История развития слуховых аппаратов. Слуховой аппарат (история изобретения)

Квалифицированный подбор слухового аппарата – это самый важный момент в слухопротезировании. Технологии достигли высоких уровней, поэтому даже «бесперспективные» пациенты не остаются без помощи. Но заметим, что это касается профессионального подбора, а не выбора «пальцем в небо». Устройства, которые приобретены спонтанно, не только повлияют на ваши личные средства, но и на здоровье.

Разнообразные слуховые аппараты представленные на рынке отвечают многим параметрам, и если вы покупаете СА впервые, то обратитесь за помощью к специалисту. Подбор доверить лучше всего слухопротезисту. Рынок медицинских устройств сейчас разнообразен, поэтому самостоятельно вы не сможете разобраться во всех тонкостях и нюансах, а квалифицированный специалист сможет сделать все за вас и дать подробные консультации.

Сначала слухопротезист изучит вашу аудиограмму, заключение и направление сурдолога. Некоторые устройства имеют противопоказания. К примеру, внутриушные (внутркианальные) СА нельзя использовать при воспалении среднего или наружного уха. Людям с нарушением опорно-двигательного аппарата также противопоказано пользоваться внутриканальными и внутриушными СА, а эпилептикам не рекомендуют использовать устройства вообще.

Аудиограмма – это характеристика больного, «инструкция к действию» слухопротезиста. По аудиограмме можно понять степень потери слуха. Это также учитывается при выборе аппарата. Например, при сильных потерях надежнее и целесообразней использовать удобный цифровой слуховой аппарат заушного типа. Мощность должна соответствовать уровню потери слуха.

Компетентный специалист обязан узнать об особенностях вашего образа жизни. Например, вы постоянно путешествуете и активно общаетесь с людьми, занимаетесь спортом, тут аппарат может быть только препятствием, а ведь задача СА улучшить и сохранить ваш образ жизни, быть незаметным и ни в коем случае не быть помехой. В таких случаях выигрышным вариантом будут аппараты внутриушного типа.

СА обязан максимально обеспечивать комфорт и разборчивость речи. На сегодняшний день. Наибольшей популярностью пользуются цифровые СА, которые настраиваются с помощью компьютерных технологий. Все настройки делаются индивидуально.

Следите, чтобы замена батареек для слуховых аппаратов проходила вовремя. Лучше всего, если вы перед сном будете проверять количество оставшегося заряда в батарейках.

Современные устройства отличаются друг от друга ценами и возможностями. Подобрать нужный – задача слухопротезиста, но никак не ваша. Не рискуйте здоровьем!

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Видео:

Полезно:

Статьи по теме:

  1. Люди, которые имеют проблемы со слухом, часто могут задаваться вопросом «Какой слуховой аппарат лучше». Лучший...
  2. Проблема тугоухости в нашей жизни достаточно распространенное явление и актуальное для людей старшего возраста. В...
  3. Аппараты УЗИ – это многоцелевые цифровые ультразвуковые системы, которые дают возможность производить с помощью цифровых...

В русском языке есть поговорка «...как без рук», которую мы употребляем по отношению к самым необходимым, с нашей точки зрения, вещам и людям. Как без рук скрипач без струн на скрипке, как без рук писатель без печатной машинки. То же самое можно сказать и о слабослышащем человеке, лишённого возможности пользоваться слуховым аппаратом. Он без него как без рук.

Кажется, что слуховые аппараты существовали с начала времён, что мы могли обратиться к их помощи при малейших проявлениях тугоухости в любой момент человеческой истории. Они стали настолько привычными, что мы забыли, что когда-то приходилось обходиться и без них. Как и всё рукотворное, что существует в нашем мире, слуховой аппарат был не всегда.

Что было до слуховых аппаратов

До появления слуховых аппаратов, для усиления звука в которых применялось электричество, слабослышащие люди пользовались слуховыми трубками (рожка́ми). Разумеется, их эффективность была не так уж велика, однако этот способ компенсации тугоухости был лучшим из всех имеющихся на тот момент. В средние века для изготовления слуховых трубок использовались, как правило, рога животных, например коровы. Ввиду отсутствия промышленного производства, каждый человек делал рожок в соответствии со своими потребностями и эстетическими предпочтениями. Впоследствии для изготовления слуховых трубок стали применять листовую сталь, серебро (для тех, кто мог позволить себе этот недешёвый материал) и другие металлы. Как известно, металл обладает отличными резонирующими свойствами, вследствие чего эффективность рожков возросла в несколько раз.





Одним из известных пользователей слуховыми трубками был Людвиг ван Бетховен. До того, как великий композитор полностью лишился возможности слышать, он получал их от Иоганна Мёльцеля - первого человека, запустившего серийное производство слуховых трубок в 1810 году. Слуховые трубки, которыми пользовался сам Бетховен сегодня можно найти в музее города Бонна, посвящённом его жизни и творчеству.


Рождение внутриушных слуховых аппаратов

Если вы думаете, что первые внутриушные модели слуховых аппаратов появились в конце XX в., то вы глубоко заблуждаетесь. Люди всегда стремились к миниатюризации своих изобретений, поэтому и прародители слуховых аппаратов - рожки - были подвергнуты трансформации. В 90-х годах XIX в. американской общественности был представлен гибрид привычного всем полицейского свистка и слуховой трубки - ушной барабан. По своим размерам он сопоставим с современными внутриканальными аппаратами , однако принцип его работы лежал исключительно в области механики, поэтому компенсация тугоухости находилась на очень низком уровне. Фактически, ушные барабаны спасали слабослышащих людей не больше слуховых трубок, однако обладали одним важным свойством - они были полностью незаметны при использовании. Если сегодня, когда наше общество стало куда более толерантным, мы всё равно зачастую хотим скрыть свои физические недостатки, то для людей XIX в. это было более, чем естественно.


Рекламные объявления того времени гласили: «Комфортный, невидимый, эффективный, беспроводной!». Разумеется, для работы ушных барабанов не требовались никакие элементы питания, в отличие от первых настоящих слуховых аппаратов, усиление звука в которых осуществлялось при помощи электричества.

Появление электрических слуховых аппаратов

Предвестником появления первого настоящего слухового аппарата явилось изобретение Александром Беллом телефона в 1876 году. Названный «Экьюфоном», первый электрический слуховой аппарат, который по принципу своей работы хоть и отдалённо, но сравним с современными моделями, был сконструирован американским инженером и изобретателем Миллером Хатчинсоном в 1898 году. Экьюфон обладал, как бы странно это ни звучало, угольным микрофоном, что позволило сделать этот слуховой аппарат относительно портативным: он без труда помещался даже в женскую сумочку того времени. Угольный микрофон использовался для усиления слабого звукового сигнала посредством электрического тока.


Первым производителем слуховых аппаратов в промышленных масштабах стала уже существовавшая на тот момент компания Siemens . Модель Phonophor 1913 года стала по-настоящему массовой и широко используемой людьми с нарушениями слуха. Для её рекламы были созданы рекламные плакаты, показывающие простоту и удобство использования нового устройства Siemens. На деле же Phonophor был довольно громоздким слуховым аппаратом, во многом благодаря своему тяжёлому элементу питания, который приходилось носить в отдельной сумке. Последующие модели Phonophor стали более компактными и по своим размерам напоминали портсигар.

Компенсация тугоухости посредством электрических слуховых аппаратов находилась на довольно низком уровне - до 50 дБ, что соответствует второй степени потери слуха по современной классификации. До появления транзисторных слуховых аппаратов в 50-х годах XX века, электрические и механические слуховые аппараты активно конкурировали друг с другом. На стороне первых был бо́льший уровень эффективности, а на стороне вторых - миниатюрные размеры и эстетическая привлекательность.


Первое официальное упоминание о слуховых аппаратах появилось в книге, изданной в 1588 году под названием Magia Naturalis. В ней итальянский врач, ученый и криптограф Джованни Баттиста Порта описывает устройства, сделанные из дерева и повторяющие форму ушей животных, от природы наделенных острым слухом.

За несколько столетий устройство эволюционировало в крошечный прибор, который практически незаметен вооруженным глазом и даже отдаленно не напоминает органы слуха представителей животного царства. Скорость развития технологии сложно назвать стремительной – вплоть до открытия электричества людям с ограниченными слуховыми возможностями приходилось пользоваться всевозможными трубками, размер которых зачастую достигал полуметра.

XIII-XVIII век

Уже в XIII веке люди с потерей слуха использовали выдолбленные рога коров и баранов в качестве примитивных слуховых аппаратов. Их конструкция не изменялась вплоть до XVIII века, когда были изобретены более современные трубы. Воронкообразные по своему строению ушные трубы были первой попыткой человека изобрести устройство для лечения потери слуха. Большинство из этих ранних приспособлений были сделаны из рогов животных или ракушек и были довольно большими – 40-60 см в длину и примерно 15 см в самой широкой части. Они не усиливали звук, но «собирали» его и направляли через узкую трубку в ухо.

В XVIII веке также был обнаружен эффект костной проводимости. Во время этого процесса звуковые колебания передаются через череп в мозг. Маленькие веерные устройства размещались за ушами, собирали звуковые волны и направляли их через кость позади уха.

До тех пор, пока человечество не открыло для себя возможности электричества и телефона в XIX веке, слуховые трубки оставались единственной возможностью помочь людям с потерей слуха жить полноценной жизнью.

XIX век

Позже для изготовления труб начали использовать металлы – медь и латунь. Мастера научились оформлять слуховые трубы в различных стилях, в зависимости от предпочтений клиента и степени потери слуха. Самым знаменитым поклонником слуховых труб считается Людвиг ван Бетховен. Композитор страдал тяжелой формой тиннитуса – звон в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, и приблизительно в 1796 году он начал терять слух. В доме-музее Бетховена в Бонне хранится большая коллекция слуховых трубок, которые помогали ему слышать музыку и речь.


Коллекция слуховых трубок Людвига ван Бетховена

В XIX веке маскировке слуховых аппаратов придавали большое значение. Хотя устройства все еще оставались довольно большими, мастера умудрялись превращать их в привлекательные декоративные аксессуары и встраивали их в воротники, головные уборы и прически. Иногда их покрывали эмалью телесного цвета или цвета волос клиента. Некоторые мужчины пытались полностью скрывать устройства в бороде.

Членам некоторых королевских семей принадлежали аппараты, встроенные прямо в троны. Специальные трубки, собирающие голоса и звуки, пропускались через подлокотники. Звук направлялся в эхо-камеры и усиливался, а затем выходил из отверстия возле головы монарха.

Один из таких искусно замаскированных слуховых аппаратов был изготовлен для короля Португалии Жуана VI: подлокотники трона были выполнены в форме львов с открытыми пастями. В каждой из них размещался резонатор, который улавливал звук и отправлял его в наушник.


Трон Жуана VI

Примерно в этот же период был придуман другой тип слухового аппарата: разговорная трубка. Более широкий ее конец был проведен ко рту говорящего, а другой помещался непосредственно к уху слушателя. Не очень удобно, но более эффективно.

XX век

В начале 1900-х годов с появлением электричества и телефона стали развиваться слуховые аппараты нового поколения с электронным усилителем звука, угольным микрофоном и батареей. Такие аппараты представляли собой громоздкие коробки, которые приходилось носить на шее. Из коробки наружу выходили длинные провода, которые присоединялись к тяжелой батарее, работавшей всего несколько часов. Чтобы продлить срок работы таких устройств, некоторые люди носили еще более тяжелые и большие аккумуляторы. Кроме того, чем серьезнее были проблемы со слухом, тем более крупный микрофон приходилось использовать.


Один из первых электрических угольных слуховых аппаратов

Такие аппараты, несмотря на все технологические усовершенствования, не демонстрировали больших улучшений. Большинство из них усиливали речь только до 15 дБ, что не очень много, когда обычно громкость речи составляет в среднем 60 дБ. И даже усиленная речь звучала не очень хорошо: звук был шумный, скрипучий, и человек мог различать только очень узкий диапазон акустических сигналов.

Появление вакуумной трубки значительно ускорило прогресс слуховых аппаратов. Они смогли передавать звуки, которые были гораздо громче и чище, чем угольные электрические слуховые аппараты. Некоторые могли усилить звук до 70 дБ и выше. Однако такое улучшение повлияло на размер устройства. Ранние ламповые аппараты были примерно такого же размера, как и ранние угольные. Первый ламповый слуховой аппарат был изобретен в 1920 году и по размеру напоминал кирпич.


Ламповый аппарат

Как и угольные электрические слуховые аппараты, ламповые со временем становились все меньше. Более поздние проекты можно было обвязывать вокруг груди или руки. Дальнейшему уменьшению аппаратов мешали вакуумные трубки и батареи.

Изобретение транзистора в 50-х годах полностью изменило все виды техники, и особенно повлияло на технологию слуховых аппаратов. Они работали примерно так же, как и вакуумные трубки, но при этом были гораздо меньше. Транзисторы начали использоваться в слуховых аппаратах за два года до того, как они впервые появились в транзисторных радиоприемниках.


Транзисторный слуховой аппарат

Первые поставки транзисторных слуховых аппаратов пришлись на 1953 год. Устройства быстро завоевали популярность: в год выпуска около 50% продаж приходилось именно на транзисторные, а в 1954 – 97%.

Самые ранние транзисторные устройства были примерно такого же размера, как поздние ламповые. К 1956 году они были уже достаточно малы, чтобы их можно было встраивать позади уха. Такое дизайнерское решение встречается до сих пор.

Еще одним популярным аппаратом в то время стали слуховые очки, разработанные компанией Otarion Electronics. К 1959 году половина всех транзисторных аппаратов была выполнена в форме очков, и даже люди с отличным зрением предпочитали носить их.


Слуховые очки

В 1960-х годах были разработаны первые устройства, которые размещались непосредственно в ушной раковине. Тогда они не были столь надежны, как их более крупные современники, однако со временем технология была доработана.

Появление кремниевых транзисторов позволило создать слуховые аппараты, близкие к тем, что мы знаем сегодня. Первое такое устройство разработала компания Zenith Radio в 60-е. В этих версиях микрофон выходил из уха и небольшим проводом присоединялся к усилителю, который был прикреплен к уху. Эта технология оставалась практически неизменной до 80-х годов, когда стали использоваться микросхемы цифровой обработки сигналов для слуховых аппаратов.

Все устройства того времени, транзисторные или ламповые, работали по одному и тому же принципу: ловили звуковые волны, усиливали их и отправляли к уху. Другими словами, они просто обеспечивают ухо громким звуком. Вся их работа опирается на правильно функционирующее внутреннее ухо, которое преобразовывает звуковые волны в нервные сигналы. Аппараты не могли помочь тем, чье ухо не функционирует должным образом.

На помощь этим людям пришла кохлеарная имплантация . Кохлеарные имплантаты отправляли электрические сигналы прямо к улитке – части уха, которая воспринимает и распознает звуки. Они были предназначены для пациентов, обладающих глубокой потерей слуха, которые не могут пользоваться обычными слуховыми аппаратами.


Первые эксперименты в электрической стимуляции ушной улитки относятся к 1957 году. Впервые медицинское устройство смогло заменить человеческое чувство – оно помогало людям слышать, даже если они родились глухими. В 1970-е годы началась массовая разработка имплантатов в лабораториях по всему миру. В 1973 году доктор Уильям Хаус представил один из первых широко применяемых клинически кохлеарных имплантатов.

Микропроцессор, изобретенный Эдвардом Хоффом, позволил миниатюризировать логические функций в электронном оборудовании. Слуховые аппараты, использующие микропроцессоры, начали появляться в конце 1980-х.Самый ранний носимый цифровой слуховой аппарат Audiotone появился в 1983 году. Он имел заушные части, в которые встраивались A/D, D/A и DSP-переключатели. Цифровые устройства, созданные в этот период, могли эффективно уменьшать шум окружающей среды при одновременном улучшении качества речи. Все слуховые технологии, представленные на современном рынке, в основном цифровые.

Настоящее время

К 2000 году слуховые аппараты можно было программировать, что позволило добавить ряд пользовательских настроек. К 2005 году цифровые устройства заняли примерно 80% рынка слуховых аппаратов. Цифровая технология использует ту же схему, что и в мобильных телефонах и компьютерах.

Современные слуховые аппараты могут настроить специалисты-сурдологи в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Они могут адаптировать их к различным слуховым средам и подключать дополнительные устройства – компьютеры, телевизоры и телефоны. Антенны, Bluetooth и FM-подключения обеспечивают совместимость с другими электронными устройствами и доступ к ним в общественных местах. В 2011 году известный производитель технологических устройств Siemens выпустил Aquaris – один из первых водо- и пыленепроницаемых, противоударных слуховых аппратов.

Сегодня слуховые аппараты продолжают развиваться вместе с миром высоких технологий. На рынке появляются умные устройства, которые подстраиваются под различные ситуации автоматически, без вмешательства пользователя. В 2015 компания ReSound разработала первый слуховой аппарат для смартфона, которому не нужны промежуточные датчики. Он разработан специально для iPhone помогает лучше слышать устройство.

Это сложный микроэлектронный прибор, позволяющий распознавать звуки окружающего мира.

Сегодня слухопротезированием уже никого не удивишь, оно позволяет людям вести нормальную жизнь, несмотря на тугоухость и глухоту, а детям нормально развиваться и не отставать от своих сверстников.

17-18 век - слуховой рожок

Несколько веков назад люди не могли и мечтать о протезировании. Вылечить тугоухость не было возможности. Однако медики не сдавались и пытались бороться. Первый прототип слухового аппарата по форме больше напоминал детский рожок: большая трубка сужалась к одному концу, который вставлялся в ухо - это позволяло собирать большее количество окружающих звуков.

19 век - аппараты-чемоданы

Следующий этап в развитии слухопротезирования связан с открытиями Александра Грэхема Белла и Томаса Эдисона. Белл изобрел телефон, а Грэхем с помощью угольного микрофона и батареи смог усилить звук в телефоне.

Но превратить слуховой рожок в электронный аппарат смог Томас Эдисон. Он создал угольный передатчик - прибор, который превращал звуки в электрические сигналы, а затем снова переводил в звук.

Массовый выпуск первых аппаратов начался в конце 19 века. Сразу несколько компаний Германии, США и других стран занялись разработкой приборов для улучшения слуха. Каждая из них создавала свой дизайн, применяла свой подход. Но первой стала американская корпорация Dictograph Company.

Из-за тяжелой угольной батареи первые слуховые аппараты были настолько громоздки, что их носили в руках. Но пациентов это не останавливало - не останавливала их и баснослованая цена.

Середина 20 века - транзисторные слуховые аппараты

Производители оборудования быстро среагировали на появление слуховых устройств, и в 1920 году появился первый слуховой аппарат с электронными лампами. Качество и громкость звука повысились, но борудование так и осталось тяжелым. Главной причиной больших размеров были те же угольные батареи.

Проблема решилась, как только были изобретены транзисторы. Произошло это в 1952 году. Изначально слуховой аппарат располагали в дужке очков, но это было не всегда удобно, поэтому через время были разработаны приборы, которые крепились за ухом. Именно таким слуховой аппарат дошел и до нас.

21 век - цифровые и незаметные

Современные слуховые аппараты миниатюрны, при хорошем подборе они практически незаметны окружающим. Сложные микросхемы обеспечивают высокое качество передачи звука, а цифровые технологии позволяют сделать аппараты еще и "умными". Программа не только отлично передает звуки, но и выделяет человеческую речь, усиливая ее звучание.

Изобретатель : Вернер фон Сименс
Страна : Германия
Время изобретения : 1878 г.

Современные слуховые аппараты являются электроакустическими устройствами и состоят из четырех основных частей: , принимающего звук и преобразующего его в электрический сигнал, усилителя, принимающего сигнал от микрофона и посылающего его затем в ресивер и собственно ресивер ().

По методу передачи звукового сигнала слуховые аппараты делятся на две главные категории: костной и воздушной проводимости, при этом аппараты костной проводимости устанавливаются только в случаях тяжелого поражения слуха операционным путем. Слуховые аппараты воздушной проводимости должен подбирать и настраивать специалист-сурдолог.

Исторически первыми слуховыми аппаратами были слуховые трубы - рупоры из различных материалов, вставлявшиеся в ухо узким концом (известны несколько тысяч лет). Первое упоминание о подобных приборах относится примерно ко второму веку до нашей эры. По свидетельствам древнеримского врача Галена, в это время философ Арзиген высказал идею компенсировать слабый слух специальными рожками — трубками из серебра.

Узкий конец устройства нужно было вставлять в ушную раковину, а широкий конец собирал звуки окружающего мира. На протяжении около двух тысячелетий с помощью подобных слуховых аппаратов люди пытались возвратить себе возможность слушать. Например, таким рожком пользовался основатель российской космонавтики , слух которого, как известно, был с детства ослаблен.

В середине ХVI века свой проект слухового аппарата придумал итальянский философ Джероламо Кардано. Он предложил использовать металлический котёл, в который нужно было говорить как в рупор. Его слабослышащие и глухие ученики прикладывали к котлу палочки и таким образом ощущали вибрацию, помогавшую распознать речь. К слову, Кардано стал одним из первых, кто начал использовать в своей работе сурдопедагогику.

В конце ХIХ века на смену слуховым палочкам пришли иные проводники звуков: эбонитовые и каучуковые трубки, которые прижимались к челюсти или подбородку глухого. Они могли быть выполнены в разных формах, однако принцип действия был всё тот же. За счёт хорошей рекламной компании такие устройства получили весьма высокую популярность. Впрочем, несмотря на то, что они несколько улучшали понимание речи слабослышащими, эффект, к сожалению, был не велик.

Все предшественники современных слуховых аппаратов были малоэффективны, и только с развитием науки и техники, у изобретателей появилась возможность создавать более действенные приборы. Так, например, российский врач из Санкт-Петербурга Р. Бреннер предложил электродиагностику нарушений органа слуха. Создание же первых слуховых аппаратов, близких к современным, занялись в конце ХIХ – начале ХХ века.

В 1878 г. Вернер фон Сименс сконструировал первый электрический слуховой аппарат «Phonophor», работающий по принципу телефона. С начала XX в. такие приборы производились серийно. Из-за слабого усиления и больших искажений звука они не пользовались особой популярностью.

Появление современных устройств, также, было связано с именами двух известных и талантливых учёных Александра Белла и .

Белл в 1876 году получил патент на изобретение телефона. Он предложил невиданный для того времени прибор, с помощью которого звуки можно было преобразовывать в электрические колебания и передавать их на большие расстояния. Технология, применяющаяся в изобретении, была позже использована в первых слуховых аппаратах.

При этом стоит отметить, что изобретать интересовался вопросами, связанными с глухотой. Тем более что его жена потеряла слух в раннем детстве. Ещё за три года до изобретения телефона изобретатель создал устройство для исправления произношения глухих. Игла, соединённая с мембраной, при воздействии звуков речи чертила характерные фигуры, сравнивая получившиеся изображения, учитель мог демонстрировать своему ученику ошибки.

Белл получил патент, описывающий работу телефона. Для усиления звука изобретатель использовал батарею и угольный микрофон. В свою очередь Томас Эдисон создал угольный передатчик, способный преобразовывать звук в электрические сигналы, которые транспортировались по проводам и могли быть вновь преобразованы в звук.

Подобная концепция использовалась при изготовлении первых слуховых аппаратов, появившихся в конце XIX века. В 1899 году был запатентован первый электрический аппарат, в котором применялся угольный передатчик и батарея. Впрочем, это было очень большое и дорогое устройство. Оно должно было располагаться на столе, а стоило 400 долларов.

Аппараты с усилителем на электронных лампах работали существенно лучше, но были слишком громоздки - первый такой аппарат, «Vactuphone» фирмы Western Electric Company (США, 1921 г.) размещался в небольшом чемоданчике. Размеры со временем удалось уменьшить (первые миниатюрные радиолампы созданы именно для слуховых аппаратов), но все равно источники питания оставались довольно крупными. По-настоящему миниатюрные приборы удалось создать в 1950-е гг., после изобретения транзистора.

Переломным стал 1952 год, когда компании начали производить слуховые аппараты на основе транзисторов. Новые устройства были значительно меньше своих предшественников. Со временем появились привычные всем заушные приборы. Ещё через 40 лет, в девяностые годы, покупателям были представлены цифровые аппараты, позволяющие улучшить качество звуков.

В конце 20 века компьютерная технология сделала слуховые аппараты еще меньшими по размеру и обладающими еще более точными параметрами настройки, с тем, чтобы иметь возможность приспособиться фактически к любому типу окружающей среды. Самое новое поколение слуховых аппаратов может непрерывно анализировать звуковую обстановку и так же непрерывно приспосабливаться к ней, чтобы улучшить качество звука и уменьшить фоновый шум.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома