Колесо Сансары отражает циклическое течение жизни, развивающейся по космическим законам Вселенной. По древнему приданию Будда первым изобразил этот символ рисом на песке, дабы объяснить человечеству причины его страданий и открыть ищущим путь освобождения.
В центре Круговорота Сансары в символической форме представлены три яда ума. Неведение в образе свиньи – первостепенный яд, из которого происходят все остальные. Не зная о своей истинной природе, человек начинает отождествлять себя с тленным материальным миром, что рождает привязанности и страх потери.
Символ привязанности и вожделения - красный петух , змея в свою очередь, обозначает ненависть и гнев. Вместе эти три яда приводят Колесо Сансары в движение, все больше втягивая человека в порочный круг злодеяний и зависимостей.
В дословном переводе Сансара означает «блуждание» или странствование. Это вечное скитание души по пространству иллюзии, причина которого карма – принцип воздаяния за совершенные действия. Благие поступки или деструктивные - любая деятельность создает карму, положительную или отрицательную. От характера созданной кармы зависит результат – возмездие или покровительство сил небесных.
Закон Кармы работает в двух направлениях: он может вознести или низвергнуть. Эта дуальная направленность Колеса Сансары обозначена разделением второго круга на два сегмента противоположных цветов. Черный - символизирует упадок и духовную деградацию. Белый – развитие и духовную эволюцию.
Третий круг символа Колеса Жизни разделен на 6 сегментов, обозначающих 6 миров Универсума. 3 нижних мира пронизаны мучениями. К ним относятся сферы по соответствию с каждым ядом ума.
Высшие сферы Сансары представлены тремя формами бытия, в которых преобладает счастье, однако, они также не лишены страданий.
Держит Колесо Сансары в своих зубах владыка смерти и повелитель загробного мира - Яма. Он олицетворяет Принцип Кармы – суровый и неподкупный. Его образ напоминает о том, что созданные причины всегда возвращаются закономерным следствием к душе, ее породившей.
Таково бытие в изменчивом мире форм. Но истина в том, что жизнь и смерть – лишь иллюзия, которая кажется реальностью. Потому просветленный Будда вынесен за пределы круга. Он наблюдает со стороны за круговоротом жизни и видит три его главных качества.
Ее природа - Пустота. Течение времени делает все непостоянным. Любая форма, будучи рожденной, сразу начинает стремиться к разрушению. Но истина вечна и бессмертна. Ее нет в том, изменчиво. Все, что мы боимся потерять – не истинно.
Ее проявление - Иллюзия. Сознание, скитающееся по кругу Сансары не способно видеть целого. Но любое явление – только одна из возможных альтернатив. Все, что нас окружает – мы сами создаем в своем уме. А главная иллюзия ума – это отождествления себя с материальной невечной формой.
Ее характеристика – Страдание. В буддийской традиции антипод страдания – тихое блаженство от существования. Любые эмоции уводят ум из состояния гармонии и умиротворения, что толкает на разрушительные действия, рождающие Карму. Но действия, совершенные без привязки к желаниям позволяет выйти за ее пределы.
Каждое действие, спровоцированное желанием, создает новую Карму, которая делает человека заложником Круговорота Сансары. И не только поступки, но даже и слова, и мысли могут стать причиной формирования кармического груза, не освободившись от которого невозможно будет выйти из круга перерождений. Бытие в неведении, привязанностях и гневе возвращается к нам законом Кармы. Раз за разом, совершая одну и ту же ошибку, человек создает предпосылку для нового кармического уроки, призванного напомнить ему о его истинной природе и иллюзорности физических форм.
Дабы помочь людям найти путь освобождения из Колеса Сансары, Будда Шакьямуни сформулировал 4 благородные истины. Познав эти истины, человек способен положить конец скитаниям своего ума в мирах иллюзий и достичь просветления, узнав суть и природу вещей.
Первая благородная истина звучит так: все материальное пропитано страданием. Сознание, отождествляющее себя с материей, становится заложником иллюзий. Это рождает негативные чувства и эмоции, омрачающих разум и заставляющие страдать.
Разрушить эти иллюзии можно преодолев пять препятствий:
Незнание Законов Сансары – главный источник всех мучений. И выход из круга рождений можно найти только в достижении сознанием состояния просветления.
Вторая благородная истина раскрывает причину страданий: страдание – следствие желания.
Нескончаемая и неутолимая природа желаний не дает уму пребывать в покое. И потому ум постоянно мечется в противоречивых эмоциях и идеях.
Третья благородная истина говорит о том, что выйти из Колеса Сансары возможно через отказ от страстных желаний.
Свободный ум не ощущает ни экзальтированной радости, ни печали. Просветленное сознание находится в состоянии тихого счастья, спокойного и уравновешенного блаженства.
Четвертая благородная истина раскрывает метод, практикуя который можно выйти из Круга случайных перевоплощений и найти просветление. Этот метод изложен в восьмеричном пути, включающим такие этапы, как формирование светлых воззрений и устремлений, совершение благих действий, развитие воли, внимания и концентрации.
Выход из Колеса Сансары – это Путь эволюции сознания через преодоление препятствий и этическое развитие. Освобожденный – тот, кто нашел внутри себя гармонию и научился видеть вечное среди изменчивого и непостоянного.
Наша с вами жизнь имеет очень динамичный ритм, она наполнена своими заботами и непрерывной суетой. В постоянном круговороте повседневной жизни многие из вас, все же могли слышать такие слова как: «сансара» или «колесо сансары».
Сансара или самсара (санскр. संसार, «скитание, странствие») - это постоянный круговорот рождений и смертей, перерождение души, стремящийся к освобождению и очищению от результатов всех своих прошлых накопленных действий (кармы).
В процессе своей жизни человек совершает множество поступков, которые и определяют её будущий исход. В конце земного бытия – подводится черта, где на итоговые «весы» водружают все праведные и неправедные поступки человека, накопленные за все его прошлые жизни.
Сансара в философии, представляет собой важнейший закон, которому отводится центральное место. Различные школы, основанные на религии, находят её местом неблагоприятным, считая препятствием, которое мешает познать истину природы бытия человека.
Сансара в буддизме, представляется неким просвещением, основывающимся на том, что между рождением и смертью есть ещё и промежуточное состояние. Именно в нем – момент нового существования подобен процессу передачи огня от одной свечи к другой. Так и возникла теория о путешествиях души после смерти.
Если заглянуть глубже в учения Будды, то можно заметить, что человеческую сущность невозможно изменить, а от тех поступков, которые совершают люди, меняется только их мировосприятие.
Человек, совершающий недобрые поступки впоследствии получает лишь боль, страдания и болезни. Люди, которые находит в себе силы на добро и хорошие деяния в благодарность получают полное умиротворение.
Законом Сансары прописываются истины бытия не только в этой жизни, но и ожидания от последующего перевоплощения. Название такого механизма – бхавачакра. Его составляющие – 12 звеньев, а именно:
Смысл цикла существования кроется в том, что все деяния человека, хорошие или плохие, всё равно оставляют свой след в его карме. Этот след, впоследствии, и приводит человека к его будущему перевоплощению. Главная цель буддиста – не зависимо от своих чувств и желаний, прожить жизнь не оставляя следов на карме.
Первые представления о колесе сансары возникли ещё в позднем ведийском брахманизме (800-600 гг. до н.э.). Позже, этот сакральный механизм был позаимствован буддистами и растолкован именно так, как понимаем его сейчас мы.
Колесо Сансары – это сложный кармический механизм, который несет в себе постоянный круговорот рождений и смертей.
Люди, очень часто употребляют термин «порочный круг», перекладывая в него все свои негативные и постоянно повторяющиеся события. Они всегда заводят человека в глухой тупик, не давая возможности для дальнейшего движения. Такое проявление и есть тем самым Колесом Сансары.
«Колесом» этот кармический механизм назвали не просто так. Колесо Сансары – это символ круговорота, означающего, что каждые невыполненные задачи и греховные поступки – накапливаются на протяжении жизни, но при этом, человеку дается шанс на искупление в будущих перевоплощениях.
Если душа не выполняет поставленных задач – она застревает на несколько перерождений, пока не научится находить решение. Называние этому процессу – реинкарнация.
Колесо Сансары, подобно воронке, может затянуть в свои сети каждого человека. Для этого достаточно иметь обыкновенные людские пороки и слабости. Существует теория, согласно которой, чем выше число перерождений души, тем сложнее вырваться из возрастающего колеса. Главной причиной этому служит систематическое повторение одной и той же ошибки на протяжении каждого перевоплощения. Учитывая тот факт, что выбраться из Колеса Сансары с каждым перерождением становится всё сложнее, его смело можно называть кармическим наказанием.
Обычно Колесо Сансары изображают в виде древнего колесничего, который имеет восемь спиц. На каждой из них, содержится множество подробных иллюстраций о том, что же происходит с душой на всех этапах круговорота, и что самое главное, отвечает на вопрос: — «Как выйти из Колеса Сансары?».
В центре изображения нарисован круг с четырьмя окружностями, которые поделены на сегменты. В каждом из них иллюстрируется действие законов кармы. Центральные фигуры круговорота – три существа, что отравляют человеческий ум, а именно:
Эти три яда омрачают разум человека, заставляя постоянно перерождаться, накапливая и искупая свою карму.
Второй круг именуется Бардо. Он состоит из светлой и тёмной части, которые символизируют благие деяния и грехи. Если душа устремилась к добрым поступкам – она переродится в благоприятных мирах. Души полные грехов, попадают на тёмную сторону и направляются в адские миры.
Третий круг делится на шесть частей, по количеству шести типов миров: начиная от самых светлых и заканчивая тёмными и мрачными. В каждой из секций находится изображение Будды или святого учителя дхармы – бодхиставы, который часто приходит в наш мир из сострадания к живым существам.
Классификация миров в буддизме
Мир богов (дэвов). Обитатели этого мира – боги. Они полны блаженства и не задумываются о законах кармы или последующих перерождениях. Дэвы считаются бессмертными, но и их путь не вечен. Когда жизнь божества близится к концу, оно испытывает горечь и страдания во много раз превышающие человеческие, так как понимает, каких удовольствий лишается.
Мир полубогов (асуров). Существа этого мира полны гордыни, зависти и ревности. Асуры, в отличии от дэвов (богов), не являются бессмертными, но обладают очень большой силой.
Мир людей. Мир, основанный на привязанности и любви. Люди не видят вещи такими, как они есть, но имеют возможность учиться и познавать новое.
Мир животных . Обитатели этого мира живут в неведении и тупости, отдавая предпочтение естественным нуждам. Животные, в отличии от людей, не помышляют о духовном. По причине отсутствия воли, обстоятельства всегда берут верх над ними, а жизнь полна страха и беспокойства.
Миры голодных духов (претов). Обитатели этого мира одержимы вечным вожделением и ненасытной жаждой. Преты – это призраки, которые вынуждены жить в муках из-за невозможности утолить все свои страсти и похоти. Их излюбленное место обитания – перекрестки и ограды домов (владений).
Мир адских существ (нараков) . Очень жестокий мир, где рождаются существа, чей ум наполнен злобой, гневом и жаждой мести. Ады (жители адского мира) испытывают нескончаемые страдания и муки.
Не смотря на то, что миры расположены по кругу, перевоплотиться можно как сверху, так и снизу. Из мира людей можно взлететь в мир дэвов (богов) или рухнуть в ад.
Внешняя рамка Колеса Сансары состоит из двенадцати изображений, которые символизируют законы кармы в действии:
И последний элемент иконографии Колеса Сансары – Яма. Он крепко держит в своих зубах и когтях весь круговорот, являясь божеством смерти и бренности жизни. Яма считается посмертным судьёй и владыкой адского мира. Будто в противовес этому суровому божеству, за пределами колеса стоит Будда, показывающий на Луну.
Каждая спица Колеса Сансары приравнивается к одному воплощению души, которых всего восемь. На протяжении жизни (спицы), человек живет и накапливает карму, как положительную, так и отрицательную. Она влияет на то, какими будут его последующие перевоплощения. Если к завершению последнего перерождения карма отработана, то человек имеет возможность стать свободным, воспользовавшись правом выбора.
Так что же значит выражение: «колесо сансары дало оборот »? Ответ прост: это значит, что за все восемь жизней (перевоплощений) положенная человеку карма полностью набрана и отработана.
Главная цель религии буддизма – освобождение от накопленной кармы. Вопрос о том: «как выйти из Колеса Сансары» , будоражит и беспокоит умы многих поколений буддистов. Что интересно, есть даже специальные правила, соблюдая которые можно прервать этот замкнутый кармический круговорот, а именно:
Для того, что бы выйти из Колеса Сансары – нужно очень усердно работать над собой и своим внутренним миром, стараясь устранять и искоренять те качества, которые порождают все неблагоприятные деяния. Важно знать, что ключ к точке выхода лежит в самих событиях. Зная все их компоненты и рычаги воздействия можно перепрограммировать свою жизнь и стать свободным.
Бхавачакра или колесо Сансары – что это такое подробно описано в учении Будды. Есть большой соблазн применять термин по всякому удобному поводу, ознакомившись с ним поверхностно. Однако нужно понимать, что учение о Сансаре основано на безусловной вере в реинкарнацию.
Некоторые люди утверждают, что могут вспомнить свою прошлую жизнь. Колесо Сансары и реинкарнация – эти понятия являются центральными в нескольких восточных религиозных учениях (буддизм, индуизм, джайнизм). Означают они примерно одно и то же: человеческая душа после смерти тела получает новую физическую оболочку. Научного доказательства этого явления не существует, но и отрицать его учёные не в силах. Исторические факты заставляют поверить в то, что круговорот рождения и смерти реально существует.
Маленькие дети в возрасте от 2 до 7 лет иногда рассказывают подробности о своей прошлой жизни. Становясь старше, они сами не могут вспомнить, о чём говорили. Это явление подробно исследовал Ян Стивенсон. Он изучил рассказы 3 тыс. детей, задокументировал и сравнил с реальными фактами. После своих исследований он убедился в реальности перевоплощения душ и опубликовал книгу «Двадцать случаев предполагаемой реинкарнации».
Колесо Сансары наглядно демонстрирует закон кармы, который определяет перерождение всех существ снова и снова. Оно символизирует весь существующий мир, наполненный страданиями. На колесе изображены 6 вариантов рождения, 6 миров Сансары. Внизу круга – три условно плохих рождения, наверху – три условно хороших. Избавлены от страданий только те души, которые покинули сеть Сансары.
Сансара – это отношения обиды-воздаяния, вечный круговорот рождения и смерти, из которого трудно выбраться. Того, кто захвачен вихрем страстей, ждёт новое перерождение и страдание в одном из миров.
Третий закон Ньютона гласит: сила действия равна силе противодействия. Он может описать не только физические явления, но и значение колеса Сансары. Закон воздаяния выражен в русских пословицах и поговорках: что посеет человек, то и пожнёт, сеющий ветер, пожнёт бурю и т. д.
Учение о карме иногда изображается в виде змеи, заглатывающей свой хвост. Но чаще всего используется символ – колесо Сансары, состоящее из нескольких окружностей.
Круг Сансары держит в клыках и лапах демон смерти – Яма. За пределами круга изображён Будда, достигший мокши или просветления и покинувший круговорот страданий.
Все существа во вселенной проходят 12 звеньев развития или, как их еще называют, ниндан.
Когда сущность проживает все 12 этапов, говорят, что колесо Сансары дало оборот. Определена новая судьба, которая направит душу отрабатывать карму в один из миров. Несчастна та душа, которая обречена на воплощение в теле животного, адского существа или прета (голодного духа). Самые праведные сущности, заслужившие жизнь полную наслаждения, воплотятся в мире богов, те, кто любит власть – в мире асуров. Только рождение в теле человека считается у буддистов наиболее благоприятным для преодоления власти Сансары.
Тибетская книга мёртвых Бардо Тхёдол подробно описывает всё происходящее с душой человека после смерти – куда она попадает, что видит и как должна себя вести. Эти ценные сведения, по мнению тибетских мудрецов, могли помочь и направить в загробном мире всех, обладающих знанием, особенно тех, кто умер внезапно.
Внезапная смерть является самой неблагоприятной во всех религиозных традициях. Она может быть следствием несчастного случая или нападения бандитов. Такую смерть называют еще безвременной или злой – душа, оказавшись вырванной из привычного мира, испытывает огромное потрясение, ей угрожает опасность. Древние знания призваны уберечь от опасностей в загробном мире.
В западной культуре состояние бардо связывают с положением души после смерти и до момента рождения в новом теле. В буддизме это понятие имеет более широкий смысл, оно дословно означает «между двумя» или промежуточное состояние.
Состоянием бардо можно также назвать жизнь в ожидании чего-то, когда время ощущается как промежуток между событиями.
«Враги и болезни – лучшие учителя», избитая фраза, признать справедливость которой в реальной жизни очень сложно. Но Вселенная – это большой учебный класс. От того, насколько хорошо человек усваивает уроки жизни, зависит его развитие. Если же личность остается на позиции гордости, думая, что её никто не вправе обижать, она удерживается в круговороте страданий Сансары.
У каждого человека заложено неприятие критики и ненависти в свой адрес. Это естественно. Появляется недовольство и несогласие с таким отношением. Если не принимать эту ситуацию как свою, пытаясь разобраться, за что идёт ненависть, поток негатива усилится. Найдутся новые враги, которые тоже начнут ненавидеть.
Чтобы преодолеть порочный круг взаимной ненависти и агрессии, у человека есть свободная воля. Он вправе выбирать, что для него важнее – освобождение от страдания или торжество справедливости. Некоторым христианам трудно понять слова Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Хотя христианское учение отвергает возможность реинкарнации, через представление о Сансаре становится понятнее безусловная Божья любовь.
Будда указал путь, как выйти из колеса Сансары, состоящий из восьми ступеней.
Под правильным воззрением понимается принятие 4 благородных истин и основных положений буддистского учения.
Совершив плохой поступок по отношению к какому-то человеку, виновный наказывается по справедливым законам Высшего Разума. Того Разума, который связан со всем живым отношениями любви. Обиженный человек желает, чтобы его враг испытал то же, что и он сам. По высшему закону справедливости это желание начинает исполняться. Через определённый промежуток времени пожелание беды, по тому же самому закону, возвращается к тому, кто ненавидит своих обидчиков. Это и есть закон Сансары на понятном для русского человека языке.
Закон высшей справедливости формирует судьбу всех живых существ в мироздании. Добро награждается, зло наказывается. При осознании вины и исправлении душа переходит на новый уровень существования, пока не покорится новой страсти или страданию.
Многие из вас в повседневной могли слышать выражения, в которых присутствует слово «сансара» (или «самсара»). В это выражение вкладывают разное значение, однако оно далеко от первоначального, так как «сансара» представляет собой нечто иное, что дано познать не каждому. Сегодня вы узнаете, как связана сансара с человека и душой, что это слово означает, и как улучшить своё положение в бесконечном круговороте, либо выйти из него.
Начнём с того, что такое самсара, после чего расскажем, в чём заключается её смысл и назначение.
Рассказать в двух словах, что такое сансара, достаточно сложно, так как это слово употребляется сразу в нескольких религиях джайнизм, сикхизм, буддизм).
Слово «сансара» («самсара») является санскритской транскрипцией. Дословный перевод - «прохождение» или «протекание» . При этом данным словом в индуистских мировоззренческих текстах называют перерождение, переселение души (реинкарнацию). Получается, что сансара, проще говоря - это и есть перерождение.
Однако на процесс перерождения в индуизме влияет . В процессе жизни человек совершает поступки, которые определяют его будущее. В конце одной жизни подводят итог, который влияет на перерождение, решая, будет оно «высокое» или «низкое». Также стоит представлять сансару не как одну реинкарнацию, а как бесчисленное количество, в котором одна жизнь подобна маленькой песчинке на большом песчаном пляже.
Получается, что «закон сансары» - это причинно-следственная связь, которая определяет, будешь ты вознаграждён либо покаран.
Так как карма в самсаре участвует как контрольный элемент, то нельзя полностью отождествлять эти понятия. Из чего следует, что «закон сансары» - это те последствия, которые вытекают из состояния кармы, на которую в свою очередь влияют мирские деяния.
Выше мы писали о том, что «колесо» бесконечной мирской жизни - это сансара. Однако колесо сансары не является простой последовательностью жизней, а представлено в виде совокупностей миров, которые постоянно движутся и трансформируются.
Знаете ли вы? Изображение колеса сансары присутствует на входе в любой буддийский храм.
Получается, что перед нами не бесконечная цепочка последовательных жизней одной души, а все миры, которые постоянно пребывают в движении, и это движение приводит к трансформации всего, что находится внутри круга.
Круг сансары - это порочный круг, миры в котором представляют собой иллюзию, из которой можно выбраться только будучи человеком.
Стоит разобраться, что значит выражение «колесо сансары дало оборот».
Прохождение одного круга невозможно оценить по времени, так как один полный оборот соответствует одному дню жизни Бога (описано в Ведах). В привычном понимании, данное выражение означает смену эпох, что никак не связано с жизнью Бога. То есть, речь идёт о замене старого на новое, о каких-либо трансформациях.
При этом, согласно буддийским учениям, в процессе одного оборота колеса мир переживает следующие стадии: формирование, стабильность, деградация и , состояние бардо.
Получается, что употребляя выражение «колесо сансары дало оборот», мы говорим не о простой смене эпохи, а о чём-то более весомом. Грубо говоря, один оборот самсары можно толковать как появление вселенной (или нескольких вселенных), момент стабильности, момент угасания и полной смерти. После чего будет следовать состояние бардо, о котором мы поговорим далее.
Знаете ли вы? В исламе присутствуют сразу три вида реинкарнации: перерождение пророка, перерождение религиозного деятеля и перерождение простой души. При этом вышеперечисленные виды реинкарнации признаются только «крайними шиитами» и различными сектами, а большинство учений говорит о том, что душа после смерти помещается в подобие клетки, где ждёт Судного дня.
Разобравшись с тем, что такое колесо сансары в буддизме, мы не уточнили одну деталь, а именно - состояние бардо.
Состояние бардо, учитывая вышесказанное, представляет собой некий промежуточный вариант, если речь идёт о колесе. Это промежуток, во время которого ничего не существует. Старый мир угас, а новый ещё не появился. Если рассмотреть это на примере жизни то состояние бордо в каком-то смысле можно считать короткой смертью, так как в этот момент существует только душа, без какой-либо оболочки. Также таким состоянием можно считать момент отделения души от оболочки, в которой, как говорится в учениях, она замкнута в круговороте сансары.
Согласно учениям, душу в колесе сансары удерживают 3 яда, которые представлены в виде свиньи, петуха и змея. Невежество, и - это три порока, поддавшись которым, человеческая душа всё сильнее затягивается в круговорот.
Интересным является тот факт, что можно телесными действиями или словом, но и . Поэтому человек, который не совершает плохих поступков, не злословит и не врёт, всё равно не сможет выбраться из самсары, если будет враждебно мыслить по отношению к окружающим.
Важно! Любые деяния несут свои последствия, поэтому за каждое действие нужно отвечать отдельно. Закон сложения плохих и хороших деяний отсутствует, поэтому нельзя перекрыть плохие поступки хорошими.
Для буддизма самсара - это принцип, который нужно преодолеть, чтобы возвыситься, поэтому далее мы расскажем о том, как описывает путь освобождения от бесконечного круговорота.
Это своеобразные ступени, по которым нужно «подняться» (пройти), чтобы душа освободилась и возвысилась.
Мудрость:
Сосредоточение:
В виде колеса. Оно не является объектом поклонения, в нем запечатлены основополагающие методологические принципы буддийской мысли.
Три яда – неведение, привязанность и гнев представлены в образе соответственно свиньи, петуха и змеи, находящихся на ступице колеса. Между спицами изображаются шесть сфер – состояния паранойи, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов.
Вокруг обода расположены Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения. Это колесо держит в зубах Яма, Владыка смерти, олицетворяющий непостоянство.
Только Будда стоит в стороне от этого колеса. Часто это колесо рисуют на внешней двери при входе в традиционные буддийские храмы в Гималаях.
По легенде, это изображение по совету Будды Шакьямуни было преподнесено в дар царем Магадхи дхармараджей Бимбисарой своему другу монарху Утраяне, и пробудило в том доверие к Дхарме.
(санскр.; тиб. кхорва, «круговорот») – обусловленное существование, круговорот вынужденных рождений и смертей в обусловленных мирах. Согласно выдающемуся тибетскому ламе Гампопе (1079-1153гг.), сансара имеет следующие три базовые характеристики:
Под «пустотой» и «иллюзией» скрывается понимание того, что есть истинная реальность за пределами всех концепций, а также непостоянства и взаимообусловленности всего, с чем все существа обычно сталкиваются в жизни. Буддийское понятие страдания имеет гораздо более широкое значение, чем мы привыкли.
Первая благородная истина Будды: Обусловленное существование является страданием.
"Человек только на первый взгляд – кузнец своего счастья, а на самом деле не столько кует, сколько сам пребывает под молотом причинности на наковальне следствий" (Е.Торчинов)
Первоначальное представление о сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (не позднее 8-7 вв. до н.э.), но именно буддизм, используя уже существующее всем понятное представление, тщательно разработал его, в отличие от индуизма, как «абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы» [Торчинов 2005:32], где сансара предстает продуктом причинно-следственных связей и регулируется законом кармы (поэтому это обусловленное существование).
Слово «карма» (от санск. корня "кр" – «творить, создавать», ср. с англ.-create) имеет также древневедийское происхождение и было заимствовано буддизмом. Согласно Е.Торчинову, оно может быть переведено как «дело», «действие», но никоим образом не как «судьба» или «участь», как иногда думают. Так, на китайский язык «карма» переводится словом «е», которое в современном языке даже имеет значение «занятие», «специальность» или «профессия».
Если в архаическом, ведийском, значении слово «карма» подразумевало не всякое действие, а только ритуально значимое, обряд, дающий желаемый «плод» (санск. пхала), то с появлением Будды постепенно значение этого понятия расширилось. Оно стало означать любое действие, или акт, имеющий результат, причем в самом широком смысле:
Таким образом, карма в буддизме - это закон причины и следствия, распространяющийся на любое действие. Совокупность всех действий, совершенных за всю жизнь, их общая энергия, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой напрямую обусловлен совокупным характером совершенных действий.
Соответственно, такая карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения. Как заметил Е.Торчинов, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая форма рождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например, врожденные болезни или физическая красота), основные черты характера, психологические наклонности, таланты или отсутствие способностей и тому подобное. Затем в новой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение)» [Торчинов 2005:30].
В буддизме считается, что достичь Просветления возможно в том случае, если в течении множества жизней было накоплено достаточное количество энергии позитивных действий и хороших впечатлений, наработаны привычка делать жизненный выбор в пользу других живых существ, осознавать свои поступки и делать добро, то есть некий позитивный потенциал, о чем рассказывают и истории прошлых жизней Будды Шакьямуни – джатаки . Буддийское учение о законе кармы, согласно Е.Торчинову, - результат распространения представления о всеобщности причинно-следственных отношений и на область этики и психологии.
Учение о карме как причинно-следственной связи находит свое углубленное развитие в теории, получившей название «пратитья самутпада» (санск. причинно-зависимое происхождение). Эта теория чрезвычайно важна, поскольку она, по существу, превратилась в базовый методологический принцип буддийской мысли. Она подробно рассматривается далее в описании символики Колеса сансары. Главный смысл этого принципа заключается в том, что все этапы существования причинно обусловлены.
Вместе с тем живое существо (не только человек), пребывая в неведении, влекомое своими бессознательными импульсами, оказывается, по существу, рабом неумолимой обусловленности, находясь не столько в деятельном, сколько в страдательном положении [Торчинов 2005: 33].
Весь этот процесс с присущими ему закономерностями отражен в изображении Колеса сансары - в символике внешнего ободка в его композиции.
Колесо сансары – не только показывает замкнутый круг обусловленного существования, но главное - указывает на выход из него. Это также и символическое напоминание о Четырех благородных истинах Будды, показывающих, что есть состояние необусловленного счастья - Просветление, и возможно прекращение страдания. Это учение было дано Буддой во время Первого Поворота Колеса Дхармы, и является базовым для всех традиций буддизма: «обусловленное существование - страдание», «страдание имеет причину», «если устранить причину, устранится и страдание» , «и есть методы устранения страдания».
Просветление (Пробуждение от сна неведения) позволяет выйти из вынужденного неосознаваемого круговорота рождений-смертей, преодолеть «страдательность» сансары. И Будда оставил для этого методы Трех Поворотов Колеса Дхармы.
Учение о сансаре, данное Буддой, запечатлено в изображении Колеса сансары (санск. бхавачакра, «колесо обусловленного существования»). Это один из самых популярных сюжетов. Его можно видеть около входа в любой буддийский храм или монастырь.
Круговая композиция Колеса символизирует бесконечный круговорот умов в сансарическом бытии. Она включает в себя 1 круг и четыре окружности: - центральный круг и две окружности изображают причины сансарического существования; - третья – следствия; Все вместе они иллюстрируют закон кармы. - а внешний ободок представляет собой схему цепи взаимо-зависимого происхождения из 12 элементов.
В центральном самом маленьком круге, в ступице колеса, изображены три главных корня обусловленного существования: неведение (санск. моха), привязанность (санск. двеша, «страсть») и гнев (санск. рага).
Эти три базовых аффекта (санск. клеша), т.е. три главные дуалистические эмоции, порождающие остальные и являющиеся мотивами любых негативных поступков, лежат в основе сансарического существования.
Канонически эти омрачения в буддийской иконографии изображаются в виде животных:
«Свинья олицетворяет неведение, ибо ест всё без разбору. Также непонимание не видит разницы между благим и дурным, удачным и неудачным. Петух - символ привязанности как стремления завладеть объектом опыта или слиться с ним, ибо он - а) владелец гарема и б) способен выискать в траве мелкое зерно; так и привязанность зорко концентрируется лишь на предмете своего влечения. Змея либо уползает прочь, когда к ней приближается человек; либо нападает на него; так и гнев стремится устранить объект из поля восприятия, опыта либо избегая, либо уничтожая его» [Парибок 1997: 33].
Из базового неведения возникает привязанность, та в свою очередь создает ситуации, провоцирующие гнев. Они – своеобразный мотор, движущая сила всего колеса. Поэтому символические животные как бы ухватились за хвосты друг друга и, как белка в колесе, пустились в бег по кругу, приводя в движение Колесо сансары.
Второй от центра круг, разделен на светлую и темную половины, так как все типы кармы, возникающей от дуалистических обусловленных эмоций, можно свести к двум типам: благая и неблагая карма. Благая карма ведет к перерождению в высших мирах, а неблагая - к перерождению в низких формах жизни. Чтобы показать это, второй круг Колеса сансары разделен на черную и белую половины: обитатели высших миров сознательно следуют пути накопления заслуг и благих действий, а на темном пути существ их порочные наклонности увлекают «вниз», к мучительным формам существования.
В целом, этот круг иллюстрирует карму, поступки, произведенные под влиянием либо трех дурных факторов центра, либо при их отсутствии. Поэтому данный круг смежен со ступицей, вместе с центром он изображает причины: омрачения и произведенные ими поступки суть основа сансарного существования.
В следующем, третьем изнутри круге Колеса сансары запечатлены следствия кармы в виде рождения в одном из шести миров. Этот круг разделен на шесть или пять секторов, соответствующих пяти мирам рождений живых существ (часто боги и асуры могут изображаться в одном и том же секторе); в каждом из этих миров изображены Будда или Бодхисатва, воплощающиеся там из великого сочувствия, чтобы помогать живым существам. Ему характерен определенный цвет, и он держит в руках символический атрибут, которым характеризуется специфический метод донесения до слушателей того или иного мира вести о возможном освобождении.
Буддизм в зависимости от преобладающих тенденций умов существ признает шесть возможных форм существования:
эти три формы рождения считаются счастливыми и композиционно представляют собой верхний полукруг Колеса сансары;
эти три формы рождения считаются несчастливыми и композиционно образуют нижний полукруг Колеса сансары.
Чтобы понять эти аллегории, не обязательно разделять взгляды древней мифологии. Достаточно внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть в людях те же черты гордого благополучия (богов), тупости (животных), страстной жадности (голодных духов). Ясно, что эти стереотипы восприятия не возникли беспричинно, а долго закладывались умственными тенденциями. Поэтому Будда говорил: “Весь мир – ум ”.
Никакой идеи духовной эволюции в этой схеме миров не заложено: после смерти в качестве божества можно снова родиться человеком, потом попасть в ад, потом родиться животным, потом снова человеком, потом опять попасть в ад и т. д., в зависимости от совершаемых действий и преобладающих на тот или иной момент тенденций ума [Торчинов 2005:32]. Когда результаты совершённых действий истощаются, существо, повинуясь другим импульсам своего подсознания («карма »»), перерождается в иной сфере бытия.
Человек здесь занимает срединное положение меж живыми существами, и в буддийских текстах постоянно подчеркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна. Человек не так погружен в обманчивое блаженство, как боги, но и не настолько измучен, как обитатели адов; кроме того, человек в отличие от животных наделен также развитым интеллектом. Такое положение способствует тому, что только человек среди других форм существ способен к обретению освобождения от сансары, вынужденного неосознаваемого и обусловленного круговращения рождений-смертей.
Поэтому классические буддийские тексты постоянно говорят о том, что рождение в человеческом теле с возможностью практиковать буддийские освобождающие методы - редкая драгоценность и обретение его - великое счастье.
Внешний ободок Колеса сансары содержит символическое изображение учения о Причинно-зависимом происхождении.
Цепь причинно-зависимого происхождения состоит из ряда этапов существования (санск. нидана , «звено»), ведущих существ от рождения к старости и смерти и к новому рождению. В дидактических целях она показана на примере человеческой жизни. Изображения читаются по часовой стрелке, начиная сверху. Звенья цепи связаны между собой посредством Кармы - законом причинно-следственной связи. Эта цепь звеньев отражена во внешнем круге композиции. Этот последний, узкий круг, образующий как бы обод колеса, разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати звеньям цепи причинно-зависимого происхождения.
Каждой «нидане» соответствует символическое изображение:
И далее вновь базовое неведение приводит умы существ к очередному воплощению и т.д. Все это «колесо обусловленного существования» держит в своих лапах, как бы обнимая его, Яма, символизирующий страдание и «страдательность», обусловленность как главное свойство сансарического бытия [Торчинов 2005: 34-35].
(санск. Яма, тиб. Шиндже, “Господин Мертвецов”) Яма – индийский бог смерти, его образ в буддийском контексте приобретает собственное значение, он выражает принцип кармы, крепко держащий колесо сансары. В популярных народных представлениях Яма сохраняет свои функции судьи подземного царства, воздающего умершим по их заслугам. Яма в буддийской иконографии красного цвета (символ мудрости, познавшей иллюзорность сансары), с третьим глазом просветленной мудрости.Согласно буддийской космологии он - правитель божественного Мира без разногласий, известном как Небеса Ямы .
Вне колеса в верхнем углу картины, обычно изображается Будда