Чины ангелов - важная часть христианской культуры. Ведь даже на небесах существует строгая иерархия. Разобраться в ангельских чиназ поможем в этой статье.
В статье:
Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь - откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что носит звание Архистратига , то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.
Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.
Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан . И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.
Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности - как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем , который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.
Девять ангельских чинов
Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за , который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.
Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае - ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.
О том, сколько в христианской религии ангельских чинов, мы уже говорили. Существует 9 ангельских чинов. Теперь давайте разберёмся по существу - какие бывают ангельские чины и их имена? Начать рассказ нужно с того, что чины разбиты на триады ангелов. Они созданы не просто так - каждая триада объединяет определённую группу ангелов. Первая - тех, кто непосредственно близок к Господу. Вторая - подчёркивает божественную основу мироздания и мировладычества. Третья - те, кто непосредственно близко к человечеству. Остановимся на каждой более подробно.
Ангельские чины в православии
Первая триада состоит из серафимов, херувимов и престолов. . Эти шестикрылые создания живут в постоянном движении. Часто их путают с музами, которые тоже могут возжигать в душах смертных огонь жизни. Но при этом серафимы могут опалить своим жаром человека. Херувимы - ангелы-стражи. Именно из них состоит охрана древа жизни, которая появилась после изгнания Адама и Евы. Первые представители великого Недоверия, ведь до Изгнания дерево охранять не нужно было. Престолы - это не часть интерьера. Они - третий чин первой триады, их часто называют Зерцалами Мудрости. Они отражают божественный промысел, и с их помощью райские души могут предрекать будущая.
Во вторую триаду входят силы, господства и власти. Силы занимаются тем, что передают смертным частичку божественной силы. Помогают в трудную минуту взяться, так сказать, за голову и не отчаиваться. Господства - средний чин в ангельской иерархии, олицетворяют тягу к свободе и независимости, сообщают людям тягу изъят себя из неравенства. Власти - чин, замыкающий вторую триаду. В некоторых текстах, Евангелии, например, говорится о том, что власти могут быть как помощниками добра, так и приспешниками зла. Осуществляют проявления божественной власти в мире людей.
Третья триада завершает лестницу иерархии. В неё входят начала, архангелы и ангелы. Начала - ангельский чин, который управляет человеческими Иерархиями. Есть версия, что именно с их позволения проходили помазание монархи. Архангелы - старшие ангелы, которые управляют собственно ангелами. Как пример - архангел Михаил-архистратиг, начальник ангельского воинства. Ангелы - те, кто больше всего участвует в жизни людей. Приносят вести от Бога, воюют во имя его, воздают ему честь и славу.
Это все ангельские чины, которые существуют в христианской религии. В разных трактовках их может быть разное количество, от 9 до 11. Но самой достоверной считается та, которая упоминается в трудах Дионисия Ареопагитом. Они были написаны в конце 5-го, или в начале 6-го века. Это - целый сборник исследовательских текстов, целью которых было привнести ясность в жизнь небесных существ. Теолог задался сложными вопросами и постарался ответить на них как можно более чётко. У него это получилось. Разгадкой такого успеха была одухотворённость исследователя и мощнейшая сила мысли. Он прочитал множество текстов лишь для того, что бы удовлетворить своё и наше любопытство. Можно сказать, что теолог просто просуммировал всё, что было написано до него. И это правда, но частично. Даже для такой, казалось бы, простой работы потребовались титанические усилия.
Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?
Все 9 ангельских чинов изображены в «Успении» Франческо Боттичини.
Во первых - в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются - Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.
Следующее большое различие - степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. , например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.
Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.
Чины ангелов - важная часть христианской культуры. Ведь даже на небесах существует строгая иерархия.
Разобраться в ангельских чиназ поможем в этой статье.
Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь - откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.
Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.
Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.
Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности - как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.
Девять ангельских чинов
Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.
Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае - ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.
О том, сколько в христианской религии ангельских чинов, мы уже говорили. Существует 9 ангельских чинов. Теперь давайте разберёмся по существу - какие бывают ангельские чины и их имена? Начать рассказ нужно с того, что чины разбиты на триады ангелов. Они созданы не просто так - каждая триада объединяет определённую группу ангелов. Первая - тех, кто непосредственно близок к Господу. Вторая - подчёркивает божественную основу мироздания и мировладычества. Третья - те, кто непосредственно близко к человечеству. Остановимся на каждой более подробно.
Ангельские чины в православии
Первая триада состоит из серафимов, херувимов и престолов. Серафимы - самые близкие к Богу существа. Эти шестикрылые создания живут в постоянном движении. Часто их путают с музами, которые тоже могут возжигать в душах смертных огонь жизни. Но при этом серафимы могут опалить своим жаром человека. Херувимы - ангелы-стражи. Именно из них состоит охрана древа жизни, которая появилась после изгнания Адама и Евы. Первые представители великого Недоверия, ведь до Изгнания дерево охранять не нужно было. Престолы - это не часть интерьера. Они - третий чин первой триады, их часто называют Зерцалами Мудрости. Они отражают божественный промысел, и с их помощью райские души могут предрекать будущая.
Во вторую триаду входят силы, господства и власти. Силы занимаются тем, что передают смертным частичку божественной силы. Помогают в трудную минуту взяться, так сказать, за голову и не отчаиваться. Господства - средний чин в ангельской иерархии, олицетворяют тягу к свободе и независимости, сообщают людям тягу изъят себя из неравенства. Власти - чин, замыкающий вторую триаду. В некоторых текстах, Евангелии, например, говорится о том, что власти могут быть как помощниками добра, так и приспешниками зла. Осуществляют проявления божественной власти в мире людей.
Третья триада завершает лестницу иерархии. В неё входят начала, архангелы и ангелы. Начала - ангельский чин, который управляет человеческими Иерархиями. Есть версия, что именно с их позволения проходили помазание монархи. Архангелы - старшие ангелы, которые управляют собственно ангелами. Как пример - архангел Михаил-архистратиг, начальник ангельского воинства. Ангелы - те, кто больше всего участвует в жизни людей. Приносят вести от Бога, воюют во имя его, воздают ему честь и славу.
Это все ангельские чины, которые существуют в христианской религии. В разных трактовках их может быть разное количество, от 9 до 11. Но самой достоверной считается та, которая упоминается в трудах Дионисия Ареопагитом. Они были написаны в конце 5-го, или в начале 6-го века. Это - целый сборник исследовательских текстов, целью которых было привнести ясность в жизнь небесных существ. Теолог задался сложными вопросами и постарался ответить на них как можно более чётко. У него это получилось. Разгадкой такого успеха была одухотворённость исследователя и мощнейшая сила мысли. Он прочитал множество текстов лишь для того, что бы удовлетворить своё и наше любопытство. Можно сказать, что теолог просто просуммировал всё, что было написано до него. И это правда, но частично. Даже для такой, казалось бы, простой работы потребовались титанические усилия.
Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?
Все 9 ангельских чинов изображены в “Успении” Франческо Боттичини.
Во первых - в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются - Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.
Следующее большое различие - степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. Ангелы-херувимы, например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.
Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. Ангелы-хранители берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.
Ангелы невидимы, бессмертны, но настолько же, насколько невидна и бессмертна человеческая душа. То есть настолько, насколько отпускает им этого благоденствия Бог. В православии ангелов соотносят с двумя стихиями - огнём и воздухом. Огнём они очищают грешников, несут божественный гнев, возмездие. А подобны ветру, потому что переносятся по земле с огромной скоростью, дабы как можно быстрее совершать высшую волю.
Ангельские чины - важная часть небесного царства, ведь без них не будет порядка, дисциплины. Именно с их помощью становится понятно, как работает иерархия божественных сущностей. Именно с них человечество получило понимание о том, как должно работать их собственное общество.
О существовании ангелов люди знали еще с незапамятных времен: верование в них было у всех народов и во многих духовных традициях. Священное Писание на раз упоминает о действии ангелов, исполняющих в мире повеления Бога и ограждающих праведных людей своим покровом. Помимо Писания, много сведений об ангелах оставили и святые отцы: небесные существа не раз являлись им и передавали Божью Волю — ведь недаром Бог посылает их возвещать Свои веления, и именно поэтому они называются ангелами, т.е. вестниками .
Бог наделил ангелов богатыми дарованиями. Они одарены силою и могуществом, с помощью которых могут действовать на физическом плане: влиять на тела людей и мир вещей. Однако, ангелы никогда не творят по своему хотению, но всегда только выполняют Божью Волю.
Божьи ангелы любят своего Творца всем своим существом и пребывают в непрестанной Ему хвале и благодарственном пении: они благодарят и прославляют Бога за блаженство, в котором, по Его милости, пребывают. Блаженство, в котором пребывают ангелы, невозможно сравнить ни с чем земным: люди, испытывающие человеческое блаженство в редкие минуты своего людского счастья могут почувствовать только смутный отблеск блаженства ангельского.
Хотя ангелов существует бесчисленное множество, между ними установлен строгий порядок и подчиненность – ангельская иерархия.
Ангельская иерархия в христианстве включает в себя девять ликов, которые включают в себя три чина, и Слава Божия изливается на ангелов от высших ликов к низшим:
Ангельские чины подчиняются один другому и пребывают в совершенном согласии. И хотя чины и лики ангельские имеют свои названия, все они называются общим словом ангелы .
Серафимы находятся ближе всех к Богу, их имя означает «огонь божественной любви». Серафимы воспламеняются этой божественной любовью и сообщают ее другим ликам – такова их задача и назначение.
Херувимы : это имя означает «полнота ведения, обилие премудрости». Херувимы знают абсолютно все, что Бог дает знать сотворенным существам. Херувимы просвещают других: через них посылается другим существам премудрость для богопознания.
Престолами называются духи, на которых непостижимым образом восседает сам Бог и вершит Свой праведный суд. Престолы помогают земным правителям, владыкам и судьям вершить правосудие.
Господства управляют прочими чинами, учат владеть чувствами, смирять страсти, подчинять плоть духу. У Господств есть власть над злыми духами.
Силы – духи, через которых Бог творит Свои чудеса. Бог наделил этих ангелов Своей силой и всемогуществом.
Власти имеют власть над силами зла, могут отражать нападения лукавого, отводить от людей напасти и отгонять злые помыслы.
Началам Бог поручил управление мирозданием и охрану всех царств, государств, народов, племен и языков. Каждая страна, каждый народ и племя имеют определенного, приставленного к нему ангела из чина начал для руководства, охраны и вразумления. Начала – это своеобразные ангелы-хранители, но не для одного человека, а для определенной группы.
Архангелы – великие благовестники. Они изрекают пророчества, возвещают Волю Божию низшим ангелам, а через них – людям. Архангелы укрепляют веру людей и просвещают ум. Самые известные из архангелов – Михаил, Гавриил, Уриил (он же Иеремиил), Селафиил, Иегудиил и Варахиил – на самом деле на архангелы по чину, а серафимы, и причем наивысшие из всех серафимов и находятся ближе всех к Богу. Архангелами их называют потому, что они являются вождями всех ангельских сил. И наивысший вождь над всеми-всеми ангелами Богом поставлен архистратиг (т.е. вождь, старший воин) МИХАИЛ.
Ангелы находятся ближе всех к людям. Каждый человек имеет своего ангела-хранителя – покровителя и защитника, своего самого близкого духовного наставника, связь с которым необходимо поддерживать и укреплять.
; «пра-силы» (изначальные ; первоначальные ); их сфера обитания и действия простирается вплоть до планеты Меркурий (оккультистами называемой Венерой , согласно оригинальному названию в древних Мистериях) .
Эволюция ангелов-начал, а также их отношения с человечеством были раскрыты немецким философом и ясновидящим Рудольфом Штейнером (1861-1925) в апреле 1909 года при прочтении 10 лекций на тему «Духовные Иерархии и их отражение в физическом мире» .
Согласно Штейнеру, духи личности Начала, как и все существа мироздания, являются частью вселенского эволюционного процесса; свой человеческий период развития они прошли на древнем Сатурне , где по своей внутренней жизни и природе они ещё не были высшими существами, но переживали период становления и превращения в посланцев богов. В эпоху Сатурна они ещё не занимали своё нынешнее положение (№ 7) в третьей сфере высшей небесной (ангельской) иерархии, но были тремя ступенями ниже.
Эпохи развития духов и человека в Солнечной системе |
|
По своему виду древний Сатурн, обитель человечества Начал, не был похож на нашу Землю . Из четырёх элементов существовал только первый - тепло (стихия «огонь » в философии и оккультизме; саламандра в символике). Поэтому у Сатурна не было очертаний, его пространство было горячим, как в духовке, и без малейшего дуновения ветра (элемент «воздух » ещё не возник), без присутствия воды, - элемента «воды » ещё не было, как не было четвёртого элемента - «земли », то есть твёрдых тел. Будущая Земля представляла собой сферу из тепла. Люди Сатурна - Начала - обладали телами из тепла (теплового элемента или субстанции; теплорода в терминологии 1783 года французского химика Лавуазье). Природа тепла для нас - двойственная: во-первых, тепло, воспринимаемое нами внутренне, когда нам тепло или холодно, и, во-вторых, воспринимаемое нами внешне, как тепло окружающих нас горячих предметов. В отсутствии предметов на древнем Сатурне тепло существовало поначалу исключительно во внутреннем плане, а под конец стало внешним, ощущаемым. Если бы человек попал в ту начальную среду на древнем Сатурне, он бы не почувствовал тепла на коже, но лишь внутреннее блаженство, - состояние, близкое к тому, что называется «теплом души».
Сначала внутреннее тепло шарообразного Сатурна позволило духам личности Началам воплотиться. Ощутив внутреннее тепло как блаженство, Начала постепенно перешли к ощущению внешнего, как если бы осознали самих себя телом. Таким образом в процессе их воплощения формировалось внешнее тепло, и на более поздних стадиях древнего Сатурна человек мог бы уже ощущать тёплые и холодные места. Яйцевидные сгустки тепла сформировались по всей внешней поверхности древнего Сатурна, по виду напоминая ягоды ежевики или малины, - это были тела духов Начал, также называемых асурами (силами жизни). Внутренним теплом они создавали тепло внешнее, наподобие птиц «высиживая» тепло из мирового пространства. На тот момент Начала, благодаря своей внутренней подвижности, могли преобразовывать внешнее тепло во внутреннее. «Тепловые яйца» беспрестанно образовывались и исчезали, подчиняясь некоему ритму , напоминающему дыхание древнего Сатурна. Этот процесс риши , мудрецы в индуизме, рассказывали своим ученикам как огненный выплеск наружу (выдох), превращающийся в бесчисленные тепловые тела, а затем его отлив, всасывание (вдох), формирующий индивидуальность (см. «эготичность» , фр. égoïté ) или «Я» духов личности Начал. Это ещё не воздушное дыхание, элемент «воздух» ещё не существует, но тепловое.
В целях эволюции произошло примерно следующее: отдельные духи личности Начала стали вдыхать лишь часть выдохнутого тепла, чтобы яйца не исчезали полностью в Сатурне, а оставались. Что привело к двойственности тепла: внутреннее тепло шара Сатурна и внешнее сатурновых «яиц», а тем самым к очеловечиванию Начал. Быть человеком, жить стадию очеловечивания, это означает достичь осознания собственного «Я» при условии отделения себя от внешнего мира. Духи личности Начала уже обладают индивидуальностью, самосознанием. Следствием этого, в финальный момент эпохи древнего Сатурна, перед его растворением, наступлением пралайи , промежуточного состояния небытия или сна, на той планете, прародительнице нашей Земли, существовало царство низшего порядка. Только духи более высшего порядка, такие как Престолы , могли привести Сатурн к состоянию пралайи - планетарной ночи, за которой последовало планетарное утро - эпоха Солнца , что и случилось согласно карме Сатурна.
Следующее разделение тепла - на свет и дым (сравните со свечой , дающей одновременно и то и другое). После периода сна (пралайи), на возродившемся Сатурне из тепловых «яиц» выделился газ, воздух или дым (в оккультизме элемент «воздух »), и стал излучаться свет . Элемент тепло вернулся, так сказать, к высшему состоянию.
Сфера древнего Солнца, меньшая по размерам (согласно универсальному закону стремления к центру), чем предшествовавший ей древний Сатурн, представляла собой светящийся шар, где внутри и на поверхности, в дополнение к теплу, во все стороны струились ветра, воздух, газовые потоки. В эпоху древнего Солнца проходит период очеловечивания следующих за Началами в небесной иерархии существ - Архангелов . Душа Архангелов состоит из света, к ней они присоединили внешнее тело из газового вещества. То есть внутренняя сущность Архангелов способна излучать свет, а внешнее тело является воздушным.
Сфера обитания и влияния Начал простирается вокруг Земли вплоть до орбиты планеты Меркурий (в древних Мистериях , передававших знания предков о космогонии , и соответственно у оккультистов - называемой Венерой). Вместе в архангелами (обитателями сферы, доходящей до планеты Венера) ангелы-начала инструктируют человека, в некой степени «спускаясь» и проникая своим духом в отдельных людей ещё с лемурийской и атлантской эпох. Внешний вид таких людей не меняется, не отличается от других, но становится «майей », иллюзией. Человек, благодаря духу личности Начал, приобретает невероятную власть и способность управлять людьми. В лемурийскую эпоху именно «сыны Венеры» Начала руководили всем человечеством, тогда как архангелы заботились о его отдельных частях. Поэтому Блаватская в своём труде «Тайная доктрина » называет людей-будд «майями». В восточных учениях такие люди получили особые названия: сопровождаемый ангелом - будда; будда, просветлённый архангелом - бодхисаттва («с пробуждённым сознанием»; см. список бодхисаттв), а озарённый духом личности (Началами) - дхьяни-будда («будда высшей мудрости»).
Чины Ангельские
Библия говорит о 8 чинах Ангелов. Это: Архангелы, Херувимы, Серафимы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы.
Откуда такое разнообразие обитателей Небес?.. Учители Церкви думали над этим. Ориген (III век) предположил, что различие Ангелов в чинах обусловлено их охлаждением в любви к Богу. Чем выше чин, тем вернее, послушнее Богу Ангел, и наоборот. Однако Православная Церковь отвергла такую трактовку.
Св. Августин (4 век) писал: «Что есть Престолы, Господства, Начальства и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую, и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю».
Самый глубокий и продуманный труд на эту тему принадлежит перу богослова V столетия св. Дионисия Ареопагита. Он написал сочинение, которое так и называется: «О небесной иерархии» и в котором как раз выясняется вопрос - чем Ангелы отличаются друг от друга.
Св. Дионисий разделяет всех Ангелов на три триады. В каждой триаде 3 чина (всего у него получается 9 чинов).
Первую триаду, наиболее близкую к Богу, составляют: Херувимы, Серафимы и Престолы.
Вторая триада: Господства, Силы, Власти.
Наконец, третья триада: Начала, Архангелы, Ангелы.
Св. Дионисий говорит, что чин Ангела зависит от положения в Небесной иерархии, то есть от близости к Царю Небесному - Богу.
Самые высшие Ангелы славословят Бога, предстоят пред Ним. Другие Ангелы, чей чин в Небесной иерархии ниже, выполняют различные поручения, например, охраняют людей. Это так называемые служебные духи.
Работа св. Дионисия - замечательное достижение православной мистики, богословия и философии. Впервые появляется стройное учение, пытающееся показать принципы взаимодействия Бога с миром посредством Ангельских существ; впервые многообразие чинов Ангелов, о которых упоминает Библия, приведено в порядок. Однако следует помнить, что классификация ангельских чинов у св. Дионисия не является строго научной работой - это, скорее, мистические размышления, материал для богословских размышлений. Ангелологию св. Дионисия, например, нельзя использовать при изучении библейской ангелологии, так как библейская ангелология исходит из иных богословских установок, развивается по иным законам, нежели у св. Дионисия. Однако для работы богослова система св. Дионисия незаменима, и вот почему: в своей работе византийский мыслитель показывает, что, чем ближе к Богу находится Ангельский чин, тем больше он становится причастником блаженного Света и благодати Божией.
Каждая из триад Ангелов, пишет св. Дионисий, имеет свое общее предназначение. Первая - очищение, вторая - просвещение и третья - совершенствование.
Первая триада, первые три высших чина - Херувимы, Серафимы и Престолы - находятся в процессе очищения от всякой примеси чего-то несовершенного. Находясь вблизи Бога, в постоянном созерцании Божественного Света, они достигают высочайшей степени чистоты и незамутненности своего ангельского духа, стремящегося походить на Абсолютный Дух - Бога. И предела этому совершенству нет. Никто более из творений Божиих не может достичь той головокружительной степени чистоты, в какой пребывают эти Ангелы. Никто… кроме Марии из Назарета - Матери Господа Иисуса Христа. Ее, выносившую под сердцем, родившую, пеленавшую, воспитывавшую Спасителя мира, мы воспеваем как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».
Вторая триада - Господства, Силы, Власти - постоянно просвещается светом Божией Мудрости, и в этом для нее также нет предела, ибо Мудрость Божия беспредельна. Это просвещение - не умственного характера, а созерцательного. То есть, Ангелы в трепете и изумлении созерцают беспредельную и совершенную Мудрость Божию.
Наконец, дело последней триады - Начала, Архангелы, Ангелы - есть совершенствование. Это более понятный нам и конкретный вид служения. Эти Ангелы, приобщенные к Божьему совершенству и к Его воле, доносят эту волю до нас и таким образом помогают нам совершенствоваться.
Св. Дионисий подчеркивает и принципиальное различие характеристик природ Ангелов, составляющих разные триады. Если ангельская природа первой, высшей, триады может быть описана как свет и огонь, то у второй Дионисий отмечает силовые и материальные характеристики, а третья триада понимается совершенно, как служение воле Божией, обращенной к миру.
Св. Дионисий определил не только общее служение триад Ангелов, но и конкретное служение каждого из девяти чинов.
И узнать, какое служение они несут, поможет нам само наименование чина.
Так, имя Серафим, которое носят самые высшие Ангелы, по-древнееврейски переводится как «пламенеющий», а имя Херувим означает «обилие познания или излияние мудрости» (св. Дионисий Ареопагит). Наконец, имя третьего чина первой триады - Престолы означает Ангелов, изъятых от всего земного, и показывает нам стремление этих Ангелов «недвижно и твердо прилепиться» к Господу.
Соответственно можно понять и свойства, и качества и двух других ангельских триад.
Господства - наставляют земных властителей к мудрому управлению.
Силы - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения угодникам Божиим.
Власти - имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают все наши искушения и имеют также власть над стихиями природы.
Начала - управляют вселенной, законами природы, охраняют народы, племена, страны.
Архангелы - благовествуют о великих и преславных Тайнах Божиих. Они являются проводниками откровения Божия.
Ангелы - присутствуют при каждом человеке, они вдохновляют на духовную жизнь, сохраняют в обычной жизни.
Безусловно, мнение св. Дионисия не следует считать бесспорным. У святых отцов (да и у самого св. Дионисия) мы встречаем мысль, что ангельских чинов много больше, чем девять, их служения разнообразней, чем вышеперечисленные, но нам это не открыто. Система св. Дионисия - лишь введение в ангелологию, отправная точка для дальнейших богословских исследований этих вопросов.
Великий Иоанн Дамаскин, сам очень ценивший работу св. Дионисия, так резюмировал мнение Православной Церкви по этому вопросу: «Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем. Знает же один сотворивший их Бог, Который и все знает. Различаются же они друг от друга светом и положением; или, имея степень соответственно свету, или соответственно степени участвуя в свете, и просвещают друг друга по причине превосходства чина или естества. Но ясно, что высшие Ангелы сообщают и свет, и знание низшим».
Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович МихаилДругие западные чины богослужения Вместо римского чина некоторые римско-католические храмы и монастыри имеют свои чины богослужения, не уступающие, а иногда и превосходящие римский древностью, следовательно выработавшиеся в VI–VIII вв. Таковы особенно чины Медиоланский,
Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер МихаилЧисло ангелов; ангельские степени Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Когда прор. Даниил видел в видении, его взору открылось, что «тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7:10). «Многочисленное воинство небесное»
Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей7. Какие существуют чины священнослужителей? Вопрос: Какие существуют чины священнослужителей?Отвечает священник Константин Пархоменко:По принятому сегодня в Православной Церкви делению всех церковных служений, они разделяются на церковнослужение и
Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав Из книги Литургика автора (Таушев) АверкийСхема хиротесий в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея Архиерейское благословение.Возложение руки епископа на главу возводимого в чин.Молитва, читаемая архиереем.Архиерейское благословение.Молитва посвящения.Свидетельство достоинства возводимого в
Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор АльбертовичСхема хиротесий в чины игумена и архимандрита Архиерейское благословение.Молитва, читаемая архиереем.Тайная молитва.Возглас «Повели, Владыко».Молитва посвящения.Возложение руки епископа на главу возводимого в чин.Свидетельство достоинства возводимого в
Из книги У истоков культуры святости автора Сидоров Алексей Иванович Из книги Таинство смерти автора Василиадис НиколаосВозведение в разные церковные чины В «Чиновнике архиерейского священнослужения» помещены чины возведения в сан: 1. архидиакона или протодиакона, 2. протопресвитера или протоиерея и 3. игумена и 4. архимандрита. Возведение во все эти чины совершается на литургии, среди
Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна3. Ранние Литургические Чины Мы помним, что на протяжении первых двух веков христианства литургические молитвы, хотя и следовали в определенном порядке, но были импровизационными. Харизматическей пафос пророка, а затем епископа, по существу, каждый раз творил новую
Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша8. Три вида помыслов: помыслы ангельские, человеческие и бесовские Путем долгого наблюдения мы познали различие между помыслами ангельскими, человеческими и бесовскими; а именно: мы познали, что ангельские [помыслы] прежде всего усердно взыскуют естество вещей и
Из книги Молитвослов на русском языке автораУмирающие видят «ангельские силы» Тот, кто покидает этот мир, несомненно получает большое утешение, видя лица окружающих его друзей и близких. Совершенно иное, конечно, положение муче{стр. 379}ника, который жертвует собою во имя Христа под злорадными и гневными взглядами
Из книги автораХиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея Возведение в эти чины бывает на Литургии посреди храма во время входа с Евангелием. Производятся эти хиротесии вне алтаря, поскольку, по толкованию Симеона Солунского, они «суть рукоположения в различные внешние
Из книги автораЧины Божественной литургии Святейшее Таинство Евхаристии совершается на Литургии верных – третьей части Божественной литургии, – являясь, таким образом, ее важнейшей составляющей. С первых лет христианства в разных Поместных Церквах (и даже в пределах одной и той же
Из книги автораАнгельские крылья Когда мать с дочкой гуляли по гоpоду, люди часто останавливались и смотpели ей вслед. Девочка спpашивала маму, почему люди так смотpят.- Потому что на тебе такое кpасивое новое платье, - отвечала мама.Дома она бpала свою дочь на колени, целовала, ласкала ее
Из книги автора