Татуировки в тайланде сак янт. Тайские магические татуировки сак янт. Значение Сак Янт

Сак Янт. Слышали такое словосочетание? Многие ответят, что Сак Янт – это такая тайская татуировка. Но не
все так прозаично. Да, Сак Янт – это татуировка, (Сак – переводится как «набивать», а Янт – священный геометрический узор),
но это не обычная тату – Сак Янт это целая философия, путь, выбор.
Сак Янт – это магическая татуировка, которая может как принести обладателю богатство, успех, силу, любовь и множество желаемых качеств, так и отнять желаемое.
Сак Янт требует соблюдения некоторых правил. Но обо всем по порядку.

Татуировка Сак Янт – Значение и История

Сак Янт – Магические татуировки или священные мантры-узоры, появились больше 2000 тысяч лет назад на западе Китая.
Традиционно, Сак Янты изображали мантры (каты) и геометрические конструкции вокруг них, а также почитаемых животных, божеств, перемежаемых
фразами на языке Пали.
В Таиланд Сак Янт пришли на рубеже 17 века из Камбоджи, в тот момент, когда Сиамская и Кхмерская армии объединились против общего врага – Бирмы.
Буквально каждый воин считал своим долгом иметь татуировку Сак Янт на теле, верили что она охраняет от вражеских стрел и оберегает воина в бою.

С тех пор немногое изменилось. Тысячи лет подряд специально обученные мастера Сак Янта – аджаны, набивают в храмах-монастырях священные мантры желающим
изменить свою жизнь, добиться успеха, желаемого, воплотить мечты.
Сак Янт, в зависимости от выбранного узора или рисунка приносит обладателю защиту, показывает путь к богатству, влияние, наделяет красноречием и харизмой,
помогает раскрыть таланты и стать удачливым в любви и работе.

Древний язык Пали, который используют мастера аджаны при нанесении татуировки, не имеет собственной письменности и поэтому
используется кхмерский или тайский алфавит.

Что означает Сак Янт и как происходит процедура магической татуировки

Вокруг Сак Янтов бродит множество домыслов, слухов и прочего, в основном из за отсутствия достоверной информации или опыта.

Упомяну лишь о самых частых заблуждениях и вопросах про Сак Янт.

Каким инструментом делается Сак Янт?

Сак Янт в древние времена мастер аджан делал деревянной или металлической палкой заточенной на конце.
У каждого мастера был свой заговоренный молитвами инструмент, который использовался для нанесения всех тату и всегда.
О стерилизации в те далекие времена никто не беспокоился, ну а сейчас, если Сак Янт наносят при помощи палочки, то ее
стерилизуют в спирте.
Естественно такой вариант не устраивает большинство иностранцев, которые хотят набить на свое тело Сак Янт.
Поэтому ничего удивительного в том, что сейчас мастер-аджан наносит мантры и узоры при помощи тату-машинки используя
только одноразовые иглы и качественные краски.

Сохраняются ли магические свойства Сак Янта если делать ее машинкой?

Инструмент нанесения тату никак не влияет на магию Сак Янта. Так что да, магические свойства сохраняются.

Где делают Сак Янт и кто делает Сак Янт?

Если вы решили изменить свою жизнь к лучшему, измениться внутри, приобрести новые ценные качества, тогда стоит
отнестись к процедуре приобретения татуировки Сак Янт серьезно и тщательно.

Настоящие Сак Янты делаются ТОЛЬКО в храме. Только при условии соблюдения ритуала.
За тем чтобы все было сделано правильно, следит Аджан. Аджан – это мастер Сак Янта, бывший монах, который прошел обучениетайские лотосы для храма

Сак Янт 5 рядов

и допущен к этому делу.

Монахи делают Сак Янты ТОЛЬКО мужчинам. Буддийским монахам запрещено касаться женщины. Даже через предмет, даже через тряпочку.
Есть такие «умельцы», которые делают тату через предмет или ткань. Это неправильно и осуждается настоящими мастерами.

Но! Монах всегда присутствует при нанесении Сак Янта, потому что он читает молитву, благословляет и является важной частью церемонии.

Сак Янт – Значение символов магической татуировки

Сколько стоит Сак Янт?

Сак Янт – Значение символов магической татуировки

Сколь стоит удача? Радость в любви или красноречие, неуязвимость?
сколько вы готовы заплатить, чтобы чувствовать себя счастливым и всю оставшуюся жизнь радоваться каждому дню и жить в достатке?
Влияние татуировки Сак Янт – это вопрос веры в том числе.
Я знаю множество людей, у которых есть Сак Янт. Это и русские, и европейцы, и конечно тайцы и тайки.
Изменилась ли их жизнь после татуировки? Многие считают что да. И в лучшую сторону. Что это – слепая вера или самовнушение?
Чудо, магия или что-то еще? Я не знаю. Каждый сам найдет ответ на такой вопрос.
Некоторые вещи – бесценны.

Но все же, цены на магические татуировки в лесном Храме, куда я собираюсь в ближайшее время, очень гуманны.

Почему монахи берут деньги за Сак Янты?

Монастыри в Таиланде находятся на самообеспечении, а монахи тоже люди. Им нужно покупать еду, оплачивать электричество,
воду и прочее. Все это делается на пожертвования. Местные монахи не ездят на бентли и не носят золотых цепей в палец.

Лесной храм, в который я собираюсь, существует с времен правления Рамы 5, то есть с 18 века. Это намоленное место, в дали от цивилизации и мне искренне интересно там побывать.

Кто в Тайланде лучший мастер Сак Янта?

На территории храма живут 7 монахов-отшельников, среди которых мастер Аджан-Дам – (в переводе – Черный мастер), которого мне очень рекомендовали
как отличного мастера делающего магические татуировки Сак Янт.

Не буду подробно расписывать цены, упомяну лишь, что татуировка Сак Янт, сделанная мастером Аджан-Дамом стоит от 700 бат и до 10 000 бат (на пол-спины).

Люди которые уже побывали в гостях в этом храме и сделали тату у мастера Аджан Дама рассказывают о его положительной энергетике, добром сердце
и отзываются о нем как о человеке наделенным даром.

Значения магической татуировки Сак Янт и их основные Цели

Не секрет, что популяризировала татуировку Сак Янт во всем мире, всем известная голливудская актриса Анджелина Джоли, у которой
на лопатке наколоты «пять рядов» или Ha-thaeo (ห้าแถว; по тайски: пять рядов)

У Анджелины Джоли вот такой сак янт 5 рядов

Ha-thaeo (Стоимость у аджана Дама 1500 бат)
Это одна из самых популярных тату, приносящих удачу. Делается на левом плече и:
1 столбик это мантра хранит покой дома, вторая – покажет верный жизненный путь, подскажет вход и выход,
третья – защита от злых духов, от бед, катастроф, четвертая – приносит удачу, а пятая отвечает за истинную любовь и милосердие.

Kao-yot (Thai: เก้ายอด; translation: девять шпилей) - Защита и удача, обретение семьи и сохранение очага. делается как фундамент для всех остальных тату
и наносится прямо у основания шеи. Некоторые мастера настаивают, чтобы этот Сак Янт был нанесён прежде остальных.
Защита в семье, удача, добро приходит в вашу жизнь.

Kao-yot (Стоимость у Аджана Дама 2000 бат)

Paet hit (Cтоимость у Аджана Дама 2000 батов)

Paet – thit (Thai: แปดทิศ; translation: восемь точек) - защита во всех направлениях вселенной - круглая татуировка, наносится обычно по центру спины.

Одинарный тигр (стоимость у Аджана Дама – 4500 бат)

Двойной тигр (стоимость у Аджана Дама – 9000 бат)

Изображение тигра (наносят обычно двух) - считается очень сильной татуировкой, даёт большую силу и влияние на свою жизнь и в обществе.

Дракон - редкий Сак Янт. Даёт мудрость, силу, богатство.

Крокодил - очень мало кто из мастеров наносит этот Сак Янт, считается, что крокодил даёт человеку «темную» силу и отсутствие сострадания, носителя такого Сак Янта сложно победить в бою.

В арсенале у Аджана несколько сотен различных янтов определенного значения, выбрать свой янт вы можете непосредственно в храме после беседы.

* Амнадж - обладатель татуировки получает физическую силу, хитрость и расчётливость.
* Мэтха Маханьём - сострадание от других, люди высшие по рангу воспринимают равным обладателя этой татуировки.
* Конг Грапан - защищает от холодного и огнестрельного оружия.
* Маха Сана - делает обладателя привлекательным в глазах противоположного пола, позволяет обрести любовь конкретного человека.
* Клаев Клаад - Сила Уклонения - от несчастных случаев и опасностей.
* Там Кваам - действие этой Янт классифицируется как чёрная магия.
* Джанг Нганг - снижение возможностей противника.
* Сатхв Химапант - татуировки мифологических животных, которые придают определенные качества этого животного.

Стоит отметить, что татуировки сделанные мастером Сак Янта с изображением животных очень сильны и наделяют обладателя
силой и качествами этих животных.

От некоторых татуировок Аджан может вас отговорить. И вообще, если вам что-то будут советовать касательно Сак Янта, то лучше
прислушаться к мастеру, чтобы получить действительно татуировку наделенную определенной магической силой.

Не существует одинаковых татуировок, все они индивидуально подбираются мастером под вашу личность, то есть внешне они могут быть похожи, но мантры на них разные!!

Еще вопросы про Сак Янт

Сколько делается Сак Янт?

От 15 минут до нескольких часов.

Какого цвета делают Сак Янт?

Цветов 3 – красный, черный и прозрачный.

Сак Янт – Значение символов магической татуировки

Красный выбирают редко, чаще всего черный. Красный чаще используют как дополнение черной татуировки.
Прозрачный – то есть бесцветная татуировка Сак Янт, делается специальным маслом.
Ее делают даже детям. Да, в Тайланде делают татуировки детям. Не все, и не всегда, но вера в могущество оберега Сак Янт так велика, что
родители порой набивают прозрачный янт ребенку, чтобы уберечь его от несчастий и привлечь удачу в его жизнь.

Прозрачная тату маслом подойдет даже тем, кто в принципе против татуировок на теле и не планировал набивать ни одной, но
хочет измениться, изменить свою жизнь, привнести в нее удачу и счастье, достаток.

Кстати, сами мастера Сак Янта считают что прозрачные татуировки более действенные в плане магии и привлечения удачи, так
как скрыты от посторонних глаз.

Как можно попасть в этот лесной храм и сделать Сак Янт?

Если вы хотите сделать татуировку Сак Янт, пройти обряд, привлечь в свою жизнь положительное и уйти от негативного, то велком!

Всем желающим я дам контакты тур-компании, которая организовывает поездки туда.

Если кто-то из моих читателей хочет съездить в лесной храм за Сак Янтом, пишите, съездим вместе!
Я собираюсь туда чтобы уже после, подробно рассказать что там и как, как проходит эта поездка и что нужно знать о ней.

Стоимость поездки в лесной храм за Сак Янтом – 3800 – 1 чел. 2600- 2 чел. 3 и больше 2200 бат. (Татуировка выбранная вами оплачивается отдельно).
Также с собой нужно будет прихватить 12 лотусов для мастера, такие традиции. Лотусы не проблема купить на любом рынке и стоить они будут
не больше 100 бат.

тайские лотосы для храма

Анонсы описаний новых экскурсий и приглашение поехать вместе со мной:)

Друзья! погода в Паттайе сейчас не радует, налетели муссоны из Индонезии, так что пока дождит, остается только по экскурсиям и ездить, зову вас в путь!

Собираюсь посетить новые и на мой взгляд интересные экскурсионные программы в ближайшее время, чтобы потом рассказать
о них на сайте. Так что если решите составить компанию, буду рада познакомиться:)

1. Бангкок по стопам Голливуда – экскурсия для тех, кто уже видел-был в храмах и хочет чего-то не стандартного.
В нее входит прогулка по реке Чао-Прайя, посещение ресторана на крыше знаменитой гостиницы «Ле-Буа», где снимался
фильм «Мальчишник в Бангкоке», прогулка по Бангкоку, Кхаосан-роад из фильма «Пляж», где можно остановиться и выпить
пару коктейлей:) Думаю будет весело и интересно.

Цена этой экскурсии – 2400-2500

2. Новая экскурсия которой еще ни у кого нет. Herbal-Tour. Мастер-класс по тайскому травяному массажу мешочками, программа
по оздоровлению всего организма при монастыре. Классные мастера массажа, прошедшие обучение монахами в специальной школе тайского
массажа. Посещение уникального монастыря, лечебный массаж (лечат заболевания связанные с опорно-двигательным аппаратом, проблемами после переломов,
и проч.)- травяной массаж мешочками+тайский массаж и сауна на основе более чем 60 видов лечебных тайских трав, которая дает тонизирующий
и оздоровительный эффект. Обряд очищения, когда монах прочитает над присутствующими мантру на здоровье и благополучие.
Дегустация лечебного чая. Ищущим лакшери и де-люкс не подойдет. Это тайский монастырь с монахами и школой массажа, говорят все очень действенно, но
конечно никаких сверх-удобств не предвидится, это не спа-салон.
Цена – 2300 – 2400 бат

3. Поездка в лесной храм за Сак Янтом. Если хотите не банальную картинку на теле, а настоящее мастерство наделенное силой, оберег,
пишите, может быть договоримся и съездим вместе в этот лесной храм. Хотелось бы в ближайшее время описать этот тур.

Цена – 3800 – 1 чел. 2600- 2 чел. 3 и больше 2200 бат.

4. И еще одна, самая ближайшая экскурсия в которую входит посещение Храма-Истины, роскошного дворца «Куриного короля», Gems-Gallery,
ужин и шоу из 35 номеров тайских артистов. Длится примерно с 12 до 18-19 вечера. Я поеду 20 мая, то есть завтра, так что кто
со мной- велком!

Цена – 1700 бат

Если вы не прям сейчас в Паттайе, но вам интересны эти и другие экскурсии, или вы хотите съездить и сделать Сак Янт у настоящего мастера,
пишите в комментариях, вышлю вам контакты.

Сак Янт — магические татуировки (священные узоры), которые появились у племён Tai на юго-западе Китая и северо-западе Вьетнама более 2000 лет назад. Сак Янт изображает священные геометрические конструкции, животных и божеств с фразами на языке Пали. В Таиланде эта традиция появилась из Камбоджи в начале 17 века, когда сиамские и кхмерские войска воевали вместе против Бирмы. Сегодня Сак Янт популярны в основном в Таиланде, и в меньшей степени в Камбодже, Лаосе и Мьянме.

Считается, что Сак Янт дает владельцу защиту, власть, богатство, харизму и тд. Наносятся священные татуировки традиционно металлическими иглами, но сейчас уже начали использовать машинки, особенно в местах, куда часто приезжают за Сак Янтами иностранцы, переживающие за стерильность игл.

Что означает Сак Янт из символов. Янт, который не является рисунком, состоит из буддийских молитв, сокращенных слогов или элементов из палийских заклинаний. Так как у языка Пали нет письменности, при нанесении янтов используется кхмерский или тайский алфавиты. Например в Центральном Таиланде для нанесения Янта часто используют кхмерский или шанский алфавит, а на Севере Таиланда — алфавит Северного Таиланда или языка Лы. Некоторые конструкции Янтра были адаптированы из добуддийского шаманизма Юго-Восточной Азии.

Изображения животных. Кроме буквенных начертаний делаются изображения животных (тигр, обезьяна, геккон и т.д.), каждое из которых наделяет носителя татуировки определенными качествами (подробно в конце поста↓).

Цвет татуировок Сак Янт может быть черным, красным или никаким — то есть прозрачным.

В отличие от Запада, где тату является больше эстетическим украшением, в Таиланде они пронизаны духовностью и суеверием, уходя корнями в буддийские анимистические представления и образы. Некоторые тайцы считают, что западный человек никогда не сможет по-настоящему понять и оценить Сак Янт. И ещё один важный момент — в культуре Азии голова является наиболее священной частью тела, а всё, что ниже талии — наименее. Иностранцы часто наносят изображения на ногах и если среди этих изображений есть такие образы как например Будда, то у тайцев это вызывает очень негативную эмоциональную реакцию.

Магические свойства Сак Янта и запреты для его носителей. Если верить в магию Сак Янта, то он изменит вашу жизнь. Можно выделить три основных действия священных татуировок. Первое — Сак Янт приносит пользу носителю, наделяя его например красноречием. Второе — защита в опасных ситуациях — такие Сак Янты делают полицейские, военные, водители такси и тд. И третье — Сак Янт даёт человеку влияние на других людей. Например вызывает страх или уважение. Но кроме преимуществ, Сак Янт требует соблюдения некоторых правил, при игнорировании которых он не действует.

Правила можно сравнить с заповедями любой религии. Не убивать, не красть, не лгать, не спать с чужими женами, часто: не пить спиртное и не есть мясо, и т.д. У каждого монаха свой свод правил.

©Ольга Салий. Копирование материала запрещено. Впервые опубликовано: 2013, обновлено: 2019

Где сделать Сак Янт в Таиланде

  • Мастера, делающие Сак Янт очень разные и их много. Но они как стоматологи — вы никогда не узнаете мастера, пока не увидите его лично и не получите свой Сак Янт.
  • Мастера, наносящие Сак Янт есть очень дорогие, очень раскрученные и есть многие другие — о которых не кричит интернет, потому что они не умеют или не хотят заниматься пиаром. Несложно понять, что количество пиара в интернете не равняется «силе» мастера…
  • Проще всего выбрать популярного мастера, о котором уже все написали и сказали какой он сильный и крутой, позвонить ему по указанному номеру и приехать в назначенное место.
  • Можно выбрать самого дорогого — например Аджан Ну, который делает Сак Янты Анджелине Джоли и живёт в Бангкоке, заплатив за свой Сак Янт в районе $1000.
  • Можно самостоятельно приехать в храм или к малоизвестному Аджану и сделать татуировку у него, выбрав его собственными глазами. В Ват Банг Пхра простой Сак Янт делается бесплатно, единственный обязательный расход — пожертвование в 100 бат.

Каждый измеряет уровень мастерства своими критериями…

Мастера, которые делают СакЯнт

Аджан Коб, Аюттайя — самый популярный среди иностранцев мастер. Живёт в Аюттайе. Добраться: из Бангкока до Аюттайи можно от станции метро BTS Victory Monument. Доезжаем до метро, выходим из станции и спрашиваем у кого угодно: «Бас ту Аюттайя». Нам показывают пальцем в сторону мини-басов, в один из которых мы садимся и едем в Аюттайю. По приезду в Аюттайю можно также спросить у кого угодно где живёт Аджан Коб или обратиться к таксисту, чтобы он привез вас прямо к Аджану. Телефон Аджана Коба: +66 8155-77-958 и его помощника: +66 8660-81-749. Сак Янт у Коба стоит в районе 1000-20000 бат.

Аджан Thong. Живёт и делает Сак Янты в Бангкоке и Сингапуре (в Сингапуре Sultan Plaza). Найти его можно тут: 42 Soi Therdthai Phasi Charoen, недалеко от рынка Talat Phiu. Номер телефона: 02-869-1425. Стоимость Сак Янта от 100 бат.

Аджан Tueng Kongton. Делает в том числе уникальные Сак Янты, которых не делает больше никто. Найти его можно в Бангкоке недалеко от Baan Pra pin 5 village, адрес: 109 Soi Ekachai Bangbon. Телефон: 081-496-0076

Другие мастера перечислены на например тут: sak-yant.com/samnak-sak-yant/ajarn-kob/ — страничка Аджана Коба, а в правой колонке вы можете найти много других Аджанов и посмотреть информацию о них.

Но есть другие способы получить Сак Янт. Например, прийти в храм и выбрать своего мастера собственными глазами.

Выбор мастера и Сак Янт на фестивале магических татуировок в Ват Банг Пхра

Если вы хотите выбрать своего мастера лично, то можно сделать сразу по-максимуму: поехать на Фестиваль магических татуировок , который проходит каждую весну (примерно в марте, но для каждого года своя дата) в храме Ват Банг Пхра возле Бангкока — в эту ночь в храме присутствует максимальное количество мастеров (монахов и аджанов) — вы можете заглянуть в глаза каждому и выбрать своего.

Вообще, священную татуировку в Ват Банг Пхра можно нанести в любой будний день — как мужчине, так и женщине, просто в ночь фестиваля здесь собирается максимальное количество мастеров. Простой СакЯнт делается бесплатно — вам нужно только оставить пожертвование на 100 бат. Более сложный (изображение зверей или птиц) — платно, в среднем это может стоить 2-3 тыс бат (в пределах $100).

Иглы, которыми делают Сак Янт стерилизуют чисто символически (вы сможете увидеть этот момент). Из желающих сделать священную татуировку часто выстраивается целая очередь к каждому монаху. В общем, если для вас важная стерильность, то в Ват Банг Пхра можно спросить кто делает Сак Янт машинкой — теперь там есть и такое.

Как добраться до храма Ват Банг Пхра

Храм Банг Пхра находится тут: 13.903211, 100.198342 Добраться до него можно:

  • поймать такси по счётчику от Бангкока (ок 30 км на запад от Бангкока и ок 900 бат в одну сторону),
  • вызвать или Grab, что обойдётся дешевле (в 2016 году обошлось 340 бат от Бангкока до храма!)
  • на арендованном транспорте (авто или байк) откуда угодно по Таиланду.
  • Либо автостопом: вполне легко, краткий тайский разговорник на этот случай скачиваем .

Фестиваль магических татуировок каждую весну в Ват Банг Пхра (фото)

Теперь немного про фестиваль — то ещё зрелище.. Начинается он накануне вечером. В храм приезжает много народу, желающих сделать Сак Янт или обновить старый у своего мастера (считается, что со временем сила Сак Янта уменьшается и его нужно обновлять).

Остальные в это время спят — кто где: в комнатах, на улице, на полу, на земле или в палатках…

Уже во время нанесения магических татуировок в ночь перед фестивалем некоторые начинают впадать в транс, приобретая при этом свойства своих тату: изображение тигра дает человеку силу тигра, изображение обезьяны — свойства обезьяны и т.д.

Утром на территории храма можно бесплатно поесть. Много людей и много еды… Начинается официальная часть фестиваля.

Действие происходит на площади на территории храма. Сотни людей сидят на подстилках на земле под лучами солнца. Кое-кто начинает впадать в транс и выбегать к сцене (либо выползать, в зависимости от животного, изображенного на человеке).

Фотографов сперва гораздо больше чем таких людей, из-за чего создается эффект присутствия на некой охоте.

И тут люди вокруг тебя начинают сходить с ума…

Превращаться в крокодилов,

царей обезьян.

Ближе к финалу, когда на сцену должны выйти главные монахи, впадающих в транс становится все больше и больше. Иногда ситуация выходит из-под контроля и кажется, что тебя сейчас растопчут не понятно с какой стороны — видна только пыль и слышно топот несущихся где-то людей…

Основные значения Сак Янт

Ha-thaeo (Thai: ห้าแถว ; translation: пять рядов ) — одна из распространенных тату, приносящих удачу. Наносится на левом плече — именно такая есть у Джоли. Первый столбец хранит домашнюю атмосферу, направит на верный путь, подскажет выход и вход.. Второй столбец усиливает личный гороскоп, уменьшая вероятность всякого нехорошего в нём. Третий столбец — защита в работе, от злых духов, привидений, от бед и несчастий. Четвертый столбец приносит удачу во всем. Пятый столбец отвечает истинную любовь и милосердие, дающие неуязвимость.

Kao-yot (Thai: เก้ายอด ; translation: двеять шпилей ) — основной гудлак, который делается как фундамент для всех остальных тату и наносится прямо у основания шеи. Некоторые мастера настаивают, чтобы этот Сак Янт был нанесён прежде остальных.

Si-yot (Thai: สี่ยอด ; translation: 4 шпиля ) — воздействовать на чувства других людей и защита носителя.

Paet-thit (Thai: แปดทิศ ; translation: восемь точек ) — защита во всех направлениях вселенной — круглая татуировка, наносится обычно по центру спины.

Изображение Геккона — вызывает симпатию у людей и желание общаться с вами. Если гекконов два, то симпатия от противоположного пола.

Изображение тигра (наносят обычно двух) — считается очень сильной татуировкой, даёт большую силу и влияние на свою жизнь и в обществе.

Дракон — редкий Сак Янт. Даёт мудрость, силу, богатство.

Меня зовут Кирилл. В этом по сути небольшом, но всё же достаточно объёмном отчёте я хочу рассказать о поездке к тайскому шаману аджяну Кому за нанесением тайской магической татуировки под названием Сак Янт. Сразу же хочу сказать, что я не буду вдаваться абсолютно во все подробности путешествия, и постараюсь описать основные и самые важные, на мой взгляд, моменты. Возможно, вы почерпнёте из моего рассказа что-то ценное для себя.

КРАТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Идея сделать Сак Янт зародилась в моей голове далеко не случайно: во-первых, я уже не первый год увлекаюсь татуировками; во-вторых, поездки в Страну улыбок стали к настоящему времени в моей жизни и жизни моей девушки Елены чем-то само собой разумеющимся, и ездим в Таиланд мы практически каждый год; и в-третьих, в круг моих интересов входит шаманизм во всех его проявлениях, а также практически всё, что связано с саморазвитием, развитием духа, необъяснимым воздействием на жизнь и личность человека и т.п. Короче говоря, случиться так, чтобы мы с Еленой не узнали о Сак Янтах, просто не могло.

НЕМНОГО О САК ЯНТАХ

Магические нательные рисунки, обладающие мистическим значением и сакральным смыслом для жителей Таиланда (а также Камбоджи и некоторых других стран ЮВА), не раз привлекали наше с Еленой внимание. Изначально мы не придавали им какого-то особого значения, однако интерес узнать, что же это за необычные узоры такие, естественно, был.

Благо в наше время есть такая штука как Интернет, которая способна дать ответы на многие вопросы. По мере прочитывания всё новых статей на тему Сак Янтов, досужий интерес стал трансформироваться в непреодолимое желание узнать о сакральных узорах и священной символике как можно больше.

О том, чем, по сути, являются Сак Янты, вы можете узнать в отдельной статье; я лишь скажу о том, что основное наше с Еленой внимание привлекло то, что, согласно верованиям тайцев, которые, как известно, являются буддистами, магические рисунки, пришедшие некогда в Сиам из Камбоджи, обладают способностью воздействовать на личность и жизнь человека.

Так, человек может желать благосклонности госпожи Удачи, помощи в финансовых предприятиях или испытывать потребность в изменении своего характера, и нанесённый на его тело магический символ может дать ему это. Известны даже случаи, когда неспособные иметь детей люди после нанесения Сак Янтов на своё тело получали возможность иметь детей. Есть и вообще из ряда вон выходящие истории о людях, имеющих определённые символы на своей коже, которым не причиняют вред пули или холодное оружие. А пока мы с Еленой жили на Ко Чанге, таец в отдалённой островной деревушке рассказал мне необычный случай об одной девственнице, имевшей на теле Сак Янт (зачем она его сделала, таец умолчал): молодой человек, в которого она была влюблена, множество раз пытался заняться с ней сексом, но в самый ответственный момент происходило нечто, по причине чего лишить милую особу невинности ему никак не удавалось, т.к. магический символ защищал её и её тело.

В общем, необычных и порой даже шокирующих историй о Сак Янтах ходит масса. В Сети их можно отыскать не много, но если пообщаться с тайцами, есть возможность узнать немало интересного. Здесь же я хочу сказать, что лично у меня нет никаких сомнений в том, что есть в нашем мире определённые вещи, объяснить которые с точки зрения рационального ума просто не представляется возможным.

По ряду жизненных обстоятельств, от нас не зависящих, а если и зависящих, то лишь в мизерной степени, мы с Еленой решили сделать себе Сак Янты. Решение было принято ещё, наверное, году в 2013-2014, однако реализовать задуманное нам удалось лишь в настоящем 2016 году.

ТРУДНОСТИ

Конечно, если вы человек не особо суеверный и не тяготеете к магии, и тем более, если в процессе своей жизни вам не доводилось переживать мистический опыт, то вы можете просто отправиться в любой тату-салон, коих в Стране улыбок немеряно, и попросить мастера сделать вам Сак Янт, причём даже не тату-машинкой, а бамбуковой палочкой, и в итоге привезти с собой домой новые яркие впечатления и аутентичную татуировку. Однако в этом случае Сак Янт будет лишь памятью о поездке и затейливым узором на теле.

Во-первых, наносить Сак Янты другим могут только монахи в тайских храмах или, так скажем, особые люди, называемыми аджянами (в русском языке синонимом термину «аджян» можно назвать слово «шаман», хотя идентичны эти понятия, конечно, не в полной мере, т.к. в культурах есть огромные различия).

Исходя из того, что монахам запрещено касаться женского тела, этот вариант отпал сам собой, и мы решили найти аджяна.

Во-вторых, и аджяна найти не так-то просто. Изначально мы порыскали в Интернете и нашли несколько адресов, но здесь, как говорится, стало «вылезать» то одно, то другое. У одного аджяна вечно полно народу, что попасть к нему просто невозможно; у другого цены такие, что на рисунок размером с пачку сигарет придётся копить с десяток лет; третий – вечно в разъездах: то в Китае, то в Малайзии, то в Индонезии, то на Филиппинах, то вообще не принимает.

Читали мы и про таких аджянов, которые создают видимость некого таинства и желания помочь, а на самом деле основной их задачей является «срубить бабла», да побольше. К тому же, человек, которому аджян сделал Сак Янт, навсегда становится связанным с ним особой связью; аджяна можно даже назвать наставником того, кому он нанёс священную татуировку, пусть и не в полном смысле этого слова. Связывать же свои жизни не бог весть с кем нам, мягко говоря, не хотелось, и, уж если до конца быть честным, то ни в 2013, ни в 2014 году у нас не было финансовой возможности поехать к какому-либо из аджянов. Всё это заставило нас отложить планы на неопределённый срок. Короче, и здесь сработала незыблемая истина – всему своё время.

ЗНАКИ

Но сложилось всё, как и бывает в таких случаях, очень даже кстати.

В 2015 году мы с Еленой отправились на Ко Чанг на продолжительное время – пожить, поработать (работаем мы через Интернет), отдохнуть, вкусить островной жизни и пропитаться тайской культурой.

Опуская все подробности нашей жизни, скажу только о том, что за время, прошедшее с первого запала нашего желания сделать Сак Янты, эта идея как-то померкла в суете будничных дел, планов на жизнь и каждодневных забот – на Остров Слона мы ехали, не думая ни о татуировках, ни о шаманах, ни об аджянах, ни о чём бы то ни было подобном. Однако к концу 2015 года, т.е. накануне Нового года, всё как-то так сложилось, что на жизненном пути начали появляться знаки, иначе и не назвать: то кто-то на улице заведёт разговор о Сак Янтах, то приснится что-то, то с тайцами познакомимся, у которых все спины Янтрами покрыты, и просидим до 4 утра в разговорах и т.д.

А когда мы гуляли в Бангкоке по Каосан Роуд и Сой Рамбутри, зашли в какой-то магазин: Елена пошла посмотреть что-то из товаров, красующихся на магазинных полках, а я просто неспешно топал за ней следом. Навстречу мне шёл таец какого-то не совсем обычного вида (а может, это было просто впечатление), точнее его неординарность почувствовалась на каком-то невербальном уровне. Но более всего поразило то, что проходя мимо меня, он по какой-то причине выкрикнул: «Сак Янт!», затем хихикнул и пошёл себе дальше. Я, признаться, был этим поражён, и именно в тот момент я снова вспомнил о потухшем желании сделать магическую татуировку, а также у меня появилась какая-то необъяснимая уверенность в том, что ПРИШЛО ВРЕМЯ её сделать. Я не знал как, не имел понятия, через кого и кого именно нам удастся найти, но уже чётко осознавал, что всё получится.

ЗНАКОМСТВО С ПРОВОДНИКОМ

Вернувшись из Лаоса в Таиланд и проделав восьмичасовой путь из Бангкока в Трат, а затем на Ко Чанг, мы принялись с новой силой искать возможность сделать Сак Янты. На мотоцикле мы вдоль и поперёк изъездили весь остров, обошли большую часть тату-салонов, спрашивая мастеров, знают ли они об аджянах или монахах, делающих магические татуировки в районе нашего пребывания. Но они либо предлагали нам набить «татухи» у них, либо отправляли в Бангкок, ехать в который снова нам уже не особо хотелось: во-первых, вернулись только что, а, во-вторых, ощущения не было, что ехать туда надо. Короче говоря, наши поиски на Ко Чанге успехом не увенчались, но тут в дело снова вступила вездесущая всемирная Паутина.

Зайдя на свою страницу ВК, я стал искать всевозможные сообщества, посвящённые тайским сакральным татуировкам – так я и нашёл проводника, точнее проводницу по имени Наталья. Сразу же написал о своём желании и безуспешных поисках и попросил помочь советом, если есть возможность.

Случайность это или нет, но среди всех людей, которым я написал, только от Натальи я смог получить вразумительные ответы на свои вопросы, без «загибания пальцев» или озвучивания баснословных сумм за сопровождение или даже за небольшой совет.

Наталья довольно быстро мне отписалась – она оказалась очень приятным в общении человеком, интересной и незаурядной личностью.

Наше общение с Натальей в итоге свелось к тому, что мы просто-напросто решили оказать друг другу по услуге. В результате я заполучил координаты аджяна Кома, который сможет нас принять, и реальную возможность воплотить свою маленькую мечту в жизнь, а Наталья получила помощь в своей работе и благодарного знакомого, даже двух. В общем, карма чистится у всех)

ПЛАН

С учётом того, что и Наталья, и мы с Еленой – люди трудящиеся, переговоры наши длились месяца полтора точно. Но результат того стоил. Ехать к аджяну Кому в деревню было решено после Нового года – в феврале.

Ехать с Еленой мы решили самостоятельно – без проводников и помощников, но помощь Натальи оказалась неоценима: она не только предоставила нам контакты шамана, с которым и сама знакома уже довольно давно, но также сделала так, чтобы по приезду нас ждали и радушно приняли.

ПОЕЗДКА

Поездка к аджяну Кому оказалась непростой, хотя очень увлекательной. На руках у нас был адрес и телефон, но узнавать, как добираться до провинции и места, где живёт шаман, нам пришлось самим уже в процессе – мы осознанно решили поехать, так сказать, своим ходом, превратив поездку во что-то сродни настоящему паломничеству.

Мой тайский пока не позволяет свободно беседовать по телефону, но позволяет общаться с незнакомыми людьми на улице, вести более-менее внятный диалог и узнавать то, что нужно. Таким образом, приехав с Ко Чанга в столицу, мы первым делом отправились к монументу Победы, чтобы найти там минибас до провинции, где живёт аджян Ком.

Пока нашли нужный минибас, пришлось побегать, т.к. половина людей, с которыми нам удалось поговорить, либо не знали, что за провинция нам нужна, либо не знали, как до неё доехать.

Даже водители, которые, казалось бы, должны знать окрестности Бангкока и близлежащих провинций, как свои пять пальцев, не могли сказать ничего вразумительного.

На поиски транспорта, следующего по нужному нам маршруту, ушло часа полтора, и были моменты, когда хотелось всё бросить, отложить «на потом» и т.д. Но тогда же возникала и мысль, что это проверка «на прочность» — нужно нам к аджяну или нет, действительно ли мы хотим осуществить задуманное или нет и т.д.

В итоге мы встретили женщину, которая позвонила по указанному в нашей бумажке номеру, поняла, куда нам нужно, но сказала, что ехать в это время (а было уже около 18 часов вечера по местному времени) уже нельзя, т.к. темно, да и принять нас смогут лишь утром. Но мы решили пойти навстречу неизвестности и поехать, во что бы то ни стало – поехать, несмотря ни на что. После этого все трудности просто исчезли.

Пройдя так называемый «скайуолк», мы спустились на другую улицу возле монумента Победы, и вышли к стоянке микроавтобусов, откуда отправляется транспорт в нашем направлении.

Пока шли мимо импровизированных офисов, представленных столиками, покрытыми кучей бумажек и талонов, и парой стульев, мы не могли понять, к кому именно подойти, чтобы уже найти этот минибас, который отвезёт нас «туда, не знаю, куда».

Вдруг в поле зрения попал добродушный таец, стоявший возле одного из «офисов» — мы показали ему адрес, и он сразу же сказал, что знает место, которое нам нужно. Он воскликнул по-тайски: «О! Так это же дом аджяна Кома!». Результатом этого стала двухчасовая поездка по погрузившемуся в непроглядную тьму тайскому пригороду.

Эта поездка казалось какой-то не совсем реальной: то погружало в дрёму, то казалось, что в темноте неосвещаемого салона минибаса, мчащегося по почти не освещаемым дорогам, душа отделяется от тела, то казалось, что всё происходящее – это сон… Причину такого состояния я объяснить не могу, и даже не стану пытаться. Вполне возможно, так воздействует на сознание приближение к какому-то новому рубежу в жизни…

НА ДОРОГЕ

Водитель остановил машину и сказал, что мы приехали. Мы с Еленой вышли, устало выволакивая из авто свои рюкзаки и сумки с ноутами, а сидевшие в салоне тайцы, продолжавшие свой путь, почему-то как один улыбнулись, помахали руками на прощанье и пожелали удачи. «Чок ди кхап!» — и мы уже стоим, глядя вслед уезжающему минивену.

Стоим на дороге. Темно. Сзади какая-то непонятная территория, огороженная забором, откуда лает на нас – чужаков местная псина. Впереди, через две полосы дороги, прямо напротив нас ворота храма, которые мы видели на фото. Закрыто. Похоже, нас не ждут. Я закуриваю сигарету, размышляя о том, как лучше поступить, и продумывая возможный план действий. Елена в смятении от того, что вокруг темень непроглядная, нет ни души, всё закрыто, нет ни одного из вездесущих «Севен-Элевенов», да и вообще атмосфера какая-то странная, непривычная, мягко говоря.

Кстати, фото, которые вы видите, сделаны уже на следующее утро.

Помните, я говорил, что препятствия испарились? Так вот…

Стоим. Курю. Что делать – не понятно. Вдруг откуда-то из темноты к воротам храма подъезжает чёрный, как ночь, джип, и останавливается. Курю. Что делать – не понятно. Джип стоит. Ворота не открываются. Смотрим с Еленой друг на друга. Синхронно принимаем решение перейти дорогу. Как только делаем первый шаг, открываются ворота храма, джип заезжает на территорию, мы подбегаем к входу. Навстречу нам бежит штук десять собак разного цвета и размера. Подходит молодая тайка. Собаки лают на перебой, да так, что ничего не слышно. В непонятках пытаюсь объяснить тайке, что мы за фаранги такие и чего вообще делаем в тайской глубинке в столь поздний час. После недолгих объяснений тайка показывает нам знаком, что можно войти, и запирает за нами ворота. Далее она жестом приглашает нас следовать за ней.

У АДЖЯНА

Мы идём сначала по тёмному двору, затем через какие-то непонятные помещения, где то статуи стоят по углам, то висят странные куклы, то обереги и амулеты. Сразу понятно – место необычное. Но нам не страшно – какое-то благоговение наполняет изнутри.

Мы идём далее. Откуда-то веет благовониями и слышен звук колокольчиков, двигаемых лёгкими порывами ветра. Мы проходим через территорию не совсем ясного назначения, на которой нет никаких построек, и через проход меж стен забора заходим на другую территорию, где стоит небольшой храм, изваяния божеств и несколько жилых строений.

Преодолев ещё несколько метров, оказываемся у входа в дом – видим аджяна Кома, сидящего за столом, и ещё одного тайца. Аджян то ли смотрит на нас, то ли нет – не разберёшь.

Впечатление от этого человека создаётся своеобразное. Такие люди не встречаются каждый день. Мы смотрим на него, на другого тайца, на тайку – всё как-то странно. Что делать – не понятно – не понятно в очередной раз.

Мгновение – и мы уже заходим в комнату для гостей: пол покрыт коврами, несколькими одеялами и множеством подушек. Три вентилятора, маленький холодильник, тумбочка и больше ничего. Мгновение – и мы уже сидим в машине с тремя местными и едем в магазин, чтобы купить чего-нибудь поесть. Мгновение – и мы уже пьём предложенный нам кофе возле комнаты для отдыха. Едим что-то непонятное из «Севена». Угощаю собаку булочкой с сосиской. Курю. Размышляем, делимся с Еленой впечатлениями. «Фууух!» — нас ждали – спасибо Наталье! У нас есть ночлег – спасибо местным! Мы на месте – спасибо нам!

Через полчаса мы уже лежали в комнате на полу, пытаясь уснуть и предвкушая новый день – что будет, знать нам не дано, но точно – всё будет хорошо, ведь, что бы ни было дальше, у нас уже получилось!

УТРО

В полседьмого утра я открыл глаза, сообразил, где мы, встал и вышел на улицу. При свете дня всё предстало совершенно иным, чем было накануне, но более всего волновал вопрос: «А что же будет сегодня?».

Проснулась Елена. Утренний кофе. Лёгкий завтрак. Сидим и ждём. Понемногу начинают просыпаться и заниматься своими делами жители этого места. Сама здешняя обитель напоминает маленький мирок со своей жизнью, порядками, законами, привычками. Всё не так, как в Бангкоке, не так, как на уже ставшем привычным и родным Ко Чанге…

Напротив нашего приюта храм. В приюте ещё комнат десять. Недалеко конюшня. Справа здания непонятного пока предназначения.

Я прогуливаюсь по территории: вот огромная деревянная голова, как мне показалось, индийского буйвола с ещё более огромными рогами, лежащая на полу. Вот коробки с множеством всяких статуэток небольшого размера. Вот полки с какими-то религиозными изданиями на тайском языке.

А вот череп какого-то животного, быть может, козы, висящий на стене. Всё необычно, странно, самобытно.

Кто-то приехал на такси. Их встретил аджян. Они ушли все вместе.

В тихом уединении и умиротворении мы сидим и ждём.

Наталья говорила, что бывает, люди ждут целый день. Шаман сам должен пригласить. Целый день? Долго? Да ну, чего уж тут! Мы готовы ждать и день и два. Но ждать нам пришлось всего пару часов.

САК ЯНТЫ

У нас с собой были листочки, на которых по-тайски были написаны наши желания и прошения, если так их можно назвать. Чтобы написать их, я потратил несколько вечеров, пока перевёл всё с русского на английский, потом с английского на тайский, потом перепроверил переводы с английского и тайского на русский, потом показал всё это своей подруге Дьжеб на Ко Чанге, чтобы она проверила ошибки, а потом переписал всё на бумагу, привыкая писать тайские буквы.

Листочки эти мы отдали помощнику аджяна (кто кому кем приходится в доме аджяна Кома, нам так и не удалось понять), а он отнёс их шаману. Через 5 минут нас позвали внутрь.

Мы зашли в огромный зал, внутреннее убранство которого напоминало храм – повсюду стояли статуи Будды, висели картины, фотографии монахов и листы с заклинаниями, стояли благовония и множество различных религиозных предметов интерьера и декора.

Мы неспешно подошли ближе к месту, где сидел аджян, а уже возле него, сев на колени, подползли ещё ближе и расположились на циновке. Шаман подал мне знак, чтобы я сел у его ног и повернулся спиной. В руках у него был листок с моими записями. Выбирать Сак Янт я был не в праве, т.к. шаман уже знал, что мне нужно, и рисунок делал на своё личное усмотрение.

Помощник аджяна подал мне подушку, которую я зажал между грудью и коленями. Аджян Ком помазал место, где будет делаться Янт, специальным маслом и начал вбивать в мою кожу чернила, сделанные из известного лишь ему одному состава, тонкой стальной спицей.

Что касается физических ощущений, то они гораздо «приятнее», чем при нанесении татуировки машинкой. Практически не больно. Но что касается ощущений внутренних, то здесь всё совершенно иначе. Словами так и не опишешь, что чувствуешь. Но если действительно придаёшь значение тому, что делаешь, и пытаешься занять свой разум, пока шаман наносит рисунок, какой-либо практикой, например, остановкой внутреннего диалога, то начинаешь чувствовать какие-то вибрации, внутренние ощущения меняются от простого любопытства до полуэкстатического состояния.

Шаман закончил делать Янт, и помощник, до этого растягивавший кожу на спине, дал знак сложить руки вместе у лба, как во время молитвы. Аджян начал читать мантры, называемые катами. В этот момент всё моё существо переполнилось одновременно блаженством и каким-то сильным переживанием, описать словами которое я не могу в силу ограниченности словесного языка. Но кульминационным моментом стало дыхание шамана – после чтения мантр на языке пали, шаман вдыхает в Сак Янт Силу – активирует магические символы.

Собственно, всё это и составляет тот самый ритуал, ради которого тайцы и некоторые иностранцы стремятся попасть к монахам и аджянам с желанием что-то изменить в своей жизни и в себе.

Елена прошла тот же самый ритуал, что и я, правда переживания её были несколько иного характера: пока шаман читал каты, Елена почувствовала, словно из её существа вышло что-то негативное, что было частью её очень долгое время, а на смену ему пришло что-то хорошее, светлое и более сильное. По завершении ритуала слёзы текли по её щекам, а сама она пережила сильнейший мистический опыт. Через священный ритуал, инициированный тайским шаманом, прошла и моя дорогая спутница.

Названия Янтов и значения изображений, как и сами изображения, пусть останутся только между нами и аджяном Комом. Вы уж не обессудьте.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Дальнейшие события, сопровождавшие нас после ритуала и в поездке обратно в Бангкок, я описывать не стану, дабы не занимать более вашего драгоценного внимания, хотя расписать всё можно было бы гораздо детальнее и с большим количеством подробностей. Но пускай этот отчёт станет просто рассказом человека, посетившего шамана.

О Сак Янтах ходит множество историй и легенд. Огромное количество людей говорят и пишут о том, что после нанесения сакральных рисунков их жизни кардинально меняются, а желания исполняются. И лично я думаю, что это правда, на все 100%.

С момента, когда мы посетили шамана в тайской провинции, прошло не более месяца, и на данный момент сказать о том, что моя или наша с Еленой жизнь круто поменялась, я не могу, ведь за этот промежуток времени очень сложно о чём-либо судить.

Зато я могу с уверенностью сказать, что появилось ощущение какой-то внутренней наполненности и изменённости, ощущение большей уверенности в себе и бесстрашный взгляд в будущее. Со дня нанесения Сак Янтов нас постоянно сопровождает чувство спокойствия и всё складывается хорошо, словно препятствия отступают в сторону, когда мы приближаемся к ним.

Я чувствую себя обновлённым, изменённым, свободным, способным реализовать всё, что задумано. Вполне вероятно через некоторое время я смогу написать о более существенных переменах в жизни – о переменах, не просто ощущаемых на глубинном внутреннем уровне, а о переменах, которые проявятся во внешней жизни и смогут быть облечены в слова.

Наталья говорила, что когда мы узнаем, что Сак Янты живые, мало нам не покажется, и что Сак Янты всегда проверяют своего нового хозяина. Что ж, мы ждём проверки с благоговейным трепетом, будучи стойкими духом и уверенными в том, что всё происходит именно так, как должно происходить.

Что же касается аджяна Кома, то нам не удалось как-либо пообщаться с ним и провести время, помимо того, что было выделено на ритуал, но мы искренне верим в том, что сможем это исправить, ведь теперь нам следует посещать шамана минимум раз в год, чтобы ещё раз наведаться в место Силы и «подзарядить» Сак Янты. Да и что говорить, на моей спине ещё много места для работы руки шамана…

Спасибо всем, кто помогал нам в нашем путешествии, спасибо Наталье и спасибо вам за то, что ознакомились с этим рассказом.

Чок ди кхап или просто – удачи!

Янт ยันต์ - «священные узоры»,берут основу от учения Янтры. И для начала нужно понять эту основу.

Янтры - символические изображения энергетических структур, в каждой янтре присутствует определенное индуистское божество или энергия. Считается, что во время медитаций/ буддийских заклинаний, янтра наполняется силой.Янтра является универсальной, так как состоит из архитепических частей, свойственных всем явлениям.

Слог «ян»- означает «удерживание», удерживает сущность мысли, концентрации. «Тра» от слова трана - «освобожение от уз». Янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает, выражается же это в символе, сам символ - удерживает, а заклятие, высвобождает силу символа.

Точка - «бинду» - самая сжатая форма энергии, а круг означает распространение силы.

Круг - это расширение точки. Круг, в который вписаны лепестки лотоса, олицетворяет собой Космос. Лепестки лотоса означают проявленную реальность. Это весь феноменальный мир, который имеет 8 аспектов: акаша, воздух, огонь, вода, земля, разум, высшее понимание и высшее сознание. То есть 8 основных миров.

Три кольца, они же три золотых круга внутри лотоса - символизируют три составляющих времени - прошлое, настоящее и будущее.

Треугольник обращенный вершиной вверх привлекает внимание к высшему и уводит мысли от этого мира, олицетворяет мужскую энергию, огненный элемент.

Треугольник обращенный вниз - элемент воды, женская энергия.

Звезда Давида в центре - статичное равновесие, это равновесие двух энергий- мужской и женской, огненной и водной, светлой и темной, ян и инь, опять-таки.

Девятиконечная звезда - означает девять энергий. Три треугольника обращены вершинами вверх означают три изначальные силы созидающую, сохраняющую и разрушающую - Брахма, Вишну, Шива.

3 чего бы то ни было - это также и - три качества энергии шакти - Саттва, Раджас и Тамас. Саттва - это божественное равновесие. Три главных энергетических канала человека - это Ида (Тамас, луна), Пингала (Раджас, солнце) и Сушумна (Саттва, равновесие, Кундалини). Три качества мироздания (треугольники) соединяются с тремя кольцами времени.

Внешний квадрат символизирует самое практичное использование пространства. Квадрат - устойчивость, твердость. Квадрат - элемент земли. Т-образные выступы означают 4 стороны света - «бухтур».

Горизонтальная линия - основание треугольника, квадрата - это бездеятельность и устойчивость инь.

Вертикальные линии - движение и активность ян.

Три слоя/линии - три состояния материи - твердое, жидкое и газообразное.

(Как ни странно, это далеко не всегда соответствует полу даже бога, не то, что человека, например, Шива - считается статичной, т.е. иньской энергией, а Шакти - динамичной янской энергией…?).

3 примера янтры:

Янтра Дурга - одно из воплощений жены Шивы. Считается, что онауничтожает все виды зла - бедность, страдание, голод, дурные привычки, болезни и грехи. Эта сила проявляется в форме чтобы установить равновесие, покой и благополучие.

Янтра Кали - другое воплощение Шакти Шивы. Кали является богиней изменений, «смерти», которые необходимы для обновления энергии и духовного развития.

Привязанность к материальной форме вызывает страх перед смертью. И этот знак борется со страхом перемен.

Шри-Янтра (сила 3-х по концепции выше) - мистическое устройство космоса, Она образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя янский принцип, и пять вершинами вниз, символизируя иньский принцип. Эта янтра дает образ полноты и целостности существования, окончательное постижение своего единства со вселенной.

Теперь вернемся к янтам. В янтах ровность форм янтры приобретает округлость.

Эти рисунки могут быть временными на теле, бумаге, одежде и т.п.

Либо навечно - в виде татуировки - «Сак Янт» สักยันต์

Вообще, первоначально такие татуировки появились в Камбодже. Распространились во всех странах юго-восточной Азии со времен средневековья, особенно вСиаме, где и более всего уцелели. Даже монахи, и даже особенно монахи, себя ими покрывают и

другим помогают, а уж способ, которым они это делают, весьма необычен с виду:


Считается, что татуировки такие обязательно дают обладателю определённые силы/ навыки, осуществляют смысл янтры определенных божеств, - служит талисманом владельца.

Это узоры, состоящие из компиляций всех символов, описанных выше + кхмерская письменность (язык пали) и тайское письмо - заклятия, + другие символы - звери; и + еще много всего, малоизученного.

Попыталась немного разобраться и в этом «малоизученном».

Несколько расхожих образов:

1) กระดูกยันต์ «Кость-талисман», не знаю почему «кость», может, «основа веры».

Непрерывная витая линия посередине - сущность Будды.

еа 1-й картинке - треугольники по 4-м сторонам света (4 элемента символизируют также) из 3-х камней с пиками- «3 будд. драгоценности» или «3-х мира», 3 брахмана, или опять-таки - Шива-Брахма-Вишну:


2) คลัง ภาพยันต์ - «Галерея» - имеет несколько видов. Она служит защитой от врагов. Знаки в квадратах - ???, остальное также, треугольники, квадрат/ромб, охрана от неприятелей, могущих прийти с 4-х сторон света:

3) ยันต์มหาศิริมงคล - «Талисман Сири» - от всех опасностей. Круглый или в форме лотоса.

4) ยันต์ มหาสาวัง - «Талисман охраны имущества или тела» - квадрат, треугольники вершиной вверх, находятсяв ячейках:

5) ยันต์ มหาอุด - «Талисман милости богов»:

6) ยันต์ โภคทรัพย์ - «Талисманы богатства»:

7) ยันต์ ท้าวเวสสุวรรณ

Магический Сак Янт – древняя камбоджийская и тайская татуировка. Геометрические узоры и

животные, изображенные на ней, способны изменить жизнь человека,

принося удачу и защищая его от болезней и бед. От простой тату

отличается тем, что выполняют её буддистские монахи и заговаривают с

помощью специальных молитв.

Мы готовы организовать для Вас индивидуальные туры в храм за Сак Янт.

Тема не для всех. Но если вы сюда заглянули, значит, как я не устаю говорить, Таиланд сам входит в Вашу жизнь. Где-то в далёком небесном Храме Судьбы переплелись «красные нити», связующие людей, и нам предначертано встретиться..

Встретиться, чтобы вместе отправиться в Путь за священной магической силой, которую дарует Вам буддистская татуировка Сак Янт.

Сак – набивать, Янт – магический узор (санскрит - Янтра) – популярны в странах юго-восточной Азии, особенно в Таиланде и Камбодже. Магические символы и молитвы (ката), изображенные на них, способны изменить жизнь человека, направить его в нужную сторону, принести удачу и защитить от бед. Есть такие сильные тату, которые, как верят тайцы, могут уберечь даже от пули и вражеского ножа. Такие Янты набивают, как правило, военные, полицейские и люди криминального мира.

Главное отличие магических татуировок, что делают их не в простых тату-салонах. Чтобы заполучить священные знаки на своё тело, необходимо ехать в храм и заручиться согласием монаха или аджана (Учителя). Именно они решают готовы ли Вы к Сак Янт. Если да, то помогают выбрать единственно верную татуировку для Вас. Ту, которая по-настоящему будет работать на Вашу карму: защищать от бед и болезней, привлекать удачу, любовь или признание окружающих, поможет в карьерном плане. Мастер сам увидит в Ваших глазах то, в чём Вы сейчас нуждаетесь больше всего. И в процессе нанесения магических узоров будет читать молитвы, призывая духов исполнить Вашу волю.

Янты имеют полуторовековую историю, раньше их набивали заострёнными бамбуковыми палочками. Сейчас бьют стальными. У каждого монаха или Учителя своя игла, как правило, одна на всю жизнь. Чернила изготавливали из смеси разных трав и змеиной крови, сейчас используют обычные канцелярские. Но магии от этого не меньше!

Самая известная обладательница священных буддистских Янтов – голливудская киноактриса Анжелина Джоли.

Она специально приезжала в Таиланд: в первый раз, чтобы набить ставшую знаменитой на весь мир татуировку Пять линий (Ха Тэо) – она приносит удачу в личной жизни и семейное женское благополучие и счастье. Во второй раз на спине актрисы появился Бенгальский тигр – одна из самых мощных магических татуировок, приносящая власть, способность влиять на людей, храбрость и решимость. Обладатель такой татуировки должен быть очень сильным человеком. Ведь тайцы верят, что животные, изображенные на Сак Янт способны проникать в душу человека, как-бы сливаются с ним и начинают влиять на его жизнь, передавая обладателю татуировки свои качества. Черепаха приносит мудрость и спокойствие, ящерки помогают раскрыть творческие таланты, Хануман (человек-обезьяна из эпоса «Рамаяма») наделяет человека смекалкой и отвагой.

Все эти «персонажи» буквально оживают раз в году во время самого мистического масштабного обряда Вай Кру, который проходит в храме Бан Пра, в 50 км. от Бангкока.

Современники уже окрестили эту церемонию Фестивалем татуировок. Но это не совсем верно! На самом деле тайцы со всех концов страны ежегодно приезжают в этот храм, чтобы подзарядить магическую силу своих татуировок, обновить некоторые и, возможно, набить ещё.

Тысячи причастных, сидя на площади слушают мантры, которые читают монахи. Периодически некоторые впадают в транс, вживаясь в образ животного, изображенного на их теле. И несутся в священном экстазе к главной трибуне, откуда доносятся молитвы. Зрелище впечатляющее, и пронизано такой мощной эмоциональной энергетикой. Словно воздух вокруг наполняется магией, и древние духи спускаются на землю.

Наши контакты Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. , Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. или по телефону +66832952825

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома