Святой Николай Чудотворец: биография, житие, даты праздников, чудеса, мощи святого. Святитель николай чудотворец Католический николай

Полное собрание и описание: католическая молитва николаю чудотворцу для духовной жизни верующего человека.

Разные даты памяти одного и того же святителя Николая Чудотворца обусловлены различием юлианского и григорианского календарей, старого и нового стилей, что составляет 13 дней.

Святитель Николай родился в конце ІІІ столетия в городе Патаре на южном побережье Малоазийского полуострова. Он был единственным и долгожданным сыном состоятельных и благочестивых родителей, которые дали обет посвятить его Богу.

Вся земная жизнь святого является олицетворением добрых деяний, направленных на других людей, а также множества чудес, которыми известен святой Николай.

Иконе святого Николая Чудотворца молятся о помощи в самых разных жизненных испытаниях: об изменении судьбы, счастливом замужестве, благополучном путешествии, спасении мореходов во время шторма, о примирении враждующих, о справедливости и спасении от напрасного наказания и смерти, а также об исцелении, избавлении от голода и болезней.

День святителя Николая Чудотворца – традиции праздника

Ко дню святого Николая приурочивались в старину братчины (Никольщины), во время которых в церкви служились молебны, ставилась сообща большая свеча, а затем устраивались народные гуляния и веселья с угощениями и выпивкой.

Молитва Николаю Чудотворцу

Все христиане, православные и католики, знают о чудодейственном влиянии молитвы на человека, его судьбу, и поэтому в тяжелых жизненных ситуациях обращаются за помощью к Всевышнему и просят его о персональном снисхождении к своей заблудшей душе.

Очень часто, при полосе неудач на работе или в семейных делах, верующие просят помощи у Николая Угодника, молятся и верят, что их непременно наставит на путь истинный спаситель и покровитель Николай Чудотворец, молитвы к которому оказывает сильное действие.

Молитва Николаю Чудотворцу о помощи

Молитва Николаю Чудотворцу (Угоднику) о помощи – одна из самых читаемых и популярных молитв среди верующих христиан, ведь сам Святой Николай еще при жизни творил чудеса.

Николай Чудотворец считается покровителем путешественников, торговцев и всех нищих и нуждающихся, наверное, по причине того, что он укрощал стихию и спас корабль от крушения, на котором в тот момент находился сам, а также защищал людей от гибели, спасал осужденных, без вины виноватых, – помогал тогда, помогает и сейчас.

Сильнее молитва Николаю Чудотворцу о помощи станет тогда, когда молящийся проникнется произносимыми словами, до конца поверит в истинную помощь Николая Угодника в его силу Святого. Перед прочтением молитвы Николаю Чудотворцу о помощи мысленно обозначьте конкретную просьбу и после этого начинайте молиться за себя, своих близких или знакомых, не забывая креститься.

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Жил Николай Чудотворец в 3 веке н.э. в Ликийском городе Мира, с самого детства Николай посвятил себя служению Господу и довольно рано стал архиепископом. Его судьба сложилась несчастливо – в середине своего жизненного пути Николай Чудотворец стал нищим и бездомным, но никогда не отказывал в покровительстве нуждающимся.

После своей смерти Николай Чудотворец стал истинным Чудотворцем, его святые мощи исцеляли безнадежно больных людей, спасали страждущих. 19 декабря является днем памяти Николая Чудотворца (Угодника), днем его почтения.

Молитва Николаю Чудотворцу, изменяющая судьбу, должна читаться на протяжение 40 дней; если по какой-либо причине пропустить хотя бы один раз в промежутке между этими 40 днями, то придется начинать все заново – молиться и просить Николая Чудотворца изменить судьбу.

Молитва Николаю Чудотворцу, изменяющая судьбу, очень сильная и 40 дневная, поэтому не стоит рассчитывать, что действие молитвы начнется с самого первого дня.

Изменить судьбу - это очень заманчиво, конечно. (Хотя, смотря в какую сторону). Да текст молитвы такой огромный, как можно не сбиться пока ее читаешь?

просто распечатайте себе текст на бумажку и читайте медленно, не торопясь. так меньше шансов ошибиться. я всегда так делаю.

короче нигде нет я уже смотрела поэтом придется с этим мучится и молиться.

Мне не понятна проблема. Есть же первая молитва, которая короткая, ее и читайте, если текст второй слишком длинен для вас.

я тоже так же думаю. Св. Николаю все равно, как именно вы молитесь, кмк. Лишь бы от души.

Не надо подход к молитве упрощать и делать совсем уж примитивным. Каждая существует для чего-то конкретного, у каждой есть своя цель.

мне в церкви женщина говорила что Бог знает как нам лучше и нашу цель видит. имхо.

Угодник помогает всем и вся - проверено.

прямо всем и вся. он что вам, фея-крестная? и кем проверено, интересно?

Откуда столько негатива? Вам точно стоит чаща молиться. Может, будете меньше на людей кидаться.

Мне все же не верится, что одной молитвой можно реально изменить судьбу. Вот ищу отзывы, пока все неопределенно.

Угодник точно помогает - влияет на судьбу может жизнь круто не повернется но улучшения наметятся. имхо.

У вас есть какие-то конкретные примеры? Или это только ваши догадки?

Спасибочки, как раз искала молитву чтобы изменить судьбу надоело жить на одну зарплату.

Николай Чудотвороец должен быть в каждом доме, у меня две иконы - в каждой комнате!

самый лучший помощник - Св. Николай я верю ему и больше никому

Угоднику молятся люди разных возрастных групп. Это наверное единственно святое Божество с универсальными возможностями):

да помогает Николай Угодник. молюсь в церкви дома на работе ему одному верю безгранично в его исключительную силу

Насчет судьбы сомнительно конечно а вот о помощи молится стоит!

и я всегда молюсь Николаю Чудотворцу: в горе и радости;) Может самовнушение но после молитвы кажется жизнь начинает налаживаться. имхо.

19 декабря каждого года церковный праздник Николаю Чудотворцу простонародным языком Угоднику вся Европа празднует особенно дети ждут подарков от Николая. Традиция прекрасная но не все о ней знают:)

но молиться-то Николаю можно не только 19 декабря, а круглый год? так что какое это имеет отношение.

madi наверное мысли вслух?! я молюсь Угоднику на исполнение желаний есть у меня одно заветное желание поэтому прошу у святого чуда и помощи ежедневно не обращая внимания на праздничные дни.

Мы с дочерью ежегодно на праздник Николая Чудотворца 19 декабря ходим в церковь поставить перед иконой свечку помолиться, до нынешнего года не знали о существовании специальной молитвы. Спасибо за текст очень нужное дело делаете для верующих людей!

для меня эта молитва сильная и самая действенная помогла не раз

Молится 40 дней чтобы изменить судьбу? Наверное оно того стоит. Верю Николаю Чудотворцу поэтому решусь сама попробую чем слушать Чудеса святого от чужих людей.

у меня такой же текст остался от бабушке в ее старинном молитвеннике.

Чудотворец имеет большую силу для оказания помощи в разных мирских проблемах. Нашей семье с помощью молитвы Николаю удается не пасть духом и жить дальше после всех невзгод свалившихся на наши головы.

Изменить судьбу человеку молитвой это реально? Помогите понять какую мне выбрать чтобы начать жизнь заново? Мне 35 лет ни семьи ни детей муж бросил ушел к молодой соседке я осталась без средств и без работы.

попробуйте молитву Николаю Чудотворцу она мне помогла в похожей ситуации только у меня было положение еще плачевнее вашего - на руках осталось трое детей. Слава Богу и Угоднику вышла из нужды и нашла нормальную работу которая помогла поднять детей на ноги. читайте усердно и все будет хорошо.

Ольга я восхищаюсь женщинами способными на любые жертвы ради детей! Чем сидеть сложа руки лучше уйти с головой в работу, если пока нет подходящей пойти на низкооплачиваемую (я взялась за две работы) - помогает и молиться Николаю Чудотворцу, всем святым каким веришь и продолжать поиски занятия по душе. имхо.

Люди, кто-нибудь из присутствующих помолился мощам Угодника привезенным в Москву?

Вера Ивановна отвечаю на ваш вопрос если позволите. Мы всей семьей ходили, простояли длинную очередь но оно того стоило. Николай Чудотворец воистину творит чудеса, образ иконы настолько впечатлил своим величием что мы уже несколько дней пребываем под впечатлением! Молились все от мала до велика, просили о чем только можно просить!

Девочки Николай Чудотворец мой защитник и покровитель! Сколько раз он меня спасал не передать словами. Не знаю чем я служила его милость?!

Любое копирование материалов с Разгадамус.ру запрещено.

Православные молитвы ☦

11 самых сильных молитв Николаю Чудотворцу

В данной статье собраны молитвы Святителю Николаю Чудотворцу (Угоднику).

Молитва Николаю Чудотворцу изменяющая судьбу

«Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов Отче Николае! Миру всему источая многценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, крепости духовные уставляеши, и я восхваляю тя любовцю, преблаженне Святителю Николае: ты же яко имея дерзновение ко Господу, отвсяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Ангела образом, земнаго суща естеством яви всея твари Создателя; благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице:

Радуйся, во одеяниях ангельских рожденный, якоже во плоти чист; радуйся, и водою и огнем крещеный, яко же во плоти свят. Радуйся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райского прозабения; радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, образе агнцев и пастырей; радуйся, святое очистилище нравов. Радуйся, добродетелей великих вместилище; радуйся, святыни чистое и честное жилище! Радуйся, светильнице всесветлый и вселюбимый; радуйся, свете златозарный и непорочный! Радуйся, достойный Ангелов собеседниче; радуйся, добрый человеков наставниче! Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою слодостей духовных исполняемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, нечаемых зол прогонителю; радуйся, желаемых благих насадителю. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих; радуйся, страшный наказателю обидящих. Радуйся, чудес пучина, Богом излиянная; радуйся, закона Христова скрижаль Богом писанная. Радуйся, крепкое подающих возведение; радуйся, право стоящих утверждение. Радуйся, яко тобою всякая лесть обнажается; радуйся, яко тобою всякая истина сбывается. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, всяких исцелений источниче; радуйся, лютее страждущих помощниче! Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим; радуйся, росо неботочная в знои трудов сущим! Радуйся, подовая требующим благостроение; радуйся, уготовляяй просящим изобилие! Радуйся, многажды прошение предваряй; радуйся, старым сединам силу обновляй! Радуйся, многих заблуждений от пути истиннаго обличителю; радуйся, таин Божиих верный служителю. Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, от убожества вечнаго изымали; радуйся, богатство нетленное подаваяй! Радуйся, брашно негиблющее алчущим правды; радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни! Радуйся, от мятежа и брани соблюдаяй; радуйся, от уз и пленения освобождаяй! Радуйся, преславней в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастях защитниче! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, озарение Трисолнечнаго света; радуйся, деннице незаходимого солнца! Радуйся, свече, Божественным пламенем возженная; радуйся, яко угасил еси бесовский пламень нечестия! Радуйся, молние, ереси пожигающая; радуйся, громе, устрашающий соблазняющих! Радуйся, истиннаго научителю разума; радуйся, таинственнаго изъявителю ума! Радуйся, яко тобою попрано поклонение твари; радуйся, яко тобою научимся поклонятися Творцу в Троице! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

Радуйся, всех добродетелей зерцало; радуйся, всех притекающих к тебе крепкое забрало! Радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование; радуйся, телес наших здравие и душ спасение! Радуйся, яко тобою от вечныя смерти освобождаемся; радуйся, яко тобою бесконечныя жизни сподобляемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

О, пресветлый и пречудный отче Николае, утешение всех скорбящих, нынешнее наше прими приношение, и от геенны избавитися нам Господа умоли, богоприятным твоим ходатайством, да с тобою Воспеваем: Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа!

Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов Отче Николае! Миру всему источая многценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, крепости духовные уставляеши, и я восхваляю тя любовцю, преблаженне Святителю Николае: ты же яко имея дерзновение ко Господу, от всяких мя бед освободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!»

Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в работе

Молитву Николаю Угоднику на успех в работе рекомендуется читать в уединении и сосредоточении пред иконой.

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою. Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.»

Молитва Николаю Чудотворцу в поиске хорошей работы

«Святой Николай Чудотворец, защитник и благодетель. Очисти мою душу от приставучей зависти и злобы скверных людей. Коли работа не спорится по окаянному умыслу, врагов не наказывай, а помоги им справится со смутой в душе. Коли сажа на мне греховная, искренне раскаиваюсь и прошу чудодейственной помощи в работе праведной. Ниспошли мне работу по совести, а зарплату по труду. Да будет так. Аминь».

Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в деньгах

«О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отовсюду уловляемых, всякого блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не остави нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяних наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и ко пресвятому образу твоему припадающе помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва Николаю Угоднику о помощи в дороге

Молитва о путешествующих на автомобиле и по воздуху.

«О святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных рабов Божьих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делам нашим, но по своей благости воздаст нам. Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны, страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховной и в тине страстей наших. Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велико милость, ныне и присно, и во веки веков.»

Молитва Николаю Угоднику о помощи в делах и на торговлю

«О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани. И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь»

Молитва Николаю Чудотворцу о замужестве

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень! При жизни ты никогда и никому не отказывал в просьбах, да не откажи рабе Божьей (имя девушки желающей выйти замуж). Ниспошли же милость свою и проси Господа о скором моем замужестве. Отдаюсь на волю Господню и уповаю на милость Его. Аминь».

Также за дочь о ее замужестве могут попросить родители:

«Уповаю на тебя, Чудотворец Николай, и прошу за любимое чадо. Помоги моей дочери встретить избранника - честного, верного, доброго и мерного. Защити мою дочь от замужества грешного, похотливого, бесовского и небрежного. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва Николаю Чудотворцу об исцелении от болезни

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Молитва Николаю Чудотворцу о здравии болящего

Молитва читается перед образом святого старца (как в храме, так и дома). Читать молитвенный текст разрешается и для себя, и для своих родственников и близких, вместо скобок подставляя имя больного человека.

«О, Николай Всесвятой, угодник Господней, вечный заступник наш, и повсюду во всех бедах помощник нашю Помоги мне, Божьему рабу (имя), унылому и грешному, в настоящей жизни, попроси Господа даровать мне оставление грехов моих, ибо согрешил я делом, словом, в помыслах и всеми своими чувствами. Помоги мне окаянному, Святой Чудотворец, попроси Господа нашего о здравии крепком, избавь меня от мучений и мытарств. Аминь.»

Молитва Николаю Чудотворцу в дорогу и о путешествующих

«Господь Всевышний, Бог Наш, к тебе за поддержкой я обращаюсь! Тебя о помощи я прошу, о снисхождении Твоем молю! В дороге я нахожусь сложной, множество препятствий на пути моем: Люди нехорошие, мысли дрянные, проблемы насущные! Убереги меня, сохрани меня, направь меня на путь истинный И помоги не сойти с него. Сделай так, чтобы дорога моя Гладкой и ровной была, проблемы и несчастья стороной обошли. Чтобы таким как в путь подался, таким я и вернулся! На помощь Твою уповаю, к поддержке взываю! Имя Твое восславляю! Аминь!»

Благодарственная молитва Николаю Угоднику

Читается на рассвете.

«Николае Угодниче! К тебе как к учителю и пастырю я обращаюсь с верой и почтением, с любовью и преклонением. Благодарственные слова тебе направляю, за жизнь благополучную молю. Спасибо огромное тебе говорю, на милость уповаю да на прощение. За грехи, за мысли, да за помыслы. Как помиловал ты всех грешных, так и меня помилуй. От испытаний страшных огради да от смерти напрасной. Аминь»

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Навигация по записям

11 самых сильных молитв Николаю Чудотворцу: 19 комментариев

ОЧЕНЬ СИЛЬНАЯ МОЛИТВА ИЗМЕНЯЮЩУЮ СУДЬБУ…НАЧАЛА ЧИТАТЬ.НАДЕЮСЬ. ОНА ПОМОЖЕТ…

валентина дочитайте до конца 40 дней подряд. не пропускайте и вы увидите что все что вы просили обязательно произойдет.

2 МОЛИТВЫ КАКАЯ ИЗ НИХ

Я читала 40 дней молитву Николаю Чудотворцу перед его образом, я благодарна Богу, что мне на глаза попалась эта молитва, по прочтении 40 дней в моей жизни произошли события очень важные для меня, продался дом, который мне достался в наследство, он никак не продавался 3 года и вот продался очень легко и покупатели были очень довольны его покупкой, второе событие произошло в моей квартире, я мечтала сделать ремонт в ванной комнате, была закуплена два с половиной года назад и плитка напольная и настенная и раковина мой додыр и унитаз, но все откладывалось как-то на потом и духа не хватало и средств, а сегодня пишу в день, когда мастера сдали мне под ключ ванную комнату, я даже не ожидала что так приятно и красиво будет, все продумано до мелочей, я просто очень довольна, есть еще очень хорошие события, которые происходят с моими близкими людьми, пожалуйста, трудитесь, молитесь и Ваши слова услышит Бог и святые Чудотворцы. Я ездила в храм и заказала благодарственный молебен Николаю Чудотворцу, выучила наизусть из Акафиста несколько хвалебных песен, они обладают такой силой и великолепием, что по прочтении испытываешь радость и умиротворение, стала спокойней и терпеливей в жизни, замечаю за собой. Возношу благодарение Господу нашему Иисусу Христу и святому Николаю Чудотворцу и всем святым. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Какую молитву читали

какую именно молитву читали?

Также самую сильную молитву от одиночества Николаю Чудотворцу могут произносить матери незамужних девушек. Многие из них хотят, чтобы дочь поскорее вышла замуж и была счастлива в своем супружестве.

А почему нет молитвы об удачном поиске жены? Почему мужчин в этом плане обделили?

Главное верить, Александр, и вы непременно найдёте своё счастье! Я верю!

Потому что мужчины должны делать первый шаг, а женщины ждать своего мужа.

Александр, я тоже не замужем и молюсь, надеюсь))

Есть в молитвослова хорошо молитва для мужчины о жене. Посмотрите в иконныхьлавках.

Молюсь Николаю Чудотворцу. Я знаю он поможет! Слава Николаю Чудотворцу.

Начала читать молитвы Николаю Чудотворцу по утрам в метро (в другое время сложно и трудно сосредоточиться) недели две назад. А сегодня у свёкра инфаркт…И страшно, что будет. Скорее всего, поставят профнепригодность к работе, и накроется его корпоративная пенсия, которую он так ждал. До нее ему еще 1,5 года работать… Николай Угодник, моли Бога за него!

Родные мои! Братья во Христе!

Ежедневно, во всех православных храмах читается от имени нашего Бога Иисуса Христа: «Не надейтесь на князи, на сыны человеческие. В них же нет спасения» А вы - что же? «Не слышите и не видите?» и «пургу» гоните? Вы игнорируете установку самого Всевышнего и кидаетесь за помощью и спасением к человеку? Разве это не заблуждение в вере? Разве это не грех перед Господом Богом нашим?

Сколько раз наблюдал в храме во время службы Господу Богу нашему. Забежат такие «верующие» и тут же давай все иконы всех святых человеков подряд целовать. И, представьте, чаще всего это действо начинают производить с Николая угодника. Побегают, поцелуют, а к образу Иисуса Христа, образу Бога, и не подойдут. Так и уйдут из храма довольные и само утвержденные в своей вере. А почему это происходит? Да потому, что находятся греховодники, которые занимаются кликушеством, сбивая народ с толку, извращая и подменяя веру в Бога верой в всесилье человека. Пусть даже канонизированного Ч Е Л О В Е К А М И.

Почитать святых человеков нужно, но, П Р Е Ж д Е В С Е Г О! ! ! отдайте почести, Всевышнему, Богородице, Иоанну Предтече, а уж потом, и всем остальным. Только в такой очерёдности и не иначе!Кто с этим не согласен - «бросьте в меня камень».

В отношении святых угодников.

Не считаю это святотатством, когда буду утверждать, что все они, так же, как и мы, грешные, равны и перед Богом, и перед людьми. А вот кого из них более почитать - тут вопрос спорный. Думаю, что для православных русичей самый почитаемый должен быть апостол Андрей Первозванный, который принёс веру на нашу землю и в наш народ. Это его большая заслуга, которая достойна всяческого почитания. В отношении Святителя Николая. Считаю, что его заслуги перед инородцами, а перед русичами их нет. Поэтому и почитание его прежде наших святых угодников и апостола Андрея Первозванного навязано нам инородцами с далеко идущими целями.

Да укрепит нас Господь в истинной Вере.

Как ты можешь на святых говорить что они грешны как и мы люди.Они святые и предстоят у престола божия… Если заблуждаешься зачем пишешь чтобы люди читали. И нет различия по национальности и какому из святых обращаться в представительстве перед господом,выбрает сам человек

Слава Николаю Чудотворцу!

Я считаю что мы простые смертные люди, а святые угодники - избранные люди и мы просим их помочь нам помолиться за нас перед Богом нашим, услышать нас, заступиться, просим замолить грехи наши, попросить Бога сотворить чудо и тд. Мы как дети ищем поддержки и защиты и обращаемся к тому кто ближе к Богу.

Я люблю Бога, но почитаю святых. Николай Чудотворец - это первая икона в моём сознании с детства. Всегда его молю. А кроме всего и многим другим святым. Матроне очень часто - держу ее образ в голове - она помогла мне очень сильно и сотворила 2 огромных чуда в моей жизни, что помогло еще больше укрепить веру мою в Бога! Я благодарна Богу и Матроне и всем Святым.

Сегодня Рождество Николая Чудотворца - низкий поклон и благодарность.

Батюшка Николай Чудотворец!Спасибо тебе,никогда не оставляете меня!Верю и живу Верою и Любовью!Слава Господу за все!

«Разжаловали» Николая Чудотворца

В последнее время ходит много разговоров, что католики деканонизировали самого Николая Чудотворца. В это верится с трудом, ведь даже западный Дед Мороз называется Санта-Клаусом, то есть святым Николаем.

Нет дыма без огня, и решил я разобраться в этом вопросе. К моему удивлению, оказалось, что попытка убрать из святцев самого любимого в России святого действительно была! И в какой-то мере она даже была реализована. Святителя Николая как бы «разжаловали», убрав из числа наиболее почитаемых всей Церковью святых и сослав его в разряд «местночтимых», которым при желании молиться и служить службы можно, но уже совсем не обязательно.

Наглядным свидетельством «разжалования» Николая Чудотворца является место его упокоения в городе Бари. Прежняя табличка «Гробница святого Николая» заменена на абстрактное и безымённое tomba del santo – «Гроб святого». А сами католики больше почитают статую Николая, стоящую в базилике, нежели его мощи. Причём статуя облачена не в католическое, а в греческое православное архиерейское одеяние. А на груди у неё висят крест и панагия из России, не так давно подаренные нашим симбирским епископом, которому показалось несправедливым, что католики сняли со статуи святителя все церковные украшения.

Но за что в ХХ веке величайшего святого подвергли таким странным гонениям? Оказывается, во многом этому способствовало сформировавшееся в католической церкви мнение, что сведения о святителе Николае малочисленны и исторически недостоверны.

Что касается достоверности, отчасти претензия имеет под собой основание – ведь некоторые сведения, описанные в житии святителя, были ошибочно заимствованы из жития другого его святого земляка – Николая Пинарского, жившего на два века позже. Всему виной были переписчики, ошибочно решившие, что упоминаемые в разных текстах и по многим параметрам похожие друг на друга святители Николаи – это один и тот же человек. Из-за этого в житии великого чудотворца возникли курьёзные исторические ляпы – например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой.

В православной церкви эту проблему решили просто: в новых изданиях жития святых «двойников» разделили, оставив Николаю Чудотворцу всё то, что действительно именно с ним происходило. Католики же на этой проблеме споткнулись. Добавили сомнений и споры о том, какие из мощей святителя можно считать подлинными – те, что хранятся в городе Бари, или же венецианские?

Уже после «разжалования» святого Николая дать ответ на этот вопрос помогли учёные.

Как известно, после смерти тело чудотворца покоилось в Мирах Ликийских, в которых было очень неспокойно из-за набегов агрессивных соседей-исламистов, со временем захвативших эту территорию. Когда в полупустой город заглянули проезжавшие купцы из Бари, оказалось, что гробницу охраняют всего лишь четыре монаха. Возжелавшие завладеть мощами баряне силой вынудили монахов отдать святыню. Гроб вскрыли, повредив благоухающие святые останки, и, торопясь, чтобы их не застигли на месте преступления, охотники за мощами унесли на свой корабль голову и фрагменты скелета, впопыхах оставив примерно пятую часть костей.

Украденная святыня поныне хранится в городе Бари.

Но на этом история не закончилась. Позже, во время крестового похода, в Мирах высадились ещё одни охотники за мощами – венецианцы. В поисках святынь они вели себя как варвары – разбили алтари и разорили всё, что смогли. Под пытками один из монахов показал им, где покоятся уцелевшие от первой кражи остатки мощей святителя. А поскольку костей Николая Чудотворца было маловато, венецианцы, недолго думая, дополнили их останками других людей – чьим-то черепом, а также женскими и детскими косточками. И в таком виде на 4/5 фальсифицированные мощи оказались в Венеции. С тех времён по миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

Баряне же никому мощи не раздавали и хранили их в храме под спудом.

Лишь однажды гробница в Бари была вскрыта – в середине 1950-х годов мощи святителя Николая исследовал итальянский антрополог Луиджи Мартино. Он подтвердил, что иконы верно передают облик чудотворца, и даже измерил его рост – 167 сантиметров. Согласно выводам Мартино, при жизни сей человек был строгим постником и болел болезнями, характерными для того, кто долго сидел в тесной и сырой тюрьме.

Тот же учёный в 1992 году исследовал и венецианские мощи, установив, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари, а остальные кости взяты от других людей разного пола и возраста. Так были разрешены почти тысячелетние сомнения и споры относительно подлинности мощей.

Сомнения развеялись, но осадок остался. Общецерковное почитание святителя пока что так и не восстановлено. Каждая католическая епархия ныне сама решает, почитать ли ей Николая. А многие католики теперь уже и не помнят, кто же был настоящим прототипом сказочного Санта-Клауса.

Впрочем, не везде главным рождественским и новогодним Дедом считают именно Санту. Это ведь Голливуд заставил нас думать, что святой Николай повсеместен и потому незыблем. Да, его почитают в Британии, США, Канаде и Австралии, а также в Нидерландах, где его именуют «Синтерклаас». Святого Миколайку и Микулаша любят в Польше, Чехии и Словакии, однако конкуренцию ему составляют более любимые в народе Дядек Мроз и домашний дух Ежишек. А Греция и Кипр в качестве новогоднего героя и вовсе предпочитает не Николая, а святого Василия.

Большинство прочих стран вовсе не связывают Новый год с Санта-Клаусом. Так, в Германии его аналогом является добрый Вайнахтсман (Рождественский дед). Франция именует своего «Деда Мороза» Пэр Ноэль (Дед Сочельник), испанцы называют его Папой Ноэлем, а итальянцы – Баббо Натале. Скандинавы обожают своих лесных и домашних «дедов» вроде Йоулупукки, Юльтомтена и Юлениссена… Ну а в Камбодже своего новогоднего героя кличут… Дед Жар.

Жертвы церковной идеологии

Скандальной «деканонизации» Николая Чудотворца мир обязан Второму Ватиканскому собору (он же – «21-й Вселенский»), проходившему в 1962–65 годах. Кроме него из католических литургических календарей были удалены многие святые древней церкви, например, великомученицы Варвара и Екатерина, святая царица Александра, святой мученик Киприан и даже великомученик Георгий Победоносец! Всех их разжаловали до уровня «местночтимых» под тем предлогом, что их жития слишком смахивают на легенды и не могут рассматриваться как достоверные.

Впрочем, если смотреть современные официальные российские католические календари, то в них нет и следа от этих деканонизаций, а память Георгия Победоносца и вовсе отмечена как праздничный день. Там, где этих святых традиционно помнят, любят и почитают, верующих решили не тревожить.

В православной церкви за недостоверность и «нетолерантность» из святцев не выкидывают. Зато святые могут попасть под деканонизацию из-за смены церковной идеологии. Особенно досталось некоторым из русских святых после того, как в XVII веке случился раскол, разделивший верующих на «никониан» и «старообрядцев».

Самая известная из подобных жертв раскола – благоверная Анна Кашинская, жена казнённого в Орде в 1318 году и впоследствии канонизированного князя Михаила Ярославича Тверского. После смерти мужа княгиня стала монахиней, а двое её сыновей и внук повторили мученическую судьбу Михаила. В 1611 году мощи Анны были найдены в кашинской церкви и сразу же прославились в народе как чудотворные. В середине того же XVII века княгиню официально канонизировали как небесную покровительницу города Кашина. А в 1677 году её неожиданно вычеркнул из списка святых патриарх Иоаким – за «пропаганду старообрядческого двуперстия». Не в меру ретивого борца с «раскольниками» сильно разозлило, что старообрядцы особо почитают Анну за то, что на её руке видно дораскольное молитвенное сложение пальцев. Отчасти досталось и святому мужу княгини – Михаилу значительно понизили богослужебный статус.

И лишь в 1908 году церковное почитание Анны Кашинской было восстановлено, а в её честь стали образовываться монастырские общины.

Ещё одной жертвой деканонизации стал небесный покровитель Архангельска Евфимий Архангелогородский, посмертно прославленный за многочисленные чудеса и исцеления у его мощей. Святой не угодил самому царю Петру I – за пышную «старообрядческую» бороду, пресловутое двоеперстие и за народную любовь к нему северных староверов. Выслуживавшиеся перед царём епископы запретили почитать преподобного Евфимия, но народ их не послушал, и почитание опального чудотворца ещё больше возросло и распространилось на всё Поморье. После Октябрьской революции церковь Михаила Архангела, под которой были захоронены мощи святого, разрушили и сровняли с землёй, и теперь уже никто не знает, где он похоронен. Но северяне поныне почитают Евфимия, а его имя вернулось в общецерковные святцы.

В общей сложности из-за перемен церковной идеологии пострадали несколько десятков святых. В их числе – Псковский чудотворец Евфросин, церковный писатель и переводчик преподобный Максим Грек, виленские мученики XIV века Иоанн, Антоний и Евстафий, оршинские и тверские святые Савва, Варсонофий, Ксенофонт и Савватий, а также ржевские благоверные Владимир и Агриппина. Некоторых из них всё же реабилитировали и вернули в святцы в ХХ веке. Но, к сожалению, большинство подвижников, чьё почитание запретили в смутные времена «борьбы с расколом», так и остались забытыми.

36 выброшенных новомучеников

В начале 2013 года разыгрался настоящий скандал, когда выяснилось, что имена аж 36 новомучеников и исповедников российских пропали из святцев и церковного календаря. Оказалось, что всех их РПЦ деканонизировала. Но за что попали в такую немилость пострадавшие в первой половине ХХ века и канонизированные на архиерейском соборе в 2000 году новые святые?

Недавно выяснилось, что кое-кто из деканонизированных попал в святцы по ошибке. Например, протоиерей Александр Смирнов умер ещё в 1915 году, а его по чьей-то халатности случайно определили в «новомученики», указав дату смерти на три года позже реальной.

Но большинство из них были вычеркнуты по иной причине. После открытия доступа к секретным документам ОГПУ, МГБ и КГБ стали появляться сведения, что некоторые из новомучеников под пытками отреклись от веры или священного сана и давали ложные показания на себя и других верующих, способствуя новым арестам.

Однако с подобной чисткой святоотеческих рядов согласны далеко не все. По мнению историка православной церкви Лидии Головковой, неразумно канонизировать святых, беря за основной источник информации следственное дело, и уж тем более не стоит рассуждать о святости того или иного человека, судя по уголовным делам сталинского времени. Ведь зачастую человека под пытками всего лишь заставляли расписаться на чистом белом листе, а уже потом следователь вписывал туда всё, что хотел. Для привлечения к делу новых «сообщников» использовались конфискованные у людей письма и записные книжки. А некоторые из следователей и вовсе без лишних церемоний попросту подделывали подписи несговорчивых подследственных. Именно по этой причине в 50–60 годах даже были отправлены под суд несколько сотрудников следственных органов, промышлявших массовыми фальсификациями уголовных дел в тридцатые годы.

Так что верить порочащим новомучеников сведениям не стоит. Тем не менее, всплывшему «компромату» церковные власти поверили и на всякий случай подчистили святцы. А ведь некоторым из ныне удалённых святых уже вовсю иконы писать начали и даже детей в их честь называли!

Например, странно выглядит исключение из святцев Иувеналия Рязанского и Василия Кинешемского. Расстрелянный в 1937 году рязанский архиепископ, судя по его письмам из заключения и отзывам тех, кто его знал, даже в тюрьме оставался несломленным и бодрым духом, до последнего старался приободрять людей и за всех молиться. А епископ Василий славился особой благодатностью молитвы и обширной миссионерской работой, благодаря ему тысячи людей пришли к вере. Последний период его жизни, с 1928-го по 1945 год, был настоящим земным адом с нечеловеческими мучениями – уже немолодой священник перенёс череду арестов, пытки, тюрьмы и лагеря и умер в сибирской ссылке, замученный жизнью, но не отступивший от своих христианских убеждений.

Впрочем, окончательную точку в этом деле ставить ещё рано. Возможно, что в будущем кого-то из деканонизированных всё же вернут обратно в святцы. А кого-то из почитаемых ныне – в свою очередь «разжалуют» или вычеркнут из святых списков. Пути Господни неисповедимы.

Алексей ХУДЯКОВ

МОСКВА, 6 дек - РИА Новости. Во вторник Католическая церковь празднует день святого Николая, епископа Мирликийского, которого в православной традиции чаще называют Николаем Чудотворцем. Память святого совершается в день его смерти, которая наступила 6 декабря 342 года.

О добродетельной жизни святого Николая известно немного. Святой Николай из Миры (город в древней Ликии, ныне город Демре в Турции), известный как Николай Чудотворец, родился примерно в 270 году. По преданию, он был сыном состоятельных родителей из Патары в Ликии, провинции Малой Азии.

С юности посвятив себя Богу, святой Николай стал епископом города Миры. Во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, скончался около 345 года.

Житие святителя Николая рассказывает о множестве его добрых дел: как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помогал бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

Самое древнее упоминание его имени относится к IV-V векам. Федор Чтец, живший в VI, включает епископа Миры Николая в список участников первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским.

Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийцев.

Примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае, где предложил новый вариант перевода: вместо слова innocentes ("невинные") применительно к трем византийцам, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил pueri ("дети"). Возможно, так зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Своим небесным заступником его также избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Первым установленным биографом Николая Мирликийского является Михаил Архимандрит, в VIII веке написавший каноническое житие, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

В середине марта 1087 года 72 моряка из города Бари, по другим данным это были норманнские рыцари, привезли мощи святого Николая в город Бари, похитив их из склепа в городе Мира, который тогда находился под турецким владычеством.

Практически сразу после прибытия бесценных мощей бенедиктинский аббат Элиа начал строительство сооружения, предназначенного для хранения похищенных реликвий. Строительство базилики длилось более века, однако уже в 1089 году папа римский Урбан II смог освятить крипту, а в 1105 году, после смерти Элиа, новый аббат занялся отделкой внутреннего пространства церкви. Освящение всей базилики состоялось в 1197 году.

В 1088 году папа Урбан II официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было, куда положить свои подарки.

В каждой европейской стране существуют свои традиции и обычаи, связанные с празднованием этого дня. В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама, и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая, вечером 5 декабря, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

Во Франции особенно почитают Николая Чудотворца в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор, находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона. Каждый год в честь святого проходит торжественная процессия. Святитель появляется на балконе мэрии, где мэр вручает покровителю лотарингцев ключ от города.

В Германии, а также в Швейцарии и Австрии дети вечером 5 декабря выставляют обувь за порог дома, чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки. Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в повешенные детьми носки.

Праздником святого Микулаша, как в Чехии называют святого Николая, традиционно открывается рождественский сезон. Считается, что в этот день святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля. Именно поэтому в ожидании праздника дети стараются не шалить, и, как правило, без подарков от святого Николая не остается никто.

В День святого Николая не только дарят и получают подарки, но и стараются исполнять чье-то заветное желание. Это может быть денежная помощь нищим, игрушки, сладости и одежда для детей-сирот и другая помощь нуждающимся.

Когда католики всего мира празднуют День святого Николая (Saint Nicholas Day).

О добродетельной жизни святого Николая известно немного . Святой Николай из Миры (город в древней Ликии, ныне город Демре в Турции), известный как Николай Чудотворец, родился примерно в 270 году. По преданию, он был сыном состоятельных родителей из Патары в Ликии, провинции Малой Азии.

С юности посвятив себя Богу, святой Николай стал епископом города Миры. Во время Великого гонения на христиан, начатого императором Диоклетианом, попал в тюрьму, выйдя из нее при императоре Лицинии, вернулся на свою кафедру, скончался около 345 года.

Житие святителя Николая : как он помогал бедным и обездоленным, как тайно подбрасывал детям монетки и еду в выставленные за дверь башмаки, как помогал бедным девушкам выйти замуж, дав денег на приданое.

Самое древнее упоминание его имени относится к IV-V векам. Федор Чтец, живший в VI, включает епископа Миры Николая в список участников первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским.

Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийцев.

Примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае, где предложил новый вариант перевода: вместо слова innocentes ("невинные") применительно к трем византийцам, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил pueri ("дети"). Возможно, так зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Своим небесным заступником его также избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Первым установленным биографом Николая Мирликийского является Михаил Архимандрит , в VIII веке написавший каноническое житие, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

В середине марта 1087 года 72 моряка из города Бари, по другим данным это были норманнские рыцари, привезли мощи святого Николая в город Бари, похитив их из склепа в городе Мира, который тогда находился под турецким владычеством.

Практически сразу после прибытия бесценных мощей бенедиктинский аббат Элиа , предназначенного для хранения похищенных реликвий. Строительство базилики длилось более века, однако уже в 1089 году папа римский Урбан II смог освятить крипту, а в 1105 году, после смерти Элиа, новый аббат занялся отделкой внутреннего пространства церкви. Освящение всей базилики состоялось в 1197 году.

В 1088 году папа Урбан II официально установил литургическое празднование перенесения мощей святого Николая на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города и распространилась по всей Европе. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы святому Николаю было куда положить свои подарки.

В каждой европейской стране существуют свои традиции и обычаи , связанные с празднованием этого дня. В Нидерландах этот зимний праздник ждут с нетерпением не только дети, но и взрослые. Святой Николай является покровителем Амстердама, и главный католический храм города назван в его честь. Накануне дня Святого Николая, вечером 5 декабря, существует традиция дарить друг другу подарки, которые упаковываются в красиво украшенные коробки.

Во Франции особенно почитают Николая Чудотворца в Лотарингии, где он считается святым покровителем. Это второе место паломничества к мощам святого после итальянского Бари. Здесь, в небольшом городке Сан-Николя-де-Пор, находится базилика Сан-Николя, в которой хранится частица мощей Николая Угодника. День святителя Николая, который празднуется еще со средних веков, является официальным праздником региона. Каждый год в честь святого проходит торжественная процессия. Святитель появляется на балконе мэрии, где мэр вручает покровителю лотарингцев ключ от города.

В Германии, а также в Швейцарии и Австрии дети вечером 5 декабря выставляют обувь за порог дома , чтобы пришедший ночью Николаус оставил им сладости и маленькие подарки. Некоторые верят, что Николаус объезжает все дома в своих санях и приходит через камин, чтобы спрятать привезенные подарки в повешенные детьми носки.

Праздником святого Микулаша, как в Чехии называют святого Николая, традиционно открывается рождественский сезон . Считается, что в этот день святой Николай путешествует по улицам, квартирам и отелям Праги, одаривая послушных детей фруктами и сладостями, в то время как хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля. Именно поэтому в ожидании праздника дети стараются не шалить, и, как правило, без подарков от святого Николая не остается никто.

В День святого Николая не только дарят и получают подарки, но и стараются исполнять чье-то заветное желание. Это может быть денежная помощь нищим, игрушки, сладости и одежда для детей-сирот и другая помощь нуждающимся.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В минувшее воскресенье, 21 мая, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил богослужение в храме Христа Спасителя у мощей святителя Николая Чудотворца, доставленных из базилики итальянского города Бари.

На встрече мощей глава РПЦ заявил, что верит в объединение христиан разных церквей в будущем.

«Сегодня мы еще разделены, поскольку богословские проблемы, пришедшие из древности, не дают нам возможности воссоединиться. Тем не менее, как прозревали многие святые люди, если Господу угодно будет соединить всех христиан, то произойдет это не по их усилиям, не благодаря каким-то церковно-дипломатическим шагам, не по каким-то богословским соглашениям, а только если Дух Святый снова соединит всех, кто исповедует Имя Христово», - заявил Святейший, сообщает сайт «Патриархия.ru».

«Святитель Николай, которого почитает и Восток, и Запад, предстоит в молитве пред Богом за всех нас», - сказал он, добавив, что христиане верят, что «святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе, и прося у него соединить Церкви воедино».

«Да хранит Господь и помогает в прохождении непростых исторических путей христианам Востока и Запада», - добавил патриарх.

Справка: после благословения Папы Римского на привоз частицы мощей из Бари в Россию было принято решение извлечь часть мощей через отверстие для сбора миро. Специально приглашенные архиепископом Бари медики с помощью современного оборудования извлекли одно из левых рёбер святого. Большая часть мощей Николая Чудотворца продолжает оставаться в Италии, разделённая между Бари и Венецией, а также десятками монастырей по всему миру. Во многих храмах в России хранятся частички мощей святителя, и туда как до, так и после нынешней акции можно спокойно прийти и помолиться.

Ситуацию прокомментировала Ольга Николаевна Четверикова:

Теперь окончательно понятно, почему папа Римский надавал по рукам украинцам с их скандальными религиозными законопроектами: они путались под ногами в очень важном деле – оккупации РПЦ римско-католической церковью. Фальстарты Рады могли помешать этому, преждевременно открыв глаза верующим. И молитва патриарха Кирилла у мощей Николая Чудотворца «о единении церквей Востока и Запада» – это подтверждение того, что процесс «объединения» идёт как бы в чистых перчатках. Он должен быть выдержан в таком духе, чтобы медленно и незаметно привести к торжеству экуменизма.

Ещё с 70-х годов был взят курс на создание унии в новой форме: не в открытой, как это было раньше, а в скрытой. Установку на скрытую унию стали последовательно реализовывать. И каждый, кто мешает этому, в том числе по излишнему рвению раскрывает планы (как украинские грекокатолики на днях), должны быть удалены из процесса. Пока главная проблема для авторов проекта – как нейтрализовать грекокатоликов, которые стали мешать. Когда не было другой формы порабощения православия, их использовали, они были нужны. Сегодня уже не нужны.

Что касается речи и молитвы Патриарха Московского и всея Руси у мощей святителя Николая, то это, конечно, чудовищная вещь, потому что антихристова работа по созданию антицеркви прикрываются уже нашими величайшими святыми. Даже трудно найти определения этому делу, потому что таких вещей ещё никогда не было. Мне это напоминает ситуацию, когда вражеская армия наступает на наши ряды и, чтобы подавить дух сопротивления наших солдат, фашисты запускают пластинку с голосом русской женщины, которая призывает: «Иван, не стреляй!». Или взяли в качестве заложника командира, ведут его в первых рядах; мы прекрасно понимаем, что, если начнём стрелять, то убьём и его. Таким же образом экуменисты прикрываются нашим святым командиром, чтобы идти вперёд. Я думаю, что к нам взывает с небес Николай Мирликийский, именем которого прикрываются лукавые люди - чтобы мы категорически не исполняли их планов, не предавали Христа.

Эти события сопровождаются колоссальной организационной и медийной активностью.В храм Христа Спасителя согнали (именно в буквальном смысле, именно такое слово я могу использовать) массы наших священников, их обязали присутствовать. Также принудили говорить с амвона всем верующим, чтобы те участвовали в этом событии, представленном как выдающееся. Это всё напоминает оккультное магическое действо, в котором должны участвовать все. И, поучаствовав раз, ты уже не очистишься, потому что тоже приобщился к кощунственным практикам. Тут всё основано на обмане, всё выстроено на подлоге. Во-первых, митрополит Иларион сказал, что у нас не было ещё возможности поклониться мощам святителя Николая, что у нас есть только частицы. Но привезли-то тоже частицу – не имеет значения, какого размера частицы святых мощей. Во-вторых, мы вообще не знаем, насколько можно доверять католикам, когда речь идёт о мощах. Но самое главное – это то, что встречу мощей превратили в магическое действо, ритуал поклонения папе Римскому. Эти мощи мы должны были принять из рук еретика, врага Православия, а цена за это – признание его братом (а в перспективе господином). Мощи – это повод для совместной молитвы, для единения с еретиками, глава которых уже проявил свою сатанинскую сущность.

Совсем недавно мы об этом писали. Папа Римский уже совершенно открыто сравнил Христа с дьяволом. Франциск прочитал проповедь о том, что принёс Христос в мир и, извратив положение Евангелие, в котором говорится: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведниками пред Богом» (2Кор. 5:21 ), сказал: «Не знавшего греха сделал грехом». То есть папа заявил, дав неправильный перевод, что Христос, чтобы спасти нас, стал самым страшным грешником. И дальше сравнил Спасителя его со змеем, которого показал Моисей иудеям в пустыне: «Господь сказал Моисею: «Сделай себе змея и прикрепи его на шест. Тот, кого ужалит змея, пусть посмотрит на него, и тогда останется жив». И сделал Моисей медного змея и выставил его на шесте, и когда змей жалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21:8,9 ). Франциск считает, что Христос на кресте, как змей на шесте, тоже спасает всех, взяв на себя грехи со страшных грешников. И дальше он сказал, что Христос стал дьяволом. Интересно, что эту проповедь не опубликовали: ни на радио Ватикана, ни в других официальных католических СМИ – только в одной из газет. Это уже открытый сатанизм. После сравнения Франциском Христа с Люцифером искать какие-то косвенные доказательства уже бесполезно, потому что всё делается открыто.

Поэтому поражает то, что, несмотря на обнародование этой информации, патриарх Кирилл делает вид, что её не существует. И патриарх не просто обманывает. Он, используя имя нашего святого (кстати – великого борца с ересями!), заставляет всех православных участвовать в страшном действии, которое фактически означает поклонение католикам, а не святителю Николаю.

Это обычное оборотничество. Мы говорили, что папа Римский – это оборотень в сутане. И абсолютно те же методы использует сегодня руководство Московского патриархата, приучая нас к тому, что такое фарисейство является нормальным, что только так и можно действовать. Причём обратите внимание: они действуют настолько лицемерно, что даже искренно верующие люди не могут осознать, в какой степени это страшно. Когда перед Гаванской встречей проходил Архиерейский собор, то канонизировали, как вы помните, архиепископа Серафима (Соболева), который категорически выступал против экуменизма. И именно тогда, когда совершали страшное экуменическое действо, Гаванскую встречу, канонизировали антиэкумениста. Теперь то же самое делают со святителем Николаем. Именем непримиримого борца с ересями теперь прикрываются для того, чтобы объединяться еретикам-сатанистам. Наш народ должен очень глубоко задуматься и, наконец, сказать своё слово. Не молчать. И не участвовать в этом антиправославном действе.

Нельзя же не видеть магический ритуальный характер всего того поклонения, которое организовано в эти дни, и той массовой пропаганды, которая льётся с экранов телевизоров. Например, по центральному каналу дают слово некой прихожанке, которая говорит: «Святитель Николай – наш спаситель». То есть подменяется понятие Спасителя, утверждается, что не Господь, а Николай поможет, что на самом деле глубоко антиправославный и невежественный взгляд. Фактически речь идёт о ритуальном поклонении не святителю Николаю Мирликийскому, а Санта Клаусу. Именно Санта Клаусу, раздающему подарки. Эту идею тоже теперь нам пытаются вложить и в сознание для того, чтобы со временем вытеснить имя самого истинного святителя Николая. Таинство превращают в магический ритуал, потому что установка такая: прикоснёшься к мощам и исцелишься, прикоснёшься и спасёшься. А о том, что ты предаёшь Христа, ты придаёшь веру – об этом никто не говорит. Таким образом наших людей вводят не просто в заблуждение, а в такое состояние души, когда они действительно не спасутся, потому что вера подменяется магией. Самой настоящей магией. У католиков подмена произошла уже давно. Теперь, когда с ними начали объединяться, полностью перенимают и их мировоззрение, и их ритуалы.

Патриарх заявил не только о возможности, а о желательности и неизбежности объединения, то есть поглощения католиками православных. Было такое раньше или совершён некий прорыв на экуменическом пути? В такой форме – это прорыв. Это действительно уже экуменистская молитва. Так что дело продвигается очень быстро. Я думаю, что они готовятся к какому-то очень серьёзному событию, намеченному на осень, когда будет отмечаться 500-летие Реформация. Нам известно, что руководство Ватикана и руководство протестантских церквей уже подготовили документ, который фактически означает единение под началом Рима. Я думаю, что к этому событию готовят и РПЦ, чтобы тоже каким-то образом встроить её в эту новую «единую» церковь. Так что сейчас всё делается ускоренными темпами. Не случайно нам всегда говорили: надо успеть. И подчёркивали определённые сроки. Почему-то они выбрали именно это время. Наверное, с точки зрения их кабалистических расчётов это имеет принципиальное значение.

Обратите внимание: также идут переговоры об объединении РПЦ со старообрядцами . Это тоже всё не случайно, это тоже в общем ключе. Руководство старообрядческой церкви не осудило Гаванскую встречу – оно ничего не сказало. Так что я думаю, что они тоже экуменически обработаны. Тем более, что митрополит Иларион служил по старому обряду, он очень дружит с руководством старообрядцев. То есть мы видим, что объединяются со всех сторон. Но на какой основе? На основе экуменической, то есть на принципах отхода от истинного христианства, от нашей православной веры.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома