Тема: «Слова – действия».
Цель : закреплять знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Задачи:
Образовательные :
обучать постановке вопросов к словам, обозначающим действие;
развивать умения практического употребления в речи слов, обозначающих действия предмета;
дифференциация глаголов от других слов;
учить соотносить слова-действия с их графическим обозначением.
учить подбирать слова-действия к словам-предметам.
Развивающие :
развивать слуховое внимание и память, мышление;
развивать умения согласования и управления;
расширять словарный запас;
развивать мелкую и артикуляционную моторику;
формировать оптико-пространственную ориентировку, внимание, зрительную память, воображение;
учить правильно и логично излагать свои мысли.
Воспитательные :
воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность, доброжелательные отношения;
развивать самостоятельность, самоконтроль,
формировать взаимопонимание, навыки сотрудничества.
Ход занятия:
Организационный момент. (слайд 2)
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
Здравствуйте, ребята.
Дополните предложения.
На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят), ушки внимательно слушают и все…(слышат), голова хорошо…(думает).
Как называются слова, которые вы дополняли? (слова-действия).
Сообщение темы и цели занятия.
Сформулируйте тему занятия.
- Молодцы!
Сегодня на занятии мы продолжим работу по теме «Слова-действия», будем учиться подбирать слова-действия к предмету, составлять предложения с ними, учиться задавать вопросы к словам-действиям и многое другое. Занятие будет интересным.
Но сначала …
Артикуляционная гимнастика. (слайд 3)
Подготовим наши губы, язычок к четкому правильному произношению, выполним артикуляционную гимнастику.
Цель: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Артикуляционные упражнения :
1. «Заборчик» (слайд 4)
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
2. «Дудочка» (слайд 5)
Губы тянем в трубочку
И играем в дудочку.
3. «Окошко» (слайд 6)
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Губы мы чуть-чуть сдвигаем
И окошко получаем.
4. «Шарик» (слайд 7)
Воздух в щеки набираем,
будто шарик надуваем.
5. «Чистим зубки» (слайд 8)
Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.
6. «Часики» (слайд 9)
Тик-так, тик-так
ходит маятник вот – так.
Основная часть. Работа со словами, обозначающими действие предмета.
Развитие логического мышления (слайд 10)
Отгадайте загадки.
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки.
С шумом окна открывал.
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю.
И ушел по лужам в поле.
Он живет в лесу дремучем.
Сам он серый и колючий.
Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Подберите из текста как можно больше слов-действий к каждому отгаданному предмету.
- Поставьте к ним вопрос.
Что обозначают эти слова?
2. Работа над словами синонимами. (слайд 11)
Запомните и повторите:
бежит, мчится, несется;
беспокоится, волнуется, тревожится, переживает;
вертится, кружится, крутится, вращается, вьется.
Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают?
Вспомните и назовите слова-действия, близкие по смыслу следующим словам вращается - ....
мчится - ...,
беспокоится - ....
3. Работа над определением действия к предмету. (слайды 12, 13, 14, 15).
Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).
Продолжите предложения, подобрав слова-действия.
Портниха…(шьет, пришивает, сшивает).
Повар... (варить, солить, мешать, жарить, резать).
Уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).
4. Физминутка для глаз (слайд 16).
5. Работа по активизации глагольного словаря . (слайд 17 ) (Щелчок)
1) Прочитайте словосочетания. Замените их одним словом, обозначающим действие:
сделать подарок - подарить;
одержать победу - ...;
найти решение - ...;
покрыть краской - ...;
заниматься лепкой - ....
Запишите получившиеся слова в тетрадь.
2) дополнительное задание.
Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия
Ночью на небе яркие звезды. (светят)
Мальчик на плиту чайник. (поставил)
Лист с березы. (упал)
Паша на трамвае. (едет)
Пчела в улей мед. (несет)
6. Физминутка.
Гимнастика для мелкой моторики:
-Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.
Чтобы крепкой быть ладошке
Помассируем немножко.
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять…
Пальчиковые упражнения .
- кулак,
- ребро,
- ладонь,
- игра на пианино.
Массаж.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.
7. Графическое изображение слов-действий.
Послушайте предложения. Назовите слово, обозначающее действие. Поставьте к нему вопрос. Спишите предложения, заменив слово-действие графической схемой.
Дети поют песни. Светит ласковое солнышко. По морю плывет кораблик. Заяц прячется от лисы. Миша разбил вазу. Дует сильный ветер .
V . Итог занятия.
Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Вам понравилось занятие? Какое у вас настроение?
О чем мы говорили на занятии?
На какой вопрос отвечают слова-действия?
Вы сегодня хорошо работали на занятии.
Занятие окончено, до свидания.
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Тема: «Слова, обозначающие действия предметов»
Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской областидать понятие о словах действиях.
развитие учебных умений и навыков, слушать инструкции учителя – логопеда, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельность выполнения действий.
учить работать в команде, взаимовыручке, взаимоподдержке.
cовершенствовать грамматический строй, развитие и уточнение словаря действий, провести работу по словообразованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ДЕТСКИЙ САД №1444 СВАО г.МОСКВЫ
Конспект индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста
«Слова действия»
подготовила
воспитатель ГБОУ детский сад №1444
Разбакова Наталья Александровна
МОСКВА 2012
Конспект
индивидуального занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Слова действия»
Цели:
Образовательные – дать понятие о словах действиях.
Учебные – развитие учебных умений и навыков, слушать инструкции учителя – логопеда, самоконтроль, самоорганизация, самостоятельность выполнения действий.
Воспитательные – учить работать в команде, взаимовыручке, взаимоподдержке.
Коррекционные – совершенствовать грамматический строй, развитие и уточнение словаря действий, провести работу по словообразованию.
Оборудование: картинки со словами действиями, карточки со словами предметами.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие, знакомство с ребенком.
Тема: слова действия.
1.Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Рассмотри картинки и назови, кто что делает?
Картинки: девочка шьёт, бабушка вяжет, девочка вышивает, мама готовит обед, бабушка жарит рыбу, бабушка печёт пирожки.
Корова, коза, лошадь, курица, утка.
Карточки со словами – предметами (запись на карточках).
Ребенок отвечает согласно этим картинкам.
Логопед: правильно Дима.
2.Развитие слухового внимания. Дифференциация глаголов от других слов.
Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь слова действия.
Слова: бежать, летать, дорога, плавать, солнце, спать.
Ребенок хлопает в ладоши, если слышит слова действия.
Логопед: правильно Дима.
3.Развитие и уточнение словаря действий.
Картинки: корова, коза, лошадь, курица, утка, гусь.
Ребенок:
Корова – мычит
Коза – блеет
Лошадь – ржет
Курица – кудахчет
Утка – крякает
Логопед: правильно, молодец.
4.Физкультминутка. Движения по тексту.
Топни левою ногой!
Влево шаг! На месте стой.
Повернись направо к другу,
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг назад и два вперёд!
Вправо, влево поворот!
5.Работа по словообразованию.
Логопед ребенку раздаёт карточки со словами – предметами, и просит подобрать к ним слова, от которых они образованы. Например: скрип – скрипеть.
Слова: журчание, жужжание, кваканье, ржание, треск.
Логопед: я, записываю эти слова на доске, ты в тетрадь.
Ребенок:
Журчание – журчать
Жужжание – жужжать
Кваканье – квакать
Ржание – ржать.
Треск – трещать
Логопед: правильно Дима.
Итог занятия: Дима! Что тебе понравилось на занятии? Что нового ты сегодня узнал?
Ты сегодня хорошо занимался. До свидания!
Список использованной литературы
Учитель-логопед Зяблова Е.О.
Конспект логопедического занятия,
проведенного в старшей группе для детей с ТНР
ТЕМА: Слова, обозначающие действия предметов.
ЦЕЛИ:
Образовательные:
Практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,
Формирование умения у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них.
Коррекционные:
Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимики, голоса,
Развитие фонематического слуха,
Развитие внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
Воспитание интереса к занятию,
Воспитание самоконтроля за своей речью,
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, сигнальные карточки, карандаши, лист бумаги, «волшебный мешочек», игрушки, мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Сегодня на занятии мы будем показывать и называть много разных действий, движений, задавать вопросы и отвечать на них. Но сначала сделаем Логопедическую гимнастику.
2. Логопедическая гимнастика.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
а потом их разведем и к себе скорей прижмем.
Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем.
Щечки мы надули, щечки мы втянули.
Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели,
На места тихонько сели.
Выполняем массаж пальчиков (называем каждый пальчик).
Массаж личика (называем части лица).
Зарядка для губ (А-О-У-И - «произносим» без голоса, высоким голоском - «песенка лисички», низким голоском - «песенка медведя»)
Зарядка для язычка.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук».
Логопед называет ряд звуков, дети должны хлопнуть в ладоши («поймать») заданный звук.
Игра «Сигнальщики».
Логопед называет ряд слов, дети поднимают сигнальную карточку на слово с заданным звуком.
Игра «Запомни и повтори».
Логопед называет слоговые дорожки, дети их повторяют.
4. Работа по теме.
Логопед дает задание детям:
Уля, рисуй!
Дети, скажите одним словом, что делает Ульяна?
Дети: - Рисует.
Логопед: - Ваня, попрыгай на одной ножке!
Дети, скажите одним словом, что делает Ваня?
Дети: - Прыгает.
Логопед: - Лера, брось мне мячик!
Что делает Лера?
Дети: - Бросает.
Логопед: - Алеша, похлопай в ладоши!
Что делает Алеша?
Дети: - Хлопает.
Логопед: - Дети, вы назвали много разных слов. К этим словам можно задать вопрос «Что делает?» Все эти слова обозначают различные действия. Мы будем называть их слова-действия.
Логопед называет слова-действия, а дети задают к этим словам вопрос «Что делает?»
Варит, шьет, лает, спит, плавает, пишет, смеется.
6. Физминутка.
7. Закрепление материала.
Игра «Кто что делает?»
Логопед: - Дети, рассмотрите каждый свою картинку и ответьте одним словом на вопрос «Что делает?»
Дети поочередно называют слова-действия: вяжет, варит, бежит, лает, моет, читает.
Логопед: - Дети, какой можно задать вопрос к словам-действиям?
Дети: - Что делает?
Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: - Дети, достаньте из волшебного мешочка по одному предмету и скажите одним словом, что он может делать?
Дети достают игрушки: машинка, мячик, колокольчик, самолетик, ёжик, медвежонок, называют слова-действия: едет, скачет, звенит, летит, колется, рычит.
8. Итог занятия.
Логопед: - Дети, сегодня на занятии вы выполняли разные действия, называли слова-действия, учились задавать вопросы к словам (Что делает?)
Логопед оценивает работу детей и поощряет их.
Конспект фронтального логопедичекого занятия по теме "Слова-действия" для обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение «Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи» (с использованием ИКТ).
Учитель-логопед Шведова Тамара Федоровна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Тема : СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ
Тип занятия – занятие с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний в соответствии с задачами I этапа коррекционно-развивающей работы.
Вид занятия: фронтальное групповое логопедическое занятие.
Цели : закреплять знания о глаголе (словах-действиях), совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Задачи:
Образовательные :
Развивающие :
Воспитательные :
Оборудование .
Ход занятия
I. Организационный момент. (слайд 2) (Щелчок)
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
Здравствуйте, ребята.
Дополните предложения. Щелчок мыши по экрану .
На занятии наши глазки внимательно смотрят и все… (видят), ушки внимательно слушают и все…(слышат), голова хорошо…(думает).
Щелчок мыши по экрану
Как называются слова, которые вы дополняли? (слова-действия).
Сформулируйте тему занятия. Щелчок мыши по экрану
Молодцы!
Сегодня на занятии мы продолжим работу по теме «Слова-действия», будем учиться подбирать слова-действия к предмету, составлять предложения с ними, учиться задавать вопросы к словам-действиям и многое другое. Занятие будет интересным.
Но сначала …
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 3.
Подготовим наши губы, язычок к четкому правильному произношению, выполним артикуляционную гимнастику.
Цель: Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.
Артикуляционные упражнения :
1. «Заборчик» (слайд 4)
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 5
2. «Дудочка» (слайд 5)
Губы тянем в трубочку
И играем в дудочку.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 6
3. «Окошко» (слайд 6)
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
Губы мы чуть-чуть сдвигаем
И окошко получаем.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 7
4. «Шарик» (слайд 7)
Воздух в щеки набираем,
будто шарик надуваем.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 8
5. «Чистим зубки» (слайд 8)
Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 9
6. «Часики» (слайд 9)
Тик-так, тик-так
ходит маятник вот – так.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 10
1. Развитие логического мышления (слайд 10) (Щелчок)
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки.
С шумом окна открывал.
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю.
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)
Он живет в лесу дремучем.
Сам он серый и колючий.
Ночью ходит, днем он спит.
Если сердится – ворчит.
(Ежик)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Щелчок мыши по экрану появляются картинки.
- Поставьте к ним вопрос.
Что обозначают эти слова?
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 11.
2. Работа над словами синонимами. (слайд 11)
Запомните и повторите:
бежит, мчится, несется;
беспокоится, волнуется, тревожится, переживает;
вертится, кружится, крутится, вращается, вьется.
Что обозначают эти слова, на какие вопросы они отвечают?
Вспомните и назовите слова-действия, близкие по смыслу следующим словам вращается - ....
мчится - ...,
беспокоится - ....
Щелчок мыши по экрану появляются Слова для справок.
Щелчок мыши по экрану.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 12.
3. Работа над определением действия к предмету. (слайды 12, 13, 14, 15).
Рассмотрите внимательно картинки. Какие действия производят, изображенные люди (певица, пианист, балерина, художник, учитель, скульптор, врач, воспитатель, маляр, повар, продавец, уборщица, мальчик, бабушка, мама, дворник).
Продолжите предложения, подобрав слова-действия.
Портниха…(шьет, пришивает, сшивает).
Повар... (варить, солить, мешать, жарить, резать).
Уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 16.
4. Физминутка для глаз (слайд 16).
5. Работа по активизации глагольного словаря . (слайд 17 ) (Щелчок)
1) Прочитайте словосочетания. Замените их одним словом, обозначающим действие:
сделать подарок - подарить;
одержать победу - ...;
найти решение - ...;
Покрыть краской - ...;
заниматься лепкой - ....
Запишите получившиеся слова в тетрадь.
Щелчок мыши по экрану – проверка.
2) дополнительное задание.
Продолжите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова-действия
Ночью на небе яркие звезды. (светят)
Мальчик на плиту чайник. (поставил)
Лист с березы. (упал)
Паша на трамвае. (едет)
Пчела в улей мед. (несет)
6. Физминутка.
Гимнастика для мелкой моторики:
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику и массаж.
Чтобы крепкой быть ладошке
Помассируем немножко.
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять
И движенья выполнять…
Пальчиковые упражнения .
Кулак,
Ребро,
Ладонь,
Игра на пианино.
Массаж.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
И к другому перейдём.
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки внутренней стороной на указательный и средний пальцы правой. Затем растирают его тыльную сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки.
Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.
Дети кладут выпрямленный указательный палец левой руки тыльной стороной на указательный и средний пальцы правой. Потом растирают его внутреннюю сторону по всей длине большим пальцем правой руки. Так же массируют остальные пальцы. Повторяют упражнение несколько раз, меняя руки..
7. Графическое изображение слов-действий.
Послушайте предложения. Назовите слово, обозначающее действие. Поставьте к нему вопрос. Спишите предложения, заменив слово-действие графической схемой.
Дети поют песни. Светит ласковое солнышко. По морю плывет кораблик. Заяц прячется от лисы. Миша разбил вазу. Дует сильный ветер .
V. Итог занятия.
Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 18.
Мы молодцы. Мы все успели сделать и многому научиться. Вам понравилось занятие? Какое у вас настроение?
О чем мы говорили на занятии?
На какой вопрос отвечают слова-действия?
Вы сегодня хорошо работали на занятии.
Занятие окончено, до свидания.
Список литературы:
1. Мазанова Е.В. КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.
2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М.: Просвещение, 1991.
Картинки:
Медведь http://www.auladeruso.com/2011/02/blog-post_12.html
Ежик