Романтические визуальные новеллы на русском. Визуальные новеллы

Сюжет в компьютерной игре как минимум настолько же важен, как геймплей и графика. А если геймплею и графике почти не уделяется внимание, сюжет приобретает абсолютное значение. Именно ради него люди ищут и покупают визуальные новеллы, или визуальные романы – произведения игровой индустрии, которые играми-то называются лишь условно. В некоторых из них есть головоломки и элементы point-and-click, поэтому ближе всего визуальные новеллы, пожалуй, к квестам. Но если в классическом квесте в центре сюжета находится загадка, тайна, то в визуальной новелле это лишь фон, а главное – персонажи и их взаимоотношения. Ну, а основным двигателем повествования является, конечно же, выбор.

10. Sixtieth Kilometer

9. The Yawgh

Если бы у вас было шесть недель до вторжения неведомого монстра, чем бы вы занялись? Уж точно не тем, чем герои адвенчуры в форме визуальной новеллы The Yawgh. Незамысловатая, но стильная графика обрамляет достаточно простую, но реиграбельную историю, в которой нужно совершать множество выборов. Да, это простые выборы из двух альтернатив, и если пробегаться по ним не глядя, то игру можно пройти буквально за полчаса. Причем это даже забавно, поскольку тогда концовка гарантированно будет неожиданной.

Однако если придавать значение каждому решению, то каждое прохождение будет захватывающим и уникальным, и таких прохождений больше, чем может показаться на первый взгляд. Правда, прохождение во всех возможных конфигурациях в лучшем случае похоже на коллекционирование, а в худшем – на задротство.

8. Cinders

Мало для кого секрет, что многие европейские сказки, которые мы слышали в детстве и по которым сняты мультфильмы – на самом деле адаптированные версии довольно мрачных историй. В современной индустрии развлечений эту тему давно уже эксплуатируют: например, сериалы «Гримм» и «Страшные сказки» черпают сюжеты как раз оттуда. Однако среди игр подобного не очень много; самым ярким представителем можно назвать The Wolf Among Us.

Нашлась такая история и среди визуальных новелл. Cinders – это мрачное, взрослое переложение сказки о Золушке. Конечно, фея, карета, туфелька и принц никуда не денутся, но цена магии будет более высокой, а люди – более эгоистичными. Впрочем, и сама Золушка непроста, простого женского счастья ей даром не надо, а надо отомстить врагам и самореализоваться. Получится ли у нее, зависит от вашего выбора… точнее, нескольких сотен выборов.

7. SIMULACRA

У этой игры довольно необычная концепция, которая могла бы дать ей шестое или даже пятое место, но для этого она слишком коротка. SIMULACRA – визуальная новелла, оформленная полностью в интерфейсе смартфона . По сюжету вы находите телефон некой девушки, которой срочно нужна помощь. Даже если мама учила вас не лезть в чужую жизнь, вам придется тщательно покопаться в телефоне, чтобы узнать тайну и пройти игру.

Если вы смотрели сериал «Черное зеркало», то SIMULACRA создаст у вас похожие ощущения. У вас будет доступ к самому сокровенному: журналы вызовов, переписки в чатах и на сайтах знакомств, фото- и видеоколлекция, а также галерея мемов. Для пущей реалистичности катсцены сняты в реальных локациях с живыми актерами.

6. STEINS;GATE

Конечно же, тема путешествий во времени не могла пройти мимо разработчиков визуальных новелл. Это ведь настоящий кладезь сюжетов и простор для многочисленных и кардинально различных концовок! Особенно когда главных персонажей несколько, и каждый из них – личность со своими сильными сторонами, недостатками и амбициями. Разумеется, вмешательство в ход времени и возникающие в связи с этим конфликты обостряют их взаимоотношения между собой и с людьми из разных эпох.

Поставить эту визуальную новеллу повыше мешают два фактора. Во-первых, это цена, ведь новеллы такого же или даже лучшего качества можно приобрести гораздо дешевле. Рынок, конечно, рынком, каждый придумывает те цифры, которые кажутся ему справедливыми, но оглядываться на игроков и другие проекты все еже стоит. Во-вторых, игра не локализована на русский язык, что не является, конечно, объективным минусом, но все же затрудняет ознакомление с ней. В 9 случаях из 10 все-таки приятнее видеть визуальную новеллу на русском.

5. Danganronpa

Действие многих визуальных новелл полностью или отчасти проходит в школе , но только в Danganronpa школа становится тюрьмой, в которой учеников заставляют убивать друг друга, но не на манер «королевской битвы », а скрытно, ведь только так можно обрести свободу от угнетателя. Угнетатель же – не террорист и даже не сумасшедший, а зловещий медвежонок Монокума… и это гораздо хуже, чем сумасшедший террорист.

Было бы весьма любопытно поиграть за персонажа, который тоже пытается совершить убийство и выйти сухим из воды (и школы), но, увы, герой вам достается положительный. Вам предстоит бросить вызов Монокуме и выяснить, кто пытается раздобыть себе свободу негуманным путем… и есть ли вообще у этой ситуации гуманное разрешение. Немного жаль, что такой интересный сеттинг оттеняется простецкой рисовкой, хотя это может быть и намеренное творческое решение. Ну, и русского языка, опять же, нет.

4. CLANNAD

С этой игры начинается плеяда классических визуальных новелл – трагедии или драмы, происходящие с обычными японскими школьниками/школьницами в стиле аниме . Первая игра в этом списке – визуальная новелла CLANNAD, повествующая о трудных подростках и их взаимоотношениях с жестоким окружающим миром.

Эта визуальная новелла могла попасть повыше, но этому препятствует одно – явно завышенная цена. Разработчики обосновали это тем, что у них во-первых одна из самых интересных историй, а во-вторых, улучшенные графические характеристики. Как вы догадываетесь, оба пункта по меньшей мере субъективные, а то и спорные. Сюжеты в других визуальных новеллах идут вровень с CLANNAD по эмоциональному воздействию, а невероятная графика… не так уж и нужна визуальной новелле, не так ли? Это ведь, по сути, интерактивный комикс, в котором важен сам рисунок и его содержание, а не разрешение рисунка.

3. Lucy -The Eternity She Wished For-

Эта визуальная новелла — одно из лучших исследований в области отношений человека и робота. Если быть точнее, человекоподобного робота. Если еще точнее – неотличимого от человека робота по имени Люси. По крайней мере, эстетические вопросы это снимает, а вот все остальные дилеммы предлагается разрешать самим игрокам. Судя по названию, главная проблема ситуации в том, что Люси как искусственно созданный аппарат недолговечна…

Визуальная новелла Lucy -The Eternity She Wished For- растрогала сотни игроков, а тысячи – хотя бы немного задела. Конечно, есть мнение, что к визуальным новеллам тянутся особо впечатлительные люди, но это не отменяет того, что сила эмоционального воздействия этого сюжета велика. Единственное, что смущает некоторых игроков – прямолинейность истории… которая ощущается даже при наличии множества концовок.

2. Everlasting Summer

Отечественные работы красиво обрамляют наш топ визуальных новелл на ПК – одна с конца, другая с начала. Ну, почти с начала: на первое место «Бесконечное лето» мы не можем поставить при всем желании, поскольку его занимает воистину феноменальная игра этого жанра. Тем не менее, второе место – отличный показатель качества игры и ее почитания. «Бесконечное лето» резко вырывается вперед по количеству отзывов в сравнении с предыдущими кандидатами… хотя и настолько же резко отстает от первого места.

Пожалуй, не считая каких-то любительских малоизвестных новелл, Everlasting Summer – единственная, действие которой происходит в советском пионерском лагере. Конечно, летний лагерь для детей не такое уникальное явление, оно встречается повсеместно, однако все-таки именно у советского именно пионерского лагеря свой неповторимый колорит. Главный персонаж попадает туда внезапно – это его прошлая жизнь, куда он странным образом переместился из настоящей. Но кто сказал, что прошлая хуже? Новая молодость, новые воспоминания и ощущения, а вокруг — спортсменки-комсомолки-красавицы в красных галстуках! Захотите ли вы возвращаться в унылый серый мир?

1. Doki Doki Literature Club

Если бы у нас в подборках были номинации, эта игра получила бы звания «самая молодая» и «самая сенсационная». Но зачем ей эти титулы, если первое место говорит само за себя? Doki Doki Literature Club – визуальная новелла, которая захватила даже стримеров, обычно предпочитающих игры с экшеном. И люди смотрят, несмотря на то что перед ними просто меняются картинки с текстом…

Секрет в том, как именно они меняются и какие именно это тексты. Doki Doki Literature Club – игра, которая умеет удивлять. Судя по описанию, это второразрядная визуальная новелла о школьнике, который добивается внимания нескольких девушек. Поначалу игра именно такой и кажется, но потом начинается нечто… Игры с разумом и зрением, пробивание «четвертой стены», экзистенциальные провокации – лишь малая часть того, чем DDLC взрывает мозг неподготовленным игрокам. Прибавьте к этому то, что она еще и бесплатная! Кажется, для разработчика наградой за его труды служат уничтоженные нервные клетки. Doki Doki Literature Club – это игра, которая играет в вас.

Если в обычных компьютерных играх персонажи взаимодействуют между собой только в перерывах между экшен-сценами, то в визуальных новеллах они взаимодействуют ПОСТОЯННО. Серьезно, вы никак не можете избежать этого, вас буквально заставляют слушать, отвечать и делать выбор. И тысячам игроков это нравится!

Визуальная новелла (или же визуальный роман) – это компьютерная игра, которая является подвидом жанра текстового квеста. Игрок может выбирать из нескольких вариантов поведения персонажа, а затем наблюдать, как будет развиваться история. Об увлекательный играх этого жанра расскажет наш топ 10 визуальных новелл.

10 Феникс Райт: Первоклассный адвокат

Персонаж, за которого Вам предстоит играть, – начинающий адвокат Феникс Райт. Он устраивается на работу в адвокатскую контору, которой владеет его наставница Мия Фей. Визуальная новелла включает в себя пять дел. В каждом из них Феникс сначала занимается расследованием. Он собирает улики и разговаривает с персонажами, которые связаны с этим делом. После этого на заседании суда Феникс защищает своего клиента. Для этого адвокат использует собранные улики и проводит перекрестный допрос свидетелей.

9 Кикокугаи-Кибер Убийца


Сюжет этой визуальной новеллы переносит игрока в будущее. Кибер-технологии слились с жизнью людей. Теперь почти все используют какие-нибудь имплантаты. Рядом с людьми живут гиноиды – существа, полностью созданные благодаря кибер-технологиям. Главный герой этой визуальной новеллы – Конг Таоло, которого предает и пытается убить бывший лучший друг. Таоло на год уезжает, а затем, вернувшись, узнает об еще одной жертве предательства.

8 Лебединая песня


Действие этой визуальной новеллы разворачивается в маленьком городке, расположенном в предгорьях. В конце декабря там случается землетрясение. Несколько людей, которым удалось спастись, приходят в церковь. Она остается единственным более-менее уцелевшим после землетрясения зданием. Именно в ней начинается долгая борьба за выживание.

7 Ever 17: Побег из Бесконечности


Сюжет данной визуальной новеллы разворачивается в подводном парке развлечений, в котором произошла катастрофа. Верхняя и некоторые нижние части комплекса оказались затоплены. Большинство посетителей эвакуировали, но несколько человек остались в парке. В ожидании помощи они должны спасаться от затопления и разбираться в странностях, которые окутывают подводный парк. Постепенно они многое узнают не только о нем, но и друг о друге.

6 Страна Колес, Девочка-Подсолнух


Главный герой новеллы – Морита Кеничи. Парень собирается стать Представителем Особого Класса, то есть одним из людей, отвечающих за наказание и реабилитацию преступников. От цели его отделяет выпускной экзамен. Для того, чтобы сдать его, парень должен вернуться в город, где провел детство. Там ему нужно помочь трем девушкам исправиться, но выполнить это задание окажется очень сложно.

5 Clannad


Эта визуальная новелла охватывает два мира. Один из них – это Иллюзорный мир. Второй – обычный современный мир. Именно в нем живет главный герой – Томоя Окадзаки. Парень-подросток учится в выпускном классе школы. Томоя рано лишился матери, а его отец страдает алкоголизмом. Парень разочаровался в жизни. Однако по пути в школу Томоя встречает незнакомку, встреча с которой меняет его образ жизни.

4 Девушки с ограниченными возможностями


Главный герой игры – Хисао Накаи – вел совершенно обычный образ жизни подростка-школьника. Однако после сердечного приступа парню приходится перейти учиться в другую школу, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями. Хисао ждет множество трудностей, но и шанс обрести друзей и любовь.

3 Школьные дни HQ


Игроку предстоит принимать решения за школьника Макото Ито. Он не решается даже заговорить с девушкой по имени Котоноха, с которой они по утрам сталкиваются в поезде. Его одноклассница Сэкаи Саиендзи решает помочь ему добиться симпатии Котонохи. От Вашего выбора будет зависеть, какой станет эта история для персонажей – легкой и романтичной или кровавой и драматичной?

2 Люси и бесконечность, которую она желала


Действие этой визуальной новеллы происходит в будущем, где андроиды стали привычной частью человеческой жизни. Главный герой ненавидит андроидов, но однажды находит на свалке выброшенного андроида. Это оказывается симпатичная девушка по имени Люси, которую парень, подумав, забирает к себе домой. Такое решение приводит к тому, что парню приходится изменить свое мировоззрение… а еще распутать множество тайн, связанных с его новой знакомой.

Интересные сюжеты вышеперечисленных визуальных новелл подарят любителям этого жанра немало увлекательных минут игрового процесса.

На фоне развития жанра интерактивного кино, при наличии таких вещей, как Life is Strange, The Walking Dead и прочих качественных образчиков, жанр визуальных новелл как-то поугас и приуменьшился.

Но, тем не менее, это не значит, что он исчез совсем. Портал сайт представляет вашему вниманию ТОП 10 визуальных новелл, на которые стоит обратить внимание в 2017 году.

10.

Земля более непригодна для жизни. Земле, как дому, больше не доверяют, и теперь колонизация новых планет ложится на экипаж корабля Everett, состоящий из самых ярчайших и лучших людей с Земли.

Quantum Suicide - это такая Danganronpa . Есть корабль. Есть игрок. Есть куча персонажей, застрявших на этом корабле вместе с игроком и возможность общаться, строить отношения, продумывать планы, и… умирать.

Само собой, есть и мастермайнд. Всё на месте. И даже небольшая кастомизация персонажа тоже присутствует. Насколько долго у вас получится выжить на корабле - только ваша забота.

9.

Так уж вышло, что для всех самых дичайших мечт и целей нужны деньги. И главный герой World End Economica оказался в похожей ситуации.

То, что сделало эту визуальную новеллу известной - так это её авторы, среди которых Исуна Хасэкура, автор любимой многими манги «Волчица и пряности».

Схожести в этих двух произведениях, конечно, присутствуют - World End Economica это такое переосмысление «Волчицы и пряностей» в современном, капиталистическом мире. Именно это и делает новеллу уникальной и достойной прочтения.

8.

Va-11 Hall-a хоть и очень старается позиционировать себя, как «симулятор бармена», но, всё-таки - именно визуальной новеллы в ней куда больше. А смешивание разнообразных коктейлей - скорее, способ поближе познакомиться с персонажами и их вкусовыми предпочтениями, чем отдельный проработанный пласт геймплея.

Эта игра щеголяет особенной эстетикой, вобравшей в себя одновременно , аниме и ретровейва. В уютной картинке, выполненной в стиле пиксель-арта, скрываются множество историй о посетителях вашего бара и их прошлом.

Стоит сказать, что узнавать их и общаться с ними действительно интересно - как и смешивать им разнообразные коктейли. Va-11 Hall-a - это достаточно неплохое поле для экспериментов и хороший способ отдохнуть.

7.

В недалёком будущем, показывает нам Anonymous;Code, нас ждёт второй пласт реальности - прямо как в «Матрице», поверх реального мира будет наслоен .

Симуляция реального мира с проживающими там людьми и стала главной темой Anonymous;Code, новой работы от авторов легендарной Steins;Gate.

Эта визуальная новелла отличается колоритными персонажами, среди которых любой может найти своего «любимчика» и узнать его поближе. Пусть это и похоже на «Матрицу», визуальная новелла не старается почивать на её лаврах и выдаёт свой собственный интригующий сюжет.

6.

Очередная дикая фантазия на тему будущего - с тем лишь различием, что в данном случае мы имеем дело с человеческой психикой.

В PSYCHO-PASS: Mandatory Happiness, продолжении атмосферного аниме-сериала, игроки будут иметь дело со странным и немного параноидальным миром будущего, в котором у каждого человека встроен чип с его психическими характеристиками.

Чтобы преодолеть засилье маньяков и преступности, правительство таким образом следит за психическим состоянием людей, «отсекая» тех, кто показывает хоть какую-либо нестабильность. Главным героям снова придётся разбираться в тайнах этого мира и в том, что же это такое - «психо-паспорт».

5.

Hatoful Boyfriend появилась - и прогремела шквалом смешных летсплеев, в которых геймеры действительно не понимали, что творится вокруг, и почему флиртовать в этом симуляторе свиданий им приходится с… голубями.

Но да, именно голуби в этой игре являются заменой привычного набора мужских персонажей. Hatoful Boyfriend, как и некоторые другие проекты, по-своему выстебал всю индустрию симуляторов свиданий, и сделал это настолько запоминающимся образом, что, естественно, выстрелил на рынке визуальных новелл.

Поиграть в этот странный симулятор жизни, в которой учатся только голуби, а вы среди них - единственный человек, стоит хотя бы и стёба над громадной кучей стереотипов, окружающих жанр визуальных новелл. Может быть, и увидите… Птичку своей мечты.

4. Amnesia: Memories

Нет-нет, стойте, не надо вспоминать Amnesia: The Dark Descent. Визуальная новелла Amnesia: Memories никоим боком к этой вселенной не относится, несмотря на схожее название.

Это новелла-отоме, и из жанра следует, что вы будете прекрасной героиней, выбирающей из кучи мужских персонажей своего единственного. Но, не смотря на стереотипы о «гаремниках», Amnesia: Memories значительно отличается от них, так как в новелле главную роль играет скорее психология, чем что-либо ещё.

По сюжету главная героиня теряет память о своём имени, увлечениях, вкусах, образе жизни, семье и всём прочем. И именно её решения и действия будут тем самым рычагом, который вернёт ей воспоминания.

3.

Да-да, очередная новелла с милыми японскими школьницами. Но Tokyo School Life не просто так попала на третье место в этом ТОПе - поверьте, есть за что.

Это история обычного японского школьника, который переезжает на новое место и знакомится с троицей девушек, которые будут встречаться ему то тут, то там.

Tokyo School Life отличается проработанной 3D-анимацией героинь, из-за которых спрайты в этой игре - не бездушные изображения, а живые 3D-модельки.

На картинку здесь посмотреть приятно; кроме того, сюжет снабжён не только привычными , но и добрым, душевным юмором, который скрасит любой холодный вечер.

2. Dream Daddy: A Dad Dating Simulator

«Папочка мечты» прогремел столь же громко и смешно, как Hatoful Boyfriend - отчасти из-за стёба, заложенного в идею игры, отчасти - из-за необычной концепции.

Вы - папа, который приезжает в тихий городок на конкурс Самых Лучших Пап, и вы готовы доказать, что именно вы - тот Самый Лучший Папа. Среди конкурсантов достаточно претендентов на победу, и, чтобы всех их обойти, вам придётся узнать своих противников в лицо.

Dream Daddy: A Dad Dating Simulator стоит внимания из-за необычной картинки, стиля рисовки и по-хорошему абсурдного сюжета, в котором достаточно запоминающихся моментов.

1.

И не стоило даже сомневаться в золотом призёре данного ТОПа. Франшиза Danganronpa - это безумная фантазия о школе убийств, в которой множество уникальных, проработанных персонажей, а всем в качестве директора заправляет - на первый взгляд - обычная плюшевая игрушка.

Звучит, как бред - но, поверьте, играется это очень бодро и увлекательно, учитывая наличие действительно уникальных, неповторимых персонажей.

В новой части Danganronpa V3 Killing Harmony безумие, похоже, набирает свои обороты и достигает кульминационного потолка с раскрытием тайны всех предыдущих частей разом.

Видео: трейлер Danganronpa V3 Killing Harmony


Лайк, если понравилось

Одна из немногочисленных программ, предназначенных для создания визуальных новелл. Она позволяет добавлять в повествование разнообразные мультимедийные вставки (музыку видео и даже мини-игры). Единственное, чего в ней нет, так это визуального редактора для правки игры - все делается в блокнотоподобном редакторе при помощи специального скриптового языка.

Начну, как всегда, издалека, чтобы Вы прониклись идеей поглубже:)))

Было это в далеких 90-х, когда о компьютерах в каждом доме еще и не мечтали:))) Попался как-то мне в руки (тогда еще пяти- или четверокласснику) один журнал… Сам журнал я уже даже не помню, но в памяти крепко засело дополнение к нему! А называлось оно незамысловато: «История-квест».

Вся история помещалась на 30 страничках печатного текста формата А5. Эти странички нужно было разрезать и сшить в нужной последовательности, после чего можно было начинать чтение…

Вся суть истории была в том, что сюжет ее развивался в зависимости от Вашего же личного выбора! По сути, Вы становились как бы главным героем повествования и от того, что Вы предпочтете сделать в тот или иной момент, зависела концовка истории! То есть, дочитав, до конца очередную страничку, Вы должны были выбрать, одно из доступных действий и, в зависимости от этого, перейти к чтению указанной страницы.

Таким образом, начало у книжки было одно общее, а дойдете ли Вы до хеппиэнда, зависело уже от Вас!

В то время мы с товарищами зачитали книжку до дыр (в буквальном смысле слова:))). Кто-то из нас даже пытался придумать свои квесты. И вот спустя уже столько лет мне встретилась программа, позволяющая создавать подобные игры, но уже на компьютере!

Зовется она Renpy (а, если быть уж совсем точным, то Ren’Py) и предназначена для создания визуальных новелл (или визуальных романов, если переводить с английского более точно).

Что такое визуальная новелла?

Визуальная новелла - это компьютерная игра-квест, которая представляет из себя повествование в картинках с несколькими персонажами (они накладываются на фон в виде спрайтов), реплики которых и раскрывают сюжетную линию. Сама же сюжетная линия, как и в прочих текстовых квестах, имеет несколько ответвлений, переход на которые зависит от выбора игрока!

По сути, это нечто вроде комикса, но, во-первых, здесь реплики персонажей обычно прописываются внизу экрана (а не в «облачках», как в классических комиксах), а, во-вторых, игрок, как уже неоднократно подчеркивалось, может влиять на ход игры, делая свой выбор в тех или иных ситуациях.

Данный жанр компьютерных игр чаще всего связывают с аниме и мангой, поскольку зародились визуальные новеллы именно в Стране Восходящего Солнца, где эти стили являлись наиболее популярными. Однако это не канон, поскольку Вы сами создаете свою игру с нуля и вольны решать, как она будет выглядеть!

Коротко о том, как создаются игры в Renpy

Если Вы уже вдохновились на «великие подвиги» и решили сделать «супер-мега игру», то поспешу Вас немного разочаровать… Дело в том, что в Renpy - не визуальный редактор!!!

Это значит, что игру придется писать вручную при помощи специального скриптового языка, базирующегося на Python ’е. Правда, язык не слишком сложный и при должном усердии Вы его осилите за пару дней (не весь, конечно, но базовые функции).

И да! Рисунки для игры придется делать в отдельном графическом редакторе, поскольку таковых в Renpy нет…

Если Вы все еще не передумали создавать свою игру, и изучение нового скриптового языка Вас не пугает, тогда дальнейшая моя статья с примером игры, надеюсь, станет для Вас хорошей подсказкой в освоении Renpy.

Начало работы с программой

Для начала работы с программой Вам нужно скачать архив с ней на свой ПК и распаковать его в любую удобную для Вас папку. В архиве, помимо самой папки с программой, Вы найдете папку «Bonus» с парой русскоязычных мануалов по Renpy, которые могут Вам пригодиться при освоении скриптового языка, а также исходники созданной мною игры, которую я опишу ниже.

После распаковки из архива, Renpy уже готова к использованию, поэтому зайдем в одноименную папку и запустим программу при помощи файла renpy.exe. Перед Вами появится окно Центра Управления:

Данное окно состоит из двух разделов: в верхней части располагаются пункты для управления текущим выбранным проектом (по умолчанию «Demo»), а в нижней - меню самой программы (пункты, идущие после заголовка «Renpy»).

Для начала предлагаю запустить демо-игру, которая ознакомит нас практически со всеми возможностями Renpy. Для этого нажмем кнопку «Запуск» в меню игры «Demo»:

Миловидная девушка в стиле аниме проведет Вам экскурсию по всем возможностям программы Renpy. Для навигации по кадрам игры используется обычный левый клик мышью. Он также служит для выбора нужного пункта в меню игры. Клавиатурой же мы практически не пользуемся (разве, что если в игре предусмотрен ввод каких-либо данных, например, Вашего имени).

Начало создания собственной игры

Если Вы уже ознакомились с демо-игрой, и желание творить Вас не покинуло, тогда приступим к созданию собственной визуальной новеллы.

Я решил создать игру-обучалку для маленьких школьников, помогающую им запомнить таблицу умножения на 2:). Главный герой моей игры - Пикачу, а сюжет будет крутиться, естественно, вокруг дуэли с другим покемоном, для победы над которым нужно знать таблицу умножения на 2:). Итак, приступим…

Первым делом нам нужно вернуться в Центр Управления и нажать там кнопку «Новый проект». Нам будет сначала предложено ввести название нашей игры. Я ввел первое, что пришло на ум - «PikaPikaBum»:). Данное название никак не влияет на ход самой игры.

После ввода названия проекта, нам нужно будет выбрать тему оформления для диалоговых окон и интерфейса игры вообще:

Внешний вид темы в окошке справа мы увидим при наведении мыши на название темы в списке слева. Применить же понравившееся оформление можно по клику мыши (впоследствии Вы сможете поменять тему в любой момент в Центре Управления в меню «Выбор темы»).

Спустя пару секунд после создания нужных для игры ресурсов, Renpy перенаправит Вас в Центр Управления, но теперь вверху будет не демонстрационная игра, а Ваша собственная!

Запустить ее Вы можете уже сейчас, но в ней кроме стандартных меню и предустановленных реплик пока ничего нет:

Правка опций игры

Сейчас мы видим только, так сказать, вершину «айсберга» (то есть, внешнюю оболочку игры). Остальная же его часть (то есть, все содержимое, которое мы и будем править) скрыта от нас в папке, в которую можно попасть, нажав в Центре Управления пункт «Папка игры»:

По умолчанию здесь находится 6 файлов, в двух из которых и хранится вся возможная информация об игре. В файле «options.rpy» хранятся настройки внешнего вида и темы Вашей визуальной новеллы. В файле же с именем «script.rpy» мы будем прописывать весь сюжет игры.

Открыть эти файлы для правки можно в любом Блокноте , но лучше воспользоваться встроенным текстовым редактором с подсветкой синтаксиса Renpy. Запустить его можно, нажав в Центре Управления пункт «Правка скрипта»:

Откроется окно редактора, в котором будет две вкладки (как в браузере) с обоими нужными нам файлами. При помощи кнопок на панели инструментов можно разделить вид окна на две части, и открыть оба файла для просмотра одновременно (см. скриншот выше)!

Предлагаю сразу обратить внимание на файл options.rpy. Если Вы знаете английский и хотя бы немного разбираетесь в программировании (даже на уровне HTML), то здесь Вы найдете много полезного, что поможет Вам полностью персонализировать внешний вид Вашей игры. Я же хочу обратить внимание на несколько самых основных параметров:

  1. Строчка «config.window_title = u«Игра на основе Ren’Py»» (см. скриншот выше) позволяет задать заголовок окна Вашей игры (это слева от кнопок «Свернуть», «Развернуть» и «Закрыть»). Сюда Вы можете вписать название Вашей визуальной новеллы. Обратите внимание, что здесь и далее перед строчкой на русском языке Вам нужно ставить английскую букву «u»;
  2. Если ниже приписать строчку «config.windows_icon» , то с ее помощью можно задать иконку игры, которая будет отображена слева от заголовка окна;
  3. Строка «mm_root» задает фон главного меню игры. Задавать фон можно в виде картинки или же определенного цвета в формате RGB (см. скриншот ниже);
  4. Строка «gm_root» позволяет указать фон игровых диалоговых окон. Формат данных - тот же, что и в предыдущей строке:

Как я уже говорил, в опциях можно поправить хоть и все параметры, но основные из них мы рассмотрели, поэтому будем считать, что знакомство с настройками у нас состоялось успешно:). Теперь давайте сохраним настройки и перейдем к правке непосредственно сценария игры.

Объявление спрайтов и персонажей игры

Каждый сценарий игры в Renpy должен начинаться со служебной части «init:»:

Здесь мы должны объявить все изображения и персонажей, которые будут использованы в Вашей игре (кроме тех фонов, которые Вы уже указали в настройках).

Объявление картинки (и видео) происходит довольно просто:

  1. Вначале Вы указываете тип данных (image);
  2. Затем через пробел псевдоним картинки (или видео), по которому Вы сможете ее вызвать в игре (любое название на английском);
  3. Приравниваем все это к названию реального изображения в кавычках (желательно в формате.png /.png (с альфаканалом - для спрайтов персонажей) или.jpg (для фонов)).

Обратите внимание, что для удобства псевдонимы фонов лучше предварять пометкой «bg».

Когда все изображения объявлены, под ними прописывается список персонажей:

  1. Первым делом ставится значок «$». Этим Вы указываете программе, что Вы создаете персонажа;
  2. Далее через пробел прописывается псевдоним персонажа для вызова его в игре;
  3. Все это приравнивается к служебному слову «Character», после которого в скобках идет следующая информация:
    • имя персонажа, которое будет выводиться над репликой, в одинарных кавычках (если имя на русском, не забываем дописывать перед ним символ «u»);
    • цвет имени персонажа (задается как в HTML: color = «#RGB»).

На этом предварительная часть игры закончена. Но перед тем, как приступить к разбору дальнейшего кода, хочу обратить Ваше внимание на то, что скриптовый язык Renpy иерархичен!

На практике это означает, что все данные, относящиеся к одному и тому же разделу, сцене, блоку должны иметь одинаковый отступ от левого края окна редактора. Как говориться: «Шаг вправо, шаг влево - расстрел!», - то есть, ошибка кода. Поэтому будьте внимательны!!!

Написание сценария

Для написания сценария мы используем сцены и меню:

Сцена всегда начинается с названия, которое задается служебным словом «label». Сцену (если она не вложена в другую сцену) лучше всего начинать писать с самого края окна (слева) без отступа. После названия сцены всегда ставится двоеточие!

Следующей строчкой всегда задают фон сцены. Для этого прописывают служебное слово «scene», после которого указывают псевдоним нужного изображения. Фон сцены и все последующие ее элементы (реплики, функции, переходы и т.д.) прописывают с отступом (лучше всего, сделанного кнопкой «TAB»).

После фона добавляются персонажи. Их появление задается служебным словом «show». Для скрытия же нужного героя используют слово «hide». Синтаксис здесь простой: сначала указывается служебное слово, а затем через пробел псевдоним спрайта персонажа (то есть нужной картинки).

Для параметра «show» можно задать место, в котором будет отображен наш герой при помощи слова «at». По умолчанию положение спрайта персонажа определяется как «center», что выравнивает картинку по нижнему краю окна и по центру. Если же нужно, чтобы наш герой отображался в центральной точке экрана (как это сделано в нашей тестовой игре), то Вам нужен другой параметр - «truecenter».

Также позицию можно задавать при помощи произвольных координат. Для этого после псевдонима спрайта персонажа мы прописываем «at Position», после чего в скобках задаем нужные параметры:

  • xpos - позиция по горизонтали (задается в пикселях или десятых долях игрового экрана);
  • ypos - позиция по вертикали (единицы измерения те же);
  • xanchor и yanchor - якоря привязки изображения-спрайта по горизонтали и вертикали соответственно (точка, которая будет считаться центром изображения);
  • xalign /yalign - выравнивание по горизонтали/вертикали.

Последнее, что касается работы с персонажами - это эффекты их появления и исчезания. Для добавления эффекта в самом конце строчки описания героя (после отметки его позиции) прописывается служебное слово «with», после которого следует указать любой из возможных вариантов их отображения. Все варианты Вы можете посмотреть в демо-игре.

После указания всех визуальных параметров можно приступать к написанию непосредственно реплик. Реплики могут быть как персонализированные, так и не принадлежащие никому из героев игры.

Реплика в Renpy всегда пишется в кавычках. Если перед кавычками поставить псевдоним персонажа (указан перед «Character»), то над репликой появится имя нужного нам героя. Если же оставить строчку без дополнительных параметров, то фраза не будет принадлежать никому.

Структура меню и переходы к нужным сценам

Для создания ситуации выбора дальнейшего развития сюжета в Renpy используется система меню. Меню входит в структуру сцены (то есть, начинается с табуляции) и содержит ряд кнопок, которые могут быть нажаты пользователем.

Меню имеет собственную иерархию. Это означает, что все пункты табулируются уже от строки инициализации меню. Сама же структура следующая:

  1. Служебное слово «menu:» задает новое меню в текущей сцене. Меню обязательно должно принадлежать сцене, то есть начинаться с отступа, как и реплики. В конце не забываем ставить двоеточие;
  2. Вторым обязательным компонентом меню является кнопка с вариантом ответа (то есть, пункт меню). Кнопка - это слово (или несколько слов), заключенное в кавычки и написанное с отступом относительно надписи «menu:»;
  3. Если мы хотим, чтобы во время показа меню внизу у нас отображалась еще и реплика персонажа, то ее нужно поместить перед первым пунктом меню (см. скриншот выше). От пункта она будет отличаться только тем, что перед словами в кавычках у нас будет находиться псевдоним нужного нам персонажа, которому принадлежит данная реплика;
  4. Дополнительные действия и реплики, которые появляются после нажатия на кнопку меню прописываются с табуляцией относительно того пункта меню, которому они принадлежат.

К дополнительным действиям также относится функция перехода к нужной сцене. С ее помощью, посредством меню, мы можем создавать неограниченно долго ветвящиеся сценарии. Обычно сцены в Renpy следуют друг за другом в той очередности, в которой они прописаны в сценарии, однако, если нам нужно «перескочить» на произвольную сцену и продолжить повествование с нее, мы можем воспользоваться командой «jump».

После команды нам остается только добавить название сцены, на которую нам нужно попасть и все:)

При помощи меню можно создавать довольно сложные эффекты. Например, в своей игре я использовал только меню(!), чтобы организовать систему боя покемонов! Вот, что у меня вышло в итоге:)

Немного наивно, но, тем не менее, красочно:). И, учтите, что сделано это было за один день!

Выпуск игры

После того, как Вы закончите создавать свою игру, и она будет полностью работоспособной, Вы можете выпустить ее в свет! Для этого Вам нужно зайти в Центр Управления Renpy и кликнуть пункт «Выпуск игры»:

Запустится функция проверки Вашей игры на ошибки, после чего (если ошибок не будет обнаружено - читаем отчет lint.txt), Вам предложат продолжить создание игры. Естественно, нажимаем «Да»:

В следующем окне нас спросят, для каких платформ Вы планируете выпуск своей игры. По умолчанию выбраны все доступные ОС (Windows, Linux, Mac), однако Вы можете снять флажки и оставить, например, игру только «под Винду»:). После этого нам останется только нажать кнопку «Выпуск игры» и дождаться, пока будет создан архив с ней. Этот архив Вы найдете рядом с рабочей папкой игры.

Готовый архив с игрой Вы можете распространять, как Вам заблагорассудится. Можете выложить его в Сеть для всеобщего доступа, можете раздавать в торрентах , а можете записать на диск и продавать игру в переходах:).

Достоинства и недостатки программы

  • готовый бесплатный движок для создания визуальных новелл;
  • широкий функционал;
  • довольно простой в освоении скриптовый язык;
  • возможность выпуска коммерческих игр;
  • поддержка русского языка.
  • нет графического интерфейса для правки игр;
  • нет вменяемого руководства с описанием всех встроенных функций программы;
  • для работы с файлом настроек требуются знания английского и HTML.

Выводы

Renpy, в отличие от других конструкторов игр, не имеет графического режима работы с проектом! Хорошо это или плохо? С одной стороны, конечно же плохо:(. Намного проще было бы, если бы была возможность настраивать все сцены в визуальном режиме. Однако, с другой стороны, программа учит нас с Вами, что без труда, ни сюда, ни туда:)))

Пусть это и не полноценное программирование, но все же дает нам возможность посмотреть на процесс создания игры глазами программиста и понять, «как же они это делают»:).

Если Вы полны идей и желания творить, если Вы хотите, чтобы Ваш рассказ (или даже роман) увидел весь свет, то Renpy как раз та программа, которая может дать Вам возможность заявить о себе и своем таланте!

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома