Упражнения для развития глазомера. Тренировка чувства габарита и точности глазомера. Улучшение реакции и координации движений

Глазомер — это умение определять размер, расстояние одного предмета или линии по соотношению к другим, не используя при этом сторонних предметов типа линейки или еще чего-нибудь. Глазомер — отсюда и не сложно догадаться, что мерить мы будем глазами.

Как развить глазомер? Есть много техник и способов, сегодня я приведу несколько из них. Первое, что нужно знать — это свой рост, длину и ширину пальца, расстояние шага, с помощью чего вы потом и будете определять некоторые из нужных вам размеров.

Действительно, развить глазомер — это один из шагов в своей практике рисования , который просто необходим. Так как в дальнейшем вы будете рисовать более сложные рисунки, такие как , и так далее. Там без хорошего глазомера, можно сказать, что никуда…

Так что не считайте практику развития глазомера ненужной для себя, не ленитесь, и, уверяю Вас, это вам очень пригодится.

Упражнение 1: как развить глазомер с помощью линий

Сперва мы будем рисовать линии, . Итак, тут вроде все понятно, берем бумагу, рисуем отрезки и набиваем руку до тех пор, пока у нас не получится так, как на рисунке. Хотя, кое-что забыл… Сперва нужно наметить точки начала и конца этих линий, это важный момент, таким образом вы дадите сигнал своей голове, что нужно рисовать линию именно по этому пути.

Делаем такое упражнение до тех пор, пока вас не удовлетворит результат. Это не сложная задача, не жадничайте бумаги, возьмите старую и ненужную, если жалко использовать хорошую. Рисуйте столько, сколько посчитаете нужным, и когда вы достигнете тех линий, которые удовлетворят, можно приступать к следующему упражнению.

Упражнение 2: делим линии на ровные части

А здесь мы будем наши линии резать на ровные кусочки. Сначала на две части, потом на четыре и так далее, я думаю, исходя из рисунка, вы сами все поймете. И когда у вас получится это, можно усложнить себе задачу и делить наши линии нечетно: на три, пять, семь и т.д.

Упражнение 3: делим линии на ровные нечетные части

Это намного сложнее, так как проще поделить линию на две части, чем на три.

Когда вы будете делить линии на три части, можете сначала обозначить центр линии, а потом слева и справа сделать отметки, но так, чтобы получилось три ровных части и так далее. Чтобы поделить на 5 частей, можно сначала делить на 4. Пробуйте, старайтесь, и у вас обязательно получится!

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте разберемся, что же представляет собой глазомер и зачем, собственно, его развивать художнику. Если обратиться к истокам этого термина, то станет ясно, что глазомер, прежде всего, медицинское понятие, тесно связанное с физиологией человека, а именно с анатомией глаза. Оно означает способность определять расстояния без каких-либо специальных механических или электронных приспособлений.

С точки зрения изобразительного искусства понятие "глазомер" может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами.

Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства.

Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния.

Художник, который не может верно подобрать пропорции — это вовсе не художник.

Дело в том, что изображать мир на бумаге чрезвычайно сложно (без опыта), именно поэтому способность к живописи считают талантом. Наверняка, каждый сталкивался с ситуацией, когда в школе на уроках изобразительного искусства кто-нибудь из детей рисовал непропорциональные рисунки: так, человек мог оказаться больше дома, а кошка выше дерева. При этом, логически ребенок понимает, что в реальной жизни все наоборот, а вот изобразить на бумаге не может.

Глазомер для художника сродни слуха для музыканта или голоса для певца. Вроде бы у всех есть эти качества в глобальном смысле: мы издаем звуки, слышим их, отличаем дальние предметы от ближних, но далеко не каждый может красиво петь, сочинять композиции и писать картины. Поэтому, развитие глазомера очень важно, если вы решили всерьез заниматься живописью.

Способы развития глазомера

Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер — это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. Существуют определенные методы развития глазомера.

Если изучить программу любой художественной школы, то там можно найти специальные комплексы простых и, в некотором роде, даже примитивных упражнений, которые позволяют развить чувство пропорции. Все они предназначены для новичков и имеют практическую направленность — выполняются на бумаге.

Вторым способом выступают специальные методики, которые не требуют применения изобразительных средств. В основном, это упражнения, предназначенные непосредственно для глаз и мышления. Они помогают улучшить уже имеющиеся навыки верно определять расположение и пропорции предметов.

Третий способ больше подходит уже более опытным художникам — это комплексные методики, целью которых выступает идентичное изображение реальных групп объектов на бумаге. Теперь рассмотрим эти способы подробнее.

Простые упражнения для начинающих художников

1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку.

2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь.

3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не "занимаются ерундой", а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку.

Упражнения для глаз

Попробуйте мысленно прикинуть сколько шагов вам предстоит пройти до нужного объекта: допустим, до ближайшего дерева. Чем ближе ваш ответ к действительности, тем лучше работает глазомер.

Так же пробуйте определить в нестандартных ситуациях: скажем, в общественном транспорте или на высоком этаже здания, какие предметы находятся выше, а какие ниже , и соответственно ближе и дальше. А что будет, если мысленно поставить дерево на дом? Будет ли он выше, чем соседняя новостройка? Казалось бы, эти упражнения далеки от рисования, но на самом деле, их регулярное выполнение улучшает зрительное восприятие и память.

Сложные упражнения

Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать . Как только стало получаться — меняйте линии их положения.

Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной . Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном.

Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

И напоследок

Почерпать больше интересной и полезной информации о глазомере можно из литературы. Например, из книг "Практическая перспектива" М. Н. Макаровой , "Уроки рисования с натуры" Виноградовой Г., "Основы рисунка" Шембеля А. Ф., а так же различных учебных пособий и хрестоматий.

, «Как научиться стрелять в движении» , «Как правильно стрелять утку, зайца» , «Как компенсировать отдачу» .

Тренируем глазомер

Под тренировкой глазомера я подразумеваю развитие способности не только визуально определять расстояние до цели без помощи специальных приборов, но и четко сфокусировать взгляд на одном из множества предметов. Разберем, нужно ли это, чтобы правильно, а значит метко, стрелять на охоте.
Начнем с распознавания предмета. Например, из пролетающей стаи уток опытный охотник всегда выделит селезня и выстрелит, естественно, в него. Среди бегущих копытных животных для поражения также выбирают только самцов или молодь. И самое главное, стреляя в стаю, в стадо животных, целиться надо в конкретную особь, а не «пулять в кучу». В последнем случае поражение цели весьма проблематично. Дичь вы не добудете, а вот ранить многих птиц, животных - почти сто процентная гарантия. В последующем подранок будет мучиться и в конечном итоге погибнет. Такая стрельба - не гуманна и не эффективна и противна самому понятию «охота».
Насколько умело живые существа при защите используют отвлечение внимания хищника, агрессора, рассеивая зрение, можно увидеть на поведении косяка сельди, когда его атакует кит. Или наблюдая, как птицы отпугивают всей стаей хищника. «Мельтешение» множества тушек перед глазами нападающего, не позволяет ему поймать ни одной особи.
Иными словами, чтобы метко выстрелить, из множества целей охотник должен выбрать для себя одну и в нее прицелиться.
Даже на охоте с гладкоствольным, а не только нарезным оружием, немаловажно обладать умением визуально определять расстояние до цели. Дело в том, что стрельба дробью на расстоянии 10 - 15 метров, нецелесообразна, если только вы не стреляете мелкой дробью (номер 7 и больше). Выстрелив с близкого расстояния, вы размолотите тушку дичи. Также нет смысла стрелять дробью (но не картечью) на расстояние больше 60 метров: только слегка раните птицу или зверя.
Визуально научиться определять расстояние до предмета можно без особого труда. Во время прогулки, походов по магазинам, прочим делам выберите какой-нибудь предмет у вас на пути, определите наугад расстояние и проверьте правильность предположения. Не надо тут же переходить на широкий метровый шаг. Прохожим это покажется смешно, а полицейским — подозрительно. Просто считайте пары шагов (пара обычных шагов - это полтора метра) под левую или правую ногу, как вам удобнее. Так, между прочим, и тренируйтесь.

Важно определить расстояние до цели

К слову, умение визуально определить расстояние до предмета окажется полезным, когда вы будете подбирать дичь (сбитую утку, подстреленного зайца и пр.). Заметив, где упал добытый вами трофей, мысленно проведите линию от себя, через добычу и до какого-нибудь заметного предмета на местности, прикиньте расстояние до трофея. После стрельбы попросите напарника пройти по указанному направлению определенное расстояние. Или же сами со своей или противоположной стороны ранее мысленно проведенного отрезка пройдите по намеченному направлению к месту падения добычи.

Тренинги «Развитие глазомера как один из приемов обучения учащихся детского объединения по моделированию одежды»

В рамках освоения содержания дополнительной программы «Юное поколение выбирает стиль» учащиеся приобретают навыки работы по созданию индивидуальных предметов одежды. Наряду с освоением алгоритма творческой деятельности развивается аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность.

Одно из качеств, которым должен обладать модельер одежды – это точный глазомер. Этот качество помогает сразу оценивать пропорции фигуры, оценивать возможности будущего кроя, выбирать гармоничные варианты. Чтобы помочь учащимся, посещающим занятия детского объединения «Моделирование одежды» формировать, развивать и совершенствовать глазомер в структуру занятий включаются специальные упражнения, которые проводятся в качестве разминки для снятия мышечного напряжения.

Необходимо отметить, что хорошо развитый глазомер помогает в самых разных жизненных ситуациях. Например, при оценивании площади комнаты для размещения определенной мебели. Нужен глазомер, когда требуется достать какой-то предмет, определить примерное расстояние и т. д.

Упражнения на глазомер

    Определение промежутка

    У ведущего в руке 10 одинаковых монет. Он кладет три из них в один ряд так, чтобы они касались друг друга. Затем осторожно убирает среднюю монету. Задача играющего: разложить в одну линию остальные 8 монет с такими же промежутками, что получился между первой и третьей монетой. Ведущий проверяет результат одной из монет.

    Более сложным вариантом становится задача положить две монеты с таким промежутком, чтобы между ними можно было положить конкретное число монет (цифру озвучивает ведущий).

    Ведущий берет три одинаковые полоски картона. Задача играющего: положить две полоски, соединив их концы под углом так, чтобы при прикладывании третьей полоски получился равносторонний треугольник.

    Определение площади

    Ведущий демонстрирует группе какой-нибудь предмет небольшого размера. Это может быть ваза, книга, блокнот. Задача играющих детей: начертить на листе бумаги нижнее сечение, чтобы после помещения на него предмета они полностью совпали.

    Педагог предлагает ограничить на листе бумаги площадь, на которой может поместиться утюг, которым они постоянно пользуются на занятиях. Сам утюг во время выполнения задания не демонстрируется.

    Изображение круга

На листе бумаги педагог отмечает точку примерно посередине и чертит сверху отрезок, по длине меньший половины ширины листа. Учащиеся, предварительно рассчитавшись по порядку, по очереди подходят и на глаз ставят точку, на расстоянии от намеченного педагогом центра, равном длине отрезка. Каждый свою точку подписывает полученным при расчете номером. Точность глазомера проверяется проведением от центра окружности с радиусом, равным отрезку, начерченному педагогом.

    Точность показа

Выходят два игрока. Им дается по метровой линейке, которая поворачивается лицевой стороной с делениями к группе. На тыльной стороне делений не должно быть. Они ставят линейки на стулья и показывают называемые ведущим значения, например 10 см, 25 см и т. д. Из числа учащихся выбирается один человек для записи результатов, которые затем сравниваются, и определяется победитель.

    Деление на равные части

Этот вид тренинга формирует очень важный навык для модельера – умение быстро и точно делить отрезок на равные части.

Игрокам на доске или на бумаге чертятся прямые линии произвольной длины, и предлагается разделить их без инструментов на заданное ведущим количество равных частей.

    Высота предметов

Подобную несложную тренировку можно проводить в любых условиях, показывая на предмет с целью определения его высоты. Выбираются объекты, размеры которых затем для сравнения можно измерить рулеткой или линейкой.

    Точное попадание

Учащиеся делятся на две команды. В каждой из них выбирается наблюдатель, который будет проверять работы соседей. Командам даются заранее подготовленные шаблоны. Это лист картона с вырезанными отверстиями различной геометрической формы – треугольные, круглые, прямоугольные, квадратные. Задача игроков вырезать, не примеряясь к шаблону, из бумаги фигуры, которые должны точно закрывать отверстия. Количество совпадений проверяют наблюдатели, прикладывая фигурки к шаблону.

    Определение длины

Педагог заранее чертит на бумаге линии разной длины, нумерует их и у себя записывает под каждым номером значение длины. Можно приготовить карточки для каждого ребенка и во время разминки попросить их на глаз определить длину отрезков, написав ее рядом с номером.

Для самостоятельного проведения тренингов на развитие глазомера, можно рекомендовать детям выполнять несложные упражнения.

    Прорисовывание без линейки параллельных линий на нелинованных листах бумаги.

    Нахождение центра окружности.

    Черчение без инструментов прямых углов.

    Проведение биссектрисы угла.

    Рисование повторяющихся геометрических фигур так, чтобы получалось орнаментальное изображение.

    На прогулках можно проводить тренировку глазомера, прикидывая примерное расстояние в шагах до какого-либо объекта с проверкой своей догадки на практике.

Эти несложные упражнения становятся очень важным инструментарием при развитии глазомера. При систематическом их применении достигается положительный результат с приобретением навыков, которые станут полезными в разнообразных жизненных ситуациях.

Для чего начинающему художнику хороший глазомер? Чтобы рисовать похоже:)
Ведь бывает, рисуешь, стараешься, а все же – что-то не то... Да и линии какие-то неуверенные, неровные… Не рисунок, а сплошное разочарование! Знакомо?

Хорошего рисовальщика от начинающего отличает острый глаз и твердая рука.

Причем, «острый глаз» - это не метафора. Тренированный глаз художника хорошо видит особенности формы изображаемого объекта: его пропорции, соотношение частей, положение линий относительно вертикали или горизонтали.

А уверенная, твердая рука легко переносит увиденное на лист.
Предлагаю потренировать ваши руку и глазомер! Тренировка, хоть и простая, но очень важная.

Помните, как вы когда-то тренировались рисовать буквы, выводя палочки и закорючки в прописях? Ох, и сложная это была задачка... А теперь? Пишете и не задумываетесь, верно ведь?

Так и ваша сноровка в рисунке. Она зависит только от количества практики. Причем, замечу, ОСОЗНАННОЙ практики. Когда вы целенаправленно развиваете свои способности.

Постановка руки – дело наживное и несложное. А насчет глазомера…

Хороший глазомер - очень важный фактор при рисовании с натуры.

Ведь именно умение правильно соотносить размер объектов позволяет нарисовать предметы похожими.

Итак, сегодня тренируем глазомер и придаем уверенность руке!

Развиваем глазомер: упражнение №1

1. Нарисовать пять горизонтальных и пять вертикальных линий.

При рисовании прямой линии не старайтесь сделать ее одним движением. Это далеко не каждому под силу. Тем более в тех полевых условиях, в которых работаете вы. 🙂
Рисуйте линию легко, без сильного нажима на карандаш. Проведите ее несколько раз, уточняя. Воспользуйтесь ластиком только тогда, когда линия будет абсолютно ровной и параллельной краю листа.

2. Деление отрезков на части – 2, 4, 8, 3, 5.

Делаем по краю линий засечки. Затем делим линии на части. Первую – пополам, на две части. При этом вы производите деление «на глаз» - ставите черточку в том месте, где будет, по вашему мнению, середина. После этого – проверяем себя. Для этого используем замер карандашом. Вот так:

Замерили – одну половинку, сравнили с другой. Если неправильно – откорректировали.

На 4 и 8 частей делить просто, делим каждую половинку еще пополам. Сложнее делить на нечетное количество частей. Четвертый отрезок делим на 3. Последний – на 5 частей.
Закончили с горизонтальными – делим вертикали.

Больше интересной и полезной информации о рисовании от художника Марины Трушниковой Вы найдете в электронном журнале "Жизнь в Искусстве".

Получайте номера журнала на свой e-mail!

3. Окружность.

Рисуем пересечение из горизонтали и вертикали. Добавляем две диагональных линии.

От центра по всем лучам откладываем одинаковые отрезки. (на глаз! а потом проверяем и корректируем). Затем через полученные точки проводим окружность. Если 8 точек вам мало, и круг получается неровный – добавьте еще диагоналей.

4. Деление окружности на 3 части.

Ниже рисуем еще один круг. Делим его на 3 части.

Сделали? Теперь можно погладить себя по голове и выдать себе премию. 🙂 Если есть проблемы с рисованием вертикальных и горизонтальных линий – тренируемся еще.

Глазомер тренируем повсюду. Не рисуя. Просто смотрите на что-нибудь и делите на части. Или, наоборот, разглядываем объект и прикидываем – сколько его части составляют от целого: 12, 13, 16, 410 и т.д.

Развиваем глазомер: упражнение №2

Рисование кристаллов. Очень занимательное занятие, скажу я вам. Медитативное такое… Я еле оторвалась! 🙂

Пошагово:
1. вертикаль, горизонталь в центре листа А4.
2. гибкая линия слева – такая же справа. Овалы, параболы, гиперболы и т.д. Все виды красивых текучих линий.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома