Участники отношений на финансовых рынках. Финансовые рынки. Регулирование финансового рынка

На финансовом рынке действуют различные участники, функции которых определяются целями их деятельности и степенью участия в совершении отдельных сделок. Состав основных участников финансового рынка дифференцируется в зависимости от форм осуществления сделок, которые подразделяются на прямые и опосредствованные.

С учетом принципиальных форм заключения сделок на финансовом рынке основные его участники подразделяются на две группы:

Ш продавцы и покупатели финан совых инструментов (услуг);

Ш финансовые посредники.

Кроме основных участников финансового рынка, принимающих непосредственное участие в осуществлении сделок, к составу его субъектов относятся многочисленные участники, осуществляющие вспомогательные функции (функции обслуживания основных участников финансового рынка; функции обслуживания отдельных операций на финансовом рынке и т.п.).

Продавцы и покупатели финансовых инструментов (услуг)

Составляют группу прямых участников финансового рынка, осуществляющих на нем основные функции по проведению финансовых операций. Состав основных видов этой группы участников финансового рынка в значительной степени определяется характером обращающихся на нем финансовых активов (инструментов, услуг).

1. На кредитном рынке основными видами прямых участников финансовых операций являются:

Ш Кредиторы. Они характеризуют субъектов финансового рынка, предоставляющих ссуду во временное пользование за определенный процент. Основной функцией кредиторов является продажа денежных активов (как собственных, так и заемных) для удовлетворения разнообразных потребностей ссудополучателей в финансовых ресурсах. Кредиторами на финансовом рынке могут выступать: государство (осуществляя целевое кредитование предприятий за счет средств общегосударственного и местных бюджетов, а также государственных целевых внебюджетных фондов); коммерческие банки, осуществляющие наибольший объем и широкий спектр кредитных операций; небанковские кредитно-финансовые учреждения.

Ш Заемщики. Они характеризуют субъектов финансового рынка, получающих ссуды от кредиторов под определенные гарантии их возврата и за определенную плату в форме процента. Основными заемщиками денежных активов на финансовом рынке выступают государство (получая кредиты от международных финансовых организаций и банков), коммерческие банки (получающие кредиты на межбанковском кредитном рынке), предприятия (для удовлетворения потребностей в денежных активах в целях пополнения оборотных средств и формирования инвестиционных ресурсов); население (в форме потребительского финансового кредита, используемого в инвестиционных целях).

2. На рынке ценных бумаг основными видами прямых участников финансовых операций являются:

Ш Эмитенты. Они характеризуют субъектов финансового рынка, привлекающих необходимые финансовые ресурсы за счет выпуска (эмиссии) ценных бумаг. На финансовом рынке эмитенты выступают исключительно в роли продавца ценных бумаг с обязательством выполнять все требования, вытекающие из условий их выпуска. Эмитентами ценных бумаг являются государство (исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления), а также разнообразные юридические лица, созданные, как правило, в форме акционерных обществ. Кроме того, на национальном финансовом рынке могут обращаться ценные бумаги, эмитиров анные нерезидентами.

Ш Инвесторы. Они характеризуют субъектов финансового рынка, вкладывающих свои денежные средства в разнообразные виды ценных бумаг с целью получения дохода. Этот доход формируется за счет получения инвесторами процентов, дивидендов и прироста курсовой стоимости ценных бумаг. Инвесторы, осуществляющие свою деятельность на финансовом рынке, классифицируются по ряду признаков: по своему статусу они подразделяются на индивидуальных (отдельные предприятия, физические лица) и институциональных инвесторов (представленных различными финансово-инвестиционными институтами); по целям инвестирования выделяют стратегических (приобретающих контрольный пакет акций для осуществления стратегического управления предприятием) и портфельных инвесторов (приобретающих отдельные виды ценных бумаг исключительно в целях получения дохода); по принадлежности к резидентам на национальном финансовом рынке различают отечественных и иностранных инвесторов.

3. На валютном рынке основными видами участников финансовых операций являются:

Ш Продавцы валюты. Основными продавцами валюты выступают: государство (реализующее на рынке через уполномоченные органы часть валютных резервов); коммерческие банки (имеющие лицензию на осуществление валютных операций); предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность (реализующие на рынке свою валютную выручку за экспортируемую продукцию); физические лица (реализующие имеющуюся у них валюту через се ть обменных валютных пунктов).

Ш Покупатели валюты. Основными покупателями валюты являются те же субъекты, что и ее продавцы.

4. На страховом рынке основными видами прямых участников финансовых операций выступают:

Ш Страховщики. Они характеризуют субъектов финансового рынка, реализующих различные виды страховых услуг (страховых продуктов). Основной функцией страховщиков на финансовом рынке является осуществление всех видов и форм страхования путем принятия на себя за определенную плату разнообразных видов рисков с обязательством возместить субъекту страхования убытки при наступлении страхового события. Основными страховщиками являются: страховые фирмы и компании отрытого типа (предоставляющие страховые услуги всем категориям субъектов страхования); кэптивные страховые фирмы и компании-- дочерняя компания в составе холдинговой компании (финансово-промышленной группы), созданная с целью страхования преимущественно субъектов хозяйствования, входящих в ее состав (совпадение стратегических экономических интересов страховщика и его клиентов в этом случае создает широкие финансовые возможности для эффективного использования страховых платежей); компании по перестрахованию риска (перестраховщики), принимающие часть (или всю сумму) риска от других страховых компаний (основной целью операций перестрахования является дробление крупных рисков для сокращения сумм возмещаемого убытка первичным страховщиком при на ступлении страхового события).

Ш Страхователи. Они характеризуют субъектов финансового рынка, покупающих страховые услуги у страховых компаний и фирм с целью минимизации своих финансовых потерь при наступлении страхового события. Страхователями выступают как юридические, так и физические лица.

5. На рынке золота (и других драгоценных металлов) основными видами прямых участников финансовых операций являются:

Ш Продавцы золота (и других драгоценных металлов). В качестве таких продавцов могут выступать: государство (реализующее часть своего золотого запаса); коммерческие банки (реализующие часть своих золотых авуаров); юридические и физические лица (при необходимости реинвестирования средств, ранее вложенных в этот вид активов (средств тезаврации)). Состав продавцов этого рынка требует в нашей стране соответствующего нормативно-правового регулирования, связанного с функционированием этого рынка.

Ш Покупатели золота (и других драгоценных металлов). Основными покупателями этих металлов являются те же субъекты, что и их продавцы (при соответствующем нормативно-правовом регулировании их состава).

Финансовые посредники

Составляют довольно многочисленную группу основных участников финансового рынка, обеспечивающую посредническую связь между покупателями и продавцами финансовых инструментов (финансовых услуг). Определенная часть финансовых посредников сама может выступать на финансовом рынке в роли продавца или покупателя. Основные виды финансовых посредников, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке. Финансовые посредники, осуществляющие исключительно брокерскую деятельность, являются профессиональными участниками финансового рынка, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию. Основной функцией таких посредников является оказание помощи как продавцам, так и покупателям финансовых инструментов (финансовых услуг) в осуществлении сделок на финансовом рынке. Финансовый посредник, осуществляющий брокерскую деятельность, участвует в заключении сделок в качестве поверенного (на основании договора-поручения от клиента) или в качестве комиссионера (на основании договора комиссии). При осуществлении сделок по договору-поручению финансовый посредник (брокер) выступает исключительно от имени клиента и за его счет (т.е. стороной сделки является сам клиент, который несет полную финансовую ответственность за ее исполнение).

При осуществлении сделок по договору комиссии финансовый посредник (брокер) выступает от своего имени, но за счет клиента (т.е. стороной в сделке является в этом случае брокер, который несет ответственность за ее исполнение, возмещая все финансовые расходы по ней за счет клиента). Эту группу финансовых посредников представляет многочисленный институт финансовых брокеров, осуществляющих свою деятельность как на организованном (биржевом), так и на неорганизованном (внебиржевом) финансовом рынке. В качестве финансовых брокеров в соответствии с законодательством могут выступать как юридические лица (брокерские конторы и фирмы), так и физические лица.

Создание в России мощного финансового центра возможно лишь при объединении усилий финансистов, экономистов, юристов. В начале текущего года Ассоциация региональных банков России совместно с экспертами рейтингового агентства "Эксперт РА" выступили с масштабной инициативой - взглянуть на проблемы и перспективы российской финансовой системы в целом. Это предложение было поддержано Общественной палатой Российской Федерации.

Инициаторы исследования стремились не просто передать общую картину развития банковского, страхового и фондового рынков, но и предложить конкретные экономические и правовые рецепты модернизации. В результате была подготовлена масштабная Концепция развития финансового рынка России до 2020 года, по сути включающая в себя стратегии развития отдельных секторов финансового рынка (банковского, страхового, инвестиционного).

Кропотливый и аккуратный анализ позволил заглянуть в будущее российского финансового рынка, спрогнозировать его развитие и предложить конкретные шаги по модернизации законодательной базы. Разработчики Концепции отталкивались от экономики и переходили к вопросам управления и права. Центральная задача исследования - поиск долгосрочного финансового ресурса: на рынке капиталов, у управляющих страховыми и пенсионными резервами, в закромах государства. Здесь крайне важна синергия, возникающая при совместном рассмотрении различных сегментов финансового рынка. Предлагаемая модель основана на монетизации накопленного в последние годы потенциала. Другими словами, цель Концепции состоит в том, чтобы буквально втащить на финансовый рынок огромные имущественные активы, сконцентрированные в иных секторах экономики, но до сих пор не получившие надлежащей рыночной оценки либо намеренно выведенные государством с финансового рынка. Предлагаемый документ - это рецепт успеха национального финансового рынка, это попытка расставить приоритеты, это поиск национальной финансовой формы.

В его основу положена новая методология, учитывающая совместный анализ всех сегментов финансового рынка:

Ш а вторы отказались от доминировавшего ранее "сегментированного мышления", когда стратегии развития банков, страховщиков и рынка ценных бумаг рассматривались независимо друг от друга. Сценарий прорыва невозможен, если развитие рынка капиталов и банковского сектора не будут самым тесным образом скоординированы;

Ш основу подхода составляет Концепция развития финансового рынка России (в широком смысле), которая охватывает все сектора финансовой системы: банковский, страховой, рынок ценных бумаг, пенсионную систему и институциональных инвесторов;

Ш подход к финансовой системе не как к цели, а как к средству развития экономики страны, отказ от узковедомственного подхода, расширение горизонта целей и задач за пределы финансового сектора;

Ш сценарный анализ. В Концепции рассматриваются три варианта развития событий: сценарий прорыва, инерционный сценарий, кризисный сценарий;

Ш долгосрочный горизонт планирования;

Ш сочетание мер законодательного воздействия и организационно-административных мероприятий прямой поддержки финансовой системы.

По мнению разработчиков, одной из ключевых задач текущего момента является аккумулирование и привлечение на финансовый рынок, в том числе в банковский сектор, долгосрочного финансового ресурса. Это в свою очередь позволит качественно улучшить все основные финансово-экономические характеристики.

Источниками (драйверами) роста в сценарии прорыва, описанном в Концепции, являются:

Ш средства государственных фондов (в качестве "катализатора", преобладают в первые три года);

Ш долгосрочные ресурсы (секьюритизация, рынок ценных бумаг, ипотечные ценные бумаги, жилищные накопительные и безотзывные вклады, пенсионные накопления и средства страховщиков, заимствования на зарубежных рынках). При этом рынок ипотечного кредитования оказывается лакмусовой бумажкой успеха, поскольку предъявляет максимальные требования к срочности ресурсов;

Ш капитализация нефинансовых активов (модернизация залогового законодательства, защита прав собственности, оформление прав на природные, производственные, интеллектуальные ресурсы и вовлечение их в финансовый оборот);

Ш кратное повышение доступности финансовых услуг (расширение клиентской базы, создание систем кредитования и сбережений, включающих банки, почту, кооперативы, МФО, операторов связи и т. д.), повышение финансовой грамотности населения;

Ш внедрение финансовых инноваций (структурное финансирование, обеспеченные активами ценные бумаги, деривативы, проектное и синдицированное кредитование, дистанционное оказание банковских услуг);

Ш снятие избыточных административных барьеров (ограничения регулирования) и дифференциация регулирования в банковском секторе (установление иерархии регулирования: банки развития, государственные банки, федеральные многофилиальные частные банки, региональные малые и средние банки, кредитные кооперативы и МФО, нефинансовые организации - банковские агенты);

Ш повышение роли национальной валюты;

Ш тесная координация планов по развитию рынка капиталов (ценных бумаг) и банковского сектора;

Ш отказ от практики "аутсорсинга финансовой системы" (под "аутсорсингом" понимается масштабный вывоз капитала с последующим трансграничным оказанием финансовых услуг различным группам российских клиентов).

Мы не раз убеждались в том, что субъективный фактор, моральный настрой имеют на финансовом рынке огромное значение, будь то потребительское кредитование или рынок акций. Финансовые услуги должны быть понятны и доступны простым людям. Поэтому крайне важно сфокусировать внимание на вопросах финансовой грамотности и доступности услуг.

Важнейшая социально-политическая задача, которую решает сегодня банковская система России, - повышение доступности финансовых услуг для граждан страны. Банковская активность, связанная с "движением в регионы", внедрением карточных продуктов, расширением дистанционного банкинга, позволяет выправить положение и повысить доступность банковских услуг. Поэтому одним из элементов предлагаемого подхода является Стратегия повышения доступности финансовых услуг. При игнорировании соответствующих мероприятий о существовании российского финансового рынка будут знать лишь в пределах Садового кольца столицы.

Следует помнить, что быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать такие технологии, то есть от уровня финансовой грамотности. Учитывая этот факт, одновременно с повышением доступности финансовых услуг следует разработать и реализовать Программу повышения финансовой грамотности населения, которая должна помочь человеку самому осуществлять планирование личных финансов и управление семейным бюджетом. Она научит граждан сравнивать условия, при которых оказывают услуги различные финансовые организации, и сделает их самостоятельными в своем выборе.

Руководство страны нацеливает нас на инновационное развитие. Работая над Концепцией, участники рабочей группы сделали акцент на финансовые инновации, включая секьюритизацию, деривативы, проектное финансирование. То, что сегодня кажется доступным немногим, завтра должно стать рутинной процедурой. Иначе отечественный финансовый сектор рискует проиграть в жесткой конкурентной борьбе.

Широкое использование новых технологий позволяет кредитным организациям не только расширить бизнес, но и начать предоставление финансовых услуг тем слоям населения, которые ранее не пользовались услугами банков. При этом точками оказания платежных и иных банковских услуг становятся почтовые отделения и точки розничной торговли, в том числе продуктовые магазины, аптеки, автозаправочные станции. Для малообеспеченных слоев населения применение карточных продуктов может оказаться удобным и эффективным механизмом доступа к финансовым услугам. Для многих клиентов это может впервые открыть доступ к легальным финансовым услугам, поскольку легальные услуги обычно гораздо безопаснее и дешевле, чем "теневые" (серые) альтернативы.

Эту группу финансовых посредников представляют разнообразные кредитно-финансовые и инвестиционные институты, основными из которых являются:

  • (предприятия-торговцы ценными бумагами, которые кроме ведения посреднических операций на фондовом рынке могут привлекать средства для осуществления совместного инвестирования путем эмиссии и размещения собственных ценных бумаг);
  • (юридические лица, созданные в форме акционерного общества, аккумулирующие средства мелких индивидуальных инвесторов для осуществления совместного инвестирования. Инвестиционные фонды делятся на открытые, создаваемые на неопределенный период и осуществляющие выкуп собственных ценных бумаг в сроки, установленные инвестиционной декларацией, и закрытые, создаваемые на определенный срок и осуществляющие расчеты по своим ценным бумагам по истечении периода деятельности);
  • инвестиционные дилеры или (специальные банковские учреждения или компании, занимающиеся первичной продажей эмитированных акций и облигаций путем покупки новых их эмиссий и организации подписки (реализации) их участникам вторичного фондового рынка мелкими партиями);
  • или инвестиционные управляющие (финансовые посредники, осуществляющие доверительное управление ценными бумагами или денежными средствами, переданными им во владение третьими лицами с целью инвестирования в ценные бумаги);
  • или финансовые (материнские компании, которым принадлежат предприятия, инвестиционные и страховые фирмы, кредитно-финансовые учреждения и другие участники, функционирующие в виде дочерних ее предприятий. Материнской компании, возглавляющей финансово-промышленную группу, принадлежит обычно контрольный пакет акций дочерних предприятий);
  • финансовый дом или (финансовый институт, осуществляющий посредническую деятельность на различных финансовых рынках - кредитном, валютном, инвестиционном, страховом - и оказывающий комплексные финансовые услуги своим клиентам);
  • другие кредитно-финансовые и инвестиционные институты.

В целях пресечения возможных недобросовестных действий финансовых посредников по отношению к своим клиентам, в последние годы значительно усилен государственный контроль за их деятельностью.

Участники, осуществляющие вспомогательные функции на финансовом рынке

Участники, осуществляющие вспомогательные функции на финансовом рынке, представлены многочисленными субъектами его инфраструктуры.

Инфраструктура финансового рынка представляет собой комплекс учреждений и предприятий, обслуживающих непосредственных его участников с целью повышения эффективности осуществляемых ими операций. В составе этих субъектов инфрастуктуры финансового рынка выделяются следующие основные учреждения:

  1. . Она является участником рынка ценных бумаг, организующим их покупку-продажу и способствующим заключению сделок основными участниками этого рынка.
  2. . Она выполняет те же функции, что и фондовая биржа, действуя соответственно на валютном рынке и являясь его участником.
  3. . Им является юридическое лицо, предоставляющее услуги основным участникам фондового рынка по хранению ценных бумаг не зависимо от формы их выпуска с соответствующим депозитным учетом перехода прав собственности на них. Взаимоотношения между депозитарием ценных бумаг и депонентом регулируются соответствующими правовыми нормами и условиями депозитарного договора. Деятельность депозитария ценных бумаг подлежит обязательному государственному лицензированию.
  4. (или держатель их реестра). Им является юридическое лицо, осуществляющее сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных о реестре владельцев ценных бумаг эмитента. Этот реестр представляет собой всех зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им ценных бумаг на определенную дату. Использование услуг регистратора является для эмитента обязательным, если число владельцев превышает 500, и в некоторых другие случаях, регулируемых правовыми нормами. Кроме владельцев ценных бумаг в составе реестра могут отражаться и номинальные их держатели - брокеры и дилеры.
  5. Расчетно-клиринговые центры. Они представляют собой учреждения, обслуживающая деятельность которых заключается в сборе, сверке и корректировке информации по заключенным сделкам с ценными бумагами, а также в осуществлении зачета по их поставкам и расчетов по ним. Такие центры создаются обычно при фондовых и товарных биржах и играют важную роль в организации торговли - , и т.п.
  6. Информационно-консультационные центры. Такие центры обслуживают основных участников всех видов финансовых рынков - как индивидуальных, так и институциональных. В составе таких центров имеются квалифицированные маркетологи, юристы, финансовые эксперты, инвестиционные консультанты и другие специалисты по операциям на финансовом рынке. Система таких центров получила широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой (у нас такие услуги оказывают в основном финансовые посредники).
  7. Другие учреждения инфраструктуры финансового рынка.

Финансовый рынок – это рынок, на котором объектами купли-продажи выступают деньги и капиталы. Частью финансового рынка является рынок ценных бумаг, функционирование которого обеспечивают его участники.

Рассмотрим конкретные виды участников финансового рынка в разрезе базовых их групп:

I. Продавцы и покупатели финансовых инструментов (услуг) составляют группу прямых участников финансового рынка, осуществляющих на нем основные функции по проведению финансовых операций. Состав базовых видов этой группы участников финансового рынка в значительной степени определяется характером обращающихся на нем финансовых активов (инструментов, услуг).

1. На кредитном рынке основными видами прямых участников финансовых операций являются:

Заемщики - это государство, включая муниципальные власти, занимающее средства на текущие общественные расходы; компании, привлекающие деньги для своего развития и поддержания текущей ликвидности; частные лица и домохозяйства, использующие ипотеку , автокредиты и другие виды ссуд.

Кредиторы в современной мировой экономике - это, прежде всего, частные лица, которые размещают свои средства в банках , участвуют в инвестиционных фондах или покупают ценные бумаги напрямую, вкладывают деньги в пенсионные фонды. Реже кредиторами выступают организации, инвестирующие свои свободные остатки денег на счету в те или иные финансовые инструменты. В условиях относительно рыночной экономики инвестором также может выступать государство и его структуры.

Посредники - те, кто обеспечивают связь и взаимодействие между заемщиками и кредиторами . Это в первую очередь банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг - брокерские , дилерские , управляющие компании (создающие паевые и акционерные инвестиционные фонды) . Кроме того, аналогичную посредническую функцию по аккумуляции и размещению средств выполняют пенсионные фонды и страховые компании.

2. На рынке ценных бумаг основными видами прямых участников финансовых операций являются:

а) Эмитенты. џњ характеризуют субъектов финансового рынка, привлекающих необходимые финансовые ресурсы за счёт выпуска (эмиссии) ценных бума&. На финансовом рынке эмитенты выступают исключительно в роли продавца ценных бумаг с обязательством выполнять всње требования, вытекающие из условий их выпуска.

б) Инвесторы. џњ характеризуют субъектов финансового рынка, вкладывающих свои денежные средства в разнообразные виды ценных бумаг с целью получения дохода.

3. На валютном рынке основными видами участников финансовых операций являются:

а) Продавцы валюты. Основными продавцами валюты выступают: государство (реализующее на рынке через уполномоченные органы часть валютных резервов); коммерческие банки (имеющие лицензию на осуществление валютных операций); предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность (реализующие на рынке свою валютную выручку за экспортируемую продукцию); физические лица (реализующие имеющуюся у них валюту через сеть обменных валютных пунктов).

б) Покупатели валюты. Основными покупателями валюты являются те же субъекты, что и ее продавцы.

4. На страховом рынке основными видами прямых участников финансовых операций выступают:

а) Страховщики. џњ характеризуют субъектов финансового рынка, реализующих различные виды страховых услуг (страховых продуктов).

б) Страхователи. џњ характеризуют субъектов финансового рынка, покупающих страховые услуги у страховых компаний и фирм с целью минимизации своих финансовых потерь при наступлении страхового события. Страхователями выступают как юридические, так и физические лица.

5. На рынке золота (и других драгоценных металлов) основными видами прямых участников финансовых операций являются:

а) Продавцы золота (и других драгоценных металлов). В качестве таких продавцов могут выступать: государство (реализующее часть своего золотого запаса); коммерческие банки (реализующие часть своих золотых авуаров); юридические и физические лица (при крайне важно сти реинвестирования средств, ранее вложенных в данный вид активов (средств тезаврации)).

б) Покупатели золота (и других драгоценных металлов). Основными покупателями этих металлов являются те же субъекты, что и их продавцы (при соответствующем нормативно-правовом регулировании их состава).

На финансовом рынке действуют различные субъекты (участники), функции которых определяются целями их деятельности и особенностями участия в проведении сделок с финансовыми активами на рынке.

Субъектами финансового рынка являются государство в лице его отдельных институтов, организации различных форм собственности, индивидуальные предприниматели и граждане, вступающие в экономические отношения на финансовом рынке.

Участники финансового рынка по функциональному признаку могут быть подразделены на группы.

  • 1. Основные участники - продавцы и покупатели финансовых активов (валютных ценностей, кредитных ресурсов, ценных бумаг). В качестве продавцов на финансовом рынке выступают кредиторы, эмитенты ценных бумаг и продавцы валюты, а покупателей - заемщики (кредитополучатели), инвесторы и покупатели валюты. Однако в сложившейся практике многие участники являются покупателями одних и продавцами других финансовых активов. Например, финансово-кредитные учреждения, продавая ресурсы на кредитном рынке, покупают (привлекают) денежные средства в депозиты. Эмитенты ценных бумаг могут размещать (продавать) их на фондовом рынке и в то же время приобретать другие ценные бумаги и кредитные ресурсы для увеличения своего капитала, диверсификации инвестиционного портфеля, т.е. в условиях динамичности финансового рынка продавцы могут становиться покупателями, и наоборот.
  • 2. Финансовые посредники. Эту группу представляют различные финансово-кредитные и инвестиционные институты, основными из которых являются банки, инвестиционные компании и фонды, трастовые компании, инвестиционные дилеры и брокеры.

Финансовые посредники, являясь профессиональными участниками финансового рынка, сводят покупателей и продавцов финансовых активов, тем самым облегчая доступ на него непрофессиональным инвесторам. Находясь между покупателями и продавцами, финансовые посредники ускоряют передачу средств и активов от одних к другим, обеспечивая при этом снижение издержек. Поскольку в большинстве случаев средств отдельных кредиторов бывает недостаточно для удовлетворения потребностей кредитополучателей, финансовые посредники решают задачу объединения средств с последующим их предоставлением для использования. Прибыль финансовых посредников является платой, которую они получают за выполнение своих функций, наличие определенных рисков при проведении таких операций. При этом можно выделить брокеров - посредников, осуществляющих сделки за счет и по поручению клиента, взимая комиссионные, размер которых, как правило, зависит от суммы и эффективности сделки, а также дилеров - посредников, осуществляющих сделки за свой счет и от своего имени и получающих прибыль от разницы цен продажи и покупки финансовых активов.

  • 3. Организации, обслуживающие финансовый рынок. Они представлены многочисленными субъектами его инфраструктуры: фондовыми и валютными биржами, расчетно-клиринговыми организациями, консалтинговыми фирмами, рейтинговыми агентствами и т.д. Все эти организации непосредственно не участвуют в инвестировании, совершении сделок с финансовыми активами, но влияют на него путем создания условий для эффективной деятельности других участников финансового рынка, оказания услуг по расчетам, хранения ценных бумаг, сбора, анализа и распространения информации.
  • 4. Органы государственного регулирования и саморегулирования на финансовом рынке. Поскольку развитие финансового рынка является одним из направлений финансовой и денежно-кредитной политики государства, то государство регулирует и контролирует деятельность субъектов на финансовом рынке, способствует созданию необходимой нормативно-правовой базы, системы информации о состоянии рынка и обеспечивает ее открытость для участников, осуществляет контроль устойчивости и безопасности финансового рынка и т.д. Кроме того, государство выступает в роли крупного участника финансового рынка, используя различные финансовые инструменты для денежно-кредитного регулирования.

Структура государственных органов, регулирующих финансовый рынок, зависит от степени централизации управления в стране и существующей модели финансового рынка. В настоящее время основное регулирование и надзор на белорусском финансовом рынке осуществляют Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь.

Национальный банк выполняет следующие функции:

  • разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • осуществляет рефинансирование банков;
  • организует валютное регулирование;
  • осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • выполняет функции центрального депозитария по государственным ценным бумагам;
  • осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
  • организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
  • выполняет функцию финансового агента Правительства Республики Беларусь;
  • осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, проводит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
  • устанавливает порядок осуществления банковских операций;
  • разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских финансово-кредитных учреждений;
  • определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
  • организует расчетное и кассовое обслуживание отдельных государственных органов;
  • создает золотовалютные резервы и управляет ими;
  • устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
  • организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
  • осуществляет контроль обеспечения безопасности и защиты информации в банковской системе;
  • другие функции.

Основными функциями Министерства финансов Республики Беларусь являются:

  • проведение государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
  • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития рыночных форм и структур;
  • разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством, обеспечению роста финансовых ресурсов;
  • эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
  • участие в организации инвестиционного сотрудничества, регулировании внешней государственной задолженности;
  • контроль соблюдения финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
  • государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание их запасов;
  • формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных ценных бумаг и специальных материалов;
  • проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
  • государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
  • регулирование аудиторской деятельности;
  • государственное регулирование и осуществление контроля и надзора за рынком ценных бумаг, выпуском и обращением ценных бумаг, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам;
  • регистрация выпусков ценных бумаг;
  • лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;
  • другие виды деятельности.

Мировой опыт показал, что когда государственное регулирование на финансовом рынке дополняется саморегулированием, то эффективность управления возрастает. В системе отношений между субъектами финансового рынка саморегулируемые организации занимают место своеобразного посредника между органами государственной власти, профессиональными участниками финансового рынка и их клиентами. Институт саморегулирования получил общественное признание, что подтверждает опыт работы таких организаций во многих странах мира.

Саморегулируемые организации выполняют организационные, регулирующие, информационные и другие функции на основе добровольного объединения, как правило, профессиональных участников финансового рынка. Они осуществляют разработку профессиональных стандартов, подготовку специалистов, представляют и защищают интересы своих членов и т.д. Саморегулируемые организации могут существовать в различных организационных формах: в виде ассоциаций, союзов, синдикатов, гильдий, комитетов и др. В Республике Беларусь на финансовом рынке действуют такие саморегулируемые организации, как «Ассоциация белорусских банков», «Ассоциация участников рынка ценных бумаг».

Вопросы для повторения

  • 1. Что такое финансовый рынок?
  • 2. Какое значение имеет финансовый рынок для развития экономики?
  • 3. Как можно охарактеризовать место финансового рынка в финансовой системе государства?
  • 4. Какова структура финансового рынка?
  • 5. Какие функции выполняет финансовый рынок в развитой рыночной экономике?
  • 6. Какие существуют модели организации финансового рынка?
  • 7. Каковы участники, представленные на финансовом рынке?
  • 8. Какую роль на финансовом рынке играют финансовые посредники?
  • 9. Что представляют собой государственные органы, осуществляющие регулирование финансового рынка в Республике Беларусь?
  • 10. Чем характеризуется процесс саморегулирования на финансовом рынке?

На финансовом рынке выделяются объекты и субъекты рынка.

Объектами финансового рынка выступают различные финансовые инструменты. Для каждого из сегментов финансового рынка можно назвать свои финансовые инструменты. Однако все они сводятся к денежным средствам, валюте, благородным металлам и ценным бумагам.

Субъекты финансового рынка – это те, кто выполняет на нем определенные операции, осуществляет различные функции, вступая при этом в экономические отношения друг с другом. В первую очередь это продавцы и покупатели финансовых инструментов (поставщики и потребители капитала), а также финансовые посредники.

Существует две модели их взаимодействия: прямая и опосредованная формы сделок. В первом случае продавец и покупатель финансового инструмента вступают друг с другом в непосредственные отношения, не прибегая к помощи финансового посредника. Во втором случае движение финансового актива и денежных ресурсов происходит именно через посредника.

Продавцы и покупатели финансовых инструментов составляют группу основных участников финансового рынка. Финансовые посредники одинаковы для всех сегментов финансового рынка. Их можно разделить на финансовых брокеров и финансовых дилеров. Брокеры всегда осуществляют операции за счет клиента и не становятся собственниками финансового инструмента, по которому осуществлена посредническая операция. Дилеры же оперируют собственными денежными ресурсами и становятся на некоторое время собственниками финансового инструмента.

Продавцы и покупатели финансовых инструментов составляют группу прямых участников финансового рынка, осуществляющих на нем основные функции по проведению финансовых операций. Состав прямых участников финансового рынка определяется характером обращающихся на нем финансовых активов.

На РЦБ к наиболее важным видам прямых участников по купле-продаже ценных бумаг относятся:

  • эмитенты. Привлекают необходимые денежные ресурсы за счет выпуска (эмиссии) ценных бумаг. На финансовом рынке эмитенты выступают исключительно в роли продавцов ценных бумаг с обязательством выполнять все требования, следующие из условий их эмиссии. Эмитентами ценных бумаг могут выступать государство (в лице Министерства финансов РФ и Банка России), субъекты Федерации (в лице их финансовых структур), а также разнообразные юридические лица, созданные, как правило, в форме акционерных обществ;
  • инвесторы. Вкладывают денежные средства в различные ценные бумаги с целью получения дохода. Этот доход формируется за счет прироста курсовой стоимости ценных бумаг, получения инвесторами процентов, дивидендов и других видов начислений. Инвесторы, осуществляющие свою деятельность на финансовом рынке, классифицируются по ряду признаков: по своему статусу они подразделяются на индивидуальных (отдельные юридические и физические лица) и институциональных инвесторов (различные финансово-инвестиционные институты); по целям инвестирования выделяют стратегических (приобретающих контрольные или крупные пакеты акций для вхождения в совет директоров и осуществления стратегического управления предприятием) и портфельных инвесторов (формирующих портфель ценных бумаг исключительно в целях получения дохода); по принадлежности к резидентам на национальном финансовом рынке различают отечественных и иностранных инвесторов.

На валютном рынке к основным видам прямых участников финансовых операций относятся:

  • продавцы валюты. Главными продавцами валюты признаются: государство, реализующее на рынке через уполномоченные банки часть валютных резервов; коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление валютных операций; предприятия-экспортеры, реализующие часть своей валютной выручки; физические лица;
  • покупатели валюты. Это те же субъекты, при необходимости пополняющие свои валютные резервы.

На кредитном рынке ключевыми видами прямых участников финансовых операций считаются:

  • кредиторы. Предоставляют денежные средства во временное пользование за определенную плату. Основная задача кредиторов – продажа денежных ресурсов (как собственных, так и заемных) для удовлетворения потребностей заемщиков в денежных средствах для разнообразных целей. Кредиторами на финансовом рынке могут выступать: государство, проводя целевое кредитование предприятий за счет средств бюджета и внебюджетных фондов; коммерческие банки, осуществляющие наибольший объем кредитных операций; небанковские кредитно-финансовые организации;
  • заемщики. Получают денежные средства от кредиторов под определенные гарантии их возврата, за конкретную плату в виде процента и на обозначенный срок. Главными заемщиками на финансовом рынке выступают: государство, получая кредиты от банков (как внутри страны, так и за рубежом) и международных финансовых организаций; коммерческие банки – кредиты на межбанковском кредитном рынке; предприятия – для пополнения основных и оборотных средств; население – для потребительских целей.

На рынке драгоценных металлов и драгоценных камней к основным видам прямых участников финансовых операций относятся:

  • продавцы. В качестве таких продавцов могут выступать: государство, если есть необходимость реализовать часть золотого запаса страны; коммерческие банки, реализующие часть своих золотых авуаров; юридические и физические лица при необходимости обменять этот вид активов на денежные средства;
  • покупатели. Это те же субъекты, что и их продавцы.

Финансовые посредники составляют группу наиболее весомых участников финансового рынка, обеспечивающую посредническую связь между продавцами и покупателями финансовых инструментов. Часть финансовых посредников сама может выступать на финансовом рынке в роли продавца или покупателя. Основными посредниками считаются финансовые брокеры и дилеры.

Финансовый брокер – профессиональный участник финансового рынка, деятельность которого подлежит обязательному лицензированию. Ключевая задача таких посредников состоит в оказании помощи как продавцам, так и покупателям финансовых инструментов в осуществлении сделок на финансовом рынке. Финансовый брокер участвует в заключении сделок в качестве поверенного (на основании договора-поручения от клиента) или в качестве комиссионера (на основе договора комиссии).

При осуществлении сделок на основе договора-поручения финансовый брокер выступает исключительно от имени клиента и за его счет, т.е. стороной сделки остается сам клиент, который несет полную финансовую ответственность за ее исполнение.

При осуществлении сделок на основе договора комиссии финансовый брокер выступает от своего имени, но за счет клиента (т.е. стороной в сделке является в этом случае брокер, который несет ответственность за ее исполнение, возмещая все денежные расходы по ней за счет клиента).

Эту группу финансовых посредников представляет многочисленный институт финансовых брокеров, осуществляющих свою деятельность как на организованном (биржевом), так и на неорганизованном (внебиржевом) финансовом рынке. В соответствии с законодательством в качестве финансовых брокеров могут выступать как юридические лица (брокерские фирмы и конторы), так и физические лица. В составе общего института финансовых брокеров выделяют:

  • биржевых брокеров;
  • инвестиционных брокеров;
  • валютных брокеров и т.п.

Основу доходов финансовых брокеров составляют комиссионные выплаты от суммы заключенных ими сделок.

Финансовый дилер также признается профессиональным участником финансового рынка. Главная задача посредника – купля-продажа финансовых инструментов от своего имени и за свой счет с целью получения дохода от разницы в ценах. Дилер должен публично объявлять цены покупки и продажи определенных финансовых инструментов с обязательством совершения сделок по объявленным ценам (объем сделок также оговаривается в предложении). Дилерская деятельность на финансовом рынке осуществляется исключительно юридическими лицами, прошедшими лицензирование. Финансовые посредники, выполняющие дилерские операции, могут при наличии соответствующей лицензии проводить и брокерскую деятельность, а также выступать в качестве эмитента, институционального инвестора и т.п.

Эту группу финансовых посредников представляют разнообразные кредитно-финансовые и инвестиционные институты, основными из которых считаются:

  • коммерческие банки;
  • инвестиционные компании;
  • инвестиционные фонды;
  • инвестиционные дилеры (андеррайтеры);
  • трастовые компании (инвестиционные управляющие);
  • финансовые компании (группы);
  • холдинговые компании;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды;
  • другие кредитно-финансовые и инвестиционные институты.

Кроме основных участников финансового рынка выделяют участников, осуществляющих вспомогательные функции. Это так называемая инфраструктура финансового рынка. Под ней понимается совокупность организаций, институтов, учреждений, фондов, обслуживающих непосредственных участников финансовых операций и создающих условия для наиболее оптимального прохождения всех этапов этих операций. К ним относятся:

  • биржи (фондовые, валютные, товарные);
  • депозитарии ценных бумаг;
  • регистраторы ценных бумаг;
  • расчетно-клиринговые центры;
  • информационно-консультационные центры;
  • другие учреждения инфраструктуры финансового рынка.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома