Бренд -- это магический символ (система символов), передающий заинтересованной аудитории смысл того, что он отождествляет (лидера, организацию, изделие). Растет популярность самого понятия «бренд».
Значение настоящих брендов для развития предприятий-производителей в условиях современной жесточайшей рыночной конкуренции трудно переоценить. Бренды -- наиболее эффективный инструмент формирования потребительских предпочтений. Они заставляют потребителя выбирать товар среди множества подобных и равных по качеству и потребительским свойствам, а по ассоциациям -- мифам, социальным, ментальным и даже по некоторым духовным характеристикам, заложенными специалистами по брендингу.
Бренд периодического издания формируется в течение достаточно длительного времени. Он играет огромную роль в позиционировании издания, в расширении и укреплении его целевой аудитории. Будущий имидж издания закладывают уже в его модель, определяя систему публикаций, тематические рубрики и жанровые особенности.
Газета «Сельская жизнь»-- информационное издание о проблемах агропромышленного комплекса России. Газета предназначена для деловых людей, занятых в сфере сельского хозяйства, специалистов агропромышленного комплекса, жителей сел. Одна из старейших аграрных газет мира. Сегодня «Сельская жизнь» остается самой массовой аграрной газетой.
Цель курсовой работы - исследовать бренд периодического издания на примере газеты «Сельская жизнь».
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
l Раскрыть имидж и бренд периодического издания;
l Изучить дизайн периодического издания;
l Рассмотреть техническую базу периодического издания;
l Исследовать историю формирования бренда газеты «Сельская жизнь»;
l Рассмотреть программу продвижения бренда газеты «Сельская жизнь».
Объектом исследования в данной курсовой работе является газета «Сельская жизнь».
Предметом исследования является коммуникативная программа создания и продвижения бренда газеты.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых А.М. Галаева, А.М. Година, Б. Ванэкена, С.Б. Пашутина, Ф. Котлера и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изменения ситуации на информационном рынке ставят редакционного менеджера перед необходимостью быстрого реагирования на них, используя данные маркетинга, изучения состояния целевой аудитории, и ее реакции на имидж его периодического издания.
Имидж (англ,image-образ, изображение) - образ газеты, телерадиопрограммы, информационного вестника, устойчивое представление, которое складывается у пользователя их информацией о периодическом издании: его характере, позиции и взглядах, особенностях содержания, оформления и других признаках и чертах. В какой-то мере оно сходно с привычным для нас понятием «лицо» газеты или другого издания, которое давало представление не только об его внешнем облике, но и о содержательных особенностях.
Имидж периодического издания формируется в течение достаточно длительного времени. Он играет огромную роль в позиционировании издания, в расширении и укреплении его целевой аудитории. Газета «Известия» привлекает читателей своим устоявшимся имиджем высокопрофессионального объективного качественного издания. У «Московского комсомольца» иной, но столь же прочный имидж газеты, падкой на дешевые сенсации, не заботящейся о правдивости своей информации. Но этот имидж привлекает к ней обширную аудиторию невзыскательных читателей.
Имидж издания имеет большое значение для обеспечения его конкурентоспособности. Его трудно создать, но легко исказить и даже потерять, оттолкнув тем самым значительную часть аудитории.
Для формирования определенного имиджа газеты или программы важны все их характеристики, все стороны. Определенную роль играет и человеческий фактор - известность, популярность, своеобразный личный имидж журналистов, выступающих на страницах печатного издания или в эфире. Популярность телепрограммы «Намедни» на канале НТВ в немалой степени связана с личным имиджем ведущего этой программы Л. Парфенова, так же как газета «Известия» ранее привлекала многих читателей именами своих международных обозревателей А. Бовина и С. Кондрашова.
Будущий имидж издания закладывают уже в его модель, определяя систему публикаций, тематические рубрики и жанровые особенности. Если, например, деловое издание - газета или телепрограмма - не будет регулярно публиковать под соответствующими рубриками статистические данные: котировку валют, информацию о состоянии товарных рынков и т.п., его имидж лишь оттолкнет большую часть аудитории, на которую оно было рассчитано. Не меньшее значение имеет и соотношение между новостями и аналитическими, проблемными выступлениями издания. Имиджи вечерних и утренних газет различаются, в частности, тем, что в «вечерках» всегда преобладают небольшие новостные материалы.
В какой-то мере имидж издания зависит и от организации его материалов, их подачи на полосах и в эфире. Сумбур, беспорядок в организации материалов мешает пользователю информации, затрудняет нахождение того, что отвечает его интересам. Не находя этого, он отбросит газету или выключит телевизор. Лишь организовав информацию в соответствии с композиционной моделью издания, систематизировав ее, выделив главное и выстроив материалы в известном читателю или телезрителю и привычном для них порядке, можно рассчитывать на их внимание.
На информационном рынке иногда используют и другой, более широкий термин -бренд(от англ.brand- фирменная марка, сорт), объединяющий понятия имиджа периодического издания и его торговой марки. В понятие бренда входят характеристики типа издания, его уровня и качественности, нацеленности на определенную аудиторию.
Современным журналистам приходится просеивать тысячи писем с бесцельными презентациями от PR-отделов и руководителей компаний, считающих, что читатели будут в восторге от разработанного ими очередного обновления №348921.
Но читателям все равно. А эту «новость» лучше использовать при создании маркетинговой e-mail рассылки или сделать из нее запись в корпоративном блоге. Журналист же просто не захочет выдавать такое мелкое сообщение, если только это - не часть большой разработки и не предвестник настоящего переворота в технологиях.
Взрывной рост цифровых технологий не только изменил модель потребления информации, но также перекроил модели взаимодействия СМИ с коммерческими организациями.
Ключевым фактором в постоянно меняющихся отношениях между брендами и СМИ стало сокращение числа журналистов, пишущих о бизнесе. Только за последний год значительно выросло количество компаний, которые нанимают в штат профессиональных журналистов - для работы в корпоративных изданиях. Так, наняла репортеров New York Times Дэвида Пога и Кэти Курик, укрепив тем самым свои позиции как медиакомпании. Компании Dell и SAP за последние несколько лет создали собственные новостные редакции, которые возглавили «управляющий редактор» и «глава бренд-журналистики», соответственно.
PR-индустрия, в свою очередь, тоже претерпевает изменения. Целевых СМИ становится все меньше, но зато возросли возможности самостоятельной публикации, поэтому работа пиарщиков сводится к созданию более креативного контента, в котором отражаются ценности компании, ее положение на рынке и инновационные идеи. И лишь потом PR-служба начинает устанавливать контакты с профильными или обычными СМИ.
Другими словами, освещение деятельности компании становится общей задачей журналистов, представителей бренда и PR-служб.
Крупные и мелкие компании по-разному выстраивают свои отношения с бренд-журналистикой. Попробуем разобраться, что это за явление и как оно соотносится с традиционной журналистикой.
В приличном обществе не принято хвалить себя и свои достижения. То же самое можно сказать и о стратегии бренд-маркетинга. Стефани Луси, бывший корреспондент журналов PC Magazine и Fortune, ныне управляющий редактор в Dell Global Communications, говорит: «Собственный новостной сайт нужно запускать не для того, чтобы кричать на всех углах о себе любимом. Можно, конечно, попробовать, но поверьте моему опыту: аудитория проголосует ногами. Это то же самое, что и в живом общении. Разве нам нравится проводить время с человеком, который все время говорит о себе? Напротив, нам интересно с теми, кто сообщает нам что-то новое, говорит о том, что волнует нас. На сайте Tech Page One мы предоставляем контент в качестве услуги для тех, кто интересуется продуктами компании Dell».
Другими словами, контент корпоративного издания - это инструмент взаимодействия с клиентами.
«Контент может оживить бездушную корпорацию в глазах потребителей. Благодаря правильно написанной публикации ваш бренд обретет лицо и голос, а читатели увидят людей, стоящих за компанией, поймут их ценности и идеалы», - говорит Луси.
Кто лучше всего подходит на роль рассказчика истории бренда? Возможно, именно в этом состоит предназначение бренд-журналистики.
Имея в своем распоряжении тысячи квалифицированных сотрудников, руководство компании SAP провело отбор в специальную группу «послов бренда» - специалистов, уполномоченных выступать с заявлениями от лица всей компании и высказывать ее официальную позицию.
«Я запустил сайт Business Trends три года назад, - говорит глава бренд-журналистики SAP Тим Кларк. - Сайт представляет собой открытую платформу, на которой любой сотрудник компании может писать на любые «не технические» темы. Среди наших постоянных авторов – представители высшего руководства компании, включая генерального директора Билла МакДермота. Мы отбираем лучшие материалы для нашего сайта Forbes SAPVoice».
Бренды стали издавать свои СМИ. Без комментариев.
«Не нужно писать официальные доклады», - советует Тим Кларк, который тратит немалые усилия на то, чтобы контент компании SAP выглядел не как цитата из экспертного доклада, но скорее как «рассказ о собственном опыте».
В условиях все возрастающего информационного разнообразия выигрывают те компании, которые могут отобрать и представить сведения, полезные именно для их клиентов.
Серийный предприниматель Идо Леффлер, сооснователь брендов Yoobi и Yes To, делится своим мнением по поводу важности корпоративных СМИ в деле взаимодействия с клиентами: «Наша обязанность - докричаться сквозь информационный шум до наших клиентов, нашей целевой аудитории. Это требует искреннего энтузиазма. Мы пишем истории, основанные на наших базовых ценностях, что позволяет нам быть впереди конкурентов и обращаться к каждому клиенту».
Важным аспектом деятельности бренд-журналистики является объединение усилий разных направлений компании - PR, рекламы, отдела продаж. Если у компании разработана единая медиастратегия, основанная на интересном и убедительном контенте, то этот контент можно с успехом использовать во всех других направлениях - например, в связях с общественностью и маркетинге.
«Единый контент может стать основой переговорных шаблонов для сотрудников отдела продаж, текстовым ядром для корпоративного сайта, и тем самым сэкономить немало денег. Ведь, как показывают исследования, входящий маркетинг может достигать тех же результатов, что и исходящий, но за меньшие деньги», - говорит Стефани Луси.
Она также предупреждает, что создать собственную медиаплатформу недостаточно: «Нельзя создать новостной сайт и забыть о нем. С медиаплатформой нужно работать постоянно: пополнять, обновлять, продвигать, сделать ее частью информационной политики компании. Тогда ресурс будет работать и приносить пользу и читателей».
Фрагмент для ознакомления
Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение образования
образования
&";Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет&";
факультет Гуманитарных наук
Кафедра связей с общественностью и массовых коммуникаций
по дисциплине: &";История национальной журналистики&";
Тема: Журналистика и культ личности Сталина,
Специальность 030602 - связи с общественностью
Боровская Я., группа 6075
Профессор:
ст. преп. кафедры и С МК Суворова М. В.
Санкт-Петербург 2009
Введение
Культ личности Сталина в контексте истории
Образ Сталина на страницах советских периодических
Вывод
Список литературы
работа &";Журналистика и культ личности&"; посвящен рассмотрению и изучению развития журналистики в условиях культа личности Сталина.
Будем считать, что культ личности Сталина был довольно разработана технология влияния на общественное сознание, следовательно, проблема: разработки темы заключается в исследовании и демонстрации успешного использования культа личности внутри страны. Мы считаем эту проблему достойным объектом для изучения современными специалистами, так как в настоящее время отсутствует выстроенность и в идеологии государства, и в системе ценностей, и в их продвижение.
Научная новизна и актуальность исследования заключаются в том, что мы предлагаем взглянуть на культ личности Сталина именно с точки зрения эффективности, более сильное влияние на сознание людей, его способность объединить людей в сообщество, необходимых государству. Разработка этой проблемы, с углублением в сторону идеологии, может явиться продолжением данного исследования.
Таким образом, в результате сложившейся ситуации в сфере идеологии, при наличии практической нерешенности вопросов функционирования культа личности, целью диссертации является анализ текстов газетных публикаций на предмет выявления культа личности Сталина. Для достижения цели необходимо решить следующие
Brand Journalism (бренд-журналистика) – феномен, в котором, на первый взгляд, нет ничего нового. СМИ, которые принадлежат компании в России фигурируют под термином «корпоративные медиа», а в западной практике — owned media. Вот только разница в том, что owned media могут быть не только газеты и журналы компании, но и youtube-канал, блог и соцсети компании, подкаст, тематический сайт-спецпроект – словом, всё, что может распространять контент компании и о компании. Корпоративные СМИ тут, конечно, слегка ограничены законами жанра. Так как же всё это вяжется с новомодным трендом бренд-журналистики? Разбираемся на .
Бренд-журналистика — это попытка «помирить» журналистику, PR и контент-маркетинг. По форме это журналистский материал: интервью, репортажи, колонки, познавательные статьи. По содержанию бренд-журналистика – это контент-маркетинг, т.к. привлекает внимание к компании создаваемым на её ресурсе контентом, посвященным отрасли. А задачи бренд-журналистика решает из области PR: создание и поддержание управляемого имиджа, создание ценностей среди определенной ЦА, лояльность, создание комьюнити.
Зачем всё это нужно брендам? Кажется, контент-маркетинг уже ответил на этот вопрос: для поддержания статуса эксперта и создания ментальных и эмоциональных связей с клиентом. Но бренд-журналистика в этом смысле идёт немного дальше: она создаёт контент не столько о компании, сколько для человека.
В США выделяют четыре основных модели бренд-журналистики. Попробуем рассмотреть их на реальных примерах.
Если вы достаточно большая компания с раскрученным именем, то эта модель для вас подходит больше всего. В медиа, создаваемых по этой модели, основной контент вертится вокруг компании. Вы рассказываете о своей внутренней кухне, новинках, продуктах, оригинальных способах их использования и всего в таком духе. В этой модели вы не пытаетесь что-либо продать своим контентом – эта задача для вас уже давно решена.
Компания General Electric создала ресурс GE Reports (https://www.gereports.com), в котором рассказывает о своих инновациях и людях, работающих в компании. Заправляет всем этим делом бывший репортер Forbes Томас Кельнер. Материалы ресурса часто перепечатывают популярные блоги и традиционные СМИ, поэтому такой подход позволяет GE повышать узнаваемость своего бренда.
Эта модель отличается от предыдущей тем, что вы пишите не столько о своем бренде, сколько об индустрии в целом. В узкоспециализированных бизнесах, как правило, не достаточно отраслевых СМИ – рынок слишком узок и мал для появления на нём традиционного СМИ – журнала или онлайн-ресурса. Но компании, которые часто считаются одними из пионеров рынка, часто берут на себя бремя поиска информации о рынке.
Компания Intel в 2010 году запустила ресурс Intel Free Press, где рассказывает не только о себе, но и о технологиях вообще.
«Мы пишем не только для бренда, но и для других журналистов, которые ищут новые темы для публикаций. Если наша заметка становится вдохновением для журналиста традиционного издания, это самый лучший результат для нас», – говорит Билл Калдер, редактор Intel Free Press.
По этому же пути пошли российские дистрибьюторы вин и других алкогольных напитков Simple, создавая Simple Wine News (https://www.simplewinenews.ru) – чуть ли не единственное в стране СМИ о производстве, дегустации и продаже вин. Simple Wine News впервые вышел в декабре 2005 года, и с тех пор у завоевал отечественных и зарубежных специалистов устойчивую репутацию ведущего эногастрономического издания России. Что примечательно, Simple — это в большой степени бизнес в области B2B, хотя часто (и ошибочно) считается, что создание корпоративных СМИ для клиентов – прерогатива компаний, работающих на массовый рынок.
В бренд-журналистике не обязательно писать только о своей компании. И даже об индустрии. Вы можете сделать свой сайт-агрегатор лучших материалов с разных ресурсов для специфической аудитории и иногда баловать читателей уникальными материалами. Так сделал Adobe.
Прославившись как разработчик программ Photoshop и InDesign, Adobe однажды решил разработать специальную программу для маркетологов – Adobe Marketing Cloud (AMC). На рынке аналитики маркетинговых данных, конечно, их никто не ждал. Поэтому Adobe активно занялся прокачиваением своего авторитета среди маркетологов, создавая кучу обучающего контента и сделав ресурс CMO (https://www.cmo.com), собирающий информацию с разных ресурсов (более 150 источников, среди которых Wired, Mashable и Advertising Age). Чтобы отличаться от других ресурсов про маркетинг, Adobe решил собирать только самую важную информацию о трендах, ориентируясь не столько на рядовых маркетологов, сколько на начальников департаментов маркетинга.
Самый простой и освоенный способ в России – это создание лидогенерирующего контента. Чаще всего, это блоги на сайтах компаний. По этому пути пошёл аналитический сервис HubSpot , который создал целую сеть тематических блогов о маркетинге, продажах, агентском бизнесе, веб-дизайне и многом другом.
Бренд-журналистика является важным трендом в современном PR. Конечно, издательская деятельность для многих компаний остаётся невозможной по причине её дороговизны. Однако четвертую модель легко может освоить даже штатный маркетолог, который умеет хорошо писать и интересуется новшествами в своей отрасли. Результаты хоть и заставят себя подождать, однако принесут довольных потенциальных клиентов. Поэтому выбор, как всегда, за вами!
В Journal of Food Science "Replication Improves Sorting-Task Results Analyzed by DISTATIS in a Consumer Study of American Bourbon and Rye Whiskeys".
Единственным отличием ржаного виски от бурбона является сырье для солода — оно должно содержать более 50 процентов ржи или кукурузы соответственно. Сотрудники Университета Дрексела в Филадельфии с коллегами предложили 21 добровольцу понюхать 10 немаркированных сортов виски:
После этого ученые провели статистический анализ результатов методами MDS (многомерной шкалы) и DISTATIS (анализ множественных дистанционных матриц). Выяснилось, что состав сырья не имел значения при группировке виски, несмотря на придаваемое ему ценителями значение .
Наиболее важными факторами при сортировке оказались:
"Это первое опубликованное свидетельство того, что состав солода не обусловливает сенсорные характеристики американского виски: ржаные и бурбоны, хотя относятся по стандарту к разным видам напитков, неотличимы для потребителей" , — пишут исследователи. Они также подчеркнули, что при повторном анализе вкусовых предпочтений метод DISTATIS продемонстрировал значительно большую стабильность результатов по сравнению с MDS и, следовательно, предпочтителен при подобного рода исследованиях.
P.S. Хочется понять, как они умудрились спутать бурбон и ржаной виски? Как? Теперь надо проводить свой эксперимент.
Не претендую на объективность, просто мысли вслух по поводу трендов, которые я замечаю вокруг себя.
Как-то с легкостью я набрал 20 пунктов. И даже ни словом не обмолвился про машин лернинг, биг дейта и блокчейн. А какие тренды видите вы?
З.Ы. Селфипалка. Никак не могу решить это дилемму. Пользоваться селфипалкой - это еще стыдно или уже нет?
Глобальное мотивационное сектантство реально захватило мир. Оно плод от плода главенствующего ныне спроса на позитивное мышление - плоского проявления одномерного проектного сознания, главный девиз которого: "Ты сможешь!". Как в случае с Вуйчичем, так и в случае с сектантами от высоких технологий Джобсом и Маском тезис "Ты сможешь!" в сути означает: ты сможешь заработать как я. Образ финансового прорыва как главного условия осуществления человека - самый подлый пример обращения с человеческой природой. Профессор философии Константин Андреевич Сергеев великолепно рассмотрел это на примере американского проектного мышления:
"Идея для американца - это не идея в платоновском смысле, и не идея того, за что можно прожить или даже отдать жизнь, идея для него, прежде всего, - идея того как заработать."
Сотни тысяч проповедников от бизнеса, добрых пасторов капитализма, разномастных сектантов, мотивационных идеологов взыскуют не человека в его высоком, призывают не к осуществлению лучшего в тебе, они просто тупо подсказывают одно - КАК ОБНАЛИЧИТЬ ДУХ.
Распродажа человеческого в человеке - главная примета и порча нашей эпохи. Это главная примета капиталистического миропорядка, и, конечно, наша тюрьма. Прорваться из заточения смогут не многие. Шанс есть в юности, позже шансов почти нет.
Но человеку постмодерна не стоит огорчаться, мудрые старцы с Уолл Стрит написали миру Библию из двух слов. Читай. Молись: "Ты сможешь!"