Что такое характер как происходит его формирование. Личность и характер человека. Как формируется характер

Понятие характера. Строение и формирование характера. Характер и темперамент. Понятие психопатии и акцентуации характера.

План ответа

    Понятие характера

    Строение и формирование характера

    1. Строение характера.

      Формирование характера.

    Характер и темперамент.

    1. 4 точки зрения.

    1. Психопатия.

      Акцентуация.

    Понятие характера

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Гиппенрейтер).

Характер – старый термин. «Печать» в переводе с греческого. Характер связывают с процессами воли. То, с помощью чего человек может управлять своим поведением. Характер – формально-динамические особенности поведения человека. Исследовался с помощью наблюдения. Ученик Аристотеля, Феофаст, описал 30 типов характера. Прием, которым пользовался – наблюдал поведение человека в различных ситуациях и пытался вычленить что-то устойчивое, комплекс поведенческих особенностей (характер труса, негодяя, вождя, героя).

Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Это устойчивая система отношений. Характер есть у всех, как производная темперамента (личность в широком смысле слова).

Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем.

Выготский : Характер – социальный чекан личности, отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за социальную позицию. Он есть отложение основной линии, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций.

Характер – не природное образование, он формируется в процессе жизни человека, в состоянии включенности человека в общественные социальные отношения. Характер – совокупность сформировавшихся в ходе жизни человека устойчивых способов поведения, соответствующих направленности его личности.

    Строение и формирование характера.

    1. Строение характера.

Определяется отношением человека, т. е. то, как ведет себя человек по отношению: к себе; к другим; к делу; к предметам, вещам.

Характер – совокупность устойчивых черт, которые проявляются во всех ситуациях.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные компоненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

а) динамикой воли (насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба его воля или сильна);

б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона , который сопровождает те или иные его поступки;

в) интеллектуальными особенностями человека;

г) взаимосвязью всех этих компонентов.

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.

Другой вариант : Содержательный аспект характера зависит от среды. Каждое время рождает свои типы характеров. Они существуют как культурные явления (тургеневская девушка, новый русский). Такие типологии позволяют понять историческую природу характера.

Структура характера выделяет 2 блока:

    система отношений, 3 аспекта:

а) отношение к другим,

б) отношение к труду,

в) отношение к себе,

    волевые черты, которые определяют умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с правилами (черты, которые связаны с регуляцией).

      Формирование характера.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

Характер человека формируется с первых дней его жизни.

Немалую роль в этом играют те люди, которые находятся рядом с ним с детства, то есть его родители.

В период с 2 - 3 до 9 - 10 лет создаются оптимальные условия для формирования положительных черт характера ребенка.

Черты характера, определяющие отношение ребенка к людям, формиру­ются в самом раннем возрасте.

Черты, определяющие деловые качества, формируются позже, в детс­ких играх.

В подростковом возрасте формируются волевые черты характера, а нрав­ственные и мировоззренческие основы закладываются в ранней юности.

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяю­щими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безыни­циативность. Отношение к другим людям и к деятельности, в свою оче­редь, обусловливает отношение человека к собственной личности, к само­му себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью харак­тера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как к деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности, При изменении деят-ти меняются не только предмет, методы и операции этой деят-ти, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как к деятелю.

    Характер и темперамент.

    1. 4 точки зрения.

Характер нередко сравнивают с темпераментом , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

    отождествление характера и темперамента (Э Кречмер, А. Ружицкий);

    противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

    признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

    признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо также отметить роль в образовании динамических стереотипов также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляют социальные воздействия.

Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

      Отличие характера и темперамента.

    Понятие психопатии и акцентуации.

    1. Психопатия.

Психопатия – пограничное поведение между нормой и патологией. 3 критерия психопатии Ганнушкина-Кербикова: 1. Тотальность проявления характера. Ведет себя так везде, вне зависимости от ситуации. 2. Стабильность во времени. Акцентуированный характер в подростковом возрасте или при личностном кризисе. Психопатии всегда. 3. Социальная дезадаптация. Черты характера мешают человеку нормально приспособиться к жизни в обществе.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - страдание, болезнь) - аномалия характера человека, обычно обусловленная врожденной неполноценностью нервной системы.

Основные нарушения при психопатии касаются эмоционально-волевой сферы. Для психопатов прежде всего характерны неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к возникновению депрессивных и навязчивых состояний и т. п. Психопатия может возникать у лиц, перенесших в молодом возрасте энцефалит, травму головы, а также в результате неправильного воспитания.

Если три признака – психопатия, если два признака – сильная акцентуация. Выделяют следующие виды пссихопатии:

стенический - характеризуется повышенной раздражительностью в сочетании с быстрой истощаемостью;

возбудимый - характеризуется неадекватностью эмоциональных реакций на внешние раздражители, склонностью к бурным вспышкам гнева, агрессии;

истерический - этому виду П. свойственна повышенная эмоциональная подвижность, впечатлительность, внушаемость, эгоцентризм;

паранойяльный - характеризуется повышенной подозрительностью, недоверчивостью, высокой самооценкой, склонностью к сверхценным идеям.

Ганнушкин: психопатии.

Группа циклоидов (I – II как ее полюса).

Конституционально-возбужденная группа.

Выражение МДП. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов (следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды.

Конституционально-депрессивная группа.

Основной признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность.

Группа лабильных.

Неустойчивость эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность. Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении.

Группа неврастеников .

Болезненная чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение к физическому и психическому здоровью.

Группа психастеников .

Чрезмерная нерешительность. Нет внутренних средств для принятия решений. Компенсация с помощью внешних (гороскопы и др.) средств. Даже собственное решение принимает с опорой на внешние средства (Л. Н. Т.: «Воскресение», заседатель суда).

Группа параноидов.

Склонность к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других и относится к ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он – резонер (человек, склонный к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не оригинален.

Группа эпилептоидов .

Ключевые признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до предела. Часто что-нибудь коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями, склонен тренироваться один.

Группа истероидов .

Необходимость привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки. Склонность к фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай – фанатик.

Группа неустойчивых .

Невозможность действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца.

Группа конституционально-глупых .

Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения.

      Акцентуация.

Ак­центуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии.

Типология Личко:

    Гипертимный характер. Живой, энергичный, подвижный, общительный…, как правило, хороший позитивный эмоциональный настрой. Эмоциональная нечувствительность (Ю.Б.).

    Истероидный (демонстративный) – главное быть в центре внимания, присущ актерам и политикам.

    Эпилептоидный – тоже активный, но активность направлена на господство над другими, для него главное власть. Дети рано обнаруживают свой тип, они играют только с младшими. Преобладает дисфория (негативный эмоциональный настрой). Вырабатываются два модуса поведения: отношение к подчиняющимся и отношение к тем от кого они зависят. Общение с равными его тяготит.

    Циклоид – до полового созревания он был гипертим. Резкая смена настроения. Фазы достаточно длительные.

    Лабильный или эмоционально лабильный . Постоянная очень частая, немотивированная смена настроения.

    Астеноневротический тип . У физически слабого с раннего возраста или с рождения проявляется чаще всего. Чрезвычайная усталость физическая и психическая. Иппохондричность (все сводится к болезни).

    Сензитивный – тонкий, чувствительный. Высокая эмоциональная чувствительность. Тактичны и ожидают этого от других. В то же время они закомплексованы. Излишне скромны, мягки, что вызвано заниженной самооценкой.

    Психастеник (между сензитивом и астеником). Дети, которые с раннего детства обнаруживают тягу к интеллектуальной деятельности. Много читают, мало играют. Излишняя рационализация.

    Шизоид – полная противоположность гипертиму. Интроверт, высокий порог эмоциональной чувствительности. У детей трудности в общении со сверстниками. Предпочитают интеллектуальные виды деятельности физическим.

    Конформный тип. Самый консервативный тип. Все новое страшит, вызывает настороженность.

    Неустойчивый тип. Самый слабый тип характера, безволен, стремится к удовольствию, но бороться за него не может. У него отсутствует воля. Становится рабом в руках людей, которые могут обеспечить ему легкий путь к удовольствию.

    Смешанный тип. Получается в результате тестирования. Нужны дополнительные способы исследования.

Леонгард. Он выделяет следующие типы акцентуаций:

1) Демонстративный тип. Главная особенность демонстративной личности – потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.

2) Застревающий тип. Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний.

3) Педантичный тип. Хорошо заметными внешними признаками этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность.

4) Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения.

5) Гипертимический тип. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении.

6) Дистимический тип. Дистимическая личность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни.

7) Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких.

8) Экзальтированный тип. Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция.

9) Эмотивный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций.

10) Циклотимический тип. Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний.

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.).
Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:
- личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;
- средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий - все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами). Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярёва”

Кафедра ОП и А

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

Тема: Формирование характера

Руководитель: Е.А. Муравьева

Исполнитель: О.Т. Огарева

ст. гр. МС - 105

Ковров 2007

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера

1.2 Структура характера

1.3 Типология характеров

2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

2.1 Акцентуация характера

2.2 Классификация акцентуаций характеров у подростков Личко

3. Формирование характера

Заключение

Список использованной литературы

1. Общие сведения о характере

1.1 Понятие “характера”

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter - печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Характер наряду с темпераментом является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен.

В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это могут быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие: это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества - эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе ,самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое - человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности . При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты . При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные . Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.

Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят, инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Все черты или качества личности значимы для нее. Но у каждого конкретного индивида среди черт характера, некоторые выступают как основные , ведущие, задающие общую направленность всего комплекса проявлений. Наряду с этим существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

1.2 Структура характера

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Психологи с помощью факторного анализа на большом числе испытуемых установили, какие черты личности коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие слабо коррелируют. Положительно коррелирующие черты - это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании У. Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то он сбольшой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Повышенной тревожности, как правило, у него не будет. Любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Такая же отрицательная корреляция, например, существует между трусостью и инициативностью. Если человек трус, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерных для инициативности, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Трус боится такой ответственности, всячески избегает ее.

Однако отрицательная и положительная корреляция черт характера не абсолютна. Поэтому в жизни часто встречаются как противоречивые, так и цельные характеры. Цельный характер - это характер, в котором преобладает положительная корреляция его черт.Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характеров вычленить их определенные типы, наделенные общими чертами. В психологии существует ряд типологий характеров, построенных на различных основаниях.

Чужая душа – потемки. Это изречение известно всем нам. Каждый человек имеет свой неповторимый внутренний мир. Любое, даже незначительно событие приносит изменения в то, что происходит у нас в мыслях, а значит и в характер. Поведение человека, его реакция на то или иное событие полностью зависит от характера. Чтобы выяснить, откуда у нас появляются различные черты личности нужно понять, как формируется характер.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Юлиус Банзен первым написал учение об основах формирования характера. Набор определенных черт личности – так он объяснял сущность характера. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг – ученые и психологи, имеющие мировое значение. Они считали, что формирование характера происходит вне нашего сознания и формируется различного рода потребностями, в том числе и половой.

Как формируются черты характера

Процесс формирования нашего характера непрерывен. То есть формируется характер на протяжении всей жизни. Вначале у человека имеется определенный набор черт и особенностей, которые обусловлены его генетическими особенностями. Далее в процессе жизни человек получает новые качества личности в результате взаимодействия внутри социальных групп.

Возраст, с которого начинается формирование характера, определить невозможно, это строго индивидуальная особенность. Часть психологов считает, что это процесс начинается с рождения, а часть что примерно с возраста двух лет. Примерно с года до десяти лет жизни ребенка происходит заложение фундамента характера. В эти годы ребенок особенно остро воспринимает то, что происходит вокруг него, в какой среде он растет. Кроме того, на формирование характера влияют физиологические механизмы, которые также индивидуальны.

Еще один фактор, имеющий влияние на формирование характера это взаимодействие ребенка со сверстниками. Ребенок, активно общающийся с другими детьми, в дальнейшем вырастет в человека, который умеет общаться с людьми и уверен в себе.

Особенности формирование характера в разных возрастных группах

Школьный возраст так же имеет свои особенности. В этот период закладывается эмоциональный фундамент личности. Огромное влияние имеют сверстники и родители. Также важно влияние СМИ, какую именно информацию получает ребенок. К 15 годам человек имеет набор качеств и черт, которые останутся неизменными на всю оставшуюся жизнь. Далее многие черты будут зависеть от самого человека, от его решений, которые он будет принимать в течение жизни. Это касается и положительной и отрицательной стороны. Человек может получить образование и сделать карьеру, а может употреблять алкоголь, курить и быть бездельником. Какую дорогу он выберет - будет зависеть от самого человека.

В 25 лет человек имеет более или менее сформированный набор черт личности. У человека появляется самостоятельность и ответственность за свои поступки.

После 30 лет кардинальных изменений в характере человека не происходит. Все что происходило с личностью, уже не изменить. Исключение бывают в случае перенесенного сильного стресса или серьезных болезней. Около 50 лет настает период в жизни, когда человек живет только настоящим и уже не мечтает так, как в 20 лет. С течением жизни все больше места занимают различные воспоминания прошлых лет. Грустные и веселые, значительные и мелочи, многое остается в прошлом.

На формирование характера в детском возрасте влияют в основном социальная среда и родители. Но со временем все большее влияние на свой характер производит сам человек, принимая те или иные решения. Только работа над собой изменяет характер к лучшему.

Источник -

Соотношение характера и темперамента

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. И. П. Павлов говорил, что характер представляет фенотип или сплав врожденного (генотипического) и приобретенного (паратипического), но у человека роль приобретенного опыта и обусловленных им свойств особенно велика.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы поведения и способы эмоционального реагирования.

Понятия темперамент и характер в психологии различаются. Темперамент понимается как “природная основа” или “динамическая основа” характера.

Психические свойства темперамента образуют основу свойств характера, но не предопределяют их. Включаясь в развитие характера (преобразуясь в черты характера) свойства темперамента претерпевают изменения в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути. Сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности.

Этапы формирования характера

Сензитивным периодом для становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Начало формирования этих черт характера относится к раннему детству, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость, добросовестность, – складываются несколько позже, в дошкольном возрасте. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре , особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Следует отметить, что в характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые получают поддержку (положительное подкрепление). Большое значение в воспитании характера имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности . Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.



С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив, общение со сверстниками и учителями. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Вместе с тем характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Но то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.



Таким образом, характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.

Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Иными словами, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома