Разница между юлианским и григорианским календарями или почему у Рождества две даты? Чем отличаются юлианский и григорианский календари

Григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

Причины перехода на григорианский календарь

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение в юлианском календаре дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Ошибка юлианского календаря в 11 мин. 14 сек. в год, которой пренебрег Созиген, к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Год по юлианскому календарю в365 дней, 5 часов, 49 минут и 46 секунд, как выяснили поздние ученые, был длиннее настоящего солнечного года на 11 минут 14 секунд. «Лишние» сутки набегали за 128 лет. Так, за полтора тысячелетия человечество отставало от реального астрономического времени на целых десять суток! Реформа папы Григория ХІІ I именно имела целью ликвидировать эту ошибку.

До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий.

Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря: он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

Новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки.

В новом календаре стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы - номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908…).

Модифицировались правила расчета христианской Пасхи. В настоящее время дата христианской Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Переход на григорианский календарь

Переход на новый календарь осуществлялся постепенно, в большинстве европейских стран это происходило в течение XVI -XVII веков. И не везде переход этот проходил гладко. Первыми на григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша),Франция, Лотарингия. В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь, предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам. В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году. Были случаи, когда переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками.

В России григорианский календарь введён в 1918 году: в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. То есть в ряде стран, как и в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было. В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

С измерением одних величин никаких проблем не возникает. Когда речь заходит о длине, объеме, весе - ни у кого нет никаких разногласий. Но стоит только коснуться измерения времени, и сразу столкнетесь с разными точками зрения. Отдельное внимание стоит уделить тому, что представляют собой юлианский и григорианский календари, отличие между ними реально изменило мир.

Разница в католических и православных праздниках

Ни для кого не секрет, что католики празднуют рождество не 7 января, как православные, а 25 декабря . С остальными христианскими праздниками дело обстоит таким же образом.

Возникает целая череда вопросов:

  • Откуда взялись эти 13 дней разницы?
  • Почему нельзя отмечать одно и то же событие в один день?
  • Изменится ли когда-то разница в 13 дней?
  • Может, она со временем сократится и вообще исчезнет?
  • Да хотя бы узнать, с чем это все связано?

Чтобы ответить на эти вопросы нам придется мысленно отправиться в еще дохристианскую Европу. Впрочем, ни о какой целостной Европе тогда речь еще не шла, цивилизованный Рим был окружен множеством разрозненных варварских племен. Впоследствии все они были захвачены и вошли в состав Империи, но это уже другой разговор.

Впрочем, историю пишут победители, и мы так и не узнаем, насколько «варварскими » были соседи Рима. Ни для кого не секрет, что великие правители прикладывают руку ко всем событиям в государстве. Юлий Цезарь не был исключением, когда решил ввести новый календарь - юлианский .

Какими календарями и как долго пользовались?

В скромности правителю не откажешь, но он внес слишком большой вклад в историю всего мира, чтобы его можно было критиковать по мелочам. Предложенный им календарь:

  1. Был гораздо точнее предыдущих вариантов.
  2. Все года состояли из 365 дней.
  3. В каждом четвертом году было на 1 день больше.
  4. Календарь согласовывался с астрономическими данными, известными на тот момент.
  5. На протяжении полутора тысяч лет, не было предложено ни одного достойного аналога.

Но ничто не стоит на месте, в конце XIV века был введен новый календарь, этому поспособствовал тогдашний папа - Григорий XIII. Этот вариант отсчета сводился к тому, что:

  • В обычном году 365 дней. Високосный год содержит все те же 366.
  • Но теперь високосным считался не каждый четвертый год. Теперь если год заканчивается на два нуля, и при этом делится и на 4 и на 100, високосным он не является.
  • Для простого примера, 2000 был високосным, а вот 2100, 2200 и 2300 високосными не будут. В отличие от 2400.

Зачем надо было что-то менять, неужели нельзя было оставить все так, как есть? Дело в том, что согласно данным астрономов, Юлианский календарь не совсем точен .

Погрешность составляет всего 1/128 суток, но за 128 лет накапливается целый день, а за пять столетий - практически полных четверо суток.

Чем отличается Юлианский календарь от Григорианского?

Принципиальные отличия двух календарей заключаются в том, что:

  • Юлианский был принят гораздо раньше.
  • Он же просуществовал на 1000 лет больше григорианского.
  • В отличие от григорианского, юлианский календарь сейчас практически нигде не используется.
  • Юлианский календарь применяют только для расчета православных праздников.
  • Григорианский календарь более точен и позволяет избежать мелких погрешностей.
  • Принятый Григорием XIII календарь преподносится как конечный вариант, абсолютно правильная система отсчета, которая не будет изменяться в будущем.
  • В юлианском календаре високосным является каждый 4 год.
  • В григорианском високосными не являются те годы, что заканчиваются на 00 и не делятся на 4.
  • Почти каждое столетие заканчивается тем, что разница между двумя календарями увеличивается еще на сутки.
  • Исключение составляют века, кратные четырем.
  • По григорианскому календарю отмечают церковные праздники почти все христиане мира - католики, протестанты, лютеране.
  • По юлианскому празднуют православные христиане, руководствуясь апостольскими наставлениями.

К чему может привести погрешность в несколько дней?

Но разве так уж важно соблюдать эту точность, может лучше отдать дань традициям? Что страшного случится, если за пять столетий календарь сместится на 4 дня, разве это заметно?

К тому же, те, кто принимает решение о внесении изменений, уж точно не доживут до тех времен, когда «неправильный » вариант исчисления разойдется хотя бы на сутки.

Вы только представьте, что уже в феврале приходит потепление, начинается первое цветение. Но при всем этом, предки описывают февраль как суровый и морозный зимний месяц.

Тут уже может возникнуть легкое непонимание, что происходит с природой и планетой? Особенно, если в ноябре вместо опавших листьев сугробы. А в октябре глаз не радует пестрая листва на деревьях, ведь вся она уже давно гниет на земле. Это кажется несущественным, на первый взгляд, когда погрешность выходит всего в 24 часа за 128 лет.

Но календари регулируют, в том числе и самые важные события в жизни многих цивилизаций - посев и сбор урожая. Чем точнее будут произведены все корректировки, тем бо льшие запасы пищи сохранятся в следующем году.

Конечно, сейчас это не так важно, в эпоху быстрого развития научно-технического прогресса. Но когда-то это было вопросом жизни и смерти миллионов людей .

Существенные отличая календарей

Различая между двумя календарями:

  1. Более точное измерение при помощи григорианского.
  2. Неактуальность юлианского календаря: кроме православной церкви его почти никто и не использует.
  3. Всеобщей распространенностью григорианского календаря.
  4. Выкидыванием 10 дней отставания и введения нового правила - все года, заканчивающиеся на 00 и не делящиеся на 4, теперь не високосные.
  5. Благодаря этому разница между календарями непреклонно увеличивается. На 3 дня каждые 400 лет.
  6. Юлианский был принят Юлием Цезарем, еще 2 тысячи лет назад .
  7. Григорианский более «молодой», ему нет и пяти сотен лет. А ввел его папа Григорий XIII.

Что представляют собой юлианский и григорианский календари, отличие между ними и причины их введения можно знать для общего развития. В реальной жизни эта информация никогда не пригодится. Разве что, если вы хотите произвести на кого-то впечатление своей эрудированностью.

Видео о различиях Григорианского и Юлианского

На этом видео иерей Андрей Щукин расскажет об основных отличиях между этими двумя календарями с точки зрения религии и математики:

— система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел.

Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.

Тропический год составляет приблизительно 365,2422 средних солнечных суток.

К солнечному календарю относятся юлианский календарь, григорианский календарь и некоторые другие.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 века до нашей эры.

Григорианский календарь является дальнейшим уточнением юлианского календаря.

В юлианском календаре , предложенном Юлием Цезарем, средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви.

© Public Domain

© Public Domain

В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием XIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу (послание), вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволила сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.

1582 год стал первым годом григорианского календаря, называемого новым стилем.

Григорианский календарь в разных странах был введен в различное время . Первыми в 1582 году на новый стиль перешли Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Голландия и Люксембург. Затем в 1580-х годах он был введен в Австрии, Швейцарии, Венгрии. В XVIII веке григорианский календарь стал применяться в Германии, Норвегии, Дании, Великобритании, Швеции и Финляндия, в XIX веке — в Японии. В начале XX века григорианский календарь был введен в Китае, Болгарии, Сербии, Румынии, Греции, Турции и Египте.

На Руси вместе с принятием христианства (X век) утвердился юлианский календарь . Поскольку новая религия была заимствована из Византии, счет лет велся по константинопольской эре "от сотворения мира" (за 5508 лет до н. э.). Указом Петра I в 1700 году в России было введено европейское летоисчисление — "от Рождества Христова".

19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

Вместе с тем в России был сохранен юлианский календарь . Григорианский календарь был введен после Октябрьской революции 1917 года — с 14 февраля 1918 года. Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.

Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Хотя Григорианский календарь вполне согласуется с природными явлениями, он тоже не абсолютно точен. Длина года в григорианском календаре на 26 секунд длиннее тропического года и накапливает ошибку — 0,0003 дня в год, что составляет три дня за 10 тысяч лет. Григорианский календарь также не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее день на 0,6 секунды за 100 лет.

Современная структура григорианского календаря также не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Главным среди его недостатков является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях.

Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

— Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов — обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет — всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

— Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.|

— Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

— От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий.

В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное решение вопроса было отложено.

В России Государственную думу был , предлагающий вернуть в стране с 1 января 2008 года летоисчисление по юлианскому календарю. Депутаты Виктор Алкснис, Сергей Бабурин, Ирина Савельева и Александр Фоменко предложили установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по юлианскому и григорианскому календарям. В апреле 2008 года законопроект был отклонен большинством голосов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

07.12.2015

Григорианский календарь – современная система исчисления, основанная на астрономических явлениях, а именно – на циклическом обращении нашей планеты вокруг Солнца. Продолжительность года в этой системе равно 365 суткам, при этом каждый четвертый год становится високосным и равен 364 суткам.

История возникновения

Дата утверждения Григорианского календаря — 4.10.1582. Данный календарь заменил действующий до этого времени Юлианский календарь. Большинство современных стран живёт именно по новому календарю: взгляните на любой календарь, и вы получите наглядное представление о Григорианской системе. Согласно Григорианскому исчислению, год разделён на 12 месяцев, продолжительность которых – 28, 29, 30 и 31 день. Календарь введен Папой Римским Григорием XIII.

Переход на новое исчисление повлек следующие перемены:

  • На момент принятия Григорианский календарь сразу сдвигал текущую дату на 10 суток и исправлял накопленные прежней системой ошибки;
  • В новом исчислении стало действовать более корректное правило определения високосного года;
  • Были модифицированы правила вычисления дня христианской Пасхи.

В год принятия новой системы к летоисчислению присоединились Испания, Италия, Франция, Португалия, через пару лет к ним присоединились другие страны Европы. В России переход на Григорианский календарь состоялся только в XX веке – в 1918 году. На территории, находящейся к тому времени под контролем Советской власти, было объявлено, что после 31.01.1918 года сразу будет следовать 14 февраля. Долгое время граждане новой страны не могли привыкнуть к новой системе: введение Григорианского календаря в России вызвало путаницу в документах и умах. В официальных бумагах даты рождения и прочие значимые события долгое время указывались по строму и новому стилю.

Кстати, Православная Церковь до сих пор живёт по Юлианскому календарю (в отличие от католической), поэтому дни церковных праздников (Пасха, Рождество) в католических странах не совпадают с российскими. По мнению высшего духовенства Православной Церкви, переход на Григорианскую систему приведет к каноническим нарушениям: правила Апостолов не разрешают начинать празднование святой Пасхи в один день с Иудейским языческим праздником.

Позже всех на новую систему отсчета времени перешёл Китай. Это случилось в 1949 году после провозглашения КНР. В том же году в Китае было установлено принятое во всём мире исчисление лет – от Рождества Христова.

На момент утверждения Григорианского календаря разница между двумя системами исчисления составляла 10 дней. К настоящему времени из-за разного количества високосных годов расхождения увеличились до 13 дней. К 1 марта 2100 года разница достигнет уже 14 дней.

В сравнении с Юлианским календарём Григорианский более точен с точки зрения астрономии: он максимально приближен к тропическому году. Поводом для перемены систем стало постепенное смещение дня равноденствия в Юлианском календаре: это вызывало расхождение пасхальных полнолуний с астрономическими.

Все современные календари имеют привычный для нас вид именно благодаря переходу руководства Католической Церкви на новое временное исчисление. Если бы Юлианский календарь продолжал функционировать, расхождения между реальными (астрономическими) равноденствиями и Пасхальными праздниками увеличились бы ещё больше, что внесло бы путаницу в сам принцип определения церковных праздников.

Кстати, сам Григорианский календарь не является на 100% точным с астрономической точки зрения, но погрешность в нем, как утверждают астрономы, накопится только после 10 000 лет использования.

Люди продолжают с успехом пользоваться новой системой времени уже больше 400 лет. Календарь по прежнему является полезной и функциональной вещью, необходимой каждому для согласования дат, планирования деловой и личной жизни.

Современное печатное производство достигло небывалого технологического развития. Любая коммерческая или общественная организация может заказать календари с собственной символикой в типографии: их изготовят оперативно, качественно, по адекватной цене.

В какой день сентября следует отмечать Новолетие, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчете на наше время родились протопоп Аввакум и боярыня Морозова, когда преставился ко Господу св. Кирил Белоезерский? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Ответами на эти и другие вопросы послужила данная статья.

***

Юлианский календарь , разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном, был введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинался 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные народным собранием консулы вступали в должность.

Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном

В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летосчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н. э. - византийский вариант этой даты. Начало нового года постановили исчислять с 1 марта, в соответствии с древним славянским календарем.

Юлианский календарь, заменивший старый римский календарь, в Киевской Руси был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».


«Миротворный круг»

Праздник церковного Новолетия, когда год начинается 1 сентября, был установлен святыми отцами Первого Вселенского Собора, которые определили начинать с этого дня исчисление церковного года. На Руси, во времена Ивана III в 1492 году, преобладающим стал сентябрьский стиль, вытеснивший мартовский, начало года было перенесено на 1 сентября. Переписчики некоторых летописей учитывали переходы на новые стили летосчисления и вносили поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года. В современной России юлианский календарь обычно называют старым стилем .

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. В 2014 году к юлианскому календарю вернулась Польская православная церковь. Юлианского календаря придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона, греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

В ряде стран, где до начала XX века использовался юлианский календарь, как, например, в Греции - даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают номинально отмечать в те же числа, в которые они произошли по юлианскому календарю. Так, все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по юлианскому календарю.

В XVI веке на Западе были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности - так, каждые 128 лет накапливается лишний день.

В момент введения юлианского календаря день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку разница между солнечным и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате день весеннего равноденствия приходился уже не на 21-ое, а на 11 марта.

Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий . Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне и названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»). Так юлианский календарь был заменен на григорианский .


Следующим днем после четвертого октября в 1582 году стало уже не пятое, а пятнадцатое октября. Однако в следующем, 1583 году, Собор Восточных Патриархов в Константинополе осудил не только григорианскую Пасхалию, но и весь григорианский месяцеслов, анафематствовав всех последователей этих латинских нововведений. В Сигилионе Патриаршем и Синодальном, утвержденном тремя Восточными Патриархами - Иеремией Константинопольским , Сильвестром Александрийским и Софронием Иерусалимским , было отмечено:

Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать Григорианской Пасхалии и месяцеслову, тот, как и безбожные астрономы, противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет им изменить или ослабить, - да будет анафема, - отлучен от Церкви Христовой и собрания верных .

Это решение в дальнейшем было подтверждено Константинопольскими Соборами 1587 и 1593 годов. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В. В. Болотов заявил:

Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения… Никейский Собор не постановлял ничего подобного. Саму отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю .

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII–XVIII веков, последними были Великобритания и Швеция. Часто переход на григорианский календарь сопровождался серьезными беспорядками, мятежами и даже убийствами. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии. В России григорианский календарь введен декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.


Разница между датами юлианского и григорианского календаря постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре такими являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском годы, кратные 100 и не кратные 400, високосными не являются.

Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем, который используют для обозначения более ранних дат, чем дата появления календаря. В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было, - по пролептическому григорианскому.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке - на 12 дней, в ХХ веке - на 13. В ХХI веке сохраняется разница в 13 дней. В XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Православная церковь России пользуется юлианским календарем и отмечает Рождество Христово и другие церковные праздники по юлианскому календарю, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики - по григорианскому. Однако григорианский календарь нарушает очередность многих библейских событий и приводит к каноническим нарушениям: так, Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют юлианский календарь, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а 8 января, а с 9901 года празднование будет происходить уже 8 марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать 25 декабря.

Приводим таблицу для расчета разницы дат юлианского и григорианского календаря:

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 - 29 февраля 1700 15 октября 1582 - 11 марта 1700
11 1 марта 1700 - 29 февраля 1800 12 марта 1700 - 12 марта 1800
12 1 марта 1800 - 29 февраля 1900 13 марта 1800 - 13 марта 1900
13 1 марта 1900 - 29 февраля 2100 14 марта 1900 - 14 марта 2100
14 1 марта 2100 - 29 февраля 2200 15 марта 2100 - 15 марта 2200
15 1 марта 2200 - 29 февраля 2300 16 марта 2200 - 16 марта 2300

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в скобках.

Например, Рождество празднуют в России 25 декабря (7 января), где 25 декабря - дата по юлианскому календарю (по старому стилю), а 7 января - дата по григорианскому календарю (по новому стилю).

Рассмотрим подробный пример. Священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров был казнен 14 апреля 1682 года. Согласно таблице, находим временной отрезок, который подходит для этого года - это самая первая строка. Разница дней между юлианским и григорианским календарем в этом промежутке времени составляла 10 дней. Дата 14 апреля здесь указана по старому стилю, а чтобы высчитать дату по новому стилю для XVII века - прибавляем 10 дней, получается, 24 апреля - по новому стилю для 1682 года. Но чтобы высчитать дату нового стиля для нашего, XXI века, необходимо к дате по старому стилю прибавить уже не 10, а 13 дней - таким образом, это будет дата 27 апреля.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома