Круглый стол «Инновации в сфере дополнительного образования детей.  Вестник Образования России - Круглый стол «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования»  Круглый стол раз

19-20 июня 2017 года в г. Владивостоке Приморского края на базе ВДЦ «Океан» и Дальневосточного федерального университета прошел выездной круглый стол Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке по теме «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования».

Два дня парламентарии и представители более 20 регионов страны на разных площадках рассматривали актуальные для сферы дополнительного образования вопросы. Главная цель была одна: понять, какие проблемы мешают развитию и что можно изменить. Вопросы финансирования, устаревание материально-технической базы, нехватка кадров - вот далеко не все темы, дискуссии по которым развернулись в крае 19 и 20 июня.

Для этого диалога Приморье было выбрано не случайно.

«Здесь выстроена и положительно зарекомендовала себя система выявления, поддержи и развития талантливых и одаренных детей, - высказалась член комитета по образованию и науке Л.Н. Тутова . - В течение двух дней мы говорили о проблемах отрасли. За принятой по итогам нашей работы резолюцией последуют серьезные действия на местах. Я думаю, что эта встреча будет серьезным импульсом для региона».

Сейчас в России в целом охват детей дополнительным образованием довольно высок. Большей популярностью пользуются художественные и спортивные кружки и секции. Их посещает примерно 31-35 % от общего количества детей. Наименее популярны секции в сфере технического дополнительного образования - всего 5 %.

На заседании специалисты - депутаты, представители учебных заведений и надзорных органов - обсудили направления развития, финансовое и правовое обеспечение, способы мониторинга дополнительного образования детей. Приоритетным остается обеспечение равного доступа несовершеннолетних к услугам дополнительного образования вне зависимости от места проживания и наличия ограниченных возможностей здоровья.

В последнее время на всех уровнях власти уделяется большое внимание государственно-частному партнерству. В 2016 году на заседании Правительства было заявлено о необходимости разработки комплекса мер по развитию такого партнерства в сфере дополнительного образования детей. Учитывая, что президент России Владимир Путин одним из своих майских указов поставил задачу предоставить к 2020 году возможности дополнительного образования 75 % детей, разработка механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере - насущный вопрос. Необходимо выработать единые механизмы сотрудничества бизнеса и государства в обеспечении дополнительного образования и досуга детей, используя при этом лучшие российские и зарубежные практики.

Еще одним толчком развития системы дополнительного образования может стать объявленное президентом Десятилетие детства. Его проведение направлено на поддержку материнства и детства, и все мероприятия будут проходить в интересах детей и их разностороннего развития.

По словам Ларисы Николаевны , по итогам обсуждения могут быть внесены поправки, например, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, в стране будет меняться принцип финансирования отрасли - вероятен переход на нормативно-подушевой вслед за сферой образования, где он применяется с 2016 года. Также в следующем году на развитие сферы дополнительного образования в России планируют выделить 213 млрд рублей.

« Кроме увеличения финансирования и внесения поправок в ряд законов, мы хотим ввести и профессиональный праздник - День работника дополнительного образования, чтобы отметить вклад педагогов этой сферы в развития страны», - уточнила Л.Н. Тутова .

Зафиксированные в итоговом документе положения, как предполагается, будут учитываться федеральными парламентариями в работе над законопроектами, направленными на реализацию программ дополнительного образования. Кроме того, резолюция будет направлена в министерство образования и науки Российской Федерации для проработки вопросов, которые были предметом обсуждения на полях владивостокского мероприятия.

Информация подготовлена по материалам Ю.В. Лапыгиной,

советника, помощника депутата Государственной Думы ФС РФ Л.Н. Тутовой

Мероприятие завершено

Круглый стол проводится с целью информирования специалистов органов управления образованием, культуры и спорта регионального и муниципального уровней, руководителей и специалистов организаций, осуществляющих дополнительное образование детей о текущих результатах реализации проектов, содействующих достижению показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.*

Организаторы круглого стола:

электронные порталы ПЕРЕМЕНКА.ДЕТИ и ПОЗНАЕМ-МИР.ДЕТИ , при поддержке Министерства образования и науки РФ и Института образования Высшей школы экономики.

Спикеры:

Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования (ЦСЭРШ) НИУ ВШЭ;
Борис Викторович Куприянов, ведущий аналитик ЦСЭРШ НИУ ВШЭ;
Семен Васильевич Янкевич, руководитель Центра прикладных правовых разработок Института образования НИУ ВШЭ.

Вопросы для обсуждения:

Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей;

Приоритетные направления Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы в сфере дополнительного образования детей;

Инновационные практики в сфере дополнительного образования детей.

Место проведения : г. Москва, Потаповский переулок, д. 16/10, ауд. 309

Для очного участия зарегистрируйтесь, пожалуйста, по ссылке . В здании действует пропускная система – не забудьте паспорт.

Для тех, кто не сможет присутствовать очно, будет организована онлайн-трансляция . Регистрация по ссылке .

Контакты:

по вопросам участия – Андрей Васильевич Петлин: 8-962-921-8487;
аккредитация СМИ – Максим Николаевич Петров: [email protected]

* В 2016 год впервые проведен конкурсный отбор на право получения грантов в форме субсидий из федерального бюджета организациям, реализующим пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям в рамках мероприятия 3.1 «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей» ФЦПРО на 2016-2020 годы. Победителями конкурсного отбора стали 16 организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, из 15 субъектов Российской Федерации.

  1. 1. Федеральное государственное научное учреждение «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской Академии образования Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Второй Всероссийский педагогический ФЕСТИВАЛЬ «БЕРЕГА ДЕТСТВА» ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» 21 декабря 2012 года, Москва
  2. 2. Приветствие Татьяна Владимировна Волосовец Директор ИППД РАО, кандидат педагогических наук Председатель Организационного комитета Фестиваля «Берега Детства»
  3. 3. Посвящения Фестиваля 2012-13 года: 95-летию государственной системы внешкольного образования 20-летию дополнительного образования детей в России
  4. 4. Памяти Наты Борисовны Крыловой«Педагогика поддержки» - это педагогика глубинного общения, где встречаются не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу» Н.Б. Крылова (1938-2012)
  5. 5. Тема Проблемно-проектировочного Круглого стола «Дополнительное образование: инновационный вектор развития»
  6. Организаторы Круглого стола:ФГНУ “Институт психолого-педагогическихпроблем детства” РАОЗападное Управление образованияДепартамента образования города Москвы,Центр творческого развития и гуманитарногообразования «Дар»
  7. 7. Регламент работы Круглого стола: Время работы в ИППД РАО – 10.00-13.00. Обед 13.00-14.00. 2-ая часть в Центре «Дар» - 15.00-18.00 Выступления с проблемными докладами – 10-12 минут Вопросы, предложения и мнения у «открытого микрофона» - 2-3 минуты
  8. 8. Приветствие Нарышкин Владимир Львович - Начальник отдела Департаментадополнительного образования детей,воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ
  9. 9. 1-ый блок«Психолого-педагогические основыразвития сферы дополнительногообразования в субъектах РФ».
  10. 10. «Проблемы дополнительного образования детей: психолого-педагогический аспект» Голованов Виктор Петрович- Главный науч. сотрудник ИППД РАО, доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики доп. образования детей МИОО, кафедры теории и методики воспитательной работы МГГУ им. М.А. Шолохова, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник сферы молодежной политики РФ, ведущий эксперт Фестиваля, Москва
  11. 11. «Личностный рост педагогадополнительного образования»Агличева Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, советник руководителя Аппарата Общественной палаты РФ, эксперт общественной программы «Детство», Москва.
  12. 12. «Антропологический взгляд на развитие современного образования. Дополнительное образование как часть целостного»Слободчиков Виктор Иванович,доктор психол. наук, профессор, член-кор.РАО, Президент Российской АссоциацииА.С.Макаренко, член Координационногосовета по взаимодействию Минобрнауки РФи Московской патриархии РПЦ, гл. науч.сотрудник ИППД РАО, Москва
  13. 13. 2-ой блок«Динамика социально-экономических и психолого-педагогических требований к сфередополнительного образования»
  14. 14. “Анализ состояния бюджетного сектораучреждений дополнительного образования детей в РФ”Куприянов Борис Викторович, ведущийнаучный сотрудник Института развитияобразования НИУ "Высшая ШколаЭкономики", профессор кафедры теории иистории педагогики Московского городскогопед. Университета, доктор педагогическихнаук, профессор, Москва.
  15. 15. "Ресурсный подход к стратегии развития организаций дополнительного образования детей»Логинова Лариса Геннадиевна,доктор педагогических наук, профессоркафедры педагогики и психологии АПКиПРО,Москва.
  16. 16. "Интеграция сферы дополнительного образования детей с социальными институтами воспитания"Фришман Ирина Игоревна,доктор пед. наук, профессор, гл. научныйсотрудник, зам. директора ИППД РАО,Директор Научно-практического центраМеждународного союза детскихобщественных объединений «Союзпионерских организаций - Федерациядетских организаций» (СПО-ФДО), зам.Председателя СПО-ФДО, ВедущийКоординатор Фестиваля, Москва
  17. 17. 3-й блок«Традиции и приоритеты сферыдополнительного образования детей -инновационный вектор развития».
  18. 18. "Развитие дополнительного образования детей Республики Марий Эл в новых социокультурных условиях. Региональные модели интеграции общего и дополнительного образования в ОУ в рамках ФГОС"Печенкина Наталья Викторовна,руководитель Центра развитиядополнительного образования ГБОУ ДОДРМЭ "ДТДиМ", Республика Марий Эл,Йошкар-Ола.
  19. 19. “Проблемы и перспективы развития дополнительного образования детей в ЗАО Москвы”Михайлова Светлана Александровна,Директор ЦДТ “Матвеевское”, ПредседательСовета Руководителей УДОД Западногоокруга Москвы
  20. 20. «Всероссийский педагогический Фестиваль «Берега Детства» как инновационная форма повышения квалификации педагогов и специалистов в области дополнительного образования детей»Бояринцева Анна Викторовна, кандидат пед. наук, ведущий научный сотрудник ИППД РАО, Координатор Фестиваля, Москва.
  21. 21. 4-ый блокСвободная дискуссия, обсуждениеитогового документа проблемно-проектировочного круглого стола
  22. 22. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОБЛЕМНО- ПРОЕКТИРОВОЧНОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ – ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ»1. Участники круглого стола обсудили состояние и перспективыдополнительного образования детей по трем основным направлениям: «Психолого-педагогические основы развития сферы дополнительногообразования». «Динамика социально-экономических и психолого-педагогическихтребований к сфере дополнительного образования». «Традиции и приоритеты сферы дополнительного образования детей».Высказанные научные положения, практические рекомендациипозволили сформулировать подходы к направлениям (векторам)инновационного развития сферы дополнительного образования детей,которая является достижением отечественного образования.
  23. 23. 2. В 2012 году отмечается 95-летие системы внешкольногообразования и 20 лет дополнительного образования в РФ.Произошедшие изменения в социально-педагогических подходах куровню и качеству образования потребовали разработки основинституциональных изменений в сфере дополнительного образования всоответствии с требованиями формирования образа «инвестиционнойпривлекательности» сферы для детей, родителей, педагогов. Сфера дополнительного образования – один из определяющихфакторов личностного, социального и профессиональногосамоопределения детей. Среди большого многообразия современной инфраструктурыдетства существуют несколько институтов, оказывающих приоритетноевлияние на становление социально-эффективной личности. Это сферадополнительного образования, детское общественное движение,система по организации работы с детьми и подростками по местужительства, включающая сеть государственных, муниципальных инекоммерческих учреждений и организаций.
  24. 24. 3. Дополнительное образование детей является неотъемлемой частьюединого образовательного процесса, непрерывного образования, котороедолжно сопровождать человека на протяжении всей его жизни, необходимоезвено в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональнойориентации. Реализация модели общего образования, основной на компетентностномподходе, профильном обучении, использовании новых образовательныхтехнологий, направлена на высвобождение свободного времени детей.Свободное от уроков время школьника – ценнейший ресурс самообразованияи дополнительного образования, но это требует расширения сферыдополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования детей внедряютсясоциально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль иметоды работы этих учреждений максимально учитываю особенностисоциума. Следствием этого являются накопление детьми опята гражданскогоповедения, постижение основ демократической культуры, самоценностиличности, осознанный выбор профессии, получение квалифицированнойпомощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальнуюадаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
  25. 25. 4. Сфера дополнительного образования детей с учетоммиссии, возложенной на её государством, не может бытьнезатратной. В перспективе для дальнейшего развитиядополнительного образования детей необходимо: изыскать дополнительные резервы бюджетных средств навсех уровнях; развивать частно-государственное партнерство скрупнейшими отечественными корпорациями (содержание иформы такого сотрудничества практически не ограничены, онивключают в себя возможности двусторонних и многостороннихсвязей на муниципальном, региональном и федеральномуровнях в рамках реализации конкретных социальныхпроектов).
  26. 26. 5. Для развития сферы ДОД, определения вектора инновационногоразвития необходимо использовать принципы модернизации(накопления опыта устойчивости системы, преодоления факторовеё разбалансировки) и инновационных преобразований(насыщение идеями, ведущими к востребованности системы, какинститута социальной инфраструктуры детства): личностнойориентации дополнительного образования детей; профильности;практической направленности; мобильности;многофункциональности; разноуровневости; разнообразиясодержания, форм, методов и как следствие социально-педагогическое партнерство УДОД с предоставлением различныхсоциальных институтов общества и воспитания; индивидуализацияметодик образования как необходимого условия спроса«Образовательной услуги»; реализация воспитательной функцииобучения через активную деятельность учащихся; реализацииориентационной функции через содержание учебного материала.
  27. 27. 6. Обоснование процесса модернизации и диверсификациисферы дополнительного образования и интегрирующим ресурсыдошкольного, основного, дополнительного образования, клубнойсистемы деятельности по месту жительства, потенциалов детскихобщественных объединений, учреждений отдыха и оздоровлениядетей. Динамика развития сферы дополнительного образованиядетей связано с использованием вариативных программ,лежащих в основе «социально ориентированного заказа»муниципального, регионального уровней с учётом сложившийсясоциокультурной ситуации и образовательных потребностейсемьи, родителей, лиц их заменяющих.Высказанные идеи, рекомендации могут стать основой дляразработки программ педагогического дополнительногообразования.
  28. 28. Обоснование необходимости создания условий модернизации и диверсификации программ дополнительного образования детейМодернизация - качественные изменения субъектов системы: оценка и прогноз уровнятребований к системы дополнительного образования детей, формулировка принциповформирования пакета «образовательных услуг».Диверсификация - раскрытие потенциалов и ресурсов субъектов системы. Оценка ипрогноз вариантов многообразия программ дополнительного образования детей,отвечающих запросам детей и родителей, ближайшего социального окружения.Ресурсы (материальные, человеческие, технологические, финансовые,информационные) - изменение качества жизни, уровня удовлетворённости детей,семей, ближайшего социального окружения в программах доп. образования детейВостребованность - программ, учреждений, форм дополнительного образованиядетей, как института социальной инфраструктуры детства.Общественно-государственное партнёрство - создание ресурсных центров,стажировочных площадок, экспериментальных программ дополнительногообразования детей, направленных на решение задач социально-экономическогоразвития субъектов РФ.
  29. 29. Рады Встрече с вамина «Берегах Детства!»САЙТ: fpir.ucoz.ru ПОЧТА: [email protected]


Дополнительное образование обладает целым рядом качеств: личностная ориентация образования; личностная ориентация образования; профильность; профильность; практическая направленность; практическая направленность; мобильность; мобильность; многофункциональность; многофункциональность; разноуровневость; разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.


Смысл развития системы дополнительного образования состоит прежде всего: в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в сохранении и культивировании уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в удовлетворении естественной потребности детей в познании себя, осмыслении себя в окружающем мире, обретении способности сохранять свою свободу, не мешая другим; в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям. в формировании устойчивой сопротивляемости развивающейся личности разрушительным воздействиям.


Развитие дополнительного образования предполагает решение следующих задач: изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения; формирование условий для создания единого образовательного пространства; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.


Главная задача педагога дополнительного образования развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.


Взаимопроникновение основного и дополнительного образования может обеспечить: целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; целостность всей образовательной системы школы со всем ее многообразием; определенную стабильность и постоянное развитие; определенную стабильность и постоянное развитие; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; необходимый уровень ЗУН школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми. сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.




Первая модель случайный набор случайный набор кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается.


Вторая модель внутренней организованностью отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.


Третья модель тесного взаимодействия строится на основе тесного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.


Четвертая модель цен существует в цен). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.


Дополнительное образование представлено целым рядом направлений. художественно-эстетическое; художественно-прикладное; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.


Организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи: Выровнять стартовые возможности развития личности ребенка. способствовать выбору его индивидуального образовательного пути. Развитие творческих способностей и творческой активности школьников. Развитие их познавательных интересов. Формирование мотивации успеха. Создание условий для самоутверждения и самореализации.. Создание условий всестороннего развития личности.


Инновационные формы организации дополнительного образования Факультативные курсы Кружки Спортивные секции Элективные курсы предпрофильной подготовки и профильного обучения Компьютерный центр Научно-исследовательская деятельность Центр подготовки дошкольников к школе Детское общественное объединение Студии Клубы Музейная педагогика Мастерские Издательская деятельность Комплексная программа по подготовке в ВУЗ Работа органов самоуправления ГПД Психологическая служба


Дополнительное образование ГОУ СОШ 1096 Художественно -эстетическое направление Художественно -прикладное направление Спортивно -техническое направление Научно -техническое направление Эколого -биологическое направление Физкультурно- оздоровительное направление Туристско- краеведческое направление Военно- патриотическое направление Культуро- логическое направление Психолого- педагогическое направление «Театр кукол» «Кумпарсита» «Хор» «Умелец» «Мягкая игрушка» «В мире искусства» «Фантазия и мир увлечений» «Минифутбол» «Гандбол» «Настольный теннис» «Баскетбол» «Математика вокруг нас» «Информатика вокруг нас» «Химия и медицина» «Введение в Интернет» «Мир цветов» курсы «АБВГДейка» ГПД «Юнкор» «Этика» «Культура общения» клуб «Вымпел» музей «Терем» «Фортуна» летний оздоровительный лагерь «Солнышко»


ГОУ СОШ 1096 Молодежный центр Дети улиц Бассейн СВОУО на ул. Касаткина Детская школа искусств им. С.И.Мамонтова Психолого -педагогический центр На Снежной Театры Психологический центр Возрождение Детская поликлиника 9 Дом юного техника Взаимодействие с организациями




Диагностика интересов учащихся 5-7 классов п/п Направление% 1 Физика и математика 18 2 Химия и биология 30 3 Радиотехника, электроника 30 4 Механика, конструирование 16 5 География, геология 27 6 Литература, искусство 42 7 История, политика 15 8 Педагогика, медицина 33 9 Предпринимательство, домоводство Спорт, военное дело 54


Диагностика интересов учащихся 8-11 классов Биология География Геология Медицина Легкая и пищевая промышленность Физика Химия Техника, механика Электротехника, электроника Обработка материалов Информационные технологии Строительство Транспорт, авиация, морское дело Психология Военные специальности История Литература, филология Журналистика, реклама Социология, философия Педагогика Право, юриспруденция Сфера обслуживания Математика Экономика, бизнес Иностранные языки, лингвистика Изобразительное искусство Сценическое искусство Музыка Физкультура, спорт


В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола»

по профессиональной ориентации старшеклассников

в системе дополнительного образования детей

Логинова Н.Н., к.т.н., методист,

Пояснительная записка.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию. Для удовлетворения интересов подростка за пределами школьной учебной деятельности в системе дополнительного образования ему может быть оказана психолого-педагогическая и информационная поддержка в выборе пути дальнейшего обучения, а также в выборе профессии.

При осуществлении этой задачи можно использовать различные формы работы. Опыт ЦВР «Академический» Санкт-Петербурга по реализации образовательных программ для подростков показывает, что наиболее действенной и интересной групповой формой работы с детским коллективом, в частности при проведении профориентационных мероприятий, является «круглый стол». Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Оптимальное число участников такой встречи составляет 15 человек, что обеспечивает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам в беседе за «круглым столом», позволяет без «нажима» со стороны взрослых подойти к осознанному решению поставленной проблемы, например, к выбору своего образовательного маршрута.

При разработке мероприятия (занятия) прежде всего уточняются проблемы, которые выносятся на «круглый стол», анализируется собственный опыт, опыт коллег и литературные данные по возможности и условиям использования данной формы в практике. Затем материалы систематизируются и составляются план и конспект занятия. Большое внимание при планировании и проведении мероприятия (занятия) мы уделяем рефлексии, которая позволяет участникам осознать, насколько им близки и интересны идеи, которые они обсуждали.

В качестве примера нами приводится мероприятие по профессиональной ориентации, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой для классных руководителей при проведении воспитательных мероприятий.

Круглый стол: «Мой выбор будущей профессии»

Подготовлен к проведению в рамках районного мероприятия отдела технического творчества ГБОУ ДОД ЦВР Калининского района СПб «Академический» «Неделя детского технического творчества»

  1. Логинова Н.Н., методист,
  2. Лавриненкова Я А., педагог-психолог, методист.

Тема:

Дополнительное образование в профессиональном самоопределении учащихся

Характеристика группы:

  1. ребята старшего школьного возраста (разновозрастная группа старших подростков 8-11 классов). Количество человек – от 10 до 25,
  2. классные руководители;
  3. обучающиеся по программе «Полиграфическое производство»;
  4. гости, представители УДОД и техникума.

Цель

Ознакомить школьников с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения в системе дополнительного образования детей.

Задачи:

  1. дать представление об основных понятиях профориентологии;
  2. познакомить с основными факторами выбора профессии;
  3. познакомить с типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
  4. ознакомить с возможностями дополнительного образования в допрофессиональной подготовке.

Материально-техническое обеспечение:

  1. помещение со столами и стульями,
  2. мультимедийное оборудование,
  3. ручки,
  4. маркеры,
  5. листы бумаги,
  6. раздаточный материал, бланки опросника и т.д. - в соответствии с количеством участников.

Регламент:

  1. 45-50 минут – круглый стол,
  2. 30 минут - презентация проекта «Мир техники и современных технологий в моей будущей профессии».
  3. 10 минут - подведение итогов, рефлексия.

Структура проведения мероприятия

  1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
  2. Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).
  3. Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения).
  4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.

Педагог приветствует гостей, представляется, предлагает каждому гостю написать свое имя на листочке, сделать домик и поставить его перед собой на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку (листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). (На экран выведен слайд 1 «Мир профессий »).

В качества разминки педагог проводит мини-беседу. В качестве примера можно использовать интерпретацию материалов Грецова А.Г. (Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005):

«Сколько существует профессий? Прежде чем двигаться дальше, предлагаю сделать паузу… и записать на листочке бумаги те профессии, которые вы знаете.

Итак, сколько их получилось в вашем списке? Обычно в пределах 20-30. если вспомнилось 50 или больше – значит, вы ориентируетесь в мире профессий гораздо лучше, чем большинство подростков. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессий… По мере технического прогресса и изменения общественного устройства появляется и множество новых профессий.

На самом деле, молодой человек, живущий в среднем по масштабу российском городе, выбирает из примерно 700 профессий, а в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, - 2000 – 3000. Какой процент от этого количества вы смогли назвать? Скорее всего, лишь 3-5%. Так как же выбирать, если толком и не знаешь из чего?

Разумеется, обучать по такому огромному числу профессий и специальностей крайне сложно… Но… многие профессии и специальности предъявляют сходные требования к базовой подготовке работников, а разнообразные тонкости и нюансы успешно осваиваются непосредственно на рабочем месте. Подготовка в учебных заведениях осуществляется по так называемым учебным профессиям и специальностям. Каждая из них имеет более или менее обобщенный характер и соответствует нескольким реальным профессиям и специальностям. Подобных учебных специальностей около 1000… Они, в свою очередь, объединяются в более крупные группы (например, такую – «строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы»).

Существует тысячи профессий. Хотите выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для вас? Постарайтесь познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего!».

С помощью наводящих вопросов педагог подводит гостей к самостоятельному формулированию цели.

Например, можно спросить: «Что вы ждете от работы круглого стола «Мой выбор будущей профессии» (причем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному участнику - школьнику, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.

Педагог раздает учащимся «Маршрут непрерывного образования» и предлагает обозначить свой предполагаемый маршрут. Схемы предлагает сохранить для дальнейшей работы.

2. Обсуждение основных понятий (профессия, должность, специальность, специализация).

На экран поочередно выводятся понятия. Ребятам предлагается описать свое понимание, представление о сущности этого явления. Ассистент фиксирует на листках идеи ребят. Используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

После работы над каждым этапом на экран выводится определение (слайды 2-9): Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации (слайд3).

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии (слайд5).

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам (слайд7).

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения (слайд9).

Затем приводятся с комментариями педагога :

– слайд 10 «Примеры»,

Слайд 11 «Выбери специальность»,

Слайд 12 «Выбери профессию»,

Слайд13 «Ответы».

  1. Обсуждение основных факторов выбора профессии и типичных ошибок при выборе.

Педагог спрашивает, какие качества являются профессионально важными , совместно с участниками формулирует ответ (это те качества личности, характера, особенности познавательной сферы, которые необходимы человеку для успешного освоения данной профессии) (слайд14) .

Затем он спрашивает, на основании чего обычно выбирают профессию и подводит к побудительным факторам при выборе профессии (слайд15).

Обсуждаются побудительные факторы (слайды - 16-интересы, 17-склонности, 18-востребованность) .

Обращаясь к школьникам, педагог спрашивает, на основании чего школьники собираются выбрать профессию. Дети думают и обсуждают основные факторы выбора профессии, предложения детей фиксирует ассистент. На основании их предложений педагог совместно с детьми делает выводы (слайд19).

Одновременно подобную работу педагог проводит с гостями (учителями), предлагая им определить типичные ошибки при выборе профессии, затем формулирует итоги (слайд20 ).

Незнание мира профессии

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Ведущий переходит к роли дополнительного образования, которое может помочь избежать ошибок.

4. Обсуждение возможностей дополнительного образования детей при выборе профессии (выступления зам. директора техникума, обучающихся по системе сетевого обучения

Ассистент показывает аудитории карту выбора, составленную на основе данных, которые получил от детей, и комментирует общую тенденцию.

Рассказ педагога (основные позиции):

«Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)

Основное общее, среднее (полное) образование и дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой , т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда»

Педагог обсуждает с детьми возможности занятий в системе дополнительного образования. Завершается этот разговор тем, что педагог подводит участников к идее, что в учреждениях дополнительного образования можно реализовывать программы, которые знакомят школьников с конкретной профессией и даже специальностью. Такое знакомство дает возможность правильного выбора в жизни.

Предлагается вернуться к схеме «Маршрут непрерывного образования» и цветными фломастерами отметить, на каком этапе образования ученики видят помощь в профориентации дополнительного образования детей. Ассистент собирает схемы.

Педагог дает слово представителю техникума и студентам техникума.

5. Презентация проекта сетевого взаимодействия образовательных учреждений по профессиональной ориентации школьников

6. Заключение. Рефлексия (оценка мероприятия)

Педагог:

  1. в качестве разрядки просит заполнить шуточную анкету «Найди профессию для знакомого персонажа», пользуясь матрицей;
  2. просит участников оценить уровень новизны полученной информации;
  3. благодарит участников за активную работу, просит заполнить оценочные листы и ответить на вопросы, что было интересного и полезного во время проведения круглого стола;
  4. предлагает школьникам взять с собой «Матрицу выбора профессии».

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома