Как снизить агрессию у ребенка. Что такое злость и как от неё избавиться

Скученность в городах и напряженный ритм жизни приводят к хроническому стрессу, который провоцирует раздражение и злобу. Люди с высоким уровнем культуры стараются не демонстрировать свои негативные реакции, но это достаточно сложно, и зачастую агрессия просто принимает завуалированные формы. Как справиться с раздражением и злобой? Оказывается, есть довольно простой и легкий способ снизить уровень своей агрессивности. Для этого вовсе нет необходимости осваивать сложные психологические методики или выкладываться до седьмого пота в спортзале.

Ученые обнаружили прочную связь между тренировкой самоконтроля и снижением уровня агрессии человека.
Самоконтроль – это одно из наиболее интересных свойств человеческого поведения. Каждый из нас может вспомнить не одну ситуацию, когда умение сдерживать свои эмоции являлось решающим в критических жизненных моментах. В процессе исследований ученые обнаружили, что тренировка самоконтроля влияет на наши врожденные качества, значительно облегчая нам жизнь.

В Америке в 2013 году был проведен интересный по своей простоте эксперимент, в котором приняло участие 70 студентов. У каждого из них замерили тестами уровень его агрессивности. Студентов произвольно поделили на две равные группы. Перед первой группой поставили задачу тренировать уровень самоконтроля в течение двух недель, пытаясь как можно чаще делать простые бытовые процедуры непривычным способом - левой рукой (чистить зубы, держать ложку, переключать ТВ каналы на пульте и т.п.).

Вторая часть испытаний включала в себя соревновательную игру с недавним незнакомцем-грубияном из видеочата. По правилам игры тот, кто побеждает в раунде, может «наказать» соперника включив в его наушниках шумовые эффекты. Уровень звука можно было устанавливать на своё усмотрение, вплоть до крайне громкого и неприятного. Студенты ожидали, что это реальное соревнование, но по условиям эксперимента они всегда выигрывали и имели возможность наказать своего противника.

Итоги первого испытания показали, что те, кто тренировал в течение двух недель самоконтроль, после неприятной беседы с незнакомцем отмечали гораздо более низкий уровень злости на его провокационное поведение. Потом в обеих группах посмотрели, как вели себя в «игре с наказанием» те, кто от природы обладают высоким уровнем агрессивности. Выяснилось, что в контрольной группе такие личности включали своему противнику максимально громкий шум в наказание. А те, кто две недели тренировал самоконтроль, даже обладая от природы высоким уровнем агрессивности, демонстрировали гораздо более мягкое и сдержанное поведение, не прибегали к жестоким наказаниям своего обидчика.

Агрессивность — это устойчивая характеристика субъекта, которая отражает его склонность к поведению, целью которого выступает причинение окружающему миру вреда или выражение гнева, злости направленного на внешние объекты. Психологи утверждают, что агрессивность не была присуща человечеству изначально и малыши усваивают модель агрессивного поведения с первых дней своей жизни.

Агрессивность с латинского языка означает нападать и характеризует свойство личности, отдающее предпочтение в использовании насильственных методов в достижении своих целей.

Причины агрессивности

Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

— склонность к импульсивности;

— вдумчивость, рассеянность;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Признаки агрессивности

Агрессивность выражается в таких чертах, как конфликтность, доминантность, отсутствие социальной кооперации.

Признаки агрессивности человека проявляются в болезненном отношении восприятия собственного Я с окружающими людьми.

Признаками агрессивности у детей служат их физические действия: хлопанье дверями, попытки бить окружающих, рвать, кусать, портить со злости вещи, бить посуду.

Виды агрессивных реакций опросник Басс-Дарки:

— физическая агрессия, отмечающаяся применением физической силы против других лиц;

— косвенная агрессия, характеризуется направленным окольным путем на других лиц или не направленная ни на кого;

— раздражение, отмечается готовностью проявить негативные чувства при незначительном возбуждении (грубость, вспыльчивость);

— негативизм, отмечающийся оппозиционной манерой поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы);

— обида, отмечается завистью, а также ненавистью к окружающим за вымышленные и реальные действия;

— подозрительность, которая характеризуется недоверием, осторожностью относительно людей, которые якобы планируют и приносят вред;

— чувство вины, выражающееся в возможном убеждении субъекта в том, что он плохой человек, совершающий плохие поступки, и в связи с этим испытывающий угрызения совести;

вербальная агрессия, которая выражается в негативных чувствах (визг, крик, угрозы, проклятия).

Агрессивность у мужчин

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности. Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения.

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой , т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Агрессивность у женщин

Женщины используют психологическую неявную агрессию, они переживают по поводу отпора, который может оказать жертва. Агрессивность у женщин отмечается при вспышках гнева для снятия нервного и психического напряжения.

Повышенная агрессивность наблюдается у пожилых представительниц и объясняется проявлениями при отсутствии других негативных черт характера и причин к такому поведению. Повышенная агрессивность у женщин характеризуется изменением черт характера в отрицательную сторону.

Агрессивность у женщин провоцируется такими факторами:

— гормональная, врожденная недостаточность, спровоцированная патологией в раннем развитии;

— негативный эмоциональный опыт из детства (жестокое обращение, половое насилие);

— враждебные взаимоотношения с матерью, а также детские психические травмы.

Агрессивность у детей

Причины детской агрессивности: осуждение и отвержение взрослыми; разрушительные эмоции внутреннего мира, с которыми ребенок не состоянии самостоятельно справиться. А непонимание и незнание причин агрессивности у детей приводит к открытой у взрослых неприязни.

Как снять агрессивность у детей?

Работая с агрессивными детьми, воспитателю, психологу следует трепетно относиться к внутренним проблемам. Агрессивность у детей снимается положительным вниманием со стороны взрослого к внутреннему миру малыша.

Только положительное внимание и принятие агрессивной личности со стороны психолога, воспитателя, родителя, а иначе вся коррекционная работа будет сведена к нулю и ребенок, вероятнее всего утратит доверие к психологу и проявит сопротивление в дальнейшей работе.

Всем работающим с такой категорией детей важно учитывать безоценочную позицию. Это значит не делать оценочных замечаний такого типа: «так нельзя себя вести», «нехорошо так говорить». Данные замечания только оттолкнут от вас детей и не будут способствовать налаживанию контакта.

Коррекция агрессивности у дошкольников

Детская агрессивность устраняется следующими принципами и коррекционной работой:

— установление контакта с ребенком;

— безоценочное восприятие личности, а также принятие его в целом;

— уважительное отношение к личности малыша;

— положительное отношение к внутреннему миру.

Хочется отметить направления коррекционной работы с агрессивностью детей:

— обучение навыкам контроля, а также управления собственным гневом;

— понижение уровня личностной тревожности;

— развитие , формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей;

— развитие позитивной самооценки.

Упражнения на снижение агрессивности:

1. Знакомство. «Покажи свое имя».

Дети называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

2. Игра «Волшебные шарики».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети находятся в кругу (сидят, стоят). Взрослый просит их закрыть глаза и сделать «лодочку» из ладошек. Психолог вкладывает всем детям в ладошки цветной шарик, а потом просит согреть его или покатать, отдать ему часть ласки, тепла, подышав на него. Далее предлагается открыть глаза и посмотреть на шарик, рассказав о чувствах, возникших во время упражнения.

3. Игра «Добрые привидения».

Цель: научить выплескивать накопившийся гнев в приемлемой форме.

Ведущий предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга. По команде ведущего дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой звук.

4. Рисуем настроение.

Цель: выражение своего настроения в рисунке.

Обсуждение рисунков включает отгадывание, где какое настроение.

5. Игра: «Дракон кусает у себя хвост».

Цель: снять напряженность, невротические состояния, страхи.

Звучит веселая музыка, дети стоят друг за другом, крепко держа друг друга за плечи.

Первый малыш — «голова дракона», а последний это — «хвост дракона». Первый малыш «голова дракона» старается поймать «хвост», а тот в свою очередь уворачивается от нее.

6. Игра: «Мой хороший попугай».

Цель: развить чувство элепотии, а также умение работать сообща в группе.

Дети находятся в кругу. Психолог рассказывает: в гости прилетел попугай и желает поиграть с детьми. Необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы попугаю у нас понравилось в гостях, и он обязательно прилетел к ним снова. Психолог дает детям попугая – игрушку, предлагая погладить, поговорить ласково, приласкать.

7. Игра: «Кляксы».

Цель: снятие агрессивности, страхов, развитие воображения.

Подготовить белые листы бумаги, гуашь. Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист кбумаги дети выплескивают свой цвет и складывают лист вдвое, но так, чтобы клякса сделала отпечаток на второй половине листа.

Лист разворачивают и стараются понять, на что или кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

8. Релаксация «На облаке».

Цель: снятие эмоционального, физического напряжения.

9. Упражнение «Я — травинка».

Цель: Учить детей выражать свои чувства.

Дети представляют себя травинкой летящей на ветру.

10. Игра: «Поссорились два петушка».

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Под веселую музыку малыши двигаются хаотично и толкаются слегка плечами.

11. Игра: «Сороконожка»

Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Дети (5-8 человек) встают, держась за талию впередистоящего. Звучит команда ведущего и «Сороконожка» двигается вперед, потом приседает, проползает между препятствиями, прыгает на одной ножке. Основная задача — не разорвать единую «цепь», и сохранить «Сороконожку».

12. Настольные совместные игры.

Цель: развитие внимания, способности к сосредоточению, умения без конфликтов взаимодействовать.

13. Игра: «Котик».

Цель: установить положительный настрой, снять эмоциональное, мышечное напряжение.

Дети располагаются на ковре. Звучит спокойная музыка, малыши придумывают сказку про котика и показывают, как котик нежится на солнышке, умывается, потягивается, царапает коготками коврик.

14. Игра: «Брыкание».

Цель: эмоциональная разрядка, а также снятие мышечного напряжения.

Ребенок располагается на ковре (ложится на спину). Ноги при этом свободно раскинуты. Не спеша он начинает брыкаться и касаться пола всей ногой. Ноги высоко поднимаются и чередуются. На каждый удар своей ногой малыш говорит «нет», при этом увеличивая интенсивность удара.

15. Игра «Возьми себя в руки».

Цель: учить малышей сдерживать себя.

Объяснить малышам, что когда у них неприятные эмоции: раздражение, злость, желание ударить, то возможно «взять себя в руки» и остановить свои эмоции. Для этого следует глубоко вздохнуть, а потом выдохнуть (несколько раз). Потом выпрямляемся, прикрываем глаза и считаем до 10, улыбаемся, открываем глаза.

16. Игра «Крепость».

Цель: игра позволяет детям проявить агрессивность в игровой адекватной форме. Интерес представляет диагностика: кто кого выберет в команду.

Дети по желанию ребят делятся на две команды. Команды строят для себя крепость (из конструктора). По команде одна команда защищает крепость, а другая штурмует. Оружием – выступают мячи, надувные шарики, мягкие игрушки.

17. Игра «Рвакля».

Цель: снять напряжение и дать выходу деструктивной энергии.

Ребенку предлагают мять, рвать, топтать бумагу и делать с ней все, что пожелается, а затем бросать ее в корзину.

18. Игра «Зоопарк».

Цель: помогает снять напряжение.

Детям предлагают «превратиться» в животных по желанию. Изначально дети сидят на стульях — «клетках». Каждый отдельный малыш изображает выбранное животное, а другие стараются угадать, кого он показывает. Когда все всех «узнали», стулья — клетки освобождаются и «звери» — дети выходят прыгать, бегать, рычать, кричать.

19. Игра: «Липучка».

Цель: снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.

Все малыши двигаются, прыгают, бегают по комнате, а двое малышей, держась за руки, стараются поймать сверстников, говоря: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Кого поймали, «Липучки» берут за руку и присоединяют его к своей компании. После того, как все малыши станут липучками, все дети танцуют в кругу под спокойную музыку.

20. Упражнение «Кулачок».

Цель: сместить агрессию и осуществить мышечную релаксацию.

В ходе игры даем в руку ребенку любую мелкую игрушку и просим его крепко сжать кулачок.

Подержав кулачок сжатым, а затем раскрыв его, на ладошке видим красивую игрушку.

21. Игра: «Комплименты».

Цель: помочь малышам увидеть личные положительные стороны, а также почувствовать, что они принимаемые и другие люди их ценят.

Игра начинается с таких слов: «В тебе мне нравится…» Ребенок эту фразу говорит всем участникам игры, как взрослым, так и детям. Другие участники тоже говорят всем остальным комплименты. После игры следует обсудить, что ощущали участники, что о себе узнали, понравилось ли им играть и говорить комплименты.

Агрессивность лечение

Как бороться с агрессивностью? С собственной агрессией помогает бороться . Эффективно использовать систему наказаний и поощрений, когда вы лично выступаете в роли объекта, а также в роли воспитателя. В качестве наказания использовать лишение себя определенных благ, а поощрить себя можно любимым удовольствием. Эффективными являются действия по изменению личного отношения к ситуации.

Как снизить агрессивность? При появлении злости и первых признаков агрессии — сделайте паузу. Попробуйте выйти из такой ситуации самостоятельно или отвлекитесь. Закройте глаза, сосчитайте до десяти, мысленно наберите в рот воды при разговоре с раздражающим человеком. Вполне возможно, что именно это убережет вас от проявлений ненужной агрессии.

Были и останутся всегда вещи, которые вы не в состоянии изменить или убрать из вашей жизни. Можно на них злиться, но есть и другой подход: попытаться их принять и начать относиться спокойно к ним. Очень важно не допускать хроническую усталость, поскольку она лежит в основе раздражительности и агрессии. При первых признаках хронической усталости — дайте себе передышку (возьмите выходной, отгул).

Человек превращается в злого и агрессивного при хронической неудовлетворенности от своей жизни. Чтобы агрессивность ушла из вашей жизни, следует внести в нее позитивные изменения. Будьте внимательны к себе и старайтесь жить в свое удовольствие, поскольку довольный человек чаще бывает уравновешенным и спокойным, чем недовольный.

На сегодняшний день мы замечаем, что человечество становится все более агрессивным. Этому во многом способствуют события, происходящие вокруг нас: терракты, войны, катастрофы, которые уже не воспринимаются нами как трагедии, и, к сожалению, становятся нашей обыденностью. В то же время родители и учителя все больше жалуются на агрессивное поведение детей. При этом педагоги обращают внимание на то, что в последние несколько лет драки и сцены насилия среди детей стали более частыми и более жестокими по сравнению с прошлыми годами.

Дети, живущие в мире, созданном родителями, телевидением, детскими сказками, от которых исходит явная или скрытая агрессия, совершенно естественно чувствуют гнев. Однако, всем нам знакомо существующее в отечественной культуре своеобразное отношение к гневу и злости, в особенности детскому. Оно заключается в том, что ребенку запрещено прямое выражение гнева. Такое поведение осуждается близкими людьми, и совершенно недопустимо в обществе. В итоге, маленькие дети, не зная как управлять своими чувствами, с раннего детства подавляют свою агрессию, или, будучи не в силах с ней справиться, чрезмерно ее проявляют, что, впоследствии, становится проблемой для ребенка и тех, кто его окружает.

Учитывая возрастающий уровень агрессивности современных детей, а также недостаток информации в обществе о безопасных способах выражения гнева, становится очевидной необходимость психологической поддержки детей со стороны родителей и специалистов в области безопасного проявления гнева. Такая поддержка заключается в своевременном информировании детей о гневе и агрессивном поведении человека, а также обучении способам контроля над чувством злости и агрессивным поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Гнев – это обычное и вполне естественное чувство. Здоровый человек устроен так, что он веселится, когда ему радостно, плачет, когда ему грустно, злится и кричит, когда он в гневе. И это нормально. Однако, агрессивное поведение – это неэффективный способ решения возникающих проблем, оно может быть причиной неприятностей и даже трагедий. Поэтому человеку важно уметь чувствовать свой гнев и научиться вести себя уверенно, защищая свои интересы, но не агрессивно.
  2. Важно показать ребенку, что гнев бывает разным и может проявляться с разной силой. В качестве измерительных инструментов можно использовать упражнение «Надувание воздушного шарика гнева» (Кривцова С. В.). Если гнева у человека много, то шарик можно надуть так, чтобы он лопнул. Объясните ребенку, что то же самое происходит и с гневом. В то время, когда мы копим гнев в себе, не выражая его, он растет, увеличивается и может лопнуть. Дайте ребенку возможность почувствовать напряжение в шарике, и то, как оно снижается, если выпустить из него немного воздуха.
  3. Важно помочь детям осознать, что гневом можно управлять, а в ситуации сильного гнева, его можно уменьшать. Обсудите с ребенком разные способы уменьшения гнева: побить боксерскую грушу, побороться с подушкой, постоять под душем, послушать музыку, поговорить с родителями, порисовать, посчитать от 1 до 10, сконцентрироваться на дыхании, вспомнить что-нибудь приятное. Также с целью снятия агрессивного импульса, можно предложить детям поиграть в игру «Кастрюлька злости» (Млодик И. Ю.). Расскажите ребенку, что у каждого из нас есть такая кастрюлька, в которую попадают разные невысказанные чувства, многие из них почему-то считаются «плохими». Нас кто-то обидел, или разозлил, мы не ответили на это чувство, и не поделились этим чувством ни с кем, и вот они прямиком попадают в нашу кастрюльку. Можно с легкостью догадаться, что произойдет, когда кастрюлька наполнится. С большой вероятностью она взорвется от последней капли. И на того, кто оказался рядом с человеком, обрушится все, что копилось в кастрюльке годами и к нему не имеет никакого отношения. Сообщите ребенку, что пора браться за очистку кастрюли. Предложите ему со всей силы и страшными воплями покидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто его обидел. При выполнении упражнений на активное отреагирование чувства гнева и злости важно помнить, что они обязательно должны заканчиваться расслабляющими видами деятельности, такими как релаксация, легкий массаж, поглаживания, принятие теплой ванны, рисование на песке и пр. Завершите активную игру расслаблением.
  4. Используйте рисование гнева, как в профилактике, так и в диагностике агрессивности детей. Можно создавать любой рисунок на тему гнева или рисовать просто линии, цветные пятна – все, что может выражать злость и раздражение. С целью определения количества гнева и злости у детей, можно использовать рисование агрессии в виде вулкана (Млодик И. Ю.). Предложите ребенку сделать такой рисунок. Замечено, что на рисунке агрессивного ребенка вулкан непременно извергается ярко-красной лавой, и ее ровно столько же, сколько агрессии у ребенка. У детей с подавленной агрессией - тихих и пассивных, лава вся внутри вулкана, и лишь изредка извергается наружу. При этом лава окрашена в темные, неяркие тона. Поговорите с ребенком о жизни вулкана-агрессии. Как справляется вулкан с лавой – любит ли он ее копить или любит извергаться, что происходит со всем, что вокруг вулкана, во время его извержения. Обсудите новые способы извержения лавы, при которых никто вокруг не пострадает.

Демонстрируйте собственное неагрессивное поведение в общении с ребенком и другими членами семьи. Это одно из самых важных условий формирования у детей навыков контроля над агрессией. Если родители демонстрируют конструктивное поведение в конфликтной ситуации, в частности, умеют выслушивать собеседника и «внимательно молчать», с помощью мимики выражают свое понимание, используют юмор, то дети довольно быстро перенимают неагрессивное поведение своих родителей. Главное условие – искренность взрослого, и соответствие мимики, несловесных реакций словам.

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли? «Бесят эти пробки!!!», «Этой очереди нет конца!!!», «Дети ужасно громко кричат, когда это закончится?», «Меня раздражает муж, соседи, коллеги, собака, даже то, что светофор долго загорается!». Да, сегодня мы поговорим о том как избавиться от агрессии и раздражительности. В наше время много людей сталкивается с такой проблемой. Иногда люди думают, что некоторые срываются без причины, непонятно зачем кричат и нервничают. Но ничего не происходит просто так. Для некоторых людей техники, которые мы рассмотрим, стану абсолютно новыми.

Не спешите осуждать людей, которые ведут себя агрессивно. Существует множество причин, которые вызывают внезапные приступы злости, гнев, агрессию. А вот хочет человек меняться и бороться со свое раздражительностью или нет, это уже другой вопрос. Часто люди не понимают, откуда в них столько злости, они и рады от нее избавиться, но не знают как.

У человека, которого одолевают негативные эмоции, учащается пульс, усиливается сердцебиение, голос и движения становятся резкими. Для такого состояния характерны покалывания в шее и плечах. В глазах появляются вспышки ярости. Такие эмоции, как правило, человек испытывает недолго. Вот только наделать за это время глупостей успевают многие.

Так в чем же причина такого состояния:

  • Физиологические причины часто не берут в расчет. Человек становиться более раздражительным, если у него есть какой-то недуг. Например, заболевания желудочно-кишечного тракта, гормональный сбой в организме, нехватка в организме необходимых веществ или чувство голода.

Женщины это вообще отдельная тема. У них причиной может стать ПМС, хотя уже доказано, если организм функционирует хорошо, то перепады настроения будут в период ПМС минимальными.

  • Психологические причин – это недосыпания, стрессы, переутомление. Сюда же можно отнести депрессию, хотя причиной депрессии в основном являются физиологические отклонения.
  • Любой раздражитель может стать причиной агрессивного состояния. Вспомните такую ситуацию, вы проснулись в прекрасном настроении, с улыбкой вышли из дома, а потом вам кто-то нагрубил в метро, настроение испорчено на весь день. И таких раздражителей вокруг нас великое множество.
  • Большая загруженность тоже может стать причиной раздражений. По большей части это относится к женщинам. Сейчас такое время, что представительницы прекрасного пола загружены весь день и часто не хватает времени даже на сон. Они просыпаются утром, идут на работу, потом в магазин, дальше домашние хлопоты, и снова все по кругу. Семья требует внимания, нужно все успеть, а отдать часть домашних дел мы не можем, потому что думаем, все лучше сделать самой. Отсюда вытекает множество причин. Это недосыпы, переутомление, депрессия на почве однообразия, угнетение. Но ведь и другие члены семьи могут переживать то же самое.
  • Агрессивное состояние можно получить и во время спора. Даже если вы уравновешенный и спокойный человек, вас могут спровоцировать другие и вызвать негативные эмоции. С любой ситуацией нужно уметь справляться, поэтому техники, описанные ниже, вам тоже подойдут.
  • Завышенные ожидания часто вызывают уныние. Завышенные ожидания по отношению к другим или самому себя. Большинство людей будут испытывать негатив, если срываются планы. Вы можете поддаться , если мечтали сбросить десять килограмм, а получилось избавиться только от двух. Если вы ждали от своего, как вам казалось, близкого человека поддержки в трудную минуту, а он от вас отвернулся.
  • Бытует мнение, что агрессия это давний инстинкт. Издревле такое поведение способствовало выживанию, борьбе за территорию, улучшению генофонда.

Советы по борьбе с агрессией и раздражительностью

  1. Как бы это парадоксально не звучало, но не нужно копить раздражение внутри себя и подавлять. Эмоции никуда не исчезнут, они будут накапливаться и найдут выход в виде нервного срыва, неуравновешенности и психосоматических болезней. Не зря говорят, что все болезни от нервов.
  2. Научитесь принимать людей такими, какие они есть. Ведь часто раздражителем выступают неоправданные ожидания. Это касается не только ваших родных, друзей или коллег. В первую очередь это касается вас самих. Чтоб не было разочарования от не достигнутых целей, ставьте себе реальные, достижимые рамки. Научитесь себя принимать и любить.
  3. Мыслите позитивно и научитесь выносить из любой ситуации только радостные моменты. Вы спросите, как можно мыслить позитивно, когда кругом одни проблемы? А проблемы это или возможности, решать вам. Любую ситуацию можно повернуть в свою сторону. Месяца 4 назад я посмотрела прекрасный фильм «Полианна», рекомендую. Он научит вас в любой ситуации видеть плюсы и выносить пользу.
  4. Чаще отдыхайте, и вы избавитесь от усталости. Как мы уже говорили, причиной раздражения может стать большая загруженность. Если на выходных вы будете отдыхать с семьей на природе или театре, а в будни будете хорошо высыпаться, то вы будете работать результативнее, и будете больше успевать. Кроме того, можно разделить домашние дела между всеми членами семьи. Тогда у вас останется больше времени на общение и отдых. Не забывайте оставить немного времени и для личного пространства.
  5. Позаботьтесь о своем здоровье. Как о физическом, так и о моральном. Помимо усталости и недосыпания, причиной раздраженности может стать , перенесенная психологическая травма, депрессия. Причина может находиться глубоко в душе человека. В такой ситуации самое главное осознать, что проблема есть и приступить к ее решению.

Техники борьбы с агрессией

Первое, что нужно сделать, это осознать, что проблема есть и найти причину всплесков агрессии. Когда вы нашли раздражителя, а это может быть человек, ситуация, нужно принять происходящее. Важно понимать, что принять ситуацию – это не значить, согласиться с ней.

Эмоции должны находить выход естественным путем. Но бывают ситуации, когда это неприемлемо. Постарайтесь в такой момент остаться один и найти выход той эмоции, которую испытываете.

Во время этой техники следите за своим телом. Если сжимаются какие-то мышцы, намеренно сжимайте их еще сильнее, намеренно усиливайте вашу эмоцию в течение 2-3 минут. Далее смените позу на противоположную, но специально продолжайте чувствовать негативную эмоцию. Уже через несколько минут нежелательные эмоции вас покинут. Упражнение можно проделывать несколько раз подряд.

Еще одной прекрасной техникой является смех. Найдите время, чтоб посмеяться, просто так, без причины. Смех необходимо чередовать с эмоциями, которые вас беспокоят. Техника хорошо помогает высвободить негативные эмоции.

Вы можете воспользоваться предложенными техниками и советами, если чувствуете, что есть проблема агрессии и раздражительности, а можете обратиться к специалисту. Самое главное не сидеть на месте и решать сложившуюся ситуацию.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома