Молитва если теряешь веру в бога. Вера, которая потеряла веру Боюсь потерять веру как быть

У меня в руках давний старообрядческий журнал, выпуск 1991 года. Статья некоего епископа Михаила. Автор комментирует рассказ дореволюционного писателя, Марка Криницкого. В рассказе этом история: один из гимназистов, Кедроливанский, юноша живой и думающий, в беседах с одноклассниками занимается тем, что мы бы назвали «антирелигиозная пропаганда». Причём – очень успешно. Его язвительные доводы неумолимо логичны и беспощадно вскрывают нелепость христианских мифов. Например, вот что он говорит своим слушателям:

«Если Бог сотворил солнце только на четвёртый день – то, значит, день и ночь зависят не от солнца, а от чего-нибудь другого. А так как ни от чего другого им зависеть нельзя, то отсюда ясно, что господин Моисей не был знаком с математической географией. Логически верно!»

«Разве могло солнце остановиться по приказу какого-то Навина?» – спрашивает он дальше. – «Рассуждайте… Во-первых, солнце не движется, а стоит на месте, и следовательно, незачем было ему приказывать стоять – это раз. Но допустим, что Навин сказал бы: «Стой, земля!» Тогда, по закону инерции, все вещи с неё должны были бы полететь в пространство, а сама она, на основании другого физического закона, моментально накалиться и сгореть».

Гимназистов до сих пор учили физике, химии и логике – и в то же время преподавали Закон божий, отрицающий всякую науку и выворачивающий наизнанку всякую логику. До сих пор в их сознании как-то умещалось и то, и другое. Но вот Кедроливанский показал им, что христианские мифы несовместимы с наукой, что с научной точки зрения религия – нелепость. Единственная опора, на которой держались религиозные мифы, – бескритичность, привычная и бездумная вера – выбита. Сознание заработало. Расшатанная уже у многих гимназистов религиозность рушится окончательно, когда Кедроливанский приводит такой довод:

«Абсолютно нет никакого Бога. Это выдумки жрецов, чтобы держать в повиновении и успешнее грабить народ. Таким образом, мир, в котором мы с вами уже порядочно времени обитаем, управляется без Бога, в силу собственных своих, присущих ему законов… И очень даже простое доказательство. Мир, допустим, создан Богом, а Бог кем? Если не мог сам собою сотвориться мир и поэтому предполагают, что сначала был Бог, то каким же образом мог сотвориться сам Бог?»

Для нас, марксистов, работа Кедроливанского – благо. Он освобождает разум молодых людей от оков, пробуждает мысль. Однако для эпископа Михаила, который комментирует рассказ, гимназист Кедроливанский – персонаж демонический. Для него Кедроливанский – развратитель, который погубил души юношей, причинил им страшное зло.

А то, что гимназисты перестали верить в религиозные мифы, считает епископ, – страшная катастрофа и несчастье для них.

Кстати, в рассказе описывается, что некоторые юноши, понимая умом правду доводов Кедроливанского, – боятся этой правды, слушают её с тревогой и смятением. Вот как описываются чувства одного из гимназистов: «Трунин почувствовал, что вселенная стала без дна. Ему стало страшно и больно».

«Вселенная стала без дна»… То есть юноша, до этого религиозный, утрачивая свою религиозность, – ощущает это как катастрофу, теряет почву под ногами.

Мы видим то же и в жизни: верующий человек судорожно держится за привычные мифы, даже если уже видит их нелепость. Он предпочитает отгородиться от разума, он начинает ненавидеть сам разум – от страха за свою веру, которую он потеряет, если позволит своему разуму работать.

Почему же верующие так страшатся расстаться со своими заблуждениями, воспринимают это как катастрофу?

Верующий человек создаёт в своем сознании картину мира ложную и искажённую. Но для него самого эта картина имеет законченность и смысл. Во-первых, в его представлении мир создан Богом – неким высшим существом, которое является воплощением мудрости и добра и которое создало этот мир с пусть и неведомой, но, несомненно, благой и разумной целью. То есть, мир – осмыслен. Кроме того, в сознании верующего всё управляется Богом, всё в мире подчиняется его единой воле. Значит – мир един и целостен.

Таким образом – мир в сознании верующего отражается превратно и фантастически, но для него самого эта картина имеет осмысленность, единство и стройность. Когда же вера рушится – картина стройного и осмысленного мира распадается. Мнимые скрепы, которые до этого в его сознании связывали мир в единое целое, – разорваны. Настоящие же связи ему ещё неизвестны. В этом случае человек в самом деле повисает над пустотой, для него вселенная в самом деле «становится без дна». Неудивительно, что люди воспринимают это как катастрофу, как «гибель души». Неудивительно, что они так боятся этого, так судорожно держатся за свои заблуждения.

Человек держится за веру в бога – потому что он не знает настоящих законов, которые управляют миром, и без веры в выдуманного бога не может объяснить себе этот мир, увидеть в нём смысл и законченность. Значит, для того, чтобы человеку стал не нужен бог, – нужно, чтобы он понял настоящие законы, которые управляют миром, – законы диалектики.

Для нас, материалистов, – мир целостен и осмыслен, жив и прекрасен, хотя мы знаем, что он не создан и не управляется волей бога. Мы знаем, что всё связано со всем, и человек – в родстве со всем, что есть. Почему так? Потому что мы знаем настоящие скрепы, которые связывают его в одно целое, делают разумным и осмысленным, вечно живым и прекрасным, а человека – его частью, братом всего, что есть.

Эти скрепы – законы развития материи. Мы знаем, что материя едина, что она живёт и развивается по одним и тем же законам. Звезда и пшеничный колос, дерево и птица, океан и человеческое общество – живут и развиваются по одним и тем же законам. И в теле дятла, и в стволе березы, и в атмосфере нашей планеты – заложены борющиеся начала, противоположные и в то же время неразрывно связанные. Их борьба и единство обеспечивают вечное обновление, вечное движение и развитие мира. Только борьба движет мир вперёд, обновляет и спасает от смерти.

Жизнь, вечно обновляя себя, – вечно сама себя уничтожает и возрождает. Едва зародившись – уже идёт к своему концу – и уже готовит новое зарождение и новый расцвет новой жизни. Ибо, как сказал Гераклит Эфесский, «мир есть живой огонь, вечно угасающий и вечно воспламеняющийся».

Человеческое общество живет по тем же законам, как и вселенная. Борьба противоположных сил движет его вперёд. Борьба между новым и старым, между силами развития, силами революционными – и силами регресса, силами контрреволюционными.

Для того, кто научился видеть эту борьбу, распознавать эти силы, – общественные процессы перестают быть беспорядочной и необъяснимой сутолокой. Он понимает смысл этой борьбы и свое место в ней. Он без страха встречает бури общественных потрясений и не прячется в объятия несуществующего бога, не ищет утешения в выдуманном мире.

Наука, которая учит этому, раскрывает законы природы и общественного развития, показывает борющиеся в обществе силы, – называется диалектическим материализмом.

Тот, кто овладел этой наукой, знает – мир хорош, а место человека в нём – высоко и прекрасно. Человек – не жалкое и слабое существо, игрушка слепых и жестоких сил, у которой одно спасение – склониться к ногам ею же выдуманного бога.

Человек – сотрудник вселенной в её вечной работе, работе обновления и развития, её брат и товарищ. Но человек совершает эту работу осознанно. Если природа просто живёт по действующим в мире законам – человек способен познавать их и, опираясь на них, сознательно заниматься усовершенствованием мира.

Поэтому нам и не нужен бог, чтобы оправдать мир и придать ему смысл, – потому что для материалистов мир хорош и осмыслен, как он есть. Поэтому мы никогда не бросим человека к ногам выдуманных богов – потому что слишком высоко ставим его назначение в мире.

Оксана Снегирь

55.614292 37.473435

Здравствуйте Ангелина.

Вот смотрите вы воцерковлена стали тогда, когда заболели раком. А в болезни враг находится, потому враг он к вам доступ заимел, только тогда, когда вы изменили БОГУ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСУ ХРИСТУ делом словом и помышлением. Вы вот почитайте Иова многострадального, его бизнес его семью и его здоровье БОГ ЛЮБОВЬ защищал, потому Иов не изменял БОГУ ЛЮБВИ ни делом, ни словом, ни помышлением… Потому Иов он заболел проказой, только тогда, когда БОГ ЛЮБОВЬ ОТЕЦ решил его испытать, потому и дал возможность врагу подступится к Иову с испытаниями тела. То уже сегодня все получается по другому, закон меры работает по другому, уже в зачет берется СВОБОДНАЯ ВОЛЯ, как только мы сами своей волей начинаем изменять БОГУ ЛЮБВИ, делом словом помышлением, нарушаем законы и заповеди БОЖИИ, тем самым начинаем удалятся от БОГА и его защиты, и сразу же становимся легкой добычей для врага со всякими болезнями. Видите получается, что враг иметь к нам начинает доступ тогда когда получается, что есть на то уже наша воля, ну мы так решили, что не обязательно выполнять заповеди и законы БОЖИИ. Потому видите вы не на испытании, просто получается, что вы когда то не были христианка, потому не знали ни законов ни заповедей БОЖИИХ, потому и могли нарушить запреты БОЖИИ по незнанию, но все равно, вы кое что правильно заметили, ведь ваш настрой то на спасение, вы знаете СЛОВА БОЖИИ, вы что пишите === Посчитала, что Бог все равно не даст мне больше испытаний, чем я могу вынести === вот тут вы попали в точку, своим размышлением, видите вы тут настрой имели правильный, если бы не сбились с этой мысли, и ложили бы труды на это, то вы бы уже не болели. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он что сказал БЕРИ СВОЙ КРЕСТ. А это значит то что дается потерпеть, И СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ, что вы и стали делать, вы начали вести христианский спасительный образ жизни. А еще что БОГ ЛЮБОВЬ сказал, ЧТО БОЛЕЕ ТОГО ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПОТЕРПЕТЬ ЕМУ НЕ ДАСТСЯ и опять же вы правильную ставку сделали, что бы найти путь к излечению, потому давайте поищим, то что вы еще не поняли, и в чем ошибались, где получился у вас сбой, просто вы не увидели БОГА ЛЮБОВЬ сопровождающего вас рядом. Видите получается, и БОГ ЛЮБОВЬ так решил, что каждому из нас есть рюкзачек на каждый день с ношей, а еще в ноши есть мера. Потому вот с этим и надо разобраться в этом причина почему плодятся неприятности вокруг вас, просто то что вы озвучили, на счет того что больше не дастся, просто у вас не получилось это выполнить, СТЕРПЕТЬ СВОЮ ПЕРВУЮ БОЛЯЧКУ ДО КОНЦА. Вот смотрите, для примера, когда мы садимся за стол покушать, то мера в еде получается, что вот он наш желудок, и вместимость желудка. То уже вот он есть стол. Бывает что на столе стоит одна еда, допустим вареный картофель, садишься и наедаешься этой едой до отказа, вот она есть мера, и вот он праздник, видите уже стол изобилует, и уже на столе может быть десяток блюд, и уже что бы покушать, много блюд, то уже нужно как то спланировать свой аппетит. Ведь вместимость желудка, это есть мера, а хочется все блюда покушать, тем паче что лучшие блюда они в конце праздника бывают. То уже каждое блюдо кушаешь понемногу, как бы начинаешь управлять своими хотениями, вот и получается, ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО НАСТРОИЛСЯ НА ЕДУ, И ОБУЗДАЛ СВОЙ АППЕТИТ, то и удается все блюда покушать. Так и с ношей, хотя вы пишите что с ориентировались, что более того, что вы терпите вам БОГ ЛЮБОВЬ не даст, и это есть правильная ориентация, но видите ВАМ ВСЕ ТАКИ далось, это о чем говорит, а это говорит о том что вы не выдержали одной ноши, одной своей болезни до конца, на все сто, как бы не получили зачет по своей чаше терпения. Потому и вторая болячка появилась, а потом вылезло и пришлось терпеть, то что с сыном не порядок. Видите ваше терпение ваша ноша и мера, оно оказывается способно еще защитить сына, если знать как это делается, у христиан так ТЕРПИШЬ ЧТО БОГ ДАЛ, И ЭТО ЗАЩИЩАЕТ ХУДШИЕ НЕПРИЯТНОСТИ КОТОРЫЕ МОГУТ ПОЯВИТСЯ ЕСЛИ НЕ СТЕРПИШЬ. Как бы вот она ваша первая болячка, она защищает то что и другие болезни к вам уже не придут, и не приятности который вы может принести они тоже к вам не придут, потому что в одной болячке ваша мера. Если бы вы первую болячку стерпели на все сто, то ваша чаша была бы полна, и уже другим болезням и не приятностям с сыном нет места, ВИДИТЕ КАК ВАС И ВАШЕГО СЫНА МОЖЕТ ЗАЩИЩАТЬ ЗАКОНЫ БОЖИИ, видите уже БОГ бы своим законом запретил бы врагу, и вам давать другие болячки, БОГ ЛЮБОВЬ он бы запретил бы врагу приближаться к вашему сыну и делать его больным, получается, что первую болезнь значит вы не стерпели, на все сто, где то враг вас раскрутил на грех, и уже видите раз есть таков закон, и у вас не получилось стерпеть до конца болячку, может еще что не стерпели и в чем то ослушались БОГА, то уже получается что есть недостача в терпении смирении, то чаша как бы стала полу пустой, и в ней не оказалось меры, то видите враг он всегда у БОГА запрашивает наезд. Потому и получилась у вас вторая болячка проявилась, и не приятности с сыном, потому что одной болезни до меры не хватило потому что в чем то не стерпели, где то изменили БОГУ ЛЮБВИ делом словом и помышлением. И У ВАС НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ВОССТАНОВИТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ ЧЕРЕЗ ИСПОВЕДЬ ПОКАЯНИЕ И ПРИЧАЩЕНИЕ ПО ХРИСТИАНСКИ. Как бы вы написали, что все таки вы ропчете значит вы думаете, что все таки БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС вам дал потерпеть больше чем вы можете терпеть. НО БОГ ЛЮБОВЬ ОН СВОИ ЗАКОНЫ ВЫПОЛНЯЕТ. Просто вы еще не поняли, как несется ноша. Видите получается все как при еде за столом, только все наоборот, как бы желательно в ноши иметь что то одно, да еще то что не расстраивает, и до конца это стерпеть, тогда других блюд и болячек и неприятностей не добавиться. Да вы это поняли в начале, как надо действовать, когда ходили в церковь и причащались, но потом видите получилось, по немощи, что отступили еще больше от БОГА. Вы вот вопрос задали, что делать если потеряна ВЕРА. Вы же знаете, что вот есть ВЕРА НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ, но ЛЮБОВЬ она главней. Потому видите, а что сказано про ЛЮБОВЬ, что БОГ ЭТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ И КТО НАХОДИТСЯ В ЛЮБВИ ТОТ НАХОДИТСЯ В БОГЕ И БОГ В НЕМ. Видите вот она есть ЛЮБОВЬ и она главная и это есть БОГ и вот она есть ВЕРА И НАДЕЖДА, то это есть помошники ЛЮБВИ. А БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС он что сказал КТО ПЬЕТ МОЮ КРОВЬ И ЕСТ МОЮ ПЛОТЬ В ТОМ Я ПРЕБЫВАЮ. А это у христиан есть причащение. Видите при причащении и получаешь в сердце ДАР ЛЮБВИ, а вместе с ДАРОМ ЛЮБВИ получаешь в сердце и ДАР ВЕРЫ И ДАР НАДЕЖДЫ. Только после причащения, когда в сердце получаешь много БОГА ЛЮБВИ то уже получается, что получил силы для жизни, вы вот что пишите === Я уже абсолютно не сильная женщина… а усталая, измученная химией,=== видите вот когда вы были сильной то это есть одно состояние вашего сердца и это значит в сердце много БОГА ЛЮБВИ, а вот когда вы есть измученная усталая, то видите это уже есть другое состояние сердца, то враг мучитель в сердце оказался. Все это подтверждает то, что в сердце есть непорядок, что у вас не получается поменять состояние своего сердце, а поменять состояние своего сердца надо по христиански, в начале очистил свое сердце через исповедь и покаяние и получил БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ через причащение, вот и силы пришли. и уже у христиан после причащения и получается на все сто, когда кто обидит, то получается и подставить вторую щеку, и стерпеть, и смириться, и не дать сдачи, и все простить, до конца простить, бесконечно прощать. Видите когда христиане получают через причащение ДАР ЛЮБВИ то становятся сильными и могут с помощью БОЖИЕЙ сопротивляться врагу. Вот смотрите вы что пишите === Почти каждый день посещала службы, причащалась, === вы вот про причащение пишите, а вот про исповедь покаяние вы ни чего не пишите. Ведь причащение это и есть, то что значит получаешь в сердце ДАР ЛЮБВИ самого БОГА и врага в сердце становится меньше, и БОГА ЛЮБВИ добавляется, а раз врага становится в сердце меньше, то и болезни они отступают. Потому видите нужно что бы еще перед причащением надо очистить свое сердце, надо ведь БОГУ ЛЮБВИ дать территорию своего сердца. Потому видите бывает, что христианин, тот кто не следит за своим сердцем, и бывает что все далает правильно и ходит в церковь и молитвы читает, но видите что бы ДАР ЛЮБВИ сам БОГ со здоровьем вошел в сердце, то для БОГА ЛЮБВИ надо освободить место в сердце. Если не разбираться со своим сердцем, и не очищать его от врага от греха, то видите можно хоть каждый день ходить в церковь, и причащаться, но если место не освобождать для ДАРА ЛЮБВИ в сердце, то получается, с каким состоянием сердца пришел в церковь и вроде бы все сделал правильно, но если не очистил свое сердце перед причастием, то видите причащение это есть пустой выстрел. БОГ ЛЮБОВЬ он не может войти в сердце, потому что оно занято врагом во грехе. Потому вы вот почитайте автора БРЯНЧАНИНОВА в помощь кающимся есть такая книжеца, можете найти в Интернете, то в ней описано, чем каким поведением, своими действиями. Делом словом помышлением, нарушением заповедей ослушались БОГА ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА. Где ослушались БОГА ЛЮБОВЬ там дали врагу место в своем сердце. Ведь враг он под многим соусом может находится в сердце, вот прочтете книжецу, то может еще что в себе найдете, накопаете, может что то делаете не так, может надо привычки какие поменять и т.д. Потому и надо подать свет на врага который в сердце бывает находится еще не распознан, и вы не специалист можете непорядок и не найти, потому надо с помощью своего духовника, священника покопаться в своем сердце, и найти то чем изменили БОГУ ЛЮБВИ, и тем самым дали врагу место в сердце, и уже враг находясь в сердце наслал такую болячку. Как только вы найдете, чем вы служите врагу, ВОТ ОНА ХУЛА НА БОГА. То вы же здоровье хотите получить, то уже перестанете служить на врага страстью или нарушением законов и заповедей БОЖИИХ, то уже ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ, и уже работа священника посредника, получаете прощение от БОГА имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА и сердце оно очищается, враг он не любит свет, потому видите на исповеди и покаянии вы уже может получить облегчение. Видите если этой работой займетесь, то видите если вы будете почаще проходить исповедь покаяние и причащение, будете принимать БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ В СВОЕ СЕРДЦЕ, А ЭТО ВЕДЬ ЕСТЬ ТАБЛЕТОЧКА БОЖИЯ, КОТОРУЮ ВЫ СЕЙЧАС НЕ ПОЛУЧАЕТЕ, А ЭТА ТАБЛЕТОЧКА, ПЛЮС ЛЕКАРСТВА ЗЕМНЫХ ВРАЧЕЙ И ДАСТ ВАМ ЗДОРОВЬЕ, то так постепенно вы свое сердце очистите, и постепенно, СВОИМИ ТУДАМИ, много территории отдадите БОГУ ЛЮБВИ. Как бы видите многострадальный Иов он когда был в безопасности, когда не изменял БОГУ ЛЮБВИ ни делом ни словом ни помышлением. Иов он был на испытании, то уже БОГ он решал, когда врагу дать подойти с испытаниями и пришло время когда Иов он выдержал испытания, то видите враг запретил болезни а значит врагу быть в теле Иова. Как бы видите то что вы написали. То видите если это принять как за испытание БОЖИЕ, то видите у вас не получилось выдержать, вы и пишите === Сейчас меня как отрубило… я НЕ ХОЧУ читать молитвы. Я ропщу на Бога. Не понимаю, зачем он мне дал столько испытаний, что хватило бы на 4-х. === видите вы не на испытании, просто есть грехи, где то вы грешите, и не поймете через что враг к вам имеет доступ, а враг он через грех имеет к нам доступ, потому надо выбираться из этого состояния именно тем путем, который у вас получался в начале, но видите в начале что то вы делали не так, потому что у вас не получалось поменять состояние своего сердца на все сто через христианские труды, ПОТОМУ И БОЛЯЧКИ И НЕПРИЯТНОСТИ ПРИБАВЛЯЛИСЬ, а это и значит, что у вас не получалось именно очистить свое сердце, и это есть слабое звено, а вот причащаться получалось, а раз болезнь полыхает, значит врага в сердце не убавилось, а прибавилось, потому что получилась добавка в болезнях и неприятностях, и БОГА имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУСА ХРИСТА стало меньше, потому это видно и по вашему настроению. Вы и сами понимаете что удалились. Потому держитесь в намерениях вести христианский спасительный образ жизни, и не сдавайте свою свободную волю врагу в этом, этим дадите БОГУ ЛЮБВИ вас взять за руку и повести в церковь поменять состояние вашего сердца, то что вы тут это уже вас БОГ ЛЮБОВЬ хочет просветить и направить вас на БОЖИИ пути, ВИДИТЕ БОГ ЛЮБОВЬ ОН ВАС СОПРОВОЖДАЕТ, ВЫ ВЕДЬ ПОПАЛИ ТУДА, ГДЕ ВАМ ХРИСТИАНЕ МОГУТ ЧТО ТО ПОДСКАЗАТЬ, КАК МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ БОЖИЮ, ПОТОМУ ВОТ ОНА ЕСТЬ НАДЕЖДА ПОСЛАННАЯ ВАМ БОГОМ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ. Нужна исповедь нужно покаяние, и нужно причащение, в этом вам надо разобраться, нужно перестать изменять БОГУ ЛЮБВИ делом словом и помышлением, сейчас вы свои грехи видите,.вы четко их описали, ===Я ропщу на Бога. === может и тогда, когда и в церковь ходили и причащались, это же было, но больше не видимо, промелькнула мысль и все, и враг он был вами не распознан, и вы не понимали в чем грешите, то видите уже сегодня это место видно отчетливо, как бы болезнь полыхает, ДУМАЕТЯ ЧТО ВАМ БОГ ПОКАЗАЛ ВАШ ГЛАВНЫЙ ГРЕХ через что враг занимает много места в сердце, и вы свой грех обозначили, и не вооруженным глазом поняли чем грешны, вот с этого и начните свою исповедь и в этом и покайтесь, чем грешите пред БОГОМ. То что вы написали в конце, то это говорит о том, что вы как бы остановились, и перестали вести христианский спасительный образ жизни, а остановились тогда когда в сердце оказалось много врага, много греха и мало БОГА ЛЮБВИ. Потому НУЖНО ПОКАЯНИЕ И НУЖНО ПРОЩЕНИЕ БОЖИЕ. Потому видите надо срочно менять состояние своего сердца, и уже если в сердце будет много БОГА ЛЮБВИ то и здоровье ваше пойдет на поправку. Вы вот что пишите === Не понимаю, зачем он мне дал столько испытаний, что хватило бы на 4-х.=== видите все таки в том что вам приходится терпеть много болячек и плюс болезнь сына, то видите в этом есть ваша мера, вы же это знаете. Просто получается что кушаете много блюд, и на все что дано потерпеть, одна мера. БОГ ЛЮБОВЬ он рядом, и всегда старается дать много ни чего не значащего потерпеть. Потому начните терпеть, все что даст вам БОГ. Заполняйте свою чашу терпения, другой пищей. Той которая вас не расстраивает, но дается БОГОМ через это много потерпеть, и тем заполняет вашу меру, и уже то что вы не хотите терпеть, а это ваша болезнь и здоровье сына, этому уже не будет места в вашей чаше в вашей мере, в вашем рюкзачке. Вы увидите что закон БОЖИЙ в мере потерпеть, он работает, только надо следовать за ХРИСТОМ со своей ношей, терпите все в подряд ни чего не значащее, но посланное вам БОГОМ ЛЮБОВЬЮ потерпеть, в этом будет вам еще помощь БОЖИЯ и не забывайте, что надо работать со своим сердцем так как это делают христиане. Видите мы с вами поговорили о том о чем вы сами написали, вас БОГ ЛЮБОВЬ он ведет, можно сказать вам БОГ все вам ложит правильно на сердце, все эти ваши размышления на счет меры на счет ноши, все это есть путь к БОГУ, надо вам понять, как может БОГ вам помочь, только вы это пока не поняли, потому видите кое что с вами разжевали. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ он рядом с вами надо перестать переживать. БОГ имя которому ЛЮБОВЬ ИИСУС ХРИСТОС хочет что бы вы его поселили в своем сердце большой силой, и у вас будет все хорошо.

Простите.

БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте Ангелина.Вот смотрите вы воцерковлена стали тогда, когда заболели раком. А в болезни вр..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Мне хотелось бы в качестве минимальной цели немного воодушевить здесь присутствующих по поводу духовных кризисов. Что это тяжело, это больно, раз есть эти переживания. Но без этого никак нельзя. И это дает по большому счету возможность приобретать все то, о чем говорилось во всех предыдущих выступлениях. Потому что кризис – это возможность . Все, что вообще у нас есть, развивается при помощи кризисов: наша личность, отношения с другими людьми, наше мировоззрение. То есть кризис – это возможность за короткое время получить качественный скачок, получить радикальные изменения. Только это дает нам шанс перейти на более высокую ступень развития. Но гарантии не дает. И, собственно, в каждом кризисе у нас есть опасность вместо того, чтобы пережить его и подняться, либо зависнуть в своих переживаниях, либо провалиться в бездну отчаяния.

Польза кризиса

Чем полезен кризис? Во-первых, это самый лучший и самый быстрый способ разрушить установки, привычки, ограничивающие наше развитие. В кризисе всегда какая-то часть нас умирает. Это такая маленькая смерть. Но умирает то, что уже мешало, умирает то, что уже отжило. Кризис повышает осознанность. Подталкивает нас к выбору жизненных стратегий. Многие люди с трудом делают выборы, откладывая их на потом, или перекладывая на кого-то ответственность. Но иногда в нашей жизни бывают ситуации, когда уклониться нам никак нельзя.

И, наконец, кризисы не возникают просто так. Им предшествует долгий скрытый период, когда у нас нарастают внутренние конфликты, которые мы стараемся не осознавать, не замечать, не сознаваться в них даже самим себе, скрывать их от окружающих. И в какой-то момент, когда этот конфликт становится невыносимым, как нам кажется, все рушится, земля под ногами зашаталась, непонятно, чему в этой жизни доверять, может быть, все, во что мы верили, кажется нам неправдой. Но после этого периода растерянности, страдания, иногда даже отчаяния, мы обнаруживаем, что конфликт, к которому нас кризис привел, в процессе переживания разрешился. То есть это, как гроза. Нагнетается-нагнетается, и вот: гром, молния, и потом воздух чист и свеж.

Кризисов бывает много разных. Бывают возрастные, бывают личностные. В чем же особенность духовного кризиса? Во-первых, он посягает на саму основу нашего бытия. То есть мы теряем свою мировоззренческую основу. Мы перестаем понимать смысл жизни. Не могу сказать, что мы его понимали до этого, но в спокойные периоды нашей жизни у нас есть все-таки некое ощущение цели, смысла, которое в моменты духовных кризисов кажется нам неправдой. Иногда оно неправдой и оказывается. Иногда это проявление отчаяния и кризис просто помогает нам очистить наше понимание от всей шелухи, мусора, предрассудков, чужих или собственных нелепых мнений, которые затмили наш смысл так, что он перестал нас вдохновлять.

Особенности духовного кризиса. Кадр из презентации

В духовном кризисе приостанавливается наша духовная жизнь. Мы чувствуем повреждение процессов духовного поиска, у нас возникает ощущение, что мы куда-то шли-шли-шли, и вдруг дорога исчезла. Или там, на палубу вышел, а палубы нет. Но это помогает нам собраться, помогает нам быть более бдительными, помогает нам более трезво посмотреть, прежде всего, на самих себя и на окружающую реальность. И эта приостановка бывает очень полезна для того, чтобы исправить свои пути. Ну и наконец, особенность духовного кризиса верующего человека: если кризис переживает человек верующий, весь его предыдущий религиозный опыт обесценивается. Подчеркиваю, мы говорим об одном аспекте этой обширной темы: духовные кризисы тех, кто ощущает себя верующими, и именно христианами. Потому что какие-то духовные кризисы переживают эзотерики, какие-то духовные кризисы переживают люди с неопределенным представлением о том, что есть некая «высшая сила», но давайте будем говорить о том, что объединяет нас с вами.

И этот кризис приводит к отказу вообще от каких бы то ни было религиозных практик, иногда приводит к их переосмыслению.

Последствия кризиса

Как только мы теряем почву под ногами, как только наше мировоззрение рухнуло, из-под него вырывается экзистенциальная тревога. То есть четыре самых сильных страха нашего существования – это смерть, свобода, одиночество и бессмысленность подкарауливают нас всегда. И, собственно говоря, тот ужас, который в совокупности создается, когда мы оказываемся с ним лицом к лицу, побуждает нас быстренько искать новые смыслы.

Чему они противостоят? Смерть оспаривает наше желание быть. То есть иррациональный страх небытия подрывает саму основу нашего существования, делая его ненадежным, делая его случайным. И непонятно, то ли он есть, то ли нас уже нет.

Свобода. Ну, всегда говорится: «Свобода — это так замечательно, к свободе надо стремиться». Почему же это страх? Потому что всем нам необходима хоть какая-то предсказуемость мира. Всем нам необходима структура. И большую часть жизни мы живем с ощущением, например, если мы верующие люди, что Господь мудро создал этот мир, что Промысл Божий о нас так или иначе нас ведет, понимаем мы его или не понимаем, что мы в этом мире, во-первых, отвечаем не за все, а во-вторых, мы являемся частью некоего Великого Плана, некоего большего целого. Но когда мы чувствуем экзистенциальный страх свободы, тут как раз возникает ощущение, что нет никакой структуры, что мы идем, как по канату над пропастью, и все, что с нами случится, зависит только от нас. И мера ответственности может оказаться непосильной.

Одиночество в экзистенциальном смысле – это чувство собственной изоляции. Мы одинокими рождаемся и одинокими уходим из этого мира. В обычные периоды нашей жизни мы это закрываем потребностью контакта, потребностью в защите, в привязанности, в принадлежности к чему-то большему. Но в кризисные моменты нашего существования мы чувствуем, что на самом деле между нами и ужасом бытия, когда там нет Бога, там нет ничего. Мы оказываемся наедине с бездной. Ну и наконец, когда мы теряем прежние духовные смыслы, мы чувствуем полную пустоту жизни, потому что потребность в цели и смысле тоже составляет основу человеческого существования.

Причины кризиса

Почему же с нами это происходит? В каких ситуациях это происходит? Очень распространенная причина – это крушение иллюзий. Прежде всего, иллюзий о себе. Мы часто, я бы сказала, почти все время, и дай нам Бог хотя бы до смерти от этого избавиться, воспринимаем себя мифологически. Мы считаем себя «кем-то». Мы видим в себе возможности, дарования, у нас есть некие притязания. У нас есть определенное ощущение собственной ценности более-менее адекватное, или совсем неадекватное. Но так или иначе какие-то иллюзии о себе всегда накапливаются. И в моменты кризисов весь этот ворох иллюзий разваливается. И мы вынуждены, с одной стороны, собирать себя заново, а с другой стороны — вспоминать о том, кто же мы такие есть на самом деле. А может быть, не вспоминать, а понимать, постепенно осознавать.

Крушение иллюзий о Боге. Нередко образ Бога искажен. То есть мы — вроде бы верующие люди, мы верим в Бога. В какой-то момент может возникнуть ощущение: «А где же мое богообщение? Где же та самая любовь Божия, о которой все рассказывают? Я двадцать лет молюсь в пустоту, я ничего не слышу, мне с той стороны не отвечают. И вообще, неизвестно, есть Бог или нет». Или наоборот: «Я тридцать лет боялся Бога, но вот я понимаю, что один мой поступок ужаснее другого, но, почему же Он меня не поправляет, почему же Он меня не останавливает?». На самом деле в такие моменты нередко человек понимает, что он поклонялся не Богу. Он поклонялся действительно некому идолу, которого придумал, которого он поставил на место Бога. Это страшное переживание, но в духовном смысле оно бывает полезно.

И, наконец, крушение иллюзий о Церкви. Потому что есть ожидание, что мы придем в некое прекрасное место, где все друг друга любят, где уже рай, а практически все разбивается о церковные реалии. И с этим переживанием тоже приходится справляться.

Другой группой причин являются события, существенно изменившие нашу жизнь. Это реальный личностный кризис, который повлек за собой кризис духовный. На первое место я поставила смерть близких, потому что это всегда момент переосмысления собственной жизни тоже. И очень часто, особенно когда смерть близких внезапна, при трагических обстоятельствах, когда умирают дети, люди чувствуют, что всё. Верили они, надеялись, молились, но вся надежда обратилась в прах. Соответственно, всё, что было прежде, обесценилось. Равно как собственная тяжелая болезнь, особенно болезнь, опасная для жизни или неизлечимая, или внезапная инвалидность заставляет человека чувствовать свою хрупкость, уязвимость, и что жизнь устроена совсем не так, как он думает. То есть надо что-то менять. Когда человек теряет дело жизни, когда с ним происходит разные неприятности, связанные с его профессиональным призванием, на этом была основана его самоидентификация, связанная с предыдущим, и вдруг она рухнула. И надо с этим что-то делать. Единственное, что с этим можно делать, это понять: а как теперь жить по-другому, и понять смысл произошедших трагических событий.

Изменение материального уровня, сразу хочу сказать, как в меньшую, так и в большую сторону. Внезапное обнищание и внезапное богатство в равной степени разрушительны для духовной жизни. В равной степени ставят нас перед угрозой духовного кризиса. И отношения с другими людьми. По причине недостатка места я указала только предательство, но на самом деле это и какие-то серьезные обиды, то есть когда наше доверие обмануто самым жесточайшим образом. И это ставит под сомнение наше доверие во всех остальных аспектах нашего бытия, особенно когда действительно все наши упования сосредоточили на чем-то одном, и вдруг это не сработало.

Ну и наконец, иногда бывает так, точнее, это бывает довольно часто, что кризис к нам подкрадывается постепенно. Как та самая лягушка в кипятке, которую положили в холодную воду, медленно нагревали, и, наконец, она сварилась, не заметив того момента, когда надо было выпрыгивать.

Очень часто, если мы говорим о нашей православной среде, причина духовного кризиса, во всяком случае, субъективно так воспринимается, это разного рода негативные явления церковной жизни. Практика не соответствует учению, ожидали одного, получили другое. Это уже не разочарование в церкви, как в неком институте земном, или даже в богочеловеческом организме, это конкретная обида, что вот у нас есть это плохо и то плохо. И поэтому надо отсюда уходить. Причины бывают не только внешние, но и внутренние. То есть ложное понимание духовной жизни. То есть человек выстроил себе некое такое, может быть, авторское православие, может быть, их там целая группа товарищей таких, а может, у них такой духовный учитель. И в какой-то момент становится ясно, что это все было ошибкой, многое было ошибкой. Тут в наибольшей опасности находятся люди с некритичным мышлением и с таким буквализмом веры. Пример: если человек буквально верит в Шестоднев, то, столкнувшись с убедительными для него доказательствами эволюционной теории, он теряет веру полностью. Не в Шестоднев, а он теряет веру совсем. То есть чем жестче наша система убеждений, чем она ригиднее, тем разрушительнее любые удары по этой системе убеждений. Критическое мышление очень защищает от таких прискорбных в духовном смысле обстоятельств.

И, наконец, традиционно, мы об этом скажем чуть позже, но часто говорится: «Если у человека духовный кризис, значит, у него есть нераскаянные грехи», что, с одной стороны, часто именно тем человеком, который в кризисе отвергается, это воспринимается как «сам виноват», но с другой стороны, из святоотеческих творений, да и из собственного опыта зачастую, если мы честно его анализируем, мы знаем, что нередко так оно и бывает. И именно кризис позволяет нам это заметить. Опять же, чем он полезен.

Ну и наконец, системный конфликт, то есть конфликт отношений, конфликт понятий. Любое противостояние со значимыми для нас людьми, или любое противоречие между семьей и верой, между работой и семьей, затяжные противоречия загоняют нас в тупик.

Этапы духовного кризиса

И как же разворачивать процесс переживания духовного кризиса? Как я уже сказала, внутренние противоречия нарастают, но мы изо всех сил стараемся этого не замечать. Но мы этого не замечаем умом. А сердцем мы это чувствуем. То есть эмоциональная нестабильность. Нам становится все хуже, но интуитивно понимая, что вот сейчас зашатались сами основы нашего существования, мы этим изменениям сопротивляемся. Очень часто момент кризиса оттягивается насколько это возможно, и чем больше мы его оттягиваем, тем жестче потом переживание второго этапа именно разрушение мировоззрения, представлений о себе.

Второй этап очень болезненный, потому что максимальное страдание как раз приходится на него. Мы осознали, что нам ничего не удалось удержать, мы осознали, что все, мир никогда не будет прежним, и мы сами никогда не будем прежними. Может быть, в этот момент мы чувствуем, что мы потеряли веру. Или, может быть, мы чувствуем, что веру мы не потеряли, но мы ничего и не знаем ни о себе, ни о Боге, ни об этой жизни. Мы голы и на шатающейся земле, и нам надо как-то из этого выбираться. Поэтому естественно здесь страдания, растерянность, здесь много страха, здесь утрата смысла, и пока еще мы не настолько приняли это состояние, чтобы начать этот смысл искать, это у нас еще впереди.

Но никакое страдание не продолжается вечно, и в какой-то момент наступает пауза, когда мы уже привыкли к тому, что мы оказались в ситуации полной неопределенности в духовном смысле, но понимаем, что раз старые модели не работают, а новые еще не сложились, не созданы, нам надо вообще-то приложить некое волевое усилие для того, чтобы из этого кризиса выходить. То есть мы включаем критическое мышление в данной ситуации по максимуму. Если в данный момент мы способны на молитвенное усилие, соответственно, тоже призываем помощь Божию. Основная задача – поставить правильные вопросы. Это переоценка ценностей. Пусть у нас не будет ответов, главное, чтобы вопросы были правильные. И это нам позволит перейти к переосмыслению и созиданию. То есть когда из обломков нашего прежнего мировоззрения, а может быть, из той пыли, в которую оно превратилось, вдруг выкристаллизовывается новое понимание. Мы видим свет в конце тоннеля, выход из тупика, понимаем, как нам надо менять свой образ действий. Понятно, что эти изменения не мгновенно происходят, но, по крайней мере уже наметилось направление.

Сразу хочу сказать, что автоматически этот процесс не происходит. При патологическом переживании духовного кризиса можно зависнуть на каждой из этих стадий, включая первую. То есть если вдруг кто-то из вас сейчас сидит и думает: «Ну, слава Богу, в моей жизни не было никогда никаких духовных кризисов», знаете, у меня для вас плохая новость. Значит, вы неизвестно сколько лет пребываете в состоянии нарастания внутренних противоречий и сопротивления изменениям. Потому что даже если мы вспомним аскетику, что при духовной жизни сначала благодать нам дается, потом мы ее теряем, а потом, пройдя трудный путь, и обретя смирение, мы ее возвращаем. У кого-то на это уходит вся жизнь, но по большому счету тоже описывается ситуация духовного кризиса.

Ну и по опыту многих из нас, мы можем этот цикл в своей жизни повторять неоднократно. То есть в какой-то момент мы чувствуем, что эту благодать мы уже вернули, а потом опять мы ее теряем, расслабившись. И потом, когда у человека есть некий опыт, ему хотя бы не страшно. Он знает, что это разрушение мировоззрения не является необратимым, что это наступил период такого переформатирования собственной личности, избавление от всего лишнего.

Как помочь человеку в кризисе

И как же человеку помочь в переживании духовного кризиса? Слава Богу, на самом деле в этом мире мы не одни. Даже если мы остро чувствуем экзистенциальное одиночество, высока вероятность, что рядом с нами есть наши близкие, есть собратья и сестры, конечно же. Есть пастыри. И редко так бывает, чтобы совсем у всех совпало состояние кризиса в один и тот же момент. Кто-то чувствует себя более устойчиво, именно в этот момент. Я не говорю, что он прав. Мы до конца никогда не знаем, кто прав, кто не прав. Мы все знаем какую-то правду, никто из нас не знает истину. Но эмоциональная устойчивость помогает человека в кризисном состоянии просто поддержать, потому что все, что мы можем дать человеку, это немножко ресурсов для того, чтобы справиться с экзистенциальными угрозами. Чтобы он не чувствовал себя одиноким, чтобы он не чувствовал себя потерянным. Чтобы он чувствовал элементарно, что тот есть рядом, кто (неразб.). То есть эмоциональная поддержка, принятие на первом месте. Потому что слова в этот момент будут пониматься трудно, или вы будете говорить одни и те же слова, вкладывая в них разные смыслы.

Второе. Поддержите его рефлексию, помогите ему выбраться из состояния полного краха к попыткам нащупывать выход из тупика. Тут очень важно выслушивать, беседовать, делиться каким-то своим опытом, но делать это не назидательно, а максимально недирективно. Любое давление в этот момент вгоняет человека в еще более жесткий кризис. Можно обсуждать (неразб.), но к пониманию можно предлагать какие-то свои идеи. Но эти идеи не должны звучать так: «Ну, у меня такое было, я тоже так же сомневался». То есть не обесценивать его страдания, не обесценивать его мысли, не обесценивать его интуицию. Потому что вы не можете знать, насколько для него это важно, насколько для него это больно. Соответственно, когда мы сами оказываемся в духовном кризисе, нам хочется куда-нибудь забиться и это переждать. Но стараемся все-таки не забывать, что мы на этом свете не одни, и не отказываться от помощи, поддержки тех, кто рядом, а это не так просто – найти в себе силы за ней обратиться. И я уже слегка забежала вперед.

А как нам помешать человеку выйти из кризиса? Ну, во-первых, начать его осуждать. Обвинять в бездуховности, говорить ему: «Сам виноват», «Это тебе все по грехам», «Да это потому что ты такой-то и такой-то». Очень вредно называть единственно верное мнение. Не важно, он оказался в этом кризисе именно от этого мнения, или от какого-то другого, потому что в этом состоянии человек как никогда остро понимает, что все мнения субъективны. Он это просто кожей чувствует. Вот это ощущение нестабильности как раз заставляет очень-очень критически прислушиваться к любым безапелляционно высказываемым мнениям.

Отказ от общения, отчуждение. Сказать: «Ну ладно, ты там со своими сомнениями разберешься, тогда приходи. Мне тяжело с тобой разговаривать». Все, вы его толкнули в одиночество.

Пути выхода из кризиса

Понятно, что выходов из духовного кризиса, этого переосмысления и переоценки ценностей, и итогового нового мировоззрения, пожалуй, может быть три варианта.

Во-первых, как хороший вариант, если кризис связан с нашей верой, мы можем переосмыслить традицию, мы можем переосмыслить свои убеждения, мы можем избавиться от всего наносного, от всего лишнего, от всего суеверного, от предрассудков, от сомнительных, пусть даже распространенных мнений. И по большому счету, укрепить свою веру. Прийти к более глубокой, более искренней вере.

Второй путь – это расцерковление. Человек отказывается от религиозной практики, не отказываясь от веры. Например, он начинает (неразб.) и искать альтернативные пути.

Ну и наконец, вариант самый жесткий. Это полное разочарование, потеря веры. Как в мягком варианте: «Я – агностик, и думать об этом не хочу», так и в варианте такого воинствующего невротического атеизма. Как человек посвящал себя религии, так и с той же страстью посвящает себя борьбе с религией годами.

Почему же так происходит? А происходит так потому, что обычная, сложившаяся уже церковная традиция построена на действиях, препятствующих выходу из кризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения, или высказывает какие-то альтернативные идеи, начинает интересоваться чем-то не совсем соответствующим церковному пониманию, первое, с чем он встречается, это осуждение. Дальше его пытаются либо перевоспитать, либо сразу анафематствуют. И фактически, люди, которые действуют в такой парадигме, подталкивают тех, кто оказался в кризисе к самому жесткому варианту выхода из кризиса. Особенно в тех случаях, когда критическое мышление до этого не было сформировано, и это так сказать, первые шаги критически переосмыслить. То есть первые шаги в духовной трезвости, если говорить в духовных категориях.

А во-вторых, они подталкивают и самих себя к тому, чтобы еще жестче сопротивляться изменениям. То есть фактически они препятствуют собственному пониманию, собственному осознанию. То есть у того, кто попал в кризис, шанс есть. Да, пусть через мучения, но прийти к какому-то более глубокому пониманию, и в итоге, к более глубокой вере. Потому что ни одно наше духовное состояние, пока мы живы, не является окончательным.

Как изменить духовную практику в Церкви, чтобы помогать людям выйти из кризиса?

И поскольку времени у нас совсем не осталось, вопрос. Но это, скорее, к размышлению. Как вы думаете, мы с вами как члены Церкви могли бы эту ситуацию изменить для того, чтобы духовный кризис в нашей с вами Православной Церкви был (неразб.). Для каждого из нас, поскольку каждый из нас периодически в нем оказывается. Он может быть очень сильным, он может быть сглаженным, но, тем не менее, это происходит. Чтобы духовный кризис был для нас не риском в искушение нашей веры, а поводом для того, чтобы близкие нас в этом состоянии поддержали, укрепили, и чтобы это действительно послужило в конечном итоге укреплению нашей веры. Но, вы знаете, поскольку времени нет, я этот вопрос задам нашим уважаемым владыкам, поскольку именно от «князей Церкви» мы ждем указаний, как нами изменить нашу церковную практику для того, чтобы люди, оказавшиеся в духовном кризисе, получали не осуждение и выталкивание и подталкивание их к уходу, к разрушению веры, а поддержку, которая бы им помогла переосмыслить все и свою веру углубить?

Епископ: Наталья Станиславовна, основной пафос ее выступления был направлен на то, чтобы помощь была прежде всего от церкви. Чтобы церковь изменилась. Я так понял из ее выступления.

Вопрос был, как мы, каждый из нас как член Церкви…

(неразб.)

Епископ: Первый вариант, который мне приходит в голову, — это самому начать, с самого человека, который таким кризисам подвержен. Потому что сразу образовать так всех священнослужителей, всех мирян, которые в церкви у нас есть, чтобы они понимали, что у каждого человека обязательно бывают кризисы, что они имеют вот такой вид, они имеют вот такое проявление, что вот таким образом можно человеку помочь… Такой, скажем, ликбез сделать, да еще (неразб.), чтобы они какие-то навыки практические получили, начиная с епископов, заканчивая людьми церковными… (неразб.)

Так вот, первое, на мой взгляд, что можно сделать (неразб.), это самому человеку очень хорошо понять, что с ним происходит, что с ним может происходить. Начни с себя (неразб.). Ты виноват, в том, что с тобой происходит, ты сам в этом виноват (неразб.).

Есть объективные какие-то законы состояния человеческой души. Есть объективные этапы его церковного пути. Чтобы здесь не споткнуться, (неразб.) нужно просто их знать.

Потом, вы знаете, мне кажется, что основная техника безопасности (неразб.) и личный мой опыт, и опыт тех людей, с которыми я соприкасался, нужно очень хорошо понимать, что такое Церковь, и для чего ты туда пришел. Я в своей жизни в Церкви встречался с очень разными людьми, очень. И с разными ситуациями (неразб.). Но ни разу, никогда в жизни никакая ситуация, никакая не заставила меня усомниться, что то, что я в Церкви нахожусь – это правильно, что я правильный путь избрал. Может, я такой упертый, упрямый… Я упрямый. (неразб.) Я прекрасно понимаю, что Церковь мне может дать спасение, в Церкви для этого есть все. Мне ничего не мешает спастись. В Церкви есть таинства, в Церкви есть богослужения, в Церкви есть творения святых отцов. Если тебе нужно личное общение, я могу тебе (неразб.).

Все, что встречается против этого, на меня никогда не производило никакого впечатления. Потому что я знал, что это не в Церкви, а вне Церкви (неразб.) меня это мало касалось. Нет-нет, касалось! Конечно, касалось! Я должен был это преодолевать, бороться как-то, что-то там делать для того, чтобы как-то обойти, особенно, когда архиереем был, потому что (неразб.) обязан был как-то справляться с этим. Наталья Станиславовна уже много лет со мной контакт поддерживает, и знает, о чем я говорю. Но как-то никакого абсолютно воздействия в плане колебаний, на меня это не оказало. Вот есть Церковь, и я (неразб.). Все остальное (неразб.) Вот, понимаете, как-то так. Мне ничего в Церкви не мешает спастись. Абсолютно ничего. Поэтому мне кажется. первое – знания человека. Человек должен знать, что у него есть такие периоды, должен знать, как они проявляются, должен знать, как (неразб.). Потому что предупрежден – значит вооружен. И второе, не путать то, что не есть Церковь и Церковью. Да, батюшка встретился, поп-пьяница. Но это не значит, что Бог (неразб.).

Это не значит, что Церкви нет, что из нее надо уходить. Не общайся с этими людьми! Не ходи в этот храм, если вдруг он тебе чем-то не понравился.

Н.С.: Владыка, извините, но некоторые под «не общайся с этими людьми» понимают, например: «уходи из этой церкви в какую-нибудь другую». «Не общайся со всеми этими людьми, это ложная церковь, а где-то там…».

Епископ: Для того чтобы сделать такой вывод, нужно пообщаться со всеми православными людьми всей Русской Православной Церкви, убедиться, что все они – вот такие. Тогда — уходи. Нужно со всеми пообщаться, вплоть до Святейшего Патриарха. И увидеть, что все они такие – тогда уходи. С кем же общаться тогда? Но я бы и в этом случае остался.

Н.С.: От себя могу добавить, что у меня были очень жесткие периоды сомнений, но я себя утешала этой известной историей Боккаччо про то, как еврей крестился, что «раз все так плохо, а все равно церковь растет и укрепляется, значит, Дух Святой ее поддерживает».

Епископ: Наверное, и так можно себя утешить.

И пять минут вопросов. Потом надо будет уже уходить, кончается наше время в этом зале.

Я вспомню свой опыт хождения в церковь. Я в Мурманской области был на службе, и не было священника, чтобы меня научить, и я стал читать книги православные. И вот, пришел потом я (неразб.) приехал в Омск, и захожу в церковь, чтобы подать записку. И слышу, мне советуют: «Ты к этому батюшке записку подавай, а к этому не подавай». Я удивился: при чем здесь батюшка вообще? Я же Богу записки подаю! Может быть, батюшка даже не прочитает эти записки, но Бог-то видит, что я эти записки хотел подать, Он и прочитает. Бог не такой, чтобы зависеть от священника. И в этом смысле как раз и не возникало каких-то… Ну, я не видел каких-то сверхъестественных людей, и более того, как священник исповедую больше двадцати лет, и будучи духовником епархии, исповедовал священников, и никаких иллюзий по поводу жизни священников у меня не возникало. Но я никогда не переставал… Я смотрел всегда вверх, и (неразб.) бесовские нападения, проявления… Но у меня никогда не возникало (неразб.) трепета, благоговения, или радости общения с этой душой грешной, которой хочется очиститься от греха, хочется соединиться с Богом, она барахтается, всплывает, тонет, опять всплывает… Вот это поразительная жажда души к Богу, хоть священников немощных, хоть прихожан немощных, это некое таинство.

Ну и о кризисе если говорить, то Достоевский коротко и просто сказал, что «дьявол с Богом борются, а поле битвы – сердце человеческое». Вот женщина приводила пример, это обыкновенный случай так называемых «хульных помыслов». Когда человек (неразб.) к Богородице, к кому-то еще. Это просто хульные помыслы. Поэтому, как на огороде сорняки полем, а хорошее растение оставляем. Ну и Церковь – это воинство, Церковь – это врачебница, где постоянно с болезнями борются. Церковь – это школа, где приобретая знания, борются с неграмотностью. Поэтому само по себе явление кризиса, упаси Боже нас предполагать, что есть такие кризисы, которые нельзя человеку победить! Это уже хула на Духа Святаго, и хула на самого человека. Это ни знание Бога, ни знание человека. В этом хотелось бы остаться, чтобы кризисы у нас понимали, как крестьяне видят сорняки…

Я теряю веру в Бога. Я знаю, что это грех, но у меня все чаще и чаще появляются сомнения о том, что Господь есть. Я очень снова хочу поверить в Бога, но не знаю, как быть... Я все равно обращаюсь к Богу, но перестаю чувствовать.

Уважаемая Малика, «вера усиливается молитвой. (…) Будем просить Христа прибавить нам веру и умножить ее. Чего попросили у Христа апостолы? «Умножь в нас веру». (…) Мы просим у Бога прибавить нам веру не для того, чтобы творить чудеса, но для того, чтобы больше Его возлюбить» (старец Паисий Святогорец . Слова. Том II. Духовное пробуждение).

В Евангелии отец бесноватого отрока воскликнул: "Верую, Господи, помоги моему неверию!" - и произошло чудо исцеления его сына. Необходимо и нам так молиться, просить о чуде исцеления нашей души, читать Евангелие и помнить, что даже если Господь и медлит с ответом - это для нашей же пользы.

Хорошо, что даже в минуту сомнений Вы продолжаете обращаться к Богу. Многие пишут о том, что Господу еще дороже те наши молитвы, которые мы обращаем к нему в моменты душевной сухости, чем в минуту Им же посланного горения веры. Поэтому не отступайтесь. Наша вера истинная. Вспомните о тысячах святых. Эти люди имели личный опыт общения с Христом, многие пожертвовали своей жизнью ради Христа, претерпевали страшные мучения. Неужели все они заблуждались в своей вере? Вспомните о пророках, которые за много сотен лет до воплощения Спасителя говорили о Нем с необыкновенной точностью: пророк Захария назвал сумму, за которую будет предан Христос; а Царь и Псалмопевец Давид в своем мессианском 21 псалме подробно описал то, что Господь наш пережил на Кресте, даже о жребии, который бросали об одежде Христа, в этом псалме написано.

Горячая неустанная молитва, чтение Священного Писания, участие в Таинствах Церкви, прежде всего, в Таинстве Покаяния и Таинстве Причащения избавят Вас от сомнений и помыслов неверия. Вспомните и о том, что: «вера без дел мертва» (Иак.2:20) , потому творите и дела милосердия, оказывая нелицемерную любовь к ближнему.

Предлагаю Вам также слово митрополита Антония Сурожского, которое так и называется «О сомнении »:

Часто верующие пугаются сомнения. Им кажется, что усомниться - это уже изменить. На самом деле это далеко не так. Сомнение появляется у человека тогда, когда однообразность, односторонность его мировоззрения сталкивается с новыми фактами, - фактами, которые ему представляет жизнь, внутренний и внешний опыт. И человек должен бы хвататься за сомнение как за одну из самых творческих возможностей внутреннего, умственного и душевного, роста. Усомниться вовсе не значит поставить истину под вопрос, - это значит ставить под вопрос свое очень ограниченное представление об истине. И в этом отношении всякий человек, который не согласен отойти от раз принятых представлений, будь он материалист или верующий, с одной стороны, будет дрожать при мысли о сомнении, а с другой - никогда не перерастет своей ограниченности.

Когда ученый, исследователь построил на основании всех существующих фактов теорию или мировоззрение или гипотезу, если он добросовестный человек, если он хочет прогресса науки, а не прославления своего имени, он сразу же принимается за критику своего же мировоззрения или гипотезы и за дальнейшее исследование. И цель его именно в том, чтобы обрести новые факты, которые поставят под обстрел его собственную теорию; иначе сказать, родят сомнение, т.е. двойственность в отношении к существующему мировоззрению. И когда он такие факты находит, он с радостью в них углубляется, потому что тогда, когда рухнет прежняя гипотеза, откроется возможность построить более истинное представление о вещах. В этом отношении сомнение ученого точно такое же творческое, как сомнение верующего, и наоборот: потому что предмет сомнения, которое входит иногда в душу верующего, вовсе не Бог, не истина, а ограниченное о них представление. И поэтому сомнение является одной из самых сильных творческих сил внутреннего роста и познавания мира как видимого, так и невидимого.

Обширную книгу о вере и сомнении написал также митрополит Вениамин (Федченков) , Вы можете найти ее в интернете или в церковных магазинах. Возможно, чужой опыт позволит Вам справиться со своими проблемами или хотя бы почувствовать, что они преодолимы и многие благополучно пережили период сомнений и двинулись дальше по пути веры.

Вера Николаевна Панишева была верующим человеком. Она пришла в Церковь в расхристанные 90-е и оставалась верной Церкви при обоих патриархах нового времени: молитвенном Алексие Втором и энергичном Кирилле. Во все времена в приходе она занимала активную позицию: опекала больных стариков, собирала вещи для нужд ночлежки для бездомных, помогала расплывшимся и одутловатым многодетным мамашкам, стояла у истоков создания детского хосписа.

Работала Вера Николаевна в вузе, преподавала социологию и теорию конфликтов, а в стародавние времена начинала свой путь на кафедре научного атеизма.

Муж и двое детей нашей героини были безнадёжно неверующими. Сын, правда, временами смотрел по телевизору праздничные богослужения в храме Христа Спасителя, особенно с похмелья, в воскресенье, после тяжёлой недели. Говорил, что благостные звуки его умиротворяют. Невестка эти воскресные «бдения» мужа особенно ненавидела, потому что после пятничных его корпоративов, на которые он ее никогда не брал, после субботних возлияний, такое «умиротворение» было слишком гадко и цинично и, помимо всего прочего, отрывало время от семьи.

Дочь жила как богемная молодая женщина, клубилась, тусовалась по выставкам, работала в художественном салоне, в одной известной артгаллерее, писала потихоньку свои «фрески», на которых узнаваемые герои Священного Писания представали с необычных ракурсов, опрокидывая привычные иконописные образы. Была с матерью холодна и в жизнь свою ее почти не пускала.

Вроде бы Вера Николаевна ничем таких «трудных» детей не заслужила: она всегда была на их стороне, помогала, чем могла, любила очень, пока они позволяли это делать, вязала шапочки, гуляла с ними в Битцевском парке, тратила всю зарплату на покупку хороших книг и привечала самых разных друзей. Когда пришла пора замужества, приняла безоговорочно их вторые половинки, пережила развод сына, поддерживала отношения с его дочкой от первого брака, долго занималась с ней русским языком и выбирала ей любимые ее компьютерные игры.

Отношения с мужем были разными. В фертильный период, когда он, известный художник, был красив и востребован, случались у него и запои, и интрижки на стороне. Запои не вошли в привычку. А вот измены бытовали. Вера Николаевна ревновала и старела, но гордость не позволяла ей открыть свою осведомлённость. Сам Юра не давал повода его упрекнуть: советский мужчина, которому и так хорошо живётся, вряд ли стал бы разводиться ради учениц и натурщиц. Кроме того, как известно, в СССР единственным видом свободы был адюльтер. Поэтому многие привыкли смотреть на это явление как бы сквозь пальцы.

Так они и жили, пока Верина душа не прикипела к храму. Жена стала пропадать на службах, приходила воодушевлённая и возвышенная. Юра поначалу молчаливо ее поддерживал, несмотря на то, что она часто использовала его в качестве водителя - для своих благотворительных нужд. Художник - человек свободный. Помимо преподавания в Строгановке да собственных работ в мастерской, никаких хлопот - почему б не помочь? Помогал. Но однажды - перестал. Никакого смысла в этом нет! Бомжи не переведутся, многодетные будут плодиться, как кролики, батюшки - елейно врать и махать кадилом. Пусть сама свои дела обделывает! Выговорил раз и навсегда про ее суеверия, и больше никогда Вера при нем не обнаруживалась своей религиозности.

Она не сердилась на мужа. Прощала ему и гораздо большие грехи, варила в пост любимые его мясные блюда: чахохбили и пельмени - терпела критику и натурщиц, ходила с ним на персональные выставки с тщательным макияжем и в нарядах от одного модельера из Средней Азии: она ведь жена большого художника! Сидела на театральных премьерах в шитой шёлком дуппе, которая с шиком лежала на ее рыжих кудрях, пиджаке из авторского хан-атласа и модных брючках капри. Батюшка-духовник благословил - ради мужа. Она даже красила губы и ресницы, да и салонами спа не брезговала вкупе с подтяжкой век и незначительным ботоксом. Творила во время занятий своей красотой молитву Иисусову.

Вера Николаевна имела одно особенное достоинство. Она всегда была на стороне своих неверующих собеседников. Давала им житейские советы и, чувствуя себя «старшим по духу товарищем», пыталась их как то поддержать. Например, когда ее дамский мастер жаловалась на жизнь, что муж-де бросил с ребёнком, а зарплаты едва хватает, Вера советовала той зарегистрироваться на хорошем, платном сайте знакомств: там подруга ее одна, не пожалела денег, открыла аккаунт, сразу нашла мужчину, повстречались, пожили, и через год - замуж вышла…

Или врач гинеколог: тоже разведёнка, красивая такая и грамотная женщина, столько лет сама тянет двоих детей. Ей тоже посоветовала искать себе спутника в Гринти-клубе, про него отзывы хорошие, хоть и не бесплатные вечеринки, зато мужчины посещают солидные - ученица рассказывала, что познакомилась там с одним «папиком».

Или сестра двоюродная - не знала, как поступить с нежелательной беременностью после чудовищного романа, больше смахивавшего на изнасилование. Вера сказала ей делать аборт, хотя сестра была довольно-таки верующим человеком. И та сделала - по ее совету. Сейчас лечится постоянно - неврозы замучили. А так, что с ребёнком бы было при такой мамаше?

На работе - на кафедре - по Верочкиному «благословению» Пал Осич женился на Женичке, бросив свою ужасную старуху, с которой с молодых лет мучился «по залету». Вера буквально свела своих коллег, потому что «мимо настоящей любви нельзя проходить».

Духовные советы Вера Николаевна неверующим людям давать не решалась. Даже брезговала. Чего метать бисер перед свиньями? Им к Богу ещё даже сумку никто не собрал, одежды «брачной» не положил. Им бесполезно говорить о воздержании, трезвении, вообще - о грехе! Какой смысл? Они спрашивают, как выжить, а не как спастись. Вещи разные, согласитесь? Как поднять ребёнка, а не как привести его к Богу и вечности… Как найти мужчину, а не как стяжать святость в безбрачии.

Вот Верочка Николаевна и говорила каждому - по потребностям. Представлялся ей при этом совершенно евангельский текст: «Богу - Богово, кесарю - кесарево». Была она, по собственному определению, «хитра, как змея, проста как голубь», а главное, удачно, как ей казалось, сочетала человеколюбие с Богопочитанием… И жизнь шла в строго отмеренном русле, неспешно, постоянно, тихо.

Кстати, власти и воинства своей страны героиня наша воспринимала тоже как неких враждебных кесарей, или косарей… Жнут, где не сеяли, собирают, где не расточали. Сухо молилась о них в храме, но при случае всегда внутренне отмежевывалась и от их политики, и от ее плодов.

Так, разметив основными вешками жизнь, и существовала Верочка вплоть до одного примечательного события. Правда, событие это на самом деле может показаться кому-то более чем рядовым. Но мы его покажем читателю в качестве определённого рода точки отчёта и предвестника некоторых сложных процессов в жизни героев повествования.

Однажды Вера Николаевна, сидя у педикюрши, рассуждала о научном творчестве некоего Виктора Бетельгейзе, нового теоретика конфликтологии, уехавшего из России в начале 2010 года и сделавшего на Западе ряд потрясающих научных обобщений. Дело в том, что она немного завидовала своему бывшему коллеге, что он решился на отъезд. Ещё - скучала по нему, так как была тайно влюблена, несмотря на большую разницу в возрасте. Виктор, как все красавцы, об этом снисходительно догадывался и, будучи милым и добрым молодым человеком, подыгрывал своей ухоженной коллеге постбальзаковского возраста, вероятно, намереваясь со временем завести с ней необременительную интрижку. Отъезд за границу спутал его планы, а ее чувства разметал, как потухшее кострище. В душе осталась лишь тоска и упрямое ощущение чего-то важного и ценного, что было в одночасье украдено. Именно поэтому вопрос Верочкиной влюбленности не получил должного освещения на исповеди.

Мастер обрабатывала ноги Веры Николаевны молча, а клиентка ее не успела опомниться, как выпалила нечаянно всю свою грустную историю чужому человеку.

Немая до этого «косметичка» неожиданно подала свой голос, лишенный интеллигентных интонаций.

А я бы вот никуда не уехала… даже по большой любви. У меня здесь старушка мама и дети. А ещё муж, которого бросить жалко, - ведь и собаку из дома не выгонишь… Да и потом, я - патриотка… И вообще, где родился, там и сгодился.

Вера Николаевна, давно уверенная, что разговаривает сама с собой, с удивлением подняла голову и воззрилась на неожиданную свою оппонентку.

Ты что вообще в жизни понимаешь? - молча вопрошали ее глаза, - ты кто такая, чтобы меня поучать? Да ты буквально в грехах вся родилась, еще поди где-нибудь в Рязани косопузой, меня будешь школить? Тоже мне, москвичка, гордится. Пятки скребёт целыми днями и зарабатывает наверняка только на дешманское винишко с телевизором вприкуску, а то и на пиво в сауне по месту работы…

Завтра у Веры Николаевны был день рождения. За столом собралась семья, пришла дочь, старшая внучка от первого брака сына, и, немного запоздав, явился Юрий в бабочке и с букетом яркой фиолетовой статицы.

Ты у меня такой же нивяник, - сказал он жене, сочно поцеловав в губы.

Все чокнулись, приступили к еде. Сын, распространяя запах хороших духов и сигарет, рассказал, как летал в Бари спецрейсом, на котором из Москвы отправлялись паломники с разных уголков страны, поклониться святому Николаю Угоднику.

Представляешь, гордость берет: наш Путин лично договорился и на государственном уровне выкупил ещё у Берлускони всё то, что русская миссия имела в Бари до революции, а совок раздал по доброте душевной: теперь всё заново отстроено, русские паломники там имеют свой кусочек Родины, есть гостиница, ресторан, гид, священник наш! Вот честно, зауважал я его, Вована нашего, не зря небо коптит.

У Веры во время всего этого монолога накапливалось усталое и глухое раздражение.

Борь, - не утерпела она, забыв, как ещё пять минут назад хотела обсудить его первое Причастие, да ещё на мощах великого святого, - Боречка, ты наивен, как дитя! Неужели ты веришь в чистоту его намерений? Это же все ходы против санкций. Злобные выходки, чтобы позлить европейцев. Всё какие-то акции политические! Лучше Бога прославляй, который руками лукавых правителей творит такие чудеса. Ещё Путина мы тут не обсуждали наравне с Николаем Угодником.

Мам, ну ты меня поражаешь… - с трудом произнёс Борис и неловко замолчал.

Потом, как-то по-детски насупившись, вынул из пиджака маленькую сухую просфору и бордовую бархатную коробочку и протянул матери.

Я тебе золотой крест привёз с цепочкой, на мощах освятил, и вот - за тебя Литургию заказал, как положено.

Вера Николаевна кивнула и поджала губы. Если быть до конца честной, она ждала, что ее состоятельный сынок поможет ей с выплатой кредита за автомобиль, купленный в прошлом году. Маленький красный Форд тогда встал в копеечку, а картины мужа почти не продавались. Кредит лишал ее, привыкшую жить ничего никому не должной, покоя и радости.

Дочь Кристина встала говорить тост, держа в руках довольно больших размеров мозаичную икону Владимирской Божией Матери.

Мам, я помню ваше с папой Венчание. Знаешь, ведь вчера был тот самый день… Я как сейчас слышу папин голос, что он тебе с радостью подарит всё, что ты захочешь, а ты попросила повенчаться. Помню до мелочей ваше венчание в храме, где Пушкин с Натальей… Такой, с круглым куполом, и это было в день Владимирской Богородицы… в начале лета… Я сама сделала тебе эту икону. Посмотри, нравится? Полгода ваяла… с днём рождения! Люблю вас, дорогие наши мама и папа, живите долго и не разлучайтесь!

Боря смотрел на сестру с большим изумлением, а потом встал и расцеловал ее, нежно погладил по голове, такой же золотисто-рыжей, как у мамы. Папа любовно погладил рукой переливающийся на свету образ, искоса взглянул на дочь и уважительно покачал головой.

Казалось, семейная идиллия: свечи в прозрачных стеклянных фужерах, дети, внучка, все родные, стремящиеся исполнить мамины мечты и просьбы, тёплые и красивые люди. Муж в фартуке, любовно подкладывающий собственного изготовления сациви, довольная именинница в шафрановом вязаном жакете, так идущем к ее платиново-золотой шевелюре…

Но Вера Николаевна знала и о других вещах. О том, что Крис живёт со своей давней подружкой-наркоманкой, Борька летал в Бари с любовницей, а внучка Сашенька грезит китами и потихоньку лазит на крыши с руферами - видела ее профиль ВКонтакте… Она это, конечно, не знала наверняка, но ни капли не сомневалась в своих подозрениях. Еще одну грустную новость она уже обдумала и даже внутренне пережила: Юра скрывает от неё рак простаты, пьёт химию, ездит к онкологу и стал носить длинные рукава и панамы, защищаясь от солнца, и опухоль его неоперабельная. Это рассказал ей добрый врач, давний друг семьи, пообещав, что в таком возрасте клетки прогрессирует медленно, и он даёт Юрию от двух до пяти лет нормальной жизни.

День рождения не затянулся надолго. Дети ушли, а муж, в последнее время выглядевший особенно молодо и подтянуто благодаря странному румянцу на щеках, отправился на вечернюю прогулку.

Вера села искать в интернете новости о своём бывшем коллеге, наткнулась в Гугле на подробное описании звезды Бетельгейзе, ее грядущего взрыва, что она может вспыхнуть на нашем небосводе буквально «вторым солнцем». За этим занятием и уснула, откинувшись в кресле. Муж, придя, выключил комп, с удивлением глядя на карту звёздного неба на весь экран монитора. Взял с дивана тёплый плед и заботливо укрыл Верины ноги в турецких расшитых тапках.

События следующего месяца развивались стремительно. Подружка Кристины укатила в Хорватию, прихватит без спросу пару ее графических работ, Юра лёг надолго в больницу, и его тайна стала достоянием родных. Боря забрал ставшую в этом году совершеннолетней дочь к себе, и они втроём с новой женой уехали на Кипр, где собирались провести лето. Тем более что Боря узнал о чудесах от Кипрской иконы Богородицы «Елеуссы» и хотел лично во всем убедиться.

Вера с Юрой и Кристиной стали чаще встречаться втроём, и отец с дочерью с удивлением заметили, что в душе их мамы происходит нечто странное. Во-первых, она почти перестала молиться и ходить в свой любимый храм, забросила волонтерство и, самое главное, вновь начала курить. Родные Веры Николаевны часто в прошлом подкалывали ее разговорами о недостатках и спорных местах православия, а теперь сама мама нет-нет и скажет с ненавистью о скрепах и церковной показухе…

Удивительным было другое. Если раньше муж и дети прилагали немалые усилия, чтобы вытянуть Веру из пут Церкви, то сейчас процессы, происходящие в ней, пугали всех ещё больше, чем некогда - внезапная церковность.

Однажды Юра решился поговорить с женой.

Верочка, а тебе не кажется, что сейчас в нашем окружении нет человека, более расцерковленного, чем ты?

Вера Николаевна испытующе посмотрела на мужа.

Интересно, сколько он на самом деле протянет? - отстранённо промелькнуло в уме.

Да, Юра, ты прав. Я и сама так чувствую.

Что же делать? - беспомощно развёл он руками.

А ты поставь за меня свечку, за Веру, которая потеряла веру, - жёстко усмехнулась она.

Прошел год. Вера Николаевна, овдовев, сдала в аренду московскую их с Юрой квартиру, продала машину и переехала на ПМЖ в город Дрезден, где проживал ее бывший коллега, Виктор Бетельгейзе. Денег квартиросъёмщиков вполне хватало на безбедную жизнь и даже на разные приятные покупки вроде хорошей японской фотокамеры - в подарок Вите. Работать было вовсе не обязательно. Позади осталась жизнь, полная разочарований, а здесь стояла волшебная осень, которая сопровождала их во время прогулок в Цвингере и так полюбившейся саксонской Швейцарии…

Отношения с детьми иссякли сами собой. Вера иногда вспоминала свою внучку, но при попытках ей позвонить телефон постоянно оказывался «вне зоны действия сети». Так Вера постепенно оставила всякие попытки связаться с семьёй.

… И пребывала в неведении, что внучка три месяца как погибла под колёсами маршрутки, слишком стремительно шагнув на пешеходный переход. Девушка шла, по обыкновению надвинув на голову капюшон и надев наушники с громкой музыкой… и ушла вслед за дедушкой. Бабушке об этом сообщать не стали.

Боря, некогда узнав про пленение дочери разными суицидальными мыслями, изо всех сил пытался ее спасти. Баловал, окружал любовью, вывозил на природу, старался приобщить к храму. Но эти попытки ничему не помогали: дочь вела замкнутый образ жизни, мало чем интересовалась и отказывалась от бесед с психологом.

На отпевании священник в проповеди сказал, что иногда Господь забирает к себе молодых и ещё ничего не узнавших о жизни людей, чтобы уберечь их от худшей доли, не допустить греха, избавить от большего страдания всех вокруг. Эта мысль - что девочка его, хлебнув в своей недолгой жизни бед и горестей из-за развода мамы с папой, теперь у Отца Небесного, который никогда ее уже не оставит, преобразила Бориса и привела его к покаянию.

Похоронив дочь, сын Веры Николаевны посуровел, изменился, бросил пить и строит храм в Сокольниках. Его вторая жена тоже много пережила с уходом падчерицы, сейчас беременна и во всем поддерживает мужа. Они помогают и бывшей жене Бориса, которую недавнее событие буквально растерзало.

Возможно, однажды наступит момент, когда Боря сможет приехать в Дрезден, к маме, и им будет о чем поговорить. По крайней мере, сообщить о том, что теперь на Троекуровском кладбище есть у неё ещё одна родная могила.

Кристина перед смертью отца очень пеклась, чтобы он исповедался и причастился. Так папа и отошёл в иной мир - в полном сознании, со всеми простившись, после Причастия. Мама к тому времени совершенно внутренне переменилась и не желала в этом участвовать. Теперь дочь часто бывает на кладбище и поставила, с Бориной помощью, здесь красивый каменный крест. Ближе этого креста у неё в жизни ничего нет.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома