Стимульный материал. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187)
ОБРАБОТКА ДАННЫХ:
Обработка полученных данных производится с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.
Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью приведенных таблиц.
Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак « -», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.
Пример построения «ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ»
Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках:
Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q 1 ;
Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q 3 , Q 4 ;
Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q 2 , N, L.
Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить "ц-гире фактора второго порядка.
Формулы расчета четырех вторичных факторов:
1. Тревожность. (F 1).
F 1 =[(38 + 2«L» + 30 + 4«Q 4 ») - 2(«С» + «Н» + «Q 3 »)] : 10
2. Интраверсия - экстраверсия. (F 2).
F 2 =[ (2«А» + 3«Е» + 4«F» + 5«H» - (2«Q 2 » + 11)] : 10
3. Чувствительность. (F 3).
F 3 = [(77 + 2«С» + 2«Е» + 2«F»+ 2«N») - (4«А» + 6«I»+ 2«М»)]: 10
4. Конформность. (F 4).
F 4 =[(4«Е» + 3«М» + 4«Q 1 »+ 4«Q 2 ») - (3«А» + 2«С»)]: 10
Интерпретация факторов
Первичные факторы:
I . ФАКТОР «А»
«-» «Шизотимия» Скрытый; обособленный; критичный; непреклонный; отчужденный; необщительный; замкнутый; безучастный. Критичный; отстаивает свои идеи; холодный; отчужденный; точный; объективный; недоверчивый; скептичный; непреклонный; холодный (жесткий); сердитый; мрачный. |
«+» «Аффектотимия» Сердечный, добрый, беспечный, общительный, открытый, естественный, Непринужденный. Добродушный, беспечный; готов к содружеству, предпочитает присоединяться; внимательный к людям; мягкосердечный, небрежный; доверчивый; легко приспосабливается, идет на поводу; сердечный, веселый. |
В целом фактор ориентирован на определение степени общительности человека в группе.
II. ФАКТОР «В»
III. ФАКТОР «С»
«-» «Слабость Я» Слабость, эмоциональная неустойчивость; находится: под влиянием чувств; легко расстраивается, переменчив. При расстройствах теряет равновесие духа; переменчив в отношениях и неустойчив в интересах; легко расстраивается, беспокойный; уклоняется от ответственности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы; не вступает в споры в проблематичных ситуациях; невротические симптомы; ипохондрия, утомляемость. |
« + » «Сила Я» Сила, эмоциональная устойчивость; выдержанность; спокойный, флегматичный, трезво смотрит на вещи, работоспособный, реалистически настроенный. Эмоционально зрелый; имеет постоянные интересы; спокойный; реально оценивает обстановку, управляет ситуацией, избегает трудностей. Может иметь место эмоциональная ригидность, нечувствительность. |
IV. ФАКТОР «Е»
«-» «Конформность» Мягкий, кроткий, послушный, услужливый, любезный; застенчивый, уступчивый, зависимый; берет вину на себя, безропотный, пассивный. Покорный, подчиняющийся, тактичный, дипломатичный; экспрессивный, легко выводится из равновесия авторитетным руководством, властями; скромный. |
«+» «Доминантность» Доминирование, властность; неуступчивый, самоуверенный, напористый, агрессивный; упрямый, возможно до агрессивности; конфликтный, своенравный. Неустойчивый; независимый; грубый, враждебный; мрачный; непослушный, бунтарь; непреклонный; требует восхищения. |
V. ФАКТОР «F»
«-» «Десургенсия, сдержанность» Озабоченный, спокойный, молчаливый, серьезный, неразговорчивый, благоразумный, рассудительный. Молчаливый, с самоанализом; заботливый, задумчивый; необщительный; медлительный, осторожный; склонен усложнять, пессимистичен в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач, окружающим кажется скучным, вялым, чопорным. |
«+» «Сургенсия, экспрессивность» Беззаботный, восторженный, невнимательный, небрежный, беспечный. Жизнерадостный, веселый, импульсивный, подвижный, энергичный; разговорчивый, откровенный, экспрессивный, живой, проворный. Отмечается значимость социальных контактов. Искренен в отношениях; эмоционален. Динамичен в общении. Часто становится лидером, энтузиастом; верит в удачу. |
VI. ФАКТОР «G»
«-» «Низкое супер-эго» Подверженность чувствам, несогласие с общепринятыми моральными нормами, стандартами. Непостоянный, переменчивый, гибкий, вызывает недоверие; потворствует своим желаниям; небрежный, ленивый; независимый, игнорирует обязанности. Подвержен влиянию случая и обстоятельств. Беспринципность, неорганизованность, безответственность. Возможно антисоциальное поведение. |
«+» «Высокое супер-эго» Высокая нормативность, сильный характер; добросовестный, настойчивый, моралист, степенный, уравновешенный, ответственный. Упорный, стойкий, решительный; достойный доверия; эмоционально дисциплинирован, собранный; совестливый, имеет чувство долга; соблюдает моральные стандарты и правила. Настойчивость в достижении цели; точность, деловая направленность. |
VII. ФАКТОР «Н»
«-» «Тректия» Робость, нерешительность, застенчивость, сдержанность, боязливость. Смущается в присутствии других; эмоциональный; сдержанный; озлобленный, раздраженный; ограниченный, строго придерживается правил, быстро реагирует на опасность, отличается повышенной чувствительностью к угрозе; деликатный, внимательный к другим. Не уверен в своих силах; предпочитает находиться в тени; большому обществу предпочитает одного-двух друзей. |
«+» «Пармия» Смелость, предприимчивость, социальная смелость, толстокожесть. Авантюристичный, склонный к риску, общительный; активный, явный интерес к другому полу; чувствительный, отзывчивый; добродушный; импульсивный; расторможенный, держится свободно; эмоциональный, артистические интересы; беззаботный, не понимает опасности. |
VIII. ФАКТОР «I»
«-» «Харрия» Низкая чувствительность, толстокожесть, суровость, не верит в иллюзии, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, <некоторая жестокость. Несентиментальный, ожидает от жизни; мужественный, самоуверенный, берет на себя ответственность; суровый (до цинизма), черствый в отношениях; незначительные артистические наклонности, без утраты чувства вкуса; не фантазер; действует практично и логично; постоянный; не обращает внимания на физические недомогания. |
«+» «Премсия» Мягкосердечие, нежность, чувствительность; зависимость, сверхосторожность, стремление к покровительству. Неугомонный, суетливый, беспокойный, ожидает внимания от окружающих; навязчивый, ненадежный; ищет помощи и симпатии; способный к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию; добрый, мягкий, терпимый к себе и окружающим; утонченный, жеманный, напыщенный, притворный, артистичный, женственный; фантазирует в беседе и наедине с собой, склонный к романтизму, художественность восприятия мира; действует по интуиции; изменчивый, ветренный; ипохондрик, беспокоится о состоянии своего здоровья. |
XI. ФАКТОР «L»
«-» «Алаксия» Доверчивость, внутренний расслабленность; соглашается с условиями, откровенный. Чувство собственной незначимости; жалуется на перемены; неподозрительный, свободный от зависимости; легко забывает трудности; понимает, прощает; терпимый, благожелательный по отношению к другим, уживчивый; небрежно относится к замечаниям; покладистый, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе. |
«+» «Протенсия» Подозрительность, ревнивость, «защита» и внутреннее напряжение. Ревнивый, завистливый; большое самомнение; догматичность, подозрительность; задерживает свое внимание на неудачах; тиран. Требует от окружающих нести ответственность за ошибки; раздражительный. Его интересы обращены на самого себя, осторожен в своих поступках, эгоцентричен. |
XI. ФАКТОР «M»
«-» «Праксерния» Практичность, земные принципы, приземленность стремлений, мало воображения. Быстро решает практические вопросы; занят своими интересами; прозаичен, избегает всего необычного; следует общепринятым нормам; руководствуется объективной реальностью, надежен в практическом суждении; честный, добросовестный, беспокойный, но твердый. Ему свойственна некоторая ограниченность, излишняя внимательность к мелочам. |
«+» «Аутия» Мечтательность, идеалистичность, богатое воображение, богемность, рассеянность. Поглощен своими идеями; интересуется искусством, теорией, основными верованиями; увлечен внутренними иллюзиями; высокий творческий потенциал. Капризный, легко отступает от здравого смысла. Легко приводится в восторг, неуравновешенный. |
XI. ФАКТОР «N»
«-» «Прямолинейность» Наивность, простоватость. Прямой, откровенный, естественный, непосредственный. Прямой, но бестактный в обращении. Имеет неконкретный ум. Общительный, несдержан эмоционально. Простые вкусы. Отсутствие проницательности. Неопытен в анализе мотивировок. Довольствуется имеющимся. Слепо верит в человеческую сущность. |
«+» «Дипломатичность» Проницательность, хитрость. Опытный, искушенный, расчетливый, разумный. Изысканный, умеет вести себя в обществе. Имеет точный ум. Эмоционально выдержан. Искусственный. Эстетически изощрен. Проницателен по отношению к окружающим. Честолюбивый, возможно ненадежен. Осторожен, «срезает углы». |
XII. ФАКТОР «O»
«-» «Гипертимия» Беспечность, самоуверенность, самонадеянность, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие. Веселый, жизнерадостный. Нераскаивающийся, Безмятежный, спокойный. Нечувствителен к одобрению или порицанию окружающих. Беспечен. Энергичен. Небоязливый. Бездумный. |
«+» «Гипотимия» Чувство вины; полон страха, тревоги, предчувствий; самобичевание, неуверенность в себе, обеспокоенность. Депрессивный, подавлен, легко плачет. Легко раним, находится во власти настроений, впечатлительный. Сильное чувство долга, чувствителен к реакциям окружающих. Скрупулезный, суетливый. Ипохондрик. Симптомы страха. Одинокий, погружен в мрачные раздумья, ранимый. |
XIII. ФАКТОР «Q 1 »
XIV. ФАКТОР «Q 2 »
XV. ФАКТОР «Q 3 »
XVI. ФАКТОР «Q 4 »
Вторичные факторы:
I. ФАКТОР «F 1 »
II. ФАКТОР « 2 »
III. ФАКТОР «F 3 »
IV. ФАКТОР «F 4 »
Стимульный материал. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187)
МЕТОДИКА
МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ Р. КЕТТЕЛЛА (№ 105)
(16 PF - опросник)
В настоящее время различные формы 16 PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов -мотивов, потребностей, интересов, ценностей - требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.
В настоящем пособии предлагается вариант опросника С- сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов.
Время обследования колеблется от 20 до 50 мин.
Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Совпадение ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответа «в» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов; минимальная - 0 баллов.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Инструкция. Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных».
ны, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального « ключа», который находится у экспериментатора. Причем, ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ.
Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае:
Вы сможете лучше узнать себя;
Очень поможете нам в нашей работе - заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.
ПРОСИМ: не переворачивайте страницу, пока не получите разрешения.
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
а) да в) иногда с) нет
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом в) святым с) тучей
4. Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю быстро в) нечто среднее с) засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а) пропустить вперед большинство машин
в) не знаю
с) обогнать все идущие впереди машины
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.
а) да в) иногда с) нет
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
а) верно в) трудно сказать с) неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
а) да в) иногда с) нет
9. Я бы скорее занимался:
а) фехтованием и танцами в) затрудняюсь сказать с) борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.
а) да в) иногда с) нет
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.
а) всегда в) иногда с) редко
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.
а) верно в) не знаю с) неверно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.
а) верно в) не знаю с) неверно
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
а) верно в) иногда с) нет
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.
с) неверно
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
а) верно в) не знаю с) неверно
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.
а) да в) не знаю с) нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а) моим хорошим друзьям в) не знаю
с) в своем дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» - это:
а) небрежный
в) тщательный
с) приблизительный
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.
а) да в) трудно сказать с) нет
22. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
в) затрудняюсь ответить
с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
а) верно в) не знаю с) неверно
24. Я думаю, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно в) затрудняюсь ответить
с) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.
а) да в) возможно с) нет
26. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной
в) делают то и другое поровну
с) дают мне советы
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.
а) да в) иногда с) нет
28. Мне нравится друг:
а) интересы которого имеют деловой и практический характер в) не знаю
с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.
а) верно в) затрудняюсь ответить
с) неверно
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.
а) да в) не знаю с) нет
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы в) трудно сказать с) играть в городки
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.
а) да в) не знаю с) нет
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
а) да в) трудно сказать с) нет
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.
а) да в) иногда с) нет
35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.
а) да в) иногда с) нет
36. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве в) трудно сказать
с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое слово не связано с двумя другими?
а) кошка в) близко с) солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня
в) нечто среднее
с) не беспокоит меня совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
а) позаботился бы о том-, чтобы не вызывать к себе
в) не знаю
с) жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа в) не знаю с) быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.
а) да в) иногда с) нет
42. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один
в) не знаю
с) живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.
а) да в) не знаю с) нет
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.
а) да в) трудно сказать с) нет
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
а) верно в) затрудняюсь ответить
с) неверно
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, ка это делает большинство людей.
а) верно в) не знаю с) неверно
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.
а) верно в) не знаю с) неверно
48. В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении военных оркестров
в) не знаю
с) скрипичными соло
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а) в деревне с одним или двумя друзьями
в) затрудняюсь сказать
с) возглавляя группу в туристском лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишние в) трудно сказать с) не стоят этого
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
а) верно в) не знаю с) неверно
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.
а) всегда в) иногда с) редко
53. Я предпочел бы скорее работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них в) затрудняюсь ответить
с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево:
а) к лесу в) к растению с) к листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко в) иногда с) часто
56. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть в) не знаю с) предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
а) скорее это так в) не знаю с) думаю, что нет
58. Мне больше нравится человек:
а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен
в) трудно сказать
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многие люди в) не знаю с) медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
а) мастерство и изящество в) трудно сказать с) сила и мощь
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству,
а) да в) нечто среднее с) нет
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
а) да в) не знаю с) нет
63. Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам
в) затрудняюсь ответить
с) советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.
а) верно в) не знаю с) неверно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
а) на уроках в) трудно сказать с) читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
а) верно в) иногда с) неверно
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) заняться другим вопросом
в) затрудняюсь ответить
с) еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. - казалось бы, без определенной причины.
а) да в) иногда с) нет
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.
а) верно в) не знаю с) неверно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.
а) да в) иногда с) нет
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5 - будет:
а) 10 в) 5 с) 7
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины,
а) да в) не знаю с) нет
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.
а) да в) иногда с) нет
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
а) верно в) трудно сказать с) неверно
75. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в интересной беседе в) затрудняюсь ответить
с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.
а) да в) иногда с) нет
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:
а) Колумбом в) не знаю с) Пушкиным
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
а) да в) иногда с) нет
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины в) не знаю
с) быть кассиром
80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, я продолжаю поступать так, как считаю нужным.
а) да в) трудно сказать с) нет
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»
в) не знаю
с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я
совершил
82. Все несчастья происходят из-за людей:
а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов
в) не знаю
с) которые отвергают новые, многообещающие предложения
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.
а) да в) иногда с) нет
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.
а) верно в) иногда с) неверно
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.
а) верно в) не знаю с) неверно
а) верно в) иногда с) неверно
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать..
а) часто в) иногда с) никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отверенных по точным часам, то эти часы:
а) отстают в) идут правильно с) спешат
89. Мне бывает скучно:
а) часто в) иногда с) редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
а) верно в) иногда с) неверно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.
а) да в) иногда с) нет
92. Дома, в свободное время, я:
а) болтаю и отдыхаю в) затрудняюсь ответить с) занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.
а) да в) иногда с) нет
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой.
а) да в) иногда с) нет
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет, редко
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов.
а) да в) иногда с) нет
97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
а) натуралистом и работать с растениями в) не знаю с) страховым агентом
98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т. д.
а) да в) иногда с) нет
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
а) да в) трудно сказать с) нет
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера
в) не знаю
с) где каждый играет сам за себя
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.
а) да в) иногда с) нет
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое* время я ощущаю тревогу и страх.
а) да в) иногда с) нет
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.
а) да в) иногда с) нет
104. Какое слово не относится к двум другим?
а) думать в) видеть с) слышать
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а) двоюродным братом в) племянником
Спасибо за участие в исследовании!
Ф.И.О. ________________________________________ Дата __________________
Интерпретация факторов
Фактор А - «замкнутость - общительность»
В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.
При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.
При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на любые события.
Фактор В- «интеллект»
При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.
При высоких оценках наблюдается абстактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
Фактор С - «эмоциональная неустойчивость» - эмоциональная устойчивость»
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.
Фактор Е- «подчиненность - доминантность»
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.
При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.
Фактор F - «сдержанность - экспрессивность»
В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.
При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу.
Фактор G - «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения»
В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.
При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.
Фактор Н - «робость - смелость»
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.
При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами"и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно.
В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.
Фактор I - «жесткость - чувствительность»
При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.
При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.
Фактор L - «доверчивость - подозрительность»
При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отно шению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.
Фактор М - «практичность - развитое воображение»
При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.
При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
Фактор N - «прямолинейность - дипломатичность»
При низких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения.
При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
Фактор О - «уверенность в себе - тревожность»
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе.
При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Фактор Q 1 - «консерватизм - радикализм»
При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.
При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.
Фактор Q 2 - «конформизм - нонконформизм»
Рэймонд Бернард Кэттел был британским и американским психологом, который занимался дифференциальной психологией черт личности, способностей и мотиваций. Кэттлер – автор более 55 книг и 500 статей. И, конечно же, автор теста, который был назван его именем – тест Кэттела.
Тест или опросник Кэттела – это многомерная методика, которая позволяет оценить все свойства нормально развитой и психологически здоровой личности. К тому же этот тест помогает найти какие-либо личностные проблемы, а самое главное – найти ответ на вопрос о том, как помочь человеку от них избавиться.
Сам тест Кэттела основан на теории личностных черт. Считается, что каждый человек имеет свои стабильные и устойчивые черты, которые очень сильно связаны между собой. И именно эти черты определяют как внешнее поведение человека, так и его внутренний мир.
Время проведения теста Кэттела – 30 минут. Тестируемому предлагается ряд вопросов, на которые он должен ответить. Именно ответы человека и дадут возможность психологу определить некоторые свойства личности испытуемого. На каждый вопрос есть три варианта ответов и вы должны выбрать именно тот вариант, который подходит именно вам.
Отвечая на вопросы теста Кэттела не нужно долго думать над каждым из них и по сто раз перечитывать варианты ответов, для того, чтобы выбрать наиболее подходящий. Вы должны выбрать именно тот ответ, который вам понравился или пришёлся по душе с самого первого раза прочтения всех вариантов.
Для того, чтобы психологу было легче интерпретировать результаты вашего теста, старайтесь как можно реже выбирать такие ответы, как «не знаю», «возможно» и тому подобные. Эти варианты ответов не дадут нужного результата при обработке всего теста в целом.
Отвечайте на вопросы теста по порядку и не перескакивайте с одного на другой. Только последовательные ответы помогут психологу определить вашу внутреннюю сущность и рассказать вам, есть ли у вас какие-либо проблемы и как их можно решить.
И самое главное. Не старайтесь своими ответами произвести только хорошее впечатление на психолога. Такие ответы не приведут ни к чему хорошему, а только «расшифруют» вас совсем не таким человеком, какой вы есть на самом деле. Отвечайте предельно честно и не лукавьте. В этом и есть самый главный секрет правильного анализа этого теста.
Честно говоря, мне этот тест не понравился. Он слишком длинный, слишком муторный, и слишком уж какой-то странный. Конечно, это только мнение одного из тестируемых, для психолога этот тест наверняка самый клад. Пройдя его полностью и ответив на все вопросы, опытный психолог наверняка сможет рассказать много всего такого, о чём вы раньше даже и не подозревали. Но проходить этот тест на компьютере я всё же не советую. Здесь можно получить совсем не тот результат, что в кабинете опытного специалиста.
А вообще эти психологические тесты прелюбопытная вещь. О себе можно узнать столько всего хорошего, да и плохого тоже, что потом долго удивляешься и думаешь, а где же всё это в тебе живёт-то?
Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) – одна из самых известных методик мира по проведению оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Некогда созданная американским психологом Р. Б. Кеттеллом, она стала основой составления обширной схемы индивидуально-личностных отношений. Характерной чертой теста Кеттелла, онлайн бесплатно который сегодня можно пройти на нашем сайте, считается ориентация на выявление независимых друг от друга шестнадцати первичных черт личности. При этом их относительная самостоятельность была выделена Кеттеллом еще на начальном этапе работы над тестом посредством проведения факторного анализа. Как показали его результаты, каждый фактор является источником образования нескольких поверхностных черт, скооперированных тесной связью с какой-то одной центральной чертой.
|
|
Опросник Кэттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.
Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.
Пример:
1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет
2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.
3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет
4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.
На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.
Отвечая помните следующих четыре правила:
Обработка полученных данных производится с помощью ключа.
Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.
Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.
Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «-», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».
Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.
Вторичные факторы вычисляются только по стенам.
1. Тревожность (F1).
2. Интроверсия - экстраверсия (F2).
3. Чувствительность (F3).
4. Конформность (F4).
При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.
При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.
Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:
В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:
В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:
В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы: