Развитие речи на тему вот такая история. Конспект открытого занятия «Книжкины истории» в подготовительной к школе группе. А теперь нас ждут “аппетитные игры”

ольга Мельникова
Конспект открытого занятия «Книжкины истории» в подготовительной к школе группе

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Книжкины истории»

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной к школе группе. Материал поможет легко, непринужденно, интересно познакомить детей с историей создания книги, расскажем о свойствах и качествах различных материалов используемых в древности для создания книги. Материал разработан в соответствии с ФГОС

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Книжкины истории» - открытое занятие

Цель: углубить представления детей о существенных характеристиках книги, о свойствах и качествах различных материалов используемых в древности для создания книги в соответствии с федеральными государственными стандартами.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

Цели непосредственно образовательной деятельности:

1. Образовательный аспект:

Образовательная область ««Познавательное развитие»:

Формирование познавательного интереса, расширение кругозора

Обобщить и расширить представления детей об окружающем мире и предметном мире (о книгах, о книгопечатании, о глине, бересте, шелке)

Содействовать обогащению представлений детей в области географии и астрономии (глобус, моря, океаны, названия стран)

Углубить представления детей о существенных свойствах и качествах материалов

Систематизировать умение детей ориентироваться и изображать предметы в указанном направлении (вверху, в середине, справа)

Формировать элементарные представления о времени (раньше, прошлое, настоящее, до, после)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности

2. Развивающий аспект:

Способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности

Способствовать развитию любознательности, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников

Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление

3. Воспитательный аспект:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать социальные навыки

Вызвать желание работать в команде, сообща, учить работать в малых группах

Способствовать развитию умения соблюдать в ходе занятия элементарные правила игры-путешествия

Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками

Применение технологий сохранения и стимулирования здоровья

Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий

Образовательная область «Речевое развитие»:

Вызвать интерес детей к научно-познавательной, художественной литературе

Воспитывать любовь и бережное отношение к книге

Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми

Образовательная область «Физическое развитие»:

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении образовательной деятельности

Следить за осанкой, правильной посадкой детей на занятии

Методы и приемы.

1. Наглядный: (показ, демонстрация)

2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения

3. Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра «Составь слово», «Иероглиф», «Книгопечатники»

4. Метод проектной деятельности (познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование)

Словарная работа: обогащение словаря словами (фараон, жрец, оттиск, книгопечатание, шелк, иероглиф, Египет, Китай, Русь, летописец, клинок).

Форма проведения: Игра-путешествие

Используемые современные технологии: здоровьесберегающая технология, элементы социоигровой технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми, использование информационно-коммуникативных технологий

Материалы и оборудование: Глобус, микроскоп, макет машины времени, проектор, экран, музыкальный центр, флэшка с записями музыки по ходу занятия, слайд-шоу по теме занятия, пяльцы, кусочки шелка, кисточка, тарелочки красками, салфетки, доски с глиной, тарелки с песком и с водой, деревянные палочки, деревянные оттиски букв, образцы иероглифов, большие кубики с буквами и цифрами, подставка для кисточек, медали «умников», столы, стулья, ковер, веер, деревенский домик, березка, костюм профессора Почемучки.

Ход образовательной деятельности.

1. Вводная часть

Звучит веселая музыка. В музыкальном зале за столом сидит профессор Почемучка и смотрит в микроскоп.

Профессор : Сколько всего надо успеть узнать самому и рассказать ребята. Ведь у них всегда столько вопросов и я на каждый должен найти ответ!

В это время в зал входит воспитатель и дети подготовительной к школе группы.

Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучка, у наших ребят опять возник вопрос, не могли ли вы помочь найти на него ответ?

Профессор: - Здравствуйте ребята! Я магистр школы «Почемучек». В моей школе «Почемучек» занимаются ребята со всего земного шара (показывает на глобус, все те, кто хочет получить ответы на различные вопросы. Значит и у вас есть ко мне вопрос? И что же вы бы хотели узнать сегодня?

Ребенок: (в руках у него книга) Уважаемый профессор я и мои друзья хотели бы узнать, какими были первые книги?

2. Основная часть

Профессор: Я вижу, вы очень умные и любознательные ребята, а таких детей я люблю и вам конечно помогу. Значит, вы хотите узнать какими были первые книги. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны книги? А как вы думаете, какими были первые книги? (ответы детей) .

Профессор: Молодцы, вы наверно дома много читаете со своими папами и мамами?

Ответы детей: Да

Профессор: А какая твоя любимая книга, отвечаем полным ответом, ведь я профессор и люблю умных деток.

Ответы детей: Моя любимая книга «Дюймовочка». (дети называют свои любимые книги) .

Профессор: Молодцы, ну что ж пора в путь. Чтобы узнать какими были первые книги, нам надо будет отправить в прошлое. А что же такое прошлое?

Ответы детей: Прошлое это то, что уже было, то, что уже прошло.

Профессор: Хорошо. Ребята, как же нам попасть в прошлое, кто знает? А как я уже сказал, отвечаем полным ответом, ведь я профессор и люблю умных деток.

Ответы детей: Мы можем попасть в прошлое на…(при помощи волшебной палочки, на самолете, на ракете, на машине времени)

/профессор обыгрывает каждое высказывание ребенка, например «Ты думаешь, что на ракете, ребята если мы сядем в ракету, куда мы попадем? В космос. А космос – это прошлое? Нет» и т. д. пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно, только на машине времени/

Профессор: Правильно ребята, в прошлое мы попадем на машине времени. И в моей лаборатории тоже она есть. Прошу всех вас пройти в мою машину времени (звучит космическая музыка дети проходят в машину времени).

Профессор : Ребята, чтобы наша машина полетела нужно ее завести. Машина времени к полету в прошлое готова, смотрите на меня, повторяйте и делайте как я.

Физминутка «Машина времени»

В машину времени садимся (делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»,

В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).

Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета,

В прошлое нас всех верни (описываем двумя руками в воздухе круг).

Профессор: Какие молодцы! А сейчас посмотрите ребята на экран мы с вами попали в древний Египет. (идет слайд – шоу на экране при помощи проектора сопровождающее рассказом профессора Почемучки и звучит тихая музыка).

Профессор: Египет - это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и даже горы. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы - это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать.

Профессор: А сейчас закройте глазки и послушайте музыку. А теперь откройте их. Проходите и садитесь за столы. Посмотрите на ваших столиках лежат какие-то природные материалы. Давайте посмотрим, что перед вами лежит? Скажи Илья, что лежит на твоем столике?

Ответы детей: На моем столике лежит глина, песок и вода.

Профессор: Молодцы вы угадали все материалы. А как вы думаете, почему на наших столах лежит песок, глина, вода?

Ответы детей: Может, мы будем, что-то строить или выращивать растение, а может из них делали книги.

Профессор: А давайте мы сейчас с вами и узнаем. Для начала попробуем песке. Возьмите деревянные палочки и попробуйте написать любую знакомую вам букву на песке. Скажи какую букву написал ты? (ответы детей) . Ваше изображение видно?

Ответы детей: Да.

Профессор: А сейчас положите свои палочки на стол. Представим, что мы свои надписи понесли читать нашим мамам. Мы несли их и трясли по дороге. Возьмите тарелочки и немножко, не сильно потрясите, как я. Что стало с нашей надписью?

Ответы детей: Ее нет, наша надпись исчезла.

Профессор: А как мы думаете почему это произошло?

Ответы детей : Потому что мы трясли, потому что песок сыпучий.

Профессор: Правильно ребята потому, что песок сыпучий и если его потрясти, подуть на него надпись пропадает. Подойдет нам песок для написания книги?

Ответы детей: Нет, потому что надпись исчезает.

Профессор: А сейчас подвинем аккуратно тарелочки с водой возьмем наши деревянные палочки и попробуем пописать на воде. Ну что получается ребята?

Ответы детей: Ничего

Профессор: А почему?

Ответы детей: Потому что вода невидимая, жидкая, и буквы наши тоже исчезают

Профессор: Молодцы, вы все правильно сказали, вода жидкая, прозрачная и не имеет формы, а значит и вода нам тоже не подойдет для написания книги. А сейчас аккуратно отодвинем нашу тарелочку с водой и подвинем следующий природный материал глину. Возьмем свои палочки и попробуем порисовать на глине. Нарисуйте в середине небольшой квадрат, а справа от него круг. Ну что, получается, рисовать на глине?

Ответы детей: Да.

Профессор: Хорошо, положите палочки на стол. А теперь поверим, сохраниться ли наш рисунок, давайте потрясем доску с глиной, а теперь подуем на него. Что стало с нашим рисунком, он остался?

Ответы детей: Рисунок остался, он не изменился.

Профессор: Значит, какой можно сделать вывод?

Ответы детей: Из глины можно сделать книгу.

Профессор: Вот к этому выводу и пришли древние жрицы. Давайте посмотрим на экран, как они это делали (идет показ слайд-шоу сопровождающийся рассказом профессора) . Для записи жрицы использовали такие же глиняные таблички, на которых они писали при помощи деревянных палочек, которые назывались клинки, они палочкой надавливали на глину, как вы сейчас, а после их ставили высыхать. Так получалась одна страничка книги. Когда жрицами было написано много таких глиняных страничек книги, они их складывали друг на дружку. Вот так ребята и получились первые книги. Глиняные книги - были очень большими и тяжелыми.

Профессор: Ну, что ребята понравилось вам в Древнем Египте?

Ответы детей: Очень.

Профессор: А сейчас, вытирайте свои руки, салфеточкой, и нам пора снова в путь. Пройдемте к нашей машине времени. Сейчас мы с вами окажемся в другой стране и в другом времени. Но чтобы нам туда попасть, нужно опять завести нашу машину времени. /физминутка «Машина времени»/.

Профессор: Давайте выйдем из машины времени. Мы с вами попали в страну Древний Китай, чтобы узнать какие же первые книги были в этой стране, посмотрим на наш экран, который все знает (идет слайд - шоу сопровождающее рассказом профессора). Ребята Китай это родина многих открытий. Это дворец императора, император-это самый главный человек в Китае. В Китае выращивают все время чай, рис, изобрели материал шелк. А это ребята китайский Новый год, он считается самым главным праздником в Китае. Китайцы очень любят придумывать различные загадки и головоломки. И для нас они тоже приготовили задание. Посмотрите на эти кубики, рассмотрите их и подумайте какое задание могли придумать для нас хитрые китайцы?

Ответы детей: Может из них надо, что-то построить. На кубиках написаны буквы и цифры.

Профессор: А как вы думаете, ребята, зачем они написали нам буквы на кубиках?

Ответы детей: Из букв нужно составить слов.

Профессор: А из слов, что можно составить?

Ответы детей: А из слов можно составить предложение.

Профессор: А это мы сейчас с вами и проверим. Ребята, нам нужно разделить на две команды (профессор делить детей на две команды, идет работа в группах). Слушайте внимательно, у вас у каждого на кубике написана буква, а рядом с буквой в верхнем углу написана цифра. Вам необходимо расставить цифры по порядку и тогда у вас получиться слово. Ребята, с какой цифры начнем составлять слово?

Ответы детей : Мы начнем составлять слово с цифры один.

Профессор: Будьте внимательными, не путайте последовательность цифр, а то слово может не получиться (дети составляют слова: книга, друг ).

Профессор: Я смотрю, вы работали дружно и уже справились с заданием, давайте проверим, правильно ли вы их выполнили. Виталик, прочитай, какой слово получилось у вашей команды.

Ответы детей : У нас получилось слово-книга.

Профессор: Молодцы, все правильно выполнили. Никита, прочитай, пожалуйста, какое слово получилось у вашей команды.

Ответы детей: У нас получилось слово-друг.

Профессор: А сейчас вместе дружно произнесем эти два слова (дети произносят хором книга-друг). Какой предложение у нас получилось? Произнеси еще раз Владик?

Ответы детей: Книга-друг.

Профессор: Да ребята, книга это наш с вами друг. А почему так говорят: «Книга - лучший товарищ», кто знает?

Ответы детей: Так говорят, потому что книга нас всему учит, из нее мы можем узнать много интересного.

Профессор: Молодцы ребята. А сейчас, присаживайтесь по удобнее, на этот красивый ковер. История древней китайской книги очень интересная. А как вы думаете, из чего была сделана первая книга в Китае? (ответы детей, возможно дети посмотрят на ковер и увидят кусочки материи, сделают вывод). Первую книгу в Китае сделали из шелка. А что такое шелк?

Ответы детей: Шелк - это такой материал (если дети не отвечают, профессор сам проговаривает, что шелк - это такой материал, из которого можно сшить блузку, платье, халат).

Профессор: Молодцы. Затем шелк нарезали на небольшие кусочки, это и были страницы книжки, а потом эти странички сшивали их между собой. И получались вот такие шелковые книги, посмотрите на экран. В таких книгах китайцы писали при помощи кисточки и красок. Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковой книги. И предлагаю написать на ваших кусочках книжной шелковой страницы. Только, то, что мы будем писать на ваших шелковых страничках, давайте я вам сейчас покажу. Посмотрите на доску, что за странные символы здесь нарисованы? (выслушать ответы детей, они могут быть различны, все зависит от уровня знаний ребенка и его фантазии) . Дело в том, что в Китае для написания использовали специальные буквы - символы, которые назывались иероглифы. Скажем вместе - иероглифы. Посмотрите, вот на этой стене написаны иероглифы. Вот этот иероглиф обозначает слово человек, этот обозначает слово солнце, а это иероглиф обозначает слово трава, а это вода. Я предлагаю выбрать понравившейся иероглиф и написать при помощи кисточки и красок, как это делали в древнем Китае, на ваших шелковых страничках. Ну, что ребята получается? Ты Снежана, что рисуешь? А ты Владик (дети комментируют свои иероглифы? Ой, как красиво Игнат у тебя получилось, человек стоит в траве. Молодцы. Положите кисточку на подставку и посмотрите на меня.

Профессор: А еще ребята в Китае люди очень любят танцевать. И я вас тоже хочу научить китайскому танцу (динамическая пауза «Китайский танец»+ артикуляционная гимнастика)

Профессор: Ребята, я открою вам небольшой секрет, что китайцы это довольно изобретательный народ, и следующее что они изобрели - это была бумага. Но об этом мы поговорим на другом занятии и в другом времени. А сейчас, вытирайте салфеткой, свои ручки и прошу всех вас прошу пройти в машину времени, чтобы переместиться в новое время. Ну что, раз, два, три, машину заводи (проводиться физминутка «Машина времени»).

Профессор: Ребята мы с вами переместились в Древнюю Русь, так раньше называлась наша с вами страна Россия. А как вы думаете, из чего можно было сделать первую книгу на Руси? (ответы детей).

Профессор : Ну, тогда, посмотрите на экран. Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и сильными богатырями, своим праздниками, своей природой. Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. Ребята, а что такое береста?

Ответы детей: Береста - это кора березы (если дети не отвечают, профессор обращается к экрану, «ребята, посмотрите на что это похоже»).

Профессор: Молодец, Саша, действительно береста – это кора березы. И первые книги на Руси, действительно были из бересты. И писали на ней с помощью вот такой специальной острой палочки, летописцы или как мы их сейчас называем писатели, выцарапывали буквы. Скажем вместе: летописцы / дети проговаривают слово хором летописцы/. А как по-другому сейчас мы называем летописцев?

Ответы детей: Сейчас летописцев мы называем писателями.

Профессор: Труд летописцев был очень сложным и требовал большого внимания и терпения. Поэтому они так обрадовались, когда на смену бересте пришла бумага. А уже позднее появились первые печатные книги. Посмотрите на наш умный экран. Оказывается, буквы для первых печатных книг на Руси вырезали из дерева. Затем на них наносили краску и прижимали к листу бумаги (на экране идет показ слайд-шоу). Вот такая была первая печатная книга.

Профессор: Предлагаю вам сейчас, тоже попробовать себя в роли книгопечатников и попробовать напечатать одну страничку, такой книги. Хотите? Тогда пройдемте вместе со мной к столу, на котором мы и будем печатать. Посмотрите, у нас на столе лежит большой лист бумаги и оттиски печати. Вам как древним летописцам необходимо нанести краску на оттиск и приложить его к листу бумаги. Для этого выберите понравившуюся вам букву и будем создавать первую печатную книгу, так как это делали в древней Руси. Ну что ж приступайте, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится.

Профессор: Ну, что ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь. Прошу вас всех пройти в машину времени. Ребята закройте свои глазки и произнесите вместе со мной следующие слова:

Раз, два, три,

Машина времени лети,

В настоящее нас верни.

3. Заключительная часть.

Профессор: А сейчас откройте свои глазки. Посмотрите, мы с вами опять оказались в моей лаборатории. Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие во времени? А где мы с вами сегодня побывали? На чем рисовали в Египте? А еще где мы были? Какие первые книги были в Китае? А еще где мы побывали? На чем писали первые книги на Руси? Ребята, на ваш взгляд какую книгу было создавать легче всего? А какую труднее? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам запомнилось? А на прощание я хочу вручить вам ордена умников, которые вам будут напоминать о нашей встрече и подтверждать что вы стали учениками школы «Почемучек». Ну что ж ребята, нам с вами пора прощаться, до свидания, до скорых встреч.

Любовь Жукова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "ТВОРЧЕСКОЕ СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК"

Цель:Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок предложенных воспитателем.

Продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, последовательность которых служит планом при рассказывании; употреблять в речи сложные формы предложений;

Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

Развивать внимание,мышление, творческое воображение,монологическую речь, активизировать словарь детей.

Оборудование:

Сюжетные картинки,книги, фишки разного цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

В: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательную экскурсию. Поэтому занимайте свои места. (Дети садятся на стульчики)

В: Чтобы начать нашу экскурсию, нужно чтобы вы закрыли глаза. (Дети закрывают глаза)

В: Ребята, представьте, что мы сели в автобус, и он поехал. Вот мы едем по широкой улице, проезжаем дома, магазины. Наш автобус проезжает мимо красивого парка. Мы проехали по мосту, автобус сворачивает на другую улицу и останавливается. (Во время рассказа воспитатель расставляет книги.)

В: А теперь, ребята,откройте глаза и посмотрите куда мы с вами приехали! Как вы думаете, где мы? (Ответы детей)

В:Ребята, мы с вами приехали в библиотеку, где большое количество разных книг,энциклопедий и интересных рассказов. Ребята, а что такое библиотека и зачем нужна библиотека (Ответы детей)

Ребята, о чем пишут в книгах (Ответы детей) А кто из вас знает, что нужно сделать, чтобы получилась интересная история (Ответы детей) Молодцы! Да, историю сначала нужно придумать.

Тогда подумайте и скажите, кто пишет разные сказки,рассказы? Правильно, их придумывают и пишут писатели. И сегодня вы станете маленькими писателями и придумаете свой рассказ.

При чтении истории герои рассказа оживают, начинают бегать, играть, плавать в нашем воображении. А что еще необходимо рассказу, чтобы он стал более понятным и интересным? (Ответы детей)

В:Правильно, его необходимо проиллюстрировать. Сейчас вы будете выполнять действия, а я буду их озвучивать, и у нас получится небольшая разминка-рассказ.

Вставайте около своих стульчиков и представьте, что вы мышки.

Воспитатель читает стихотворение,а дети выполняют движения. (Проводится физкультурная разминка)

Скок,скок,скок-поскок,

Сел мышонок на пенек.

В барабан он громко бьет,

На зарядку всех зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднимись.

Ставим лапки на носок,

А потом на пятку,

На носочках скок-поскок,

А потом в присядку.

В:Молодцы ребята, хорошую зарядку вы сделали.

А сейчас с новыми силами возвращаемся в библиотеку. Нас ждет интересная работа.

Для этого мы с вами разделимся на 3 команды. Каждый из вас возьмет из мешочка фишку определенного цвета. Так сформируются наши команды. Каждая команда вытянет себе конверт, в котором находятся разные серии картинок, по которым вы составите различные истории.

Так как вы сегодня писатели, мы будем придумывать новую историю, а как она называется, каждая команда придумывает самостоятельно. Для этого вам необходимо посмотреть на картинки и расположить их по порядку. Дети рассматривают картинки(1-2 минуты). И вот первое задание: определите где начало истории, где середина и конец истории.

В: Ребята, посмотрите, первая картинка- начало истории - завязка,то с чего начинается наш рассказ.

И третья картинка- окончание истории- развязка, то чем закончилось.

В: Вот и второе задание: Составьте рассказ по своей серии картинок, вы еще раз внимательно рассмотрите картинки, а затем постарайтесь озвучить свою историю, т. е. составить совместный рассказ по своей картинке.

Когда ваши истории будут готовы, мы сможем их услышать.

Дети самостоятельно составляют рассказы. Затем по одному ребенку выходят и рассказывают рассказ по своей картинке. Воспитатель или дети помогают по мере необходимости.

В: Ребята, вам понравилась история (Ответы детей)

В:Вот такая интересная история приключилась с героями ваших рассказов.

В:Наша экскурсия в библиотеку подошла к концу, и мы с вами возвращаемся в детский сад.

Рефлексия

Вспомните ребята,где мы сегодня с вами были? Что мы делали на занятии? Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями. В конце занятия я хочу отблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались.

Спасибо всем ребятам.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Как мы играем» Цели и задачи: Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. Обогащение активного словарного запаса детей новыми.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Дед Мазай и зайцы". Цель: познакомить детей с творчеством Н. А. Некрасова и его произведениями; обогащать словарный запас; развивать.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Еж» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Золотой ключик» общеразвивающего вида Конспект НОД по.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ранняя весна» Образовательные задачи: обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе; расширение, уточнение, актуализация.

«Животные». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с ОНР (вторая половина учебного.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • учить характеризовать предмет питания по присущим ему признакам, подбирая слова – определения.
  • обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и стихов.
  • развивать творческое воображение и фантазию.

Ход занятия

Сегодня для вас я припасла книгу, книгу интересную и необычную. Называется она “вкусные истории”

Как вы думаете о чем эта книга?

Кто может быть главными героями “вкусных историй”?

(да главными героями таких историй – это продукты, овощи и фрукты).

И если вы будете внимательны и терпеливы, все испытания пройдете -сладкий приз приобретете.

Вы готовы к таким испытаниям?

А я сейчас проверю.

И прежде чем приступить к выполнению заданий, узнаю хорошо ли вы разбираетесь в продуктах, знаете ли вы что “съедобное”, а что “несъедобное”.

1. Игра: “Съедобное – несъедобное”

Я буду называть предметы. Если их можно употреблять в пищу, вы хором говорите “да” если нельзя “нет”.

На завтрак мы съели:

  • гайку
  • белку
  • парус
  • варенье
  • печенье
  • шкатулку
  • майку
  • майонез
  • салат
  • погремушку
  • макароны
  • танки
  • мармелад
  • палку
  • колбасу

Молодцы! (присаживайтесь).

Я считаю, что вы хорошо разбираетесь в продуктах питания.

А поэтому пора заглянуть на первую страницу книги.

А называется она “скатерть – самобранка”.

2. Наша скатерть-самобранка полным – полна сказочными яствами из вкусных сказок и стихов.

Давайте вспомним продукты, которые упоминаются в разных сказках.

Любимое лакомство Карлосона? (варенье, плюшки)

Изделие из теста убежавшее от дедушки и бабушки? (колобок)

Еда, которую можно приготовить из строительного инструмента? (каша и топора)

А кто умудрился такую кашу сворить? (солдат)

Угощение для больной бабушки? (пирожки, горшочек маслица)

Как звали забавную внучку,

Кто спас Машеньку с братцем от гусей-лебедей? (молочная река, кисельные берега, печка с ржаными пирожками, яблоня с яблочками)

Какой овощ тянули пятером, а шестером вытащили? (репка)

Что испекла для батюшки – царя царевна лягушка. (каравай)

Гостинцы которые нес медведь в коробе? (пирожки)

А для кого гостинцы? (для бабушки и дедушки)

Чем угощалась Маша в избушке трех медведей? (похлебка)

3. Ну что же продуктов у нас вполне хватает. А вот овощей и фруктов не хватает.

Послушайте внимательно стихотворение, а потом назовите компоненты невероятного фруктово-овощного ассорти.

Стих – е: Н. Кончаловской

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо
Агурбузы росли
Помидыни росли
Редисвекла, чеслук, и репуста
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Что же растет на таком необыкновенном огороде. (овощи – огурцы, помидоры, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста, горошек, сельдерей, морковь, картофель, баклажаны, кабачки; фрукты – дыни; ягоды – крыжовник, арбузы)

Итак продуктами запаслись. Теперь можно что-нибудь вкусненькое приготовить.

Подскажите, где мы можем узнать, как правильно приготовить то или иное блюдо? (книги: “кулинарные рецепты”, телепередачи “Смак” “Кулинарный поединок”)

Конечно ребята, чтобы правильно приготовить блюдо, нужно строго следовать указаниям рецепта. (подходим к доске)

4. На следующей странице нашей книге тоже есть кулинарные рецепты необычные загадочные.

Отгадав загадки мы узнаем какие здесь блюда и какие продукты используются для их приготовления.

Слушаем загадки, находим отгадки на картинках и выставляем в столбик сверху вниз.

Как слива темна
Как репа кругла
На грядке силу копила
К хозяйке в борщ угодила (свекла)

До слез доводит
Хотя без рук
Вы догадались? Это (лук)

Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла (картошка)

Голова на ножке
В голове горошки (горох)

Сидит девица в темнице
А коса на улице (морковь)

Он растет в теплице,
Холода боится
Как трава зеленый,
А зимой соленый (огурец)

А теперь посмотрим внимательно на составленный список продуктов и скажите, какие блюда можно из них приготовить? (винегрет или овощной салат)

Жить в квашне я не хочу
Поднимаюсь и пыхчу.
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня (тесто)

Сто одежек и все без застежек (капуста)

Ребята какое блюдо можно приготовить из теста и капусты? (пирожки с капустой)

Всем нам пригодится
Белая водится
Из водицы белой
Все что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу (молоко)

Сидит на ложке
Свесив ножки (лапша)

(Молочный суп)

Молодцы я думаю, что вы будете хорошими помощниками маме на кухне.

5. А теперь нас ждут “аппетитные игры”.

Игра: “Каша”

Встаньте в круг, руки вытянуть за спиной, словно мы держим тарелки. Ведущий движется по кругу и слегка хлопает всех по выставленным рукам, произносим слова:

Повар кашу нам варил,
По тарелкам разносил
Кому каши не хватает -
За добавкой убегает.

Тот, по чьим рукам пришелся последний хлопок должен обежать круг и занять свое место раньше водящего, который бежит в другую сторону.

6. “Лакомый кубик”

Для приготовления “вкусных блюд” нужно знать кулинарные хитрости, все-все о продуктах знать.

Ващему вниманию вот такой “лакомый кубик”. Название продуктов скрыты в сказочных картинках. Бросаем кубик узнаем по картинке название сказки, а потом рассказываем все о продукте, который прячется в той или иной сказке, а затем подробно рассказываем какой этот продукт (подбираем слова – определения)

Итак начинаем (дети поочередно бросают кубик).

  • “Каша из топора”: Каша – рассыпчатая, вкусная, густая, жидкая, сладкая, аппетитная, манная, рисовая, гречневая.....
  • “Муха – цыкатуха” Чай – горячий, душистый, сладкий, крепкий, ароматный, лечебный, .....
  • “Гуси – лебеди” Яблоко – сочное, кислое, сладкое, кисло – сладкое, лесное, садовое, спелое, зеленое....
  • “Волк и семеро козлят” Молоко – кислое, топленое, сгущенное, сухое, белое, парное.....
  • “Царевна лягушка” Хлеб (каравай) – мягкий, свежий, черствый, пшеничный, ржаной...
  • “Сказка о рыбаке и рыбки” - Рыба – свежая, жирная, соленая, вяленная, копченая, морская, речная....

7. (присаживаемся за стол) Вот последнее задание – оживить картинки надо. Они должны быть такими же аппетитными и симпатичными как в ск. “Чипполино”. (на листках нарисованы геометрические фигуры овал, круг, прямоугольник, дети дорисовывают элементы)

Ну вот и все......
Пролистали мы странички
Из прекрасной вкусной книжки
Много аппетитного нашли:
Сказки, игры и стихи и конечно же призы
Такие же необычные и очень симпатичные. (детям вручается сладкий приз)

Занятие по развитию речи.

«Вот так истории!»

Задача: развивать связную речь.

Цели:

  • формирование умения устанавливать причину и следствие;
  • обучение составлению рассуждений и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов;
  • формирование умения составлять рассуждение, располагать аргументы в определённой последовательности;
  • воспитание культуры мышления и речи.

Ход занятия.

Ребята, вы помните, как Незнайка напугал своих друзей историей про оторвавшийся от Солнца кусок и как над ним потом все смеялись? Почему так получилось? (Ничему не учился. Ничего не знал).

Это верно. Но ещё он не смог пересказать то, что услышал от Стекляшкина. Значит, очень важно не только много знать, но и уметь передать свои знания другим, доказывать свою точку зрения. Будем этому учиться, чтобы не оказаться в положении Незнайки.

«Объяснялки».

Детям предлагаются картинки: мальчик-боксёр тренируется с боксёрской грушей, бегущий страус, кипящий чайник, аплодирующие зрители, украшенная игрушками ёлка. (В сильной группе можно провести это игровое упражнение без использования картинок).

Продолжить предложения.

Серёжа сильный , потому что …

Страус быстро бегает, потому что …

Из чайника идёт пар, потому что …

Зрители аплодируют, потому что …

Мы нарядили ёлку, потому что …

Незнайка сел учить уроки, начал составлять предложения, но тут Гунька позвал его играть в футбол. Незнайка быстро всё написал и побежал на улицу. Давайте проверим, правильно ли он выполнил задание.

«Шиворот-навыворот».

Исправить предложения.

Гунька заболел, потому что ему поставили градусник.

Сегодня сильный ветер, потому что качаются деревья.

Крапива жжётся, потому что я её боюсь.

Чашка упала, потому что на ней появилась трещина.

Сегодня жарко, потому что дети загорают.

На светофоре загорелся красный свет, потому что машины остановились.

А вот какие рисунки нарисовал Незнайка к уроку рисования.

«Учимся рассуждать».

Детям предлагаются рисунки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы, мальчик посадил в саду лыжу и т.п.

Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно. Используйте слова – во-первых, во-вторых,– чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Если бы наши друзья коротышки приехали сейчас к нам в гости, то они, наверно, сильно удивились, ведь зима в этом году не очень похожа на зиму.

«Составь рассуждение».

Составьте рассуждение на тему «Зима в этом году не совсем похожа на зиму».

Используйте для связи предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим…

А теперь попробуем собрать воедино всё, чему научились сегодня.

Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он весёлым, шустрым. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею и Новый год пришёл. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник. Но никого в лесу не нашёл. Почему?»

(Дети продолжают рассказ).

Вспомните какую-нибудь сказочную ситуацию, которую сможете объяснить. Например: «Почему Незнайка рассказывал, что это он выдумал воздушный шар?», «Почему малышки пригласили Гвоздика на бал?», «Почему из всех нарисованных в Зелёном городе портретов Тюбику нравились только портреты Снежинки и Синеглазки?» (Ответы детей).

Итак, сегодня мы сделали ещё один шаг к тому, чтобы ваша речь стала правильной, понятной и интересной.


Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Предварительная работа. Педагог рассказывает детям удивительную историю: «Однажды соседи уехали отдыхать и поручили нам заботиться об их коте. Кто хорошо нас знал, в гости захаживал, угощенье выпрашивал. И теперь мы стали его кормить. Днем кот бегал по всему участку, соседских кошек и котов гонял, к своей миске, она на улице стояла, их не допускал.

Как-то мы увидели, как по дорожке от калитки вышагивает наш кот, а рядом с ним семенит маленький ежонок. И кот явно ведет ежонка к своей миске. Ежонок стал кашу с молоком есть, а кот сел рядом и на него поглядывает.

Съел ежонок кошачью еду и назад по дорожке потопал. А кот с чувством выполненного долга растянулся на крыльце, поглядывая на нас. А у нас одна и та же мысль вертится: „Как они друг друга поняли“?»

«Это моя история, – продолжает разговор педагог. – А завтра вы будете рассказывать истории, свидетелями которых вы стали. Посоветуйтесь с родителями, о чем и как лучше рассказать, чтобы порадовать товарищей и меня. Это ваше домашнее задание».

Ход занятия

Педагог интересуется, выполнили ли дети домашнее задание.

Затем заслушивает рассказ первого ребенка. Отмечает удачное начало или, наоборот, говорит, что рассказ выиграл бы, если начать его примерно так (предлагает варианты).

Воспитатель выслушивает еще несколько историй, отметив рассказы, отличающиеся логичностью, образной речью.

В конце занятия педагог обещает послушать остальные истории на прогулке и вечером. «И если история будет очень интересной, вы все ее непременно услышите», – говорит педагог.

Занятие 6. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Ход занятия

Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

«А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

Если останется время, игра продолжается.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома