Столица древней персии. Столицы Ахеменидов (Древней Персии)

Ранние изделия из металла. Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего – касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9–7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Ахеменидский период. Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе.

Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.

Парфянский период. Большинство архитектурных памятников Парфянского периода найдены к западу от Иранского нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних – эллинистические, в других – буддистские, в третьих – греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.

Сасанидский период. Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий – царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты. На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

Письменность и наука. Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком.

Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. На протяжении всего Ахеменидского периода царские документы и частная переписка велись либо клинописью на глиняных табличках, либо письмом на пергаменте. При этом в ходу были по меньшей мере три языка – древнеперсидский, арамейский и эламский.

Александр Македонский ввел греческий язык, его учителя обучили около 30 000 молодых персов из знатных семей греческому языку и военной науке. В великих походах Александра сопровождала большая свита географов, историков и писцов, которые записывали все происходящее день за днем и знакомились с культурой всех встречавшихся по пути народов. Особое внимание уделялось мореходству и установлению морского сообщения. Греческий язык продолжал использоваться и при Селевкидах, в то же время в районе Персеполя сохранился древнеперсидский язык. В качестве языка торговли греческий служил на протяжении всего Парфянского периода, но основным языком Иранского нагорья стал среднеперсидский, представлявший собой качественно новую ступень развития древнеперсидского. За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом.

В Сасанидский период среднеперсидский язык стал официальным и основным языком жителей нагорья. Его письменность была основана на варианте пехлевийской графики, известной как пехлевийско-сасанидское письмо. Священные книги Авесты записывались особым образом – вначале на зенде, а потом – на авестском языке.

В Древнем Иране наука не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов , Книга чинов , Страны Ирана и Книга Царей . Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.

Найти "ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ " на

Древняя Персия
Поселения людей существовали на Иранском нагорье в IV тысячелетии до н. э., задолго до расцвета цивилизаций Междуречья. Часть племён (персы, мидийцы, бактрийцы, парфяне) осела в западной части плоскогорья; киммерийцы, сарматы, аланы, белуджи поселились на востоке и вдоль побережья Оманского залива.
Первым иранским государством стало Мидийское царство, основанное в 728 году до н. э. со столицей в Хамадане (Экбатана). Мидийцы быстро установили контроль над всем западным Ираном и частично над восточным. Совместно с вавилонянами мидийцы разгромили Ассирийскую империю, захватили северное Междуречье и Урарту, а позже - Армянское нагорье.

Ахемениды
В 553 году до н. э. молодой персидский царь Аншана и Парсы Кир из рода Ахеменидов выступил против мидийцев. Кир захватил Экбатаны и объявил себя царём Персии и Мидии. При этом мидийский царь Иштувегу был пленён, но позже освобождён и назначен наместником в одну из провинций. До своей смерти в 529 году до н. э. Кир II Великий подчинил империи Ахеменидов всю Западную Азию от Средиземноморья и Анатолии до Сырдарьи. Ранее, в 546 году до н. э., Кир основал в Фарсе столицу своего царства - Пасаргады, где и был похоронен. Сын Кира Камбиз II расширил владения империи отца до Египта и Эфиопии.

Западный Иран. Барельеф на скале. 22 метра в длину

После смерти Камбиза и последовавшими за ней межусобицами в его ближайшем окружении и мятежами по всей стране к власти пришёл Дарий Гистасп. Дарий быстро и жёстко навел в империи порядок и начал новые завоевательные походы, в результате которых империя Ахеменидов расширилась до Балкан на западе и до Инда на востоке, став крупнейшим и мощнейшим государством, существовавшим когда-либо на тот момент. Кир также провёл ряд внутренних реформ. Он разделил страну на несколько административных единиц - сатрапий, при этом впервые в истории был осуществлён принцип разделения властей: войска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти. Кроме того, Дарий провёл денежную реформу и ввёл в обращение золотой дарик. В сочетании со строительством сети мощёных дорог это способствовало невиданному скачку в торговых отношениях.
Дарий покровительствовал зороастризму и считал жрецов стержнем персидской государственности. При нём эта первая монотеистическая религия стала в империи государственной. В то же время к покорённым народам и их верованиям и культуре персы относились терпимо.


Наследники Дария I стали нарушать принципы внутреннего устройства, введённые царем, в результате чего сатрапии стали более независимы. Поднялся мятеж в Египте, начались беспорядки в Греции и Македонии. В этих условиях македонский полководец Александр начал военный поход против персов, и к 330 году до н. э. разгромил империю Ахеменидов.

Парфия и Сасаниды
После смерти Александра II в 323 году до н. э. его империя распалась на несколько отдельных государств. Большая часть территории современного Ирана отошла к Селевкии, однако парфянский царь Митридат вскоре начал завоевательные походы против селевкидов и включил в состав своей державы Персию, а также Армению и Междуречье. В 92 году до н. э. между Парфией и Римом была проведена граница по руслу Евфрата, но римляне почти сразу вторглись в пределы западных парфянских сатрапий и потерпели поражение. В ответном походе парфяне захватили весь Левант и Анатолию, но были отброшены войсками Марка Антония обратно к Евфрату. Вскоре после этого в Парфии одна за другой вспыхивали гражданские войны, вызванные вмешательством Рима в борьбу между парфянской и греческой знатью.
В 224 году Ардашир Папакан, сын правителя небольшого городка Хейр в Парсе, разгромил армию парфян Артабана IV и основал вторую Персидскую империю - Ираншахр («Царство ариев») - со столицей в Фирузабаде, став основателем новой династии - Сасанидов. Усилилось влияние аристократии и зороастрийского духовенства, начались гонения на иноверцев. Проведена административная реформа. Сасаниды продолжили борьбу с римлянами и с кочевниками Центральной Азии.


При царе Хосрове I (531-579) началась активная экспансия: в 540 году была захвачена Антиохия, в 562 - Египет. Византийская империя попала в налоговую зависимость от персов. Были заняты прибрежные области Аравийского полуострова, в том числе Йемен. В это же время Хосров разгромил эфталитское государство на территории современного Таджикистана. Военные успехи Хосрова привели к расцвету торговли и культуры в Иране.
Внук Хосрова I, Хосров II (590-628) возобновил войну с Византией, но терпел поражение за поражением. Военные расходы покрывались за счёт непомерных налогов с торговцев и поборов с бедняков. В результате по всей стране начали вспыхивать восстания, Хосров был схвачен и казнён. Его внук, Йезигерд III (632-651) стал последним сасанидским царём. Несмотря на прекращение войны с Византией, распад империи продолжался. На юге персы столкнулись с новым противником - арабами.

Арабское и тюркские завоевания. Аббасиды, Омейяды, Тахириды, Газневиды, Тимуриды.
Арабские набеги на Сасанидский Иран начались в 632 году. Наиболее сокрушительное поражение персидская армия потерпела в битве при Кадисии в 637 году. Арабское завоевание Персии продолжалось до 652 года, и она была включена в Халифат Омейядов. Арабы распространили в Иране ислам, который сильно изменил персидскую культуру. После исламизации бурно развивались литература, философия, искусство, медицина. Расцвет персидской культуры стал началом золотого века ислама.
В 750 году персидский генерал Абу Мослем-Хорасани возглавил поход Аббасидов против Омейядов на Дамаск, а затем на столицу Халифата - Багдад. В благодарность новый халиф даровал персидским губернаторам определённую автономию, а также взял нескольких персов в качестве визирей. Тем не менее, в 822 году Тахир бен-Гусейн бен-Мусаб, губернатор Хорасана, провозгласил независимость провинции и объявил себя родоначальником новой персидской династии - Тахиридов. Уже к началу правления Саманидов Иран практически восстановил свою независимость от арабов.


Несмотря на принятие персидским обществом ислама, арабизация в Иране не имела успеха. Насаждение арабской культуры встретило сопротивление персов и стало толчком к борьбе за независимость от арабов. Важную роль в восстановлении национального самосознания персов сыграло возрождение персидского языка и литературы, пик которого пришёлся на IX-X века. В связи с этим получила известность эпопея Фирдоуси «Шахнаме», целиком написанная на фарси.
В 977 году туркменский полководец Алп-Тегин выступил против Саманидов и основал государство Газневидов со столицей в Газни (Афганистан). При Газневидах культурный расцвет Персии продолжился. Их последователи Сельджуки перенесли столицу в Исфахан.
В 1218 году северо-восток Ирана, находившегося в составе Хорезмского царства, подвергся нападению Чингисхана. Разорению подвергся весь Хорасан, а также территории восточных провинций современного Ирана. Около половины населения было убито монголами. В результате голода и войн к 1260 году население Ирана сократилось с 2,5 млн до 250 тысяч человек. За походом Чингисхана последовало завоевание Ирана другим монгольским полководцем - Хулагу, внуком Чингисхана. Тимур основал столицу своей империи в Самарканде, однако он, как и его последователи, предпочёл отказаться от насаждения монгольской культуры в Персии.
Централизация Иранского государства возобновилась с приходом к власти династии Сефевидов, положивших конец правлению потомков монгольских завоевателей.

Исламский Иран: Сефевиды, Афшариды, Зенды, Каджары, Пехлеви.
Ислам шиитского толка был принят в Иране в качестве государственной религии при шахе Исмаиле I из династии Сефевидов в 1501 году. В 1503 году Исмаил разгромил Ак-Коюнлу и построил на её руинах новое государство со столицей в Тебризе. Наивысшего расцвета империя Сефевидов достигла при Аббасе I , разгромив Османскую империю и присоединив к себе территории современного Ирака, Афганистана, части Пакистана, территории современного Азербайджана, части Армении и Грузии, а также провинций Гилян и Мазендеран на берегу Каспийского моря. Таким образом, владения Ирана простирались уже от Тигра до Инда.
Столица была перенесена из Тебриза в Казвин, а затем в Исфахан. Завоёванные территории принесли Ирану богатство и процветание. Начался расцвет культуры. Иран стал централизованным государством, была проведена модернизация вооружённых сил. Однако после смерти Аббаса Великого империя пришла в упадок. Неумелое руководство привело к потере Кандагара и Багдада. В 1722 году афганцы совершили набег на Иран, с ходу взяв Исфахан, и возвели на престол Махмуд-хана. Тогда Надир-шах, полководец последнего правителя из Сефевидов, Тахмаспа II, убил его вместе с сыном и установил в Иране власть Афшаридов.
Первым делом Надир-шах сменил государственную религию на суннизм, а затем разгромил Афганистан и вернул Персии Кандагар. Отступающие афганские войска бежали в Индию. Надир-шах призвал индийского могола, Мохаммед-шаха, не принимать их, но тот не согласился, тогда шах вторгся в Индию. В 1739 году войска Надир-шаха вошли в Дели, однако вскоре там вспыхнуло восстание. Персы устроили в городе настоящую резню, а потом вернулись в Иран, полностью разграбив страну. В 1740 году Надир-шах совершил поход в Туркестан, в результате которого границы Ирана продвинулись до Амударьи. На Кавказе персы дошли до Дагестана. В 1747 году Надир-шах был убит.

В 1750 году власть перешла к династии Зендов во главе с Карим-ханом . Карим-хан стал первым за 700 лет персом, ставшим во главе государства. Он перенёс столицу в Шираз. Период его правления характеризуется практически отсутствием войн и культурным расцветом. Власть Зендов продолжалась лишь три поколения, и в 1781 году перешла к династии Каджаров. Основатель династии, слепой Ага-Мохаммед-хан, учинил расправу над Зендами и потомками Афшаридов. Укрепив власть Каджаров в Иране, Мохаммед-хан устраивает поход на Грузию, разгромив Тбилиси и уничтожив более 20 тысяч жителей города. Второй поход на Грузию в 1797 году не состоялся, так как шах был убит собственными слугами (грузином и курдом) в Карабахе. Незадолго до своей смерти Мохамммед-хан перенёс столицу Ирана в Тегеран.
В результате серии неудачных войн с Россией Персия при Каджарах лишилась почти половины своей территории. Процветала коррупция, терялся контроль над окраинами страны. После продолжительных акций протеста в 1906 году в стране произошла Конституционная революция, в результате чего Иран стал конституционной монархией. В 1920 г. в остане Гилян провозглашена Гилянская Советская Республика, которая просуществует до сентября 1921 г. В 1921 году Реза-хан Пехлеви свергнул Ахмед-шаха и в 1925-м был объявлен новым шахом.
Пехлеви ввёл в обращение термин «шахиншах» («царь царей»). При нём началась масштабная индустриализация Ирана, была полностью модернизирована инфраструктура. В ходе Второй мировой войны шахиншах отказал Великобритании и Советскому Союзу в их просьбе разместить свои войска в Иране. Тогда союзники вторглись в Иран, свергли шаха и установили контроль над железными дорогами и нефтяными месторождениями. В 1942 году суверенитет Ирана был восстановлен, власть перешла к сыну шаха - Мохаммеду. Тем не менее, Советский Союз, опасаясь возможной агрессии со стороны Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года.
После войны Мохаммед Реза проводил политику активной вестернизации и деисламизации, что не всегда находило понимание в народе. Происходили многочисленные митинги и забастовки. В 1951 году председателем Правительства Ирана становится Мохаммед Мосаддык, который активно занимается реформаторством, добиваясь пересмотра договорённостей по распределению прибылей компании British Petroleum. Происходит национализация нефтяной промышленности Ирана. Однако в США немедленно и при активном участии британских спецслужб разрабатывается план переворота, осуществлённый в августе 1953 года внуком президента Теодора Рузвельта - Кэрмитом Рузвельтом. Мосаддык был смещен со своего поста и заключен в тюрьму. Через три года он был освобожден и посажен под домашний арест, где и находился до своей смерти в 1967 году.
В 1963 году из страны был выслан аятолла Хомейни. В 1965 году участниками группы «Федаяне Ислам» был смертельно ранен премьер-министр Хассан Али Мансур. В 1973 году были запрещены все политические партии и объединения, основана тайная полиция. К концу 1970-х Иран охватили массовые протесты, вылившиеся в свержение режима Пехлеви и окончательном упразднении монархии. В 1979 году в стране произошла Исламская революция и была основана исламская республика.
Внутриполитические последствия революции проявились в установлении в стране теократического режима мусульманского духовенства, повышении роли ислама абсолютно во всех сферах жизни.
Тем временем президент соседнего Ирака Саддам Хусейн решил воспользоваться внутренней нестабильностью в Иране и его натянутыми отношениями со странами Запада. Ирану были (не в первый раз) предъявлены территориальные претензии в отношении районов вдоль берега Персидского залива на восток от реки Шатт-эль-Араб. В частности Хусейн потребовал передачи Ираку западного Хузестана, где большинство населения составляли арабы и имелись огромные запасы нефти. Эти требования были оставлены Ираном без внимания, и Хусейн начал подготовку к крупномасштабной войне. 22 сентября 1980 года армия Ирака форсировала Шатт-эль-Араб и вторглась в Хузестан, что стало для иранского руководства полной неожиданностью.
Хотя в первые месяцы войны Саддаму Хусейну удалось добиться немалых успехов, наступление иракской армии было вскоре остановлено, иранские войска перешли в контрнаступление и к середине 1982 года выбили иракцев из страны. Хомейни решил не останавливать войну, планируя «экспортировать» революцию и в Ирак. Этот план опирался в первую очередь на шиитское большинство восточного Ирака. Однако после ещё 6 лет неудачных попыток наступления с обеих сторон было подписано мирное соглашение. Ирано-иракская граница осталась неизменной.
В 1997 году президентом Ирана был избран Мохаммед Хатами, провозгласивший начало проведения политики терпимого отношения к культуре и установления более тесных связей со странами Запада.
С 2005 года по 2013 - президент Ирана, избираемый два срока подряд Махмуд Ахмадинежад.

На западе, до Турции, на севере, также ее территории простирались через Месопотамию до реки Инд на востоке.

На сегодняшний день эти земли принадлежат Ирану. К пятому веку нашей эры Персидская империя стала самой большой в мире и превзошла размеры предшествующих ассирийских империй.

Царь Кир

В 539 г. царь Кир решил расширить границы Персии. Всё начал с завоевания Вавилона.

В отличие от ассирийских царей, Кир был известен своей милостью, а не жестокостью.

Например, он разрешил евреям, которые в течение пятидесяти лет были пленниками в Вавилоне, вернуться в священный город Иерусалим вместо того, чтобы превратить их в рабов.

Он вернул им украденные святыни, позволил восстановить столицу и храм. Иудейский пророк Исайя называл Кира «Божьим пастырем».

Царь Кир, как правило, сотрудничал с местными правителями и как можно меньше вмешивался в их дела. Все те, кто составлял администрацию Кира, уважали местные традиции завоеванных народов и даже сами практиковали некоторые религиозные культы своих подданных.

Вместо того, чтобы разрушать города, персы активно работали над расширением торговли на всей территории своей империи.

Персы создали стандарты в области весов, а также применили собственные денежные единицы. Правители империи налагали 20%-ый налог на всё сельское хозяйство и производство.

Налоги также приходилось платить религиозным учреждениям (раньше такого не было). Сами персы не платили налогов.

Персидские лидеры — особенно Сайрус, а позднее и Дарий I — разработали универсальную систему управления большой империей, которая позже была использована правителями других государств.

Одинаковые законы действовали на всей территории империи, и им подчинялись все жители.

Персы разделили свою империю на 20 провинций, которыми управляли представители царя.

Кроме того, они давали жителям землю в аренду — для выращивания различных культур. Но требовали в обмен на это помощь во время проведения военных действий: жители должны были снабжать армию необходимыми продуктами, а также воинами.

Кир считается основателем первой почтовой системы в мире, а Дарий соорудил сеть дорог, которая связывала между собой все уголки империи и позволяла достаточно быстро передавать важные сообщения.

Царская дорога протяженностью почти 3 000 км была построена от Сардиса до Суса, одной из административных столиц. Вдоль всей дороги были построены специальные сооружения, где царские послы могли поменять лошадей и получить свежие запасы еды и воды.

Религия персов

Персы также развивали религию, основанную на монотеизме, вере в одного бога.

Основоположником создания веры был Зороастр, или Заратустра (на старо-иранском языке). Многие его идеи были собраны в цикле стихотворений, называемых Гатами. Они стали частью священной книги персов — Авесты.

Заратустра считал, что земная жизнь людей — это всего лишь тренировка перед тем, что будет после смерти.

Каждый человек сталкивается в жизни с добром и злом, и выбор в пользу первого или второго, влияет на будущее человека. Некоторые теологи полагают, что идеи Заратустры получили свое продолжение в христианской религии, а также повлияли на развитие иврита.

Несмотря на достаточно мягкую форму управления, персы постоянно захватывали новые территории. Например, во время правления Ксеркса, в 480 г., империя хотела расширить свои границы до .

Греческие города-государства объединились и противостояли врагу, разбив весь персидский флот.

Когда пришел к власти в 331 году, он положил конец персидским мечтам о расширении своей империи. Со временем он завоевал всю Персидскую империю.

Считается, что именно в Персии появилась тяжелая кавалерия.

Существует несколько документов, свидетельствующих о том, что у персов были конные тяжелобронированные полки, которые использовались в сражениях в качестве мощного тарана, наносящего серьезный удар по противнику.

Предпочтение в армии отдавалось наемникам.

Правители Персии были готовы платить за хорошую службу. Этот способ взаимодействия с местными жителями завоевал большое доверие, так как давал населению возможность зарабатывать, а государству — быть уверенным в том, что во время боевых действий армия всегда будет наготове.

Любовь ко всему фиолетовому.

В древние времена одним из самых дорогих материалов с точки зрения редкости и денежной ценности считался «морской фиолетовый коралл», который содержал бром.

Природный фиолетовый цвет получался благодаря выделениям мурекса — особого вида моллюсков.

Цари, знать и богатые торговцы были уверены, что пурпурно-фиолетовый цвет обладает магическими свойствами защиты и силы, а также подчеркивает высокий социальный статус человека.

Именно поэтому цари предпочитали одежды в соответствующих тонах.

Персидская держава оказала огромное влияние на историю Древнего мира. Образованное небольшим племенным союзом государство Ахеменидов просуществовало около двухсот лет. Упоминание о пышности и могуществе страны персов есть во многих древних источниках, в том числе и в Библии.

Начало

Впервые упоминание о персах встречается в ассирийских источниках. В надписи, датированной ІХ в до н. э., содержится название земли Парсуа. Географически данная область находилась в районе Центрального Загроса, и в упомянутый период население этого района платило дань ассирийцам. Объединения племен еще не существовало. Ассирийцы упоминают о 27 подконтрольных им царствах. В VII в. персы, по-видимому, вступили в племенной союз, так как в источниках появились упоминания о царях из племени Ахеменидов. История Персидской державы начинается с 646 г. до н.э, когда правителем персов стал Кир І.

В царствование Кира І персы значительно расширили подконтрольные им территории, в том числе завладели большей частью иранского плато. В то же время основана первая столица Персидской державы - г. Пасаргады. Часть персов занималась земледелием, часть вела

Возникновение персидской державы

В конце VI в. до н. э. персидским народом правил Камбиз I, который находился в зависимости от царей Мидии. Сын Камбиза, Кир ІІ, стал владыкой оседлых персов. Сведения о древнем персидском народе скудны и обрывочны. По-видимому, основной ячейкой общества была патриархальная семья, во главе стоял мужчина, имевший право распоряжаться жизнью и имуществом своих близких. Община, сначала родовая, а позже - сельская, в течение нескольких столетий представляла собой могущественную силу. Несколько общин образовывали племя, несколько племен уже могли называться народом.

Возникновение Персидской державы пришлось на то время, когда весь Ближний Восток был разделен между четырьмя государствами: Египет, Мидия, Лидия, Вавилония.

Даже в эпоху своего расцвета Мидия фактически являлась непрочным племенным союзом. Благодаря победам царя Киаксара Мидии покорилось государство Урарту и древняя страна Элам. Потомки Киаксара не смогли удержать завоевания своего великого предка. Постоянная война с Вавилоном требовала присутствия войск на границе. Это ослабило внутреннюю политику Мидии, чем вассалы мидийского царя и воспользовались.

Правление Кира II

В 553 г. Кир II поднял восстание против мидян, которым персы платили дань на протяжении нескольких веков. Война длилась три года и закончилась сокрушительным поражением мидян. Столица Мидии (г. Эктабаны) стала одной из резиденций правителя персов. Покорив древнюю страну, Кир II формально сохранил Мидийское царство и принял на себя титулы мидийских владык. Так началось образование Персидской державы.

После захвата Мидии Персия заявила о себе как о новом государстве в мировой истории, и в течение двух веков играла важную роль в событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В 549-548 гг. новообразованное государство покорило Элам и подчинило себе ряд стран, входивших в состав бывшей Мидийской державы. Парфия, Армения, Гиркания стали платить дань новым персидским правителям.

Война с Лидией

Крез, владыка могущественной Лидии, осознавал, каким опасным противником является Персидская держава. Был заключен ряд союзов с Египтом и Спартой. Однако начать полномасштабные военные действия союзникам не довелось. Крез не захотел дожидаться помощи и выступил в одиночку против персов. В решающем сражении под столицей Лидии - г. Сарды, Крез вывел на поле боя свою конницу, которая считалась непобедимой. Кир II выставил воинов верхом на верблюдах. Лошади, увидев неизвестных животных, отказались подчиняться ездокам, лидийские всадники были вынуждены сражаться пешком. Неравный бой завершился отступлением лидийцев, после чего г. Сарды был взят в осаду персами. Из бывших союзников только спартанцы решили прийти Крезу на помощь. Но, пока готовился поход, г. Сарды пал, и персы подчинили себе Лидию.

Расширение границ

Затем наступила очередь греческих полисов, которые находились на территории После ряда крупных побед и подавления мятежей персы подчинили себе полисы, тем самым приобретя возможность использовать в сражениях

В конце VI века Персидская держава расширила свои границы до северо-западных областей Индии, до кордонов Гиндукуша и подчинила себе племена, проживающие в бассейне р. Сырдарьи. Только после укрепления границ, подавления мятежей и установления царской власти Кир II обратил внимание на могущественную Вавилонию. 20 октября 539 г. город пал, и Кир II стал официальным правителем Вавилона, а вместе с тем и владыкой одной из крупнейших держав Древнего мира - Персидского царства.

Правление Камбиза

Кир погиб в сражении с массагетами в 530 г. до н. э. Его политику успешно проводил сын Камбиз. После основательной предварительной дипломатической подготовки Египет, очередной противник Персии, оказался в полном одиночестве и не мог рассчитывать на поддержку союзников. Камбиз осуществил замысел отца и покорил Египет в 522 г. до н. э. Тем временем в самой Персии зрело недовольство и вспыхнул мятеж. Камбиз поспешил на родину и погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Через некоторое время древняя Персидская держава предоставила возможность получить власть представителю младшей ветви Ахеменидов - Дарию Гистаспу.

Начало правления Дария

Захват власти Дарием І вызвал недовольство и ропот в порабощенной Вавилонии. Предводитель повстанцев объявил себя сыном последнего вавилонского владыки и стал именоваться Навуходононосором III. В декабре 522 г. до н. э. Дарий І одержал победу. Предводители мятежников были преданы публичной казни.

Карательные действия отвлекли Дария, а тем временем мятежи поднялись в Мидии, Эламе, Парфии и других областях. Новому правителю потребовалось более года, чтобы усмирить страну и восстановить государство Кира II и Камбиза в прежних границах.

В период между 518 и 512 годами Персидская держава покорила Македонию, Фракию и часть Индии. Это время считается расцветом древнего царства персов. Государство мирового значения объединяло под своей властью десятки стран и сотни племен и народов.

Социальное устройство Древней Персии. Реформы Дария

Персидская держава Ахеменидов отличалась большим разнообразием социальных укладов и обычаев. Вавилония, Сирия, Египет задолго до Персии считались высокоразвитыми государствами, а недавно покоренные племена кочевников скифского и арабского происхождения еще находились на стадии первобытного уклада жизни.

Цепь восстаний 522-520 гг. показала неэффективность предыдущей схемы правления. Поэтому Дарий І провел ряд административных реформ и создал устойчивую систему государственного контроля над покоренными народами. Результатом реформ стала первая в истории эффективная административная система, которая служила правителям Ахеменидам не одно поколение.

Эффективный управленческий аппарат является наглядным примером того, как правил Персидской державой Дарий. Страна была разделена на административно-податные округи, которые носили название сатрапий. Размеры сатрапий были намного больше, чем территории ранних государств, а в некоторых случаях совпадали с этнографическими границами древних народов. Например, сатрапия Египет территориально почти полностью совпадала с границами этого государства до завоевания его персами. Руководили округами государственные должностные лица - сатрапы. В отличие от предшественников, которые искали своих наместников среди знати покоренных народов, Дарий І ставил на эти должности исключительно вельмож персидского происхождения.

Функции наместников

Ранее наместник объединял в себе и административные, и гражданские функции. Сатрап времен Дария имел только гражданские полномочия, военные власти ему не подчинялись. Сатрапы имели право чеканить монеты, ведали хозяйственной деятельностью страны, сбором налогов, вершили суд. В мирное время сатрапы обеспечивались небольшой личной охраной. Армия же подчинялась исключительно военачальникам, независимым от сатрапов.

Осуществление государственных реформ стало причиной создания большого центрального управленческого аппарата во главе с царской канцелярией. Государственное управление вела столица Персидской державы - г. Сузы. Крупные города того времени Вавилон, Эктабана, Мемфис также имели свои канцелярии.

Сатрапы и чиновники находились под неусыпным контролем тайной полиции. В древних источниках она называлась «уши и око царя». Контроль и надзор за чиновниками был доверен хазарапату - тысяченачальнику. Государственная переписка велась на которым владели почти все народы Персии.

Культура Персидской державы

Древняя Персия оставила потомкам большое архитектурное наследие. Великолепные дворцовые комплексы в Сузах, Персеполе и Пасаргадах производили ошеломляющее впечатление на современников. Царские поместья окружались садами и парками. Одним из памятников, дошедших до наших дней, является гробница Кира II. Многие аналогичные памятники, возникшие через сотни лет, взяли за основу архитектуру усыпальницы персидского царя. Культура Персидской державы способствовала восславлению царя и укреплению царской власти среди покоренных народов.

Искусство древней Персии сочетало в себе художественные традиции иранских племен, переплетавшиеся с элементами греческой, египетской, ассирийской культур. Среди дошедших до потомков предметов имеется множество украшений, чаш и ваз, различных кубков, украшенных утонченной живописью. Особое место в находках занимают многочисленные печати с изображениями царей и героев, а также различных животных и фантастических существ.

Экономическое развитие Персии времен Дария

Особое положение в Персидском царстве занимала знать. Вельможам принадлежали крупные земельные владения на всех покоренных территориях. Огромные участки поступали в распоряжение «благодетелей» царя за личные заслуги перед ним. Владельцы таких земель имели право управления, передачи наделов в наследство своим потомкам, а также на них возлагалось осуществление судебной власти над подданными. Широко применялась система землепользования, при которой участки назывались наделами лошади, лука, колесницы и проч. Такие земли царь раздавал своим воинам, за это их владельцы должны были нести службу в действующей армии в качестве всадников, лучников, колесничих.

Но по-прежнему огромные участки земли находились в непосредственном владении самого царя. Они обычно сдавались в аренду. В качестве платы за них принимались продукты земледелия и скотоводства.

Помимо земель, в непосредственной царской власти находились каналы. Управляющие царским имуществом сдавали их в аренду и собирали подать за использование воды. За орошение плодородных почв взималась плата, достигающая 1/3 урожая землевладельца.

Трудовые ресурсы Персии

Труд рабов использовался во всех отраслях экономики. Основную их часть обычно составляли военнопленные. Залоговое рабство, когда люди продавали сами себя, распространения не получило. Рабы имели ряд привилегий, например, право иметь свои печати и участвовать в различных сделках в качестве полноправных партнеров. Раб мог выкупить сам себя, уплатив определенный оброк, а также быть истцом, свидетелем или ответчиком в судебных разбирательствах, разумеется, не против своих хозяев. Была распространена практика привлечения к труду наемных рабочих за определенные деньги. Труд таких работников получил особенное распространение в Вавилонии, где они рыли каналы, устраивали дороги и собирали урожай с царских или храмовых полей.

Финансовая политика Дария

Основным источником поступления средств в казну являлись подати. В 519 г. царь утвердил основную систему государственных налогов. Подати были просчитаны для каждой сатрапии с учетом ее территории и плодородности земель. Персы как народ-завоеватель денежную подать не платили, но не были освобождены от натурального налога.

Различные денежные единицы, продолжавшие существовать даже после объединения страны, приносили немало неудобств, поэтому в 517 г. до н. э. царем была введена новая золотая монета, получившая название дарик. Средством обмена был серебряный сикль, стоивший 1/20 дарика и служивший в те времена. На реверсе обеих монет помещалось изображение Дария І.

Транспортные магистрали Персидской державы

Распространение сети дорог способствовало развитию торговли между различными сатрапиями. Царская дорога Персидской державы начиналась в Лидии, пересекала Малую Азию и проходила через Вавилон, а оттуда - в Сузы и Персеполь. Проложенные еще греками морские пути успешно использовались персами в торговле и для переброски военной силы.

Известны также морские экспедиции древних персов, например, путешествие морехода Скилака к индийским берегам в 518 г. до н. э.

История Древней Персии (хотя корректнее называть её Ираном (именно так она именуется в источниках того времени); название ‘Персия’ было придумано греками) начинается с завоеваний Кира II. Но нельзя сразу перейти к его свершениям, сначала нужно узнать, кто был этот Кир?

Первые упоминания о Персии

Первые упоминания о Персии встречаются в ассирийских источниках IX века до н.э. Известно, что это был племенной союз на юго-западе современного Ирана, под предводительством знатного рода Ахеменидов. Спустя век они начали расширять свои владения, но после утверждения на этих землях Ассирии, признали власть их царя. Позже персы перешли под власть царя Астиага - властителя Мидийской державы. Он же отдал свою дочь замуж за Камбиза I, правителя персов. От этого союза на свет появился сын Кир I Великий.

Легенда о Кире

О детстве Кира ничего точного сказать нельзя. Однако, существует легенда. Однажды царю Астиагу приснился сон, что из чрева его дочери разрастается дерево и покрывает своими кронами все мидийские земли. Жреци растолковали этот сон таким образом, что сын, родившийся у его дочери, захватит власть у своего деда. Астиаг испугался и приказал своему цередворцу Гарпагу бросить младенца Кира I в лесах Мидии. Тот, в свою очередь, приказал пастуху Митридаду отнести ребёнка в лес. Но у Митридара и его жены родился мертвый ребёнок, они не смогли оставить Кира в лесах. Они решили положить в колыбельку Кира своего мертворождённого сына, а царевича воспитать как своего.

Правда открылась, когда Киру исполнилось десять лет. Он играл с сыновьями царедворцов и был избран царём среди них. Один из мальчиков отказался повиноваться ему, тогда он избил его. Отец мальчика пожаловался Астиагу, что сын пастуха смеет бить своего господина. Кира доставили во дворец. Увидев его, Астиаг понял, что его внук жив. Он снова обратился к жрецам. Но те уверили его, что сон уже сбылся - мальчик был избран царём среди своих сверстников. Успокоившись, царь Мидии отправил его к родителям в Персию.

Восстание Кира и захват провинций

Кир поднял восстание против Мидии в 553 году до н.э. большая часть мидийцев добровольно перешла на сторону Кира. К 550 году до н.э. Мидия была завоёвана. Далее Кир принялся покорять её провинции: Сузы (Элам), Парфию, Гирканию и Армению. В 547 году до н.э. Кир начал наступление на Лидийское царство. Первая битва у реки Галис закончилась ничем, во второй раз Кир проявил хитрость и поставил впереди своего войска верблюдов. Лидийские кони, почуяв незнакомый запах, бежали с поля боя.

Затем Кир подчинил всё малоазийское побережье. И обратил свой взор в сторону восточноиранские и среднеазиатские территории: Афганистан, северо-западную часть Индии, Пакистан, Дрангиана, Маргиана, Бактрия, Арахосия, Гандхара, Гидросия, Хорезм и Согдиана. Милет и остальные страны вплоть до Египта добровольно подчинились Киру. Более того, за создание сильного централизованого государства ратовали финикийские, вавилонские и малоазийские купцы. Теперь целью Кира стал Египет. Но много беспокойства доставляли кочевники-массагеты на северо-восточных окраинах империи. В походе против них в 530 году до н.э. Кир был ранен и погиб.

Становление Персидской Империи

Дело Кира Великого продолжил его сын Камбиз II. Он возглавил поход на Египет. В это время Египет переживал не самые лучшие времени: слабая армия, неумелый фараон Псамметих III, высокие налоги. Недовольство населения. Прежде чем выступить в поход Камбиз заручился помощью кочевников безводной Синайской пустыни, которые помогли его армии добраться до города Пелусий. Египетский главнокомандующий Фанес и начальник флота Уджагорресент перешли на сторону персов.

В 525 году до н.э. произошла битва у города Пелусий. Обе стороны понесли тяжёлые потери, но персы выиграли. Столица Мемфис была разграбленв, население уведено в рабство, сын фараона Псамметиха казнён, но фараона пощадили. В этот же год Камбиз стал фараоном Египта. Следующим завоевательным пунктом стала Нубия, но песчаная буря унесла жизни большей части персидского воска и они были вынуждены вернуться в Египет, где бывший фараон Псамметих поднял мятеж против Камбиза. Шах жестоко подавил восстание: Псамметих теперь уже был казнён.

В связи с вышеперечисленными событиями шах находился в Египте три года. В самом Иране же начались восстания против гнёта персов. До шаха дошли слухи, что одним из предводителей мятежников являлся его брат Бардия. Камбиз срочно отправился обратно, но умер по пути домой при загадочных обстоятельствах.

Восстание Бардии Гаумата

О восстании Бардии имеется много сведений. Во-первых, Бардия был вовсе не братом шаха, а мидийский жрецом и самозванцем Гауматой. Своё восстание он начал в Вавилонии, где получил всеобщую поддержку, и двинулся на Пасагарды (столицу Персии). Одержав победу и подчинив Персию, Гаумата отменил налоговые и воинские повинности на три года, чтобы удержать провинции империи. Вся внутренняя политика была направлена на смещение персидской верхушки и её замену на мидийскую, а также лишения их всех привилегий.

Гаумата правил недолго - всего семь месяцев - и был убит в результате дворцового заговора семи наиболее знатных персидских родов. Нового шаха избрали именно они. Им стал 28 летний Дарий, который восстановил привилегии персов и начал восстановление империи в её прежних границах. Задача была не из лёгких. Держава распадалась: Вавилония, Армения, Маргиана, Элам, Парфия, племена саков и другие. В каждой провинции появился самозванец провозгласивший себя либо Камбизом, чудом уцелевшим по пути на родину, либо царём, свергнутым персами.

Кампания Дария

Многие не верили в успех кампании Дария. Тем не менее, он одерживал победу за победой. Мятежи подавлялись с особой жестокостью. В честь всех побед Дарий возвёл Бехистунскую надпись, высеченную на скале в районе Пасагард. На ней показаны порабощённые цари провинций Ахеменидской державы, приносящие дань своему шаханшаху Дарию Великому. Царьки выглядят меньше Дария, что указывает на их подчинённое положение. Над шаханшахом Персии возвышается знак божественной благодати - фарр.

В зороастрийской мифологии (зороастризм хоть и не был официальной религией империи, имел главенствующие позиции при персидском дворе) фар или хварене считался знаком богов, благословлявших шаха на царствование. Однако, если шах не справлялся со своими обязательствами или использовал свою власть во зло, боги лишали его фарра и передавали другому достойному кандидату на титул шаханшаха.

Персидские реформы Дария

Восстания Ахеменидской державы указали Дарию на ‘дыры’ в её администаривной и военной системах. Учитываю ошибки прошлого, шах провёл ряд реформ, которые не менялись до конца существования империи:

1) Империя была разделена на сатрапии. Чаще всего границы сатрапий были эквивалентны границам государств, находившихся на этих территориях (Ассирия, Вавилония, Египет). Во главе стояли сатрапы, которые назначались шахом и были выходцами из персидских родов. В руках сатрапов была сосредоточена только административная власть: следили за сбором налогов, соблюдением порядка в сатрапии и осуществляли судебную власть. В сатрапиях также находились военачальники, но они подчинялись только шаху. В число сатрапий еще включались автономные области такие как, финикийские города, Кипр и Киликия. Они управлялись с помощью местных царьков или племенных вождей.

2) В новой столице Сузах был создан центральный аппарат во главе с шахской канцелярией . В крупных городах - Вавилон, Экбатаны, Мемфис и дру - также появились царские канцелярии. В состав канцелярий входили писцы и чиновники. Ввёлся учёт налогов, податей и даже подарков, велась царская переписка. Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, но в сатрапских канцеляриях также использовался местный язык. Вся административная система находилась под контролем шаха: была создана тайная полиция (уши и око царя), а также новая должность тысяченачальник - командующий личной гвардией шаха, который осуществлял надзор за чиновниками.

3) Велась работа по кодификации законов завоёванных стран и изучению древних законов, чтобы соединить их в один единый свод для всех народов. Правда, стоит отметить, что привилегированное место в них занимали персы.

4) Дарий ввёл новую систему податей: каждая сатрапия платила зафиксированную сумму податей, которую составляли исходя из плодородности почв, количество мужского населения и т.д. персы не платили денежные подати, но поставляли продовольствие. Система подарков теперь не носила добровольный характер - их размер был тоже строго зафиксирован.

5) Стали чеканить единую монету - золотой дарик.

6) Могущество империи напрямую зависело от армии. Её ядро составляли персы и мидийцы. Армия состояла из пехоты (набиралась из земледельцев) и конницы (в неё входила персидская знать). Кочевники саки играли важную роль в персидской армии, в качестве конных лучников. Вооружение всадников обычно представляло собой бронзовый щит, железный панцирь и копья. Костяком были 10 тысяч ‘бессмертных’. Первая тысяча являлось личной охраной царя и набиралась из сыновей знатных персидских родов. Остальные рекрутировались из эламитов и иранских племён. Этот отряд считался самым привилегированным во всей ахеменидской армии. В каждой сатрапии находилось войско для предотвращения мятежей. Их состав был довольно пёстрым, но не содержал представителей этой провинции. На границе страны воинам выделяли небольшой кусок земли. Ежемесячно каждый воин получал зерно и мясо. А будучи в отставке - земельные наделы, на которых выращивали зерновые культуры, или же продавали или дарили.

7) Дарий начал строительство дорог и почты. Сатрапии были соединены между собой почтовыми отделениями, чтобы в случае войны можно было как можно быстрее добраться до пункта назначения.

После проведения столь удачных реформ шах обратил своё взор против скифов, беспокоивших границы империи, и греков, восставших против власти персов. С похода Дария на Афины принято считать начало греко-персидских войн .

Восстания провинций

Причиной восстаний стал всё увеличивающийся налоговый гнёт и увод ремесленников из городов (в тот период заканчивалось строительство дворца Персеполиса (Тахте Джамшид) - новой резиденции Ахеменидов). Первым выразил не довольство Египет (в 486 году до н.э.). Восстание было подавлено, но унесло слишком много сил Дария - он скончался в этом же году. Теперь шахом стал его сын Ксеркс, который всю свою жизнь провёл в постоянном подавлении восстаний. Именно вновь включил Египет. В 484 году до н.э. поднялся Вавилон, а вместе с ним и еще половина провинций державы. Окончательно подавить восстание удалось только в 481 году до н.э. его население было уведено в рабство, а всё защитные укрепления города были разрушены.

В 480 году до н.э. Ксеркс выступил во второй военный поход против греков. Были стянуты войска со всех сатрапий от Индии до Египта. Согласно Герадоту, персидская армия насчитывала 1700000 пехотинцев, 80 000 всадников на конях, 20 000 на верблюдах. Но такие подсчёты на вряд ли верны: если учитывать все факты, такие как количество мужского населения в сатрапиях, их смертность от болезней и просто тяжелого физического труда, то общее количество воинов не превысит 100 000 человек. Но даже эта цифра внушала ужас в то время. Но этот поход тоже обернулся неудачей. Столь известные битвы у Саламин, Фермопил и Платеи не принесли персам победы. Греция обрела независимость. Более того, начала свою компанию в Малой Азии и Эгейском море против Ахеменидов.

Падение Персидской Империи

После смерти Ксеркса шахи в основном пытались удержать империю в её границах, а также вели междоусобные войны друг с другом за престол. В 413 году до н.э. восстала Лидийское государство; в 404 году до н.э. отделился Египет, где была провозглашена XXIX династия; в 360 году до н.э. независимость получил Кипр, Киликия, Лидия, Хорезм, северо-западная Индия, Кария, финикийский город Сидон.

Однако самая главная опасность пришла со стороны Малой Азии из греческой провинции пастухов Македонии. Пока Греция была занята борьбой Афин и Спарты, а Персия с остервенением пыталась удержать свои границы, молодой македонский князь Александр в 334 году до н.э. выступил в поход на Ахеменидов. Правящий шах Дарий III терпел поражение за поражением. Сатрапы добровольно переходили на сторону Александра. В 331 году до н.э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Великая Персия прекратила своё существование. Дарий III бежал и укрылся на мельнице, хозяин которой, польстившись на богатые одежды незнакомца, заколол его ночью. Так закончил свою жизнь последний шах Ахеменидской династии. Все ранее подвластные земли Ахеменидов перешли под правление Александра Македонского .

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Нововавилонское царство: возникновение, расцвет и падение
Следующая тема:   Ранние цивилизации Древней Индии: быт, обычаи, религия и культура

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома