Пограничное состояние психики симптомы лечение. Пограничные психические расстройства. Нарушение восприятия собственной личности

Психические заболевания это не то, о чем принято говорить, поэтому про пограничное расстройство личности – его симптомы, схемы лечения, медицинские прогнозы – известно значительно меньше, чем про шизофрению или депрессию. Однако с проявлениями данного диагноза сталкивается большое количество человек, что требует повышать степень информированности населения. Почему возникает такая проблема и что с ней делать?

Что такое пограничные состояния в психиатрии

Если у пациента диагностируется слабый уровень нарушений психики – когда больному удается контролировать реальность и до характера патологии заболеванию далеко, – в медицине это отмечается как пограничное состояние. Представлены такие нарушения целым рядом расстройств и даже симптомокомплексов:

  • психосоматических;
  • неврозоподобных;
  • невротических;
  • аффективных;
  • нейроэндокринных;
  • нейровегетовисцеральных.

Данный термин в официальную медицину был введен в середине 20-ого столетия и сегодня крепко связан с диагнозом диагнозом «пограничное личностное расстройство», в МКБ-10 имеющее код Ф60.31. Долгое время в пограничные состояния психиатры относили любые нарушения психики, что создавало «диагностический хаос» и невозможность вывести четкие признаки для постановки точного диагноза.

Причины заболевания

Согласно статистическим данным, с пограничным расстройством личности (ПРЛ) живут около 3% населения земного шара, однако данное заболевание находится «в тени» более сложных, поэтому часть случаев не учтена. Проявления таких нарушений психики развиваются преимущественно у лиц в возрасте 17-25 лет, но появиться могут еще у ребенка, однако не диагностируются ввиду физиологической нестабильности детской психики. Причины, приводящие к этой болезни, делят на 4 группы:

  • Биохимические – объясняются дисбалансом нейромедиаторов: химических веществ, отвечающих за регуляцию проявлений эмоций. Дефицит серотонина становится причиной депрессии, при нехватке эндорфина нервная система не может противостоять стрессам, а снижение уровня дофамина приводит к отсутствию чувства удовлетворения.
  • Наследственная предрасположенность – специалисты не исключают варианта, при котором неустойчивая психика может быть заложена в ДНК, поэтому зачастую ПРЛ страдают люди, чьи близкие родственники тоже имели нарушения психоэмоционального поведения.
  • Недостаток внимания или насилие в детском возрасте – если ребенок не ощущал родительской любви или столкнулся со смертью/уходом близких в раннем возрасте, за родителями было замечено частое физическое или эмоциональное насилие (особенно это касается высоких требований, предъявляемых к ребенку), это может быть причиной психологической травмы.
  • Воспитание в семье – для гармоничного развития личности ребенок должен ощущать родительскую любовь, но знать границы и понятие дисциплины. Когда микроклимат в семье нарушается с перевесом диктаторской позиции или избыточным поощрением, это становится причиной сложностей в последующей социальной адаптации.

Пограничные психические расстройства - симптомы

Синдром бордерлайна (сокращено от англоязычного названия болезни «borderline personality disorder) может иметь длинный перечень проявлений, которые не обязательно будут присутствовать в полном объеме даже у тяжело больного человека. Согласно официальным данным, у пациентов, которым диагностировали ПРЛ, зачастую наблюдаются:

  • повышенная тревожность;
  • депрессивные состояния (в тяжелом случае – психическая анестезия);
  • импульсивность;
  • потеря контроля над эмоциями;
  • интенсивные дисфории, сменяющиеся эйфориями;
  • проблемы с социальной адаптацией;
  • нарушения аутоидентификации;
  • демонстрация антисоциального поведения (до наркомании, злоупотребления алкоголем, криминальных действий).

Межличностные отношения

Проблемы с существованием в социуме в разных формах присущи людям с пограничным расстройствам личности. Зачастую здесь наблюдается невозможность прийти к консенсусу и категоричное отстаивание своего мнения, что постоянно приводит к конфронтации с окружающими. Больной с ПРЛ не видит себя виноватой стороной, а полагает, что никто не осознает его правоты и ценности. Проблемы межличностных отношений не исключены даже в семье, при этом они могут сопровождаться даже сексуальным насилием, поскольку сопряжены с неконтролируемыми эмоциями.

Страх одиночества

Для большинства форм пограничного расстройства личности характерен главный общий симптом – это боязнь остаться в одиночестве, даже когда предпосылки к этому отсутствуют. Человек может полностью отвергать чувство любви, что приводит к разрыву отношений до того, как это сделает противоположная сторона. Это провоцирует сложности во взаимоотношениях с лицом, имеющим пограничное личностное расстройство. У большинства людей (особенно у молодых женщин), испытывающих тревогу такого рода, имеются детские психологические травмы, связанные с родителями.

Категоричность мнений и суждений

При пограничном расстройстве личности человек видит мир исключительно в черно-белых тонах, что становится причиной либо чистого безумного восторга происходящим, либо уничтожающей депрессии от ситуации. Жизнь для таких людей или потрясающая, или ужасная: полутонов нет. Даже на самые мелкие неудачи у них наблюдаются серьезные проявления раздражительности. За счет такого восприятия появление суицидальных мыслей свойственно 80% лиц, имеющим пограничное личностное расстройство.

Склонность к саморазрушению

На фоне частых депрессивных состояний, которые сопутствуют внутреннему напряжению, у человека, страдающего пограничным расстройством психики, возникают суицидальные наклонности или попытки самонаказания. К самоубийству приходит только 10% больных – у остальных все оканчивается самоповреждениями, которые являются способом сбросить напряжение или привлечь внимание, выражением аутоагрессии, методом невербального общения и подавления гипервозбудимости. Проявляться это может в любых действиях, ведущих к ухудшению здоровья и повреждению своего тела.

Нарушение восприятия собственной личности

Заниженная самооценка на фоне идеализации других – относительно слабый признак ПРЛ, но самый распространенный и идущий из детства. Если психическое расстройство находится в более тяжелой форме, человек может сталкиваться с постоянной сменой оценки своего характера и возможностей, а сами «переключения» не будут иметь четких предпосылок. В некоторых случаях больные даже отмечают ощущение потери собственной личности и невозможность чувствовать факт существования.

Отсутствие контроля за поведением

Наличие различного рода маний – яркий симптом пограничного личностного расстройства, при котором можно наблюдать импульсивность поведения в любых ситуациях. Человек с ПРЛ характеризуется неконтролируемыми эмоциями, поэтому он может испытывать болезненную тягу к чему угодно, расстройства пищевого поведения, сталкиваться с параноидальными мыслями, сексуальной распущенностью, алкогольной и наркотической зависимостью. Не исключены состояния внезапных изменений мыслей и действий – за хорошим настроением следуют дистимическая фаза или спонтанные вспышки гнева.

Диагностика­

За счет современного взгляда на коморбидность в психиатрии отделить ПРЛ от ряда иных заболеваний, сопряженных с расстройством личности, трудно. У пациентов, которым ставится такой диагноз, наблюдаются склонность к употреблению психоактивных веществ, симптомы биполярных расстройств, социальные фобии, обсессивно-компульсивные расстройства, депрессивные состояния. Диагностика производится при помощи:

  • физического осмотра;
  • изучения истории болезни;
  • разбора клинических проявлений для выявления ключевых признаков (не менее 5-ти);
  • проведения тестирования.

Дифференциальная диагностика

По своим проявлениям пограничное расстройство личности схоже с большим количеством психических заболеваний, но требует особого подхода в лечении, поэтому необходимо проводить четкую дифференциацию между ПРЛ и шизофренией, психозом, биполярными расстройствами, фобиями, аффектическими состояниями. Особенно это касается ранней стадии всех перечисленных заболеваний, где симптоматика практически идентична.

Критерии оценки­

Специалисты при выявлении пограничного расстройства личности делают акцент на нарушении восприятия собственного «Я», постоянных переменах мышления, увлечений, суждений, легкости попадания под чужое влияние. Международные классификации болезней 9 и 10 пересмотров уточняют, что помимо общих признаков расстройства личности у больного должны присутствовать:

  • ярко выраженная тенденция к импульсивным действиям с причинением себе вреда;
  • поведенческие взрывы на фоне их осуждения социумом;
  • приложение усилий к предотвращению участи быть покинутым;
  • расстройство идентичности;
  • рецидивы попыток суицида;
  • диссоциативные симптомы;
  • параноидные идеи;
  • ощущение опустошенности;
  • частые приступы раздражительности, неспособность контролировать гнев.

Тест

Простым методом диагностики, который можно использовать даже самостоятельно, является тест из 10 вопросов. Некоторые специалисты для удобства его сокращают, поскольку подозрения на ПРЛ можно выдвинуть уже после 3-4 утвердительных ответов. Список вопросов (с ответом «да»/«нет») следующий:

  1. Если у вас ощущение манипулирования вашим сознанием?
  2. Замечаете ли вы быструю смену вспышек гнева спокойным отношением к ситуации?
  3. Вы чувствуете, что вам все лгут?
  4. Получаете ли вы необоснованную критику в отношениях?
  5. Боитесь ли вы просьб сделать что-то для вас, потому что в ответ вас выставят эгоистом?
  6. Предъявляют ли вам обвинения в том, что вы не совершали/говорили?
  7. Вы вынуждены скрывать собственные желания и мысли от близких?

Психотерапевтическое лечение

Основным способом воздействовать на пограничное состояние психики являются сеансы психотерапии, во время которых со стороны пациента должно сформироваться крепкое доверие к специалисту. Терапия может быть групповой и индивидуальной, преимущественно используется диалектико-поведенческая методика. Классический психоанализ для лечения пограничного расстройства врачи не рекомендуют, поскольку это способствует росту и без того повышенного уровня тревожности больного.

Диалектико-поведенческая терапия

Самым результативным методом воздействия на пограничное расстройство личности считается попытка показать пациенту возможность взгляда на выглядящую безвыходной ситуацию с нескольких сторон – это суть диалектической терапии. Специалист помогает пациенту развить навыки, контролирующие эмоции, при помощи следующих модулей:

  • Индивидуальные сеансы – обсуждение предпосылок вызывающих беспокойство переживаний, анализ последовательностей действий, поведенческих проявлений, опасных для жизни.
  • Групповые сеансы – выполнение упражнений и домашних заданий, проведение ролевых игр, направленных на стабилизацию психики в посттравматическом стрессовом состоянии, повышение эффективности межличностых отношений, контроль эмоций.
  • Телефонный контакт для преодоления кризисного состояния, во время которого специалист помогает пациенту использовать полученные на сеансах навыки.

Когнитивно-аналитические методы

Суть такой терапии кроется в образовании модели психологического поведения и анализе ошибок мышления больного для выделения проблем, от которых нужно избавляться для устранения расстройства личности. Акцент делают на внутренний опыт, чувства, желания и фантазии пациента, чтобы сформировать критическое отношение к симптомам болезни и выработать навыки для самостоятельной борьбы с ними.

Семейная терапия

Обязательным моментом в схеме лечения человека, имеющего пограничное расстройство личности, является работа психотерапевта с его близкими. Специалист должен дать рекомендации по оптимальному взаимодействию с больным, способам помощи в критических ситуациях. В задачи психотерапевта входит создание доброжелательной обстановки в семье больного, чтобы уменьшить степень тревожности и двухстороннего напряжения.

Как лечить пограничные нервно-психические расстройства медикаментозно

Прием лекарственных препаратов при таком диагнозе преимущественно назначается только в случае сильных депрессивных состояний, на фоне которых предпринимаются попытки суицида, либо при наличии биохимической предпосылки к ПРЛ. Не исключено введение в терапевтический курс медикаментов для пациентов, подверженных паническим атакам, или же проявляющим явное асоциальное поведение.

Препараты лития и противосудорожные средства

По данным медицинской статистики, пограничное расстройство личности преимущественно лечат психотропными препаратами на основе солей лития (Микалит, Контемнол), помогающих при маниакальных фазах, тяжелых депрессиях, суицидальных наклонностях через воздействие на нейромедиаторы. Дополнительно могут назначаться противосудорожные нормотимики, стабилизирующие настроение: Карбамазепин, Габапентин.

Антидепрессанты

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина врачи считают целесообразным назначать при ПРЛ, сопровождающихся лабильностью настроения, эмоциональными срывами, дисфорией, вспышками ярости. Преимущественно врачи рекомендуют Флуоксетин или Сертралин, эффект от которых появится через 2-5 недель. Дозировка обоих лекарств устанавливается индивидуально, начальная – 20 мг/день утром для Флуоксетина и 50 мг/день для Сертралина.

Антипсихотики второго поколения

Применение атипичных нейролептиков не провоцирует двигательных неврологических нарушений и повышения пролактина, а на общую симптоматику личностных расстройств и когнитивные нарушения эти препараты воздействуют лучше антипсихотиков первого поколения. Преимущественно пациентам с высокой возбудимостью врачи назначают:

  • Оланзапин – имеет выраженную антихолинергитическую активность, воздействует на аффективные нарушения, но может провоцировать сахарный диабет.
  • Арипипразол – частичный антагонист дофаминовых и серотониновых рецепторов, максимально безопасен.
  • Рисперидон – самый мощный антагонист Д2-рецепторов, подавляет психотичное возбуждение, но не рекомендован при депрессии.

Нормотимики

Стабилизаторы настроения помогают смягчать или воздействовать на длительность рецидивов аффективных состояний, сглаживать проявления резких перемен настроения, вспыльчивости, дисфории. Некоторые нормотимики имеют антидепрессивное свойство – преимущественно это касается Ламотриджина, либо противотревожное (группа вальпроатов). Для лечения ПРЛ зачастую назначают Нифедипин, Топирамат.

Видео

Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Описание термина ПОГРАНИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА :

Группа психических расстройств, объединяющаяся неспецифическими психопатологическими проявлениями невротического уровня. В их возникновении и декомпенсации основное место занимают психогенные факторы. Понятие о пограничных психических расстройствах, в значительной мере, условно и не общепризнанно. Однако оно вошло в профессиональную лексику врачей и достаточно часто встречается в научных публикациях. Это понятие используется, главным образом, для объединения Нерезко выраженных нарушений и отделения их от психотических расстройств. Пограничные состояния, в основном, не начальные или про межуточные («буферные») фазы либо стадии основных психозов, а особая группа патологических проявлений с характерным началом, динамикой и исходом, зависящими от формы или вида болезненного процесса.

Наиболее общие признаки пограничных состояний:

Преобладание психопатологических проявлений невротического уровня на всем протяжении заболевания, формирующих непсихотические психические нарушения;

Взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими заболеваниями;

Ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений;

- «органическая предиспозиция» развития и декомпенсации болезненных нарушений;

Взаимосвязь болезненных расстройств с личностно-типологическими особенностями больного;

Сохранение, в большинстве случаев, больным критического отношения к своему состоянию и основным патологическим проявлениям.

При пограничных состояниях отсутствуют психотическая симптома тика, прогредиентно нарастающее слабоумие и личностные изменения, свойственные эндогенным психическим заболеваниям (шизофрения, эпилепсия).

Пограничные психические нарушения могут возникать остро или развиваться постепенно, ограничиваться кратковременной реакцией, относительно продолжительным состоянием или принимать хроническое течение. С учетом причин возникновения в клинической практике выделяют различные формы и варианты пограничных расстройств. При этом существуют неодинаковые принципы и подходы (нозологическая, синдромальная, симптоматическая оценка).

С учетом неспецифичности многих симптомов (астенических, вегетативных дисфункций, диссомнических, депрессивных и др.), определяющих психопатологическую структуру разных форм и вариантов пограничных состояний, их внешние («формальные») различия незначительны. Рассматриваемые в отдельности, они не дают оснований для обоснованной дифференциации имеющихся нарушений и их отграничения от реакций здоровых людей, оказавшихся в стрессовых условиях. Диагностическим ключом в этих случаях может стать динамическая оценка болезненных проявлений, обнаружение причин их возникновения и анализ взаимосвязи с индивидуально-типологическими психологическими особенностями больного и с другими соматическими и психическими расстройствами.

Многообразие этиологических и патогенетических факторов позволяет отнести к пограничным формам психических расстройств невротические реакции, реактивные состояния (не психозы), неврозы, патологические развития личности, психопатии, а также широкий круг неврозо- и психопатоподобных проявлений при соматических, неврологических и других заболеваниях.

В МКБ−10 указанные расстройства представлены, главным образом, различными вариантами невротических, связанных со стрессом, и соматоформных нарушений (раздел F4), поведенческих синдромов, обусловленных физиологическими нарушениями и физическими факторами (раздел F5), «расстройств зрелой личности и поведения у взрослых» (раз дел F6), депрессивными эпизодами (раздел F32) и др.

В число пограничных состояний обычно не включают эндогенные психические заболевания (в т.ч. вялотекущую шизофрению), на определенных этапах развития которых преобладают и даже определяют их клиническое течение неврозо- и психопатоподобные расстройства, в значительной мере имитирующие основные формы и варианты собственно пограничных состояний.

И при невротических, и при неврозоподобных расстройствах имеются достаточно выраженные и оформившиеся клинические проявления, позволяющие дифференцировать их в рамках определенных болезненных (нозологических) состояний. При этом учитывают, во-первых, начало заболевания (когда возникли невроз или неврозоподобное состояние), наличие или отсутствие его связи с психогенией или соматогенией; во-вторых, стабильность психопатологических проявлений, их взаимосвязь с личностно-типологическими особенностями.

К числу основных пограничных психических расстройств, в соответствии с МКБ−10, относят:

реакции:

1. реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43), в т.ч.:

1.1. острая реакция на стресс (F43.0);

1.2. расстройство приспособительных реакций (F43.2), включающее:

1.2.1. кратковременную депрессивную реакцию (F43.20);

1.2.2. пролонгированную депрессивную реакцию (F43.21);

1.2.3. смешанную тревожную и депрессивную реакцию (F43.22);

1.2.4. реакцию горя, соответствующую культуральному уровню чело века, не превышающую шести месяцев (относится к числу «физиологических реакций») (Z71);

1.2.5. реакцию с преобладанием нарушения поведения (F43.24);

1.2.6. нозогенные реакции (F43.8);

1.2.7. диссоциативные (конверсионные) реактивно спровоцированные расстройства (F44);

состояния:

1. соматоформные расстройства (F45.0), в т.ч.:

1.1. соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (F45.3),

1.2. устойчивое соматоформное болевое расстройство (F45.4),

1. синдром хронической усталости (DSMIVR);

2. посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1);

3. социально-стрессовое расстройство (в МКБ−10 не выделяется);

4. неврастения (F48.0);

5. расстройства приема пищи (F50);

6. расстройства сна неорганической природы (F51);

7. сексуальные расстройства (дисфункции), не обусловленные органическими нарушениями или болезнями (F52);

8. фобические тревожные расстройства (F40), в т.ч.:

8.1. агорафобия (F40.0),

1. социальные фобии (F40.1);

2. тревожные расстройства (F41), в т.ч.:

9.1. паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревожность) (F41.0),

9.2. генерализованное тревожное расстройство (F41.1),

9.3. смешанное тревожное расстройство (F41.2);

10. обсессивно-компульсивное расстройство (F42), в т.ч.:

10.1. преимущественно навязчивые мысли или размышления (F42.0),

1. преимущественно компульсивное действие (F42.1);

2. расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F60);

развития:

1. стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга (F62), в т.ч.:

1.1. стойкое изменение личности после пережитой катастрофы (F62.0),

1.2. невротическое развитие,

1.3. патохарактерологическое развитие,

1.4. психосоматическое развитие.

Указанные варианты развития (1.2; 1.3; 1.4) в МКБ−10 не выделяются.

Источник информации: Александровский Ю.А. Краткий психиатрический словарь. М.: РЛС-2009, 2008. — 128 c.
Справочник издан Группой компаний РЛС ®

Понятие пограничных психических расстройств возникло в нозоцентрическом подходе к определению состояния здоровья, в котором любое отклонение от какой-либо нормы трактуется в терминах патологии и болезни. По мере развития клинической психологии многие не столь существенные (в сравнении с грубыми нарушениями психической деятельности) отклонения от нормы нозоцентрически мыслящие психиатры начали расценивать как промежуточные состояния между здоровьем и тяжелым психическим заболеванием. Пограничные, с этой точки зрения, значит находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т. е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.

Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает т. н. «невротический уровень» нарушений психической деятельности или поведения, при которых:

а) сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;

б) болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;

в) нарушение вызвано психологическими (характерологические особенности личности), а не органическими причинами.

Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу. Как отмечает отечественный психиатр Ю. А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев /2/.

Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде.Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптация вызывает психотические (бред, галлюцинации, автоматизмы), а в других - невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.

Нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации, выглядит следующим образом: мозг как функциональная система, обеспечивающая поведенческий акт, включает в качестве важнейшей основы афферентный синтез, в процессе которого принимается решение о возможном действии с учетом ожидаемого будущего результата. Принятие и выполнение решения связаны с деятельностью акцептора результата действия, который благодаря механизмам памяти и обратной афферентации прогнозирует ситуацию («опережающее отражение»), контролируя и исправляя поведение. При психотравмирующих ситуациях возникают сильные отрицательные эмоции, толкающие к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности, что может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию деятельности акцептора результата действия и неадекватному поведению.

Возникновение состояния психической дезадаптации возможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении всей системы адаптации в целом. Одним из важнейших условий возникновения пограничного расстройства является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления количеству, которое может быть избыточным или недостаточным. Избыток информации приводит к срыву в том случае, если человек не в состоянии ее переработать и использовать. Недостаток же информации (связанный с недостаточным использованием возможностей ее нахождения, восприятия, анализа и синтеза, хранения и применения) приводит к дезадаптации в ситуациях ограниченного времени.

На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как биологические, так и социально-психологические факторы. Характер информации также имеет значение: в лишенной новизны, монотонной и однообразной, максимально предсказуемой среде функциональная активность психических процессов снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость значения поступающей информации.

Важную роль в информационном обмене между организмом и средой играют эмоции (почему нарушения эмоциональной сферы при пограничных состояниях возникают в первую очередь). Эмоции сигнализируют о результатах действия: совпадают ли смоделированные параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бесконечному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональное состояние не только влияет на поведение, но и зависит от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам. Наиболее часто при пограничных состояниях встречаются переживания страха, тоски, депрессии и лабильности настроения. Эмоции определяют валентность системы отношений человека как направленной социально зафиксированной связи личности с окружением. Именно поэтому качество отношений, связанное с личностно-типологическими характеристиками человека, также определяет нарушения системы адаптации и, следовательно, развитие пограничных состояний. А эмоциональный стресс занимает особое место в развитии любых психических нарушений.

Основу дезадаптации психической деятельности при пограничных формах расстройств определяет ослабленная активность системы психической адаптации, тогда как при психотических расстройствах активность системы психической адаптации ослабляется далеко не всегда: она чаще извращена или имеет частичные или тотальные поражения (разрушения).

Болезненные проявления нарушений психической адаптации в отечественной практике принято концептуализировать как неврозы и психопатии.При этом сюда также относят и кратковременные невротические реакции, а также личностные аномалии. Помимо неврозов и психопатий в ряд пограничных расстройств также включают субпсихотические нарушения (квазипсихозы - идео-обсессивные, помешательство сомнений, истерические, сенесто-ипохондрические, паранойяльные).

Проблема заключается в том, что при нарушениях биологического гомеостаза (органические психические нарушения) действует такой же механизм невротических реакций (отсюда попытки выделить в отдельные таксономические единицы - сопутствующие синдромы - неврозоподобные и психопатоподобные состояния, возникающие при различных заболеваниях).

Невротические реакции, невротические состояния и невротические развития личности являются узловыми пунктами динамики пограничных психических расстройств. Общая схема их развития такова: психическая травма (действие личностно значимой, отрицательно эмоционально окрашенной информации) приводит к невротической реакции; в свою очередь, при сохранении психотравмирующих ситуаций такие реакции складываются в стабильные состояния и приводят к дезадаптации социальной системы личности, в результате чего невротическое реагирование расширяется на другие стимулы; со временем психические переживания соматизируются. При наличии же конституциональной предрасположенности возникают патологические изменения в личности (психопатии). Однако сами по себе психопатические черты характера не являются болезненными проявлениями. Они становятся таковыми только под влиянием дезадаптирующих воздействий, когда происходит декомпенсация системы взаимодействия личности и среды.

Основная методологическая проблема в связи с пограничными психическими состояниями заключается в том, что на практике и неврозы, и психопатии, и органически обусловленные личностные изменения при различных соматических состояниях имеют сходные нейрофизиологические механизмы развития и сходные поведенческие формы выражения (симптомы). При этом патологические нарушения поведения внешне ничем не отличаются от нормальных поведенческих реакций человека в текущих ситуациях психоэмоционального напряжения.

В изолированном виде симптомы пограничных расстройств встречаются очень редко. По ведущим признакам традиционная отечественная клиническая психология выделяет основные типы неврозов: неврастению, истерию, психастению и навязчивые состояния.Однако деление это достаточно условное и проблематичное, поскольку в каждом конкретном случае симптомы всегда группируются и взаимодополняют друг друга в зависимости от личностных особенностей человека.

Понятие невроза было разработано в рамках биомедицинской модели психических болезней. Первоначально неврозом во французской школе психиатрии и клинической психологии называли нарушения нервной деятельности («болезнь нервов»). Затем этим термином стали обозначать целый спектр различных психических нарушений, для которых не удавалось обнаружить какого-либо органического расстройства в качестве ведущей причины наблюдаемого дефекта (отклонения в поведении). При этом всегда полагалось, что органическое расстройство непременно имеется, однако его трудно обнаружить и доказать причинно-следственные отношения между ним и видимым отклонением.

Начиная с работ З. Фрейда, неврозом (иногда - психоневрозом, чтобы провести четкое разграничение между неврологическим и функциональным нарушением) называют разнородную по своим проявлениям группу функциональных расстройств, имеющих общую характеристику - выраженное состояние тревоги.Сюда были отнесены такие нарушения психики и поведения, которые хотя и доставляли дискомфорт пациентам, были болезненными и мучительными для них, однако протекали легко, поскольку они не искажали базовых процессов восприятия и мышления, удерживая людей от грубых нарушений социальных норм.

В качестве основной причины невроза З. Фрейд видел внутриличностный бессознательный конфликт, который служит причиной хронического тревожного состояния и заставляет пациента прибегать к использованию защитных психологических механизмов. Проявление вытесненного содержания внутриличностного конфликта в конечном счете и выражалось в психических и поведенческих симптомах.

В рамках психодинамической концепции невроза выделяют следующие его виды:

Тревожный;

Фобический;

Обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний);

Истерический;

- (псих-) астенический;

Ипохондрический;

Депрессивный (невротическая депрессия);

Деперсонализированный;

Невроз характера;

Нарциссический невроз;

Невроз внутреннего органа (конверсионный) и т. д.

В отечественной науке базовым является определение невроза, данное психиатром В. А. Гиляровским:

Невроз - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей ситуации и компенсации нарушений.

В этом определении акцент делается на длительной переработке личностью неразрешимой проблемной ситуации и неспособности адаптироваться к имеющимся условиям. Неспособность адаптации к сложным жизненным обстоятельствам складывается, по мнению отечественных авторов, из «слабости» психофизиологических механизмов (органического дефекта), особенностей развития личности, а также провоцирующих факторов, вызывающих сильное психическое напряжение /25/.

Особое значение в отечественных и психодинамических концепциях невроза придается процессу личностного развития.В качестве причинных факторов выделяют задержки психологического развития на различных возрастных этапах. Например, в качестве личности, склонной к невротическим реакциям, в психоанализе выделяют взрослого человека с «анальным характером». Личность с «анальным характером» - это человек, задержавшийся на анальной стадии развития личности по З. Фрейду и устойчиво демонстрирующий свойственные этой стадии характеристики поведения (упрямство, скупость, чрезмерная аккуратность). Возникающая в результате задержки на одном из этапов негибкая стратегия поведенческих реакций на изменяющиеся социальные ситуации (поскольку репертуар реакций оказывается ограниченным) и приводит к невротизации - развитию какого-либо невроза.

Другим причинным фактором невроза считают «психическую травму», тяжелую соматическую болезнь, эмоциональную депривацию в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь родителями, если речь идет о ребенке).

Критическими возрастами,предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности /47/.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.

На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении отклонений в развитии личности, могущих привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания,принятый в этой семье /11/.

В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов. Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия/отвержения). С глобальным отношением к ребенку связано удовлетворение его базовых потребностей. В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные - голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, - но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции «Я», как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей (postpone gratification)вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний.

В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий. При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как «доминирующая» или «потворствующая», а также противоречивый стиль воспитания /11/.

Воспитание в виде доминирующей гиперопеки обязательно включает особую систему разрешительного или ограничительного контроля над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить ему наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая ребенка права выбора. При доминирующей гиперопеке родители сами выбирают ребенку друзей, организуют его досуг, навязывая свои вкусы, интересы, нормы поведения. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.

К доминирующей гиперопеке относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности.Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с завышенными требованиями по отношению к его личности и поведению. Эмоциональные отношения с родителями при этом более теплые, однако ребенок ставится в условия, когда он должен во что бы то ни стало ради этой любви оправдывать завышенные ожидания родителей. В результате такого воспитания возникает страх перед испытаниями, что вызывает неадекватное ситуации психическое напряжение.

В воспитании по типу потворствующей гиперопеки («кумир семьи»),напротив, любые желания ребенка оказываются в центре внимания, просчеты и проступки ребенка не замечаются. В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такая личность испытывает сильные отрицательные переживания при столкновениях с реальностью, поскольку лишение привычной атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.

Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания, когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуется альтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения.

Перемежающиеся эмоциональные отношения - это непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, когда похвала или упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка.

Неконгруэнтность общения - несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).

Для противоречивого стиля воспитания также характерна постоянная, не зависящая от содержания ситуаций смена воспитательных тактик или наличие разных воспитательных тактик у разных членов семьи.

Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Неустранимым недостатком как отечественной, так и психодинамической концепций невроза является то, что отклонения в процессе личностного развития с равной долей вероятности приводят не только к неврозам или психопатиям, а могут служить и одним из факторов развития аддиктивных, психосоматических, когнитивных, (суб-) психотических и многих других психических расстройств. При этом многие симптомы невротического расстройства в той или иной степени включаются и в другие самостоятельные болезни (например, неврозоподобная шизофрения).

Трудности в четком разделении специфической симптоматики перечисленных нарушений, условность выделения невротических расстройств, множественность причинных факторов для одного и того же нарушения, неоднозначное использование понятия невроза разными психологами и психиатрами, невозможность выделить специфическую невротическую характеристику, отделяющую невроз от других психических нарушений, в конечном итоге привело к отказу от использования этого термина в современной клинико-психологической практике.

В современной клинической психологии вместо термина «невроз» принято говорить о связанных со стрессом расстройствах, которые по традиции называют «невротическими». Употребление термина «невротические расстройства»вместо термина «невроз» освобождает нас от необходимости подгонять симптомы нарушений под какие-то иные строго определенные причинные факторы, кроме стресса (психической травмы). Невротические расстройства скорее выступают не «пограничными» по отношению к психозам, а являются отражением некоторых общих закономерностей изменения психической деятельности личности под влиянием стрессовых факторов.

К невротическим расстройствам сегодня относят:

Фобические расстройства;

Тревожные расстройства;

Навязчивости (обсессивно-компульсивное расстройство);

Острую реакцию на стресс;

Посттравматическое стрессовое расстройство;

Расстройства приспособительных реакций (адаптации);

Диссоциативные (конверсионные) расстройства;

Соматоформные расстройства;

Неврастению;

Синдром деперсонализации.

Несомненно, что понятие невроза окончательно не выйдет из употребления, поскольку с ним связан обширный объем психологической и медицинской литературы, кроме того, оно широко используется в обыденной речи.

Следует отличать понятие пограничных психических расстройств в отечественной клинической психологии от созвучного термина «пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (пограничное расстройство личности)», который принят в международной классификации психических расстройств и нарушений поведения. Под пограничным расстройством личности понимается тотальная неспособность человека к установлению стабильных межличностных отношений, устойчивого образа «Я», поддержанию устойчивого позитивного эмоционального баланса. Оно получило такое название, поскольку по своим проявлениям занимает промежуточное место между невротическими и психотическими изменениями в личности. При пограничном личностном расстройстве отмечаются нарушения самостоятельности, аффективного контроля, а также развиваются чрезвычайно сильные отношения привязанности. Более подробно это нарушение описывается в разделе 6 «Расстройства личности».

Контрольные вопросы

1. Какие расстройства включаются в понятие «пограничных»?

2. Какова нейрофизиологическая схема возникновения «пограничных» расстройств?

3. Какие виды неврозов вы знаете?

4. Какой возраст является критическим для возникновения невроза?

5. Как стиль семейного воспитания может повлиять на возникновение и развитие «пограничных» психических расстройств?

Литература для дополнительного чтения

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

3. Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия. - М.: Гелиос, 2001.

4. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

5. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

Цитируемая литература

1. Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Гиляровский В. А. Избранные труды. - М.: Медицина, 1973.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

4. Кербиков О. В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1972.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

6. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1999.

8. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства, выступающие в рамках динамики психопатий // Психиатрия и психофармакология. Медиа медика. Том 2. № 4. 2000.

9. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.

Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами - сторонниками кортиковисцеральной концепции, однако их работы были мало известны за пределами Советской России.

Глава 29. ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

§ 29.1. ПРЕДБОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Понятие «пограничные нервно-психические расстройства» в его широком смысле включает описанные в предыдущей главе психопатии (расстройства личности по международной классификации болезней МКБ-10). Определенным основанием для их выделения является относительная устойчивость психического склада личности, стабильность ее психологических свойств.

В данной главе приводится характеристика тех временных состояний нарушения психофизиологической и социально-психологической адаптации, которые развиваются на фоне нормально сформированных механизмов психической деятельности, т. е. у психически здоровых людей. Причиной расстройств при этом является воздействие на человека каких-либо факторов внешней среды, ослабляющих механизмы социально-психологической адаптации личности. Здесь же приводится краткое описание наиболее частых проявлений начальных стадий некоторых видов психических заболеваний.

Концепция предболезненного состояния («предболезни») оформилась как результат многолетних дискуссий, касающихся уточнения понятий «здоровье» и «болезнь», «патология» и «норма», их соотношения. Понятие «предболезненное состояние» на уровне психического в определенной мере призвано обобщить, интегрировать не только в диагностическом, но прежде всего в прогностическом плане сущность тех состояний, которые описываются под различными названиями типа «кризисное состояние», «дезадаптация», «психическая напряженность», «дистресс», «состояние повышенного риска» и т. д. Необходимость выделения и систематизации этих состояний стала очевидной в связи с целым рядом обстоятельств. Одним из таких обстоятельств является все более широкое взаимодействие психологов и психиатров – специалистов по пограничным нервно-психическим расстройствам в решении многих вопросов профотбора, освидетельствования абитуриентов специальных учебных заведений, контроля за психическим здоровьем разных групп специалистов, различных психолого-психиатрических экспертиз. Во многих подобных случаях использование строгого дихотомического определения состояния психического здоровья по принципу «здоров-болен» не удовлетворяет требованиям практики.

Нередко возникает необходимость выделять те или иные группы обследуемых, которые нуждаются либо во временном снижении профессиональной нагрузки, либо в применении специальных психопрофилактических мероприятий. В то же время психическое состояние этих обследуемых не дает оснований определять его как болезненное, если иметь в виду определенную нозологическую форму (невроз, реактивное состояние и т. д.).

В качестве основы классификации предболезненных состояний предлагаются различные показатели. Одним из таких показателей может служить выраженность определенных симптомов (легкие, умеренно выраженные симптомы и т. д.). В других случаях оценивается степень адаптации («удовлетворительная адаптация», «напряжение механизмов адаптации», «их перенапряжение», «недостаточная или неудовлетворительная адаптация», «срыв адаптации»). При массовых обследованиях в психопрофилактических целях и для определения прогноза рекомендуется следующая градация оценок (Б. С. Фролов):

1. Здоров. Нет и не было признаков патологии психических функций. Имеются данные о хорошем гармоничном их развитии.

2. Практически здоров. Имеются отдельные легкие симптомы нарушения или слабости каких-либо психических функций (или сторон личности). Сюда относятся и лица с односторонним хорошим развитием одних функций при недостаточном развитии других.

3. Неблагоприятные прогностические признаки. Определяются отчетливые предпосылки к появлению патологии или ее признаков, но при этом сохранена способность выполнять служебные обязанности. Сюда относятся состояния, объединяемые понятием «нервно-психическая неустойчивость».

4. Болен. Имеются нарушения психики, достаточные для формулирования нозологического диагноза. По состоянию психики не способен выполнять служебные обязанности, но может полностью руководить своими поступками, вести свои дела.

5. Болен. По состоянию психики нарушена способность не только выполнять служебные обязанности, но и вести свои дела. Представляет опасность для себя и окружающих. Показана экстренная госпитализация.

Подобная схема, естественно, не решает многих вопросов, связанных с квалификацией предболезненного состояния, однако имеет вполне определенное практическое значение. В теоретическом плане она помогает преодолеть противоречия, возникающие при обсуждении вопросов о границе между нормой и патологией.

§ 29.2. ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Одним из вариантов предболезненного состояния, проявляющегося на нервно-психическом уровне, является преневротическое состояние. Предметное содержание этого понятия в настоящее время не имеет строгого определения, поэтому на первый план при его рассмотрении выдвигается его концептуальная значимость. Известно, что статистические показатели частоты заболеваемости неврозами чрезвычайно разнообразны. Среди причин, обусловливающих большой разброс этих данных, доминирующее значение имеют такие, как доступность квалифицированной психоневрологической помощи широким слоям населения («чем больше врачей – тем больше неврозов») и теоретическая ориентация мышления специалиста по пограничным нервно-психическим расстройствам, соотношение в этом мышлении тенденций нозо– и нормоцентризма. Главный вопрос, подлежащий решению в этой ситуации, в несколько заостренном виде мог бы быть сформулированным в таком виде: с чего начинается невроз? Какая совокупность признаков изменения нервно-психических функций (в количественном и качественном отношении) необходима и достаточна для того, чтобы констатировать переход состояния человека в новое качество – из состояния нормы в болезнь?

Одним из важнейших условий решения этого вопроса в каждом случае является необходимость оценки того или иного феномена (показателя состояния нервно-психических функций, симптома) в его конкретной связи с деятельностью. Если чрезмерное утомление, астенизация, определенные вегетативно-сосудистые сдвиги наблюдаются у человека вследствие напряженной, достаточно продолжительной работы, а после отдыха проходят, то это норма. Те же изменения, возникшие вне зависимости от указанных факторов, – признак отклонения от нормы. Таким образом, любой феномен, относящийся к характеристике нервно-психического состояния, необходимо рассматривать в динамике, в связи с деятельностью, с характером взаимодействия человека со средой. Показателем продвижения состояния человека по шкале от здоровья к болезни, иными словами, показателем выраженности преневротического состояния является учащение и углубление тех сдвигов, каждый из которых, взятый в отдельности, не может быть однозначно отнесен к здоровью или болезни. Их специфичность, т. е. качественная принадлежность либо к состоянию здоровья, либо к состоянию болезни, может определяться только на более высоком уровне обобщения – при их комплексной оценке и их соотнесении к функционированию человека как целостной системы.

Подтверждением продуктивности концепции предболезни на нервно-психическом уровне служат хорошо известные в практике диагностики и коррекции пограничных расстройств так называемые невротические реакции. Исследователи, описывающие эти реакции, как правило, воздерживаются от того, чтобы определенно относить их либо к проявлениям нормальной реактивности нервно-психической сферы человека, либо к болезненным срывам ее функционирования. Развитие таких реакций обычно связано с воздействием острой психотравмирующей ситуации. Как содержательная, так и динамическая характеристика невротических реакций может быть весьма разнообразной. Общим признаком является их относительная кратковременность, исчисляемая обычно часами и сутками. В одних случаях в содержании невротической реакции преобладают субъективные переживания вплоть до выраженной депрессии, состояний тревоги, страха с явлениями навязчивости. Особенно существенна роль субъективных переживаний в формировании реакции в подростковом и юношеском возрасте. В других случаях на первый план выходят внешние проявления – астено-вегетативные нарушения, эмоционально-экспрессивные проявления, особенно при реакциях истерического типа. У личностей с чертами акцентуации возбудимого или эпилептоидного типа превалируют вспышки гнева, злобности.

Невротические реакции могут быть редкими, единичными, однако при неблагоприятных обстоятельствах, при воздействии на человека ослабляющих его адаптивные возможности факторов реакции могут учащаться, становиться систематическими, усложняться и углубляться по содержанию. Естественно, что при этом появляется все больше оснований определять состояние нервно-психической сферы как предболезненное, преневротическое.

Прогностическая значимость той или иной невротической реакции определяется не столько ее продолжительностью и глубиной расстройств, сколько общей динамикой нервно-психического состояния. Реакция может остаться эпизодом, развившимся у здорового человека и при нормализации состояния не оставившим никаких последствий. В другом случае реакция такого же характера и той же продолжительности может наблюдаться у лица, уже находящегося в болезненном, невротическом состоянии, при этом она вписывается в клинику невроза как его составная часть. Общее соотношение рассматриваемых состояний можно представить в виде некоторой цепи из следующих звеньев:

невротическая реакция единичная = невротические реакции учащающиеся и усложняющиеся = преневротическое состояние = клинически оформленный невроз = повторяющиеся пролонгированные невротические состояния = невротическое развитие личности («нажитая психопатия»).

Указанную взаимосвязь этих состояний не следует понимать так, что она отражает реальную последовательность развития болезненных расстройств у конкретного человека. Болезненные нарушения могут начаться с любого из указанных звеньев, минуя предыдущие, в то же время, и это следует особо подчеркнуть, при благоприятных обстоятельствах, при разрешении психотравмирующей ситуации, при нормализации соматического состояния чаще наблюдается обратное развитие нервно-психических нарушений, нормализация состояния. Это относится не только к неврозу, который даже при затяжном течении является излечимым заболеванием по определению. Нормализации и обратному развитию поддаются даже те сравнительно устойчивые личностные свойства, которые стали результатом перестройки структуры личности в процессе ее невротического развития.

§ 29.3. НАЧАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Уровень социально-психологической компетентности любого современного специалиста, работающего с людьми, должен включать некоторые сведения о наиболее частых начальных проявлениях психической патологии. Актуальность такой постановки вопроса заключается не только и даже не столько в необходимости раннего (в интересах больного) распознавания начинающегося заболевания, а в том, что при медленном, постепенном развитии болезни ее начальные проявления могут быть не столь демонстративны, чтобы можно было сразу заподозрить психическое заболевание, но в то же время эти проявления, главным образом изменения поведения и характера, могут в течение длительного времени вносить серьезный диссонанс в психологический климат производственной группы, семьи, коллектива.

Ниже приводится описание некоторых наиболее часто встречающихся изменений нервно-психической деятельности, которые с той или иной степенью вероятности могут рассматриваться как начальные проявления симптома и синдрома психической патологии.

Астенический (стенос – сила) синдром является универсальной неспецифической реакцией человека на воздействие самых разнообразных факторов, ослабляющих организм и снижающих адаптивные возможности нервно-психической сферы. Такими факторами могут быть соматические заболевания, чрезмерные физические и нервно-психические перегрузки, разнообразные острые и хронические интоксикации, психические и физические (в первую очередь черепно-мозговые) травмы. Астения является фоном для развития любого невроза, в одних случаях составляя основную часть его симптоматики (неврастения), в других случаях (истерический невроз, невроз навязчивости) будучи в значительной мере заслоненной более демонстративными проявлениями соответствующего невроза.

Основные проявления астении – повышенная утомляемость, раздражительность как следствие снижения порога чувствительности практически всех анализаторов, как экстрацептивных, так и интрацептивных. Это проявляется в непереносимости громких звуков, яркого света. Отмечаются трудность в сосредоточении внимания, нарушения сна, вегетативные нарушения, сердцебиение, головные боли.

Прогностическая оценка астенической симптоматики, как правило, благоприятна. При устранении причин, вызвавших ее, астения проходит, хотя темпы ее купирования могут быть различны. Предпосылкой правильного прогноза должно быть установление причины развития астении, зависимости ее течения от воздействия данного фактора.

Продолжительная или рецидивирующая астеническая симптоматика обязывает провести тщательное соматическое и клинико-психологическое обследование пациента. Если такое обследование не позволяет выявить причину астенического состояния, а отдых и лечение неэффективны, нельзя исключить возможность постепенного начала тяжелого психического заболевания, его так называемого неврозоподобного дебюта.

В ряде случаев одним из ранних признаков развивающейся мозговой патологии могут быть проявления психоорганического синдрома. В структуру этого синдрома входят в той или иной степени выраженное, чаще умеренное, снижение интеллекта и памяти, а также чрезвычайная эмоциональная лобильность («недержание эмоций»), т. е. невозможность сдержать ни слезы радости, даже по незначительному поводу, ни вспышки гнева. Именно патологическая возбудимость, взрывчатость эмоциональной сферы могут стать поводом для обращения за помощью. Однако в качестве признака нервно-психической патологии чрезмерную эмоциональную возбудимость следует рассматривать только в том случае, если она обнаружилась у человека, ранее этим не отличавшегося. Психоорганический синдром наблюдается при различных диффузных и очаговых поражениях головного мозга, т. е. при сосудистых поражениях – атеросклерозе, аневризмах, опухолях головного мозга.

Исключительно важными в диагностическом и прогностическом плане следует считать заметные изменения характера, если они наблюдаются у человека, в этом отношении уже вполне сложившегося, а также если они происходят в течение сравнительно короткого периода, измеряемого обычно несколькими месяцами. Психологически не ожидаемые от данного человека, не вытекающие из прежнего жизненного опыта личности и из ее взаимодействия с окружающей средой поступки, необъяснимое, неожиданное с точки зрения близких изменение круга интересов и привязанностей – такие характеристики поведения человека следует рассматривать как явления, в высшей мере настораживающие, как возможные признаки очень серьезной психической патологии. При этом следует иметь в виду, что каждый из отдельно взятых поступков, поведенческих актов может не выходить за пределы допустимых норм, может даже относиться к социально поощряемым. Речь идет об изменении общей поведенческой линии данной личности – как в стратегическом, так и в тактическом отношении. Разумеется, подобная обобщающая оценка может быть вынесена только после тщательного исследования процесса развития и формирования личности.

К числу нередких, имеющих определенную социальную значимость особенностей психической деятельности, которые, как правило, не достигают психотического уровня и могут быть отнесены к пограничным, относятся состояния, характеризующиеся паранойяльными изменениями мышления и некоторых других сфер.

Паранойяльные состояния (паранойя) известны давно, однако их нозологическая принадлежность определяется неоднозначно. В ряде случаев их относят к паранойяльным реакциям, существует достаточно оснований говорить о паранойяльной психопатии или паранойяльном развитии личности. Несомненно также существование паранойяльной симптоматики как начального этапа шизофренического процесса.

Выраженность паранойяльных изменений психики может варьировать в широких пределах. На начальных этапах отмечается определенная ригидность мышления, бескомпромиссность суждений и оценок различных фактов, обостренное чувство справедливости, правдоискательства, гиперсоциальность. В дальнейшем развивается склонность к образованию систематизированных сверхценных идей (сверхценными идеями в психопатологии называются мысли, суждения, умозаключения, которые формально адекватно отражают какую-то частную ситуацию, основываются на отдельных реальных фактах, однако субъективно-эмоциональная значимость этих фактов и частностей становится чрезмерно преувеличенной, в актуальном поле сознания они занимают болезненно доминирующее место). Борьба за реализацию подобных идей, за утверждение «правды» и «справедливости», понимаемых в ограниченном контексте, без учета всей противоречивой действительности, становится основным содержанием жизнедеятельности данного человека. «Патологические спорщики», «сутяги», «кверулянты», т. е. постоянные жалобщики – такие определения давно закрепились за лицами подобного поведения в литературе по пограничным состояниям и психопатологии. Содержание указанных сверхценных идей может быть самым различным – «изобретательство», реформаторство на разных уровнях вплоть до макросоциального, ревность, ипохондрическая настроенность с убежденностью в наличии неизлечимой болезни и т. д. Мощная аффективная окраска сверхценных идей, непоколебимая убежденность в своей правоте обеспечивают устойчивый эмоциональный фон самодовольства, горделивости, демонстрации превосходства над собеседником. Характерна неиссякаемая стеничность, обострение памяти на все события, связанные с борьбой за реализацию своих идей.

Из книги Психосоматика. Психотерапевтический подход автора

Глава 1.1 Психические расстройства с соматическими

Из книги Психосоматика. Психотерапевтический подход автора Курпатов Андрей Владимирович

1.2.2. Соматогенные психические расстройства Определения и систематикаI. Церебросоматические заболевания, проявляющиеся, кроме прочего, психическими расстройствами.1. Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга.1.1. Непсихотические расстройства

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

5. Пограничные расстройства 5.1. Симптоматика и структура Пациент, страдающий пограничным расстройством, часто демонстрирует симптомы хоронической диффузной, разлитой тревоги, полиморфно перверсного сексуального поведения и разнообразные невротические симптомы

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 3. Пограничные психические состояния Психические состояния, находящиеся между нормой и патологией (слабые формы психических расстройств), называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния;

Из книги Психосинтез автора Ассаджиоли Роберто

Глава II САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА Изучение психопатологических сторон человеческой натуры дало большое число наблюдений и теорий, а также практических методик диагностики и лечения психических расстройств. Оно вызвало к жизни широкое

автора

1.4.1. Психические расстройства острого периода К ним обычно относят транзиторные психические нарушения различной тяжести у лиц, не проявлявших до этого каких-либо психических отклонений, в ответ на исключительный физический и психологический стресс, которые

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.4.2. Психические расстройства отдаленного периода В структуре этих нарушений наиболее распространенным является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

2.4.3. Предболезненные психические расстройства Предболезненные расстройства – это динамические дисфункциональные состояния субклинического уровня, характеризующиеся качественными изменениями, появлением психопатологической симптоматики, нарушением

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

Глава 3. Постстрессовые психические расстройства 3.1. Общие положения Отличительной чертой постстрессовых психических расстройств является то, что они определяются не только на основе симптоматологии и типа течения, но и по факту наличия причинного фактора –

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

7.4.1. Психические расстройства при экстрацеребральных ранениях К психическим расстройствам при экстрацеребральных ранениях относится группа соматогенных психических нарушений, развивающихся на различных этапах течения раневого процесса. Психические расстройства

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

7.5. Психические расстройства при термической травме 7.5.1. Острое перегревание организма Острое перегревание организма – патологическое состояние, характеризующееся повышением температуры тела и расстройством функций многих систем организма вследствие

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

7.7. Психические расстройства при интоксикациях 7.7.1. Изменения психического состояния при интоксикациях Изменения психического состояния могут развиваться при отравлении практически любым ядом. Эти нарушения могут проявляться в разнообразных формах, различаются по

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

7.8. Психические расстройства при радиационных поражениях 7.8.1. Патогенез психических расстройств при воздействии ионизирующих излучений Активное развитие атомной энергетики, широкое использование ядерных энергетических установок в промышленности и на транспорте

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

7.9. Психические расстройства при поражении СВЧ-излучением Развитие радиоэлектроники, радиолокации, радиорелейной и спутниковой связи привело к тому, что практически любой человек ежеминутно находится под влиянием электромагнитных излучений различной частоты.

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.2.4. Психические расстройства у мигрантов Отдельную категорию пострадавших составляют мигранты. Термином «мигрант» обозначают людей разной культуры, национальности, религии, различных по социально-демографическим характеристикам. По направлению перемещения выделяют

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

К пограничным нервно-психическим расстройства относятся: неврозы, психопатии, психические нарушения при соматических заболеваниях. Неврозы - болезненные проявления функционального состояния, вызванные личностным конфликтом и проявляющиеся психические и соматические заболевания. По мнению выдающегося советского психиатра Мясищева В.Н., в основе неврозов лежат неудачно, нетрадиционно разрешаемые личностью противоречия между НЕЮ и значимыми для нее сторонами действительности, неумение найти рациональный выход, влечет психическую и физическую дезорганизацию личности. Необходимо указать индивиду на связь психотравмирующей ситуации с системой значимых для него отношений и перестроить отношения больного с окружающими.

Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву. Еще в 1934г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939г. он уточнил, что невроз - это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В. П., 1960). В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности (Карвасарский Б. Д., 1980).

В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в

ортодоксальном психоанализе - как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги (Klei M. et al., 1966). В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства (Adler A., 1928). В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения (Wole J., 1958). Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения - это проявление заторможенного процесса самореализации (Horey К., 1950). Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний (Мясищев В.Н., 1955). Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт (Ноrеу К., 1945). Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием (Мясищев В. Н., 1960).

Эпидемиология неврозов. По официальным данным ВОЗ, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний - в 1,6 раза. Невысоким, очевидно, будет и рост числа психопатий, что, как и относительно небольшое увеличение психозов, подчеркивает ведущую роль в их происхождении биологической дефицитарности. Нарастание неврозов, помимо известных причин, является также следствием их лучшей клинико-психологической диагностики и более частой обращаемости за помощью. Высокий процент (35,3%) лиц с нервными заболеваниями выявлен в 1986г. в Великобритании. В Италии эта цифра составляет 24,8%, в Испании - 12,7%, т.е. заметназависимость числа нервныхнарушений от социально-экономического и культурного уровня этих стран. Увеличение нервных заболеваний в развитых странах идет, на наш взгляд, преимущественно за счет неврозов - наиболее весомой и динамичной социально-психологической и клинической переменной в общей нервно-психической патологии. Известно, что в структуре нервно-психической заболеваемости неврозы наиболее распространены у взрослых и детей (Колегова В. А., 1971 Лебедев С. В., 1979 Карвасарский Б. Д., 1980 Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985).

К ведущим невротическим нарушениям, выявляемым на неврологическом приеме, относятся астеноневротический синдром и невротические реакции (Горюнов А. В. и др., 1980). Данные врачебных приемов не дают полную картину заболеваемости неврозами. Среди детей с расстройствами психики, выявленных при сплошном обследовании, лишь 20% детей состояли на учете у психоневролога (Лебедев С.В., 1979). Необходимо помнить и то, что эпидемиологическое исследование неврозов затруднено по причине необходимости проведения направленной и достаточно продолжительной беседы с каждым из детей и по крайней мере - с одним из родителей. Легче поддаются учету явные формы нарушенного, делинквентного или психотического поведения, а также видимые признаки нервности, включая заикание и тики. По данным Л. В. Соколова (1985), отклонения в нервно-психическом развитии обнаружены у 33% детей, посещающих детский сад. Ориентировочные данные о количестве неврозов можно получить, если учесть их удельный вес в структуре нервно-психической заболеваемости на приеме. По одним данным, неврозы выявляются у 27% (Колегова В. А., 1971), по другим - у 45% больных от общего числа детей с нервно-психическими нарушениями (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). В среднем эта цифра составляет 36%, т. е. условно можно считать по крайней мере каждого третьего из детей с нервно-психической патологией больным неврозом. По-видимому, это соотношение будет увеличиваться в сторону неврозов при массовом обследовании в школе и выявлении психогенных форм школьной дезадаптации у 15-20% учащихся (Каган В.Е., 1984). Отмечается и 12% минимальная распространенность у всех детей выраженных клинических форм нарушений адаптации в школе (Schwartz G. M. etal., 1981). Наибольшее число неврозов, по данным обращаемости, наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте (Колегова В. А., 1971). По данным сплошного обследования, наибольшее число неврозов выявляется у детей школьного возраста (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения (Манова-Томова В. С. и др., 1981). В возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень невротизма (Bamer J. Н., 1979). Расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков (Захаров А.И., 1977 Лебедев С. В., Козловская Г. В., 1980). Больше неврозов в периоды возрастных кризов (Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). Школьная дезадаптация также способствует неврозам (Каган В. Е., 1984). В подростковом возрасте, по данным анкетного обследования J. Bamer (1979), более невротичны девочки. У девушек по сравнению с юношами заметно преобладание невротических расстройств, включая тревогу и депрессию (Almqit F.,1986). Больных неврозами женщин на приеме в 2 раза больше, чем мужчин (Мягер В. К.,1976). Следовательно, в детском возрасте заметно преобладание лиц мужского пола, больных неврозами, а у взрослых - женского пола. Причем у женщин ведущей реакцией на стресс будут нарушения психических, а у мужчин - соматических функций организма (Немчин Т. А., 1983). При неврастении соотношение мужчин к женщинам достигает 2,2. При истерическом неврозе, наоборот, девочек в 3,3 раза больше. При неврозах на фоне невропатии мальчиков значительно больше, чем девочек: без невропатии подобные различия минимальны. В отличие от невропатии, при которой число мальчиков достоверно выше, резидуальная церебральная органическая недостаточность не оказывает влияния на соотношение мальчиков и девочек при неврозах.

Достоверные различия будут отмечаться при клинической дифференциации невроза по степени тяжести. В группе с тяжелым, обычно психомоторно-осложненным, течением невроза мальчиков больше.

Если разделить всех больных неврозами по наличию или отсутствию

психомоторных нарушений, то соотношение мальчиков и девочек существенно изменится. В группе без психомоторных нарушений (тиков, заикания, энуреза) мальчики встречаются только в 1,1 раза чаще, чем девочки. В группе с психомоторными нарушениями мальчиков в 1,9 раза больше. В свою очередь, значительная часть психомоторных нарушений - это проявление невропатии, а она в большей степени характерна для мальчиков. Следовательно, невропатию у мальчиков можно воспринимать как один из факторов биологического риска. С 12 лет соотношение мальчиков и девочек, больных неврозами, практически одинаково, так как именно к началу пубертатного периода сглаживаются проявления невропатии. Изменение рассматриваемого соотношения в сторону более частых невротических расстройств у лиц женского пола заметно уже в

юношеском возрасте и, как уже отмечалось, характеризуется обратным детству соотношением у взрослых (Мягер К., 1976).

Нарушения поведения возбудимого круга (повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность вместе с агрессивностью (драчливостью), конфликтностью и неуживчивостью) несколько чаще встречаются у мальчиков (15%), чем у девочек (11%). У тех и других в старшем дошкольном возрасте они статистически достоверно более выражены, чем в младшем.

Нарушения поведения тормозимого круга (боязливость, пугливость, робость и нерешительность, неумение постоять за себя, беззащитность совместно с повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, легко обижаться, плакать и расстраиваться) более свойственны девочкам (22%), чем мальчикам (17%). Нарушения поведения тормозимого круга противостоят (обратная связь) бесцеремонности, отсутствию сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося, т. е. нарушениям поведения главным образом возбудимого круга. Тормозимость отрицательно коррелирует также с неискренностью, лживостью и хвастовством. Последние проявления, в свою очередь, несовместимы с повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью легко обижаться, плакать и расстраиваться.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома