Сквозной коносамент образец. Виды коносаментов. Между молотом и наковальней

Этот документ выписывается перевозчиком в адрес собственника товара. Он документально подтверждает принятие перевозчиком товара на борт судна, а так же обязует перевозчика передать товар законному держателю коносамента.

Отличительной чертой коносамента является то, что он способен выполнять функцию ценной бумаги. Коносамент выпускается в трех экземплярах. В процессе длительной перевозки, груз может быть перепродан несколько раз. И, в результате этих перепродаж, один из трех оригиналов коносамента окажется у конечного покупателя. В обмен на оригинал коносамента, перевозчик должен будет выдать товар его правомерному владельцу. При выдаче груза по оригиналу коносамента, остальные оригиналы теряют силу.

Издание коносамента является задачей перевозчика, но данные для его заполнения предоставляются отправителем.

Информация, содержащаяся в коносаменте:

  1. информация об отправителе и его местонахождении;
  2. данные о перевозчике и наименование судна (если известно);
  3. указание порта выгрузки;
  4. данные о получателе товара и его местонахождении;
  5. описание товара;
  6. особенности товара (например, класс опасности);
  7. масса товара, объем и количество грузовых мест;
  8. дата выдачи коносамента;
  9. указание количества выданных оригиналов коносамента;
  10. подпись грузоперевозчика.

На практике коносамент не всегда содержит информацию о конкретном получателе груза. Различают три способа заполнения строки "Consignee" (Получатель):

  • Order Bill of Ladind — ордерный коносамент, в графе получатель ставится указание "to order". В данной ситуации, груз будет выдан тому, кто будет указан отправителем. Этот вид коносамента встречается на практике чаще всего.
  • Bearer Bill of Lading — предъявительский коносамент, получатель в нем не указывается, груз будет выдан предъявившему оригинал документа. Данный вид используется редко, поскольку является самым незащищенным для законного владельца груза.

Разные виды и классификации

Существуют и другие классификации коносаментов:

Оборотный коносамент — к нему можно отнести ордерный и коносамент на предъявителя, в этих случаях, владелец коносамента может перепродать товар, не дожидаясь его прихода в порт.

  • Необоротный коносамент — указанный получатель не может передать свое право на получение товара третьему лицу. Под эту классификацию попадает именной коносамент.
  • Чистый коносамент — в котором нет данных о несоответствии фактического состояния товара и упаковки заявленному в документе.
  • "Не чистый" коносамент — в документе прописаны оговорки и замечания, касательно состояния товара, наличия дефектов или несоответствия по количеству и весу.
  • Сквозной коносамент — оформляют в том случае, когда перевозка является мультимодальной и товар подвергается перегрузке в разные виды транспорта.
  • Прямой коносамент — издается в случае прямых морских перевозок от порта до порта.
  • Бортовой коносамент — такой документ издают на уже погруженный на судно товар.
  • Береговой коносамент — выдается для подтверждения получения товара до его погрузки на судно. Например, получение товара на складе грузоотправителя.

На коротких морских перевозках часто используется телекс-релиз. Телекс-релизом называют сообщение из порта отгрузки в порт выгрузки, в котором указано, что все оригиналы коносамента были сданы грузоотправителем. В такой ситуации, товар должны будут выдать получателю без предъявления оригиналов коносамента. Телекс-релиз используется только в тех случаях, когда в коносаменте указан конкретный грузополучатель, то есть он является именным. Использование телекс-релиза упрощает и ускоряет операции с товаром, потому что избавляет отправителя и получателя от организации физической передачи оригиналов коносамента.

Аналогов такому документу, как коносамент, не существует. Наиболее близки к нему по смыслу такие документы, как: CMR — в международной автотранспортной перевозке, железнодорожная накладная — в железнодорожной перевозке и так далее. Эти документы также выписываются перевозчиком и содержат информацию об отправителе, получателе и характеристиках груза. Но они, в свою очередь, не являются товарораспорядительными документами.

Важно помнить, что ошибки в оформлении такого документа как коносамент могут повлечь значительные убытки для всех участников договора международной перевозки.

Коносамент – это документ, который выдается перевозчиком владельцу груза. Ключевая его особенность в том, что реализация прав по нему возможна исключительно при физическом предоставлении оригинала. Копия, электронная и прочие формы документа не обладают юридической силой. Рассмотрим далее типы и функции коносамента.

Общие сведения

Коносамент является ценной бумагой, выражающей право собственности на определенный указанный в ней продукт. Он считается аналогией товарной накладной. В нем присутствуют условия договора на морскую перевозку. Коносамент – это документ, позволяющий держателю распоряжаться грузом. Он выдается после того, как получатель примет перевозимые объекты. Этим документом на практике удостоверяется факт заключения соглашения. Порядок, в соответствии с которым осуществляется оформление коносамента, устанавливается Кодексом торгового мореплавания. Документ выдается на любой груз, вне зависимости от способа осуществления перевозки. Материальные ценности могут доставляться с предоставлением всего судна, определенных его помещений либо без этого условия вообще. Имея таможенный коносамент, перевозчик осуществляет транспортировку по Гаагским правилам. Они присутствуют в Международной конвенции от 25 августа 1924 года. В законодательстве государств могут быть установлены иные правила транспортировки.

Задачи

Исходя из описанных выше свойств, можно сказать, что коносамент – это документ, используемый в качестве:

  1. Расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.
  2. Товарно-транспортной накладной.
  3. Подтверждения договора на перевозку.
  4. Товарораспорядительного документа.

Коносамент также может выступать как обеспечение кредита под отгруженные объекты.

Специфика

В процессе перевозки товара, равно как и в период его хранения, происходит временное его отчуждение от владельца. Этот факт предполагает наличие ссудного отношения. Однако оно не выражается в форме кредитования. В связи с этим коносамент – это документ, обладающий свойствами, аналогичными характеристикам складского свидетельства.

Признаки

Коносамент представляет собой ценную бумагу:

  1. Долговую.
  2. Неэмиссионную.
  3. Документарную.
  4. Бездоходную.
  5. Срочную. Период ее существования будет зависеть от продолжительности перевозки.
  6. Именную, ордерную или предъявительскую. Это зависит от типа складского свидетельства.
  7. Номинированную. Номиналом является не денежная сумма, а фактическое количество перевозимого груза.

К рассматриваемому документу в обязательном порядке должен прилагаться страховой полис на транспортируемый груз. Кроме этого, передача коносамента может сопровождаться составлением (выпиской) дополнительных справок. Они могут касаться непосредственно перевозки товаров, их хранения, обеспечения сохранности. Эти документы могут потребоваться при прохождении таможенного контроля. Перечень необходимых справок для перемещения груза через границу устанавливается межгосударственными соглашениями и законодательствами конкретных стран.

Обязательные реквизиты

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов. Среди них особую важность представляют:

  1. Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.
  2. Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.
  3. Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.
  4. Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель. Перевозчик (агент морской, фидерной, океанской линии) также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

  1. Собственное наименование.
  2. В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.
  3. Место и дату выдачи документа.

Основные типы

Изначально коносамент использовали при перевозке груза исключительно на морском транспорте. В настоящее время его применяют и при перемещении товаров другими способами. В таком случае документ называют сквозным. Существуют также следующие разновидности коносамента:

  1. Линейный. В нем присутствует волеизъявление отправителя на заключение договора на перевозку груза.
  2. Чартерный. Этот документ выдается для подтверждения приема товара, который перевозится по договору фрахтования. Он представляет собой соглашение о найме корабля для выполнения конкретного рейса либо на определенный период. Такой коносамент не выступает как основание для оформления договора на морскую перевозку. В таких случаях заключаются отдельные соглашения на фрахт в форме чартера.

Оба указанных коносамента определяют взаимоотношения между перевозчиком груза и третьим лицом – держателем документа. Он выступает как расписка, которую выдает транспортировщик отправителю в подтверждение того, что объекты приняты к доставке, и вместе с этим товарораспорядительным документом. При этом условия купли-продажи и прочие операции в отношении груза осуществляются с помощью коносамента без фактической передачи самого товара.

Received for shipment (документ на размещение на борту)

Коносамент для размещения на борту судна подтверждает принятие товаров – доставку под охрану корабля. После погрузки судовладелец предоставляет документ, удостоверяющий, что объекты готовы к транспортировке. Он называется бортовым коносаментом. Судовладелец может также связать документ с названием корабля, датой в порту отгрузки, указав, что товары им были приняты. Такая бумага должна обладать такими же свойствами, что и бортовой коносамент.

Clean bill of lading ("чистый" документ)

В чистом коносаменте отсутствуют какие-либо дополнительные пометки или оговорки, которыми прямо констатируется дефектность товара либо его тары. Как правило, в таком документе указано, что объекты внешне находятся в хорошем состоянии. В международной банковской системе при аккредитивном расчете по общему правилу коносаменты должны являться чистыми, если другое специально не оговаривается в условиях документарного аккредитива.

Claused (оговорки)

В ряде случаев выдается коносамент с оговоркой. В таком документе капитан корабля отмечает обстоятельства, относящиеся к видимым дефектам тары или груза. Другими словами, он указывает на факты несоответствия ордеру погрузки. Такой документ принимается в банке в том случае, если в условиях оплаты присутствует точное описание пометок или оговорок, которые допустимы.

Through bill of lading ("сквозной" документ)

Сквозной коносамент предоставляется в том случае, если морская транспортировка составляет только определенную часть общего пути следования либо выполняется двумя и более линиями. В таких ситуациях отправителю удобнее составить один документ, чем заключать отдельный договор с каждым перевозчиком. Отправитель, который выписывает коносамент, взаимодействует только с тем перевозчиком, который его подписывает. Транспортировщик организует перезагрузки с последующей доставкой. За это он взимает фрахт (дополнительную плату).

Custody B/L (береговой акт)

Документ, который выдают в подтверждение приема объектов на берегу (обычно на складе перевозчика), именуется береговым коносаментом. При размещении груза, в отношении которого он был выдан, в нем делается соответствующая пометка о том, что товары приняты, указывается дата и делаются иные существенные записи. В некоторых случаях береговой коносамент заменяется бортовым.

Домашний коносамент

Этот документ составляется для предотвращения различных проблем, связанных с транспортировкой груза. Он используется также, если:

  1. Необходимо скрыть путь следования и реального клиента.
  2. Отправитель или агент предоставляет дополнительные услуги, которые не предусматриваются в сфере морских перевозок.
  3. Фрахт был приобретен у транспортировщика, не имеющего своих судов, но состоящего в NVOCC, и этой компании нужно скрыть пусть передвижения и фактического клиента по конкретному грузу.
  4. Документ необходим до осуществления погрузки товара на борт. К примеру, такая ситуация возникает, если отправитель использует кредитную схему в работе.

Важный момент

Как выше было сказано, в коносаменте должны присутствовать определенные реквизиты. При их отсутствии документ не будет считаться товарораспорядительным. Коносамент перестает в таком случае выступать как ценная бумага. Выписка документа осуществляется в нескольких экземплярах. Один из них предоставляется отправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров все остальные теряют юридическую силу.

Статус получателя

В зависимости от того, как определен этот субъект, коносамент может быть:

  1. Ордерным.
  2. Именным.
  3. На предъявителя.

Первый выдается тогда, когда конкретное лицо обладает правом распоряжаться, кому именно выдать груз. Такая возможность закрепляется словами to order ("по приказу") в строке Consignee. Если это лицо не указано, то коносамент будет считаться "по приказу отправителя". Именной документ содержит в графе Consignee сведения о получателе. В строке указывается наименование конкретного субъекта. Коносамент на предъявителя не содержит никаких определенных данных относительно лица, имеющего право получить груз. В связи с этим в порту назначения объекты должны быть выданы любому субъекту, предъявившему документ. Коносамент на предъявителя используется достаточно редко, поскольку любой его держатель выступает в качестве законного получателя.

Дополнительно

Коносамент обслуживает товарооборот во время перевозки. Поэтому его могут передавать заинтересованные участники отношений без каких-либо ограничений. По этому признаку все коносаменты считаются оборотными. Отличие между ними состоит в способе, которым осуществляется его предоставление одним лицом другому. При составлении документа определяется, кроме прочего, его цена. Она устанавливается в соответствии со стоимостью груза, подлежащего перевозке, и объемом расходов на его транспортировку.

Линейный коносамент (linear bill of lading) - это документ, выдаваемый морской линией (перевозчиком), в качестве расписки о принятии груза к перевозке. Со стороны грузоотправителя линейный коносамент можно рассматривать как выражение воли относительно заключения договора морской перевозки.

Linear b/l отражает отношения между перевозчиком и грузоотправителем, является ценной бумагой (товарораспорядительным документом). Применение линейного коносамента предусматривает проведение операций купли-продажи товаров без их фактической передачи (практикуется при перепродажах грузов в пути).

Во всех видах линейных коносаментов предусматривается право судна после принятия конкретных товаров к перевозке заходить в любые порты, включая факультативные для погрузки, выгрузки принятых с условием выбора опциона (порта назначения) грузов, для бункировки и прочих операций.

Капитан линейного судна имеет право размещать грузы каждого владельца с учетом общей загрузки судна - для обеспечения мореходности и сокращения времени стоянок в портах. С грузовладельцем согласовывается только размещение груза на верхней палубе. Все линейные коносаменты содержат оговорку о субституте (право перевозчика заменить указанное в расписании судно другим, равноценным по технико-эксплуатационным характеристикам).

Компании, осуществляющие перевозки на условиях «liner terms», принимают на себя ответственность по организации обработки судов и грузов в портах. В линейном коносаменте это отражается в следующей редакции: «Судно осуществляет погрузку и выгрузку грузов у определенного причала и несет все расходы по погрузке груза с причала в трюм судна, включая штивку, укладку (stowage), и по выгрузке груза из трюма на причал у борта судна».

Типовыми проформами линейных коносаментов предусматривается, что линия не обязана подавать нотис о приходе судна в порт назначения грузоотправителю. Принимается, что перевозчик строго выполняет объявленное расписание. На практике, это не всегда так.

Оборотная сторона линейного коносамента

На оборотной стороне linear b/l содержатся условия договора морской перевозки оператором - держателем судоходной регулярной линии, название которой указано на лицевой стороне документа. Условия (principal, additional clauses) устанавливают, что перевозка грузов выполняется на линейных условиях (liner terms) согласно проформ БИМКО (BIMKO) «Висконбилл» (visconbill): «Конлайнбилл» (conlinebiil) — «развернутая форма» и «Лейнербилл» (liner bill) — «краткая форма». Конкретная линия используется изложенные в проформах условия и состав «боксов» на лицевой стороне проформ БИМКО для разработки своих собственных коносаментов.

Особенности линейных перевозок в типовой проформе linear bill of lading

Типовые проформы устанавливают обязанности сторон и особенности применения линейных коносаментов. Линия оплачивает стивидорные расходы, приобретение крепежного, подстилочного, прокладочного материала, производит за свой счет сепарацию (разделение) коносаментных партий, крепление груза в трюме, счет грузов, рассортировку товаров по коносаментам при выгрузке. Перевозчик несет расходы на оплату работы экспертов при освидетельствовании состояния мореходности судна, пригодности трюмов, размеров и причин повреждения товаров.

На счет грузовладельца относятся связанные с грузом сборы, налоги, пошлины, административные расходы, фумигация, сбор и рассортировка груза (когда смешивание коносаментных партий произошло по его вине). Владелец груза возмещает расходы за взвешивание груза, ремонт и замену упаковки, дополнительную перегрузку, понесенные судовладельцем из-за несоблюдения отправителем/получателем таможенных или импортных требований штрафы и расходы.

Специальная сепарация, предусмотренная обычаями порта или требованиями таможни, также оплачивается за счет грузовладельца. Сумма фрахтового платежа автоматически изменяется пропорционально изменению курса валют, если между датой фрахтовой сделки и датой фактической оплаты фрахта произошла девальвация или ревальвация валюты.

Виды линейных коносаментов

Тип линейного коносамента определяется вариантом перевозки. В практике морских перевозок выделяют следующие разновидности linear bill of lading: прямой (морской), сквозной, мультимодальный, Delivery orders, Optional B/L, сервисный (Service B/L), фидерный.

Сквозной линейный коносамент используется, когда океанский перевозчик не обслуживает порт погрузки или выгрузки. Между океанской линией и местным перевозчиком (фидерной линией) заключается договор, а вся перевозка для грузовладельца оформляется одним - сквозным - коносаментом.

Функция мультимодального линейного коносамента (документа комбинированной/смешанной перевозки) - оформление перевозки несколькими видами транспорта, с участием морского. Документ выдается оператором смешанной доставки (морская линия, автоперевозчик, железная дорога или экспедитор).

Функция Delivery orders - оформление отправки сборными партиями. Прямой линейный b/l обязывает перевозчика доставить поименованный груз из конкретного порта в другой конкретный порт.

Коносамент – это специфический юридический документ, который транспортировщик определенного груза выдает владельцу товара после его доставки. Значение этого документа состоит в том, что он подтверждает на товар.

Функции этого документа:

  • транспортировщик, который берет на себя ответственность перевозки груза, дает расписку о том, что перевезет груз в исходном (надлежащем) состоянии;
  • коносамент так же выполняет функцию товарной накладной;
  • подтверждает, что состоялся факт договоренности о грузоперевозке;
  • функция распоряжения товаром, который перевозится.

Так же коносамент перевозчика может исполнять кредитную функцию, то есть он обеспечивает кредит под отгруженный перевезенный груз.

Юридические аспекты коносамента

Изначально документом – коносаментом пользовались только перевозчики грузов по морским или речным путям, но со временем это понятие распространилось и на континент. Теперь же такое понятие как договор коносамента широко используется в сфере оказания услуг грузоперевозок любым видом транспорта, что спровоцировало появление нового термина – сквозной коносамент.

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно. Данные требования изложены в документе, который называется «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Так же существует перечень законодательных актов, которые регулируют социальные отношения в торговой сфере относительно грузоперевозок. Например, на данный момент морские грузоперевозки регламентируются специальным законом, регулирующим все аспекты перевозок грузов морскими путями. Еще есть специальные морские конвенции, и регулирующие морские транспортировки, которые осуществляются между разными странами. Одна из таких конвенций была создана в 1924 году - она унифицировала правила коносамента, тем самым, предварительно разрешив целый ряд вопросов, касающихся данной тематики.

Виды коносамента

    1) Ордерный. Этот вид коносамента является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. может осуществляться несколько раз; число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

    2) Коносамент, который свидетельствует о том, что груз уже принят на борт судна и находится под охраной данного документа.

    3) Коносамент, не имеющий оговорок, дополнений, дополнительных пометок и условий. Это говорит о том, что документ является чистым и товар не имеет дефектных характеристик.

    4) Документ с оговорками. Свидетельствует о том, что перевозимый груз имеет дефекты, обнаруженные уже после того, как груз был передан на борт судна. Если капитан судна обнаруживает видимые дефекты самого груза или его упаковки, то он, таким образом, может снять с себя ответственность за то, что доставляет товар не того качества, которое указано в ордере передачи. Банки принимают такие коносаменты лишь в том случае, если в документе четко указано, какие дефекты были обнаружены, то есть, указана точная причина внесения дополнений в чистый коносамент.

    5) Оборотный. Этот документ имеет свойство переходить в собственность от одного владельца к другому.

    6) Именной (необоротный) документ. В таком коносаменте есть четкое указание на фамилию и имя лица, которое обязано получить соответственный груз.

    7) Документ на предъявителя. Такой документ передается методом простого вручения. Надо сказать, что данный вид коносамента используется довольно редко.

    8) Коносамент линейный (транспортный коносамент). В таком документе указываются все имеющиеся условия по договору транспортировки груза, а так же указывается третья сторона, которая имеет право получить сведения относительно условий договора, непосредственно изучив его.

    9) Чартерный коносамент, который еще называют фрахтовым.

    10) Сквозной. Заключается, когда поставщикам и получателям гораздо легче организовать транспортировку сухопутными или воздушными путями, нежели задействовать морские транспортировочные ресурсы. Это может быть выгодно из ряда причин. К тому же, договор морской перевозки часто приходится заключать с несколькими посредниками, тогда как при сквозном коносаменте организовать транспортировку можно с привлечением минимума транспортных ресурсов. Это получается гораздо быстрее и дешевле. В качестве посредника выступает только один транспортировщик, с которым подписывается договор перевозки. Этот транспортировщик берет на себя ответственность по перевозке и отгрузке определенного груза, а во время перевозки отвечает за его сохранность и хорошее состояние, получая за это фрахт – дополнительную оплату труда.

Реквизиты, которые должен иметь коносамент

Как и любой другой документ, коносамент необходимо оформлять в соответствии с требованиями государственных стандартов оформления юридической документации. Оформление коносаментов регулируется правилами российского Кодекса торгового мореплавства.

  • Во–первых, если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких суден, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.
  • Во–вторых, обязательно указываются данные про отправителя товара и его транспортировщика.
  • Так же в обязательном порядке указывается место составления договора (точнее - место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).
  • Указывается маршрут судна (суден), которые перевозят груз.
  • Наименование физического или юридического лица, получающего груз.
  • Если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.
  • Так же необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.
  • Указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).
  • Зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.
  • Важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие особы, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что человек, который должен получить груз, не всегда проинформирован об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного , которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации). В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.- это делается в целях его безопасности и страховки в случае наступления независящих от него последствий.

Коносамент – это общий документ, который, в зависимости от того, о каком грузе и перевозчиках идет речь, имеет четко уставленные формы. Такие унифицированные формы способствуют порядку в правовой документации и разрешают некоторые проблемы, которые могут возникнуть в перспективе при перевозке грузов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

После приема груза к доставке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (Bill of Lading, в переписке обычно пользуются сокращением B/L или BOL). Он удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует условия, является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом, подтверждает право собственности на отгруженный товар. После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.

Коносамент, как правило, выписывается в трех и более экземплярах, содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов имеется надпись ORIGINAL, указана информация о перевозимом грузе (наименование грузоотправителя/грузополучателя, судна, портов погрузки и выгрузки, указаны параметры груза, время и место выдачи, количество оригиналов и др.), на обороте - постоянные условия договора перевозки. На копиях, которые могут печататься на бланках по цвету или фактуре отличных от оригиналов, стоит отметка COPY.

Каждая морская линия имеет свой коносамент, но за основу часто принимается типовая проформа линейного коносамента Conlinebill, разработанного BIMCO (Baltic and International Maritime Council - Балтийский и международный морской совет). Рассмотрим содержание лицевой стороны коносамента на примере морской линии Maersk. Некоторые графы могут оставаться незаполненными, если не имеют значения для конкретного груза или перевозки (Табл. 1) .

Таблица 1. Содержание лицевой стороны коносамента морской линии Maersk

№п/п

Наименование графы

Содержание

BILL OF LADING FOR OCEAN TRANSPORT OR MULTIMODAL TRANSPORT

Название документа: морской или мультимодальный коносамент. Коносамент считается мультимодальным, если заполнена графа «Место получения» и (или) графа «Место поставки», т.е. когда у морской линии была заказана не только морская перевозка, но и наземная доставка в порт отправления и (или) из порта назначения.

SCAC

Код (Standard Carrier Alpha Code), используемый для идентификации перевозчика.

B/L №

Номер коносамента. Представляет собой набор латинских букв и (или) цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии можно узнавать информацию о движении груза.

Booking №

Номер букинга (заказа на перевозку). Также позволяет узнавать информацию о статусе груза. Номер коносамента и номер букинга часто совпадают.

ExportReferences

Svc Contract

Графа для указания ссылок на документы и т.п. (номер заказа, инвойса, др.).

Номер сервисного контракта с морской линией.

Onward inland routing (Not part of Carriage as defined in clause 1. For account and risk of Merchant)

Графа для указания деталей дальнейшей наземной доставки, которая не была заказана у морской линии и осуществляется за счет клиента, риски по которой несет клиент.

Shipper

Наименование грузоотправителя, обычно с адресом.

Consignee (negotiable only if consigned “to order”, “to order of” a named Person or “to order of bearer”)

Наименование грузополучателя, обычно с адресом.

Notify Party(see clause 22)

Компания, которую нужно информировать о прибытии груза. Может быть указана любая компания или лицо (грузополучатель, экспедитор, банк и т.д.).

10.

Vessel (see clause 1+19)

Название судна. В интернете можно найти его фотографии, а также текущее местонахождение.

11.

Voyage №

Номер рейса.

12.

Place of Receipt. Applicable only when the document used as Multimodal Transport B/L. (see clause 1)

Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия осуществляет наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправления.

13.

Порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера на борт судна.

14.

Port of Discharge

Порт разгрузки, порт назначения. Порт, куда должен быть доставлен контейнер и где будет осуществлена его выгрузка с судна.

15.

Place of Delivery. Applicable only when the document used as Multimodal Transport B/L. (see clause 1)

Место поставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия осуществляет наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю.

16.

PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER.

Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier

Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию о конкретном перевозимом грузе. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных.

17.

Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №.

Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указывается также вес и объем груза. Нужно обратить внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также часто содержатся контактные данные представительства морской линии в стране, куда направляется контейнер.

18.

Weight

Вес груза брутто.

19.

Measurement

Объем груза.

20.

Freight & Charges:

Rate, Unit, Currency, Prepaid, Collect.

Фрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту (ставка, база начисления, валюта). Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. Фрахт может быть уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если фрахт еще не был оплачен, делается пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).

21.

Carrier’s Receipt (sea clause 1 and 14). Total number of containers or packages received by Carrier

Общее количество контейнеров или грузовых мест, принятых перевозчиком.

22.

Place of issue of B/L

Место выпуска коносамента.

23.

Number & Sequence of Original B(s)/L

Количество выпущенных оригиналов коносамента, порядковый номер конкретного экземпляра коносамента (например, 1 из 3).

24.

Date of Issue of B/L

Дата выпуска коносамента.

25.

Declared Value(sea clause 7.3)

Объявленная стоимость груза. Заполнение этой графы (указание в ней стоимости перевозимого груза) повышает пределы ответственности морской линии в случае порчи или утраты груза до указанной суммы. В случае желания грузовладельца объявить стоимость груза нужно будет заплатить более высокий фрахт.

26.

Shipped on Board Date (Local Time)

Дата погрузки на борт судна (по местному времени). В большинстве случаев совпадает с датой выпуска коносамента.

27.

Signed for the Carrier Maersk Line A/S As Agent(s)

Место для подписей перевозчика, капитана судна, агента.

В некоторых графах содержатся ссылки на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, где имеются важные оговорки. Например, графа Notify Party «отсылает» к п. 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза. Словом, необходимо внимательно читать содержащуюся информацию.

Если одновременно отправляется несколько контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию. Отдельный коносамент на каждый контейнер обойдется дороже, т.к. за оформление каждого документа взимается сбор, но в некоторых ситуациях это удобнее (например, если грузополучатель заранее знает, что не успеет своевременно рассчитаться с грузоотправителем за всю партию, это позволит ему избежать простоя в порту оплаченных контейнеров).

В случае, кода отправка осуществляется в составе сборного груза (LCL), на каждую партию товаров оформляется отдельный комплект коносаментов, т.е. контейнер может быть один, а выписанных коносаментов - 7, 11 и т.д. - в зависимости от количества перевозимых грузов.

Обратим внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя. Последний, как правило, предварительно присылает грузополучателю коносамент (draft bill of lading) на проверку. Пренебрегать ею не стоит, поскольку внесение изменений в уже выпущенные коносаменты - платная услуга.

На один и тот же груз может быть оформлен или только линейный коносамент, или линейный и домашний коносаменты. Выпуск исключительно домашнего коносамента невозможен.

Линейный коносамент (Master Bill of Lading, MBL) выпускается морской линией на фирменном бланке для ее заказчика, коим чаще всего выступает агент-экспедитор (и в этом случае линейный коносамент часто оформляется в форме sea waybill, чтобы не усложнять документооборот), реже - непосредственно грузоотправитель.

Домашний коносамент (House Bill of Lading, HBL) выпускается агентом-экспедитором также на своем фирменном бланке для конкретного грузоотправителя.

Получение контейнера

Чтобы забрать контейнер из порта назначения для дальнейшей доставки грузополучателю, необходимо выполнение любого из трех условий: сдать оригинал коносамента в стране назначения, иметь телекс-релиз или sea waybill (экспресс-релиз).

Рассмотрим эти условия подробнее.

После отправки груза агент оформляет домашний коносамент. Когда грузоотправитель выполняет свои обязательства перед агентом (в случае возникновения таковых, например, оплачивает счета за портовые сборы и наземную доставку контейнера в порт отправления), последний выдает ему комплект оригиналов коносамента. Грузоотправитель высылает их (обычно курьерской почтой) грузополучателю только после выполнения своих обязательств перед ним, в первую очередь - финансового характера. При использовании аккредитива коносаменты предоставляются в банк грузоотправителя, пересылаются в банк грузополучателя, выдаются банком грузополучателя грузополучателю. Грузополучателю следует своевременно рассчитываться с грузоотправителем и контролировать отправку оригиналов коносамента, чтобы не допустить простоя контейнера в порту прибытия.

Получив оригиналы коносамента, грузополучатель сдает их экспедитору. Только после этого возможен вывоз прибывшего в порт груза для дальнейшей доставки наземным путем.

Если по каким-то причинам бумажными версиями коносаментов пользоваться неудобно, например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения или существуют опасения, что оригиналы коносамента потеряются во время пересылки, можно воспользоваться другим вариантом - сделать телекс-релиз (telex release, TR). Это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения о том, что отправитель сдал оригиналы коносамента агенту-экспедитору. Наличие телекс-релиза отменяет необходимость предъявления оригиналов коносамента в пункте назначения для получения груза.

Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента агенту, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом может потребоваться оплата сбора за оформление телекс-релиза - обычно 25-30 долларов США за один комплект коносаментов.

Процедура оформления телекс-релиза такова. На оригиналах коносамента проставляется штамп «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), оформляется уведомление о телекс-релизе (telex release notice, telex release instruction) и вносятся отметки о релизе в компьютерной системе. Телекс-релиз может быть оформлен только в том случае, если были выпущены бумажные оригиналы коносамента. Помимо того, он не используется для оборотных коносаментов и для sea waybill.

В большинстве случаев отправитель высылает получателю, а получатель сдает экспедитору полный комплект выпущенных коносаментов. Вместе с тем, для получения груза достаточно предъявить хотя бы один оригинал коносамента (аналогично грузоотправитель для оформления телекс-релиза должен сдать хотя бы один оригинал коносамента). После этого все остальные экземпляры становятся недействительными. Такая возможность обычно прописывается внизу на лицевой стороне коносамента: One of these Bills of lading must be surrendered duly endorsed in exchange for the goods. In witness where of the original Bills of Lading all of this tenor and date have been signed in the number stated below, one of which being accomplished the other(s) to be void, что в дословном переводе «Один из этих коносаментов должен быть должным образом индоссирован и сдан в обмен на товар. Удостоверяем, что оригиналы коносамента, идентичные по содержанию и дате составления, были подписаны в указанном ниже количестве, после выдачи груза по одному из оригиналов коносамента, остальные оригиналы теряют свою юридическую силу».

Таким образом, если был оформлен необоротный коносамент, достаточно предоставить один оригинал (желательно поставить на нем печать грузополучателя и подпись ответственного лица), а если был оформлен оборотный коносамент - предоставить один оригинал, заверенный печатью и подписью приказодателя и финального грузополучателя. Возможны исключения, когда дополнительно оговаривается, что для получения груза необходимо предоставить именно полный комплект оригиналов коносамента.

Оригиналы коносамента должны быть обязательно собраны до осуществления выдачи импортного груза. На практике возникают ситуации, когда клиент настоятельно просит экспедитора вывезти прибывший груз без предоставления оригиналов коносамента или телекс-релиза, ссылаясь на срочность и важность груза, огромные убытки от остановки производства, обещая при этом незамедлительно рассчитаться с грузоотправителем при первой возможности. Формально так делать нельзя. Экспедитор обязан выдавать грузы только после предоставления оригиналов коносамента или телекс-релиза. В противном случае, он будет обязан возместить пострадавшей стороне (чаще всего грузоотправителю) все возможные убытки, понесенные из-за таких действий.

Экспедитор иногда идет навстречу клиенту с хорошей репутацией (к тому же, если «на воде» имеются другие контейнеры от данного грузоотправителя) и «закрывает глаза» на несвоевременное предоставление документов. Однако это возможно только в случае оформления домашнего коносамента (если на груз был выписан только линейный коносамент, это невозможно) и осуществляется экспедитором. Впрочем, мы не рекомендуем так поступать.

При утере оригиналов коносамента (украдены, уничтожены и т.д.) грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма с описанием сложившейся ситуации, гарантией отсутствия каких-либо претензий к морской линии и экспедитору и гарантией оплаты возможных убытков в случае их возникновения. Помимо того - запросить перевыпуск коносамента с оплатой сбора за данную процедуру. Если коносамент был оборотный, понадобится внести залог или предоставить банковскую гарантию на срок от 6 месяцев до 2 лет в размере, пропорциональном стоимости груза (как правило, 150-200% стоимости груза).

Если на груз был оформлен sea waybill, предоставление оригиналов коносамента или оформление телекс-релиза для получения груза не требуется, т.к. является невозможным: оригиналы вообще не выпускались. Указанный в sea waybill грузополучатель может забрать груз без совершения каких-либо дополнительных действий. Процедура выдачи груза по sea waybill называется экспресс-релиз (express release).

Для получения груза грузополучатель должен сдать экспедитору оригинал(ы) коносамента или предоставить телекс-релиз либо sea waybill.

Параллельно с оборотом домашних коносаментов между агентом, грузоотправителем, грузополучателем и экспедитором происходит «круговорот» линейных коносаментов между представительствами морской линии в стране отправления, стране назначения, агентом и экспедитором. При этом работают все те же принципы: могут выпускаться оригиналы коносамента (с последующим оформлением телекс-релиза или пересылкой оригиналов) или оформляться sea waybill, что удобнее и чаще всего используется на практике. В случае утери оригиналов коносамента экспедитору придется осуществлять те же действия: писать письма, предоставлять гарантийный депозит. Морская линия может удерживать грузы и не выдавать их в порте назначения, если нарушаются согласованные финансовые аспекты договора: не вносится своевременная оплата за перевозки или предоплата, превышен размер кредитного лимита и т.д.

Если на груз оформлялся только линейный коносамент, то вместо двух «круговоротов» коносамента остается только один - передача линейного коносамента между участниками морской контейнерной перевозки.

В заключение отметим, что выбор соответствующего типа коносамента и процедуры его сдачи напрямую зависит от специфики каждой отдельной перевозки.

Дмитрий Курочкин

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома