Вифлеем город иисуса. Палестина, вифлеем - там, где родился иисус христос Древний вифлеем

Вифлеем - в переводе "Дом хлеба". В окрестностях города были большие поля, где выращивали хлеб.
Население города — 25 270 человек.

Интересно, что мэром этого ПАЛЕСТИНСКОГО города, по закону обязан быть только ХРИСТИАНИН.

В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.
Вифлеем известен задолго до Рождества Христова. До Христова Рождества этот город упоминался как Дом Царя Давида. Именно в Вифлееме родился Давид Псалмопевец. написавший книгу Псалтирь, здесь же он был помазан на царство. На месте предполагаемого захоронения Святого Царя Давида находится греческий православный монастырь с древним колодцем которому более 3.000 лет.
Около Вифлеема умерла при родах праведная проматерь Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Её гробница находится на выезде из Вифлеема. В нынешнем виде здание над могилой Рахили было построено в 1841г. Гробница праматери Рахили считается одной из главных еврейских святынь и, кроме того, является местом паломничества верующих разных конфессий как христиан, так и мусульман, но особенно почитаемая евреями, как проматерь еврейского народа.

С 18 века мусульмане вокруг гробницы Рахили устроили свои кладбища. В самой же гробнице находятся над могилой Рахили две молитвенные комнаты, одна для мусульман, другая для иудеев. Как это не странно, но и мусульмане и иудеи Палестины считая Рахиль своей святой молились под одной крышей, разделённые только стеной. Содержал это святое место гражданин Великобритании родившийся в Италии, еврей по происхождению, меценат Сэр Мозес Моше Хаим Монтефиоре . В начале 21 века здание было обнесено высоким бетонным забором, необходимым для безопасности посетителей и их защиты от враждебно настроенных арабских жителей прилегающих территорий. Так как арабы считают это место своей святыней и здесь вокруг гробницы Рахили их кладбища, но в настоящее время евреи полностью заняли гробницу Рахили и сейчас там находится только действующая синагога. В настоящее время к гробнице Рахели приезжают многочисленные туристы со всего мира.

Гроб Рахили.

Но в христианстве Вифлеем прославился другими событиями. Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле . Основан примерно в XVII—XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи , после — иудеи.

Храм Рождества Христова, несомненно, - главная достопримеча-тельность Вифлеема.


Храм Рождества окружен с трех сторон монастырями: с севера - католическим , с юго-востока - греко-православным и с юга - армянским (на фото выше армянский алтарь в храме Рождества )


Вход из храма в пещеру Рождества


В пещере под алтарём православной части храма находятся грот с яслями Христа. Под престолом изображение звезды из серебра. Сюда упал луч Вифлеемской звезды. В звезде отверстие до земли...до камней под храмом, то место где и родился Христос. Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков. Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Н епосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.

В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2×2 м, или чуть больше, уровень пола в нём на две ступени ниже, чем в основной части пещеры. В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения. Собственно Ясли — это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, их Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель. Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Это было сделано в середине VII века, при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно, для того чтобы не допустить поругания святыни. Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

Келья и могила Святого Иеронима, создателя канонического текста Библии и переводчик на латинский язык.

Ещё одна пещера под храмом. Пещера с костями 14.000 Вифлеемских младенцев убитых по приказу царя Ирода. Место так же принадлежит греческой православной Церкви.

В этот огромный храм очень низкий и узкий вход. Каждый входящий сгибается, отчего двери называют ВОРОТАМИ ПОКАЯНИЯ. Но исторически есть и другое объяснение. Ворота были заложены после того, как персы с завоеваниями вторгались в Вифлеем и въезжали в храм на конях. Чтобы прекратить осквернения храма ворота заложили камнями, оставив вот только маленький вход ниже человеческого роста. Впрочем персы к храму отнеслись скажем, хорошо Но только потому, что на древней мазайки увидели своих волхвов. Перс перса узнал сразу и это спасло храм.

Над пещерой, где, согласно преданию, родился Христос, император Константин в 325 году повелел построить церковь. Впоследствии эта церковь неоднократно разрушалась, снова восстанавливалась и перестраивалась. На стенах и потолке можно видеть остатки древних мозаик и фресок. В 637 году арабы захватили весь Вифлеем, но и они не дерзнули отнять храм у христиан, оставив это святое место христианам для молитвы. Исламские султаны даже в средневековье терпимо относились к христианам в Вифлееме.



В Вифлеемском храме есть единственная икона Божьей Матери, которая изображена с улыбкой, она так и называется...Вифлеемская.

Францисканский католический храм над молочной пещерой с чудотворной иконой Млекопитательница. По преданию именно здесь скрывалось Святое Семейство во время Избиения младенцев до бегства в Египет, спасаясь от воинов царя Ирода. По преданию Матерь Божия, собравшись кормить Младенца, разбрызгала нечаянно капли своего молока. Капли упали на тёмный камень, который тут же окрасился в молочно-белый цвет. И христиане, и мусульмане считают необычно белые частички камней пещеры чудотворными: они помогают увеличивать количество материнского молока и повышают способность к рождению детей.

Католический епископ Вифлеема носит титул Католического Патриарха и главную мессу Рождества 25 декабря совершает не в храме Рождества, а рядом в примыкающем католическом храме Святой Екатерины.

Церковь св. Екатерины была построена в 1881 г. архитектором Гийемо, на месте августинского монастыря XII в., который стоял на месте византийского монастыря V в., связанного с именем св. блж. Иеронима Стридонского. Из этого католического храма, католический Патриарх после мессы через специальные двери спускается в подземную часть храма Рождества и молится у рождественских яслей.

На Поле Пастушков, где Ангелы возвестили о Христовом Рождестве, так же находится греческий православный монастырь. Храм в честь Богородицы, под иконостасом похоронены пастушки, свидетели Рождества Христова.

В 1,5 км. от православного монастыря, расположен монастырь католический с названием "Слава в вышних Богу" посвящён ангелам, которые воспели Рождество Христово пастушкам.

В пригороде Вифлеема находятся ещё два православные монастыря, Св.Феодосия Великого и Святого Саввы Освященного. В монастыре святого Саввы 6 православных Церквей-скитов.

В монастырь Саввы запрещено входить женщинам . Во время арабского завоевания Палестины (636 г.), ситуация вокруг христианских монастырей, постепенно ухудшалась. Власти халифата практически не контролировали действия отдельных бедуинских племен, промышлявших разбоем и грабежом, в первую очередь христианского населения. В 786 г. бедуины, после месячной осады, взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены, либо поруганы, а монахи поголовно вырезаны и теперь их черепа как святых мучеников хранятся в монастыре за стеклом.

В Вифлееме имеется мусульманская мечеть Омара, где на молитву собираются мусульмане. Захватив Иерусалим, Омар поехал в Вифлеем, в 637 нашей эры, чтобы выпустить закон, который гарантирует уважение к святыням, и безопасность для христиан и духовенства. Спустя только четыре года после смерти пророка Мухаммеда, Омар по сообщениям молился в месте местоположении мечети. Мечеть была построена в 1860, претерпела реконструкцию в 1955, во время иорданского контроля над городом. Земля, используемая для её строительства мечети, была пожертвована греческой православной церковью .

Есть в городе и городская арабская гостиница, в которой принимают всех, и цена там ,двухместный номер — 125-160 долларов


В Вифлееме имеется вот такой небольшой фонтан, ведь вода там на вес золота. Фонтан называется фонтаном мира и хочется, чтобы в городе где родился Спаситель мира когда нибудь наступил бы мир между арабским и еврейским населением

Ну а пока что миром не пахнет и евреи с арабами отделяются вот такими бетонными стенами. Бетонная 4х метровая "стена безопасности" определяющая границу Палестины и Израиля. Два мира и две цивилизации одного общего города Вифлеема.

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они – христиане. Главное занятие жителей – земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек – сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, – все это вместе образует на юго-восточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 – 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее – 12 м. 40 см., ширина – 3 м. 90 см. и высота – 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей – Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события – рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (­8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 – 152).

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер – «Башня Стад» (), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа» (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных» (Эдершейм, стр. 238).

Вифлеем – это город в Израиле известный всем христианам мира. В Израиле Вифлеем второй по значимости в религиозной цепочке городов после Иерусалима. Еще в Священном Писании город Вифлеем упоминался как «дом Давида». В этом городе родился второй израильский Царь – Давид. Именно в этом городе Давид был тайно помазан на царствие пророком Самуилом.

Вифлеем отмечен и в Библии, священной книге всех христиан мира. Для христиан Вифлеем, прежде всего город Израиля , где родился Спаситель всего человечества – Иисус Христос. В переводе с древне-еврейского Вифлеем – это «дом хлеба». Надо сказать, что священники не раз обращали внимание христиан на то, что название этого города не случайно. Именно в этом городе Иисус Христос явил Собой Хлеб жизни, вкушающие же этот хлеб, наследуют в дальнейшем жизнь вечную. Сегодня одна из величайших святынь христиан в Израиле в Вифлееме – это Храм Рождества Христова. Он построен на том месте, где был рожден Спаситель мира Иисус Христос.

По указу святого царя Константина на месте рождения Христа в 325 году было начато строительство Храма. Такой указ был издан и на строительство храма на месте гибели Христа. Константин поручил строительство Храмов своей матери царице Елене. В 327 году, через 2 года после указа Константина был воздвигнут Храм Гроба Господня на месте смерти Иисуса, а уже через три – началось строительство Храма Рождества Христова на месте его рождения в Израиле в Вифлееме. Строительство началось в 330 году. В дальнейшем в 4 веке Храм Рождества был разрушен, но потом его восстановил император Юстиниан. Город Вифлеем развивался вокруг места рождения Христа. А потому сегодня Храм Рождества Христова возвышается в самом центре города на главной его площади.

Не смотря на то, что город подвергался многочисленным набегам в течение всей своей многолетней истории, Храм Рождества Христова никогда не был разрушен. Сегодня этот памятник древности, священное место всех христиан мира считается одним из самых наиболее сохранившихся храмов в Палестине.

В Храме Рождества Христова находится главная святыня – рождественский вертеп, который размещен под алтарем. Вертеп имеет в длину 12 метров, а его ширина составляет 3 метра. В вертеп с двух сторон с северной и южной ведут две лестницы. При спуске в вертеп место Рождения Христа обозначено серебряной звездой с 14–ю лучами. Над Вифлеемской Звездой расположены лампады и престол. Здесь на этом престоле правят службы по очереди армянские и православные священники.

Есть в Израиле в Вифлееме и еще одна священная вещь – это икона Божьей Матери, единственная в мире икона на которой она улыбается. Эта икона называется Вифлеемской. Икона всегда находится в церкви, размещена она над входом в пещеру, где родился Иисус. Многие паломники и просто верующие люди, матери приезжают к этой иконе помолиться о даровании детей, молятся этой иконе о благополучии детей, об их семейном счастье.

Вифлеем в Израиле – это один из древнейших городов планеты. Ведь его основание датируется примерно 17 – 6 веками до нашей эры. Сначала в Вифлееме проживали Ханаане, затем город населяли иудеи, арабы, христианского вероисповедания. Сегодня в Израиле в Вифлееме проживает чуть больше 25 тысяч человек, из них арабы христиане составляют 20 % от всего количества проживающих в Вифлееме. Город Вифлеем имеет много названий: это и Дом Хлеба, и Дом Мяса и Ефрата – Плодоносный. Совершать экскурсии самостоятельно в Вифлеем не рекомендуется, ведь город расположен на территории Палестины, и стоит за огромной бетонной стеной, отделяющей Израиль от Палестинской автономии. Сложные, натянутые отношения между Израилем и Палестиной усложняют туристам посещение этого святого для многих христиан места.

Для того чтобы перейти КПП, туристу формально ничего другого не требуется, кроме заграничного паспорта. Но дело в том, что в Израиле в Вифлееме КПП закрываются внезапно и на неопределенный срок из-за обострения отношений между Израилем и Палестинской автономией. При покупке тура в Израиль , с посещением Вифлеема, туристические фирмы заранее предупреждают туристов о том, что возможен и такой форс-мажор. Невозможно знать и быть уверенным в том, что точно попадешь на экскурсию в Вифлеем, пока уже не окажешься за огромной бетонной стеной, разделяющей Израиль и Палестину.

Мы уже говорили о том, главной достопримечательностью Израиля и святыней Вифлеема является – Храм Рождества Христова. Он построен на месте, где родился Христос. На месте рождения Христа возложена серебряная звезда, имеющая название – «Вифлеемская звезда». У серебряной Вифлеемской звезды – 14 лучей, которые символизируют количество остановок Христа на дороге Скорби, на Крестной пути – на Виа Долороса.

Есть история, которая связана с серебряной звездой, но которую не любят вспоминать представители религиозных конфессий. Эта история сложным образом и запутанными событиями связала Рождество Христа с началом Крымской войны. Всем известно, что святые места оспаривают разные конфессии между собой. Специальными соглашениями регламентируются права и обязанности представителей разных религиозных конфессий в отношении к святыням.

В конце 40, в начале 50 годов в 19 веке возник жестокий спор между католическим папой Пием 9 и Францией с православными священнослужителями Иерусалимского Храма и России – о главенстве над Храмами Гроба Господня и Храма Рождества Христова в Вифлееме. Отношения были очень напряженными, стали обостренными донельзя. По самому незначительному поводу между представителями конфесий – католической и представителями греческой и армянской церкви, которые служили в храмах, возникла драка. Слухи об этом инциденте просочились в город, и обычный колокольный звон в церкви к вечерней службе население восприняло как тревожный набат. Все население Вифлеема ринулось в храм – и христиане и мусульмане. Возникла суматоха, неразбериха и серебряная «Вифлеемская звезда» из храма исчезла.

По этому поводу начались взаимные обвинения, и стороны обвиняли каждую участвующую сторону в пропаже серебряной «Вифлеемской звезды». Турецкий султан изготовил новую серебряную звезду и принес ее в дар францисканским монахам. Но, на новой звезде появилась запись, которой не было на пропавшей святыне. Запись на латыни гласила: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа». Согласно православной версии, раз надписи раньше не было, то монахи францисканцы подкупили султана, для утверждения своих прав, прав потомков крестоносцев на место рождения Христа – святое место христиан всего мира. Новая звезда была воспринята как нарушение тонкого хрупкого баланса прав разных конфессий, и это послужило поводом для развязки Крымской войны.

Кто был прав в этом споре, можно только предполагать, ведь изображения «старой» звезды не было, а потому узнать была ли там надпись или нет, возможности не было. Но сам факт, что войну между многими государствами спровоцировала христианская святыня, бесспорно ужасен, а потому о нем никогда не вспоминают.

Ну, как бы там ни было, Вифлеем и все израильские святыни и достопримечательности – это те места, которые нужно увидеть, хотя бы раз в жизни, прикоснуться к истории, ощутить все ее величие.

И в настоящее время фактически граничит с ним.

В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.

Вифлеем в Библии

Ветхий Завет

Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרתה‎, плодоносный).

Около Вифлеема умерла при родах Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается.

В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.

Новый Завет

Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа.

Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку.

История города


Древний период

Вифлеем - один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI вв. до н.э. в .

Сначала в городе проживали хананеи, после - .

Византийский период

В Вифлееме во II в. после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины св. Еленой, матерью первого императора-христианина Константина.

На месте языческого святилища в 326 г. был построен первый .

За исключением нескольких периодов доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю.


В 1867 г. город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.

Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны.


С конца XIX в. начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.

Британский мандат и позднее

В 1918 г., в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят английскими войсками.

В 1922 г., после распада Османской империи, Вифлеем стал частью .

Вифлеем - конечная остановка.

Чтобы добраться до нужно от остановки пройтись 15 минут или проехаться на такси, об этом назойливо вам напомнят многочисленные таксисты. если решились ехать, торгуйтесь.

Обратно выезд с уже известной вам остановки 21 маршрута.

Въезд и выезд в/из Вифлием(а)

Вифлеем отделен от Израиля бетонной , чтобы попасть в город надо пройти через контрольно-пропускной пункт.

Для того чтобы пройти из Иерусалима в Вифлеем гражданину РФ из документов нужен только действующий загранпаспорт установленного образца.

При проходе в сторону Вифлеема проверка сравнительно нестрогая, при проходе в сторону Иерусалима досмотр примерно как в аэропорту.

Следует иметь в виду что время от времени израильские власти закрывают контрольные пункты по соображениям безопасности на срок до нескольких дней.

Климат

Вифлеем расположен на возвышенности на высоте 760 м над уровнем моря, поэтому климат немного прохладнее, чем в низинах.

С мая по октябрь стоит сухая жаркая погода, практически без осадков. Зимой осадки выпадают в виде дождя. Снег выпадает крайне редко и не каждый год.

Среднегодовая норма осадков - 570 миллиметров.

Дневные температуры зимой +12-14°С, летом - около +30 °C.

Относительная влажность колеблется от 75-80 % зимой до 35-40 % летом.

Предлагаем Вашему вниманию документальный фильм "Вифлеем город Иисуса". Вифлеем. Это священный для христиан город. Каждый из нас слышал о его существовании. Все, что написано в Евангелиях о рождении Христа, связано именно с этими местами. Новый завет - это фактически путеводитель по святой земле и, разумеется, по Вифлеему. Рождество - главный праздник города. Мы покажем, как он выглядит и что здесь происходит в рождественские дни. Отмечать Рождество здесь начинают задолго до заката. В Палестине к христианским праздникам особое отношение: даже арабы-мусульмане приезжают сюда, чтобы показать христианам свое уважение. Количество паломников обычно превышает все допустимые санитарные нормы. Но ни на площади, ни в храме не бывает давки. Только хаотичное, шумное броуновское движение людей.

В эти дни город преображается до неузнаваемости - повсюду развешаны разноцветные флажки и рождественские звезды. А на площади бойко идет торговля рождественскими сувенирами и пряностями. Рождество в Вифлееме отмечают 2 раза - 25 декабря и 7 января. Первыми празднуют христиане западной, латинской традиции. Вторая волна праздников проходится на привычные нам дни - 6 и 7 января. Именно тогда отмечают Рождество православные христиане и все, кто живет по юлианскому календарю. Обязательный атрибут праздника - шествие скаутов. Мы расскажем, кто такие скауты, почему они играют на волынках и поют советские песни. Рождество - не только самая яркая, но и самая прибыльная ночь в Вифлееме: город блестит огнями, все магазины открыты.

Торговля идет на ура. В местных магазинах и сувенирных лавках круглый год продаются вертепы, иконы и рождественские звезды. В обычные дни здесь довольно тихо и спокойно. Все, кто приезжает в Храм Рождества, могут неторопливо рассмотреть каждую его деталь и помолиться. Мы расскажем о традициях паломничества в Вифлеем и о его святынях. Главное место в храме - пещера Рождества. Согласно Евангелию, именно в этом месте появился на свет Иисус Христос. При словах "пещера Рождества" в воображении появляется "хрестоматийный" образ. Каменные стены, вид на открытые поля и необъятное небо, откуда светит Вифлеемская звезда. В действительности все совсем не так. Сама пещера довольно узкая и длинная.

Место Рождества находится у ее восточной оконечности. В пещеру ведут две лестницы. Обычно паломники спускаются по южной, а поднимаются - по северной. Вифлеемская икона Божьей Матери - особенная икона. Она считается одной из самых известных чудотворных икон. Чудотворные иконы легко узнать по количеству подарков. Те, кому она помогла, жертвуют свои украшения - цепочки, кольца, часы. Под Вифлеемской иконой кажется, висит целое состояние. Это благодарность от семей, в которых произошло чудо. В нашем фильме мы расскажем, как попасть в Вифлеем. Это тоже непросто. Путь к Храму Рождества начинается с израильского КПП. Израильтяне и палестинцы, мягко говоря, друг друга недолюбливают. Храм Рождества находится на Палестинской территории.

Это означает, что при посещении храма вы фактически проходите через государственную границу. Огромная стена здесь разделяет два враждующих народа. Сторожевые вышки, колючая проволока, камеры, вооруженные люди - беспрецедентные меры безопасности. В Евангелиях сказано, что в момент рождения Иисуса на небе засияла звезда. Именно она привела пастухов и волхвов к месту рождения Спасителя. Мы расскажем и покажем, как выглядит Вифлеемская звезда. Сколько у нее лучей и была ли она на самом деле. Из нашего фильма вы узнаете, о чем молятся в пещере Вифлеемских младенцев и что просят в Молочном гроте. То, что здесь происходит на Рождество - вызывает немало удивления. Все дело в разных традициях. У нас, в России, главный праздник - Новый год.

И праздник на всю страну мы устраиваем именно по этому поводу. А в Вифлееме главный праздник - Рождество. И празднуют его как Новый год. Считается, что когда часы бьют полночь, надо загадывать самые сокровенные желания. Один нюанс - желания обязательно должны быть добрыми. Вифлеем - город, в котором каждый уголок - святыня. Сюда приезжают с просьбами о помощи и с благодарностью христиане всего мира. Это место, рождающее настроение созерцания, осмысления и поиска душевного тепла. Находясь здесь, мы как будто берем паузу и становимся ближе к Богу. А наши сердца наполняются теплом и светом мерцающей Вифлеемской Звезды.

Производство: ТК "Среда обитания" , 2015
Татьяна Сорокина-Арт
Режиссер: Константин Мурашев.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома