школьники путаются чаще всего.

Для примера разберем словообразовательные цепочки: туман - туманный - туманно. Как видим, прилагательное туманный образовано от существительного, основа которого оканчивается на -н-. отсюда - двойной согласный в слове, который остается и в наречии, образованном от прилагательного - туманно .

Сон - сонный - сонно - здесь также имеет место образование прилагательного от существительного с основой на -н- с помощью такого же суффикса (сонный ). Причем, двойная н присутствует и в наречии.

Еще один случай, когда двойной согласный стоит на стыке корня и суффикса - слова с корнем -ск- . Только в данном варианте будет писаться -сс- . Например: Одесса - одесский (третья -с- урезалась по принципу о невозможности стечения трех одинаковых согласных); Гудермес - гудермесский; Русь - русский, Котлас - котласский . Как видим, правило касается всевозможных топонимов.

Словарные заимствованные слова

Словарные слова с двойными согласными, как правило, относятся к разряду иноязычных. Следует помнить, что в производных от этих лексем удвоенная буква остается.

Приведем несколько примеров:

- группа - групповой;

- компромисс - компромиссный;

- балл - десятибалльный;

- тонна - двухтонный;

- коррозия - антикоррозийный;

- масса - массивный.

Алгоритм написания и переноса

Чтобы корректно написать слово с удвоенной гласной, необходимо:

  1. Определить, в какой части слова оно находится.
  2. Выяснить способ образования данного слова.
  3. Проверить, не находится ли согласная на стыке морфем.
  4. Определить часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).
  5. Выяснить лексическое значение. Дело в том, что есть слова, удвоенная согласная на стыке корня и приставки у которых зависит от значения. Таковыми являются, например: подделка (копия) - и поделка (изделие, созданное своими руками). В первом случае две буквы д на стыке морфем, а во втором - приставка по- . Еще пример: оббегать (пробежать несколько раз) - обегать (быть в нескольких местах за короткий срок). В первом слове приставка о- , во втором - об-

Перенос слов с двойными согласными подчиняется следующему правилу: одна буква остается на строке, вторая уходит на следующую: утрен-ний, посвящен-ный, туман-но, рас-сердиться .

Место в школьном курсе

В школьном курсе тема удвоенных согласных вводится постепенно: в начальной школе ребят знакомят со словарными словами и их производными, такими как "группа", "грамм". Также младшие школьники усваивают правила их переноса.

Далее, в средней школе, при изучении морфологии тема вводится при изучении правописания той или иной части речи. В 8-9 классе происходит закрепление изученного материала, его систематизация (например, тема «Н и НН в различных частях речи»), углубление знаний (разбор наиболее трудных случаев).

Следует отметить, что в тестах ГИА и ЕГЭ один из вопросов всегда посвящен данной теме.

Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, их наличие определяется по орфографическому словарю:

А бб атство, абб ревиатура, абисс инцы, агресс ия, акк лиматизировать, акк омодация, акк омпанемент, акк орд, акк ордеон, акк редитив, акк умулятор, акк уратный, алл ах, алл егория, алл егро, алл ергия, алл ея, алл игатор, алл илуйя, алл опат, алл юр, амм иак, амм онал, амм оний, анн алы, анн ексия, анн ибалова (клятва), анн отация, анн улировать, апп арат, апелл ировать, апп ендицит, апп ликация, артилл ерия, асс амблея, асесс ор, асс енизатор, асс игнация, асс имилировать, асс истент, асс онанс, асс орти, асс оциация, атолл , атт аше, атт естат, атт ракцион, афф ект.

Б акк ара, балл , балл ада, балл аст, балл истика, балл он, балл отировать, барокк о, барр ажировать, барр икада, басс ейн, белл адонна, белл етристика, билл ион, бисс ектриса, брутт о, будд изм, буфф онада, бюлл етень.

В анн а, васс ал.

Г алл ицизм, галл ы, галл юцинация, гамм а, гипп опотам, грамм , грамм атика, грипп , гросс , гросс мейстер, групп а.

Д илемм а, дистилл ировать, дифф амация, дифф еренциал, дифф узия, дресс ировать.

И дилл ия, илл юзия, илл юминатор, илл юстрация, индифф ерентный, интелл ект, интелл игент, интермецц о, ипп одром, ирр игация.

К алл играфия, касс ация, касс ета, касс ировать, кесс он, клемм а, колл аборационист, колл егия, колл ектив, колл ектор, колл екция, колл оид, колл оквиум, колонн а, колонн ада, колосс , комм ерция, комм ивояжер, комм уникабельный, комм утатор, комм юнике, компресс ор, конгресс , концесс ия, коралл , корр ектив, корр ектный, корр елят, корр ида, корр озия, корр упция, коэфф ициент, кристалл .

М асс ировать, месс а, мисс ия, мусс ировать, мусс он.

Н арцисс , нетт о, нипп ель, новелл а, нулл ифицировать.

О кк упация, опп озиция, опп онировать, опп ортунизм, отт оманка.

П аралл елепипед, пасс аж, пасс ив, перр он, песс имизм, пресс .

Р есс ора, ролл .

С ателл ит, сетт ер, силл абический, силл огизм, симм етрия, сс ора, сс уда, стрептококк , стелл аж, сумм а, сурр огат.

Т енн ис, терр аса, терр икон, терр ор, терр итория, тролл ейбус, трипп ер.

Х лорофилл .

Ц елл юлоза.

Э ксцесс , элл ипс, эсс енция.

С одной согласной пишутся слова:

Акустика, алогизм, алюминий, амуниция, апатит, апатия, априори, балюстрада, баркарола, блюминг, вето, варьете, галерея, галантерея, гипертония, гуманизм, десант, децибел, имитация, импресарио, кавалерия, калория, карикатура, клиника, Колизей, коридор, лилипут, марокен, масон, мулат, нивелировать, панорама, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, раса (расовый, расист, расистский), рококо, росомаха, русизм, фолиант, элита.

Не рекомендуется определять двойную согласную в заимствованном слове путем сопоставления его со словом языка-оригинала , так как при ассимиляции иноязычной лексики вторая согласная в русском языке может утрачиваться:

Аг регат (лат. agg regatus), адрес (фp. adress e), ап артаменты (фр. app artement), ап робация (лат. app robatio), ат ака (лат. att aque), ат рибут (лат. att ributum), аф ера (фр. aff aire), аф иша (фр. aff iche), бизнес (англ. business ) - поэтому бизнес мен, но: конгресс мен, кросс мен; буф ер (англ. buff er), вернис аж (фр. vemiss age), виньет ка (фр. vignett e), вол ейбол (англ. voll eyball ), галет а (фр. galett e), дес ерт (фр.dess ert), кан онада (фр. cann onade), оф ицер (нем.Off izier), пуд инг (англ. pudd ing), рес урсы (фp. ress ourees), трот уар (фр. trott oir).

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома