Функциональная подготовленность. Показатели функциональной подготовленности. Используйте тяжелоатлетические движения для построения силы

Функциональный тренинг с течением времени все чаще включается в стандартный перечень услуг, предлагаемых фитнес-клубами. Поскольку предложение и спрос на услуги всегда находятся в тесной связке, желающих заниматься функциональным тренингом с течением времени также становится больше. Рост заинтересованности данным видом физической активности обусловлен в том числе и относительной его новизной. Все больше людей хотят в первую очередь узнать, что это такое, для чего это нужно и какие бывают виды функциональных тренировок, чтобы понять для себя, интересно им это или нет.

Функциональный тренинг – это разновидность тренировочного процесса, который ставит целью всестороннее развитие двигательной активности за счет совершенствования таких пяти физических качеств человека, как сила, гибкость, быстрота, координация и выносливость. Важным нюансом в начале тренировочного процесса является уровень вашего физического развития и состояние здоровья. Именно с целью определения текущего состояния этих двух параметров настоятельно рекомендуется обратиться к врачу до того, как вы приступите к функциональным тренировкам. Это важно понимать, так как нагрузки, которые вы оказываете на неподготовленный организм, очень часто приводят к негативным последствиям для здоровья.

Функциональные тренировки пришли на массовый рынок фитнеса из специфичных программ подготовки атлетов совершенно разных видов спорта. Это своеобразный комплекс движений и упражнений, который в своей повседневной тренировочной практике используют легкоатлеты, велогонщики, лыжники, пловцы, байдарочники, конькобежцы и другие представители как командных, так и индивидуальных видов спорта. Цель функциональных тренировок состоит в том числе, в развитии и совершенствовании вестибулярного аппарата, правильного дыхания, чувства равновесия, взрывной силы, стартового толчка, финишного рывка и не только. Огромное разнообразие упражнений и необычность нагрузки сделали функциональный тренинг чем-то совершенно новым на рынке фитнес услуг, благодаря чему и возникла его широкая популярность и высокий спрос среди поклонников здорового образа жизни.

Характерные особенности

Сколь бы ни была специфична система функциональных тренировок применительно к тем или иным видам спорта, сама суть ее сводится к отработке движений, необходимых человеку в повседневной жизни или в экстремальных условиях. Это может быть поднятие тяжестей дома или на работе, перешагивание через препятствия, удержание на руках ребенка, карабканье по стремянке, спрыгивание с высокой платформы и так далее, список может быть бесконечным. Главное здесь то, что благодаря функциональным тренировкам укрепляется мышечный корсет, и развиваются мышцы стабилизаторы.

Характерной особенностью функционального тренинга является использование свободных отягощений, эспандеров, тумб, скакалок, мячей, платформ и другого инвентаря, который позволяет выполнять движения не вдоль фиксированной траектории по заданной амплитуде, как в грузоблочных тренажерах, а в свободном движении, так как большая часть упражнений выполняется с весом собственного тела. Это и позволяет вашим мышцам воспроизводить движения максимально естественно, так, как это обычно и происходит в повседневной жизни. Высокая эффективность функциональных тренировок состоит в том, что они включают в работу практически все мышцы вашего тела, в том числе глубокие, те, что отвечают за стабилизацию, равновесие и плавность движений. Как говорилось выше, такой тип тренинга дает возможность совершенствовать пять главных параметров вашего тела – силу, гибкость, быстроту, координацию и выносливость.

Персональные требования

Положительной чертой функциональных тренировок можно считать сведенное до минимума осевой нагрузки на позвоночник и отсутствие чрезмерного напряжения на связки и суставы. Как первый, так и второй фактор делают функциональный вид тренинга менее травмоопасным, чем классические тренировки с отягощениями в тренажерном зале. Однако же, во время занятий необходимо придерживаться определенных критериев, соблюдение которых позволит вашим тренировкам стать более эффективными, а достижению результата стать максимально быстрым.

Критерий №1. Оценка возможностей. К тренировочному процессу необходимо подойти с холодной головой и трезвым расчетом. Никогда в самом начале своего пути не используйте программы тренировок профессионалов. Нагрузка должна возрастать постепенно, с ростом уровня вашей подготовки.

Критерий №2. Чередование нагрузки. Аэробные и анаэробные нагрузки необходимо постоянно чередовать. Точнее их нужно применять в правильном соотношении. В любом виде физической активности главное – не дать организму привыкнуть к монотонной нагрузке. Ее нужно все время варьировать.

Критерий №3. Правильное дыхание. Организм во время тренировки потребляет большее количество кислорода, чем в состоянии покоя. По этой причине необходимо следить за правильной его циркуляцией и отработать вместе с тренером под каждое упражнение циклы, длительность и частоту вдоха и выдоха.

Критерий №4. Период восстановления. Этот фактор является одним из ключевых. Невозможно добиться роста результатов, если только нагружать организм, не давая ему возможности восстановиться. Выполняйте растяжку перед и после тренировки, питайтесь правильно и не забывайте про крепкий сон.

Функциональные тренировки

Одновременное и равномерное распределение нагрузки на верхние, нижние конечности и корпус тела позволяет максимально эффективно прорабатывать всю мышечную структуру, поднимая и приспосабливая уровень вашей физической подготовки к различным условиям окружающей среды. Благодаря системе функциональных тренировок можно добиться полноценного и гармоничного прогресса в развитии всей морфофункциональной системы человеческого тела. Функциональный тренинг основан на нескольких принципах, которые выделяют его в самостоятельное направление и отличают от множества других видов физической активности. Вот эти принципы:

Принцип №1. Высокий темп. Тренировка должна быть интенсивной и непродолжительной;

Принцип №2. Свободные веса. В тренинге желательно применять нестационарный инвентарь.

Принцип №3. Базовые упражнения. Выполняются преимущественно многосуставные движения;

Принцип №4. Оттачивание движений. Упор делается не на рост мышц, а на координацию и технику.

Функциональные упражнения

Функциональный тренинг включает в себя великое множество движений, упражнений, их комбинаций и вариантов выполнения. Это обусловлено тем, что каждый отдельно взятый вид спорта, из которого упражнения были изъяты, предоставляет довольно обширный арсенал общефизической подготовки. Впрочем, за основу всегда берется определенный костяк упражнений, который в базовой вариации выполнения подходит для всех уровней подготовки. Этот костяк разделяют на четыре категории упражнений:

Адаптационные расхождения

Нередко специфичную подготовку атлетов в конкретных видах спорта путают с функциональным тренингом. Почему возникает такая путаница? Она возникает вследствие непонимания того, что элементы специфичной подготовки атлетов зачастую не переходят в функциональный тренинг в изначальном виде. Они адаптируются под условия фитнес-индустрии для широких масс пользователей с совершенно различным уровнем физического развития. В деталях это можно описать следующим образом.

Специфичная подготовка атлетов отдельно взятого вида спорта подразумевает воспроизведение конкретного вектора приложения усилия, необходимого для применения его в соревновательных условиях. Тренировочный процесс базируется на упражнениях, задача которых состоит в дублировании кинетических цепочек, входящих в состав специфических моторных функций (количество работающих суставов, вовлеченных мышечных групп, точек приложения усилия и не только). В то же время функциональный тренинг не ставит целью акцентировать внимание на отдельных физиологических и биомеханических параметрах, что необходимо для конкретных спортивных дисциплин, а применяется как способ тренировки и развития функциональных способностей тела человека в целом. Другими словами, когда мы говорим о специфичной подготовке профессиональных атлетов, мы делаем акцент на биомеханических и физиологических аспектах тренинга, а когда мы говорим о функциональных тренировках, нашей задачей является обычное использование упражнений с характеристиками, соответствующими упражнениям из арсенала подготовки профессиональных атлетов.

Послесловие

В исследовании, проведенном в 2009 году, сравнивалась результативность функционального тренинга и классических силовых тренировок в тренажерном зале. Итоги данного исследования показали, что результативность функциональных тренировок по некоторым показателям оказалась выше, чем у силовых. Сравнивая данные, полученные от двух контрольных групп атлетов, показатель увеличения силы у группы, которая занималась функциональными тренировками, на 58% превзошел такой же показатель у группы, занимавшейся в тренажерном зале. Первая группа также показала увеличение координационных способностей на 196% и снижение болевых ощущений в суставах на 30%. В том числе благодаря результатам данного исследования, функциональный тренинг отлично зарекомендовал себя как способ реабилитации пациентов с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Заключение

Функциональный тренинг продолжает набирать популярность во всем мире благодаря своей эффективности и простоте. По большому счету, данный вид тренинга не требует наличия какого-либо дорогого или стационарного оборудования. Фактически, все что вам требуется это брусья, кольца, турник, штанга, гиря и скакалка. Этот небольшой набор приспособлений можно даже приобрести самостоятельно и хранить в гараже, а заниматься на спортивной площадке или заднем дворе дома. Функциональный тренинг обеспечивает всестороннее развитие тела, благодаря чему часто используется при подготовке к спортивным состязаниям, туристическим походам, горным восхождениям, байдарочным сплавам и не только. Также он подходит для повышения двигательной активности в повседневной жизни, для реабилитации нарушений опорно-двигательного аппарата и при подготовке к условиям самостоятельного выживания в агрессивной среде вдали от цивилизации. Функциональный тренинг – это универсальное средство для того, чтобы всегда быть физически подготовленным к любой жизненной ситуации.

Функциональная подготовленность

О функциональной подготовленности судят как по показателям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций организмапри работе. Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки подбираюттакие, которые доступны всем обследуемым лицам независимо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям человека.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп восхождения пристеп - тестах, длительность работы и интервалы между пробами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа. В этой ситуации лучше подготовленный человек, работая более экономно за счет совершенной координации движений, имеет небольшие энерготраты и показывает меньшие сдвиги. Стандартные нагрузки бывают общие, неспециализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрические тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта (проплывание, пробегание отрезков с заданной скоростью или заданным временем, поддержание заданного статического усилия в течение необходимого времени и т. п.).

В случае выполнения предельных нагрузок тренированный спортсмен работает с большей мощностью, выполняет заведомо больший объем работы, чем неподготовленный человек. Несмотря на экономичность отдельных физиологических процессов и высокую эффективность дыхания и кровообращения, для выполнения предельной работы тренированный организм спортсмена затрачивает огромную энергию и развивает значительные сдвиги в моторных и вегетативных функциях, совершенно недоступные для неподготовленного человека.

Таким образом, особенности морфологических, функциональных и психофизиологических показателей организма человека в состоянии покоя характеризуют степень его функциональной подготовленности к определенной физической нагрузке. Также все показатели дополняются и анализируются в совокупности с медицинскими данными получаемые при обследованиях и врачебном контроле .

Показатели функциональной подготовленности

Изменения физиологических показателей у тренированных и нетренированных лиц при стандартных и предельных нагрузках имеют принципиальные различия.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности: более быстрое врабатывание,меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,лучше выраженное устойчивое состояние,более быстрое восстановление после нагрузки.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических усилий -- меньше подавление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше послерабочее их нарастание, чем у других лиц.

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), высокая скорость восприятия и переработки информации, хорошая помехоустойчивостью и др. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, ас другой -- большое количество нейропептидов и гормонов.

У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма -- 11 -12 колеб.- с` (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.- с1).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществспортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Следовательно, повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания. Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях).

Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц,увеличена длительность задержки дыхания что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно - сосудистойсистеме спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость наблюдается особенное увеличение объема сердца. Большой объем сердца -- до 1200 см3 -- характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы -- ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000 см3). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов -- 6 * 1012 * л"1 и гемоглобина -- 160 г * л1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000 г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700 г). Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Величины МПК, характеризующие аэробные возможности, достигают у выдающихся спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов и др.) 6 и даже 7 л/ мин для абсолютного МПК и 85-90 мл/ кг/мин для относительного МПК. Такие величины МПК позволяют спортсмену развивать значительную мощность передвижений и показывать высокие спортивные результаты. Огромны и величины суммарного потребления кислорода на всю дистанцию.

Высококвалифицированные спортсмены, работающие в зоне субмаксимальной мощности, отличаются очень высокими показателями анаэробных возможностей.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам и в частности, к особенной функциональной подготовленности купражнениям в избранном виде спорта .

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
Функциональная
подготовка
направлена
на
повышение функциональных возможностей организма
спортсмена
и
совершенствование
деятельности
различных
систем
(дыхания,
кровообращения,
мышечной и др.).
В ходе функц. подгот. спортсмен повышает резервы
тех функц. систем организма, которые обеспечивают
результат в соревновании.
Функциональная подготовка входит составным
элементом во все виды подготовки. И физическая
подготовка, и техническая, и психологическая, и
тактическая, опираются на развитие функциональных
возможностей организма спортсмена.

Цель функциональной подготовки
обеспечить функциональную готовность спортсмена
к достижению максимально возможного для данного
периода и условий спортивного результата.
Задачи:
1. Максимальное повышение резервов тех
функциональных систем организма, от которых
непосредственно зависит спорт. Результат;
2. Обеспечение необходимого уровня состояния
функцион. систем, от которых результат
непосредственно не зависит, но зависит сосояние
здоровья(т.е. профилактика заболев.)
3. Повышение экономичности работы организма.

Применительно
к
спорту,
функциональная
подготовленность
рассматривается
как
уровень
слаженности
взаимодействия
(взаимосодействия)
психического, нейродинамического, энергетического и
двигательного компоненетов.
Каждое свойство, способность или двигательное качество
базируются
на
определенных
функциональных
возможностях организма, а в их основе лежат конкретные
функциональные
процессы.
Например,
такое
двигательное качество, как выносливость и все ее
разновидности в основном будет определяться и
лимитироваться уровнем развития основных механизмов
энергообеспечения

анаэробной
и
аэробной
производительностью, а также системой транспорта
кислорода.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в
обеспечении работоспособности спортсмена будет
определяться спецификой вида спорта, что будет
определять «функциональную специализацию». Кроме
того, функциональные возможности будут определяться
такими параметрами, как «функциональные резервы» и
способность их реализовывать – «функциональная
мобилизация».
Для того чтобы, управлять функциональной подготовкой,
необходимо знать и уметь определять уровень резервов
функциональных систем организма.

Все функциональные системы организма спортсмена условно можно разделить
на три группы и психику которая объединяет и придает целесообразность и
значимость спортивной деятельности.
Исполнительные системы
1. Опорно –двигательный аппарат: мышцы, кости, связки, сухожилия, суставы,
хрящи
Обеспечивающие системы:
1. Энергетическая: митохондрии, запасы АТФ, глюкоза, гликоген, жиры,
ферменты.
2. Система транспорта кислорода и продуктов обмена(ССС, Дыхательная сист.,
сист. крови, лимфы, межтканевой жидк.).
3. Системы пищеварения, выделения, обмена веществ,
Системы управления
1. Система восприятия и различения информации (Анализаторные системы)
2. Система обработки информации и выработки решений(ЦНС)
3. Система обратной связи и коррекции (ЦНС)
ПСИХИКА

Функциональная подготовка юных пловцов в подготовительном периоде

С. С. Ганзей, В. Б. Авдиенко, В. П. Черкашин, И. Н. Солопов

В статье обосновывается технология функциональной подготовки юных пловцов в подготовительном периоде макроцикла с учетом физиологических закономерностей повышения функциональных возможностей организма, предусматривающая интенсификацию тренировки посредством применения эргогенических средств, различных по характеру воздействия на те органы и системы организма, от которых требуется высокий функциональный уровень готовности.

Ключевые слова: функциональная подготовка, юные квалифицированные пловцы, подготовительный период, эффективность функциональной подготовки, тренировочные макро- и микроциклы.

Functional Training of the Young Qualified Swimmers in the Preparatory Period S. S. Ganzej, V. B. Avdiyenko, V. P. Cherkashin, I. N. Solopov

In this article, the technology of functional training of young swimmers proves the macrocycle, considering physiological laws of increase of functionalities of the organism in the preparatory period, providing an intensification of training by the application of ergogenic means, various in character of influence on those bodies and systems of an organism from which the high functional level of readiness is required.

Key words: functional training, young qualified swimmers, the preparatory period, effectiveness of functional training, training macro- and microcycles.

Повышение эффективности функциональной подготовки является в настоящее время одной из актуальных проблем в спорте , которая крайне остро стоит и в современном плавании, характеризующемся интенсификацией тренировочных и соревновательных нагрузок .

Таким образом, возникает необходимость поиска организационных форм, методических подходов и средств, позволяющих существенно повысить эффективность функциональной подготовки как в тренировочных макроциклах, так и в основные периоды тренировочного макроцикла, и особенно - в подготовительном, который является ключевым. Именно в этот период осуществляется формирование необходимого (запланированного) уровня функциональной подготовленности пловцов, выступающей основой для развития и совершенствования всех других видов подготовленности . Достижение этого осуществляется поэтапно и организационно-методически реализуется при решении задач общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода.

К основным задачам общеподготовительного этапа подготовительного периода относятся следующие: создание прочной базы физической подготовленности, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, повышение отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Особое внимание уделяется избирательному воздействию на возможности к аэроб-

ному и анаэробному ресинтезу АТФ, существенному повышению уровня мощности, емкости, эффективности аэробной производительности, продуктивности дыхания; увеличению максимальной мышечной силы, силовой выносливости в аэробных и аэробно-анаэробных режимах работы; развитию скоростно-силовых параметров рабочих движений; совершенствованию техники движений, экономичности работы и др. .

На этом этапе в основном используются нагрузки аэробного воздействия, в результате чего возрастает аэробная производительность и, как следствие, скорость плавания на уровнях аэробного порога, анаэробного порога, максимального потребления кислорода.

На специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировка направлена на повышение специальной работоспособности. Содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на общеподготовительном этапе.

Это достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, и собственно соревновательных. Акцентированно применяются интенсивные развивающие нагрузки анаэробно-аэробного и анаэробно-гликолитического характера в воде. На суше используются упражнения для повышения уровня скоростно-силовых качеств и специальной силовой выносливости. Значительная доля в общем объеме тренировочной работы от-

водится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности .

На специально-подготовительном (предсорев-новательном) этапе подготовительного периода существенно возрастает объем нагрузок смешанной аэробно-анаэробной направленности. Адаптация к таким нагрузкам сопровождается приростом специальной работоспособности - совершенствованием механизма анаэробного гликолиза, увеличением скорости плавания в третьей и четвертой зонах интенсивности (одновременно несколько снижается скорость плавания на уровне аэробного порога, то есть падает экономичность при работе с низкой интенсивностью).

Подготовка в макроциклах, которыми начинается каждый период, направлена на создание прочного фундамента технической и физической подготовленности, прежде всего аэробной производительности и специальной мышечной силы пловца. Акцент в применении объемных концентрированных нагрузок анаэробно-гликолитической направленности смещен на те тренировочные периоды, которые обеспечивают непосредственную подготовку к главным соревнованиям периодов .

К настоящему времени накоплен достаточно обширный опыт, позволяющий при построении годичного цикла рекомендовать учет следующих методических положений:

Соответствие направленности и объема применяемых нагрузок целям подготовки, адаптационным возможностям пловца, его текущему состоянию;

Концентрированное применение развивающих нагрузок избирательной направленности на отдельных этапах тренировочного процесса в соответствии с основными задачами и стратегией подготовки;

Разведение во времени акцентов интенсивных нагрузок, различных по преимущественному воздействию на те или иные стороны организма;

Выполнение на подготовительном этапе тренировки основного объема специфических упражнений на уровне анаэробного порога в сочетании с силовой подготовкой на суше как непременного условия перехода к концентрированным нагрузкам 3-4-5-й зон интенсивности на последующих этапах;

Постепенное увеличение на протяжении года (от микроцикла к макроциклу) объема развивающих нагрузок 4-й и 5-й зон для средневиков и спринтеров, нагрузок 3-й, 4-й и 5-й зон для стайеров при сохранении их соразмерности с объемами нагрузок 1-й и 2-й зон .

Выделяют два варианта организации во времени нагрузок одной преимущественной направленности: распределительный и сосредоточенный. Первый предполагает относительно равномерное размещение средств в рамках годичного цикла, второй - сосредоточение их на определенных этапах подготовки.

Исследования показали, что в тренировке спортсменов средней квалификации успех приносят оба варианта; для спортсменов высокой квалификации целесообразен второй вариант. Так, было обнаружено, что у спринтеров высокой квалификации распределение гликолитической работы в годичном цикле выразилось в увеличении объема тренировочной нагрузки, но не повысило ее эффективности. В то же время при сосредоточении объема гликолитической работы на определенных этапах был выполнен меньший объем нагрузки и достигнуты более значительные сдвиги в скоростной выносливости спортсменов.

Результаты специальных исследований показали, что сосредоточенный объем однонаправленной тренировочной нагрузки обеспечивает более глубокие функциональные изменения в организме и более существенный прогресс в уровне специальной подготовленности спортсмена.

Что касается общей стратегии построения тренировочной работы в макроцикле вообще и в подготовительном периоде в том числе, то к настоящему времени имеется целый ряд прогрессивных разработок, уже в определенной мере апробированных на практике, позволяющих существенно повысить эффективность тренировочного процесса .

По мнению ряда специалистов, повышение эффективности функциональной подготовки, большей частью в подготовительном периоде, может быть достигнуто за счет более рациональной организации тренирующих воздействий, учитывающей физиологические закономерности развития адаптации к физическим нагрузкам, длительность ее фаз, определенную этапность и последовательность мобилизации физиологических резервов организма и совершенствования его функциональных свойств .

В ряде работ отмечается, что тренировочный процесс - это не аддитивное образование, составляемое из набора микроциклов, комбинируемых в том или ином линейном сочетании, а монолитное целое. Целостность тренировочного процесса во времени обусловлена определенной протяженностью, фазовостью и гетерохронностыо развития

приспособительных реакций на уровне отдельных физиологических систем организма, а также объективной последовательностью, преемственностью и сопряженностью его морфофункциональ-ных перестроек при переходе от срочной адаптации к долговременной .

На основании экспериментальных данных можно сделать вывод о целесообразности в начале макроцикла, когда соревновательное упражнение выполняется на умеренной скорости, избирательной интенсификации режима работы двигательного аппарата средствами специальной физической подготовки, по воздействию направленными на те мышечные группы, которые преимущественно мобилизуются в условиях соревнований. После этого рекомендуется использовать в качестве интенсифицирующего фактора выполнение соревновательного упражнения на постепенно повышающейся скорости. Отмечается, что благодаря предварительной морфофункциональной подготовке двигательного аппарата и других физиологических систем организма это не приведет к его перенапряжению .

Указывается, что такая стратегия организации нагрузок в макроцикле обеспечивает повышение интенсивности тренировочного процесса в целом, осуществляемое с учетом адаптационной инертности отдельных систем организма и без ущерба для планомерного протекания процесса его адаптации к условиям конкретной спортивной деятельности.

Средства специальной физической подготовки должны, прежде всего, совершенствовать способность организма производить энергию, необходимую для эффективной работы мышц в том специфическом двигательном режиме, который преимущественно присущ данному виду спорта. Это выражается как в развитии мощности процессов, высвобождающих энергию для работы мышц, так и в увеличении емкости соответствующих энергетических источников.

Обозначенная структура тренирующих нагрузок в макроцикле предполагает в качестве необходимого условия согласованное во времени единство целенаправленного, концентрированного развития локальной мышечной выносливости (комплексного совершенствования окислительных и сократительных свойств мышц, выполняющих основную работу), планомерно-последовательного совершенствования функций сердца и сосудистой системы и постепенной интенсификации работы .

На основании вышеизложенных позиций

Ю. В. Верхошанский рассматривает тренировочный макроцикл как единство трех относительно самостоятельных этапов, объединенных определенной логикой последовательного и преемственного решения главной целевой задачи - подготовки спортсмена к соревнованиям.

Подготовительный этап (общеподготовительный этап подготовительного периода, в традиционной терминалогии) направлен на повышение моторного потенциала организма спортсмена как объективно необходимого условия успеха последующей работы над повышением скорости соревновательного упражнения. Повышение моторного потенциала спортсмена происходит в соответствии с определенными, детерминированными биологической природой организма, закономерностями его адаптации к напряженной мышечной деятельности и обеспечивается преимущественно средствами специальной физической подготовки.

Предсоревновательный этап (специально-подготовительный этап подготовительного периода) предусматривает овладение умением выполнять соревновательное упражнение на высокой скоро -сти (мощности усилий), вплоть до предельной. Для этого преимущественно используются нагрузки, моделирующие условия соревновательной деятельности.

Соревновательный этап (период) предполагает дальнейшее повышение до возможного предела скорости выполнения соревновательного упражнения и достижение к главным стартам высокой надежности соревновательного мастерства.

Логика последовательности и преемственности этих этапов такова: на подготовительном этапе обеспечивается морфофункциональная подготовка организма к специфическому скоростному режиму работы; на предсоревновательном этапе на базе предварительной морфофункциональной подготовки совершенствуется способность к выполнению спортивного упражнения на высокой скорости и создаются предпосылки для успешного участия в соревнованиях.

В рамках данной концепции организации тренирующих воздействий в макроцикле Ю. В. Вер-хошанский обозначает два основополагающих принципа - «суперпозиции нагрузок с различным тренирующим воздействием» и «антиглико-литической направленности» тренировки .

Принцип суперпозиции предусматривает последовательное наложение более интенсивных и более специфических тренирующих воздействий на адаптационные следы, оставленные в организме предыдущими нагрузками. В ходе трени-

ровки одни нагрузки постепенно заменяются другими, причем предыдущие нагрузки готовят функционально-морфологическую основу для эффективного воздействия на организм следующих, а последующие, решая свои специфические задачи, способствуют дальнейшему совершенствованию предыдущих адаптационных потребностей организма, но уже на более высоком уровне интенсивности его функционирования.

Принцип антигликолитической направленности тренировки предполагает такую целевую ориентацию процесса адаптации организма к скоростной работе, требующей выносливости, которая позволит свести к возможному минимуму привлечение гликолиза для ее энергообеспечения. Для этого сначала необходима фундаментальная подготовка организма к скоростному режиму работы: нагрузки должны быть направлены на увеличение объема полостей сердца и формирование периферических сосудистых реакций, совершенствование сократительных свойств мышц и улучшение окислительной способности медленных мышечных волокон типа I. Лишь после этого можно переходить к непосредственной работе над скоростью и повышением средней мощности работы организма на соревновательной дистанции (нагрузки, способствующие повышению мощности миокарда и буферных систем организма, совершенствованию окислительных свойств быстрых мышечных волокон типа II) .

Следует отметить, что данная стратегия организации нагрузок в макроцикле и принципиальные позиции, лежащие в ее основе, базируются на ряде положений, отражающих определенные закономерности повышения функциональной подготовленности и специальной работоспособности организма как интегративного ее выразителя.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что общее направление развития адаптации организма квалифицированных спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам разного характера зависит прежде всего от следующих функциональных свойств: скорости (интенсивности) развертывания физиологических реакций (кардиореспираторных и метаболизма), устойчивости, экономичности, мощности и способности к реализации, которые интегрируют в своих изменениях в процессе спортивной тренировки все ключевые морфофункциональные и метаболические сдвиги в организме спортсмена и составляют основу факторов функциональной подготовленности организма .

Отмечается определенная этапность в формировании структуры функциональной подготовленности спортсменов. В специальных исследованиях с участием спортсменов различного уровня квалификации было установлено, что физическая работоспособность, рассматриваемая в качестве интегративного показателя функциональной подготовленности, обусловливается на разных этапах многолетней подготовки спортсменов различными факторами. Изменение уровня специальной работоспособности обеспечивается обширным комплексом приспособительных перестроек, захватывающих все без исключения системы жизнеобеспечения организма. Темп их многолетнего функционального совершенствования и моменты ускоренного развития могут быть различными. Подобная гетерохронность адаптационных перестроек определяется рядом причин: преимущественным значением тех или иных функциональных систем в обеспечении специфической направленности долговременной адаптации, различной их реактивностью (или адаптационной инертностью) и, наконец, изменением роли той или иной функциональной системы на различных этапах становления спортивного мастерства .

В частности, в процессе многолетней адаптации происходит повышение уровня работоспособности, сопровождающееся снижением удельного веса развития мощности и подвижности на фоне повышения уровня устойчивости, экономичности и степени реализации возможностей функциональных систем . Было показано, что на начальном этапе многолетней адаптации физическая работоспособность в основном обусловливается высоким уровнем факторов, образующих категорию морфофункциональной мощности. На промежуточном этапе (спортивного совершенствования или углубленной специализации), наряду с факторами категории мощности, в обеспечении физической работоспособности достоверное значение приобретают факторы мобилизации или предельной мощности функционирования. В это же время подключаются факторы экономичности. На заключительном этапе многолетней подготовки (этапе высшего спортивного мастерства) ведущее значение уже имеют факторы экономичности при сохранении высокого уровня значимости факторов мобилизации . Это касается многолетней динамики рекрутирования функциональных резервов или категорий факторов - мощности, мобилизации и эффективности-экономичности.

Однако мы полагаем, что приблизительно та-

кая же этапность включения различных категорий функциональных свойств (факторов) наблюдается и в более короткие временные отрезки тренировочной работы, например, в годичном тренировочном цикле, и в частности на разных этапах подготовительного периода. Это предположение находит подтверждение в результатах экспериментальных исследований, где была показана определенная этапность формирования структуры функциональной подготовленности спортсменов, причем на нее не влияют особенности построения тренировки в макроцикле .

Более того, было показано, что, после того как направленность адаптационных процессов в организме в годичном цикле тренировки будет сориентирована на экономизацию функций, эффективность использования средств и методов для повышения уровня факторов мощности и подвижности будет существенно снижена .

Соответственно этому положению организация тренирующих воздействий различной направленности, подбор методов и средств, направленных на повышение функциональных возможностей юных квалифицированных пловцов, должна учитывать этапность развития свойств и формирование структуры функциональной подготовленности и предусматривать последовательное (этапное) воздействие на параметры функциональной мощности, затем функциональной мобилизации, устойчивости и экономизации.

Следует отметить, что в настоящее время повышение функциональной подготовленности спортсменов все чаще связывают с использованием различных внетренировочных средств, получивших общее название эргогенических, которые способствуют оптимальному развитию функциональных возможностей и целенаправленному и избирательному совершенствованию их структуры .

В последние годы особое внимание уделяют применению в тренировке дополнительных эрго-генических средств, которые стали важным компонентом тренировочного процесса. К числу медико-биологических средств, стимулирующих рост работоспособности, относятся различные фармакологические препараты, пищевые добав-ки-нутриенты, используемые в целях эргогени-ческой диететики, применяются естественная (в условиях среднегорья) и искусственная гипокси-ческая тренировка, различные методы воздействия на дыхательную функцию . Еще совсем недавно такие средства выступали как

отдельные дополнения к тренировочному процессу, а в настоящее время для высококвалифицированных спортсменов эргогенические средства включаются в единый комплексный план подготовки.

Все больше исследователей и практиков утверждаются во мнении, что в современных условиях в тренировочном процессе спортсменов следует использовать не только физические упражнения, разнообразно структурируя их в рамках тех или иных методов, но и в обязательном порядке, уже не как дополнительные, а как инте-гративные составляющие, применять средства целенаправленного воздействия на ключевые для определенной специфической спортивной деятельности функциональные процессы, свойства, функциональные системы.

Более того, использование дополнительных эргогенических средств становится в настоящее время необходимым элементом современных технологий тренировочного процесса в спорте и дальнейшее внедрение в практику спорта технологий использования эргогенических средств, несомненно, будет все больше сказываться на уровне обеспечения спортивной подготовки .

Использование дополнительных эргогениче-ских средств актуализировалось в виду того, что они позволяют в широком диапазоне целенаправленно модулировать функциональную нагрузку на организм и тем самым открывают новые возможности для целенаправленного управления процессом адаптации и ростом функциональных возможностей организма .

В связи с этим особо следует отметить, что современное спортивное плавание характеризуется тем, что пловцы уже в юном возрасте достигают значительных высот спортивного мастерства. Вследствие этого обстоятельства при плавании в тренировке юных пловцов проявляется необходимость постоянного повышения уровня функциональной подготовленности. Это, в свою очередь, неизбежно сопряжено с наращиванием объемов и повышением интенсивности тренировочных нагрузок, что может негативно сказаться на здоровье спортсменов, так как в детском и юношеском возрасте применение предельных по интенсивности физических нагрузок может отрицательно повлиять на развитие организма .

В связи с этим возникает проблема, обусловленная, с одной стороны, необходимостью интенсификации тренировочного процесса, а с другой - целью сохранения здоровья юных спортсменов. Таким образом, поиск компромисса ме-

жду щадящими режимами тренировочной работы и ее высокой эффективностью в настоящее время является острейшей проблемой юношеского плавания. Ее решение может быть найдено как в широком применении в тренировке юных квалифицированных пловцов разнообразных эрго-генических средств в сочетании с основными видами физических нагрузок, способными возбудить в организме спортсменов адаптационные перестройки, сопровождаемые ростом работоспособности .

При этом использование всего спектра эргоге-нических средств должно быть дифференцированным в зависимости от направленности физиологического воздействия эргогенических средств на стимуляцию срочного, отставленного и кумулятивного эффектов тренировки и оптимизацию восстановительных процессов . Должны быть учтены особенности воздействия различных эргогенических средств на организм спортсменов, находящихся на разных этапах многолетней тренировки; важно обеспечивать их дифференциацию в разные периоды тренировочного цикла и в соответствии со спецификой мышечной деятельности.

Следует особо остановиться именно на дифференцированном использовании эргогенических средств. Известно, что эргогенические средства стимулирования работоспособности в своих различных формах имеют как общие направления воздействия, так и определенные особенности . Эти особенности состоят в направленном воздействии тех или иных средств на определенные функциональные свойства, функциональные системы организма и механизмы его энергообеспечения.

В то же время на разных этапах многолетнего формирования адаптации организма к физическим нагрузкам перед тренировочным процессом стоят различные задачи, которые решаются дифференцированным подбором методов и основных традиционных средств - физических упражнений. В этом плане использование дополнительных эргогенических средств должно в обязательном порядке учитывать такие задачи, и их подбор должен осуществляться в соответствии как со стоящими перед тренировкой задачами, так и с основной направленностью воздействия эргоген-ных средств. Аналогично необходимо дифференцировать эргогенические средства в соответствии с задачами, решаемыми в определенном периоде тренировочного макроцикла, и даже на отдельных этапах таковых периодов.

Весьма важный тактический вопрос состоит в логике дифференцированного использования различных эргогенических средств в соответствии с определенными задачами процесса формирования специфической структуры функциональной подготовленности спортсменов различных специализаций. Более того, в силу широкого спектра воздействия на организм различных функциональных нагрузок, создаваемых определенными эрго-геническими средствами, возможно с их помощью формировать и специфическую структуру подготовленности у спортсменов в рамках одного вида спорта, например в футболе, в соответствии с различным игровым амплуа, или в плавании, в соответствии с определенной дистанцией.

Необходимо изначально учитывать и уровень функциональной подготовленности организма, что также определяет подбор средств. Разные средства в одних случаях весьма схожи по эффекту и глубине воздействия, в других - различаются самым кардинальным образом. Например, если предложить неподготовленному (неадаптированному) организму средства с большой глубиной воздействия, можно получить обратный эффект: срыв адаптации. Напротив, на спортсмена, отличающегося высоким уровнем функциональной готовности, средство с мягким характером воздействия может не оказать должного воздействия.

В заключение необходимо рассмотреть вопрос о конкретных видах эргогенических средств, которые, с одной стороны, обладали бы мощным воздействием, а с другой - были бы достаточно удобны в применении. В этом плане весьма широко эксплуатируются различные средства воздействия на дыхательную функцию, и в частности в тренировке пловцов . Среди таких средств, показавших свой эргогенический эффект, наиболее часто применяются самые разнообразные воздействия: начиная от широкого спектра различных дыхательных упражнений и заканчивая аппаратурными методами создания искусственной гипоксии .

Выбор дыхательной системы для этих целей отнюдь не случаен. Управляя параметрами дыхания, можно воздействовать на состояние внутренней среды, создавая оптимальные условия для развития адаптации, а также контролировать функциональное состояние организма .

Таким образом, необходимость решения проблемы повышения эффективности тренировочных воздействий и потребность практики в разработке новых методических подходов к наращиванию функциональных возможностей юных

квалифицированных пловцов обусловливает актуальность разработки технологии функциональной подготовки юных квалифицированных пловцов на разных этапах подготовительного периода, обеспечивающую этапность формирования функциональных свойств специальной работоспособности и интеграцию основных физических нагрузок и дополнительных эргогениче-ских средств.

Достижение этой цели должно осуществляться в рамках методики, оптимальной по структуре и содержанию тренирующих воздействий; учитывающей физиологические закономерности повышения функциональных возможностей организма; предусматривающей интенсификацию тренировки посредством повышения анаэробных возможностей на базе высокого уровня развития аэробной выносливости в комплексе с применением эргогенических средств, различных по характеру воздействия на те органы и системы организма, от которых требуется высокий функциональный уровень готовности.

Библиографический список

1. Авдиенко, В. Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании [Текст] / В. Б. Авдиенко, Т. М. Воеводина, В. Ю. Давыдов, В. А. Шубина. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.

2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

3. Верхошанский, Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле [Текст] / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 2. - С. 24-31.

4. Верхошанский, Ю. В. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам [Текст] / Ю. В. Верхошанский, А. А. Виру // Физиология человека. - 1987. - Т. 13. -№ 5. - С. 811-818.

5. Верхошанский, Ю. В. Система тренировки в беге на средние дистанции в годичном цикле [Текст] / Ю. В. Верхошанский, Е. Н. Залеев // Научно-спортивный вестник. - 1989. - № 6. - С. 3-8.

6. Волков, Н. И. Историографический анализ ре-

кордов в плавании [Текст] / Н. И. Волков, О. И. Попов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7.

7. Волков, Н. И. Перспективы биологии спорта в XXI веке [Текст] / Н. И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 14-18.

8. Врублевский, Е. П. Организация подготовки квалифицированных барьеристок (400 м) в годичном ЦИК-35 [Текст] / Е. П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 9. - С. 34-35.

9. Кашкин, А. А. Проблема формирования специальной подготовленности юных пловцов на этапе многолетней тренировки [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Кашкин. - М.: РГАФК, 2001. - С. 54.

10. Михайлов, В. В. Дыхание спортсмена [Текст] /

B. В. Михайлов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -100 с.

11. Мищенко, В. С. Функциональные возможности спортсменов [Текст] / В. С. Мищенко. - Киев: Здоровье, 1990. - 200 с.

12. Платонов, В. Н. Построение подготовки в течение года [Текст] / В. Н. Платонов, М. М. Шабир // Плавание. - Киев: Олимпийская литература, 2000. -

13. Солопов, И. Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека [Текст] / И. Н. Солопов. - Волгоград, 2004. - 220 с.

14. Солопов, И. Н. Функциональная подготовка спортсменов [Текст] / И. Н. Солопов, А. И. Шамардин.

Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.

15. Уильямс, М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки [Текст] / М. Уильямс. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 255 с.

16. Ченегин, В. М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций [Текст] / В. М. Ченегин. - Волгоград, 1991. - 68 с.

17. Шабир, М. М. Современная система годичной подготовки спортсменов высокой квалификации [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. М. Шабир.

Киев, 1988. - 32 с.

18. Эделев А. Проблемы и перспективы совершенствования тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции [Текст] / А. Эделев // Физ. воспитание студ. творч. спец. - 2002. - № 6. - С. 13-22.

1

В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма спортсмена. В современных условиях необходимость повышения эффективности тренировочного процесса обусловливает поиск новых технологий, обеспечивающих адекватную функциональную подготовку спортсменов, которая должна идти по двум основным направлениям – наращивание функциональных резервов и совершенствование механизмов функционирования и оптимизация функциональной подготовленности, обеспечение максимальной эффективности использования уже достигнутого уровня функциональных возможностей. Систематический дифференцированный контроль уровня физической работоспособности способствует повышению эффективности тренировочного процесса. Использование в качестве средства восстановления дозированного дыхания через ДМП оказывает достоверное положительное влияние на уровень физической работоспособности и скорость протекания восстановительных процессов.

спортсмены

тренировочный процесс

функциональная подготовка

1. Бальсевич В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 4. – С. 9–10.

2. Вазин А.Н., Сорокин А.П., Судаков К.В. Количественный анализ различных режимов интенсивной мышечной нагрузки // Успехи физиологических наук. – 1978. – Т. 9. – № 3. – С. 133–148.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.

4. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев: Здоровья, 1990. – 200 с.

5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584 с.

6. Солопов И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека: монография. – Волгоград, 2004. – 220 с.

7. Солопов И.Н., Горбанёва Е.П., Чёмов В.В., Шамардин А.А., Медведев Д.В., Камчатников А.Г. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов: монография. – Волгоград: ВГАФК, 2010. – 346 с.

8. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. – М., 1984. – 64 с.

9. Шамардин А.А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов: монография. – Волгогад, 2009. – 264 с.

10. Шамардин А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: монография. – Волгоград, 2000. – 276 с.

Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.

Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы ни манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек - живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же подверженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.

В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма спортсмена .

Каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы. Например, такое двигательное качество, как выносливость и все ее разновидности в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития основных механизмов энергообеспечения - анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в обеспечении работоспособности спортсмена будет определяться спецификой вида спорта, что будет определять «функциональную специализацию». Кроме того, функциональные возможности будут определяться такими параметрами, как «функциональные резервы» и способность их реализовывать - «функциональная мобилизация».

Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности . В этом плане наиболее точно и полно понятие «функциональная подготовленность» отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов - это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» .

Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В.С. Фоминым . Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.

В физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку. Вышеизложенное позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.

Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата . При этом обязательно следует помнить, что в каждом конкретном случае функция организма будет специфична.

Говоря об организации и реализации подготовки спортсменов, можно выделить два основных направления функциональной подготовки спортсменов:

1. Наращивание функциональных резервов и совершенствование механизмов функционирования. Как составные части этих процессов следует рассматривать и такие аспекты, как «функциональная экономизация», «функциональная специализация» и «функциональная мобилизация».

2. Оптимизация функциональной подготовленности, т.е. обеспечение максимальной эффективности использования уже имеющегося (достигнутого) уровня функциональных возможностей. При этом, как показали наши ранние исследования, такая оптимизация должна быть комплексной, затрагивать все основные стороны и управляющее звено процесса функциональной подготовки .

Иногда отождествляют функциональную и физическую подготовку (подготовленность). Следует отметить, что двигательный компонент функциональной подготовленности представляет собой не что иное, как физическую подготовленность .

Еще один компонент функциональной подготовленности - энергетический. Уровень развития основных механизмов энергообеспечения является основной и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует сказать, что и другие компоненты функциональной подготовленности (нейродинамический и психический) так или иначе увязаны с выполнением двигательного акта.

Отсюда вполне понятно, что все компоненты функциональной подготовленности в спорте развиваются практически единственным средством - мышечными нагрузками, определенным образом организованными в рамках специфической биомеханической структуры, т.е. физическими упражнениями.

Ю.В. Верхошанский отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации. В связи с этим, основное внимание в тренировочном процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента - физической подготовленности.

Однако следует помнить, что подготовка спортсмена должна ориентироваться на развитие и совершенствование именно тех функциональных резервов и процессов в организме, которые в основном обусловливают специфическую работоспособность. Несомненно, при использовании только физических упражнений все эти процессы совершенствуются как результат процесса адаптации к мышечной деятельности, физическим нагрузкам. Вместе с тем эффективность подготовки и самого процесса адаптации возможно существенно повысить при использовании целенаправленных, дополнительных средств воздействия на различные стороны функционирования организма.

В современных условиях это особенно актуально. В настоящее время объемы и интенсивность тренирующих нагрузок в спорте достигли критических величин, дальнейший рост которых существенно превышает ресурсы физиологических возможностей организма человека и лимитируется социальными факторами . В связи с этим весьма остро встает задача разработки новых технологий оптимизации процессов адаптации, поиска альтернативных подходов к использованию эффективных дополнительных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок и повысить эффективность специфической мышечной деятельности в спорте .

Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений.

Известно, что мышечные нагрузки способствуют закреплению в функциональных системах изменений, характеризующих адаптогенный эффект и обусловливающих направленную тренировку устойчивости организма к различным экстремальным воздействиям. Систематическое использование мышечных нагрузок является целенаправленным воздействием на организм, оптимизирующим деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и повышающим работоспособность . Вместе с тем эффективность адаптации к систематическим мышечным нагрузкам может быть значительно повышена за счет использования средств и методов целенаправленного совершенствования функциональных возможностей организма в целом, а также отдельных его систем, в частности, - дыхательной . Эти направленные воздействия на организм выступают в качестве дополнительного адаптогенного фактора и при использовании совместно с мышечными нагрузками существенно усиливают эффект их воздействия.

В качестве средств создания дополнительной нагрузки предлагается использовать следующие методы воздействия на дыхательную систему: дыхание через дополнительное «мертвое» пространство (ДМП), дыхание при повышенном резистивном и эластическом сопротивлении, произвольную гиповентиляцию. Эти воздействия усиливают влияние тренировочных нагрузок на организм, способствуют формированию более совершенных адаптационных механизмов .

Второй важнейший аспект функциональной подготовки спортсменов - оптимизация функциональной подготовленности - являлся объектом нашего пристального внимания в течение ряда лет.

На наш взгляд, условиями успешной оптимизации функциональной подготовленности спортсменов в первую очередь являются: уточнение необходимой направленности и повышение степени воздействия осваиваемых тренировочных нагрузок, целенаправленное ускорение восстановительных процессов, рационализация системы адекватного комплексного контроля.

Поскольку оптимизация функциональной подготовленности спортсменов прежде всего связана с совершенствованием управления тренировочным процессом, при программировании воздействий на организм обязательно должен учитываться весь спектр факторов, в той или иной мере влияющих на реальный и формируемый уровни физической работоспособности занимающихся. В частности, очень важным является учет таких факторов, как возраст, квалификация, период подготовки.

Мы исходим из того, что оптимальная динамика функциональной подготовленности может быть обеспечена только при наличии эффективной системы контроля, являющегося неотъемлемой частью процесса управления. При этом контроль и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющим. При организации комплексного контроля подготовленности спортсменов следует учитывать, что на различных этапах многолетней спортивной подготовки вклад в обеспечение работоспособности различных резервов организма неравнозначен.

Дифференцированный подход к диагностике физической работоспособности, обоснованное использование результатов контроля в последующем тренировочном процессе способствуют успешной оптимизации функциональной подготовленности спортсменов за счет повышения роли ведущих для определенного этапа подготовки факторов при подключении и активизации факторов более «высоких» категорий.

В результате проведенных экспериментов выяснилось, что дифференцированная в соответствии с этапом подготовки и ролью различных факторов в обеспечении физической работоспособности система комплексного контроля в совокупности со своевременной коррекцией структуры тренировочных нагрузок, акцентирование последних по линии «доминантных» для соответствующего этапа подготовки факторов вызывают существенный прогресс именно по актуальным направлениям и, как следствие, значительно эффективнее повышают уровень функциональной подготовленности спортсменов в целом, делают ее более сбалансированной.

Полученные результаты позволяют заключить, что систематический дифференцированный контроль уровня физической работоспособности способствует повышению эффективности тренировочного процесса, является действенным фактором оптимизации и рационализации подготовки спортсменов.

Результаты проведенных нами исследований по выяснению эффективности использования направленных влияний на дыхательную систему спортсменов позволяют полагать, что они повышают эффективность обычных тренировочных нагрузок. Применение этих средств способствует эффективности физической и функциональной подготовки, что выражается в существенном росте специальной физической подготовленности, физической работоспособности, аэробной производительности и в оптимизации состояния дыхательной системы .

Эксперименты убедительно показали, что целенаправленные воздействия на дыхательную функцию могут с успехом применяться в подготовке спортсменов. Это в определенной мере расширяет арсенал тренировочных средств и разнообразит тренировочный процесс, создавая дополнительный раздражитель. Появляется дополнительная возможность индивидуализировать подготовку спортсменов на основе направленного воздействия на отдельные стороны функциональной подготовленности, связанные со спецификой мышечной деятельности, например, в связи с определенным игровым амплуа футболистов.

Наряду с разработкой методов, усиливающих воздействие физических упражнений и повышающих интенсивность тренировочного процесса, необходимо совершенствовать и внедрять в практику подготовки спортсменов адекватную систему восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в остром периоде.

Весьма перспективным направлениями оптимизации восстановительных процессов может считаться дозированное вдыхание умеренно гипоксически-гиперкапнических газовых смесей. Так, показано, что кратковременное дыхание через ДМП ускоряет течение восстановительных процессов в остром периоде реституции.

Результаты экспериментов показали, что использование в качестве средства восстановления дозированного дыхания через ДМП оказывает достоверное положительное влияние на уровень физической работоспособности и скорость протекания восстановительных процессов, что является основой значительного роста показателей специальной физической подготовленности спортсменов .

Вышеизложенное позволяет заключить, что в современных условиях в тренировочном процессе спортсменов следует использовать не только физические упражнения, разнообразно структурируя их в рамках тех или иных методов, но и в обязательном порядке необходимо применять уже не как дополнительные, а как интегративно составляющие средства целенаправленного воздействия на ключевые для определенной специфической спортивной деятельности функциональные процессы, свойства, функциональные системы и организм в целом. Кроме того, совершенствование функциональной подготовленности спортсменов должно идти по пути ее комплексной целевой оптимизации. Безусловны необходимость и действенность учета закономерностей адаптации, дифференцирования нагрузок по направленности воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, этапа многолетней подготовки, дальнейшей рационализации системы восстановительных мероприятий, объективизации контроля динамики состояния спортсменов по ходу учебно-тренировочного процесса.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания, ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;

Золотарев А.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики футбола и регби, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар.

Работа поступила в редакцию 29.11.2013.

Библиографическая ссылка

Шамардин А.А., Солопов И.Н. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-13. – С. 2996-3000;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32952 (дата обращения: 18.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома