Мы слышим чуть ли не с пеленок. Нужно всегда добиваться поставленных целей; нужно идти к своей цели, независимо от обстоятельств; цель - превыше всего - это малая доля того, что нам ежедневно твердят наставники, учителя, тренеры и т. д.
Нам кажется, что во взрослой жизни, когда цель и задача проекта, в котором мы заинтересованы, требуют формулировки, не возникнет никаких проблем с этим процессом. Но почему-то то инвесторы откажут в финансировании, то идея провалится, так и не раскрывшись потенциальным потребителям, то времени не хватит. Поговорим о значении планирования.
В менеджменте различают несколько разных типов целей: стратегические, тактические и оперативные. Если постепенно переходить от формулирования одних к постановке других, то и планирование не покажется нудным, и эффективность повысится. Автоматически вырастет уверенность... и вот уже из зеркала на вас глядит успешный человек.
Если представить себе путешественника, который собирается в путь и прокладывает маршрут, то направление - это стратегическая цель. Человек определяется с тем, пойдет он на север или на восток.
В выбранном направлении проходит множество дорог - современных автобанов или грунтовок, железнодорожных путей или авиарейсов. Выбор одной из дорог - это и есть тактическая цель, которая ограничивает и конкретизирует методики и ресурсы, необходимые для решения проблемы.
И даже в том случае, когда точно известно, что до конечного пункта можно добраться только по одной дороге, всегда есть возможность выбрать конкретное средство передвижения - ноги, велосипед, малолитражка или спортивный болид. Это уже уровень на котором точно определяются скорость и необходимые ресурсы.
Основные цели проекта могут формулироваться одним словом: просветить, обеспечить, продать (купить), проинформировать и т. п. Это всего лишь ответ на вопрос «Зачем мне это нужно?» При правильной решения обычно находятся очень быстро и просто.
Чем конкретнее сформулировано условие задачи, тем больше шансов ее решить. Это утверждение подходит и в том случае, когда определяется цель и задача проекта. Нельзя просто сказать «хочу повысить прибыль предприятия» или «хочу выиграть тендер», «провести выставку своих работ» или «издать книгу». Для приведенных примеров необходимо уточнить:
Такая конкретизация в первую очередь помогает самому автору настроиться психологически на успешную А во-вторых, чем четче выбраны слова для поставленной цели, тем легче будет определить задачи, которые нужно решить для ее достижения.
Очень часто происходит путаница понятий: цель и задача проекта. Есть ли на самом деле разница? Может быть, напрасно используется такая разветвленная терминология?
Мы уже разобрались, что цель - это конкретизированный результат проекта, в то время как задача - это небольшая промежуточная цель, которая позволяет найти оптимальные Так, для нашего примера с собственной выставкой, например, можно поставить такие основные задачи проекта:
Постановка задач не дает растеряться и позволяет постепенно идти к конечной цели. Кроме того, если разделить цель на мелкие задачи, то можно найти самый короткий и «безопасный» путь.
Если вы собираетесь показать картины только паре-тройке своих знакомых, то и длительность выставки, и помещение для нее должны быть минимальными. Грубо говоря, достаточно убрать в квартире, разместить картины и позвонить знакомым. Все, цель достигнута.
А вот если ваше эго желает прославиться по-настоящему, то придется искать выставочный зал, уточнять особенности его аренды, печатать рекламные плакаты, листовки и т. д. А это все уже требует финансовых средств. Хорошо, если вы - наследник богатого родителя… А если нет? Тогда цель и задачи требуют еще и поиска инвестора.
Для эффективного планирования и управления своими проектами в менеджменте применяется методика SMART. Ее особенность заключается в том, чтобы суметь поставить конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные во времени задачи. Именно в этом случае цель и задача проекта не поглотят автора, а послужат скорейшему претворению благих намерений в жизнь.
http://росмолпроект.рф/docs/recommendations/
Проект - это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.
Проект может существовать в двух формах:
1. Как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории.
2. Как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
Раздел «География проекта» – предполагаемый уровень охвата территории при реализации проекта. Включает в себя масштаб реализации проекта: федеральный, окружной или региональный, а также указание наименования субъектов Российской Федерации, городов или населённых пунктов, в которых будет реализовываться проект.
Раздел «Краткая аннотация». Аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте, это изложение проекта, повторяющее все части полной заявки (по 1-2 предложения на каждую часть). Из аннотации должно быть обязательно видно: кто будет реализовывать проект, проблемы, на решение которых он направлен, задачи, целевая группа, с которой вы намерены работать, но и это еще не всё. Необходимо отразить, каким образом, и какими методами вы намереваетесь его реализовывать. Какой получите результат. Как будете продолжать реализовывать проект в дальнейшем, когда закончится финансовая поддержка.
Структурно аннотация должна быть поделена на следующие разделы:
Актуальность рассматриваемого проекта (решаемой проблемы);
- Пути решения проблемы (необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы);
- Результаты (в данном разделе представляются количественные или качественные результаты реализации проекта);
- Вывод (в заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы).
Краткая аннотация не содержит детального описания целей и задач проекта, количественных показателей и сроков реализации проекта. Данные критерии описываются в последующих графах.
Раздел «Описание проблемы»
Опишите конкретные проблемы, решению/снижению остроты которых посвящен проект. Каждая проблема должна быть решаема в рамках проекта и носить конкретный не глобальный характер. Дайте обоснование социальной значимости и остроты каждой проблемы в настоящее время, ссылайтесь на факты и статистические данные, мониторинг проблемного поля, результаты опросов (анкетирований), которые вы провели. Укажите возможные качественные/количественные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта, основываясь на результатах ваших предыдущих проектов и деятельности.
Чтобы раскрыть данный раздел, опирайтесь на описание актуальности проекта для молодёжи, соответствие его «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р).
Основные целевые группы, на которые направлен проект – это те, на кого воздействует проектная команда при реализации проекта. Целевая группа - это будущие участники проекта, они же - благополучатели (это те люди, чья жизнь каким-то образом улучшится с помощью проекта), клиенты, получатели услуг, бенефициары и пр.
В данном разделе должно присутствовать описание возрастной категории (или отсутствие возрастных рамок), для которых будет осуществляться проект; социальный статус потенциальных участников проекта. Не менее важно четко указать численность ваших целевых групп. Оценивайте ваши силы - не завышайте и не занижайте чрезмерно размер ваших целевых групп по проекту. Любое число целевой аудитории проекта должно быть обоснованным и реальным.
Как правильно сформулировать цель проекта?
Целями проекта являются:
Продукт, который следует произвести;
услуга, которую следует оказать;
результат, которого следует достичь.
Цель проекта – разрешить указанную проблему, она должна быть достижима в принципе, а так же в обозначенные сроки и при тех затратах, которые указаны в бюджете. Цель проекта – это получение ожидаемых изменений ситуации в обществе в результате выполнения проекта.
При формулировки цели опирайтесь на стандарт постановки целей, который задает требования к эффективно сформулированной цели, т.е. на SMART-анализ .
S – Specific (специфичность – уникальность). Цель нужно описать простыми словами, чтобы была понятна уникальность проекта. Необходима конкретика, чтобы можно было сравнить результат проекта с целью.
M – Measurable (измеримость). Цель должна быть измерима количественно. Необходимо в цели задать основополагающие параметры запланированного результата, чтобы в ходе реализации проекта можно было контролировать процесс достижения результата.
A – Appropriate (уместность). Цель должна быть уместной, актуальной в данное время и соответствовать стратегическим задачам и перспективам организации.
R – Realistic (реалистичность). Реалистичность цели означает реальную возможность достижения цели с ресурсами, имеющимися в организации и техническим прогрессом. Например, торговать фейерверками на солнце не реалистично.
T – Time bound (ограниченность во времени). В цели указываются временные рамки проекта, то есть дата начала и окончания проекта.
1.
Опишите проблематику
Проблема, которую следует решить, такова:
(См. Критерии для хорошей формулировки проблемы)
2.
Предложите свой вариант цели проекта
Чтобы решить эту проблему, необходимо достичь следующую цель:
сформулируйте цель - предпочтительно одним чётким предложением, которое было бы понятно потенциальным донорам / партнёрам, и содержало бы "триггер", чтобы вызвать интерес у потенциальных участников.
3.
Проверьте правильность формулирования цели, ответив на следующие вопросы
Является ли Ваша цель:
конкретной | да | нет |
|
измеримой | да | нет |
|
реалистичной (при наших ресурсах) | да | нет |
|
достижимой (при нашем желании) | да | Нет |
|
ориентированной на результат | да | Нет |
|
связанной с общим назначением (миссией) организации | да | Нет |
|
достаточно ценной* | да | Нет |
Если хотя бы на один из этих вопросов ответ будет отрицательным, значит, следует продолжить работу над определением цели.
ВАЖНО: конкретная, измеряемая, ориентированная на результат цель не обязательно будет реалистичной.
* - Примеры характеристик проекта, которые определяют ценность идеи:
Чем большему числу характеристик соответствует идея, тем выше её ценность.
Естественно, Вы не сможете подробно описать ценность идеи в одном предложении, но удачная формулировка должна содержать потенциал, который Вы сможете раскрыть в ходе дальнейшего описания проекта.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Задачи необходимо формулировать в свете обозначенной цели Проекта. Чем яснее ваши задачи, тем легче вам будет спланировать свою деятельность таким образом, что приведет к более быстрому достижению цели. Четко сформулированные задачи облегчат мониторинг продвижения к цели и оценке успеха вашего проекта. Каждая задача должна быть сформулирована таким образом, чтобы в первую очередь Вы сами, а также доноры/партнёры/участники могли бы понять, что задача может,достигнута - и не вообще, а конкретно в заявленные проектом сроки.
‘ИЗБЕГАЙТЕ слов, которые показывают ПРОЦЕСС ‘ | ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова, которые означают ЗАВЕРШЕННОСТЬ |
· поддерживать ‚ | · подготовить |
· улучшать | · распределить |
· усиливать | · уменьшить |
· содействовать | · увеличить |
· координировать | · организовать |
· перестраивать | · установить порядок |
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КРИТЕРИЯМИ S МАRТ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ЗАДАЧ: |
|
S | specific / конкретность |
М | measurable / исчисляемость
|
A | area-specific / территорйальность |
R | realistic / реальность |
Т | time-bound / определенность во, времени |
Правильная формулировка задач проекта приводит к тому, что донор/партнёр и потенциальные участники поймут, что проект предусматривает конкретные результаты, которые можно «пощупать», т.е. непосредственно ощутить ту самую перемену к лучшему в заявленной проблеме, которая актуальна и понятна всем. Более того, в правильно разработанных проектах есть раздел ОЦЕНКА эффективности проекта (об этом позднее), где каждой задаче соответствует тот или иной качественный и количественный индикатор, и критериями успеха является достижение в результате реализации проекта этих индикаторов. Тем самым, Ваши потенциальные доноры исключают вероятность ситуации, когда Вы "играли, но не угадали ни одной буквы". Это особенно важно в свете того, что большинство доноров никогда не предоставляет в Ваше распоряжение всю сумму утверждённого гранта, и продолжает финансирование только после предоставления промежуточного программного и/или финансового отчёта, который оценивается именно по степени реализации поставленных задач. В принципе, потому-то и рекомендуется не ставить перед собой больше 3-х задач, поскольку КАЖДУЮ из поставленных задач нужно реализовать!
Этапом зарождения проекта является возникновение идеи (замысла) о возможности что-то сделать и получить какой-либо результат. В процессе проработки идея принимает конкретные очертания в виде целей проекта. Постановка целей – необходимое условие успешной реализации проектов, она позволяет сконцентрировать усилия на одном или нескольких конкретных направлениях.
Цели проекта (project objectives) – это желаемый результат деятельности, достигаемый при реализации проекта в заданных условиях.
Каждый проект включает как минимум одну цель, однако чаще таких целей несколько. Цели разных участников проекта могут различаться и даже конфликтовать между собой.
Достижение целей проекта характеризуется тремя основными показателями:
Совокупность целей обычно подчинена определенной иерархии приоритетов:
Генеральная цель проекта (англ. Main Objective ), или миссия (англ. Mission ) – это основная, наиболее общая причина его реализации с точки зрения будущего использования результатов проекта.
Успешное достижение генеральной цели определяет успех реализации проекта. Разработка генеральной цели может осуществляться различными способами. Часто используется метод мозгового штурма: приглашаются представители поставщиков, подрядчиков, консалтинговых компаний и в процессе совместной работы формируется единое рабочее направление.
Необходимые цели проекта (англ. Required Project Goals ) представляют собой промежуточные цели различных этапов управления проектами. В отдельных случаях они могут изменяться и дополняться в процессе реализации проекта.
Желаемые цели проекта (англ. Desired Project Goals ) – это цели, которые не обязательны для успешной его реализации, однако некоторые участники проекта хотят и могут их достичь при определенных условиях.
При определении цели проекта нельзя ограничиться заданием абстрактно желаемого результата, необходимо найти ответы на следующие вопросы:
Определение цели проекта – важный этап в разработке его концепции. После определения цели приступают к поиску и оценке альтернативных способов ее достижения. Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, которые должны быть четко определены и иметь ясный смысл. Результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования – выполнимы. При управлении проектами область допустимых решений обычно ограничивается временем, бюджетом, ресурсами и требуемым качеством получаемых результатов.
Все цели проекта можно разделить на явные (указанные в официальных документах) и неявные (конфиденциальные или даже нелегальные, которые формально нигде не записываются, но которым следуют в процессе управления проектом).
В ходе реализации проекта под влиянием изменений в его окружении или в зависимости от получаемых промежуточных результатов цели проекта могут изменяться. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный процесс, в котором анализируются сложившаяся ситуация, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка.
Следующей важной составляющей управления проектами является стратегия проекта (англ. Project Strategy ), в которой определяются процессы, действия и результаты достижения целей и миссии проекта.
Иерархия различных ступеней целеполагания может быть представлена в виде пирамиды, в которой отражаются основные характеристики каждого уровня.
При движении от вершины пирамиды к основанию детализируются действия по достижению результата проекта, впервые обозначенного идеей. Стратегия проекта должна вырабатываться на самой первой стадии его осуществления, быть комплексной и охватывать все основные аспекты его реализации. По мере разработки проекта стратегия должна обновляться и пересматриваться. Процесс создания стратегии проекта состоит из следующих этапов:
Часто требуется специальный механизм координации исполнения проекта, для чего в организационной структуре предприятия формируют координирующий орган.
Просмотры: 28 992
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект - это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Проект, как правило, включает:
Проекты, сущность, методология планирования и организации
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект - это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Проект, как правило, включает:
Постановка проблемы (введение) - актуальность проекта определяется его значимостью (проблема - противоречие между существующим и желаемым состоянием).
Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (предложения-штампы: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).
В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.
Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.
В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию, как основной способ решения проблемы.
Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если:
Пример:
ХОРОШО:
"В Первомайском районе Крыма живет много безработных женщин, у которых есть небольшие хозяйства и коровы".
ПЛОХО:
"У многих безработных женщин нет доступа к рынку".
Формулирование проблемы должно отражать не внутренние проблемы Вашей организации, а проблемы в обществе, которые организация хочет решить.
Это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата.
Основные требования к формулировке цели таковы:
Определение цели - важный момент процесса проектирования и нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.
Цель - это то, ради чего Вы начинаете проект. Это общие утверждения, которые трудно оценить количественно, главное назначение которых показать тип проблемы, на решение которой направлен проект.
Пример:
ХОРОШО:
"Цель проекта нашей организации - помочь безработным женщинам Первомайского района Крыма вступить в рынок с помощью создания малых предприятий по переработке и сбыту молочной продукции".
ПЛОХО:
"Цель проекта нашей организации - дать женщинам возможность вступить в рынок".
В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи».
Задача - это частная цель или миницель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта.
Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART:
S specific
- конкретность
M measurable
- исчисляемость
A area-specific
- территориальность
R realistic
- реалистичность
T time-bound
- определенность по времени (временные рамки)
Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации на лучшую, это шаги для достижения Вашей цели. Эти изменения должны произойти в процессе реализации Вашего проекта.
Пример:
ХОРОШО:
"На протяжении первого месяца с момента начала реализации проекта первые 50 женщин из трех сел пройдут обучение по технологической обработке молочных продуктов".
ПЛОХО:
"Сформировать группу женщин для проведения обучения".
Цель и задачи проекта логично вытекают из поставленной проблемы.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - э тот раздел представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замыслов, идей проекта.
В данном разделе шаг за шагом должно быть описано:
ЧТО будет происходить в рамках данного проекта,
КТО и КАК будет это осуществлять,
КОМУ конкретно эта деятельность будет адресована (какому возрасту, социальной группе молодежи и т.д.), как будет проводиться отбор участников учебной программы или получателей услуг
Как будет распространяться литература (если это необходимо),
- если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.
КОГДА и в КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, КАКИЕ РЕСУРСЫ будут привлечены для получения желаемых результатов.
Необходимо предусмотреть возможные проблемы и сложности при выполнении работ по проекту и описать пути выхода из них. Описанный механизм реализации проекта должен быть последователен, логичен и убедителен.
Это один из самых объемных и подробных разделов заявки.
Схема работы по проекту или текстовая информация (дело не обязательное, но полезное) и техническое задание – является базовыми понятиями в механизме реализации проекта, так как показывают что, когда, в какой последовательности будет осуществляться, какие ресурсы необходимы.
Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, этапы, модули, подпрограммы, направления и т.д.), представляющие относительно самостоятельные разделы. Необходимо:
Четкое структурирование проекта на части и видение их взаимосвязей
Доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы (лишней детализации не требуется).
Должно быть понятно как, с кем, когда и где будет проходить работа по проекту
Цепочка: проблема – цель – задача – метод.
Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:
Рабочий план
Техническое задание – рабочий план-график выполнения запланированных мероприятий с указанием дат проведения.
Рабочий план Вашего проекта должен пояснить, как Вы будете выполнять проект для достижения поставленных задач:
Для удобства подачи материала можно воспользоваться таблицами следующих видов:
В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию, т.е. указывается информация, доказывающая компетентность исполнителей (наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов (программ)), цели и задачи, род деятельности заявителей.
Краткое резюме , для лиц, разрабатывающих и реализующих проект (с учетом привлеченных специалистов) – необходимо осветить профессионализм руководителей и основных исполнителей проекта.
Если участники проекта будут привлекаться дополнительно по договору нужно указать квалификацию, которой должны обладать привлеченные специалисты.
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения работ по проекту –укажите, как будет осуществляться управление вашим проектом. Должны быть четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом, ясно кто кому подчиняется и кто несет ответственность за определенные виды работ. Предпочтительным является участие сотрудника с финансовым образованием.
Механизм управления проектом (программой) должен быть эффективным, действенным; не тормозить, а увеличивать эффективность работы.
Если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.
Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта.
Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий, др.).
Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив, др.).
Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).
Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).
Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта. Критерии эффективности призваны:
Жизнеспособность проекта (перспективы)
Задача этого раздела - спрогнозировать вероятный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.
Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:
Покажите другие источники финансирования. Если Ваша организация использует личное помещение или транспорт для выполнения проекта, то не забудьте включить их стоимость в бюджет проекта, как собственный вклад. Этот вклад имеет свою "цену", и Вы должны были бы платить за них в случае их отсутствия.
Бюджет проекта обязательно должен быть «трехколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во второй - запрашиваемые средства, в третьей - общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проекту суммами должно быть 50 % на 50 %.
№№ п/п | Наименование статей расходов | Расчет суммы затрат | Финансовые затраты по проекту | ||
Имеющиеся* средства | Запрашиваемые средства | Итого |
|||
Аренда помещений | час х руб. | ||||
Аренда звуко-, свето-оборудования | час х руб. | ||||
Аренда автотранспорта (в том числе ГСМ) | час х руб. | ||||
Аренда оргтехники, каналов связи | час х руб. | ||||
Телефонные, почтово-телеграфные расходы | час х руб. | ||||
Печатно-множительные расходы | час х руб. | ||||
Призы | кол-во х руб. | ||||
Питание | |||||
Проживание | |||||
Типографские, издательские услуги | час х руб. | ||||
Оплата труда привлеченных специалистов (с указанием должности специалиста, конкретной работы) | час х руб. х кол-во чел. | ||||
Изготовление атрибутики (с логотипом …) | кол-во х руб. | ||||
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов (с указанием наименований), продуктов питания, медикаментов и т.д. | кол-во х руб. | ||||
Приобретение канцелярских товаров (с указанием наименований) | руб. |
* – дополнительно указать из каких источников предполагается выделение необходимых финансовых средств.
Включите в бюджет следующие категории (не обязательно все):
Таким образом, должно получиться:
Любой донор обратит внимание на ясность поставленных целей, задач и возможности Вашей организации. Донор надеется увидеть четкую, логическую связь между спецификой деятельности Вашей организации и сформулированной проблемой.
Насколько реалистичной является поставленная цель? Приведет ли реализация проекта к изменению существующей ситуации? Видно ли, кто будет пользоваться результатами реализованного проекта? Насколько точны методы и план реализации проекта? Ясны ли методы оценки результатов реализации проекта? Насколько реалистичный и соответствующий для реализации поставленных задач бюджет? Показана ли финансовая и моральная поддержка других спонсоров? Показана ли компетентность исполнителей проекта?
Как показатель успешности проекта рассматриваются следующие моменты:
В соответствии с указанными критериями, «победителями конкурса» станут проекты, отвечающие максимальному количеству параметром оценки.
Следует также сказать несколько слов о стратегиях при подаче заявок на гранты, которые можно подразделить на две условные разновидности: (1) поиск грантовых конкурсов под конкретную идею, либо (2) подбор идей под конкретный грантовый конкурс. Первая стратегия сложнее в реализации, особенно для неопытных авторов, которые надеются, что их гениальная идея обязательно будет оценена по достоинству. Вторая стратегия лучше всего работает в коллективных проектах и требует наличия определенного менеджерского таланта: анализ, кого можно пригласить для одного, кого – для другого, а кто просто не даст проекту заглохнуть на середине, должен быть проведен грамотно и оперативно. Выигрышной стратегией можно считать также и описание в грантовой заявке уже частично реализованной идеи, поскольку при этом можно с большей актуальностью описать гипотезы и ожидаемые результаты, а кроме того, иметь основания предполагать, что, если случится чудо и грант все-таки дадут, содержательная часть отчета точно будет написана.
В настоящее время умение грамотно написать заявку на получение гранта рассматривается как один из важнейших и успешно прививаемых навыков, способствующих выживанию в профессиональном сообществе. Хотя сама по себе грамотно составленная заявка является своего рода недостижимым идеалом – тем, чему учишься всю жизнь, но в чем никогда не бываешь уверен, - процесс грантонаписания, чарующим образом сочетающий в себе необходимость вписаться в заданные социум тематические рамки и творческое вдохновение, и находит все новых приверженцев. Помимо всего, это неплохой способ развития навыков самопрезентации и творческого роста.
Взаимодействие частей проекта.
Нисходящие стрелки показывают логическую последовательность формулирования частей проекта. Восходящие – последовательность его осуществления.
ЦЕЛЬ направлена на решение ПРОБЛЕМЫ
Выполнение ЗАДАЧИ – необходимых для достижения ЦЕЛИ
ПРОБЛЕМА (потребность)
МЕРОПРИЯТИЯ (методы работы)
РЕСУРСЫ – средства, необходимые для проведения МЕРОПРИЯТИЙ
МЕРОПРИЯТИЯ действия, н аправленные на РЕЗУЛЬТАТ
Пример логической таблицы для составления проекта-заявки
(вопросы для заполнения)
Компоненты проекта | Объекты свидетельства (показатели, обоснования) | Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения) |
Постановка проблемы | Какие источники информации, помимо самого заявителя, свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить? | |
Почему возникла необходимость в выполнении проект? | ||
Почему решение данной проблемы – приоритетная задача? | ||
Цель | Каковы средства проверки движения к цели? Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели? Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? | 1. Какие события, условия или решения находящиеся вне контроля проекта необходимы для того, чтобы:
2. Каковы возможные препятствия в каждом из этих «переходов»? |
Какова цель, на движение к которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана с решением поставленной проблемы? | ||
Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия. предусмотренные проектом, изменяют существующую ситуацию? | ||
Задачи | ||
Ожидаемые результаты | ||
Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет завершен, то какого конкретного улучшения или изменения следует ожидать в образовательном процессе, окружающей среде и т.д.? | ||
Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? | ||
Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? | ||
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта). Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов? | ||
Ресурсы | ||
Какие ресурсы – кадры, товары, услуги – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? | ||
Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации). |
Заместитель директора по ВР
ГБОУ СПО СК
«Пятигорский медицинский колледж» С.В.Затонская