Ионыч анализ. Анализ произведения Чехова “Ионыч”. Анализ произведения Ионыч

Анализ рассказа «Ионыч»

Рассказ «Ионыч» принадлежит к числу лучших произведений Чехова. Вместе с тем он отличается прозрачностью своего построения, которая позволяет отчетливо различать как приемы творчества, так и основной замысел автора.

Овсянико-Куликовский предостерегает нас, что если «прочитать этот небольшой рассказ бегло, так сказать поверхностно, без должного внимания, без того проникновения, какого требует всякое серьезное произведение искусства, то легко может показаться, будто рассказ написан на старую, избитую тему о том, как «среда заедает свежего человека». Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературные беседы // Вопросы психологии творчества / Спб., 1902. С. 235-256.

Рассказ начинается со слов: «Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдывались, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую». Чехов А.П. Ионыч // Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М., 1986. Чехов использует здесь приём силлогизма. Эта черта очень характерна для художественного таланта Чехова. Смелость в употреблении опасных художественных приемов и вместе с тем необыкновенное умение их обезвреживать и пользоваться ими для достижения художественных целей - вот, что ярко отличает манеру Чехова и заставляет нас удивляться оригинальности и силе его дарования. В данном случае «силлогизм» обезврежен тем, что он выражен в конце рассказа, уже после того, как читатель сам его вывел, так что он не подсказывается ему автором; кроме того прием обезврежен еще и тем, что вывод сделан не прямо от лица автора, а косвенно - от лица Старцева и представлен как черта, дорисовывающая общее настроение героя.

В основании рассказа «Ионыч» лежит особого рода унылое и безотрадное чувство, вызываемое в художнике созерцанием всего, что есть в натуре человеческой заурядного, пошлого, рутинного. Под воздействием мысли, что рутина - не исключение, а правило, что она - необходимая принадлежность большинства, и так называемый средний или нормальный человек является воплощением заурядности натуры, тупости ума и чувства, бездарности, беспросветности, - унылое чувство незаметно преобразуется в мрачное, пессимистическое воззрение на человека. Пессимизм Чехова основывается на глубокой вере в возможность безграничного прогресса человечества, на убеждении, что оно вовсе не идет назад, а только слишком медленно идет вперед, и главным препятствием, задерживающим наступление лучшего будущего, является нормальный человек, который не хорош и не дурен, не добр и не зол, не умен и не глуп, не вырождается и не совершенствуется, не опускается ниже нормы, но и не способен хоть чуточку подняться выше ее.

Вот именно этому-то вопросу о нормальном человеке, взятом со стороны психологической и общественной, и посвящены некоторые рассказы и очерки Чехова, в том числе и «Ионыч».

Чехов отрицательно относится к этому «нормальному» человеку, считая, что это общество людей безнадежных, представляющих картину полного застоя, темной рутины, из которой нет выхода. «Когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что надо трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий понимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними». Чехов А.П. Ионыч // Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М., 1986.

По мнению Овсянико-Куликовского Чехов говорит всё это не зря, а потому, что он лелеет высший человеческий идеал. Старцев, несомненно, человек всё той же рутины. Он из числа тех, которые легко и скоро опускаются, тяжелеют и становятся жертвами какой-нибудь низменной страсти, вроде скупости и жадности к деньгам. В его натуре много грубого, жесткого, много мелкого эгоизма и душевной сухости. Но в то же время от других людей рутины он выгодно отличается одним преимуществом - просвещенным умом . Важное свойство такого ума - способность видеть дальше, мысленно выходить из рутины жизни и постигать возможность лучшего будущего.

«И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, а когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал».

Однако, несмотря на просвещённый ум, все черты, из которых составлен художественный образ Старцева, являются типичными для современного общества. В этом смысле фигура Старцева представляет собою образчик превосходно поставленного и вполне удавшегося «художественного опыта».

Рутина есть, прежде всего, принадлежность общественности, а не отдельной личности. Раз мы входим в состав той или другой общественности, то по необходимости подчиняемся установившейся в ней норме привычек, понятий, обычаев, моды и как бы заражаемся теми стремлениями и страстями, которые вытекают из самого характера данного общественного строя.В рассказе Чехова прекрасно показано, как постепенно, хотя и довольно скоро, молодой врач Старцев, человек с хорошими задатками, превратился в того «Ионыча», того сухого эгоиста и человека наживы, каким мы его видим в конце рассказа.

«Если нам удалось уяснить себе художественные приемы и точку зрения Чехова, как они выразились в рассказе «Ионыч», то нам уже нетрудно будет узнать их и в других произведениях этого писателя. Нужно только помнить, что в них не следует искать всестороннего изображения жизни, но что в них даны нам результаты «художественного опыта», в котором руководящей точкой зрения служит мрачный, безотрадный взгляд на человека и на современную жизнь. Но этот взгляд так выражен, и весь «опыт» так поставлен и проведен, что внимательный и вдумчивый читатель чувствует присутствие идеала, его тихое, еще неясное веяние, и, вместе с художником, устремляет свой умственный взор в туманную даль грядущего, где уже чуется бледный рассвет новой жизни». Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературные беседы // Вопросы психологии творчества / Спб., 1902. С. 235-256.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек. Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно. Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается.

В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать.

Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился.

Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов.

Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество. Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Кроме анализа рассказа Антона Павловича Чехова А.П. «Ионыч» также прочитайте:

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

В рассказе Чехова «Ионыч», со свойственным ему мастерством и талантливыми характеристиками героев рассказа, передана нелицеприятная правда о поколении того времени. Особо остро автор подчеркивает вопрос о влиянии общества на отдельно взятую личность. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальные темы и идеи произведения, претерпели значительные изменения, прежде, чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь и быт городских жителей, любовная тема.

Композиция – Рассказ выстроен методом пунктирной композиции: знакомство с доктором и семьей Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной, следом идет конец неудавшегося любовного романа, дальше – новая встреча с Катей, и завершается описанием той жизни героев, какой она и будет продолжаться в ближайшем будущем.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что история создания рассказа постепенно изменялась. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель дает оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности самого героя.

После выхода в свет этого произведения, критика со стороны литературоведов была неоднозначной, отзывы были как положительные, отдавшие дань гению Чехова, так и отрицательные, увидевшие недостаточную открытость в характеристике героев. Одним из критиков была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под его влиянием.

Тема

Проводя в «Ионыче» анализ произведения, необходимо раскрыть суть названия рассказа. Описание начинается с семьи Туркиных, создавая впечатление, что речь пойдет об этом семействе. Позже приходит понимание того, что главный герой – Ионыч. На протяжении повествования, идет деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек в городе, хороший врач, постепенно погряз в мещанстве, и превратился в обыкновенного обывателя. Это дает право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставя его в один ряд с серыми и безликими личностями горожан.

Такая деградация личности является одной из главных тем произведения. Старцев, когда – то стремившийся к каким-то идеалам, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, и отдающий работе все свое время, медленно, но верно, стал превращаться в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика стала приносить ему стабильный и крупный доход. Все свои средства, доктор Старцев стал вкладывать в недвижимость, покупать себе вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Докторская деградация стала происходить не только в его внутренних изменениях убеждений, но и во внешних проявлениях.

Герой стал грубым и раздражительным, он растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме как жажды обогащения. Любовная тема, затронутая автором в этом рассказе, умирает так же, как и духовное начало Старцева. Если в начале повествования герой и испытывал какое-то чувство к Екатерине Ивановне, то и оно, по мере его духовной гибели, сошло на нет. Старцев даже испытывает облегчение от того, что их отношения не сложились.

Проблематика произведения и в состоянии общества в целом, писатель касается многих нравственных проблем, имеющим место в жизни городка. Это и необразованность граждан, его бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят свое время скучно и однообразно, каждый из них живет в собственном и маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений, серость и низость мышления обывателей превалирует над высокими идеалами.

Роль общества на Старцева оказала большое влияние, он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.

Композиция

Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей . В первой части происходит знакомство с семьей Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. Доктор приезжает в городок молодым, энергичным человеком, его приглашают в дом Туркиных. В герое пока еще присутствует амбициозность, он понимает, насколько мало развита духовность этого семейства, и не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечен своей работой, он постоянно занят, и вторая встреча с семьей Туркиных происходит по прошествии года с небольшим, во второй части произведения. Хозяйка дома стала часто приглашать молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. После глупой затеи Котика со свиданием на кладбище, Старцев решил сделать ей предложение, с мыслью о богатом приданном. Когда же девушка отказала ему, он пожалел о том, сколько лишних хлопот доставило ему это предложение.

В третьей части рассказа описывается, насколько обрюзг и располнел телом, но обнищал душой, доктор Старцев. Он уже перестал интересоваться чем бы то ни было, найдя удовольствие в ежевечернем подсчитывании своих денег, которых стало уже много, а хотелось еще больше. Так началось его духовное обнищание, он стал все больше походить на обычных обывателей городка. И в следующей части произведения, Старцев все больше и больше занимается своим обогащением, радуясь тому, что он не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда – то, он делал ей предложение.

В финале рассказа доктор Старцев уже давно превратился в Ионыча, это уже не тот, молодой и амбициозный врач, приехавший в город искать свое медицинское призвание, а старая, обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая счастье в богатстве, и обедневшая морально.

Главные герои

Жанр

Конечно, «Ионыч» является рассказом, но описание всей жизни героя, его постепенное духовное разложение, фактически, приближает его к маленькому роману, настолько глубоко охвачены события этого произведения. Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История создания рассказа Ионыч

Писатель начал работать над "Ионычем" в августе 1897 г. Сюжет рассказа "Ионыч" прост - это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Фактически же рассказ - это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в равнодушного обывателя.

Какова центральная тема рассказа?

Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.

Какова основная идея произведения?

Она заключается в призыве "Берегите в себе человека!".

Какова композиция рассказа

Композиция рассказа подчиняется одной общей цели - показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц?

Чехов добивается этого следующими художественными средствами. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении. Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную атмосферу этого города.

чехов рассказ ионыч старцев

Символика фамилии Старцев. О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Каковы взгляды, характер этого человека?

Фамилии у Чехова, как правило, "говорящие". В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен.

Анализ 1 главы

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа). Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: "своих лошадей у него не было". Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: "Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать".

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте его вслух.

Вывод :

Мы видим, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой "приятной" семье - люди бездарные, неталантливые. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, бездарная, но… все же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было "недурственно", не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ 2 главы

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь - важная художественная деталь.

(Только одно - смешное, с ее точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: "Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой - о, нет, прости же!.".)

Как и многие писатели, А.П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком. Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости, а потом все-таки взял и поехал. Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: "У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке". Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Анализ 3 главы

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. Читатель к такому концу уже готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце…" и т.д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктиром, что подтверждается повторением художественных деталей.

Анализ 4 главы

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: "Но вот прошло 4 года".

Какие изменения произошли в семье Туркиных ? Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Кот "уже не было прежней свежести и выражения детской наивности - во взгляде, и в манерах было что - то новое несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома". Иван Петрович, Пава не изменили своему "репертуару". И мы вслед за автором делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним ? Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.

Анализ 5 главы

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

Вспомним начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев - два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором: "За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней".

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски "не закончен". Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: "Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте, пожалуйста! - И машет платком".

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно - его моральное и духовное опустошение. (Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием - расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям: жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева.)

чехов рассказ ионыч старцев

Вывод

Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лени и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подминается силой обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлении., происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступая перед действительностью, он всем своим существованием врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов ("Враги") и Дымов ("Попрыгунья"). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Как я понимаю призыв " Берегите в себе человека "

Рассказы Чехова учат нравственности и морали. В некоторых из них А.П. Чехов ставит проблему о разложении личности, о "футлярности", то есть скрытности человека. К таким рассказам относятся "Ионыч", "Человек в футляре", "О любви" и другие. Рассмотрим сюжет одного из них, рассказа "Ионыч".

В "Ионыче" повествуется о докторе Дмитрии Ионыче Старцеве, приехавшем в город С. Здесь царит скука, страшная рутина, люди вялые, пассивные. Но Старцев встречает семью Туркиных, считающуюся в городе самой образованной. Там он влюбляется в дочь Туркиных, Веры Иосифовной и Ивана Петровича, Екатерину, которую родители ласково звали Котиком. После некоторого времени, проведенного в кругу Туркиных, он сделал ей предложение руки и сердца, но она отклонила его, объяснив это тем, что хочет уехать в Москву и стать актрисой. Этим она разбила его сердце, после чего он потерял смысл жить и стал просто существовать.

Здесь и начинается разложение личности Старцева. Он перестает радоваться жизни, вливается в саму атмосферу города, толстеет, а жители начинают звать его просто Ионычем.

Пример Дмитрия Старцева доказывает слова А.П. Чехова: "Берегите в себе человека". Я считаю, что, придерживаясь этих слов, можно оградить себя от разложения души, которому был подвержен Ионыч. Самое главное - бороться за жизнь, не вливаться в пассивное состояние окружающей среды и никогда не опускать руки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Перелом в творчестве Чехова в 1887–1888 годах, снижение роли анекдотического начала в произведениях. Психологичность прозы. Рассказ "Ионыч" - история бессмысленной жизни героя. Жизнь семьи Туркиных. Игра в высшее общество. Проблема деградации личности.

    презентация , добавлен 29.03.2013

    Высокое звание человека, гражданина, художника. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова "Крыжовник", "Ионыч". Разоблачение обывательщины и беликовщины. Пробуждение высших стремлений у героев рассказа "Дама с собачкой".

    сочинение , добавлен 26.03.2008

    Краткий анализ рассказа А.П.Чехова "Крыжовник", характеристика образа главного героя - помещика Николая Иваныча. Конфликт рассказа, его основные мысли и идеи. Выдающиеся цитаты из произведения "Крыжовник". Отношение Чехова к мечте Николая Ивановича.

    презентация , добавлен 03.06.2013

    Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Изучение жизни и творческой деятельности А.П. Чехова - русского писателя, общепризнанного классика мировой литературы. Отражение черт русского национального характера в творчестве Чехова. История создания рассказа "О любви", его краткое содержание.

    презентация , добавлен 24.11.2014

    "Палата №6" один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом, который создан автором для выявления какого-либо порока в обществе, его причин и последствий. Жизнь доктора Рагина - история борьбы мировоззрения человека с реальностью.

    доклад , добавлен 29.04.2008

    Время написания рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой", художественный мир произведения, главные действующие лица и сюжет. Внутренние переживания героев. Цветовая палитра рассказа. Использование Чеховым жестикуляции и кажущихся случайными деталей.

    сочинение , добавлен 06.07.2011

    Конец 70-х годов XIX века - начало журналистской деятельности Антона Павловича Чехова. Юмор и характерная особенность рассказов и героев Антоши Чехонте. Анализ рассказа "Толстый и тонкий". Причины и последствия поездки А.П. Чехова на остров Сахалин.

    реферат , добавлен 09.07.2010

    Творческий путь и судьба А.П. Чехова. Периодизация творчества писателя. Художественное своеобразие его прозы в русской литературе. Преемственные связи в творчестве Тургенева и Чехова. Включение идеологического спора в структуру чеховского рассказа.

Проблема нравственной деградации личности остро встает в рассказе “Ионыч” (1898). Чехов в присущей ему манере художественного укрупнения и убедительной детализации пытается отыскать причины духовных перерождений личности. Значимость проблемы возрастает, если обнаружить общее в образах “Ионыча” и “Евгения Онегина”. В образе Владимира Ленского Пушкиным очерчен возможный путь от романтика до обывателя, довольствующегося домашним бытом.
Подобно Пушкину, Чехов включает в повествование мотив времени. Оно помогает увидеть,

Как быстро и неузнаваемо меняется герой, превращаясь из Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча – “поляка надутого”, подобного языческому богу. Контраст, сравнение, гипербола укрупняют ужасное перерождение полного благих намерений, умного, мыслящего человека, прекрасного врача в человека, главным мотивом жизни которого стала “нажива”. Как и почему это произошло?
Молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев по-настоящему увлечен делом, способен жить “в труде и одиночестве”, помогая больным, служа “благородной цели жизни”. Он уверен, что “постоянно надо трудиться, нельзя жить без труда”. С первых абзацев повествования параллельно следуют мотивы стремления к неординарному, возвышенному и скуки, однообразия провинциальной жизни, которая отталкивает Дмитрия Ионыча; как мыслящий человек, он убежден, что разговаривать с обывателями не о чем. Да и отношения с Туркиными приводят к разочарованию: “…если одни из самых талантливых жителей во всем городе настолько бездарны, то какой тогда город”.
Писатель утверждает, что к духовной Деградации Дмитрия Старцева привело не только влияние среды. Чехов, проницательно вглядываясь в личность, даже на пространстве рассказа раскрывает множество внутренних, зависящих от самого Ионыча причин духовного оскудения. Первые симптомы духовного разрушения он ощущает через телесные недостатки. Мысль “Ох, не надо бы полнеть!” звучит как понимание того, что безобразное в физиологии сигнализирует об опасности духовной.
Старцев, наблюдая за собой, подмечая собственные недостатки, как образованный человек предвидит их последствия. Действительно, низменные азартные страсти – игра в вист, стяжательство – постепенно вытеснят высокую жизненную цель, породив бездушие и черствость в профессиональной деятельности. Недавнее юношеское стремление быть выше обывателей вытесняется страстью к покупке домов. Ионыч еще молод, но время уже ощущает, как старик, который боится всего нового. Ему уже уютно в “футлярном” пространстве, которым он закрылся от многообразия жизни.
Огромная дистанция, образовавшаяся между Дмитрием Старцевым и Ионычем, объясняется расстоянием, которое отделяет идеальное от нормы. Середину, норму трудно найти и выдержать. Размышление над тем, почему от высших помыслов человек нисходит до безобразного, приводит к сравнению Ионыча с Туркиными. Ведь в духовном опустошении он превзошел их. Значит, есть нечто, что удерживает Туркиных на плаву жизни, не позволяет опуститься ниже нормы.
Сюжет заканчивается многозначительным эпизодом. При каждом наступление осени жена вместе с дочерью уезжает в Крым. “Провожавший их на перроне, Иван Петрович, когда поезд трогается, вытирает наступившие слезы…” Не подсказка ли это автора, видящего в семье, сердечной привязанности людей основу для нормального существования?

(No Ratings Yet)



  1. Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцева, лаконично излагая которую, Чехов демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой реакции. На первом этапе Старцев...
  2. КЛАССИКА А. П. ЧЕХОВ РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” – ВЕЧНАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: “Достоинство его творчества в том, что оно понятно...
  3. План 1. Окружение доктора Старцева. 2. Деградация персонажа. 3. В чем заключается трагедия доктора Старцева. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова “Ионыч” является неоднозначным, как и многие другие...
  4. ДРАМА КРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие...
  5. Одна из главных тем творчества Чехова.- разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного...
  6. Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла...
  7. Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих В творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его...
  8. ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ ДОКТОРА СТАРЦЕВА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ИОНЫЧ” В рассказе “Ионыч”, написанном в 1898 году, А. П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, – духовной...
  9. А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: “Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования”. Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов...
  10. Рассказ “Ионыч” – еще один пример “футлярной жизни”. Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, “не имея свободного часу”. Его душа...
  11. Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием – максимальная концентрация информации в относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, отсюда способность сделать символической самую обычную...
  12. А. П. ЧЕХОВ ИОНЫЧ Семья Туркиных живет в губернском городе С. Местные жители очень уважают талантливую и образованную семью. Иван Петрович Туркин – глава семьи, очень веселый и добрый человек....
  13. В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей...
  14. Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их...
  15. План 1. Тема жизни “среднего” обывателя в прозе А. П. Чехова. 2. Мещанство и пошлость в рассказе “Ионыч”. 3. В чем причина победы среды над человеком? Тема жизни “среднего”, типичного...
  16. Личность Чехова и его произведения План I. Творец и его детище. II. Анализ творчества Чехова. III. Автор – главный герой своего произведения. Творец часто изображается в своем творении и часто...
  17. ИЗОБРАЖЕНИЕ ОМЕРТВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДЫ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА Страшное зло омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, показывает Чехов в рассказе “Ионыч”. Молодой гость семьи Туркиных доктор Дмитрий Ионыч...
  18. Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли “интеллигентным выходцем из народа”. Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем “течет мужицкая...
  19. В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет несколько рассказов об интеллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая, что люди, призванные вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды,...
  20. Свое сочинение я назвал словами поэта Н. Некрасова. Мне кажется, что они точно выражают то, что я хочу сказать по поводу рассказов А. Чехова. Максим Горький боролся в своих произведениях...
  21. Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство...
  22. Русская литература 2-й половины XIX века Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова А. П. Чехов вошел в историю русской литературы как писатель, во многом противоречащий созданной до него...
  23. Рассказ Чехова “Толстый и тонкий” начинается с описания встречи двух друзей на железнодорожном вокзале. Свое внимание автор уделяет комплексности мужчин, одного который находился на вокзале, он называет “толстым”, а другого...
  24. РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа Автор изображает духовную деградацию личности. Общая атмосфера в городе С. располагает к однообразной, беспросветной жизни. Даже жизнь “образованной и талантливой” семьи Туркиных на удивление монотонна (одни...
  25. Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова План I. Чехов и сила его таланта. II. Герои Чехова и их судьбы. III. Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения...
  26. А. П. ЧЕХОВ. “ИОНЫЧ”, “ВИШНЕВЫЙ САД” Вспомним ранний рассказ-“малютку” “Толстый и тонкий” (1883 г.). Как будто простая зарисовка общественных нравов. Приятные воспоминания бывших соучеников прерваны в момент, когда они узнают...
  27. Одно из лучших произведений А. Пушкина “Евгений Онегин” не оставляет равнодушным никого и наводит нас на размышления о многом. Этот роман разрушает стереотипы в свое время. Автор разрешает персонажам жить...
  28. Какую функцию в изображении эволюции чеховского героя Ионыча выполняют художественные детали? Формируя развернутое рассуждение, вспомните, что художественная деталь как выразительная подробность, характерная черта какого-то Предмета, части быта, пейзажа или интерьера...
  29. Повесть “Скотный двор” была написана в 1943 г., а увидела свет в 1945 году. Произведение Джорджа Оруэлла отказались печатать в Англии и Америке (в нем четко прослеживалась сатира на сталинизм)....
  30. Прозу Чехова отличает необычайная краткость и содержательность. Писателю удается в отдельном эпизоде изобразить жизненную драму, на малом пространстве развернуть романное содержание. Сам Чехов признавался: “Умею о длинном говорить коротко”. Чехов...
Анализ произведения Чехова “Ионыч”

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома