Проект «Быль-сказка А.Платонова «Неизвестный цветок» в иллюстрациях»
Выполнили
обучающиеся 6-Б класса МОУ «Средней школы № 1» г. Джанкоя
Руководитель проекта
Равдис О.Н.
учитель русского языка и литературы
А. Платонов «Неизвестный цветок»
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю...
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок.
Рисунок Смирнова Никиты
Нечем было ему питаться в
камне и в глине; капли дождя,
упавшие с неба, сходили по
верху земли и не проникали до
его корня, а цветок все жил и
жил и рос помаленьку выше.
Он поднимал листья против
ветра, и ветер утихал возле
цветка; из ветра упадали на
глину пылинки, что принес
ветер с черной тучной земли;
и в тех пылинках находилась
пища цветку, но пылинки были
Днем цветок сторожил
ветер, а ночью росу. Он
трудился день и ночь,
чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои
листья большими, чтобы
они могли останавливать
ветер и собирать росу.
Однако трудно было
цветку питаться из одних
пылинок, что выпали из
ветра, и еще собирать
для них росу.
Но он нуждался в жизни
и превозмогал терпеньем
свою боль от голода и
усталости.
Лишь один раз в сутки
цветок радовался: когда
первый луч утреннего
солнца касался его
утомленных листьев.
Цветок, однако, не хотел
жить печально; поэтому, когда
ему бывало совсем горестно,
он дремал. Все же он
постоянно старался расти…
В такое время листья его
не могли напитаться полной
силой и стать зелеными:
одна жилка у них была
синяя, другая красная,
третья голубая или золотого
Это случалось оттого,
что цветку недоставало
еды, и мученье его
обозначалось в листьях
разными цветами. Сам
цветок, однако, этого не
знал: он ведь был
слепой и не видел себя,
какой он есть.
В середине лета цветок
распустил венчик вверху. До
этого он был похож на
травку, а теперь стал
настоящим цветком.
И вот шла однажды
девочка Даша мимо
того пустыря. Она
жила с подругами в
пионерском лагере, а
нынче утром просну-
лась и заскучала по
матери. Она написала
матери письмо и
понесла письмо на
станцию, чтобы оно
скорее дошло.
Она пошла в пустырь и
увидела около камня тот
маленький цветок. Даша
никогда еще не видела
такого цветка - ни в поле,
ни в лесу, ни в книге на
картинке, ни в
ботаническом саду, нигде.
Она села на землю возле цветка и спросила его:
Отчего ты такой?
Не знаю, - ответил цветок.
А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал,
что сказать. Но он
впервые кто-то смотрел
на него, и он не хотел
обидеть Дашу
молчанием.
Оттого, что мне
трудно, - ответил
цветок. - Я один живу.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша велела всем вздохнуть и сказала:
Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре…
Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего
цветка уже не было. Должно быть
он умер в минувшую осень. И
Даше стало грустно, что нету
прежнего цветка…
Она пошла обратно и вдруг
остановилась. Меж двумя тесными
камнями вырос новый цветок -
такой же точно, как тот старый
цвет, только немного лучше его и
еще прекраснее.
Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
С
П
А
С
И
Б
О
!
МКОУ «ТАБАЧНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дембицкая О.В., учитель ИЗО
Шмидт В.и., учитель литертуры
БИНАРНЫЙ УРОК (ИЗО + литература) по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»
Тема урока:
Искусство иллюстрации. Слово и изображение в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок»
Цели урока
:
Создать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей для раскрытия взаимосвязи и взаимодействия литературы и живописи;
Формировать знания учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением, развивать навыки работы над иллюстрацией;
Обобщить и закрепить знания о средствах художественной изобразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение);
Учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками, карандашами; воспитывать художественный, эстетический вкус;
Развивать творческое воображение, образное мышление через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою;
Научить детей отражать в рисунке основные образы художественного произведения;
Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую и познавательную активность;
Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.
Задачи урока:
- личностные
- формировать бережное отношение к Земле, трудолюбие;
Интерактивная доска, презентация, листы А – 3 с текстом, карточки для самооценки, акварель, карандаши (простой, цветные), восковые мелки;
На доске эпиграф:
Если бы каждый человек
земля наша!
А.П.Чехов
Ход урока
I
. Оргмомент.
Приветствие
II
. Мотивационное начало урока
Учитель ИЗО -
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Учитель литературы-
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Учитель ИЗО:
У нас сегодня необычный урок – бинарный. Это два в одном: урок изобразительного искусства и урок литературы. На уроках ИЗО вы уже познакомились с работами художников, которые создают законченный образ литературным произведениям. Через них учимся воспринимать красоту мира.
Учитель литературы
: На уроках литературы мы познакомились с произведениями А.Платонова, который призывал любить людей, украшать Землю. Он справедливо считал, что только любовь и труд смогут объединить распавшуюся Вселенную.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока: Слайд 1
Если бы каждый человек
на куске земли своей сделал бы всё,
что он может, как прекрасна была бы
земля наша!
А.П.Чехов
А что такое эпиграф?
(ответы детей) В данном случае произведением будет являться наш с вами урок.
Основная мысль урока - наша земля и человек, живущий на ней, прекрасны! Только надо трудиться, чтобы земля цвела. Обобщив знания о средствах художественной изобразительности, которые использовал Платонов в рассказе «Неизвестный цветок», постараемся отразить в рисунке основные образы произведения .
Учитель ИЗО:
Сего дня на уроке мы будем говорить об иллюстрации как о форме взаимосвязи слова и изображения. Слайд 2.
Каждый из вас на уроке будет художником – иллюстратором и создаст иллюстрацию к отрывку из произведения Андрей Платонова «Неизвестный цветок». - -Какие ассоциации у вас возникают со словом «цветы»? Цветы –
это чудесное творение природы . Они ассоциируются с чем – то добрым, светлым, радостным. Они вдохновляли многих мастеров искусства. Музыканты раскрывали их красоту – языком звука (Слайд 3) , писатели – языком слова, а художники – языком цвета и линий. Я приглашаю вас на выставку «Известные цветы». Многие великие художники рисовали цветы на протяжении всей своей жизни: садовые, полевые цветы, реже – срезанные цветы в вазах.
Охарактеризуйте увиденные « известные » цветы, с помощью прилагательных - эпитетов.
“Известные” цветы
Определения (эпитеты)
Клод Моне “Ваза с пионами” Слайд4
Нежные, пушистые, живые
«Подснухи» Винсент Ван Гог Слайд 5
Сочные, яркие, крепкие, осенние
«Букет цветов, бабочка и птичка» Фёдор Толстой Слайд 6
Нежные, тонкие, хрупкие, красивые, царственные
«Неизвестный цветок» Слайд 7
Тоненький, одинокий, слабенький
Учитель ИЗО.
Среди цветов знаменитых мастеров есть один –НЕИЗВЕСТНЫЙ. Подберите к его описанию эпитеты.
Учитель литературы
:
Вы заметили какую-то особенность при подборе эпитетов к образам цветов, изображённых кистью художников, и к образу неизвестного цветка? (1- эпитеты характеризуют КРАСОТУ цветов, 2 - эпитеты помогают понять НАСТРОЕНИЕ цветка, его характер). Почему?
Он наделён чувствами, которые испытывает живое существо, борется, как настоящий герой.
III
. Работа над темой урока
1. Актуализация знаний
Учитель ИЗО.
Как вы думаете, какая работа на нашей выставке лишняя? Слайд 8
Почему? (это иллюстрация)
Для кого А.Платонов писал свою сказку? Слайд 9
(В руках держу две книги). Что отличает книгу для детей, от взрослой книги? (Иллюстрации). - Из каких двух главных составных частей состоит детская книга? (текст и иллюстрация) - Как они взаимосвязаны в книге? (иллюстрация дополняет, поясняет текст)
Иллюстрация сопровождает текст и привязана к его содержанию. Что же может узнать по иллюстрации читатель? (место действия, эпоху, костюмы, образ героев, портрет, приметы исторической эпохи)
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
– это изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи. Слайд 10
- Какие основные требования может предъявлять ребёнок к иллюстрации? (ясность, простота, выразительность). В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации для книг, ведь на нём лежит огромная ответственность не только за то, чтобы образы соответствовали содержанию, были яркими и точными, но и учили добру, справедливости, смелости и всему хорошему. – Мы можем гордиться работами таких российских мастеров книжной графики, как Васнецов, Е.И.Чарушин, Александр Лебедев и др., вошедших в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. (Слайды 11-13)
2. Подготовка к работе в группах
С чего надо начать работу над созданием иллюстрации? 1)Знакомство с содержанием текста.
Учитель литературы:
Сказка-быль «Неизвестный цветок - это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера. В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова: о победе человека над смертью , об огромной силе созидающего труда, о великом братстве всего во Вселенной. О чём эта сказка?
Чтение отрывков на фоне демонстрации видеоролика.
Учитель ИЗО:
2) Чтобы иллюстрация стала украшением книги, необходимо обдумать её замысел.
Учитель литературы:
Беседа с классом. Работа с текстом.
К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? (автор использует такой литературный прием, как
олицетворение
)
.
Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.
Постарайтесь и вы вдохнуть жизнь в свои иллюстрации.
Как описывается место, где вырос цветок? Образы
– старые серые камни, сухая мертвая глина, голый каменный пустырь
Каким запомнился вам цветок? Какое сравнение помогает понять его красоту? (Большие листья, венчик светлый, как звезда, лепестки разноцветные)
Маленький цветок – на огромной земле
Учитель ИЗО:
3) Итак, вы приступаете к выполнению линейной композиции иллюстрации.
Две группы у нас будут оформлять книгу. I группа «Графики» - работает простым карандашом. II группа «Художники» – работает в цвете; III группа «Дизайнеры» – будет заполнять будет заниматься ландшафтным дизайном, заполнять пустырь цветами, создавая свой образа. В конце урока каждая группа представит свой продукт.
Учитель литературы:
Как жаль - я не умею рисовать,
И краской на холсте не воссоздать
Ни красоту цветов, ни прелесть неба.
Мне не подвластны кисть и карандаш,
Пастель не подчиняется мне тоже,
А на словах, увы, не передашь,
На что цветок становится похожим!
Вы умеете рисовать, у вас всё получится!
3. Работа в группах, оформление иллюстрированных книг.
4.Обобщение.
Учитель литературы:
А.Платонов высказал заветную мечту о совершенном будущем человечества , где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы. На чём должно держаться это будущее?
Слайд 14
Любовь. Труд. Единение. Добро. Сила духа и …
Благодаря кому цветок-сын вырос более красивым? (Благодаря цветку-отцу
)
Прекрасно, когда дети вырастают умнее, красивее, лучше своих родителей. Значит, о ком не должны забывать люди будущего? О родителях! Что поможет не забыть их?
Память!
Учитель ИЗО:
Платонов верит, что любовь и добро помогает людям объединиться и преодолеть все преграды.
Вы тоже на уроке помогали друг другу и справились со своим заданием. Если люди во всём мире научатся решать проблемы мирным путём, то планета Земля будет благоухать травами и цветами. Она расцветёт, как наш пустырь. Таким его сделала группа «Дизайнеры». Ребята из групп «Графики» и «Художники» создали свои иллюстрированные книгу. Думаю, вашу работу оценят гости, а вы оцените свою работу на уроке с помощью карточек – цветков.
teachers -> С. Н. Баранова, учитель математики высшей категории, руководитель шмо мбоу «Лицей №36» г. Калуги Возможности организации исследовательской деятельности на уроках математики в рамках реализации требований фгос в образовательном процессе
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ () Будущий писатель Андрей Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился в многодетной семье слесаря- железнодорожника Платона Климентова. С детства познал нищету, голод, батрачество. Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с четырнадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов прошёл через много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, литейщик, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начинает писать стихи, рассказы, повести.
В конце 20-ых годов он полностью отдается литературной работе, сменив свою фамилию на псевдоним Платонов. Литература становится главным делом жизни. Творческая судьба писателя была тяжела, как ни у кого другого. Его не печатали при жизни. В последние годы жизни Платонов нищенствовал. В Литературном институте, куда ему удалось устроиться, для него нашлось только место дворника. После долгого запрета проза и драматургия писателя вернулись к читателю только в 1990-х годах. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.
В 1944 году у Андрея Платонова открылся туберкулёз, из-за которого в последние годы он был прикован к постели. От этой болезни писатель и умер семь лет спустя, 5 января 1951 года. А незадолго до смерти, в ноябре-декабре 1950 года, Платонов написал сказку -быль «Неизвестный цветок», которую подарил дочке Маше.
УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ЖИЛ ЦВЕТОК «… лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина». «Нечем было ему питаться в камне и глине». «…цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья». «…трудно было питаться от одних пылинок, что выпали из ветра». «…цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами».
«ОН ТРУДИЛСЯ ДЕНЬ И НОЧЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ И НЕ УМЕРЕТЬ» «…цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше». «Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости» «Цветок, однако не хотел жить печально». «…стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь»
ГОД СПУСТЯ «…пустырь теперь стал другой, он зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка- труженика». «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне».
Первая строчка - одно существительное. Вторая строчка - два прилагательных. Третья строчка - три глагола. Четвёртая строчка - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов. Последняя строчка - это слово, которое позволяет выразить к теме личное отношение. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических сил.
Быль - то, что в действительности происходило, реальные события.
Произведение (рис. 2)
Рис. 2. Произведение ()
Автор подчеркивает борьбу цветка за свою жизнь, его радости. В тексте мы наблюдаем за чувствами девочки Даши, которая скучает по матери, за ее восприятием цветка. Мысль автора заключается в том, что не каждый человек может почувствовать, разглядеть красоту, а Даша может.
Рассказ наводит читателя на мысли об упорстве и стремлении преодолеть трудности на своем пути, ведь человек ждут испытания, и их нужно переносить с достоинством и мужеством, бороться за свое счастье.
Список литературы
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. - М.: 2013. - 396 с.
Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. В 2 частях / Под ред. Ладыгина М.Б. - 13-е изд. - М.: 2012. - 256 с.
Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. - М.: 2011. - 272 с.
Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. - 20-е изд. - М.: 2012. Ч. 1 - 319 с.; Ч.2 - 2009, 303 с.