Происхождение основных мировых религий. Основные виды религий. Мировые религии

Реферат

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

ВВЕДЕНИЕ

… Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера - универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” - предмета, символа, наделённого особым свойством - служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.

Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме - один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов – политеизм , и по вере в единого бога – монотеизм . Различаются также племенные религии , национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии , распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм ,христианство иислам . По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Дать краткую характеристику этим религиям я и постараюсь в своей работе.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый ”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев ) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм - это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм - синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 - царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи - она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни - старость - смерть . По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина - Дхарма. С этого момента он и стал Буддой - Просветлённым, или Пробуждённым, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия - ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана - это смерть. Неверно. Нирвана - это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Хочу отметить, что буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного - избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды - люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы - те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане или песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков - претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы - оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего - это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы - это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Проповедь своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”. Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину - желание или жажду удовольствий, - которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена - чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”. Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная ) и руководство опытных наставников.

ХРИСТИАНСТВО

Христианство (от греч. christos - «помазанник», «Мессия») является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. – «благовестие» ) – «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным христианским общинам) – 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 – другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова . Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.

Основу христианства составляет тезис о том, что после грехопадения люди сами не могли вернуться к общению с Богом. Теперь только сам Бог мог выйти им навстречу. Господь выходит на поиски человека, чтобы вернуть нам себя. Христос, сын Божий, рожденный посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы искупить человеческие грехи, Иисус Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес на третий день, предвозвестив будущее воскресение всех христиан. Христос принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

В христианстве важно не столько то, что Бог умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви сильнее наличия смерти.

Кардинальное отличие христианства от других религий в том, что основоположники последних выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. Евангелие Христа раскрывает себя как Евангелие о Христе, оно несет весть о Личности, а не о концепции. Христос не только средство Откровения, через которое Бог говорит к людям. Поскольку Он – Богочеловек, он оказывается и субъектом и содержанием этого Откровения. Христос есть Тот, кто вступил в общение с человеком, и Тот, о Ком это сообщение говорит.

Еще одно отличие христианства состоит в том, что любая этическая и религиозная система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских усилиях, которые могут вознести их до Бога.

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало приверженцев и среди других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Хочу отметить, что с момента зарождения этой религии ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной религией.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - «предвечны» - и равны по достоинству - «равночестны».

Христианство – это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечал, в христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека - «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

Христианство – самая распространенная религия на земном шаре (как я уже отмечал, около 1 400 млн. человек в современном мире – христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм.

ИСЛАМ

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда - Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран («чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур ). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов ) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами , они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Муххамеда, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны ), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят ) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза , в десятом месяце - рамазане ) в течение всего месяца; паломничество (хаджж ) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Также как и в других религиях, в исламе существует несколько течений. Главные из них, как уже было сказано, – это суннизм (около 90% мусульман) и шиизм.

Говоря о своеобразии ислама, несколько слов хочу сказать о том, что роднит его с христианством. Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими. Различия между исламом и христианством - это различия слов и деяний основателей этих религий. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб «рабской смертью». Эта смерть была его основным деянием. Чем меньше здесь видимого, внешнего успеха, тем больше должен быть «невидимый успех», тем грандиознее масштабы деяния основателя религии - победа над смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его личности. Совершивший такое деяние - не человек. Это - Бог.

Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммад - пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это «нормальный человек», живший обычной жизнью. Сам успех Мухаммада - достаточное доказательство того, что его слова исходят от Аллаха и сам Аллах направляет его и не требует веры в его воскресение из мертвых и его божественности. Речь Мухаммада совершенно иная, чем Христа. Он лишь передатчик «откровения», не воплотившийся Бог, а «инструмент Бога», пророк.

Разные личности основателей, их разные жизни, разное осмысление их миссии - это основные структурообразующие элементы различий, порожденных ими религий.

Прежде всего разные осмысления отношений основателей религии с Богом и их миссии подразумевают и различия самого представления о Боге. И в христианстве и в исламе Бог- един и единственен. Но монотеизм христианства сочетается с верой в то, что распятый на кресте - Бог, что порождает учение о боговоплощении и Троице . Здесь в монотеизм, в саму идею Бога и его отношения с творением вносится парадокс, то, что не может быть понято человеческим разумом, противоречит ему и может быть лишь предметом веры. Монотеизм ислама - «чистый», лишенный христианской парадоксальности. Коран резко подчеркивает единственность Аллаха. У него нет никаких ипостасей. Признавать существование «сотоварищей» Аллаха - главное преступление против ислама.

Разные представления о Боге неразрывно связаны с разными взглядами на человека. В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека - «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. В исламе иные представления о человеке. Он не мыслится сотворенным по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем «поврежден». Поэтому он нуждается не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь - не вера в парадокс распятого Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Простота религиозных требований проистекает из фундаментальной идеи ислама о божественной предопределенности. Аллах действует в соответствии со своими планами и определяет все без исключения, даже самые незначительные события. Абсолютность божественного предопределения, исключающая возможность для человека каких бы то ни было поступков иллюстрируется таким примером. Когда человек пишет пером, то это отнюдь не его действие, ибо в действительности Аллах создает одновременно четыре действия: 1) желание двигать пером, 2) способность двигать им, 3) само движение руки и 4) движение пера. Все эти действия не связаны друг с другом и за каждым из них стоит бесконечная воля Аллаха.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман.

Таковы основные черты трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. – М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

2. Горелов А.А. История мировых религий. Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд. – М.: Изд-во МПСИ, 2007 г.

3. Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г.

4. История религии в 2-х т.т. Учебник /под ред. Яблокова И.Н./ - М.: Изд-во «Современный литератор», 2004 г.

5. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: Изд-во МИЭМП, 2005 г.

6. Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов /под ред. Е.В.Попова./ – Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г.

7. Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «Академический проект», 2006 г.


Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: Издво МИЭМП, 2005 г. С. 107.

Библия. - М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г. С. 398

Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов /под ред Е.В.Попова. – Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г. С. 53

Познание начинается с вопроса.С детства, постигая азы знаний, люди ищут свой личный путь к Богу. Все жаждут духовного света. Хотят знать основополагающие истины, понятия, таинства, суть богослужений, обрядов.Вопросов много! Но есть и ответы.

Сколько в мире религий

Науке известно около пяти тысяч религий. Наибольшее количество приверженцев насчитывают несколько мировых религий.

Христианство . Последователи Иисуса Христа объединены в более чем 100 церквей, течений и сект. Это восточно-католические церкви. Старокатолицизм. Протестантизм. Православие. Духовное христианство. Сект. Это самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 миллиардов, так и по географической распространенности – почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Ислам распадается на 7 течений: сунниты, шииты, исмаилиты, хариджиты, суфизм, салафиты (ваххабизм в Саудовской Аравии), радикальные исламисты. Приверженцев ислама называют мусульманами. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, до 1,5 миллиарда человек.

Буддизм состоит из трех основных и множества местных школ: тхеравада – самая консервативная школа буддизма; махаяна – позднейшая форма развития буддизма; ваджраяна – оккультная модификация буддизма (ламаизм); сингон-сю – одна из основных буддийских школ Японии, принадлежащая направлению ваджраяны. Оценка количества последователей буддизма колеблется в районе 350–500 миллионов человек. По представлению Будды, «все, что мы есть – результат наших мыслей, ум – это все».

Иудаизм распадается на 11 течений: ортодоксальный иудаизм, литваки, хасидизм, ортодоксальный модернизм, религиозный сионизм, консервативный иудаизм, реформистский иудаизм, реконструктивистский иудаизм, движение гуманистического иудаизма, обновленческий иудаизм раввина Майкла Лернера, мессианский иудаизм. Насчитывает до 14 млн. последователей.

Индуизм. Религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите – санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. 1 млрд. последователей.

Привилегированная каста – брахманы. Только они одни могли быть служителями культа.

Конфуцианство. Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа оно успешно играло роль религии. В императорском Китае конфуцианство было философией ученых-мыслителей. Более 1 млрд. последователей.

Африканские традиционные религии. Исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса. Насчитывает 100 млн. последователей.

Синтоизм – традиционная религия Японии. Формы синтоизма: храмовый, императорского двора, государственный, сектантский, народный и домашний. Ревностными сторонниками синтоизма, отдавшими предпочтение именно этой религии, оказались лишь примерно 3 млн. японцев.

Вуду. Общее название религиозных верований, появившихся среди потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Южную и Центральную Америки.

Шаманизм. Устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь – с духами, которое осуществляет шаман.

Дорога в Абашево была долгой. Наша съемочная группа отправилась в храм Иоанна Воина ранним утром. Преодолеть предстояло 350 километров.

Здравствуйте, дорогие друзья!

В настоящее время в мире существует огромное количество религий, которые дают людям силу и веру в будущее. В сегодняшней статье мне хотелось бы рассказать вам о том, какие бывают веры и религии?

Немало воин и разногласий произошло из-за того, что человек, определившись со своей верой и найдя источник убеждений, перестает с уважением относится к другим точкам зрения и вероисповеданиям. Но есть ли смысл выяснять кто прав или более точен в контексте такого индивидуального подхода к вопросу?

Неважно во что верит человек, главное - это то, что он находит свет и стремится к нему! Живя в гармонии с собой и неся созидательную энергию в массы, люди могут называться людьми. И не имеет значение, какое именно название религии лежит в основе его деяний.

Классификация по типам произошла из-за стремления религиоведения разделять современные и древние тенденции. Сегодня можно выделить религии по нескольким типам: племенные, мировые и национальные.

Множество народов мира называли Бога разными именами. И в каждом убеждении всегда лежала своя правда. Для одних Пасхальный кролик мог выступать в роли наивысшей силы бытия и мироздания и при этом другие имели право считать истинными языческие обряды, что иногда противоречили большинству канонам религиозной системы христианства.

Атеизм приобрел права для своего становления относительно недавно. Тотемность и принятие себя, как человека, аналогичным образом заняло место в рамка самовыражения. Если раньше человек находился на Земле, а Боги на небе, то сегодня агностицизм, как вера «между верой», проецирует совершенно иные уставы мышления и понимания мира.

О некоторых из религий мне хотелось бы поговорить более подробно. Вашему вниманию я хочу представить список разных религий народов мира. С одними из них вы конечно же будете знакомы, а вот с некоторыми столкнетесь впервые.

Буддизм

Буддизм - это одна из старейших религий в мире, зародившаяся в Индии. Благодаря своему основателю Сиддхартха Гаутама, знакомого нам, как Великий Будда, люди по всей планете до сих пор стремятся найти утешение в истинном понимании слов «пробужденный» или «просветленный».

Буддистская философия основывается на учениях о «благородных истинах». Их всего четыре. Первая объясняет существование страдания, вторая - рассказывает о его причинах, третья - призывает к освобождению, а четвертая - учит, как прийти к нему.

Догматы буддизма да и само понимание жизни, можно назвать рекой или потоком нематериальных частиц. Именно их сочетание определяет бытие существующего на Земле и во Вселенной.

Законы кармы несут за собой перерождение и поэтому, стоит с почтением относится к тому, какие деяния совершал человек в прошлой жизни. Идеал буддизма можно смело называть нравственным. Его суть облачена в девиз «Не причиняй вред. Никому! ».

А главной целью считается достижение состояния Нирваны - то бишь полного покоя и умиротворения.

Брахманизм

Эта религия также уходит корнями в Индию. Она получила развитие благодаря ведизму. О чем она учит? Самое главное - это осознание божественного начала всего насущного и осязаемого, именуемого откровениями о Брахмане.

А также о Атмане - уникальном и личном духе. Знатоки Вед играли бесценную роль в становлении брахманизма, как свободного течения. В религиозной системе изначальная роль отводилась именно им.

Главная идея основывалась на убеждении и пропаганде того, что люди уникальны и найти второго идентичного - невозможно. То бишь с самого детства человеку присуща своя уникальная сила, миссия и задача.

Брахманисты отличались сложными и культовыми обрядами. А ритуалы занимали основную часть их жизни и строго контролировались.

Даосизм

Эта религия открылась массам благодаря Китаю и ее основателю мудрецу Лао-Цзы. Благодаря философии, которая вылилась в труд всей жизни основателя — «Дао дэ цзин», религия посвящена 2 понятиям.

Слово «Дао», которое можно трактовать, как инструмент или метод и буквы «Дэ», что означают благодать, натолкнули мыслителя на глубинное переосмысление модели этого мира.

По его мыслям, можно сделать вывод, что Вселенной управляет еще более мощная сила. Суть ее возникновения полна тайн и загадок и при этом, ее влияние приводит бытие к гармонии.

Главная цель религии - это приближение человека к бессмертию. По мнению приверженцев даоса, именно оно помогает личности раскрыть всю мощь религиозного созерцания нагой красоты мира. А помогают достичь такого состояния вечной жизни дыхательные и гимнастические тренинги, алхимия, гигиена души и тела.

Джайнизм

Джайнизм - это религия, что возникла на полуострове Индостан. Вардахаман - это великий основатель религии. И именно благодаря его виденью, джайнисты убеждены в том, что наш мир никто не создавал. Он существовал вечно и продолжит свой путь не смотря ни на что.

Что главное? Самое ценное и истинное - это стремление к самосовершенствованию собственной души, укрепление ее силы. В учении говорится о том, что именно из-за такого труда над собой, происходит освобождение души от всего мирского.

Также религия не избавлена от веры в переселение душ. Джайны верят в то, что успешность проживания этой жизни напрямую связанна с тем, как ты вел себя в предыдущей.

Стоит упомянуть, что практика аскетизма весьма значительна в понимании религии, как таковой. Окончательная цель индивида - это прервать цикл перерождений. То бишь достичь Нирваны и обрести гармонию. А это может сделать только аскет.

Индуизм

Индуизм - это целая система верований или законов индусов. Она отличается тем, что не несет в себе определенные и устоявшиеся догматы. Характерными чертами или признаками последователей индуизма является авторитарность признания Ведических учений и, следовательно, брахманического устоя мировоззрения.

Хочу заметить, что полноправно имеет право исповедовать индуизм только тот человек, который может похвастаться хоть одним родителем-индийцем.

Главная идея веры, что исповедается - это следование некоторым установкам избавления. Карма, как поступок и сансара, как колесо бытия, должны быть преодолены особью для полного и истинного освобождения.

Ислам

Я не могла не упомянуть об этой мировой религии, зародившейся в Аравии. Пророк Муххамед, выступивший в Мекке, считается ее основателем. По его убеждениям, а также благодаря высказываниям, после его смерти создали труд. В будущем он стал священной книгой ислама и по сей день носит знаменитое название - Коран.

В чем суть? Главное учение гласит следующее: «Нет Бога кроме Аллаха ». А ангелы и прочие сущности высших миров не свободны, а в полном подчинении Ему.

Также, мусульмане убеждены, что их религия самая правильная, так как Муххамед — последний пророк, которого Бог послал на Землю. Знания и мудрости предыдущих религий, на взгляд мусульман не достоверны из-за того, что люди многократно переписывали и деформировали священные знания.

Иудаизм

Это наиболее ранняя религия, что возникла в Палестине. Она получила широкое распространение в основном у евреев. Вера в единого Бога, а также бессмертие души и загробную жизнь, тесно связанна с восприятием еврейского народа, как олицетворение Мессии и носителя Божественного откровения.

Священные книги иудаизма включают в себя Тору, огромное количество трудов пророков и толкования, что собраны в Талмуде.

Христианство

Это она из трех самых могущественных религий в мире. Возникшая в Палестине, а после распространившаяся в Римскую империю и во всю Европу. Она завоевала сердца многих верующих людей, живущих на планете Земля.

Вера в то, что Бог послал на Землю своего сына Иисуса Христа, который праведно жил, страдал и умер, как обычный человек, лежит в основе вероисповедания.

Главная книга религии - Библия. В ней проповедуется учение о трех ипостасях единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Особенно христиане относятся к представлению о первом грехе и ко второму пришествию Христа на Землю.

Политеизм

Политеизм - это вера во многих Богов. Это можно назвать некой системой верований, целым мировоззрением или почвой для разногласий. Религия основывается на вере в нескольких божеств, что собраны в пантеон из богинь и конечно же, богов.

Политеизм относится к типу теизма и противостоит монотеизму, то бишь, вере в одного, единого Бога. И при этом, он также расходится с суждениями атеизма, где во всю отрицается существование любых высших сил.

На самом деле, такой термин был введен Филоном Александирийским потому, что появилась необходимость создать некое отличие политеизма от язычества. Так как на то время язычниками называли всех тех, кто не исповедовал иудаизм.

Джедаизм

Скорее философское течение, нежели религия, я не могла об этом не упомянуть! Джедаи верят в Силу, всеобъемлющее энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами, которое окружает и проникает во всё живое, и работают над развитием своих , примерно как рыцари джедаи из фильма « ». В джедаизме нет культовых действий и догм, а последователей этого течения уже зарегистрировано около полмиллиона, в особенности в Америке и Великобритании.

А код джедаев гласит следующее:

Нет эмоций - есть покой.
Нет невежества - есть знание.
Нет страсти - есть безмятежность.
Нет хаоса - есть гармония.
Нет смерти - есть Сила.

Так что скорее всего, джедайское направление во многом напоминает буддизм.

В заключение скажу, что на мой взгляд, центральная идея у всех религий одна: существование вышей Силы и тонких, невидимых миров, а также духовное совершенствование человека. Все религии на мой взгляд происходят от древних эзотерических знаний. Так что, будет радостно, когда каждый человек будет верить в то, что ему больше всего по душе, а также предоставит такую же свободу и остальным. Ведь в первую очередь надо оставатья людьми!

На этой философской ноте я ставлю точку.

До встречи на блоге, пока-пока!

Доклад про религию, кратко изложенный в этой статье, расскажет Вам об особенностях самых распространенных религий мира.

Сообщение про религию

Если говорить о том, сколько религий в мире, то на этот вопрос довольно сложно ответить. Дело в том, что каждый день появляются все новые конфессии. Не говоря уже о сектах. Но основные течения можно выделить.

  • Христианство

Христианство было основано Иисусом Христом. Ученые считают, что вера была заложена в далеком І веке до нашей эры. Она появилась в Палестине. Но некоторые утверждаю следующий факт: люди знали о христианстве еще раньше, почти на тысяче лет до официально признанной даты.

Христиане делятся на православных католиков и протестантов. Постулаты веры обуславливают существование Бога в трех обличиях — Отца, Сына и Святого Духа. Она проповедует веру в спасительную гибель, в явление реинкарнации, зло и добро, которое представлено обличиями ангелов и дьявола. Протестанты и католики верят, что после смерти душа человека предстает перед судом в чистилище. Здесь решается, куда попадет человек: в ад или рай. Обряды проводятся с пышностью и красотой. Протестанты, наоборот, в это не верят. Они считают, что сама по себе вера в спасение души гарантирует попадание в рай. Их обряды не так пышны, как у католиков или православных. Они верят в искренность, что намного важнее напыщенности.

Данная религиозная конфессия является самой древней. История этой религии насчитывает больше 2,5 тысячелетий. Родиной буддизма считается Индия, а его основателем Сиддхартха Гуатама. Он самостоятельно постиг веру и стал делиться ней с другими. Его учение легло в основу священной книги Трипитака. Буддисты считают, что главное в жизни человека – это хорошая карма, состояние которой улучшается совершением добрых дел. Каждый должен пройти свой путь к очищению самостоятельно через боль и лишения.

  • Ислам

Это самая молодая мировая религия, она появилась только в VII столетии до нашей эры. Ее родиной является Аравийский полуостров, населяемый греками и турками. В исламе есть священная книга Коран. В ней собраны основные законы конфессии. Как и в христианстве, здесь выделяют такие направления: шиитизм, сунитизм и хариджитизм. Сунниты верят в четырех халифов пророка Мохаммеда и помимо Корана считают священной книгой наставления пророка. Шииты и хариджиты верят, что продолжать пророческую миссию могут кровные наследники Мохаммеда или его приближенные лица.

Ислам признает существование Аллаха, пророка Мохаммеда и жизни после смерти. Мусульмане уверены, что после смерти человек может переродиться во что угодно. Они в обязательном порядке молятся по утрам и вечерам, повторяя молитвы по 5 раз.

  • Конфуцианство

Данная религиозная конфессия возникла в середине I тысячелетия до нашей эры в Китае. Ее основателем является Конфуций. Конфуцианство представляло собой социально-этическое учение, и на протяжении многих веков было государственной идеологией.

  • Индуизм

Индуизм это не просто религия, это образ жизни, который включает кастовое разделение, жизненные принципы, нормы поведения, этические и социальные ценности, верования, обряды и культы. Данное верование принесли на территорию Индии арийские племена в середине II тысячелетия до нашей эры.

Надеемся, что доклад про религию помог Вам узнать, какие бывают религии и сколько их в мире. А свое сообщение про религию Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Мировые религии - система убеждений и практик, которая определяет взаимосвязь между божественной сферой, и определенного общества, группы или индивида. Она проявляется в доктринальном виде (доктрина, вера), в религиозных действиях (поклонение, ритуал), в социальной и организационной сфере (религиозная общность, церковь) и в сфере индивидуальной духовности.

Также, религией называется любая культурная система определенных видов поведения, мировоззрения, освященные места, которые связывают человечество со сверхъестественным или трансцендентальным. Но нет никакого научного консенсуса относительно того, что точно составляет религию.

Согласно Цицерону, это название происходит от латинского слова relegere или religere.

Различные виды религий могут содержать или не содержать разные элементы божественных, священных вещей. Религиозные практики включают в себя ритуалы, проповеди, поклонения (божествам, идолам), жертвоприношения, фестивали, праздники, трансы, посвящения, погребальные службы, медитации, молитвы, музыку, искусство, танцы, общественные службы или другие аспекты человеческой культуры. Практически любая религия имеет священные истории и повествования, сохраненные в священных писаниях, а также символы и святые места, чтобы придать смысл жизни. Религии содержат символические истории, направленные на то, чтобы объяснить происхождение жизни, вселенную и т.п. Традиционно вера, помимо разума, считается источником религиозных убеждений.

История религии

Сколько же религий существует в мире ответить никто не сможет, но известных на сегодняшний день – около 10 000 различных течений, хотя, около 84% населения мира связано с одной из пяти крупнейших: христианством, исламом, индуизмом, буддизмом или формами «национальной религии».

Существует ряд теорий относительно истоков появления религиозных практик. По мнению авторитетных антропологов многие из списка религий мира начались как активизирующие, побуждающие к чему-то движения, поскольку видение происхождения мира, людей (и т. д.) харизматичным пророком порождало воображение большого количества людей, ищущих более полный ответ на свои вопросы и проблемы. Мировая религия не характеризуется конкретной средой или этнической принадлежностью и может быть широко распространена. Существуют разные виды мировых религий, и каждая из них несет в себе предрассудки. Сутью этого могут быть, среди прочего, то, что верующие склонны рассматривать свою , а иногда и не признают другие религии или же, как важные.

В XIX и XX веках гуманистическая конфессия разделила религиозную веру на философские определенные категории - «мировые религии».

В пять крупнейших религиозных групп мира входят 5,8 млрд. человек - 84% населения, - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и традиционные народные верования.

Христианство

Христианство основано на жизни и учениях Иисуса из Назарета, который считается основоположником этого течения (1-й век н.э.), его жизнь изложена в Библии (Старый и Новый Заветы). Христианская вера – верование в Иисуса как Сына Божьего, Спасителя и Господа. Почти все христиане верят в Троицу, которая учит единству Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа как трех в одном Божестве. Христиане могут описать свою веру как Никейский символ веры. Как религиозное учение, христианство произошло из Византийской цивилизации в первом тысячелетии и распространилось по Западной Европе во время колонизации и далее по всему миру. Главными ответвлениями христианства становятся (согласно числу приверженцев):

  • – Католическая церковь во главе с епископом;
  • – Восточное христианство, включающее Восточное Православие и Восточную Церковь;
  • – Протестантизм, отделившиеся от католической церкви в протестантской Реформации 16-го века и разделенный на тысячи деноминаций.

К главным ветвям протестантизма относят: англиканство, баптизм, кальвинизм, лютеранство и методизм, каждый из них содержит множество различных конфессий или групп.

Ислам

Основан на Коране - священной книге о пророке Мухаммеде, называемом главным политическим и религиозным деятелем, проживавшем в седьмом столетии нашей эры. Ислам основывается на принципиальном единстве религиозных философий и принимает всех пророков иудаизма, христианства и других Авраамических верований. Это наиболее широко распространенная религия Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Западной Азии и Центральной Азии, также мусульманское большинство живет в некоторых частях Южной Азии, Африки к югу от Сахары и Юго-Восточной Европы. Существует несколько исламских республик - Иран, Пакистан, Мавритания и Афганистан.

Ислам подразделяется на следующие толкования:

  1. – Суннитский ислам - самая большая деноминация в Исламе;
  2. – Шиитский ислам - второй по величине;
  3. – Ахмадие.

Есть мусульманские возродительные движения, такие как мувахидизм и салафизм.

Из других конфессий Ислама можно перечислить: Нацию ислама, суфизм, куранизм, не конфессиональные мусульмане и ваххабизм, являющийся доминирующей мусульманской школой в Королевстве Саудовская Аравия.

Буддизм

Охватывает многообразие традиций, верования и духовной практики, в большинстве основанные на учениях, принадлежащих Будде. Буддизм возник в Древней Индии между 6 и 4 веками до н. э., откуда начал простираться по территории Азии. Учеными выделяются два ключевых сохранившихся разветвления буддизма: Тхеравада («Школа старейшин») и Махаяна («Великий корабль»). Буддизм – четвертая религия в мире с более чем 520 миллионами приверженцев - это более 7% мирового населения.

Буддийские школы различаются по точной природе пути к освобождению, важности и каноничности различных учений и писаний, особенно их практик. Практические методы буддизма подразумевают «уход» в Будду, Дхарму и Сангху, постижение Священных Писаний, следованию этических и добродетельных заповедей, отказ от привязанности, практику медитации, культивирование мудрости, милость и сострадание, практика Махаяны - бодхичитты и практики Ваджраяны - стадии зарождения и стадии завершения.

В Тхеравада конечной целью становится прекращение клеши и достижение возвышенного состояния нирваны, достигаемое практикой Благородного Восьмеричного Пути (Срединный Путь). Тхеравада широко распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии.

Махаяна, которая включает в себя традиции Чистой Земли, Дзэн, Ничиренский буддизм, Шингон и Тантай (Тендай), встречается в Восточной Азии. Вместо того чтобы достичь Нирваны, Махаяна стремится к Будде через путь бодхисаттвы - состояния, в котором человек остается в цикле возрождения, особенностью этого становится помощь другим людям в достижении пробуждения.

Ваджраяна - совокупность учений, приписываемых индийским сиддхам, может рассматриваться как третья ветвь или просто часть Махаяны. Тибетский буддизм, который сохраняет учения Ваджраяны, практикуется в районах, окружающих Гималаи, Монголию и Калмыкию.

Иудаизм

– самая древняя по возрасту, авраамская конфессия, зародившаяся в древнем Израиле. Тора становится основополагающим писанием и частью более крупного текста, известного как Танаха или еврейской Библии. Она дополняется традициями, изложенными в письменной форме в более поздних текстах, таких как Мидраш и Талмуд. Иудаизм включает в себя обширный состав писаний, практик, богословских позиций и форм организации. В этой религии существует множество движений, большинство которых вышли из раввинского иудаизма, провозглашающего, что Бог открыл свои законы и заповеди Моисею на Горе Синай в виде надписей на камнях, и устной форме - Торы. Исторически это утверждение оспаривалось различными научными группами. Крупнейшими еврейскими религиозными движениями являются православный иудаизм (Хареди), консервативный и реформаторский.

Шаманизм

Является практикой, которая включает в себя действия, достигающие изменения сознания для того, чтобы воспринимать и взаимодействовать с миром духов.

Шаман - тот, кто имеет доступ к миру добрых и злых духов. Шаман входит в состояние транса во время ритуала и практики прорицания и исцеления. Слово «шаман», вероятно, происходит от эвенкийского языка Северной Азии. Этот термин стал широко известным после того, как русские войска завоевали шаманское ханство Казани в 1552 году.

Термин «шаманизм» впервые применен западными антропологами для древней религии тюрков и монголов, а также соседних тунгусских и самодийских народов. Наблюдая и сравнивая больше религиозных традиций во всем мире, некоторые западные антропологи стали использовать термин в широком смысле, чтобы описать несвязанные магически – религиозные практики, обнаруженные в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно несвязанных частей Северной и Южной Америки, поскольку они полагали, что эти практики похожи друг на друга.

Шаманизм включает в себя предположение, что шаманы становятся посредниками или посланниками между человеческим миром и духовным. Там где распространено это явление, люди верят, что шаманы лечат болезни и исцеляют душу, что шаманы могут посещать другие миры (измерения). Шаман действует, прежде всего, который влияет на мир человека. Восстановление баланса приводит к устранению недуга.

Национальные религии

Коренные учения или национальные относятся к широкой категории традиционных религий, которые могут быть охарактеризованы шаманизмом, анимизмом и поклонением предкам, где традиционные средства, коренные или основополагающие, передаются из поколения в поколение. Это религии, которые тесно связаны с определенной группой людей, одной этнической принадлежности или племени, у них часто нет формальных вероучений или священных писаний. Некоторые религии являются синкретическими, объединяющими различные религиозные убеждения и практики.

Новые религиозные течения

Новое религиозное движение – молодая религия или альтернативная духовность, является религиозной группой, имеет современное происхождение и занимает периферийное место в доминирующей религиозной культуре общества. Может быть новой по происхождению или частью более широкой религии, но отличаться от ранее существовавших деноминаций. Учеными было подсчитано, что это новое движение имеет сотни тысяч последователей во всем мире, причем большинство их членов живут в Азии и Африке.

Новые религии часто сталкиваются с враждебным приемом со стороны традиционных религиозных организаций и различных светских учреждений. В настоящее время существует несколько научных организаций и рецензируемых журналов, посвященных этому вопросу. Исследователи связывают рост новых религиозных движений в современности с ответами на современные процессы секуляризации, глобализации, фрагментации, рефлексивности и индивидуализации.

Единых согласованных критериев определения «нового религиозного движения» не существует. Тем не менее этот термин предполагает, что группа недавнего происхождения. Одна из точек зрения заключается в том, что «новое» может означать, что учение более позднее по своему происхождению, чем большинство известных.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели мировые религии от самых «старых» до «молодых», от более значимых до менее известных.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома