Игра бином фантазии море волосы. Словесные игры. Игра – соревнование «Вежливые слова»

«Для эффективного развития творческой фантазии нужна система упражнений и, главное, нужно обучение приемам фантазирования. Мало сказать: «Придумай то-то» - надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. (Приемы играют ту же роль, что и краски в живописи; не может быть и речи о том, что они мешают свободно фантазировать.)» Г.С.Альтшуллер

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Приставка «би-» обозначает «два»: би-нокль, би-план, би-цепс и др. Соответственно, «бином» — это «состоящий из двух частей». Для использования Бинома фантазии берутся два слова, лучше случайных, никак не ассоциирующихся друг с другом. Джанни Родари проводил такую аналогию: как один электрод не вызовет искру – необходимо два электрода, так и для фантазии необходимо два слова, провоцирующих друг друга, соседство которых необычно и необъяснимо на первый взгляд. Только тогда воображение активизируется в стремлении установить между этими словами связь, создать единое целое.

В ТРИЗ-педагогике Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения:
- для генерирования идей новых объектов или преобразования имеющегося объекта;
- (речетворчество).
Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Например: ПЧЕЛА и ЛАМПА.

- Пчелиная лампа
- Ламповая пчела
- Пчела В лампе
- Лампа В пчеле
- Пчела ИЗ лампы
- Лампа ИЗ пчелы
- Пчела НА лампе
- Лампа НА пчеле
- Пчела ПОД лампой
- Лампа ПОД пчелой
- Пчела МЕЖДУ лампами
- Лампа МЕЖДУ пчелами

Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Постановка цели (создание нового или совершенствование имеющегося объекта; получение идеи для написания фантастического рассказа).
2 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. В случае усовершенствования имеющегося объекта одно из слов будет обозначать этот объект.
3 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
4 шаг. Рассматривание полученных сочетаний, их оценка и отбор наиболее полезных для реализации или наиболее интересных для написания рассказа.

В работе с детьми дошкольного возраста есть свои нюансы. Так как мы используем изображения, схемы, рисунки для обозначения определенных слов и предлогов, дети зачастую воспринимают слова слишком предметно, отталкиваясь от предложенного образа. Поэтому следует обращать внимание на то, что каждый образ имеет разнообразные варианты воплощения.

Так, например:
- Пчела может быть реальным насекомым, стилизованной поделкой, нарисованной и т.п.
- Лампы бывают настольными, карманными, потолочными и др.
- Предлоги могут обозначать разные сочетания: ИЗ – может быть как сделанный/состоящий ИЗ…, так и «выходящий», извлекаемый ИЗ…, и т.д.

Пример организации игры.
1 шаг. В преддверии Нового года предлагается придумать новые интересные новогодние украшение и/или оформление помещения.

2 шаг. Двум детям предлагается выбрать, не советуясь, две картинки: из серии новогодней атрибутики и любую на выбор.
ЕЛКА и ЗЕРКАЛО.

3-4 шаг. Составление возможных сочетаний с использованием схем предлогов и падежных окончаний. Обоснование – как такое сочетание возможно.
Зеркальная елка – искусственная елочка из блестящей зеркальной мишуры.
Елочное зеркало – настенное зеркало в форме елки.
Зеркало на елке – маленькие зеркала-елочные украшения. В них будут отражаться огоньки гирлянды, другие игрушки, и елка будет выглядеть более нарядно даже с небольшим количеством украшений.
Елка на зеркале – наклейки на зеркала, трафареты.
Зеркало в елке – футляр для карманного зеркальца, наподобие пудренницы, в виде елочки.
Елка в зеркале – поставить елку напротив большого зеркала: будет казаться, что в комнате 2 елки.
Зеркало под елкой – зеркальная подставка-крепление для большой новогодней елки.
Елка под зеркалом – верхушка для елки в виде крутящегося зеркально шара: отражая огоньки гирлянды и елочные игрушки, шар будет отбрасывать блики на потолок, стены, пол.
Зеркало над елкой – Потолочная зеркальная наклейка, украшенная снежинками, можно объемными – создает эффект снежного неба.
Елка над зеркалом – композиция, воссоздающая участок леса с ледяной гладью озера, которое изображает зеркало и возвышенным берегом, на котором находится елка.
И т.д.

5 шаг. Отбор вариантов и обсуждение возможностей реализации идей. При необходимости – альтернативные средства и способы реализации. Расширение возможностей — приветствуется.
Зеркало можно заменить фольгой. Изготовление елочных игрушек из фольги. Наклеить на окна трафареты. Создать настольную композицию в виде участка леса с озером, с использованием маленькой елочки, снеговичка из ваты, фигурок зверей и Деда Мороза.

Мы видели, как тема для фантазии – отправная точка рассказа – возникла из одного‑единственного слова. Но то был, скорее, оптический обман. В действительности для возникновения искры одного электрического заряда недостаточно – нужно, чтобы их было два. Одно слово («Буффало. И название сработало…» – говорит Монтале) оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе «Истоки мышления у детей»

пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие «мягкий» появляется не до и не после появления понятия «жесткий», а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. «Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент».

Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей «Теории формы и изображения», что «понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с „биномами понятий“».

Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии».

«Конь – пес», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остается безразличным. Это – аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько‑нибудь необычным, – только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнет пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого – на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создавал атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово «пес», то оно уже было особым словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. «Пес» уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха. Слово «утконос» или «четырехгранник» не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» – это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

Много лет спустя я прочел у Макса Эрнста обоснование его идеи «систематического смещения». Эрнст воспользовался как раз изображением шкафа, каким его нарисовал Де Кирико, – посреди классического пейзажа, в окружении оливковых деревьев и греческих храмов. Будучи «смещенным», попав в необычный контекст, шкаф превращался в какой‑то загадочный предмет. Возможно, в этом шкафу висела одежда, а быть может, нет. Факт таков, что шкаф был полон притягательности.

Виктор Шкловский описывает эффект «остранения», достигаемый Л.Н.Толстым, когда тот говорит об обычном диване словами, которые употребил бы человек, никогда дотоле дивана не видевший и никакого понятия о том, как им пользоваться, не имевший.

В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они «остранены», «смещены», выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа.

Итак, возьмем все те же два слова: «пес» и «шкаф».

Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога (а по‑русски еще и падежа. – Ю.Д.). Таким образом мы получим несколько картин:

пес со шкафом

пес на шкафу

пес в шкафу

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации:

1. По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка раковину. И так далее и тому подобное, по вашему разумению.

2. Шкаф пса: подобная идея, скорее всего, способна вдохновить архитектора, дизайнера, специалиста по богатым интерьерам. «Шкаф пса» предназначен для хранения собачьей одежды, набора намордников и поводков, теплых тапочек, нахвостника с помпончиками, резиновых костей, игрушечных котят, путеводителя по городу (чтобы пес ходил за молоком, за газетой и за сигаретами для хозяина). Никакой сюжет на эту тему мне в голову не приходит.



3. Пес в шкафу: вот это многообещающая тема. Доктор Полифемо, придя домой, лезет в шкаф за домашней курткой, а в шкафу – собака. Нас сразу ставят перед необходимостью найти объяснение этому явлению. Но объяснение можно отложить и на потом. В данный момент интереснее проанализировать создавшееся положение с близкого расстояния. Пес неопределенной породы. Может быть, натаскан для охоты за шампиньонами, а может, за цикламенами, а может, за рододендронами. Он добродушен, приветливо виляет хвостом, вежливо подает лапу, но о том, чтобы вылезти из шкафа, и слушать не желает; как его доктор Полифемо ни упрашивает, пес неумолим.

Доктор Полифемо отправляется в ванную принимать душ и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку. Третья сидит в кухонном шкафу среди кастрюль, четвертая – в посудомойке, еще одна, в полузамороженном виде, – в холодильнике. Симпатичный щенок прячется в закутке для половых щеток, а маленькая болонка – в ящике письменного стола. Доктор Полифемо мог бы, конечно, вызвать лифтера и с его помощью выдворить непрошеных гостей из квартиры, но доктор Полифемо собачник, и сердце подсказывает ему другое решение. Он побежал в мясную лавку и купил десять килограммов вырезки, чтобы накормить своих гостей. Отныне он ежедневно берет по десять килограммов мяса. Это не может пройти незамеченным. Хозяин мясной лавки почуял что‑то неладное. Пошли разговоры, пересуды, начались и клеветнические измышления. А не прячет ли доктор Полифемо в своей квартире шпионов, гоняющихся за атомными

секретами? Не производит ли каких‑нибудь дьявольских опытов – иначе зачем ему столько мясных полуфабрикатов? Бедняга‑доктор стал терять клиентуру. Поступил донос в полицию. Начальник полиции распорядился произвести у доктора обыск. И только тут выяснилось, что доктор Полифемо претерпел все эти неприятности исключительно из‑за любви к собакам.

На этой стадии рассказ представляет собой лишь «сырье». Обработать его, превратить в законченный продукт – задача писателя. Нас же интересовало одно: привести пример «бинома фантазии». Бессмыслица может и остаться бессмыслицей. Важен процесс: дети владеют им в совершенстве и получают от него истинное удовольствие – я имел возможность наблюдать это во многих школах Италии. Описанное упражнение, конечно же, дает вполне ощутимые плоды, мы потом еще поговорим об этом. Но не следует недооценивать и развлекательный момент. Особенно если учесть, как мало в наших школах смеются. Одно из самых закоренелых и трудно преоборимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо. Кое‑что знал на сей счет еще Джакомо Леопарди, писавший в своем «Дзибальдоне» 1 августа 1823 года: «Прекраснейшая, счастливейшая пора жизни, детство, сопряжена с тысячью мучений, с тысячью тревог и страхов, со столькими тяготами воспитания и ученья, что взрослый человек, несмотря на все свои мытарства, даже если бы мог, никогда не согласился бы вновь стать ребенком, дабы не пережить заново пережитое когда‑то».

5. «СВeТ» И «БОТИНКИ»

Приводимая ниже история была придумана мальчиком пяти с половиной лет при участии еще трех его товарищей в подготовительной школе «Диана» города Реджо‑Эмилия. «Бином фантазии», из которого она родилась, – «свет» и «ботинки» – был подсказан воспитательницей (на следующий день после того, как мы обсуждали этот метод на нашем семинаре). Вот эта история без лишних предисловий:

Жил‑был однажды мальчик, который любил надевать папины ботинки. Папе надоело, что сын забирает его ботинки, и вот как‑то вечером он взял и подвесил сына к люстре; в полночь сын свалился на пол, тогда папа сказал:

– Кто это, уж не вор ли?

Глянул – сын лежит на полу. И весь горит. Тогда папа крутанул его голову, но он не погас, потянул за уши, а сын все горит, нажал на кончик носа – опять горит, потянул за волосы – горит, нажал на пупок – горит. Тут папа снял с сына ботинки, и тогда он погас.

Финал, придуманный, кстати, не основным рассказчиком, а другим малышом, настолько пришелся по вкусу ребятам, что они сами себе зааплодировали: действительно, находка точно и логично замыкала круг и придавала рассказу завершенность; но было здесь и кое‑что другое.

Я думаю, сам Зигмунд Фрейд, если бы он мог незримо при сем присутствовать, разволновался бы, услышав рассказ, столь легко поддающийся интерпретации в духе теории о «комплексе Эдипа», начиная с завязки, с мальчика, надевающего отцовские ботинки. Ведь «снять с отца ботинки» – значит занять его место возле матери! Борьба эта неравная, отсюда неизбежность всякого рода призраков смерти. Судите сами:

«Подвесить» близко по значению к «повесить». А где же все‑таки оказался мальчик – на полу или в земле? Все сомнения отпадут, если правильно прочесть слова «он погас», знаменующие трагическую развязку. «Угаснуть» и «умереть» – синонимы. «Угас во цвете лет» – пишется в некрологах. Побеждает более сильный, более зрелый. Побеждает в полночь, в час духов… А перед концом – еще и пытки: «крутанул его голову», «потянул за уши», «нажал на кончик носа»…

Я не буду слишком увлекаться этим произвольным опытом из области психоанализа. На то есть специалисты: им и карты в руки. Но если «глубинное», подсознательное действительно завладело «биномом фантазии» как подмостками для своих драм, то в чем же это проявилось? В резонансе, вызванном в детском сознании словом «ботинки». Все дети любят надевать папины ботинки и мамины туфли. Чтобы быть «ими». Чтобы быть выше ростом. И просто для того, чтобы быть «другими». Игра в переодевание, помимо ее символики, всегда забавна в силу возникающего из нее гротескного эффекта. Это театр: интересно облачиться в чужой костюм, играть какую‑то роль, жить не своей жизнью, перенимать чужие жесты. Жаль, что только для карнавала детям позволяют надевать отцовский пиджак или бабушкину юбку. В доме следовало бы всегда иметь корзину с вышедшей из употребления одеждой – для игры в переодевание. В детских учреждениях Реджо‑Эмилии для этого имеются не только корзины, но целые костюмерные. В Риме на улице Саннио есть базар, где торгуют подержанными вещами, вышедшими из моды вечерними туалетами; именно туда мы ходили, когда дочка наша была маленькой, пополнять вышеозначенную корзину. Я уверен, что ее подруги любили наш дом, в частности, благодаря этой «костюмерной».

Почему мальчик «горит»? Наиболее очевидную причину следовало бы искать в аналогии: если мальчика «подвесили» к люстре, как электрическую лампочку, то он и ведет себя как лампочка. Но это объяснение было бы достаточным, если бы мальчик «загорелся» в тот момент, когда отец его «ввернул». Однако в этом месте рассказа ни о каком «зажигании» речи нет. Мы видим, что мальчик «зажегся» только после того, как упал на пол. Я думаю, что если воображению ребенка понадобилось некоторое время (несколько секунд), чтобы обнаружить аналогию, то произошло это потому, что аналогия выявилась не сразу с помощью «видения» (маленький рассказчик «увидел» «ввинченного» мальчика «зажженным»), а сначала прошла по оси «словесного отбора». В голове ребенка, пока шел рассказ, происходила своя самостоятельная работа вокруг слова «подвешен». Вот эта цепочка: «подвешен», «включен», «зажжен». Словесная аналогия и не произнесенная вслух рифма дали ход аналогии зрелищного образа. Короче говоря, имела место та работа по «конденсации образов», которую все тот же доктор Фрейд так хорошо описал в своем труде о творческих процессах во сне. С этой точки зрения рассказ и впрямь выступает перед нами как «сон с открытыми глазами». Такова вся атмосфера сцены, ее абсурдность, наслоение тем.

Из этой атмосферы мы выходим с помощью попыток отца «погасить» «мальчика‑лампочку». Вариации на данную тему навязаны аналогией, но развиваются в разных планах: так подключается и опыт движений, необходимых для того, чтобы погасить лампочку (вывинтить ее, нажать кнопку, потянуть за шнурок и т.д.), и знание собственного тела (от головы переход к ушам, носу, пупку и т.д.). На этой стадии игра становится коллективной. Главный рассказчик сыграл лишь роль детонатора, взрыв же вовлек всех, его результат кибернетики назвали бы «амплификацией».

В поисках вариантов дети рассматривают друг друга, обнаруживают на теле соседа новые находки; жизнь подключается к рассказу, наталкивает на открытия, происходит нечто аналогичное тому, что делает рифма, когда она диктует поэту, сочиняющему стихи, содержание, как бы привносимое ею в лирическую ситуацию извне. Описанные движения тоже рифмуются, хотя и не совсем точно, причем это рифмы соседние, то есть простейшие, типичные для детского стишка.

Заключительный вариант – «папа снял с сына ботинки, и тогда он погас» – знаменует еще более решительный разрыв со сном. И это логично. Именно отцовские ботинки удерживали мальчика в «зажженном» состоянии, ведь с них все началось; стоит снять с мальчика ботинки, и свет пропадет – рассказ может на этом закончиться. Зародыш логической мысли руководил магическим орудием – «папиными ботинками» – в направлении, противоположном первоначальному.

Делая это открытие, дети вводят в вольную игру воображения математический элемент «обратимости» – пока еще как метафоры, а не как идеи. К идее они придут позже, а пока сказочный образ, видимо, создал основу для структурализации идеи.

Последнее замечание (то, что оно последнее, получилось, разумеется, случайно) касается включения в рассказ нравственных критериев. С моральной точки зрения эта история предстает как наказание за непослушание, более того, она выдержана в духе соответствующей культурной модели. Отца надлежит слушаться, он имеет право наказывать. Традиционная цензура позаботилась о том, чтобы рассказ был выдержан в рамках семейной морали. Ее вмешательство поистине дает основание сказать, что к рассказу «приложили руки и небо и земля»: подсознательное с его противоречиями, опыт, память, идеология и, конечно, слово во всех его функциях. Чисто психологического или психоаналитического прочтения было бы недостаточно для того, чтобы осветить значение рассказа с различных сторон, как это попытался, хотя бы вкратце, сделать я.

6. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ…

Гипотеза, – писал Новалис, – подобна сети: забрось ее, и, рано или поздно, что‑нибудь да выловишь".

Сразу же приведу знаменитый пример: что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье отвратительного насекомого? На этот вопрос с присущим ему мастерством ответил Франц Кафка в своем рассказе «Превращение». Я не утверждаю, что рассказ Кафки родился именно как ответ на этот вопрос, но ведь факт таков, что трагедийная ситуация создается здесь именно как следствие совершенно фантастической гипотезы. Внутри нее все становится логичным и по‑человечески понятным, наполняется смыслом, поддающимся различным толкованиям. Нечто символическое живет самостоятельной жизнью, и его можно представить во многих реальных ситуациях.

Техника «фантастических гипотез» предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса. Что было бы, если?

Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.

Пусть подлежащим будет «город Реджо‑Эмилия», а сказуемым – «летать». Что было бы, если бы город Реджо‑Эмилия начал летать?

Пусть подлежащим будет «Милан», а сказуемым «окружен морем». Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря?

Вот две ситуации, внутри которых повествовательные элементы могут сами по себе множиться до бесконечности. Чтобы запастись подсобным материалом, мы можем представить себе реакцию разных людей на необычайную новость, вообразить всякого рода происшествия, вызванные тем или другим событием, возникающие в связи с ними споры. Получилось бы целое эпическое полотно в стиле позднего Палаццески. Главным героем можно было бы сделать, например, мальчика, вокруг которого каруселью завертится вихрь самых непредвиденных событий.

Я заметил: когда подобную тему дают деревенским детям, они заявляют, что первым, кто обнаружил новость, был сельский пекарь – ведь он встает раньше всех, даже раньше церковного служки, которому надо звонить в колокол, сзывать к заутрене. В городе открытие совершает ночной сторож; в зависимости от того, что в ребятах развито сильнее, гражданственность или привязанность к семье, сторож сообщает новость либо мэру, либо жене.

Городские дети часто вынуждены манипулировать персонажами, которых они лично не знают. Деревенским детям лучше, они не должны придумывать какого‑то отвлеченного пекаря, им сразу приходит в голову пекарь Джузеппе (иначе как Джузеппе я его назвать не могу: мой отец был пекарем и звали его Джузеппе); это помогает им вводить в рассказ знакомых, родственников, друзей, отчего игра сразу становится веселее.

В упомянутых мною статьях в «Паэзе Сера» я ставил следующие вопросы:

– Что было бы, если бы у Сицилии оторвались и потерялись пуговицы?

– Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил одолжить ему немного розмарина?

– Что было бы, если бы ваш лифт рухнул – провалился в сердцевину земного шара или взлетел на Луну?

Только третья тема вылилась у меня впоследствии в настоящий рассказ, героем которого стал официант из бара.

То же самое и с детьми: больше всего их увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы, именно потому, что последующая работа, то есть развитие темы, есть не более как освоение и продолжение уже сделанного открытия; хотя бывают, конечно, и случаи, когда тема, совпав с личным опытом ребенка, будучи созвучна обстановке, в которой он растет, его окружению, побуждает ребенка вторгаться в нее самостоятельно, подойти к реальности, уже заполненной знакомым содержанием, с непривычной стороны.

Недавно в одной средней школе мы с ребятами придумали такой вопрос: Что было бы, если бы в телецентр для участия в викторине «Рискуй всем» явился крокодил?

Вопрос оказался весьма продуктивным. Мы как бы обнаружили новый ракурс, позволяющий смотреть телевизор со своей точки зрения и судить о своем опыте телезрителей. Чего стоила одна беседа крокодила с растерявшимися работниками телецентра на бульваре Мадзини! Он требовал, чтобы его допустили к участию в викторине как специалиста по ихтиологии. Крокодил показал себя непобедимым. После каждого удвоения ставки он проглатывал конкурента, забывая при этом проливать слезы. Под конец он съедал даже ведущего – Майка Бонджорно, но крокодила в свою очередь проглатывала ведущая – Сабина; дело в том, что ребята были пламенными ее поклонниками и хотели, чтобы она любой ценой вышла победительницей.

Впоследствии я этот рассказ переделал и со значительными изменениями включил в свою «Книгу машинных новелл». В моем варианте крокодил выступает как эксперт по кошачьему помету; пусть я погрешил пищеварительным натурализмом, но зато рассказ приобрел заряд демистификации. В конце рассказа Сабина не съедает крокодила, а заставляет его выплюнуть в обратном порядке всех, кого он проглотил. Здесь уже, как мне кажется, не бессмыслица. Здесь фантазия используется для установления активной связи с действительностью более отчетливо. На мир можно смотреть прямо, но можно смотреть и с заоблачной высоты (в век самолетов это нетрудно). В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в нее – и это куда забавнее – через форточку.

(со средней группы)

Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.

Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами.Предлоги (в, над, через, около, у …).

Например: Подушка и крокодил.

    подушка под крокодилом;

    крокодил, прыгающий

через подушку;

    крокодил в подушке;

    подушка, прыгающая через крокодила;

Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).

Игра «маятник» (Хорошо-плохо)

(со средней группы)

Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.

Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.

Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.

Например:

Игра «Как много всего сделал человек»

(со средней группы)

Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.

Ход: Предложить детям объекты рукотворные.

Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.

Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.

Дети называют сектора:

здания (сооружения)

транспорт

бытовая техника

Игра «Маленькие человечки»

(со средней группы)

Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела –

Человечки жидкого тела –

Человечки газообразного тела –

Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Например: Болотная лягушка – живая природа, живет и в воде и на суше.

Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.

Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.

Игра «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)

Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

Джанни Родари описал известный комбинаторный приём фантазирования, дав ему название – Бином фантазии :

«Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». «Конь - пёс», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остаётся безразличным. Это - аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем.

Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьёвке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого - на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определённый смысл. Он создавал атмосферу напряжённого ожидания, сюрприза. Если ребёнок писал на виду у всех слово «пёс», то оно уже было особым словом, готовым к определённой роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. «Пёс» уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха. Слово «утконос» или «четырёхгранник» не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул».

(Джанни Родари. "Грамматика фантазии" М.: "Прогресс", 1978.
Перевод с итальянского Ю.А.Добровольской).

Со дня основания студии занятия начинаются с этого упражнения.

Участники придумывают далёкие по смыслу одно одушевлённое и одно неодушевлённое существительное.

Разрешается сочинять прозу и стихи. Жанр произведения ограничивается только фантазией автора:-)

В течение получаса идёт напряжённая работа мозга. Затем плоды трудов зачитываются вслух и горячо обсуждаются.

Таня Долгих, Ксения Ершова, Настя Черенкова (фото со спины) и др. внимательно слушают Свету Галкину.

Бессмыслица может и остаться бессмыслицей. Важен сам процесс! Дети владеют им в совершенстве и получают от этого истинное удовольствие.

Лучшие сочинения попадают в Жизальмопись - синюю тетрадь, где они хранятся в неприкосновенности для благодарных потомков:-)

Буйному воображению студийцев часто становится тесно в узких рамках пары отдельных существительных. Тогда мы усложняем задание и создаём полиномку - поэтический или прозаический текст, в котором необходимо использовать три и более разных частей речи.

Представляем Вашему вниманию примеры удачных биномок и полиномок.

"Каравелла" и "бармен"

После бунта на каравелле кок был заменён барменом.

Анастасия Черенкова

"Белка", "игра", "кочевать", "изразцовый"

Кочевали Чебурашки из Москвы к япона маме,
Что играла на тромбоне, изразцовом и прекрасном.
Дрыгая ногою левой на вершине Фудзиямы,
Мама белку тапком сбила.
Вот и всё. Конец рассказа.

Анастасия Черенкова, 18.05.2013

"Барабанить", "хлюпающе", "дождь", "чайка"

Сантехник Югославский, по прозвищу “Чайка”, прибыл в школу. Падающий с неба дождь изрядно промочил его одежду. Хлюпающее протопал он в помещение 7 “А” класса, грея за пазухой бутыль самогона. “Барабань быстрее, классуха!” – думал он, глядя на Инну Семеновну, которая соловьем разливалась о достижениях его сына. Наконец, родительское собрание закончилось, и люди стали расходиться. “Эх-ма, была-небыла!” – подумал Югославский и добавил, уже вслух, обращаясь к сыну:
- Пойдем, отличник, обмоем твои успехи. Взрослый уже. Заслужил честь с батькой выпить.

Михаил Ожегов

"Гепард" и "рафинад"

На Новый Год в костюм гепарда
Одеться Вася был бы рад.
Не по карману маскарад:
Есть деньги только на петарды.
Прокляв тупую клоунаду,
Судьбы извечный карнавал,
Сугробы в парке он взрывал
Оттенка чая с рафинадом.

Екатерина Иванова

"Инфузория" и "камень"

***
Мы для него - сон инфузории,
Лохи Аллаха, волки позорные.
Будто бы кремень он зажигалки,
Красный ремень Кремля - не жалко.

Дмитрий Колотиевский

***
Один был, словно инфузория,
Спокоен, мягок и безмерно прост.
Другой - кремень, с рожденья гордый,
Кусочек маленькой породы горной,
Дублёный вулканический нарост.
Но вот к Земле направил траекторию
По правилам для всех небесных тел
Огромный безобразный астероид
Летел, летел, летел и прилетел.
И вот земля, как дикий полустанок,
Пуста, темна и и холодна.
И два героя, что отнюдь не странно,
Лежат в Земле, и невзирая на
Характер, ум и прочую муру
Исчезли навсегда. И я умру...

Алексей Мавренков, 1.02.2014

"Пеликан" и "сон"

Смысл жизни пеликана - сон, сон, сон.
Чтобы был он одеялом окружён.
А пришли чтоб к пеликану - сны, сны, сны,
Мы сидеть для этого должны
Тихо.
Как ежиха-портниха, что вечно тиха,
Как собачья безмолвная злая блоха,
Как мотор, что в машине в который раз помер.
Вот номер
Трамвая, что мчится с вагоновожатым
Усатым.

Матвей Журавлёв, 1.03.2014

"Синица" и "небо"

Синицы в небе
Селекцией занялись.
Глаза закрою.

Матвей Журавлёв, 22.03.2014

"Учёный" и "черника"

Хлещет дождь, вопят вороны,
Повар крошит в борщ укроп.
Сильно сбрендивший учёный
Косит глазом в микроскоп.

Крем Блистательного Лика
Он помпезно создаёт,
Смешивая фарш, чернику,
Окись меди, терпкий мёд,

Уголь, кактус, лук, омелу,
И, покорный злой судьбе,
Он испытывает смело
Крем готовый на себе.

Опыт был, увы, провальный
И довёл он до беды:
Был состав ненатуральный
У продуктов и еды:

В фарше мяса лишь немножко,
Сахар в мёде, лук - трава,
А черника - лишь картошка
Плюс краситель Е-192.

Хлещет дождь, вопят вороны,
Повар ест стряпню свою,
Испытавший крем учёный
Превращается в свинью!

Юрий Рахманов, 26.05.2014

"Апостол" и "звездолёт"

Жить нелепо и непросто.
В небесах парит апостол.
Очень хочет он кого-то
Умыкнуть со звездолёта.

Там Птица, апрель 2014

Ночь горит, грохочут дюзы.
Как апостолы у врат,
На развалинах союза
Башни Мордора стоят.
Звездолёты новой эры
Пограничные кресты
На чугунно белом-белом ставят.
И куют ножи.

Алексей Мавренков, апрель 2014.

"Сойка" и "печенье"

Уныло белела больничная койка.
На койке валялась подбитая сойка.
На днях эта сойка похитила бойко
Печенья пакет со стола землеройки.

Лежала воровка и плакала горько
В целебных примочках с медовой настойкой.
Сей басни мораль однозначно толкуй:
Тебя подстрелили?
А ты не воруй!

Мастер класс "Фантазийный бином - как средство общения дошкольников"
Разработала: воспитатель ГБОУ ООШ № 19
"структурное подразделение д/с "Кораблик""
Бадун Вера Борисовна

Программное содержание.
Цели:
- Учить детей моделировать структуру рассказа. Сочинять сказки методом комбинирования, компиляции.
- Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Материал: карточки- модели, 2 набора картинок «Живые - неживые», колпачки на голову для каждого ребенка, «волшебная» палочка,групповая книга «Фантазеры».
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»
- Учить видеть предметы и явления в многообразных связях;
- Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового;
- Учить детей вступать в речевое взаимодействие, учавствовать в коллективном разговоре.
«Речевое развитие, познавательное развитие»
- Формировать развитый словарь по теме: «Писатели, их произведения»;
- Учить детей играм с правилами;
- Создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;
- Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами;
- Развивать умение выражать свои мысли законченными фразами;
- Формировать представление о том как можно самому сочинить сказку и рассказать ее.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность со стороны воспитателя Деятельность со стороны детей Ожидаемые результаты
1. На кругу.
Задает вопрос: Любят ли дети сказки? Отвечают на заданный вопрос. Умеет вступать в речевое взаимодействие, участвует в коллективном разговоре, обладает положительным отношением к окружающему миру
2. Обращает внимание детей на портрет писателя, закрепленного на мольберте (Джанни Родари) и просит вспомнить, как его зовут
Предлагает вспомнить названия известных детьми рассказов и сказок, написанных Джанни Родари. Узнают сказочника-писателя Джанни Родари, называют его. Перечисляют названия знакомых произведений, написанных им. Узнает и называет знакомых писателей, его произведения.
Умеет выражать мысли законченными фразами, обладает развитым словарём по теме «Писатели. Их произведения».
3. Предлагает детям надеть «волшебные» колпачки на голову.
Показывает волшебную палочку и предлагает ее сделать «волшебной» с помощью «волшебного» заклинания.
Предлагает придумать волшебное заклинание и повторить его для волшебной палочки, чтобы волшебство сработало.
Дотрагивается «Волшебной» палочкой до макушки головы каждого ребёнка.
Сообщает детям, что теперь они настоящие «сказочники-фантазёры» Надевают «Волшебные колпачки» на голову.
Придумывают и называют волшебное заклинание, чтобы палочка стала волшебной, а так же чтобы волшебство сработало.
Узнают, что они стали сказочниками-фантазёрами. Умеет взаимодействовать в детском коллективе, знает различные сказочные заклинания, обладает развитым фантазийным мышлением.
Обладает положительным отношением к происходящему.
4. Предлагает детям поиграть в игру «Сочини сказку».
Знакомит с правилами игры.
(«Ребята! Слушайте внимательно правила игры. Перед Вами лежат 2 набора (корзиночки) карточек с картинками. В одном наборе - лежат картинки с живыми предметами, а в другом - картинки с неживыми предметами. Ваше задание, подойти к карзиночкам и взять из каждой из них на выбор по 1 картинке. Всего у вас в руках будет 2 картинки. Опираясь на выбранные картинки, каждый из Вас должен сочинить свою историю, сказку и придумать к ней название.»
Выкладывает перед детьми паровозик и сообщает, что при сочинении истории или сказки, они должны соблюдать определенную структуру, воспользовавшись схемой в виде паровоза с вагонами.
Просит детей вспомнить обозначение каждого из вагончиков.
1 красный вагон - начало рассказа;
2 синий вагон - середина рассказа;
3 зеленый вагон - конец рассказа.
А все вместе они составляют опорную модель рассказа.
Предлагает приступить к сочинению рассказов.
Знакомятся с правилами игры.
Разбирают предложенные воспитателем карточки (каждый ребенок разбирает карточки по принципу: 1 живая, 1 неживые).
Ознакамливаются со структурой, которую следует соблюдать при составлении рассказов. Вспоминают и называют значение паровоза и его вагонов при сочинении рассказов.
Сочиняют свои рассказы и сказки по 2 опорным картинкам
И выступают с ними друг перед другом.
Научаются моделировать структуру рассказа, сочинять сказки методом комбинирования, компиляции.
Умеют взимодействовать в детском коллективе, играть в игры с правилами.
Обладает четкой артикуляцией и выразительностью речи;

Умеет контролировать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового.
Обобщает предметы и явления в многообразных связях;
Умеет устанавливать, с помощью воображения, родство между указанными словами;
Обладает умением создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать.

5. Рефлексия.
Предлагает вспомнить детям, чем они только что занимались.
Предлагает вспомнить названия сказок-рассказов, которые они только что сочинили.
Интеоресуется понравилось ли детям фантазировать и сочинять сказки?
Раздает угощение.
Рассказывают, чем они только что занимались, вспоминают названия сказок, которые они только что сочинили.
Высказывают свои мнения, разбирают угощения. Взаимодействует в детском коллективе, умеет выражать мысли законченными фразами, участвует в коллективном разговоре.
Обладает развитым вниманием и памятью.
обладает положительным отношением к окружающему миру.

ПРИЛОЖЕНИЕ

БУКЛЕТ НА ТЕМУ "ФАНТАЗИЙНЫЙ БИНОМ"
"Как написать свою сказку?"
Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Написание собственной сказки может существенно продвинуть психотерапевтическую работу. Сочинить сказку может не только взрослый, но и ребенок. И это прекрасно получается у маленьких фантазеров. Родителям лучше всего отталкиваться от того, что придумывает малыш, и умело вплетать детские предложения относительно событий и персонажей в общее повествование.
Малыш может подключиться к работе над сказкой практически на любом ее этапе. При этом вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, но еще и развиваете внимание, активную речь, мышление, воображение и творчество ребенка. Поэтому не жалейте времени на эти занятия.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя.
Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним.
Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все заканчивается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту.
Дети 6—7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.
Чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения.
1. Создаем образ главного героя
Главными героями сказки могут быть самые разные персонажи: люди, обычные предметы, животные, волшебники, природные явления, да, собственно, все, что угодно, ведь это ваш волшебный мир. И отталкиваться нужно от того, что нравится вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции. Важно также, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку и, возможно, был чем-то на него похож: отражал некоторые черты его характера и включал те особенности его поведения, которые вы хотели бы проработать. Так, отражать характер персонажа может специально выдуманное имя. Например, такая забавная фамилия для застенчивого дракончика — Заёлочкин — отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым. Здесь приветствуется словотворчество самого ребенка, так как оно способствует формированию фантазии и гибкости мышления.
2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию
Исходить желательно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформировать их в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, что на самом деле вызывает нежелательное поведение?
Дети постарше даже могут сформулировать причину самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя именно так? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает ваш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.
3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов и препятствий на пути героя к цели.
Образы друзей и помощников — это отражение потенциальных способностей главного героя. А его страхи и неверие в себя будут отражать образы врагов и препятствия. В случае неправильного поведения главного героя друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.
4. Создаем обучающие ситуации, в которых герой впервые побеждает благодаря помощи
Такие ситуации нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможности действия в сложных ситуациях. В метафорической форме преодоление препятствий может осуществляться разными путями:
Прямая агрессия — решение проблемы с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Например, герой может сразить дракона мечом. + Использование хитрости — умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы, вспомним Кота в сапогах, победившего Людоеда.
Использование волшебных предметов и помощников — передача герою оберегающих его предметов-талисманов и, таким образом, внушение ему чувства защищенности и уверенности.
Совет мудреца — главный герой получает сонет весьма уважаемого в волшебной стране персонажа и следует ему.
5. Создаем ситуации, в которых герой самостоятельно преодолевает все препятствия
Им уже получены новые знания, опыт правильного поведения, который еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей еще необходимы подбадривание, похвала, которые придают герою уверенность в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление внутренних барьеров и страхов, изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.
6. Показываем осознание героем самого себя в новом качестве в результате одержанных побед
Герой становится уверенным, что делает все правильно, потому что получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает — он справился со всеми сложностями и стал другим.
7. Создаем позитивный финал
Это может быть торжество, на котором окружающие отдают должное особым заслугам героя. При таком финале перед героем открываются новые возможности благодаря его победе над собой.
8. Создаем вопросы к сказке
Их можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает обратную связь, то есть позволяет попять, как окружающие оценивают поведение главного героя. Вопросы могут быть следующими:
О чем эта сказка и чему она учит?
Почему герой поступает именно так?
Чего он хотел на самом деле?
Как герой решает проблему (какой способ поведения он при этом выбирает)?
Какие эмоции приносит поведение героя окружающим?
Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?
Кто же такой, по сути, главный герой?
Формы работы с созданной сказкой разнообразны: кукольный спектакль, игра-драматизация с использованием масок или костюмов, рисование или лепка сказочных персонажей (обычно используется, когда требуется частая трансформация образов), подбор музыки под образы главных героев. Все зависит от того, что ближе именно вашему ребенку. Разнообразие форм работы со сказкой позволяет по-разному переживать сюжет. Таким образом, одна и та же сказка может постоянно меняться, например, в зависимости от вашего настроения. Это, с одной стороны, сохраняет эффект новизны сказки, а с другой — дает новый взгляд на рассматриваемую проблему.
Замечательные приемы, которые помогут вам творчески подойти к созданию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.
Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю, используя эти слова.
Изменение существующей сказки. Введите в уже известную ребенку сказку комического персонажа или придумайте ее продолжение.
Игра наоборот. Покажите несоответствие характера образу персонажа, например, как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная...».
Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, и что же дальше произошло?
Необычный герой. Это может быть предмет, который оживает, или существо, которого вообще нет в природе и придумано вами.
Сказка, в которой ваш ребенок является главным героем. Здесь важно, чтобы этот герой выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми трудностями на своем пути (даже если в жизни ваш ребенок неуверенный, робкий, застенчивый). Так вы сможете заранее передать своему ребенку надежду на успех.
Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи?
Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012. С. 13-18.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома