Изобретение пороха создание библиотеки ашшурбанипала. Царский дворец в древней ниневии царь ассирии ашшурбанипал рельеф из царского дворца в ниневии. vii в. до н. э. Крылатые быки понравились больше

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала. Библиотеки мира.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.) , высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать.

По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек… ”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Финикия

Изобретение стекла

Легенда гласит, что однажды финикийский торговый корабль,который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу.Купцы решили пообедать,развели огонь,достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным,сода,расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. так Финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды,песка и ракушек (извести).



Пиратство

Но все богатства и умения сами по себе не могли защитить финикийцев от полного разорения завоевателями. В борьбе за выживание финикийцев прежде всего выручала торговля и торговый флот. Одними из первых финикийцы научились делать корабли, а торговать, как видно, умели всегда. Вывозя свои товары в дальние страны, финикийские купцы привозили несметные богатства в кладовые Тира, Библа, Сидона, Арада. Из этих богатств они платили дань иноземным владыкам и, более того, охотно предоставля

ли свой флот для торговли товарами завоевателей, служили посредниками в торговых сделках.

Прибегали к услугам финикийского флота и иноземные воители. Не имевшие своих кораблей ассирийцы не только торговали с помощью финикийских купцов, но и вели захватнические военные экспедиции на кораблях финикийского военного флота. Так, ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н. э.)

опирался на финикийский флот при покорении Кипра.

Живые и богатые купцы-финикийцы были выгоднее покорителям их земель, чем пустые разрушенные города и сожженные корабли. А торговали финикийцы почти по всему Саргон II древнему миру все

возможными товарами. Кроме ливанского кедра, пурпурных тканей, изделий из металлов, стекла, финикийцы торговали вином, оливковым маслом и любым другим товаром, способным принести выгоду.

Торговали финикийцы и рабами. Больше того, за финикийскими моряками закрепилась недобрая слава охотников за людьми и пиратов. Заманивая на корабли доверчивых

жителей средиземноморских островков красивыми товарами, а то и нападая на чужие корабли, захватывали коварные финикийцы живой товар для работорговли. Они же первыми стали использовать труд рабов на галерах, приковывая рабов-гребцов к веслам. Такой человек не мог спастись при кораблекрушении, ведь он становился живым механизмом - придатком весла.



Но рабы в древнем мире за людей не считались.

Торговые корабли финикийцев бросали круглые, с дыркой для каната, камни-якоря в гаванях многих прибрежных портов Средиземного моря - в Египте, Греции, Испании, на Сицилии, Корсике и в Малой Азии. На дальних землях, там, где финикийские купцы подмечали особенно выгодные условия для торговли - местное население владело таким товаром, который выгодно было купить, чтобы потом продать в других странах или в самой Финикии, - они основывали долговременные торговые фактории. Торг в них велся круглый год без остановки. Порой особенно удачливые фактории становились городами. Из разных городов Финикии туда приплывали на кораблях переселенцы с семьями, обзаводились на новом месте хозяйством, возводили стены, строили храмы - возникала финикийская колония. Так, на приглянувшемся финикийцам месте промежуточной стоянки кораблей в Северной Африке, где финикийские моряки отдыхали, запасались водой

и чинили свои корабли по пути в далекую Иберию (так называлась раньше Испания), возник когда-то Новый город - впоследствии могучий Карфаген.

Занятие торговлей служило мощным стимулом развития финикийской культуры. Сложные расчеты, учеты проданных и купленных товаров, вынужденность общения с торговыми партнерами на удаленном расстоянии - все это способствовало созданию финикийцами собственной письменности, развитию математики. Необходимость ориентироваться по звездам и солнцу в дальних морских плаваниях привела к значительным достижениям финикийцев в астрономии. А о географии Земли, благодаря тем же плаваниям, финикийцы знали, наверное, лучше всех в мире. Ко всему прочему финикийцы изобрели деньги в том смысле, который мы вкладываем в это понятие.

Палестина

Почему распалось созданное Давидом единое израильско-иудейское царство?

Непосредственным поводом к распаду в 926 году до нашей эры общееврейского государства, созданного царем Давидом, стали безрассудные действия «скудного разумом» Ровоама, старшего сына и преемника царя Соломона, однако более глубокие причины этого распада обусловлены политикой его отца и деда. Еще со времен Давида, отдававшего явное предпочтение иудеям и вениаминитянам, остальные десять еврейских племен остро ощущали свою ущемленность, отдаленность от трона. То обстоятельство, что для царя Давида «слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян», однажды даже привело к попытке северных племен отделиться от него, быстро подавленной благодаря решительным действиям Иоава, главного военачальника Давида. Любовь Соломона к роскоши и грандиозным постройкам также накладывала тяжкое бремя на население Северной Палестины. После смерти Соломона представители северных племен не пришли в Иерусалим на коронацию нового царя, а вызвали Ровоама в Сихем, главный город ефремлян, «чтобы поставить его царем», и там заявили ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего, и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе». Пообещав сообщить свое решение через три дня, Ровоам обратился к своим советникам и получил от них две противоположные по сути рекомендации. Более опытные советники рекомендовали молодому царю хотя бы временно уступить требованию северян: «Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут рабами на все дни». Однако советники помоложе, сверстники Ровоама, убеждали его, что только энергичный отпор попытке северных племен предъявить царю ультимативные требования может укрепить царскую власть и запугать недовольных. Ровоам опрометчиво последовал рекомендациям своих сверстников и объявил представителям северных племен: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». В ответ на эти роковые слова десять колен отложились от Ровоама и образовали Израильское царство, избрав своим царем Иеровоама.

Отныне власть Иерусалима признавали только иудеи и вениаминитяне, чье царство стали называть Иудейским.

Первые книги в библиотеках Ассирии представляли собой глиняные таблички – наследие шумерской цивилизации. Самые древние из них, датируемые ранее 3500 г. до н.э., были найдены в поселениях городов Киша и Ура. Множество официальных документов в период с XXV в. до н.э были написаны на языке шумеров, значение слов которого так и не стало известно науке.

Источники письменности Ассирии составило около 100 тысяч книг-табличек, найденных в районе старейшего города Ура. Тексты их описывали ведение сельского хозяйства, скотоводческой деятельности, приготовления различных блюд, ремесленного искусства. Самыми выдающимися были книги, описывающие принципы государственного управления и науку юриспруденцию. Среди них находился свой законов и судебники.

На табличках вели торговые записи купцы, поэты, историки и философы увековечивали свои труды на глине. Интересным остается тот факт, что в Ассирии зародились основы издательского дела. Приказы царя выбивались на доске из глины, а затем копировались путем приложения на сырые глиняные таблички.

Материалами для нанесения письменности Ассирии была не только глина, но и кожа, дерево или привозной из Древнего Египта папирус. Рисунки наносились также на металлические предметы, вазы и чаши.

Библиотеки Ассирии и Месопотамии

Театр Борсы, Ассирия

Говоря о сокровищницах письменности Ассирии сложно не упомянуть о культуре ранней Месопотамии, в частности галереи книг царя Ашшурбанипала (около 669 — 633 до н.э.). В ней было собрано более 30 тыс. глиняных источников знаний о древней цивилизации. Можно сказать, что этот правитель стал основателем библиотечного дела. Все таблички в его коллекции, хранящейся в Ниневейском дворце, были пронумерованы и упорядочены в хронологическом порядке. На каждую помещался ярлык для удобства быстрого поиска. Библиотека царя пополнялась книгами – копиями табличек из храмов и Ассирии.

Тематиками книг были важные исторические события, художественные произведения, религиозные темы, медицинские рецепты, научные достижения народов шумера, ассирийцев и вавилонян.

Выдающимися стали труды об устройстве солнечной системы, о движении планеты Земля по оси вокруг Солнца, о созвездиях и двенадцати зодиакальных знаках. Примечательно, что в них описано происхождение Земли в результате вселенского взрыва, когда в нашу Галактику вторглось на огромной скорости огромное небесное тело.

Ученые уверенно утверждают о том, что библейский сюжет был основан на письменных источниках Древней Шумерии и Вавилона. А десять заповедей точно повторяют законы царя Вавилонии Хамураппи XVIII века до н.э.

Благодаря открытию расшифровке письменности , стали известны знания о врачевании и медицине. Однако многие тексты до наших дней остались непрочитанными из-за сложностей перевода шумерского языка. Сколько еще они хранят тайн, и что мы могли бы узнать нового из их содержания? Может быть, древним шумерам было известно, откуда произошло человечество и для чего мы пришли в этот мир.

Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах книги Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним царём Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности по нашему) и была защищена стенами...

Введение. Ниневия, столица Ассирии.....................................................................2
Эра великих открытий. Дешифровка клинописных знаков....................................4
Предыстория раскопок...........................................................................................5
Начало открытий.....................................................................................................6
Библиотека царя Ашшурбанипала........................................................................10
Эпос о Гильгамеше.............................................................................................17
Дальнейшая судьба археологов............................................................................19
Христианские святыни.........................................................................................24
Вывод........................................................................................................................25
Список использованных источников.......................................................................26

Файлы: 1 файл

Вполне вероятно, Лейард не собирался возобновлять прерванные раскопки, но первые попытки заняться политикой не принесли желаемых результатов. Однако роль полуофициального представителя по изучению памятников в окрестностях Мосула была уже недостаточной для признанного ученого. Лейард возвращался на берега Тигра с солидной суммой денег и должностью атташе при британском посольстве в Стамбуле. В августе 1849 года Лейард возобновил прерванные два года назад исследования. На этот раз он, пользуясь более щедрым финансированием, расчитывал развернуть раскопки одновременно в Ниневии, Вавилоне и на юге Месопотамии. Однако главной целью второй экспедиции была Ниневия.

Из недр холма Куюнджик возникали развалины дворцов ассирийских царей, а внутри этих дворцов скрывались не менее интересные свидетельства ассирийской истории. Одним из важнейших открытий стала так называемая библиотека царя Ашшурбанипала. Впрочем, первая часть этого уникального собрания клинописных табличек была найдена в 1849 году на территории дворца, принадлежавшего царю Сеннахерибу. Спустя три года на территории другого дворца усилиями Рассама были найдены остатки библиотеки самого Ашшурбанипала. К сожалению, описывать отдельно каждую табличку никто не стал, в результате чего при упаковке и распаковке находок, оба собрания были перемешаны, лишив исследователей возможности точно определить место, где были обнаружены тексты.

Библиотека царя Ашшурбанипала.

Перед ним открылись памятники удивительного древнего искусства: изображения богов, царей, воинов и рабов. Из тьмы веков перед ним выступили гигантские изваяния странных чудовищ: одни были с головой быка, другие – с орлиными крыльями и человеческой головой. Кладоискателю удалось отыскать черный базальтовый камень, покрытый барельефами и клинописными знаками – это был памятник, воздвигнутый в XI веке до нашей эры в честь ассирийского царя Салманасара.

Постепенно откопали весь дворец. Он был построен на высокой и обширной искусственной террасе. Вход охраняли две огромные статуи быков с человеческими головами. Рельефы на стенах комнат и коридоров изображали охоту ассирийских царей на львов и сцены из военных походов.

Руины носили явные следы пожара и варварского уничтожения. Алебастровые плиты в беспорядке валялись на земле, обожженные огнем и разбитые на мелкие части; тут и там виднелись остатки обуглившегося дерева. Даже толстые стены не сумели устоять перед неистовой ненавистью неизвестных разрушителей. Чрезвычайно красноречивыми и выразительными показались ему руины: дворец вместе с городом, лежащим рядом, наверное, захватили после яростной схватки войска неприятеля; всех жителей поголовно вырезали, а ограбленные дома и дворец предали огню.

Огонь, однако, уничтожил не все, и Лэйард нашел в руинах большое количество образцов древнего искусства: барельефы, статуэтки, скульптуры, печати и клинописные таблички. Среди этих многочисленных предметов особого внимания заслуживает один из замечательнейших шедевров античной скульптуры: барельеф, являющийся фрагментом огромного фриза, на котором изображена раненая львица. Пронзенная тремя стрелами, она ревет от отчаяния и бессильной ярости, волоча по земле парализованные конечности. Талантливое произведение не только свидетельствует о знании анатомии, но и привлекает исключительным реализмом и силой воздействия, на которые способен лишь вдохновенный художник. Хотя величественную голову зверя обволакивают уже первые тени предсмертной усталости, в напряженных мускулах еще пульсирует горячая, дикая, вызывающая ужас жажда жизни. Воспроизводя на плите этот драматический эпизод из охотничьей жизни, древний мастер создал экономный, почти стилизованный рисунок львицы, и, благодаря этому, композиция вызывает глубочайшее восхищение своей несравненной гармонией и красотой.

Находки окончательно подтвердили первоначальное предположение Лэйярда, что он открыл погибшую и давно разыскиваемую столицу Ассирии - Ниневию. Раскопанный дворец выстроил, как это показали позднейшие исследования, царь Сина-хериб, который правил с 704 по 681 г. до н. э.

Самой важной находкой, однако, была именно библиотека, содержащая 30 тыс. клинописных табличек. Основал ее могущественнейший царь Ассирии и один из наиболее образованных людей своего времени Ашшурбанипал (668 - 626 гг. до н. э.), любитель и коллекционер литературных памятников Шумера, Вавилонии и Ассирии. Чтобы собрать в своем дверце все доступные документы Месопотамии, он использовал целую армию писцов-копиистов, рассылал их по стране и, переписываясь с ними, руководил поисками. Таким образом он создал библиотеку, которая сохранилась до наших дней и дала нам в руки ключ к ассиро-вавилонской истории.

Продвигаясь вглубь, во дворце Лейард нашел около 30 тысяч небольших глиняных табличек разнообразной формы, они образовали целый пласт высотой в полметра. Таблички были исписаны очень мелкими клинообразными знаками. Такой клинописью пользовались в древности народы Междуречья. Каждый значок этого письма состоял из клинышков в разных сочетаниях и обозначал слог или слово. Для лучшей сохранности глиняные плитки были обожжены или высушены на солнце.

К сожалению, пошатнувшееся здоровье не позволило Лэйарду продолжить поиски, и его дело продолжил Ормузд Рассам. Ему то и удалось обнаружить самое ценное сокровище - библиотеку, которую пощадили войны и пожары. Это была не привычная для нас библиотека со стеллажами с книгами и свитками, в этой удивительной библиотеке хранились клинописные глиняные таблички, сделанных из глины самого высокого качества. Сначала глину долго месили, а потом делали из нее брикеты размером 32 х 22 сантиметра и толщиной в 2,5 сантиметра. Когда таблетка была готова, писец треугольной железной палочкой писал по сырой таблетке.

Лейярд думал, что эти глиняные таблички не имеют большой ценности, его больше интересовали красивые вещи и рельефы на стенах дворца, но он все же отправил таблички в Лондон. Лет двадцать пролежали они неразобранными в Британском музее: в то время ученые еще только делали первые шаги в расшифровке вавилонской клинописи. Наконец, историки научились читать вавилонские письмена. Прочли они и таблички из дворца Ашшурбанапала. И только тогда стало ясно, какую огромную ценность представляет собой находка. Это была целая библиотека, подобранная заботливо и с большим умением.

Ниневия была царской резиденцией почти девяносто лет и своего расцвета достигла при царе Ашшурбанипале, который правил в 669-633 годы до нашей эры. Во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и свободное время Ашшурбанипал посвящал своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со знанием древнего «библиотечного дела».

Того, кто посмеет унести эти таблицы...

пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит,

а имя его и его наследников пусть

Будет предано забвению в этой Стране...

Столь грозное предупреждение, по замыслу царя Ашшурбанипала, должно было повергнуть в страх и трепет всякого, кто только помыслит о похищении книг из Ниневийской библиотеки. Никто из подданных царя, конечно же, не осмелился.

Часть книг в Ниневийскую библиотеку была привезена из побежденных Ассирией стран, часть покупали в храмах других городов или у частных лиц. С тех пор как появились книги, появились и книголюбы. Сам Ашшурбанипал был рьяным коллекционером, и это не случайно.

Ашшурбанипал - редкий случай среди царей Древнего Востока - был образованнейшим человеком для своего времени. Его отец Асаргаддон предполагал сделать сына верховным жрецом, поэтому юный Ашшурбанипал изучал все науки того времени. Любовь к книгам Ашшурбанипал сохранил до конца жизни, поэтому и отвел несколько комнат на втором этаже своего дворца под библиотеку.

Ашшурбанапал хорошо знал письменность и науку своего времени. По его повелению писцы снимали копии с глиняных книг, хранившихся в библиотеках и архивах храмов Вавилона и других центров древней культуры Междуречья. А эти библиотеки составлялись в течение многих столетий.

Библиотека царя Ашшурбанипала хранила на глиняных страницах своих книг почти все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада. «Глиняные книги» рассказали миру, что мудрые математики Вавилона не ограничились четырьмя арифметическими действиями. Они легко вычисляли проценты, умели измерять площадь разнообразных геометрических фигур, существовала у них сложная таблица умножения, они знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Наша семидневная неделя тоже родилась в Междуречье, там же была заложена и основа современной науки о строении и развитии небесных тел.

Ассирийцы по праву могли бы претендовать на звание первопечатников. И чтобы делать это быстро, ассирийцы вырезали на деревянной доске нужные надписи, делали с нее оттиски на глиняных табличках.

Здесь были исторические тексты, свитки законов, хроники (записи событий по годам), рассказывающие о важнейших исторических событиях Вавилонии и Ассирии, договоры между различными странами, медицинские справочники, описания путешествий, отчёты о строительстве царских дворцов, донесения чиновников, сообщения лазутчиков о положении в соседних странах, списки подвластных Ассирии народов с указанием размеров поступавших с них податей, сочинения по медицине, письма, перечни животных, растений и минералов, бухгалтерские книги царских хозяйств, различные жалобы, договоры, документы, составлявшиеся при покупке дома или рабов. Глиняные таблички многое рассказали ученым об истории, культуре, хозяйстве и религии народов древнего Междуречья.

Так, во дворце Ашшурбанапала было собрано несколько тысяч глиняных книг. Они состояли из многих "листов" - табличек одинакового размера. На каждой табличке внизу было написано название книги и стоял номер "листа". Заглавием книги служили начальные слова первой таблички.

В библиотеке книги размещались в определенном порядке, по отраслям знаний. Поиски нужной книги облегчали каталоги - списки, где указывалось название книги и число строк в каждой табличке. На всех глиняных "листах" стоит библиотечный штамп со словами: "Дворец Ашшурбанапала, царя Вселенной, царя Ассирии".

В библиотеке хранились сочинения и по астрономии. В большинстве своем это копии более древних книг. По этим книгам можно проследить зарождение и развитие астрономической науки. В древнем Междуречье при храмах строились многоэтажные (чаще семиэтажные) башни - зиккураты. С самого верхнего этажа зиккуратов жрецы из года в год вели наблюдения за движением небесных светил. Вавилоняне и ассирийцы умели рассчитывать время лунных и солнечных затмений, знали движение небесных светил, видимых простым глазом. Они умели также отличать планеты от звезд. Сохранились таблицы с астрономическими вычислениями расстояний между звездами. На основании наблюдений за движением Солнца, Луны и звезд жрецы составили календарь. Этот календарь указывал, когда будут разливы рек или спад воды и, следовательно, когда нужно начинать сельскохозяйственные работы.

Вавилонские астрономы пользовались широкой известностью у других древних народов. Однако ассиро-вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрологией, пытавшейся предсказывать будущее по звездам.

Ассирийцы захватили многие соседние государства, даже Египет, и вели торговлю с более далекими странами.

Поэтому ассирийцы были довольно хорошо осведомлены о природе и населении стран древнего Востока.

Ученые нашли в библиотеке Ашшурбанапала географические карты. Еще очень примитивные, эти карты все же охватывали большую территорию от Урарту до Египта. Сохранились и географические справочники ассирийцев с названиями стран, городов и рек. Однако о строении Земли у вавилонян и ассирийцев были самые фантастические представления.

Медицина в то время была тесно связана с магией. Вавилоняне и ассирийцы верили, что все болезни вызываются злыми духами, проникшими в человеческий организм. Чтобы вылечить болезнь, врач стремился изгнать злого духа из тела больного молитвами и заклинаниями. Иногда врачи лепили из глины изображения злых духов и разрушали их, полагая, что от этого больной может выздороветь.

Больших успехов достигла хирургия, так как она была основана на изучении анатомии человеческого организма. Любопытно, что в то время сердце считали органом разума, а о роли мозга ничего не знали.

Ассирийские писцы знали не только свой ассиро-вавилонский, но также и древний шумерский язык. Шумеры изобрели клинописное письмо еще в конце IV тысячелетия до н. э. Позже вавилоняне и ассирийцы заимствовали шумерскую клинопись. В библиотеке Ашшурбанапала были найдены шумеро-вавилонские словари, сборники текстов на шумерском языке с пояснениями трудных для понимания мест, таблицы клинописных знаков, сборники грамматических примеров и упражнений. Они очень помогли европейским ученым в XIX в. расшифровать шумерскую письменность и изучить шумерский язык.

Благодаря древней библиотеке нам хорошо известны легенды, мифы и предания шумеров, вавилонян и ассирийцев. Особенно интересны 12 глиняных табличек, на которых записано замечательное произведение в стихах - эпос о сказочном герое Гильгамеше. Эпос о Гильгамеше возник в Шумере около 2400 г. до н.э., а потом был переведен и на ассиро-вавилонский язык. Поэма воспевает волю к жизни, мужество героя, идущего к своей цели через все испытания, которые посылают ему коварные, злые и мстительные боги, олицетворяющие грозные силы природы.

В своем эпосе древние вавилоняне выразили стремление человека познать законы природы, тайны жизни и смерти, обрести бессмертие.

Древняя хроника описывает падение Ниневии следующим образом:

«Рушительный молот поднимается на тебя, Ниневия! По улицам несутся колесницы, они гремят на площадях. Блеск от них, как от огня, они сверкают, как молнии. Шлюзы отворяются, и дворец превращается в руины… Захватывайте серебро, захватывайте золото, ибо нет предела драгоценностям и множеству всевозможной утвари. Ниневия опустошена, разорена и разграблена. Горе кровавому городу, он весь полон обмана и убийств, в нем не прекращается разбой. Слышится хлопанье бичей, стук вертящихся колес и грохот скачущих колесниц…»

была создана гигантская, по тем временам библиотека. Ашшурбанипал был единственным грамотным, среди всех ассирийских правителей. Кроме этого, он оказался заядлым библиофилом и коллекционировал самое дорогое, из доступных удовольствий - знания.

Глиняная табличка N 11 с фрагментом мифа о Гильгамеше, на которой описывается история потопа ; (находится в коллекции Британского музея.)

Во дворце была небольшая библиотека, но Ашшурбанипала она не устраивала. Как приличный маньяк, Ашшурбанипал добывал предметы для своей коллекции любыми способами. Он отправлял писцов в разные районы страны, чтобы те изготавливали копии любых текстов, которые попадутся. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал во всех крупных храмовых архивах копии текстов, которые те пересылали ему в Ниневию. Ну и грабеж для коллекционера - это святое!

Во время военных походов Ашшурбанипал совмещал приятное с полезным: захватывал целые клинописные библиотеки и тащил к себе во дворец. Наверное поэтому он так любил воевать. Свою библиотеку царь собирал почти 25 лет.

Он нежно любил свою коллекцию, и придавал большое значение ее упорядочению. На каждой табличке был своеобразный экслибрис - имя царя. И было написано название оригинала, с которого снята копия. Библиотекари Ашшурбанипала не даром ели свой хлеб. Они проделывали огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки. Составлялись многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Основная часть книг была переводами с шумерских и вавилонских текстов. Их писали специалисты переводчики. Как правило, каждый текст хранился в шести копиях, и часто на нескольких языках.

таблицы синонимов

Книги были написаны на глиняных и восковых табличках, пергаментах и папирусах.
Царь заслужено гордился свой образованностью. Он не просто собирал книги. Он их читал.

"Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа , овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопными записями на камне, которые являются уже совсем непонятными."

(Глядя на эти надписи, я понимаю,почему царь гордился. Чтобы добровольно читать ТАКОЕ, надо быть очень волевым человеком!)

В библиотеке были книги обо всем: Книги заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов; Мифы; Медицинские тексты; Книги о лечении при помощи чародейства; Таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш ; Книги с молитвами, песнями, юридическими документами (например, законы Хаммурапи ), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами. Были книги обо всем на свете, кроме математики. Наверное все математические тексты хранились отдельно и их не нашли. Или сперли, когда грабили дворец. Или они погибли в пожарах... Ну, и на солнце бывают пятно. Ашшурбанипал создал библиотеку, которая охватывала все накопленные человечеством знания.

Текст про Иштар

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена. Наверное не все грабители любили читать. Большая часть книг, которые были написаны на восковых дощечках, папирусах и коже просто сгорела. Остались книги на глиняных табличках, которые оказались погребёнными под руинами дворцов, где хранилась. Сохранилось 25 000 глиняных табличек. Судя по древним каталогам, до нас дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов. Библиотека была совсем не маленькой, даже по нашим меркам. А в VII веке до нашей эры, она не имела себе равных: 250 тысяч книг!!!

Список астрологических предзнаименований по Луне, и комментарии

Недаром говорят, что наибольшую ценность на сегодняшний день имеет информация. Имея нужные сведения, человек может сделать все что угодно. Знали об этом и наши предки. Созданные тысячелетия назад глиняные книги доказывают, что они старались зафиксировать на них все мало-мальски ценное.

Кстати, а что такое глиняные книги? Если вы не знаете ответа на этот вопрос, предлагаем вам прочесть эту статью. В ней вы найдете ответы на все свои вопросы из данной области.

Историческая справка

На сегодняшний день ученые считают, что наиболее древней человеческой цивилизацией, которая достигла небывалого для своих времен расцвета, была Месопотамия. Она зародилась приблизительно за семь тысячелетий до Рождества Христова в удивительно удачно выбранном месте, в долине слияния великих рек - Тигра и Евфрата. Именно эту землю населяли удивительные и загадочные шумеры, которые сами себя называли «народом черноголовых».

Информационный прорыв

Шумеры известны как древнейшие астрономы. Именно астрономы, а не астрологи, что позволяет считать их древнейшими учеными нашего мира. Их выдающимся изобретением стала клинопись. Это система письма, знаки в которой напоминали обычные черточки, клинья. За счет этого их азбучная система и получила свое необычное название.

В те века единственным доступным материалом для письма была глина. Конечно, что-то могли записать на коже. Но! Во-первых, выделанная кожа - штука недешевая даже по сегодняшним меркам. Во-вторых, люди прекрасно понимали, что кожаный свиток не переживет пожара, нашествия грызунов или дождливого периода. Особенно беспокоились по этому поводу сборщики налогов, ростовщики, лекари… Словом, все те люди, работа которых напрямую зависела от сохранности получаемой ими информации. Но что такое глиняные книги? Конечно, данных на их поверхности намного меньше…

Техническая информация

Фактически это обожженные глиняные таблички, на поверхность которых писцы наносили информацию еще до того, как засунуть мягкую заготовку в печь. Современные кирпичи, на поверхности которых есть клейма завода-изготовителя, по сути - те же самые «книги».

Первые «носители информации» этого типа были созданы еще за четыре тысячи лет до начала нашей эры. Форма и размер этих «книг» были самыми разными. Были плоские, выпуклые, овальные и квадратные «книги»... Одни из них были размером с обычный блокнот, зато диагональ других была больше 45 сантиметров! Вот что такое глиняные книги.

Как создавались такие книги?

Технология была простой, даже очень: сначала писец клал подготовленную и сформированную заготовку на твердую и ровную поверхность, а затем, вооружившись заостренной палочкой, начинал выдавливать на табличке символы клинописного алфавита. Свою «ручку» древний писец держал приблизительно тем же способом, каким мы сегодня удерживаем в руке карандаш. Посмотрите на детей, которые играют, что-то пытаясь написать в песочнице: фактически они уподобляются древним мастерам.

Чтобы обеспечить ровность и параллельность наносимых на глину символов, перед началом работы табличку частенько размечали при помощи туго натянутой нитки. Частенько писец заполнял не только обе стороны книги, но даже умудрялся наносить информацию на ее торцы. Древние «офисные служащие» обжигали готовый документ в печи. Впрочем, частенько маловажные «бумаги» просто сушили на солнце. Если по каким-то причинам писарь не успевал закончить свою работу в один прием, он заворачивал заготовку в мокрую тряпку.

Как люди ориентировались в множестве табличек?

Компактным видом письма не была. Естественно, что для создания мало-мальски обширного сборника указов, перечня товаров или чего-то подобного уходили десятки, если не сотни, табличек из глины. Как же было устроено «содержание» таких книг? Ведь интуитивно понятного поиска тогда не было!?

Среднестатистическая шумерская книга и в самом деле состояла из десятков обожженных табличек. Из положения выходили просто - под последним символом на странице ставили глубокую поперечную черту, а под ней писали номер книги, в которой находится продолжение этого текста. Названия же часто бывали сформированы из их первых слов. Не правда ли, напоминает вариант сохранения документа по умолчанию в том же Microsoft Word?

Вот мы и узнали, что такое глиняные книги. А где же хранилось все это богатство Древнего мира? Как и в настоящее время, для этих целей существовали библиотеки. Так что профессия библиотекаря - одна из наиболее древних и уважаемых в мире.

Древние библиотеки

Все это чрезвычайно важно… Но где находилась библиотека глиняных книг? Та, которая была первой в истории человечества?

В далеком уже 1841 году столицу Франции потрясло переданное по телеграфу сообщение из Аравии: «Полагаю, что мной открыты древнейшие сооружения. Возможно, их можно с полным на то основанием отнести ко времени расцвета Ниневии». Человеком, отправившим сообщение, был Поль-Эмиль Ботта. Ему Азиатское общество Франции поручило открыть библейскую Ниневию. Как ни странно, но он смог это сделать, и первая библиотека глиняных книг вновь стала доступна человечеству.

Всего лишь через несколько часов все крупнейшие газеты того времени пестрели сенсационными заголовками, сообщая о величайшем И для такого ажиотажа были все основания: как-никак, но до того дня официальная наука не располагала никакими данными, которые хоть на сколько-то уходили бы от времен древнеегипетских пирамид. Среди находок Ботта была и библиотека глиняных книг. Город Ниневия не только доказал свою реальность, но и обогатил человечество ценнейшими сведениями, которые содержались на «страницах» уникальных глиняных табличек.

Библиотека Ассирии

В 1852 году один из величайших археологов своего времени, Генри Остин Лэйард, тоже удивил весь мир уникальным открытием. Он смог откопать дворец последнего царя Ассирии Ашшурбанипала, который современники уважительно называли «Дом наставлений и советов». Именно там находилась величайшая интеллектуальная ценность тех времен - великая библиотека глиняных книг, которую цари Ассирии собирали на протяжении всего своего царствования.

Исторический парадокс: почти три десятка лет ценнейшие письменные памятники давно ушедших веков вповалку валялись в подвалах Британского музея. И только после того как были сделаны первые шаги в расшифровке письменности древних народов, историки наконец-то поняли, насколько ценное (да что там, бесценное!) сокровище бесцельно собирает пыль в хранилищах… С тех пор началась планомерная расшифровка всех найденных книг.

Великие достижения Ашшурбанипала

Более трех тысячелетий отделяют нас от того момента, когда последний царь воинственного народа продиктовал своему безвестному писцу слова, которые дошли до нашего времени из самой глубины веков. Он говорит, что повелел выбить на камне письмена, произведения словесного искусства, которые не изучали и не читали его предшественники. Царь отмечал, как он гордится своим умением читать и своим повелением поделить библиотеку на разделы.

Кстати, а какова была организация библиотеки глиняных книг? В принципе, она мало чем отличалась от современной. Конечно, подразделения по жанрам не было, но книги точно так же рассортировывались по авторам, странам и т. д. Все письменные источники размещались на огромных стеллажах. Библиотекой заведовали смотрители. Вот где находилась библиотека глиняных книг, которую первой открыла современная цивилизация.

Нужно сказать, что сохранилось от нее не так уж и много. Большая часть книг к тому времени была разбита на отдельные черепки, так что расшифровка идет до сих пор.

Великое книгохранилище

Нужно сказать, что имя Ашшурбанипала не зря пережило тысячелетия. Дело в том, что царь показал себя на редкость талантливым организатором, умным политиком и человеком, которому действительно были интересны культура и науки. Думается, что в то сложное для Ассирии время другой государь вряд ли бы нашел время для такого занятия.

Он приложил поистине титанические усилия для того, чтобы в его государстве появилась лучшая на то время библиотека глиняных книг. Город Ниневия стал научным и культурным центром не только Ассирии, но и всех существовавших тогда стран. Он издал специальный указ, согласно которому по стране начали разъезжать сотни писцов, отыскивая все имеющиеся образцы словесного искусства. Находя таковые, они их в точности копировали и отправляли в столицу на хранение. Вот как библиотека глиняных книг в Ниневии получила свой бесценный книжный фонд.

Сюда попадали точные копии текстов, в незапамятные времена написанных в Египте и самой Ассирии, в Вавилоне и Аккаде. Когда библиотека была обнаружена Ботта, в ней оставалось около 20 000 плиток. Современные ученые, которые проанализировали сохранившиеся данные, глубоко сокрушаются: скорее всего, изначально в запасниках этого хранилища было минимум 100 000 текстов! Увы, но все они наверняка потеряны для нашей цивилизации навсегда. Знаменитая библиотека глиняных книг оказалась бессильна перед всесокрушающей силой времени.

Наиболее ценные образчики из древнего хранилища

Вскоре стало понятно, что ассирийцы и вавилоняне прекрасно знали математику. Уже за два тысячелетия до начала нашей эры их ученые умели решать очень сложные геометрические задачи. В принципе, знаменитые без таких расчетов создать было бы нереально, так что ученые лишь утвердились в своих догадках.

Куда большую ценность представляли сочинения по астрономии. Многие из них были написаны едва ли не за полтора тысячелетия до времен Ашшурбанипала. Ценность этих книг в том, что по ним легко можно было отследить развитие астрономической науки с древнейших времен. Оказалось, что зиккураты, которые воспеты многими фантастами современности, были первыми в мире обсерваториями. Из года в год жрецы вели с них наблюдения за движением небесных тел, накапливая бесценные знания. Их с величайшим трепетом заносили в глиняные книги, фото которых есть в статье.

Древние календари

Согласно сведениям, которые ученые получили из жители Ассирии и Вавилона умели предсказывать лунные и солнечные затмения, в совершенстве знали орбиты всех небесных тел, которые можно было разглядеть невооруженным взглядом. Планеты от звезд в те далекие времена они также уже научились отличать. Сохранилось немало таблиц с вычислениями межзвездных расстояний. Как ни удивительно, но многие из них довольно-таки точны. Об этом не так давно написал даже известный казахский писатель Сулейменов. «Глиняная книга», его последнее произведение, повествует как раз о тех давних временах.

На основании многовековых наблюдений за Луной и Солнцем жрецы составили свой календарь. Он был невероятно ценен для тех времен, так как позволял узнавать время начала сева и уборки сельскохозяйственных культур. Неудивительно, что астрономы Ассирии и Вавилона пользовались таким уважением и почетом в Древнем мире.

Географические познания древних

Весьма заинтересовали историков древние «географические атласы», также найденные среди сохранившихся книг. Хоть карты и были весьма примитивными, по ним вполне можно было узнать очертания земель от Египта до Урарту. У ассирийцев оказались даже самые настоящие справочники по географии, в которых указывались названия стран, их столиц, названия рек и крупных географических областей. Впрочем, об устройстве окружающего мира они знали очень мало, в основном руководствуясь фантастическими теориями.

Так, глиняные по географии рассматривали наш мир в качестве центра всего сущего. Впрочем, практически те же мысли были у ученых средних веков, так что удивляться тут нечему.

Медицинская отрасль

Еще лучше это оказалось заметно по сохранившимся медицинским трактатам. Цивилизации ассирийцев и вавилонян все еще верили, что болезни вызываются исключительно злыми духами. В книгах приводилось немало заклинаний для изгнания последних. Историки нашли даже мнение авторитетного целителя тех времен, который сообщал о необходимости вылепить из глины изображение того демона, который терзает тело больного. После этого куклу настоятельно советовалось уничтожить.

Как ни странно, но в таких условиях достигла поразительных высот хирургия. Так, медицинские книги на глиняных дощечках рассматривают даже весьма непростые (в том числе по современным меркам) полостные операции. Впрочем, таких высот ассирийцы достигли не во всем: так, в работах медиков того периода сердце рассматривалось в качестве «хранилища души», а о роли мозга люди вообще ничего не подозревали.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома