Беседа о лекарственных растениях со старшими дошкольниками. Конспект НОД в старшей группе. Лекарственные растения Беседа растения лечат

.
Задачи: - расширять и углублять знания детей о лекарственных растениях;
- развивать интерес и желание узнать больше о растениях;
- воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к природе.

Рациональное использование ресурсов

На территории нашей страны произрастает много растений, имеющих большую ценность для медицины и различных отраслей промышленности. Организации потребительской кооперации ежегодно заготавливают свыше 80 видов таких растений. Спрос на них постоянно растёт.
В связи с этим, важно при организации и проведении заготовок лекарственно-растительного сырья охранять существующие заросли от истощения, что происходит при неумеренной эксплуатации участков. Такой опасности подвергаются растения, которые пользуются большим спросом, медленно размножаются или заготавливаются до завершения вегетационного периода. Например, при сборе цветов липы нельзя обламывать крупные ветви, так как это приводит к резкому уменьшению продуктивности дерева. Заготовка коры с главного стебля калины, крушины приводит к засыханию дерева или кустарника. Большой опасности подвергаются растения и тогда, когда заготавливаются их корни и корневища (алтей, аралия, девясил, диоскорея ниппонская и другие).
Для того, чтобы обеспечить полное восстановление зарослей и использование участков на долгие годы, необходимо ежегодно чередовать участки сбора сырья и оставлять на каждом из них развитые растения. Практика показывает, что это наиболее распространённый способ ведения заготовок.
Представляю Вам несколько видов лекарственных растений.
Алтей лекарственный
Аллей – многолетнее, серовато-зелёное травянистое растение, достигающее до 1,5 м высоты с розоватыми цветками. Растёт по берегам рек и озёр, на лугах, в кустарниках . Встречается в южной полосе Европейской части нашей страны, на Кавказе и юге Западной Сибири.

Корни алтея выкапывают весной и осенью. В целях сохранения зарослей необходимо производить заготовки на одном и том же участке не чаще 1 раза в 3-4 года и оставлять до 30% молодых растений. Надземную часть растения и главный стержневой корень срезают и удаляют. Боковые корни, тщательно очищенные от земли, провяливают, острым ножом снимая с них верхнюю кору (кожицу). Толстые корни разрезают вдоль, длинные – поперёк, на кусочки до 35 см, а затем сушат на открытом воздухе, в печах или сушилках при температуре не свыше 40 градусах, так как при более высокой температуре они желтеют.

Корни богаты слизистыми веществами, крахмалом, сахарозой. Настой корней сделанный на холодной воде , обладает обволакивающим, отхаркивающим и противовоспалительным свойствами.

Его применяют при катарах, бронхитах, воспалении лёгких, желудочного тракта и мочевыводящих путей.

Бессмертник песчаный
Бессмертник песчаный (или цмин песчаный) – многолетнее растение высотой 15-30 см с шаровидными лимонно-жёлтыми цветочными корзинками. Широко распространён в степных районах Европейской части нашей страны, на Северном Кавказе и в Южной Сибири.
Собирают не вполне распустившиеся соцветия-корзинки (июнь-август). Соцветия срезают с остатком стебля не длиннее 1-2 см. На одном и том же массиве бессмертника сбор соцветий можно проводить до 3-4 раз по мере зацветания растений. Повторный сбор обычно проводят через 5-7 дней.

Нельзя срывать соцветия со стеблями, а тем более выдёргивать растения с корнями – это приводит к уничтожению зарослей . На одном и том же массиве сбор бессмертника можно проводить несколько лет подряд при условии сохранения на 1 кв. м зарослей 1-2 цветущих растений для обеспечения семенного возобновления.

Сушат в тёмном, хорошо проветриваемом помещении. Цветы сохраняют лимонно-жёлтый цвет и после сушки.

Бессмертник песчаный оказывает терапевтическое действие при заболеваниях печени, желчного пузыря и желудочных путей; стимулирует функцию желудка и поджелудочной железы, улучшает обмен веществ.
Препараты бессмертника назначают при гастрите, панкреатите.
Препараты бессмертника нельзя принимать более 3 месяцев подряд. Эта группа средств повышает кровяное давление, при гипертонии длительный приём противопоказан.

Горицвет (Адонис весенний)
Горицвет – многолетнее травянистое растение высотой до 40 см с крупными ярко-жёлтыми цветами. Цветёт в апреле-мае одновременно с появлением листьев. Встречается в разнотравных и злаковых степях, на полянах и по опушкам. Распространён в средней и южной полосе Европейской части нашей страны, на Северном Кавказе, в степной части Сибири до Красноярска .

Собирают траву в период цветения до осыпания плодов. Заготавливают горицвет, срезая растение серпом, секатором, ножницами или скашивая косой вместе с травой. Срезают горицвет выше коричневых чешуй, на высоте 5-10 см от поверхности почвы.

Нельзя выдёргивать растение с корнем, так как это ведёт к уничтожению зарослей, восстанавливающихся очень медленно. При заготовке часть кустов (на 100 кв. м – 1-2 хороших куста) следует оставлять несрезанными для обсеменения.
Сушат траву немедленно после сбора на открытом воздухе в тени, или в сушилках при температуре 50-60 градусов.
Горицвет широко распространён в народной медицине . В нём содержатся следующие вещества: анитоксин, сапонины и цимарин. Горицвет нормализует функцию сердца, а также это растение очень часто используют в качестве мочегонного средства.

Горицвет применяют при кашле, коликах, простуде и водянке. В качестве успокаивающего средства его используют при судорогах, лихорадке и боли в голове.

При помощи горицвета можно избавиться от одышки, отёков.

Горицвет считается панацеей от всех болезней. Именно поэтому его очень трудно найти, а некоторые и вообще не могут увидеть это растение.

Не забывайте, что горицвет является ядовитым растением!

Девясил высокий
Девясил – многолетнее дикорастущее травянистое растение высотой до 1-2 м. Растёт на влажных местах, поймах рек, на лесных полянах и опушках, среди зарослей кустарников, на вырубках, в разреженных лиственных лесах. Распространён в

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели. Формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах, способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению внешнего вида, места произрастания, пользе трав.

Ход занятия

Воспит. Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести: “Раз, два, три – страна трав нас в гости жди…” (Дети открывают глаза, перед ними дидактический материал по темам: “Травянистые растения”, “Лекарственные растения”). Итак, перед вами самые обычные травы. Иногда мы их не замечаем. А ведь они очень красивые, душистые и полезные. (Стук в дверь, входит гость).

Бабушка Лукерья. Никак гости у нас в лесу. Давайте знакомиться. Зовут меня Лукерья – травница. Трав я много знаю, о них вам с удовольствием расскажу. Недаром называют меня травница. А как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, я занимаюсь сбором трав, их очень много и они разные (рассматривание разных видов трав). Обратите внимание: у одних длинный гибкий стебель, увенченный соцветием, у других – листья широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих – цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки.

Ребята, как вы думаете, что такое трава? (ответы детей). Да, трава – это прежде всего растение с мягким, тонким стеблем. А если эти травы растут все вместе в лесу, на поляне, на лугу, то мы их называем красивым словом – разнотравье.

Давайте подумаем, в чем мы можем найти различия и сходство между травами и другими растениями – деревьями, кустарниками (ответы детей). А что можно сказать о возрасте трав и деревьев? (предположения детей). Деревья растут много лет, а травы живут недолго: многолетние до 5-ти лет, однолетние – один год. Вы наверное засиделись. Пройдёмся по моим владениям и я вам расскажу, где и какие травы растут. (Дети в ходе рассказа переходят от стенда к стенду).

Посмотрите, это луг. Мы видим золотые головки одуванчиков, розовые шапочки клевера. В поле, во ржи, видим васильки. Вот лесная опушка. Здесь мы видим иван-чай, ромашки. А возле дороги мы узнаём подорожник, лопух. На пустырях любят селиться пижма, крапива, ромашка.

Ребята, мне пора отправляться на сбор трав, но если вам интересно узнать о каждом растении, то мы с вами встретимся ещё не раз. А сейчас на память о нашей встрече, нарисуйте понравившийся цветок. (Рисование).

План-конспект беседы “Травы”

Цели. Продолжать знакомить детей с травянистыми растениями, местами их произрастания, рассказать о пользе, которую приносят травы животным и насекомым, учить устанавливать простейшие связи между объектами природы.

Ход занятия

Воспит. Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о травах, их строении и внешнем виде.

Да, трава – это небольшое растение, у которого есть корень, стебель, листья, цветы и семена.

А что вы знаете о возрасте трав? Где растёт трава? А сейчас посмотрите на плакат. Кого вы видите? (ответы детей). Это кузнечики, бабочки, жучки, муравьи, шмели. Как одним словом назвать этих обитателей лесов, лугов и полей? (насекомые).

Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых? (размышления детей). Что вы заметили на этом плакате? Изумрудного кузнечика ни за что не заметишь среди зелёных травинок. А бабочка, когда сложит свои крылышки, становится похожей на цветок. Под листком не видно и жучков. Насекомые могут скрываться в траве от зорких глаз птиц.

Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают насекомых в гости и щедро потчуют их сладким нектаром, спрятанным в глубине каждого цветка. Пчёлы, шмели и бабочки высасывают нектар прозрачными хоботками, словно пьют его через соломинку. И, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Так что же полезного дают травы насекомым? (приют и корм).

Физминутка “Кузнечики”

Дружат с травами и птицы. Какую роль в жизни птиц играет трава? (предположения детей) некоторые птицы вьют гнёзда в траве, например, жаворонок. А ещё птицы любят клевать семена трав.

Подумайте, кто из лесных зверей любит полакомиться душистыми травами? (можно загадать загадки). Верно, серенький зайчишка. Зимой зайцы объедают горькую кору молодых осин, а вот весной и летом зайцам в лесу раздолье – вдоволь свежих сочных трав.

Угощаться сочной травой любит и косолапый мишка. Если весной он находит лесную полянку со свежими ароматными травами, то с аппетитом поедает их. Словно он не медведь, а домашняя Бурёнка. Любят траву и лоси, и кабаны.

А теперь поговорим и о домашних животных. Кого можно встретить на лугах, когда зеленеет молодая травка? (ответы детей). Щиплют травку и козы, и овцы, пасутся на лугах коровы и стройные лошадки. Этих животных называют травоядными, потому что трава – их основной корм.

План-конспект беседы “Травы, которые лечат”

Цели. Продолжать знакомить детей с разнообразием трав; ввести в словарный запас понятии “целебные травы”; знакомить с местами их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.

Ход занятия

Бабушка Лукерья. Здравствуйте, мои дорогие. Очень рада вновь видеть вас у себя. Посмотрите, что я приготовила к нашей встрече (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).

Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”. Как вы понимаете эти слова? (размышления детей). Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны!

Как вы думаете, ребята, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? Или достаточно сорвать первые, попавшие на глаза растения? (ответы детей). Да, вы правы. Собирание лечебных, целебных трав целая наука. Меня ещё моя бабушка учила секретам сбора трав. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Итак, первое правило: нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью человека.

Второе правило: нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.

Теперь мы поговорим, где лучше собирать травы. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.

Посмотрите, какие лечебные травы я заготовила. Сейчас мы их рассмотрим, а в другой раз я расскажу вам отдельно о каждом сборе, его свойствах (дети рассматривают пучки разных трав).

Ребята, в заключении я хочу отметить, что травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье.

Я иду по цветущему лугу,
Высыхает на листьях роса.
Ветер травы качает упруго
И мне чудятся их голоса.
Они шепчут: “Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
До свиданья, друзья, до новых встреч.

План-конспект беседы “Подорожник”

Цели. Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства; местах, где произрастают растения; с особенностями его внешнего вида и строения; учить анализировать, делать несложные умозаключения.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Ребята, так сегодня спешила к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.

Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козлёнок пробежал,
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом,
А ему все нипочем.

И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

План-конспект беседы “Лопух” (репейник)

Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их внешним видом и целебными свойствами. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Рада встрече с вами. А сейчас я вам покажу одно растение. Я уверена, вы его узнаете. Вот, посмотрите (показывает). Что это за растение? (лопух). Да, обыкновенный лопух, который мы встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов. Давайте его рассмотрим. У лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками. А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух – медоносом.

Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

Правильно, колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

План-конспект беседы “Зверобой”

Цели. Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью; уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе, учить делать умозаключения.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, милые детишки. Я жду вас с нетерпением. Вам интересно узнать, с каким растением мы сегодня познакомимся? Тогда слушайте.

Цветок это дорогу окаймляет
Узкой, ярко-жёлтой полосой.
Сердце мое радует, пленяет,
Он своею солнечной красой.
Не догадались? Тогда ещё слушайте подсказку.
Выйду на дорогу полевую,
В воздухе разлит душистый зной.
Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я
Зверобоя венчик золотой.

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.

Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой, ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей0. Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Вот что говорят о зверобое:

Если расцвёл зверобой,
Значит лето в зените.
Тают в дали голубой
Тучек влажные нити.

Травянистое растение зверобой, растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

(Бабушка угощает детей чаем).

А сейчас предлагаю отгадать загадку и выучить её.
Золотист, красив на вид,
Для коров – ядовит. (зверобой)

План-конспект беседы “Василёк”

Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, уточнить внешний вид цветка, места его произрастания, целебные свойства.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, мои милые детишки. Сегодня мы познакомимся с очень полезным растением.

Ты скажи, полевой цветок, скажи,
Ты зачем, василёк, расцветаешь во ржи7

Из этих строк мы уже поняли, что в основном василёк растёт во ржи. Давайте внимательно рассмотрим этот цветок. У василька прямой, слегка опушённый волосками стебель, тёмно-зелёные листья с острыми зубчиками, цветок крупный, ярко-синий. Своим ярким цветом он выделяется в золотистых колосьях ржи и пшеницы, приятный аромат манит насекомых. Что вам, дети напоминает цвет василька? (цвет чистого неба, голубизны рек).

У василька полевого есть брат, василёк луговой. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом). Правильно, василёк луговой выделяется среди луговой травы яркими розовыми цветами. Его листья слегка удлинены и из-за мягких белесых волосков листья кажутся сребристо-седыми. Цветок лугового василька похож на узкую длинную трубочку. В цветах находится несколько порций пыльцы, которую и собирают насекомые. Когда насекомые касаются цветка, зубчики лепестков разгибаются и пыльца попадает к насекомому.

Васильки цветут долго – все три летних месяца. Но вот что интересно, к концу лета цвет васильков меняется: ярко-синий становится голубым, ярко-розовый – белеет. Это изменение очень понятно насекомым: в таких цветах почти нет мёда.

Цветок василька синего заготавливают в период полного цветения, а также собирают листья и семена. Розовые цветы василька собирают во время цветения, а его корни – поздней осенью.

Два вида этих васильков используют для изготовления настоев (измельчают и заваривают кипятком). Семена васильков и листья измельчают и прикладывают к ранам. Растение помогает понизить температуру, снимает боль, способствует заживлению ран.

Вот какой полезный цветок василёк.

План-конспект беседы “Вьюнок”

Цели. Продолжать знакомить детей с травами, имеющими целебные свойства, научить распознавать растение по внешнему виду, узнавать места его произрастания.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Ребята, уже много раз вы радовали меня тем, что отгадывали названия растений. И на это раз вы сможете сами догадаться, о каком растении пойдёт разговор.

Поднимаюсь я всё выше,
Выше сливы, выше вишни.
Сплошь ограды я увил
И цветы свои раскрыл.
Догадались? (вьюнок)

Это вьюн, вьюнок. Название цветка говорит само за себя. Это вьющаяся трава, его гибкие, тонкие стебли обвивают ограды, беседки, стволы деревьев и другие, рядом растущие травы.

Его гибкий стебелёк
На забор забраться мог.

В самом деле стебель вьюна похож на проволоку. Листья вьюна располагаются на стеблях по очереди, один за другим, они сужаются на концах, словно острые стрелки. В начале лета на гибких стеблях раскрываются крупные красивые цветы, похожие на колокольчики. Они окрашены в бело-розовый цвет.

В детстве мы звали вьюнок граммофончиком,
То розоваты его колокольчики,
То лиловаты, как аметист,
Дивный цветок и красив и душист.

А ещё, ребята, с издавна люди называли вьюнок “живыми часами”. Они всегда раскрываются в одно и тоже время, в 7-8 часов утра. А ещё вьюнок предсказывает погоду: цветы вьюна не раскрываются, если будет дождливая, пасмурная погода. Дона беда, если вьюн сильно оплетает садовые деревья и кустарники, то огородники огорчаются. Зато отваром из вьюна можно вылечить желудок и избавиться от бессонницы.

План-конспект беседы “Земляника”

Цели. Расширять знания детей о лекарственных растениях, учить описывать внешний вид; уточнить места произрастания и целебные свойства земляники. Развивать обоняние, мышление, активизировать речь детей.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, ребята. А я вас ждала. Ну-ка приготовьте свои носики, вдохните. Что вы почувствовали? (запах). А что он вам напоминает? (ответы детей). Да. Мои хорошие, пахнет вкусной, ароматной ягодой земляникой. Я из листиков и ягод заварила чай, потом вас угощу.

Доводилось ли вам собирать на полянке, прогретой солнышком, алые ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная).

Посмотрите на кустик земляники, что вы видите? (ответы детей). Невысокое травянистое растение, земляника, имеет стебель, листья, цветы (до созревания) и ягоды. Обратите внимание на побеги, они ползучие, длинные – это усы. Усы тянутся по земле и пускают корни. Посмотрите на листики, что они напоминают? (трилистник). Сверху листья светло – зеленые, внизу – серебристо – серые. В конце мая раскрываются цветы: пять белых лепестков окружают небольшое желтовато – серое сердечко. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок и потом, на месте этого сердечка появляется ягодка. Вот такие ягодки я засушила, а сейчас заварила для вас.

Земляника – самая ранняя ягода. Она растет на опушках, полянках, возле сосновых пней. Словно огоньки зажигаются ягодки в траве. Есть такая пословица: “ Ради земляники не раз земле поклонишься”. Объясните, как вы её понимаете? (ответы детей). Вспомните сказку В. Катаева “Кувшин и дудочка”. Действительно, непросто собирать эту вкусную и полезную ягоду.

Послушайте еще одну пословицу: “Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год”. Вот как в народе говорят про землянику. А почему? (ответы детей). Может быть кому – то из вас приходилось лечиться отварами и чаями из земляники? (ответы детей). Да, при болезнях горла, при простудах вас вылечит и порадует земляничный чай.

(Бабушка Лукерья угощает детей чаем). Угощайтесь. Приходите еще в гости.

Используемая литература

Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым, так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
- Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.


Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.


Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.


Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.


Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.


Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.


Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.


Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».


.
Берегите природу и здоровье.

Интегрированное НОД

Лекарственные травы

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задача:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Расширять знания детей о лекарственных растениях.

Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

С помощью эксперимента показать, что при заваривании лекарственных растений вода меняет свой цвет и вкус. Формировать представление о том, что вода при этом насыщается полезными веществами

Закреплять умение рисовать растения.

Активизировать речевой словарь по теме «Лекарственные растения».

РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, коммуникативность, умение обобщать.

Расширять кругозор.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ: развивать двигательную активность в игре, физкультминутках, формировать бережное отношение к своему здоровью, закреплять знания о ядовитых растениях.

Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений, салфетка, клеёнка, простой карандаш, гуашь, кисточки, баночки с водой, заготовки открыток, клей, атрибуты, необходимые для имитации леса, чаша и чайник.

Предварительная работа: рассматривание картинок о лекарственных растениях, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, заготовки: ромашки, клевера, одуванчика.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, оформленный под лесную поляну, на мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений.

В: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку. Отправимся на машинах. Итак, в путь! (Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу)

В: Вот остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать не будем, а пойдем пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. Посмотрите как красиво, ребята, давайте присядем на пенечки. Послушайте загадку:

«Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит.

Д: Лекарственные растения.

В: Правильно, посмотрите как много здесь красивых цветов, но я хочу рассказать, что цветами можно не только любоваться:

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками.

Пригласи своих друзей,

С зелеными ветками.

Они красивей и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Издавна люди заметил, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку и выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают силы и здоровья. Замечали и составляли специальные книги – «Травники».

Как вы думаете, что это такое?

Д: Книга, в которую записывали все о лекарственных растениях.

В: Правильно, «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали вид этого растения.

В наше время тоже есть такие книги, теперь они называются справочниками лекарственных растений.

Пойдемте посмотрим на нашу красивую полянку, сколько здесь разных цветов. Давайте соберем свой травник. Отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал,

И развеял этот шар.

Д: Одуванчик.

В: Правильно, посмотрите сюда, сколько здесь одуванчиков. А вы знаете что это нужное и полезное растение. Послушайте чем полезен одуванчик. В его листьях много витаминов, он повышает аппетит.

Для чего в лечебных целях используют одуванчик?

Д: Листья и корни одуванчика помогают при кашле.

В: Давайте их соберем в корзиночку. (Дети собирают одуванчики). Найдите одуванчик среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Угадайте о каком растении идет речь.

Гордо держит стебельки

Тонкой елочки листы.

На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

Д: Ромашка.

В: А давайте поиграем в игру «Собери ромашку».

(Дети делятся на две команды и собирают из лепестков ромашку).

Ребята, вы знаете какими свойствами обладает полевая ромашка.

Д: Ромашка лучший доктор при ангине, её настоем можно полоскать горло, ополаскивать волосы.

В: Найдите ромашку среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Про какое растение эта загадка:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Д: Крапива.

В: Кто найдет крапиву. Молодцы ребята, положим ее в наш Травник. А чем полезна крапива.

Д: В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

В: Все знают, что крапива лекарственное растение, но где же спрятаны таблетки и порошки. А таблетки и порошки спрятаны в листьях и стебле. Весной, когда витаминов мало из крапивы можно приготовить вкусные и полезные щи.

Давайте похлопаем себя по плечикам, рукам, ногам, представим, что крапива нас ужалила.

В: Кто угадает это растение?

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог.

Д: Подорожник.

Найдите это растение. Положим его в наш Травник. Кто догадался, почему это растение так называется.

Д: Потому что чаще всего он растет вдоль дорог.

В: Подорожник называют зеленым бинтом, почему?

Д: При порезах, ранках, ушибах поможет лист подорожника, его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

В: Следующая загадка:

Спроси теленка и барашка,

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой,

Зовут на вкус и цвет.

Д: Клевер.

В: Посмотрите на нашу полянку, найдите и соберите клевер в нашу корзиночку. (Дети собирают цветы).

Клевер – красивое ароматное растение, его любят и дети и пчелы, что лечат этим растением?

Д: Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Клевер помогает при простуде.

В: Положите это растение в наш Травник.

На доске остались еще картинки растений, вспомните как они называются.

(Дети называют растения).

Положим их в травник.

В: Молодцы ребята. Василек поможет снизить температуру, отваром душицы лечат горло, в плодах шиповника много витаминов «С», отвар из него укрепляет организм, придает силу, настой тысячелистника улучшает кровь, отвар из него используют для улучшения аппетита. Какой красивый ландыш, а вы знаете, что плоды ландыша и все растение ядовиты, но ядовитое растение помогает людям. Из ландыша делают капли от боли в сердце, но лечиться самостоятельно этим растением нельзя, только по назначению врача.

Молодцы ребята, вот у нас с вами и получился настоящий травник и мы его поставим в наш экологический уголок.

Слышится кашель. Входит Красная шапочка.

К.Ш.: Здравствуйте, дети. Я гуляла в лесу и простудилась. Помогите мне пожалуйста вылечиться.

В: Красная шапочка, а что у тебя болит?

К.Ш.: у меня болит горло и я кашляю.

В: Дети, давайте поможем вылечиться Красной шапочке. Ведь теперь у нас есть травник и вы знаете какое лекарственное растение от каких недугов поможет. Ну, ребята, из каких растений приготовим лекарство для Красной шапочки? (Можно из ромашки, клевера, одуванчика.)

(Эксперимент).

В: Красная шапочка, у нас с ребятами есть волшебный цветок, в нем собраны лекарственные травы, такие как ромашка, одуванчик, клевер, он настолько лечебный, как раз очень поможет тебе.

(Воспитатель заваривает траву в прозрачный чайник).

В: Посмотрите на наш лечебный чай, вода меняет свой цвет, цветок отдает свои целебные свойства воде и наш цветочек раскрывает свои лепестки. Этим отваром мы вылечим Красную шапочку.

(Физкультминутка «Цветки»).

Повторяйте за мной движения.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки. (Дети поднимают руки)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки. (Дети приседают)

Тихо засыпают, головой качают. (Дети качают головой)

(дети встают).

К.Ш.: Какие вы молодцы, я и не знала, что растения такие полезные, спасибо.

В: Красная шапочка, а наши ребята споют тебе песенку про лекарственные растения, чтобы ты знала какие травы от каких недугов лечат.

К.Ш.: До свидания, ребята, мне пора к моей бабушки, спасибо вам за помощь.

В: А теперь, ребята сядем в наши машины и поедем в наш любимый детский сад. Только не забудем наши цветы и наш Травник.

Вот мы и приехали, приглашаю в нашу мастерскую.

В: Мы говорили сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю сделать открытку с изображением лекарственных трав. Цветы мы привезли из лес, цветок наклеем на открытку, с помощью карандаша нарисуем стебель и листья и закрасим все гуашью. (Дети приступает к работе, звучит музыка).

Итог:

О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Самоварного чайку.

Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. Всех гостей мы угощаем ароматным чаем.

Приглашаем всех отведать ароматный чай из мяты и душицы.

(Дети дарят открытки гостям).

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома