Учиться во сне: возможно ли это? Учимся во сне

Инструкция

Уберите все лишнее со своего рабочего места и наведите общий порядок в комнате. Зачастую посторонние вещи могут только навредить, поскольку не дадут как следует сосредоточиться на заучивании текста. Убрав все раздражающие факторы, вы сможете настроиться морально.

Положите перед собой книгу с басней и прочитайте ее очень внимательно от начала до конца три раза. Делайте это вслух. По ходу чтения вам нужно будет выполнить две ключевые задачи. Во-первых, возьмите карандаш и подчеркните ключевые слова в тексте, которые составляют основу содержания басни. Например, если мы возьмем произведение Крылова «Ворона и », то в ней будут следующие «ключи»: сыр, плутовка, пленил, взгромоздясь, дыша, глазки и т.д.

Во-вторых, во время ознакомления с содержанием басни, попытайтесь представить образ происходящего в ней. Выстраивайте ассоциативные ряды. Эти два метода помогут запечатлеть содержание басни, как единое целое. Теперь прочтите басню еще раз, останавливаясь на каждой строчке и запоминая слова (форму, время и т.д.).

Запишите данную басню на листок бумаги формата А4. Это позволит внедрить в процесс запоминания зрительную память. Также проговаривайте вслух строчки, которые вы записываете. Не пренебрегайте этим пунктом, поскольку он очень эффективен для быстрого заучивания. Чтобы облегчить себе задачу, разбивайте басню на 4 строчки. Сплошной текст гораздо освоить.

Перейдите теперь непосредственно к заучиванию. Учите басню только по написанной лично вами версии. Прочтите 3 раза только первую строку и повторите ее вслух, не глядя на лист. После этого прочитайте 1 и 2 строчку вместе и воспроизведите их вслух. Затем – 1, 2 и 3. Поступите таким же образом с каждым четверостишием, пока не освоите все содержание басни.

Напишите маленькие с теми ключевыми словами или строчками, которые очень сложно запоминаются. Повторите басню на ночь и расскажите ее еще несколько раз утром. Все эти простые методики помогут вам освоить ее в кратчайшие сроки и рассказать на уроке на «отлично».

Связанная статья

Басня – не просто художественное произведение, это стихотворное или прозаическое нравоучение сатирического характера. Запомнить гораздо проще, чем сухой научный текст, не обладающий ритмом и не содержащий литературных образов.

Инструкция

Один из распространенных способов выучить басню – механическое повторение. Он действенен, если ваша память достаточно натренирована для быстрого запоминания. Выучиваете одну строчку, прочитав и повторив ее 3-4 раза. Затем – вторую. После – третью. Когда смысловой отрезок басни , соберите все строчки воедино и повторите несколько раз. Для лучшего запоминания подключите и моторную память, написав басню по памяти от руки.

Хорошо запоминаются басни, исполняемые под музыку. Даже если художественное произведение имеет нестихотворную форму, попробуйте подобрать подходящий мотив любой известной песни и напеть эту басню .

Дети хорошо воспринимают и вспоминают содержание басни по визуальным образам. Сделайте рисунки, иллюстрирующие , и по ним, повторяя строчки вслух, вы сможете выстроить последовательную цепочку развития сюжета. Можно пойти более простым путем и приобрести книгу с готовыми иллюстрациями, сопровождающими строчки из басни.

Чтобы быстрее уловить смысл басни, бывает недостаточно повторить ее много раз, вызубрить. Механические способы запоминания оказываются не всегда эффективными. Басню нужно объяснить. Таким образом туманных, с неясным смыслом, а потому трудно запоминающихся словоформ в не останется, и дело пойдет быстрее. Объясните себе (или ребенку, если вы помогаете выучить басню ему) каждое слово. Например, строчка из басни И.А. Крылова «Вещуньина с похвал вскружилась » имеет следующее значение: «вещунья» образуется «ведать», вещуньями называли колдуний, предсказывающих будущее. Считается, что способна предсказывать судьбу, потому в басне автор называет вещуньей.

При случае повторяйте разученную басню в течение дня. Выбирайте для этого моменты, когда вы в хорошем настроении, предрасположены к восприятию нового. Читайте наизусть басню с выражением, нарочито театрально. Разрешайте себе напыщенность и преувеличения. Такая игра только закрепит в голове «непослушные» строчки и «запишет» басню в вашем сознании на долгие годы.

Видео по теме

Возможности человеческого мозга почти безграничны, однако редко кто может использовать их на полную. Память хранит огромные объемы информации, но в нужный момент не всегда срабатывает идеально. Поэтому люди и прибегают к некоторым приемам, которые помогают как можно быстрее и качественнее запомнить большие объемы информации.

Вам понадобится

  • Текст произведения, диктофон.

Инструкция

Как и в любом деле, в запоминании текста зависит от типа материала, который нужно запомнить. Если вы учите произведение , то это либо стихотворение, либо проза. Правда, есть еще драма, но это отдельный разговор. Конечно, для заучивания куда проще стихотворные тексты, так как в них есть и ритм. Для начала откройте стихотворение и прочитайте его несколько раз, обязательно проговаривая вслух. Так у вас будет задействовано сразу три вида памяти: во-первых, вы видите текст, во-вторых, запоминаете, как его нужно произносить, в-третьих, слышите то, что читаете. Возможно, за несколько таких прочтений часть текста уже уложится у вас в голове.

Учить начинайте по строкам. Сначала запомните первую, затем начинайте постепенно соединять со второй. Вот как это будет выглядеть на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова:Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит.Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,И звезда с звездою говорит.Сначала запомните строчку «Выхожу один я на дорогу». Для этого несколько раз проговорите ее, а затем повторите, не смотря в текст. Так же и со второй строкой. Затем соедините первую и вторую – сначала читайте их вместе, затем повторите обе, не глядя в текст. Затем соединяйте вторую с третьей. Повторите вместе вторую и третью, а затем первую, вторую и третью вместе. Так постепенно вы запомните строфу. Так же учите и остальные строфы.

Если изучение по предложенной технологии идет у вас долго и сложно, возможно, у вас хорошо развита образная память. Старайтесь связывать строки, которые учите, с теми или иными образами. Представьте себе пустынную дорогу, туман, кремнистый путь, который блестит, тихую звездную ночь. Вполне возможно, это вам поможет в запоминании.

Попробуйте переписать стихотворение несколько раз. У кого-то такая механическая память развита лучше. Кстати, если вам кажется, что вы уже выучили стихотворение, тоже напишите его, но не заглядывая в текст – проверьте себя.

Возможно, стихотворение сможет лечь на знакомую вам мелодию. Попробуйте выучить его, как песню. А можно еще записать его на диктофон и несколько раз прослушать – это поможет, если у вас лучше развита слуховая память.

Если вам нужно выучить прозаический текст, то его необходимо разделить на смысловые части. Или даже не совсем смысловые. Прочитайте текст, а в тех местах, где вам интуитивно захочется остановиться, поставьте черточки. Именно по таким кусочкам вы и будете учить.

Прозаический текст обязательно проговаривайте с интонацией. Простое зазубривание текста бывает эффективно, но не всегда. Попробуйте помогать себе жестами.

Полезный совет

Вне зависимости от того, какой текст вы учили, на следующий день еще несколько раз повторите его. Может показаться, что вы уже знаете произведение идеально, а на следующий день окажется, что половину вы забыли.

Учителя литературы довольно часто предлагают школьникам сочинить произведение того или иного жанра. Если ученик слушал внимательно и усвоил особенности басни, оды или баллады, он имеет шанс справиться с заданием. Но и тот, кто пропустил урок, может написать басню, если учтет несколько правил.

Доброго здоровья!

Ух, денек сегодня выдался. Работал практически с утра до вечера. Конечно, с перерывами, но всё же… Заработался.

Утром написал текст для сайта по теме строительства домов. Потом уделил время для некоторых технических моментов своего блога (потратил более 3-х часов). И затем снова тексты по строительству…

И вот сейчас (перед сном) решил написать этот пост. Хочу затронуть такой вопрос:

Реально ли научиться запоминать прослушиваемую во сне информацию?

Когда-то я прочитал статью о том, что вроде какие-то ученые доказали: человеческий мозг способен во сне воспринимать информацию. Якобы можно надеть наушники, запустить аудиоплеер и… получается своеобразное обучение во сне.

Имеется в виду не музыку слушать, а какие-нибудь обучающие лекции, аудиокниги…

Признаюсь: всё это мне сразу показалось сомнительным. После прочтения той статьи я подумал:

«Как можно запомнить прослушиваемую во сне информацию? Как? Ведь человек спит!»

Тем не менее, решил проверить. Несколько раз проводил такие эксперименты: перед сном включал свой плеер.

И что вы думаете? Утром просыпался - плеер на полу, наушники тоже непонятно где…

Но главное не это. Главное то, что прослушивание аудио во сне ничего мне не давало. Утром я ничего не мог вспомнить из того, что прослушивал во сне. Даже в полусонном состоянии толком не мог что-то запомнить, лишь какие-то обрывки фраз.

Несколько раз я пытался - ничего толкового не вышло.

Как же всё-таки некоторые люди проходят обучение во сне?

Может, стоит попробовать заснуть ДНЁМ с включенным плеером?

Такие вопросы у меня периодически возникали.

Попробовал лечь с включенным плеером днём. И… запомнил всё. Да, всё до тех пор, пока не заснул. Только засыпаю - ничего не помню. Помню лишь, что какое-то «бла-бла-бла» не давало мне нормально отдохнуть.)))

С тех пор прошло несколько месяцев.

И я вновь решил заняться прослушиванием аудио во сне

Да, сегодня решил продолжить свои эксперименты - устроить обучение во сне, попытаться запомнить хоть какую-то информацию.

Согласно результатам исследований ученых, таким образом можно успешно изучать иностранные языки. :)

В общем, запускаю свой плеер. А завтра напишу вам о своих результатах.

Спокойной ночи:)

Утро. Я проснулся.

Рассказываю.

Плеер искал долго. Каким-то образом он оказался… в пододеяльнике. Наушники - на полу. И левый наушник начал барахлить (где-то контакт пропадает). Видимо, во сне хорошо дернул за провод…

Запомнил ли я во сне прослушиваемое аудио?

Нет. Ничего я не запомнил. Всё то же самое…

И на этом точка. Больше я экспериментировать не буду. Иначе окончательно доломаю свой плеер.

Для себя сделал такой вывод: спать - значит спать .

И не нужно пытаться что-то там наверстать за счет времени, необходимого для сна. Нужно дать организму полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил для следующего дня .

Это же касается и дневного сна. Чувствуешь, что нужно днём немного поспать? Значит - нужно поспать. Без всяких МР3-плееров!

А ученые пусть проводят свои исследования, что-то обнаруживают, доказывают… Им же нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь.

Сергей Сокарп

P. S. А каково ваше мнение на этот счет? Напишите. Вы пробовали проходить подобное обучение во сне? Прослушивали какие-нибудь полезные аудиолекции? Получалось что-то запомнить?

Наверное, любому из нас хотелось бы сэкономить время на обучении и переложить этот, часто утомительный процесс, на сон. Рекламные обещания ласкают слух, рассказывая о 25-ом кадре.

Можно ли учиться во сне, не затрачивая время и силы, или это всего лишь красивые сказки?

Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos () и paideia (обучение).

Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

в последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

в первые 60 минут после погружения в сон ,

в последние 30 минут сна до пробуждения утром .

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.

Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.

Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – же нский.

Некоторые специалисты сна воспринимают гипнопедию как рекламный трюк и также высказывают мнение о возможном вреде для здоровья от подобных занятий: А. Борбели, известный сомнолог, считает, что ночью мозг должен отдыхать, а не учиться.

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30% . При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии:

  • Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

  • Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.
  • Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить , согласно которой,

любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек сокращает свой и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и назы вает это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна , - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.

Источники: «Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна» Л.А. Близниченко, журнал «Современная биология» (Current Biology).

Если Вы, мой уважаемый читатель, студент или друг (родственник) студента, то следующее видео будет для Вас весьма познавательным:


Елена Вальве для проекта Сонная кантата.

Прежде чем перейти к сути статьи, нелишним будет вспомнить старый добрый фильм «Большая перемена», снятый на заре семидесятых годов прошлого столетия (в 1971-72-м). Одним из прелюбопытнейших и совершенно нехарактерных для советского реалистического кино был кадр, когда герой Е.Леонова, пытаясь выучить за 5 минут во снематериал по истории, засыпает под начитывание параграфа из учебника и трансляцию новостей.

Что он выдал на следующий день на уроке, знала вся страна. Метод был представлен режиссером в виде нелепой комической ситуации, но, тем не менее, такая форма обучения практикуется, а ее эффективность исследуют до сих пор ученые самых престижных и знаменитых на весь мир университетов.

Подсознание умеет запоминать

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок - другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

В разные времена в разных странах появлялись сенсационные сообщения о феноменальном запоминании во время сна. Факт активизации памяти связывали с тем, что человек в стадии глубокого успокоения работает не разумом, не сознанием, а подсознанием - глубинным инструментом, предоставленным каждому из нас природой.

Первая фаза: эффект налицо

Однако есть и недостаток в такой форме обучения: «запоминалка» остается активной исключительно во время первой фазы сна (мы называем ее дремой, дремотным состоянием), но подсознанию становится абсолютно безразлично все, что мы хотим ему нашептать, после перехода в глубокую фазу - восприятие новой информации в этот момент заканчивается.

Вот поэтому и есть надобность вложиться в короткий период времени и все необходимое выучить за 5 минут. Обучение во снеаприори не может быть длительным процессом.

Поверхностная (первая) стадия сна - это еще и пресловутый альфа-ритм (до 13 Гц), при котором «все невозможное становится возможным». Его часто используют во время медитаций для привлечения в жизнь нужного объекта или события. В случае обучения во сне это еще и улучшение процесса запоминания.

Что можно изучать во сне

Ограничений в выборе предметов, которые вы хотели бы выучить во сне,нет. Каждому что-то дается лучше, что-то - хуже. Если у вас полный порядок с математикой, то нет смысла дублировать изучение этого предмета еще и во сне.

Обычно «сонную педагогику» (научное название - гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

Овладение иностранными языками, приобретение полезных навыков (в их число входят и плавание, и изучение IT-технологий, и постижение азов игры на музыкальных инструментах) стоят в первом ряду среди предметов, поддающихся изучению во сне.

Использовать гипнопедию вполне реально для экстренного запоминания. Например, за день у вас совершенно вылетело из головы, что завтра с утра вам нужно декламировать стихи на дне рождения шефа. А время уже позднее, учить некогда, да и голова «не варит»… Что делать? Во сне!

Прилягте, расслабьтесь, попросите кого-нибудь из домашних, чтобы читал вам стихотворение несколько раз. Но при этом старайтесь не заснуть совсем - иначе результат окажется противоположным. Нескольких минут будет достаточно для изучения. Утром останется только повторить.

Исследователи и скептики

Верят в феномен и без устали его исследуют нейрофизиологи из Северо-западного США). Отчет о результатах каждого своего эксперимента они публикуют в авторитетных научных изданиях.

То, чтовыучить за 5 минут во сне возможно любой предмет любому человеку, они доказывали на примере проигрывания двух простейших фортепианных мелодий, двенадцать нот которых участники исследования выучили во сне даже не за пять, а за четыре минуты.

Но существует в ученых кругах и группа скептиков, доказывающих обратное. Эта группа утверждает, что никакого запоминания во сне не существует, есть лишь возможность закрепить ранее выученный материал.

Гипнопедия и состояние нервной системы

Представители ученого мира именно из второй группы предостерегают, что подобная методика обучения небезопасна: она негативно влияет на нервную систему, держит весь организм в напряжении, не позволяя ему полноценно отдыхать, и особенно нежелательна для растущего организма.

Этот вывод заставил задуматься родителей и школьных педагогов, поэтому экспериментальные уроки для шестилеток, когда им преподавали математику и родной язык во время дневного сна, пришлось в срочном порядке отменить.

Но вот чтение сказок детям перед сном - хорошая традиция. И вполне безопасная.

Что касается гипнопедии, отзывов о ее эффективности 50/50. Некоторые опасаются ее широкого применения, поскольку эффект может иметь и обратную сторону: вместо того чтобы выучить за 5 минут во сненечто полезное, можно заработать хроническую бессонницу и раздражительность.

Все мы спим около 8 часов в день или 245 часов в месяц, или почти 3000 часов в год. В итоге мы проводим в царстве Морфея 250 тысяч часов за всю нашу жизнь. Колоссальное количество времени, которое можно было бы при желании занять чем-нибудь более полезным, например выучить английский язык.

На сон уходит ровно треть нашей бесценной жизни. И теоретически ее можно провести не только с удовольствием, но и с пользой. Только представьте, сколь английских разговорных фраз вы могли бы выучить за треть жизни, за 25 лет, которые вы проведете в кровати! И оказывается – это возможно!

По логике, у нас есть два варианта. Во-первых, можно значительно сократить время сна. То есть, тратить меньше времени на сон, получив весомую прибавку к активной части дня и дополнительного изучения английского языка. Во-вторых, использовать с пользой время сна, как таковое. То есть - заставить мозг учить язык прямо во сне. Для полноты картины давайте рассмотрим оба варианта.


Вариант I: 6 часов сна в сутки продлевают курс обучения английского языка в период бодроствания

До каких пределов современный человек может сократить свой сон, не причиняя вреда здоровью? На протяжении долгого времени бытовало убеждение, что 8-часовой сон является идеальным, и спать ровно треть суток считалось нормой. Однако, недавние исследования, проведенные в Калифорнийском университете США, в которых приняли участие около миллиона добровольцев, опровергают это убеждение.

Идеальным оказался другой режим – всего 6-7 часов сна в сутки. Ученые подсчитали, что продолжительность жизни людей, которые спят ночью 8 и более часов, заметно меньше. Более того, негативно влияет на здоровье и хроническое недосыпание – 5 и менее часов.

А калифорнийские профессора вообще заявили о том, что обнаружили явную зависимость уровня смертности от продолжительности сна. Однако причин этому они пока не нашли.

В ближайшем будущем планируются новые исследования в этой области, – говорит автор исследований, доктор психиатрии Даниель Крипк. -Они должны будут пролить свет на причины выявленной зависимости сна на продолжительность жизни и процессы запоминания иностранных языков.
Итак, исходя из результатов исследований, 6.5 часов ночного сна являются идеальными для нашего самочувствия и качественного изучения английского языка. Кроме того, исследования показали, что 5 часов сна в любом случае лучше, чем 8. Многие из нас могут получить значительную прибавку ко времени уроков английского, если приведут свой сон к этим рамкам – 6-7 часов, потому что средняя продолжительность сна среднестатистического горожанина сейчас составляет около 8.5 часов.


Однако, не стоит перегибать палку, резко сокращая время сна – его недостаток ухудшает способность к обучению. Эксперименты на крысах, проведенные доктором Иланой Хэйрстон из того же Калифорнийского университета, показали, что недостаток сна сильно снижает способность животных к обучению. Она объясняет это тем, что у них замедляется рост нейронов. Нехватка сна, безусловно, вредна для живого мозга.
Так что, если несколько бессонных ночей перед экзаменами по английскому языку еще можно оправдать высоким объемом полученной информации, то превращение недосыпания в стиль жизни значительно ухудшает работу головного мозга и памяти, и уже не имеет оправданий.

Ученые одного из сомнологических центров провели исследования, доказавшие, что информацию на иностранном языке, полученную непосредственно перед сном, люди запоминают лучше и на более долгий срок. Кроме того, во сне идет восстановление душевных и психических сил организма. Именно во время глубокого сна идет активное образование новых нервных клеток - нейронов. А еще во время сна каждый становится сам для себя психоаналитиком и лингвистом. Если днем мы испытываем тревогу, страх и не в состоянии их подавить, то во сне включаются аналитические и запоминающие способности, позволяющие подсознательно отыскать причину проблемы неусвоения иностранной речи и пути ее решения. В настоящее время существует даже метод психолингвистики, основанный на лечении сном невосприимчивости иностранных фраз. Обучаемого вводят в состояние сна с помощью гипноза, аутотренинга, электромагнитных импульсов, транквилизаторов. Обучающий сон широко используется в психоязыковой практике, он очень эффективен при быстром обучении английского языка.


Вариант II: Во сне мы воспринимаем все услышанное из аудиоуроков английского языка

На втором варианте рационального использования времени сна при изучении английского языка следует остановиться подробнее. Он менее изучен и более спорен. По поводу него в научных кругах до сих пор нет однозначного мнения. Наука, занимающаяся изучением восприятия информации на незнакомом иностранном языке во время сна, называется «Гипнопедия» (от греч. hypnos – сон и paideia – обучение). В настоящее время она находится в стадии бурного развития.

Первый в мире научный эксперимент по выяснению возможностей восприятия иносранной речи во время сна поставил русский профессор психиатрии Абрам Моисеевич Свядощ еще в 1936 году. В 1940 году он смог обобщить свои исследования, представив их в виде диссертационной работы “Восприятие иностранной речи во время естественного сна”. Именно она и проложила путь к формированию такой науки, как гипнопедия. Ученым были приведены экспериментальные доказательства того, что в период естественного сна человек способен воспринимать речь с любым содержанием, произносимую другими лицами. Услышанная таким образом информация на том же английском языке, может усваиваться практически без искажения, и воспроизводиться человеком после пробуждения. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования.


Ничего не зная о работах Свядоща, в 40-х годах исследования в данной области проводил еще один ученый, кандидат филологических наук Леонид Андреевич Близниченко. Его интерес основывался на прикладной цели – быстром обучении иностранным языкам, в частности, английского. Он вкладывал много сил в развитие новой, пока еще не существующей отрасли педагогики, посвящая массу времени придумыванию и опробованию разнообразных методик заучивания английских слов и восприятия разговорной речи во сне. Прошли годы, и Близниченко разработал целостную методику изучения иностранных языков во время естественного сна. Исходя из полученных им данных, продолжительность изучения человеком иностранного языка при помощи гипнопедии может сократиться почти в три раза. а

Методики и технологии обучения английскому языку во сне

Утверждение, что во сне человек ничего не слышит – неверно. На самом деле он все слышит, но ничего не воспринимает, не осознает – вся получаемая им информация на иностранном языке обрабатывается бессознательно. Благодаря этому возможны такие вещи, как пробуждение по сигналу, гипноз, лунатизм, разговор со спящим человеком, а также и обучение английскому языку во время сна.

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт, благодаря которому человек может оставаться в контакте с окружающим миром. Сон с таким сторожевым пунктом будет, конечно, лишь частичным. Но дело в том, что любой сон частичен - во сне мозг работает, так же, как и сердце, легкие и другие органы.


Благодаря этому простая работа, подобная запоминанию английских слов, во время сна может происходить сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. И организм не только не устает во время такой работы по изучению английского языка, более того, он отдыхает. Неутомимость - это не особенность обучения во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно организованная работа зубрежки английских фраз, не утомляет, а способствует отдыху. Во время сна труднее заниматься неправильно, ведь приходится, фактически, бороться с собственной природой. Потому переутомление во сне крайне маловероятно.

Мы можем вспомнить о существовании двух типов долговременной памяти – процедурной (запоминание алгоритмов и последовательностей) и декларативной (запоминание конкретных фактов), и копнуть рассматриваемую тему еще глубже. Германскими учеными было установлено, что во сне при изучении иностранного языка происходит закрепление обоих вышеуказанных типов долговременной памяти, причем, декларативная память закрепляется в фазе «медленного» сна, а процедурная - в фазе «быстрого» сна (или REM-сна, от «Rapid Eye Movement» - быстрое движение глаз). В опытах на крысах было выяснено, что во время медленного сна в мозгу возбуждаются те же группы нейронов и в той же последовательности, что и в процессе обучения, проводившегося накануне. Это навело ученых на мысль, что мозг во сне как бы заново «прокручивает» полученную днем информацию о заученных английских фразах, что, возможно, способствует ее лучшему запоминанию и усвоению. Известно, что во время фазы медленного сна происходит закрепление усвоенной накануне информации. Если во время медленного сна человек ощущает тот же запах, который он обонял в процессе обучения, то запоминание происходит эффективнее. Обонятельный сигнал, получаемый во сне, приводит к активизации нейронов гиппокампа - древнейшего отдела мозга, ответственного за формирование долговременной памяти. Результаты исследований показывают, что закрепление новых знаний во время медленного сна - активный процесс, требующий работы гиппокампа, а не побочный эффект общего снижения мозговой активности. Таким образом, когда человек засыпает, гиппокамп продолжает работу по запоминанию иностранных слов.

Впрочем, по поводу гипнопедии существуют и другие, диаметрально противоположные мнения. Например, последние исследования в области сна, проведенные израильскими учеными, показали, что некоторые области головного мозга человека во время сна работают точно так же, как и во время получения новой информации на иностранном языке. Поэтому, когда человек просыпается, он может довольно точно воспроизвести ранее незнакомые английские фразы
Американские ученые тоже подтвердили, что обучение английскому или другому языку во время сна возможно. В ходе контрольного эксперимента их испытуемые иностранцы, практические не владеющие разговорным английским, распознавали после сна слова, нечетко воспроизведенные разговаривающим компьютером с специальной лингвистической программой.

Самый эффективный метод изучения английского языка найден

Сегодня есть целый ряд компаний, предлагающих обучение английскому языку во сне. В принципе, вы можете попробовать эту методику и в домашних условиях. Запишите на электронный носитель 35-50 английских слов или коротких фраз, подлежащих запоминанию, с переводом их на родной язык. Перед сном прочитайте медленно два раза эти слова с листа, затем ложитесь, включайте магнитофон, прослушайте запись два раза, не сосредоточиваясь на ней, но повторяя слова вслед за магнитофоном. Выключайте аппарат и засыпайте. Ваш помощник должен прокрутить запись еще несколько раз в течение первых 40 минут после вашего отхода ко сну на все уменьшающейся громкости. Утром, перед пробуждением, этот процесс необходимо повторить в обратном порядке. За полчаса до пробуждения магнитофон тихо включают, с каждым разом громкость проговариваемого текста постепенно увеличивают. Проснувшись, не вставайте с постели, пока запись не закончится, слушайте ее с закрытыми глазами. Таким способом за 20 сеансов усваивается до 10000 новых слов и оборотов. А это в 4-6 раз больше, чем при традиционных способах запоминания английских слов. Вот так!

Гипнопедия является очень молодой наукой. По поводу обучения во сне идут непрекращающиеся споры в научных кругах. А еще - постоянно ставятся новые опыты, поскольку данные различных исследований зачастую противоречат друг другу. Тем не менее, ее изучением занимаются в данный момент сразу несколько крупнейших мировых институтов. А это значит, что в ближайшее время можно ожидать крупных научных прорывов в этой перспективной области изучения английского языка

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома