Нарисовать рисунок комедии птицы древний мир. Пещерная живопись. Закрытая для посещения пещера Шове

Niramin - Июн 14th, 2016

Древние наскальные рисунки представляют собой не что иное, как хронику самых далеких времен, когда единственным способом передачи впечатлений об окружающем мире и происходящих в нем событиях были рисунки, сделанные наиболее распространенными в ту пору средствами труда и творчества – камнем и углем.

В этих несложных, но иногда очень впечатляющих сюжетах, с удивительной выразительностью передана повседневная жизнь первобытного человека, его размышления о вечности и своем месте во Вселенной, о том кто или что он такое, откуда появился и в чем смысл его полной страхами и беспокойства жизни. Сохранившиеся петроглифы являются немыми свидетелями повседневного быта исчезнувших племен и народов, их обрядов и традиций. Именно благодаря древним наскальным рисункам мы можем узнать о прошлом человечества, путях его развития, обычаях древних народов, формировании цивилизаций и т.п.

Один из самых известных памятников наскальной живописи находится в пещере Шове на юге Франции. Здесь сохранились рисунки, которым 32 тысяч лет. На стенах пещеры можно увидеть изображения животных, сцены охоты, приготовления пищи, предметы домашнего обихода и др. Первые древние рисунки одноцветные. Позже появились двухцветные изображения, в которых чаще всего использовалась красная охра.

Многие наскальные рисунки очень живописны: выразительные фигурки людей, преследующих дичь, сцены обрядов, изображения животных и растений. В эпоху скотоводов на смену картинам охоты приходят визуальные рассказы о жизни пастухов. В этот период на стенах чаще встречаются изображения стад крупного рогатого скота, где тщательно выписаны фигуры быков, коров, антилоп, коз.

Создание наскальных рисунков вызвано естественной потребностью человека передать свое понимание об окружающем мире. С этим связано и появление первых изображений богов, мифических существ, масок.

Галерея фото наскальных рисунков:



Фото: Древний наскальный рисунок.





Фото: Наскальный рисунок — пещера Ляско во Франции.

Фото: Пещера Шове во Франции.

Смотрите наскальные рисунки пещеры Альтамира в Испании:








Видео: Копия грота Шове – новая достопримечательность Франции (новости)

Видео: Наскальные рисунки в пещерах по … (UNESCO/NHK)

Видео: Наскальные Рисунки в Долине Твифелфонтейн

Видео: Рисунки пещеры Альтамира оказались старше

Видео: Загадочные наскальные рисунки. Древние петроглифы шаманов.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира

Пабло Пикассо посетив пещеру Альтамира воскликнул: «после работ в Альтамире все искусство пошло на спад». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось.

Пещера Магура

Пещера Магура является одной из крупнейших пещер в Болгарии. Она расположена в северо-западной части страны. Стены пещеры украшены доисторическими наскальными рисунками, созданными примерно от 8000 до 4000 лет назад. Обнаружено было более 700 рисунков. На рисунках изображены охотники, танцующие люди и множество животных.

Куэва-де-лас-Манос - «Пещера Рук».

Куэва-де-лас-Манос находится в Южной Аргентине. Название можно дословно перевести, как «Пещера Рук». В пещере изображены в большинстве своем - левые руки, но также есть сцены охоты и изображения животных. Картины, как полагают, были созданы 13000 и 9500 лет назад.

Бхимбетка.

Бхимбетка расположена в центральной Индии и содержит более 600 доисторических наскальных рисунков. Рисунки изображают людей, живших в то время в пещере. Животным также уделили много места. Были найдены изображения бизонов, тигров, львов и крокодилов. Считается, что самой старой картине 12.000 лет.

Серра-да-Капивара

Серра-да-Капивара - национальный парк на северо-востоке Бразилии. Это место - дом множества каменных убежищ, которые украшены наскальными рисунками, которые представляют собой ритуальные сцены, охоту, деревья, животных. Некоторые ученые считают, что самые старые наскальные рисунки в этом парке созданы 25 000 лет назад.

Доисторические наскальные рисунки в Лаас Гаал

Лаас Гаал представляет собой комплекс пещер на северо-западе Сомали, которые содержат некоторые из самых ранних известных художеств на Африканском континенте. Доисторических наскальным рисункам, по оценкам ученых, между 11000 и 5000 лет. Они показывают коров, церемониально одетых людей, домашних собак и даже жирафов.

Рисунок жирафа в Тадрарт Акакус.

Тадрарт Акакус образует горный хребет в пустыне Сахара, в западной Ливии. Этот район известен своими наскальными рисунками с 12 000 до н.э. до 100 года. Картины отражают меняющиеся условия пустыни Сахара. 9 000 лет назад здешние окрестности были полны зелени и озер, лесов и диких животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие жирафов слонов и страусов.

Рисунок медведя в пещере Шове

Пещера Шове, на юге Франции, содержит некоторые из самых ранних известных доисторических наскальных рисунков в мире. Изображения, сохранившиеся в этой пещере могут иметь возраст около 32 000 лет. Пещера была обнаружена в 1994 году Жаном Мари Шове и его командой спелеологов. Картины, найденные в пещере, представляют изображения животных: горных козлов, мамонтов, лошадей, львов, медведей, носорогов, львов.

Наскальная живопись Какаду.

Расположенный на северной территории Австралии, Национальный парк Какаду содержит одну из самых больших концентраций произведений искусства, созданных аборигенами. Считается, что самым старым работам 20 000 лет.

Рисунок бизона в гещере Альтамира.

Обнаруженная в конце 19 века, пещера Альтамира находится в северной Испании. Удивительно, но картины найденные на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности и даже обвиняли первооткрывателя Марселино Санс де Саутуола в подделывании живописи. Многие не верят в интеллектуальный потенциал первобытных людей. К сожалению, первооткрыватель не дожил до 1902 года. В этом году картины были признаны подлинными. Изображения сделаны углем и охрой.

Картины Ласко.

Пещеры Ласко расположенные на юго-западе Франции, украшены впечатляющими и знаменитыми наскальными рисунками. Возраст некоторых изображений составляет 17 000 лет. В своем большинстве наскальные рисунки изображены далеко от входа. Самые известные изображения этой пещеры - изображения быков лошадей и оленей. Самый большой наскальный рисунок в мире - бык в пещере Ласко, длинна которого составляет 5.2 метра.

12 сентября 1940 года четверо французских подростков случайно наткнулись на узкое отверствие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Они решили, что это выход из подземного хода, ведущего к находящимся неподалеку руинам замка, и надеялись отыскать там клад. Но когда они попали внутрь и увидели огромные рисунки на стенах, они поняли, что это не просто подземный ход, и сообщили о своей находке учителю. Так была открыта пещера Ласко.


Все стены пещеры были сплошь покрыты удивительными рисунками животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, даже единорога, нарисованными охрой, сажей и мергелем (горная порода, вроде глины) и обведенными темными контурами. Часть рисунков были в натуральную величину !
Ученый А.Брейль провел в этой пещере несколько месяцев, делая всевозможные измерения и изучая первобытную живопись. Поначалу искусствоведы сомневались в подлинности рисунков, но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке, и возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет.

Очень скоро в пещеру Ласко стало приезжать множество туристов и вскоре ученые заметили, что рисунки начинают медленно разрушаться. Это происходило из-за избытка угликислого газа, который выдыхали люди, посещавшие пещеры. Вскоре в пещеру Ласко перестали пускать туристов и законсервировали ее, а рядом с ней была создана ее копия – Ласко II. Она представляет собой бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко.

Нам с Осей очень понравилось, что на официальном сайте можно совершить виртуальное путешествие по пещере. В некоторых местах можно остановиться, приблизить рисунок, рассмотреть его и прочитать о нем небольшой текст (русского языка на сайте нет, зато есть английский). Вот сайт: http://www.lascaux.culture.fr/#/en/02_00.xml

Фигуры зверей нарисованы преимущественно в профиль, в движении. Интересно, что когда в одной сцене скапливается сразу несколько животных, разного размера и разных цветов, и при этом нарисованны так, чтобы одна фигура накладывалась на другую, то создается ощущение мультфильма, если двигать окошко на сайте. Наверное, так же эффект будет, если двигаться рядом с этими рисунками с фонарем в руках, жалко, что мы не можем проверить:)

На стенах пещеры встречается одно единственное изображение человека: тут можно увидеть четыре фигуры, объединенные в одно композиционное пространство - пронзенный копьем бизон, лежащий человек, маленькая птичка и нечеткий силуэт удаляющегося носорога. Бизон стоит в профиль, но голова его повернута к зрителю. Человек изображен схематично, как на детских рисунках. Все нарисовано жирной черной линией и не заполнено цветом. Ученые до сих пор спорят, что именно изображено на этом рисунке: бизон убил человека, а насорог нанес смертельную рану бизону? Или все наоборот?

Я показала Осе вот такую картинку и рассказала о том, что краски тогда были минеральные. Основу черной краски составлял марганец, а красной - окись железа. Кусочки минералов растирали в порошок на каменных плитах, либо на костях животных, например - на лопатке зубра. Этот цветной порошок хранили в выдолбленных костях или кожаных мешочках, которые носили на поясе.

На этой картинке видно изображение огромного быка. Фигура правого быка - самый большой наскальный рисунок в мире, его длина 5.2 метра.
Чтобы было понятнее, что такое пять метров, мы отмерили это расстояние в квартире и прикинули, насколько огромный был бык.

Интересно, что в пещере Ласко находится изображение мифического животного - единорога:

А вот этот большой черный бык, длиной 3,71 метра, интересен тем, что его раскасили краской, распыленной через специальную трубочку:


Чем можно заняться, если ребенка заинтересовали эти рисунки:


- можно взять крафтовую бумагу, помять ее как следует (мы не сразу до этого догадались, но когда нам попался мятый кусок оберточной бумаги, Ося сам заметил, что получается фактурнее и поверхность напоминает поверхность камня) и повесить на стену, чтобы рисовать на ней запомнившиеся фигуры углем, сангиной или разноцветной пастелью. А можно красками, если ребенок не хочет пачкать руки. Главное, не забудьте застелить пол вокруг.

А можно сделать натуральные краски - из глины и ягод, и раскрашивать ими животных. А потом отдельно углем сделать контур.

А еще можно попробовать рисовать самодельными кистями. Предложите ребенку небольшую палочку, немного травы/стеблей цветов и нитку. Догадается ли он, что можно с ними сделать? А если от губки для мытья посуды отрезать верхний слой, то можно играть, что это шкура животного, которую древние люди использовали, чтобы закрасить большую площадь рисунка. Попробуем?

Чтобы рисовать рисунки, можно расположиться просто на столе или на полу, а можно представить, что мы находимся в пещере и рисуем на ее стенах и сводах. Однажды, когда мы играли в первобытных людей, мы обклеили место под столом бумагой, и Ося оставлял наскальные изображения, лежа на спине.

В этот раз мы развесили рисунки под письменным столом, потом Ося завалил вход в "пещеру" подушками от дивана, и мы играли, как будто это мы сами гуляем и неожиданно находим такое сокровище - пещеру с наскальными древними рисунками. Вечером, когда уже стемнело, мы погасили свет и залезали в пещеру с фонариками и свечками и рассматривали изображения на стенах.

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.

Эти схемы поэтапного рисования помогут создать с детьми картины, имитирующие наскальную живопись. Роспись пещерных стен древними охотниками – старейшие произведения изобразительного искусства, известные человечеству. Примитивные картинки выполнены настолько экспрессивно, ярко и живо, что до сих пор не оставляют зрителей равнодушными.
Обычно, пещерные художники изображали животных – объект своей охоты, реже – людей-охотников, и почти никогда растения. Поэтому, предлагаем вам четыре схемы поэтапного рисования с детьми фигурок наскальной живописи: человечек, лось, баран и дикая доисторическая лошадь.
Для своей работы древние художники пользовались природными красками-пигментами. Мы будем использовать для рисования более современные материалы. Лучше всего подойдут пастель или фломастеры, но можно рисовать и цветными карандашами или красками. А вот цвета постараемся сохранить «древние»: красный, коричневый, черный.

Подготовка бумаги к поэтапному рисованию с детьми «Наскальная живопись»

Конечно, можно рисовать на обычных альбомных листах, но гораздо интереснее сделать основу для рисунка – «камни». Тем более что сделать их несложно. А выполненные на таких «камнях» рисунки замечательно собрать в целую «скалу».
Вы можете делать основу для поэтапного рисования вместе с детьми или приготовить «камни» заранее. Сначала , имитируя каменную поверхность. Используйте все оттенки коричневого цвета. Затем широкой кистью проведите темную коричневую неровную линию – контур «камня». Когда рисунок высохнет, обрежьте бумагу по контуру.
Готовая основа для поэтапного рисования с детьми «Наскальная живопись».

Поэтапное рисование с детьми «Наскальная живопись» на природных камнях.

В качестве основы рисунка можно выбрать и настоящие камни, найденные на прогулке или привезенные с летнего отдыха. Рисовать можно тонкой кисточкой и гуашевой краской, маркером, фломастером, даже мягким простым карандашом. Для прочности рисунок хорошо бы покрыть бесцветным лаком. О хитростях такой живописи читайте в статье . Цвет красок подбирайте исходя из цвета камня. В данном случае – чем контрастнее, тем лучше.
Природные камни с фигурками «Наскальной живописи»

Охотник – схема поэтапного рисования с детьми «Наскальная живопись»

Баран – схема поэтапного рисования с детьми «Наскальная живопись»

Лось – схема поэтапного рисования с детьми «Наскальная живопись»
Лошадь – схема поэтапного рисования с детьми «Наскальная живопись»


Рисунки-схемы можно распечатать и дать ребятам для самостоятельной работы. Дети могут сами решать, какой рисунок они захотят выполнить, выбрать для него бумажный (или настоящий) «камень», цвет мелка или фломастера. За одно занятие ребята 7-8 лет успеют сделать один-два рисунка, если вы с ними будете тонировать бумажные «камни» вместе с ними. Или все четыре картинки, если «камни» вы им дадите уже готовые. Такое занятие прекрасно дополнит чтение «Маленьких сказок» Р. Киплинга. Например, про кошку, которая гуляла сама по себе, или про то, как было написано первое письмо. Вы можете почитать книгу, пока высыхает тонированная основа или просто после того, как вся работа будет закончена.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома