Помимо Центральной Америки крупный регион своеобразной культуры сформировался в северной части Южной Америки, населенной индейскими народами кечуа. Их великая империя сложилась в первой половине II тысячелетия до н.э. и занимала территорию нынешнего Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины, и Чили. Пика своего расцвета культура народов кечуа достигла в XII-XVI вв., когда их возглавило племя инков. Инки создали государство Тауантинсуйу, которое контролировало каждого члена общества, обеспечивало его всем в достатке и строго следило за нравственностью и порядком. Единственный, или Великий, Инка, правивший государством, был обожествлен и являлся олицетворением бога солнца. Инки называли себя сыновьями солнца, и золотой диск с человеческим лицом служил предметом их официального культа. С солнцем отождествлялся и главный бог земли и воды Виракоча, который, согласно космогоническому мифу, создал в озере Титикака солнце, луну и звезды, а затем сделал из камня человеческие фигуры, назначив каждому племени свою область. Об этом свидетельствует хайли - гимн в честь бога;
Основа жизни, Рядом с миром?
о Виракоча! В центре мира?
Бог вечно близкий, Среди туч?
хозяин одежд, Среди теней?
излучающих сиянье! Услышь меня,
Бог творящий! отзовись мне!
Бог охраняющий! Позволь мне жить
Создающий все сущее до конца времени,
наречением имен: долгие годы.
«Это пусть будет мужчиною, Дай мне силы,
это пусть женщиной будет!» если устану.
Где ты, солнцеликий? Где бы ты ни был,
Вне мира? о Виракоча!
В своем Верхнем мире, местопребывании богов, Виракоча, подобно Великому Инке, был окружен многочисленными родственниками, первое место среди которых занимали Мамакилья (Мать-Луна), «владычица влаги», покровительница дождей, и Пачамама (Мать-Земля), покровительница плодородия. Мамакилье посвящались многочисленные хайли, где ее называют то Царевной дождя:
Ты ж, Царевна,
ты уходишь
и из урны
дождь струишь.
А порою град бросаешь,
устремляешь
белый снег.
то Владычицей:
Владычица Мать-Луна»
по доброте твоих вод,
по ласке твоих дождей
мы в плаче
Дождем ты нас одари,
твой раб -
так молит тебя.
Главным религиозным центром и столицей империи инков стал город Куско с обилием дворцов и храмов, облицованных снаружи и изнутри золотыми пластиками. Дворцы и храмы так же, как и центральноамериканские, возводились на высоких платформах и завершались кровельным гребнем. Однако, как правило, такие пирамиды, имевшие в плане круглую форму, предназначались для коллективных захоронений. Здания же для жилья и религиозных обрядов чаще всего представляли собой узкие одноэтажные помещения массивной каменной кладки, сгруппированные вокруг центрального двора. На фасаде без окон располагалась всего одна дверь, через которую проникал свет; других источников освещения не было. Внутри помещений в толще стен находились трапециевидные ниши для бытовых и культовых предметов.
Одним из наиболее выдающихся сооружений инков был главный Храм Солнца в Куско. Он обнесен тройной стеной, гладко вытесанные камни которой плотно пригнаны друг к другу без применения раствора. Единственной вход с Площади Солнца вел в главное святилище Солнца с изображением бога в виде громадного диска из литого золота, украшенного драгоценными камнями. По периметру располагались еще пять помещений меньшего размера - святилища Луны, планеты Венера, грома, зари, радуги и звезд. Вокруг Храма Солнца группировались помещения жрецов и служителей, стойла для жертвенных лам и знаменитый золотой сад инков, где деревья, цветы, птицы, животные и фигуры людей были изготовлены из золота. В целом инкская архитектура отличалась монолитностью, аскетизмом, геометрической простотой и отсутствием декора, если не считать опоясывавших здания золотых пластин в четыре ладони шириной и четыре пальца толщиной.
Наибольшие успехи были достигнуты в ювелирном искусстве и мелкой пластике. Многочисленные золотые изделия, широко распространенные у народов Южной Америки, породили легенду об Элъ-Дорадо - золотом человеке, управлявшем страной, где из золота изготовлялись все предметы.
Согласно обычаю, в праздничный день верховный повелитель страны, намазанный клейким соком растений и осыпанный порошком из измельченного золота, погружался при восходе солнца в священные воды озера Гуатавита, тем самым принося подношения божеству озера, а прочие верующие бросали в воду золотые вещи, главным образом статуэтки божеств и правителей.
Характерными чертами золотой пластики индейских племен являются плоскостность изображения, нарочитый схематизм, фронтальность поз и неестественность пропорций. Фигуры приземисты, голова несоразмерно велика, шея отсутствует, руки, как правило, покоятся на животе или прижаты к груди. Привлекают внимание широкое лицо и крупный нос с преувеличенно большими ноздрями. Особенность многих изображений - наличие четырех крупных клыков: двух на
нижней и двух на верхней челюсти, заходящих друг за друга и свидетельствующих о широком распространении культа ягуара или пумы у древних племен Южной Америки.
Основным видом пластики у народов Перу была фигурная керамика, покрытая росписями: на белом, кремовом, желтоватом фоне коричневой или черной краской изображались эпизоды повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество, боевые сцены) и мифологические сюжеты. Уникальным явлением инкской керамики стали сосуды в виде человеческой головы с ярко выраженными индивидуальными чертами - надменного повелителя области в нарядном головном уборе, слепой старухи, молодой женщины с распухшей и подвязанной щекой, старого воина с вытекшим глазом.
Наряду с «лицевыми сосудами», изображающими определенные психологические или социальные типы (пленный, спящий, роженица, калека, носильщик воды, музыкант, воин), распространенными были сосуды с фантастическими образами: человек-пума, человек-обезьяна, человек-земляной орех и т.д. Эти сосуды имели угольно-черную блестящую поверхность. И золотой и керамической пластике не был свойственен зооморфизм, присущий культурам майя и ацтеков.
Инки также являлись создателями особенной поэтической традиции. Помимо гимнов и обрядовых песен, посвященных небесным светилам, посевам, сбору урожая, изгнанию болезней, сложился лирический жанр арауи - любовной песни, который справедливо считается одним из самых изысканных в мировом поэтическом искусстве. Коллективные песни-танцы ауаки, носящие игровой характер, исполнялись хорами юношей и девушек, причем мужское начало олицетворялось образами солнца, огня, женское - звезды, воды, снега:
Юноши Оттого, что ты звезда,
ты во тьме горишь всегда,
Девушки Ты на мой далекий зов,
поспешай без лишних слов.
Биосферы-2
В начале 90-ых, в американской пустыне Аризона был водворён в жизнь масштабный проект, получивший название «Биосфера-2» («Биосферой-1» является наша планета Земля). Эта искусственно-созданная замкнутая биосфера была первой масштабной попыткой моделирования процессов, происходящих в естественных экосистемах Земли. По мнению авторов проекта, полученные в ходе эксперимента результаты могли бы очень пригодиться во время длительных космических перелётов.
Комплекс «оранжерей», полностью изолированных от окружающей среды (даже атмосферного воздуха) занял около 1,5 га, объём атмосферы «Биосферы-2» составил около 204 тыс. м 3 воздуха. В гигантскую «теплицу» было «заключено» около 3000 видов животных и растений, а также 8 представителей Homo sapiens. К «услугам» разумных обитателей «Биосферы 2» были семь различных биомов: тропический лес, пустыня, саванна, океан с небольшим коралловым рифом и мангровым эстуарием, агроценоз, в котором колонисты выращивали продукты питания (овощи, фрукты и скот), а также жилой блок. Видовой состав живых организмов был подобран, чтобы наилучшим образом имитировать биосферный круговорот веществ, включающий продуцирование и разложение органики, в том числе и естественное разложение отходов жизнедеятельности людей.
Искусственно воссоздать биосферу Земли оказалось не таким простым делом. Колонисты столкнулись с множеством серьёзных проблем. Одной из главных проблем оказалось то, что растения не смогли вырабатывать необходимое количество кислорода. Содержание кислорода в атмосфере «Биосферы-2» снизилось с 21% до 15%, в результате пришлось подкачивать кислород из внешней среды. Два года (с 1991 по 1993 год) жители искусственной биосферы жили в условиях постоянного кислородного голодания (аналогичное кислородное голодание испытывают альпинисты на высоте 4 км). Учёные предполагают, что существенную роль в повышенном потреблении кислорода сыграли почвенные микроорганизмы.
Вторая проблема, с которой столкнулись люди — это нехватка пищи. Площади агроценоза «Биосферы-2» оказалось недостаточно, чтобы обеспечить 8 человек пищей в достаточном количестве. Для решения этой проблемы пришлось увеличить плотность засева зерновых, а также высадить в тропическом лесу бананы и папайю.
Третья проблема, которая значительно осложняла жизнь людей в изолированной экосистеме — это неконтролируемый рост численности насекомых-вредителей. Пищевые цепи искусственных экосистем «Биосферы-2» оказались неполными, и численность насекомых-вредителей в отсутствие врагов стала неуклонно расти. В изолированных от внешней среды условиях «Биосферы-2» использование инсектицидов для борьбы с насекомыми-вредителями неоправданно, так как процессы самоочищения в таких небольших экосистемах проходят очень медленно, а это значит, что отравление химикатами всех обитателей, в том числе и людей, будет неизбежно. Для решения этой проблемы колонистам пришлось собирать вручную насекомых-вредителей, а также разводить их естественных врагов.
Биом пустыни просуществовал недолго. По утрам влага конденсировалась на стеклянной крыше «Биосферы-2» и искусственным дождём падала вниз. Спустя некоторое время после начала эксперимента пустыня стала зарастать травой.
В ходе проведения эксперимента некоторые проблемы оказались весьма неожиданными. Так отсутствие ветра пагубно сказывалось на некоторых видах древесной растительности. В отсутствие давления ветра на ствол и ветви деревьев, механические ткани древесины оказались недостаточно развитыми. В результате стволы и ветви деревьев становились хрупкими и ломались под тяжестью собственного веса.
С 1996 года «Биосфера-2» находилась в ведении Колумбийского университета, который продолжал дальнейшие исследования, но уже без участия человека. Некоторые биомы научно-исследовательского комплекса были доступны для экскурсантов. В 2005 году «Биосфера-2» была выставлена на продажу.
Что представляет собой «Биосфера-2» в 2010 году Вы можете увидеть на фото, сделанных Noah Sheldon .
4. Однажды ученый-натуралист, который занимался изучением жизни птиц, заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде крупную рыбу. Это была свежая щука. Какая птица поселилась в этом гнезде? (Это гнездо принадлежит крупной хищной птице - скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному ныряльщику: бросается вниз, ныряет и хватает свою добычу.)
5. Что вы знаете о «Биосфере-2»? (Она находится в Аризонской пустыне. Это огромное сооружение. Создано американскими учеными. Оно изолировано от окружающей среды. Цель эксперимента - получить необходимую для ученых информацию, чтобы улучшить положение дел в большой биосфере. Все системы «Биосферы-2» действуют в соответствии с закономерностями функционирования естественных экосистем на основе замкнутых циклов.)
6. Какое растение называют живым светофором? (Это медуница, которая занесена в Красную книгу. Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось.)
7. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.)
8. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на Земле.)
9. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.)
10. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель -рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)
Ведущая.
Ее Величество Земля
Нас жалует своим визитом.
Сейчас выходит к нам она
Вся в окружении природной свиты.
Выходят ребята в костюмах животных, деревьев, рыб, цветов и т. д.
Ведущая (обращаясь к Земле, это может быть девочка в стилизованном костюме).
Ваше Величество, земной народ спешит,
Верительные грамоты сейчас он вам вручит.
Представитель команды «Родник» вручает грамоты.
Ученик из команды «Родник».
Ваше Величество Земля!
Ваши леса, луга и реки,
Ваши безбрежные поля
Очаровали нас навеки.
Мы понимаем, наша жизнь
В залоге у вашей природы.
И, разоряя все вокруг,
Мы все нищаем год от года.
Беднеем телом и душой,
Рискуем все своим здоровьем.
А нам бы надо отнестись
К земле, природе
С нежностью, любовью.
И защищать Вас, и беречь,
Всем потому что нам известно,
Земля - наш дом.
Ее хранить -
Кодекс землянина,
Кодекс ума и чести!
Представитель команды «Лесник» вручает грамоты.
Ученик из команды «Лесник».
Моя Земля, ваше зеленое Высочество,
Сбылись не лучшие все древние пророчества.
Все потому, что современный человек
Забыл, что у природы есть свой век!
Забыл о том, что лес долго растет,
Что грязная вода болезни принесет,
Что воздух, гарью, дымом заражая,
Своими легкими он сам его вдыхает.
И землю засоряя, вырубая,
Он в никуда бездумно так шагает.
Ваше Высочество, планета голубая,
Мы, молодые, вдохновенно заверяем,
Что будем Вас щадить, оберегать,
Вашу природу по науке защищать.
Ведь нашим внукам-правнукам
На вашей земле жить!
Ведущая предлагаем участникам турнира ответить на вопросы очередного задания.
Викторина «Человек и биосфера»
1. Что такое загрязнение? (Загрязнение - это поступление вредных веществ в среду обитания. Некоторые загрязнители оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Антропогенное загрязнение (результат активной деятельности человека) превосходит природное, которое может быть вызвано наводнениями, землетрясениями, извержениями вулканов и т. д. Виды загрязнения: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое.)
2. Почему меняется климат? (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)
3. Какое море умирает? (Аральское море. Начало этого процесса - 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.)
4. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.)
5. В чем заключается опасность роста употребления энергии? (Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей.)
6. Что является самым экологичным источником энергии? (Этот источник — экономия энергии (мнение немецкого ученого Д. Зайфрида). Для этого необходимо строить и производить дома и приборы с высокой теплоизоляцией.)
7. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)