Эпифитотии относятся к чс какого характера. Природные чрезвычайные ситуации биологического происхождения. а) Аварии на химически опасных объектах

Биологические ЧС

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Эпидемия -- широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия -- необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

Эпизоотии -- инфекционные болезни животных -- группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.

Эпизоотический очаг -- место пребывания источника возбудителя инфекции на определенном участке местности, где при данной ситуации возможна передача возбудителя болезней восприимчивым животным. Эпизоотическим очагом могут быть помещения и территории с находящимися там животными, у которых обнаружена данная инфекция.

По эпизоотологической классификации все инфекционные болезни животных подразделяются на 5 групп.

Первая группа -- алиментарные инфекции, передаются через инфицированные корма, почву, навоз и воду. В основном поражаются органы пищеварительной системы. К таким инфекциям относятся сибирская язва, ящур, сап, бруцеллез.

Вторая группа -- респираторные инфекции (аэрогенные) -- поражение слизистых оболочек дыхательных путей и легких. Основной путь передачи -- воздушно-капельный. К ним относятся: парагрипп, экзоотическая пневмония, оспа овец и коз, чума плотоядных.

Третья группа -- трансмиссивные инфекции, заражение осуществляется при помощи кровососущих членистоногих (клещей, комаров). Возбудители постоянно или в отдельные периоды находятся в крови. К ним относятся: энцефало-миелиты, туляремия, инфекционная анемия лошадей.

Четвертая группа -- инфекции, возбудители которых передаются через наружные покровы без участия переносчиков. Эта группа довольно разнообразна по особенностям механизма передачи возбудителя. Заражение может произойти при попадании возбудителя в открытую рану, при укусе зараженным животным. К ним относятся столбняк, бешенство, оспа коров.

Пятая группа -- инфекции с невыясненными путями заражения, т. е. неклассифицированная группа.

Эпифитотии -- инфекционные болезни растений.

Чем раньше происходит заражение посевов, тем выше степень поражения растений, значительнее потери урожая.

Наиболее опасными болезнями являются стеблевая (линейная) ржавчина пшеницы, ржи, желтая ржавчина пшеницы и фитофтороз картофеля.

Космические ЧС

Прежде всего это опасные космические объекты (ОКО) и космические излучения.

Астероиды -- это малые планеты, диаметр которых колеблется в пределах 11000 км. В настоящее время известно около 300 космических тел, которые могут пересекать орбиту Земли. Всего, по прогнозам астрономов, в Космосе существует примерно 300 тыс. астероидов и комет.

Огромное влияние на земную жизнь оказывает солнечная радиация.

Известно, что чрезмерное солнечное облучение приводит к развитию выраженной эритемы с отеком кожи и ухудшению состояния здоровья. Наиболее частым поражением глаз при воздействии УФлучей является фотоофтальмия. В этих случаях возникает гиперемия, конъюнктивиты, появляются слезотечение и светобоязнь. Подобные поражения встречаются при отражении лучей солнца от поверхности снега в арктических и высокогорных районах ("снеговая слепота").

За последние годы в специальной литературе описывают случаи возникновения рака кожи у лиц, постоянно подвергающихся избыточному солнечному облучению.

Биологические ЧС - это опасное состояние, при котором в результате источника на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существование сельскохозяйственных животных и произрастание растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, опасность широкого распространения болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источники биологической ЧС: инфекционные болезни людей (эпидемия, пандемия), животных (эпизоотия, панзоотия); инфекционные болезни растений или их вредители.

Эпидемия - это массовое и прогрессирующее распространение инфекционного заболевания в пределах определенной территории, превышающее обычный уровень заболеваемости.

Эпизоотия - распространение инфекции среди большого числа одного или многих видов животных в пределах определенного региона. Для предупреждения, обнаружения и ликвидации инфекционных болезней сельскохозяйственных животных проводится комплекс плановых мероприятий. При заболевании, либо внезапной гибели животных работники животноводства или владельцы животных должны сообщить об этом ветеринарному врачу. После установления заболевания ветеринарные специалисты проводят осмотр всех животных. Больных животных изолируют и лечат, остальных подвергают ветеринарной обработке и профилактическим прививкам.

Эпифитотия - массовое, прогрессирующее инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений и резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур.

Меры борьбы:

  • 1)создание наилучших условий для роста сельскохозяйственных культур;
  • 2)рациональное семеноводство;
  • 3)химическое протравление семян;
  • 4)обработка растений.

Социально-политические ЧС

Социально-политические ЧС - это события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, противоречия между государствами (войны) и др. Одна из главных причин социально-политических ЧС - это демографическая проблема. В результате урбанизации возникают проблемы питания, коммунально-бытовой сферы, развития транспорта, здравоохранения. Снижение уровня жизни населения может привести к угрозе здоровью и жизни людей. Проблемы материального благосостояния людей призвана решать социальная политика. Социальная политика призвана обеспечить, расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.

Цель социальной политики:

  • 1)улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, получение образования, культуры, экологии;
  • 2)социальная поддержка нуждающихся граждан;
  • 3)защита граждан при утрате работы в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;
  • 4)улучшение условий жизнеобеспечения детей;
  • 5)введение эффективного контроля над реальными доходами, получаемыми населением.

В результате научно-технического прогресса произошло накопление новых знаний, развитие фундаментальных наук. Открытия во многих областях науки и техники привели к созданию нового вида оружия: лучевое, радиочастотное, инфразвуковое, радиологическое. При возникновении военных конфликтов это оружие может быть использовано против людей. Главная задача государства - не допустить развития военных конфликтов, а также создать благоприятные условия для благополучной жизнедеятельности людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Реферат на тему:

Биологические чрезвычайные ситуации

Студент группы 3672

Попович А.В.

Введение

1.Понятие биологических ЧС

2. Виды биологических ЧС

2.1. Эпидемия и пандемия

2.2. Эпизоотия и панзоотия.

2.3. Эпифитотия и панфитотия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Крупнейший русский ученый, академик В.И. Вернадский более полувека тому назад отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз.
Сейчас одно предприятие – Чернобыльская АЭС – нанесло непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле, изменения планетарных процессов.
Поскольку отношение людей к природе существует только через производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с существующими в ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.
Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации эколого-пользования и координации усилий в охране окружающей среды в рамках всего международного сообщества.
Целью данной работы является рассмотреть чрезвычайные ситуации биологического характера и предложить меры по их предотвращению.

1. Понятие биологических ЧС

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

1. Стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия.

2. Инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

3. Процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

4. Стадия затухания (действием остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации её прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться ещё до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Биологическая чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, опасность широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

2. Виды биологических ЧС

Источником биологической ЧС может служить опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей (эпидемия, пандемия). животных (эпизоотия, панзоотия): инфекционная болезнь растений (эпифитотия, панфитотия) или их вредитель.

2.1. Эпидемия и пандемия.

Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией, в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни.
В основе обусловленной социальными и биологическими факторами эпидемии лежит эпидемический процесс, то есть непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство).

Иногда распространение заболевания носит характер пандемии, то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях. Сравнительно высокий уровень заболеваемости может регистрироваться в определенной местности длительный период. На возникновение и течение эпидемии влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость. эпизоотии и т.д.). так и. главным образом, социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и т.д.). В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:
- водный и пищевой, например, при дизентерии и брюшном тифе;
- воздушно-капельный (при гриппе);
- трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе;
- зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Эпидемии - одно из самых губительных для человека опасных природных явлений. Статистика свидетельствует о том, что инфекционные заболевания унесли больше человеческих жизней, чем войны. Хроники и летописи донесли до наших времен описания чудовищных пандемий, опустошивших огромные территории и уничтоживших миллионы человек. Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям: азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др.
Существуют также общие для человека и животных заболевания: сибирская язва, сап, ящур, пситакоз, туляремия и др.

Следы некоторых болезней обнаруживаются в древних захоронениях. Например, следы туберкулеза и проказы найдены на египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.). Симптомы многих болезней описаны в древнейших рукописях цивилизаций Египта, Индии, Шумера и др. Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к 4 в. до н.э.
Причины возникновения эпидемий ограничены. К примеру, обнаружена зависимость распространения холеры от солнечной активности, из шести ее пандемий четыре связаны с пиком активного солнца. Эпидемии возникают также при стихийных бедствиях, вызвающих гибель большого числа людей, в странах, охваченных голодом, при крупных засухах, распространяющихся на больших территориях.
Приведем некоторые примеры крупных эпидемий различных болезней. - Шестой век - первая пандемия - “юстиниановская чума" - возникла в Восточной Римской империи. За 50 лет на территории нескольких стран погибло около 100 млн. человек.
- 1347-1351 гг. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии.
- 1380 г. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек.
- 1665 г. - только в одном г. Лондоне от чумы умерло около 70 тыс. человек.
- 1816-1926 гг. - по странам Европы, Индии и Америки последовательно прокатились 6 пандемий холеры.
- 1831 г. - от холеры в Европе умерли 900 тыс. человек.
- 1848 г. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек.
- 1876 г. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны
- Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира.
-1913 г.-в России от оспы умерли 152 тыс. человек.
- 1918-1919 гг. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек.
- 1921 г. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа - 3 тыс. человек.
- 1961 г. - началась седьмая пандемия холеры.
- 1967 г. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населения.
- 1980 г. - в СССР прекращена вакцинация от оспы. Считается, что оспа в мире уничтожена.
- 1981 г. - открытие болезни СПИД.
- 1991 г. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД.
- 1990-1995 гг. - ежегодно в мире от малярии умирают 1-2 млн. человек.
- 1990-1995 гг. - в мире ежегодно заболевают туберкулезом 2-3 млн, человек, из которых умирают 1-2 млн. человек.
- 1995 г. - в России из 35 млн. инфицированных заболели гриппом 6 млн. человек.
- В 1996 г. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 г., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 г. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью.
- Неожиданную активность в 1996 г. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.

При возникновении очага инфекционн ого заражения на пораженной территории вводится карантин или обсервация. Постоянные карантинные мероприятия осуществляются также таможнями на государственных границах.
Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.
Обсервация - это система изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, усиление медицинского наблюдения, предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний. Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекции, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.
Еще медицине Древнего Мира были известны такие методы борьбы с эпидемиями, как удаление заболевших из города, сжигание вещей больных и умерших (например, в Ассирии, Вавилоне), привлечение переболевших к уходу за больными (в Древней Греции), запрещение навещать больных и совершать с ними обряды (на Руси). Только в тринадцатом веке в Европе начинают применять карантин. Для изоляции прокаженных были созданы 19 тыс. лепрозориев. Больным запрещалось посещать церкви, пекарни, пользоваться колодцами. Это помогло ограничить распространение лепры по Европе.
На данный момент карантин и обсервация - самые надежные способы борьбы с эпидемиями. Краткие сведения об основных инфекционных заболеваниях, сроках карантина и обсервации приведены в таблице.

Обычно сроки карантина и обсервации устанавливают, исходя из длительности максимального инкубационного периода заболевания. Его исчисляют с момента госпитализации последнего больного и окончания дезинфекции.

Для профилактики эпидемий необходи мо улучшать очистку территории, водоснабжения и канализации, повышать санитарную культуру населения, соблюдать правила личной гигиены, правильно обрабатывать и хранить пищевые продукты, ограничивать социальную активность бациллоносителей, их общение со здоровыми людьми.

2.2. Эпизоотия и панзоотия.

Эпизоотия - это одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Выделяются следующие виды эпизоотий:
- по масштабам распространения - частные, объектовые, местные и региональные;
- по степени опасности - легкие, средней тяжести, тяжелые и чрезвычайно тяжелые;
- по экономическому ущербу - незначительные, средние и большие.
Эпизоотии, как и эпидемии, могут носить характер настоящих стихийных бедствий. Так, в 1996 г. в Великобритании свыше 500 тыс. голов сельскохозяйственных животных заразилось чумой крупного рогатого скота. Это вызвало необходимость уничтожения и утилизации останков больных животных. Из страны прекратился экспорт мясных изделий, что поставило ее животноводство на грань разорения. Кроме того, потребление мяса в Европе значительно уменьшилось и, как следствие, произошла дестабилизация европейского рынка мясных изделий.

Панзоотия - это массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Как только человек стал одомашнивать диких зверей, возникла проблема защиты их от инфекционных болезней. Медицина с древних времён накапливала знания о лечении животных. На данный момент ветеринарной медицине известны методы профилактики и способы излечения многих инфекционных заболеваний животных. Несмотря на это, в мире ежегодно от инфекций гибнут миллионы.

К наиболее опасным и распространенным видам инфекционных заболеваний относятся африканский сап, энцефалит, ящур, чума, туберкулез, грипп, сибирская язва, бешенство.

Возникновение эпизоотии возможно лишь при наличии комплекса взаимосвязанных элементов, представляющих собой так называемую эпизоотическую цепь: источник возбудителя инфекции (больное животное или животное-микробоноситель), факторы передачи возбудителя инфекции (объекты неживой природы) или живые переносчики (восприимчивые к болезни животные). Характер эпизоотии, длительность ее течения зависят от механизма передачи возбудителя инфекции, сроков инкубационного периода, соотношения больных и восприимчивых животных, условий содержания животных и эффективности противоэпизоотических мероприятий. Проведение последних, направленное на защиту сельскохозяйственных животных, в значительной мере предотвращает развитие эпизоотии.

Некоторые из этих болезней переносятся животными без лечения или же при незначительном лечении. Смертность от них невелика. При других болезнях, например, бешенстве, лечение животных запрещено, их сразу же уничтожают. Категорически недопустимо вскрытие животных, павших от сибирской язвы, так как они являются основным источником заражения данной болезнью для человека. Большинство из особо опасных болезней требует серьезного медицинского вмешательства. При возникновении эпизоотии осуществляется ряд карантинных мероприятий: необходимо не допустить распространение болезни от больных к здоровым животным, для чего следует перемещать скот (перегонять, перевозить, переносить), создавать ограждения, проводить дезинфекции. Больные животные должны быть подвергнуты лечению, а при необходимости - уничтожению.

2.3. Эпифитотия и панфитотия

Эпифитотией называется массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений и(или) резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.
Панфитотией называется массовое заболевание растений и резкое увеличение численности вредителей растений на территории нескольких стран или континентов.

Природные пожары

В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и зелœеных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых.

Самые типичные случаи возникновения лесного пожара:

1) брошена горящая спичка, окурок;

2) неосторожное обращение с оружием;

3) несоблюдения правил ТБ;

4) разведение костров в местах с подсохшей травой, на лесосœеке, под кронами деревьев и т. д.;

5) выжигание травы на лесных полянах, прогалинах или окало леса;

6) осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи, как зажигательная линза;

7) хозяйственные работы в лесу (корчевка, взрывание, сжигание мусора, строительство дорог, электролиний, трубопроводов и т. д.).

Лесные пожары классифицируются по:

1) характеру возгорания;

2) скорости распространения;

3) размеру площади, охваченной огнем.

В случае если вы оказались в лесу во время пожара, то направление противоположное огню, могут подсказать птицы и животные, которые бегут от огня в противоположную им, сторону.

Торфяные пожары движутся медленно, по несколько метров в сутки. Οʜᴎ особенно опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всœегда заметна и можно провалиться в подгоревший торф. По этой причине при пожаре нужно избегать торфяных болот, а при крайне важно сти – двигаться по торфяному полю только группой, причем первый в группе должен проверять шестом почву, как при движении по тонкому льду. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

Небольшой пожар (ширина кромки – до 1 км) может за полчаса-час остановить группа из 3–5 человек даже без специальных средств. К примеру, веником из зелœеных ветвей, молодым деревцем (1,5–2 м), мешковиной, брезентом или одеждой сбивая пламя. Огонь нужно захлестывать, сметать в сторону очага пожара, небольшие языки пламени затаптывать ногами.

Еще один распространенный прием – забрасывать кромку пожара землей.

Борьбой с лесными пожарами в первую очередь занимаются государственная служба, у которой есть собственные авиабазы, пожарно-химические станции, дозорно-сторожевая служба и т. д. Крупные силы и техника, применяющаяся профессионалами, может концентрироваться в одном месте области.

Зоной биологического заражения называют территорию, в пределах которой возможно заражение. К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные (патогенные) микроорганизмы (или их токсины – яды).

Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия – необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам распространения с охватом ряда стран, целых континœентов и даже всœего земного шара.

Среди многих эпидемиологических классификаций широкое применение получила классификация, в основу которой положен механизм передачи возбудителя.

Инфекционные болезни классифицируются по виду возбудителя – вирусные болезни, риккетсиозы, бактериальные инфекции, протозойные болезни, геломинтозы, тропические микозы, болезни системы крови.

Эпизоотии. Инфекционные болезни животных – группа болезней, имеющая такие общие признаки, как наличие специфического возбудителя, цикличность развития, способность передаваться от зараженного животного к здоровому и принимать эпизоотическое распространение.

Эпифитотия. Для оценки масштаба заболеваний растений применяют такие понятия, как эпифитотия и панфитотия.

Эпифитотия – распространение инфекционных болезней на значительные территории в течение определœенного времени.

Панфитотия – массовые заболевания, охватывающие несколько стран или континœентов.

Предупредительными мерами против распространения инфекционных болезней является комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, раннее выявление больных и подозреваемых по заболеванию путем обхода домов, усиление медицинского наблюдения за инфицированными, их изоляция или госпитализация, санитарная обработка людей и дезинфекция помещений, местности, транспорта͵ обеззараживание пищевых отходов, сточных вод, санитарные надзор за режимом работы предприятий жизнеобеспечения, санитарно-просветительная работа. Эпидемиологическое благополучие обеспечивается совместными усилиями органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы и населœения.

Биологические ЧС - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Биологические ЧС" 2017, 2018.

Урок ОБЖ в 8 классе

Учитель: Григорьева Екатерина Александровна

Тема : «Чрезвычайные ситуации биологического происхождения»

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока :

Образовательные:

  • Понимать и уметь различать такие понятия как:

Эндемия, эпидемия, пандемия;

Энзоотия, эпизоотия, панзоотия;

Эпифитотия, панфитотия;

Обсервация и карантин;

Дезинсекция, дезинфекция и дератизация;

  • Ознакомить с последствиями инфекционных заболеваний, основными путями распространения инфекции, профилактикой и устранением источника инфекционных заболеваний.

Развивающие:

  • Развить навыки по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, в том числе мытье рук с мылом или дезинфицирующими средствами;
  • Развить устную речь, умение слушать, умение ясно и кратко излагать свои мысли;
  • Развить познавательную деятельность по отношению к своему здоровью;

Воспитательные:

  • Воспитание ответственности к своему здоровью;
  • Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
  • Повысить интерес к уроку ОБЖ.

Оборудование : проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карточки-тесты, кроссворд.

План урока

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Проверка домашнего задания (10 минут)
  3. Изучение нового материала (16 минут)
  4. Физкультминутка(2 минуты)
  5. Первичное закрепление материала (10 минут)
  6. Итоги урока (2 минуты)
  7. Информация о домашнем задании (2 минуты)
  8. Рефлексия (1 минута)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)

Учитель раздает карточки нескольким учащимся, один ученик отвечает в устной форме, остальные внимательно слушают и дополняют ответ учащегося.

3. Изучение нового материала.

Просмотр видеосюжета «Инфекционные заболевания».

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (ЧС биологического характера).

Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (микробами).

Зараженные люди и животные называются источниками инфекции.

На Украине в 1995 году зарегистрирована эпидемия туберкулёза.

Ежегодно в мире заболевает туберкулезом 10 млн. человек, 3 млн. умирают, из них 8 тыс. ежедневно. И это далеко не полные статистические данные.

Есть такие инфекционные заболевания , которые свойственны только людям : азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др

Эндемия – это постоянное наличие в данной местности определенных заболеваний, обусловленных ее природными особенностями и своеобразием условий жизни населения.

Эпидемия – быстрое и массовое распространение инфекционной болезни среди людей в пределах определенной территории.

Пандемия – это тоже что и эпидемия, только охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях.

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:

1) пищевой (брюшной тиф, дизентерия и др.);

2) водный (холера, брюшной тиф и др.);

3) воздушно-капельный (менингит, корь, грипп и др.);

4) воздушно-пылевой (пневмония, столбняк);

5) контактно-бытовой (грипп, сибирская язва);

6) трансмиссивный - через передатчиков (вшей - сыпной тиф, клещей - энцефалит и др.).

Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Энзоотия - это одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно-экономические условия которых, исключают повсеместное распространение данной болезни.

Эпизоотия – одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных на конкретной территории в определенный промежуток времени, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Панзоотия - это массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Вопрос по теме: в 1996 г. в Великобритании свыше 500 тыс. голов сельскохозяйственных животных заразилось чумой крупного рогатого скота, что вызвало необходимость уничтожения и утилизации останков больных животных. Как Вы считаете, к какому из перечисленных критерий можно отнести данное обстоятельство? Ответ:Эпизоотия.

Имейте в виду, гладя на улице собачку или киску, что она может болеть опасным и распространенным видом инфекционных заболеваний, таким как: африканский сап, энцефалит, ящур, чума, туберкулез, грипп, сибирская язва, бешенство и т.п.

Проводится по трем основным направлениям:

1. устранение источника инфекции;

2. исключение путей передачи возбудителя инфекции;

3. повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации).

Эпифитотия - массовое, одновременное распространение инфекционных заболеваний сельскохозяйственных растений и (или) резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.

Эпифитотии характеризуются такими болезнями , как ржавчина хлебных злаков, фитофтороз (картофельная гниль) - заболевание, поражающее грибком листья, стебли и клубни картофеля и др.

Гибель и болезни растений могут явиться следствием неправильного применения различных химических веществ. Серьезными вредителями сельского хозяйства являются грызуны (сурки, суслики, серые полевки, пеструшки и др.).

Панфитотия - массовое заболевание растений и резкое увеличение численности вредителей растений на территории нескольких стран или континентов.

Профилактика для растений - биологическая, химическая и механическая борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства (опрыскивание, опыление, окружение канавами очагов распространения вредителей).

Профилактика распространения инфекций .

1) дезинфекция – уничтожение возбудителя в объектах внешней среды, в помещениях, на территориях, на белье, одежде, коже;

2) дезинсекция – уничтожение во внешней среде вредоносных насекомых;

3) дератизацию – уничтожение грызунов.

При возникновении очага инфекции на зараженной территории вводится карантин или обсервация.

Обсервация – система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями.

Карантин - полная изоляция очага заражения от населения (окружающего).

Санитарно-гигиенические мероприятия включают обязательное соблюдение простых правил личной и общественной гигиены.

4.Первичное закрепление материала

Тест «ЧС биологического происхождения»(Приложение1)

Кроссворд по теме «ЧС природного характера»

5. Итоги урока.

Подведение итогов урока, выставление отметок

6.Домашнее задание.

На слайде выводится информация о домашнем задании.

7.Рефлексия.

На карточках нарисованы смайлики настроения, ребята ставят плюсик в соответствие с настроением на уроке.

Учитель благодарит всех ребят за хорошую работу на уроке.

Приложение 1

Тест к уроку «ЧС биологического происхождения»

А) Дегазацию

Б) Дезактивацию

В) Дезинфекцию

А) воздушно-капельным

А) дезинсекция

Б) дератизация

В) демеркуризация

Г) дезинфекция

А) карантином

Б) дезинфекцией

В) обсервацией

В) эпифитотия, панфитотия

Б) полную изоляцию больниц

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) проверке лекарств

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

А) воздушно-капельным

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

А) Дегазацию Б) Дезактивацию В) Дезинфекцию

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

А) воздушно-капельным

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

А) дезинсекция В) демеркуризация

Б) дератизация Г) дезинфекция

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

А) карантином Б) дезинфекцией В) обсервацией

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях


© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома