Социально-психологическая реабилитация людей пожилого возраста. Основные задачи социально-психологической реабилитации

Реабилитационный процесс чаще осуществляется на уровне личности, субъекта деятельности и социального субъекта с учетом его индивидуальности. Однако все больше исходным становится состояние здоровья ребенка во всех сферах, включая душевно-духовную.

Разные авторы рассматривают четыре основные варианта понятия «реабилитация»: а) педагогическая реабилитация; б) медицинская реабилитация; в) психологическая реабилитация; г) социальная реабилитация, а также и множество их комбинаций и промежуточных вариантов: психолого-педагогическая реабилитация; социально-психологическая реабилитация; социально-педагогическая реабилитация; медико-педагогическая реабилитация; психолого-медико-педагогическая реабилитация и т. п.

Существуют различные точки зрения на явление реабилитации:

Реабилитация во всех видах есть результат воздействия не только на отдельные психофизические функции ребенка, но и на личность в целом.

Реабилитация есть последующая ступень адаптации. Если адаптация рас­сматривается как приспособление с использованием резервных, компенсаторных способностей, то реабилитация есть восстановление, активизация личности. Таким образом, необходима опора на адаптаци­онный аппарат: физиологический, психологический, биологический, социальный.

Социальная реабилитация – непрерывный процесс, способствующий проявлению новых качественных характеристик ребенка.

Реабилитацию ребенка нельзя рассматривать в отрыве от воспитывающей его семьи, которая обязана способствовать раскрытию реабилитационных возможностей.

Социально-психологическую реабилитацию не следует понимать как абстрактную категорию, она имеет свою направленность и специфику для каждого возрастного этапа, конкретных особенностей развития ребенка (Н.В. Морова 1998).

Соединяя разные определения в один перечень, можно получить примерный список реабилитационных задач ,

1) восстановление самоуважения и жизнерадостности, веры в свои силы, чувства безопасности;

2) восстановление адаптационных способностей;

3) восстановление активности ребенка, подростка как субъекта своей жизнедеятельности;

4) восстановление своей социальной значимости и на этой основе выстраивание социально-ценных жизненных планов;

5) восстановление и укрепление общеучебных умений и навыков, способности к волевому усилию;

6) восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения;

7) восстановление утраченного здоровья, применяемые в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл реабилитации создание среды (условий) для восстановления потенциала естественного развития сил ребенка: познавательных, физических, эмоциональных, когнитивных, и главное – духовно-нравственных, его гармоничности и целостности.

Эффективность реабилитационного процесса, по мнению многих его исследователей, напрямую связана с комплексным подходом к нему. Подчеркивается первичность психолого-педагогических средств по отношению к медицинским, именно отсюда берет начало представление о социально-психологической реабилитации в ее комплексном понимании, которое стало получать особо отчетливые очертания в 90-е годы XX века.

Позиция Министерства образования РФ была сформирована в 1992 году, исходя из определения реабилитации как комплекса психолого-педагогических, а, при необходимости, и медицинских мероприятий, направленных на коррекцию, восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных психофизических функций. Дети с отклонениями в развитии, дети-сироты, дети-правонарушители, дети из семей, относящихся к группе социального риска, были обозначены как приоритетный объект реабилитации.

Предлагаемые изменения ожидаются при таком понимании в ходе взаи­мосвязанных процессов диагностики и коррекции. Очевидно, предполагается активное внешнее воздействие специалиста, в первую очередь специального психолога, проводящего диагностику и осу­ществляющего коррекцию. В то же время, без ведущей внутренней активности самого реабилитанта результат не будет достигнут.

На основании научных исследований можно заключить, что, практически, любая воспитательная и образовательная деятельность может иметь реабилитационный эффект.

Выделяются общие характеристики, присущие воспита­тельным, образовательным системам:

а) широкое использование реабилитационного потенциала учебно-воспитательного процесса;

б) создание благоприятного социально-пси­хологического климата, условий для развития каждого ребенка, независимо от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей, на­клонностей;

в) целенаправленное формирование навыков здорового образа жизни;

г) интеграция деятельности педагогов, психологов, медицинских и социальных работников.

Наиболее эффективно социально-психоло­гическая реабилитация протекает в условиях гуманистической воспитательной системы, которая изначально ориентирована на личность каждого ребенка, на восстановление и развитие его способностей, на создание особой обстановки социальной защищенности и творческого содружества воспитателей и воспитанников, что значительно влияет на развитие внутреннего реабилитационного потенциала.

Социально-психологической деятельности и социальной работе внутренне изначально присуща реабилитаци­онная составляющая. То есть сама специфика работы специального психолога предпо­лагает действия не в коррекционном плане, через внешнее вмешательство и исправ­ление, а через создание условий для возрождения, то есть в реабилитационном ключе.

Педагогическая реабилитация как восстановление человеческого в человеке, блестяще продемонстрированная А.С. Макаренко, В.Н. Сорокой-Росинским, С.Т. Шацким и др., осуществлялась гораздо шире и глубже, чем на уровне лишь восстановления собственно социальных связей и нормы поведения.

Психологическая реа­билитация в образовании тесно связана с другими ее видами и является усло­вием эффективности упомянутого реабилитационного комплекса социально-психолого-педагогических влияний с использованием прикладного медицин­ского знания.

В отличие от коррекционного реабилитационный подход опирается на внутренний восстановительный потенциал человека. Широко известны слова И.П. Павлова, что человек есть система в высочайшей степени само­регулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая.

Социально-психологическая реабилитацияесть процесс и результат восстановления максимально доступной ребенку с его «особенностями» целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению. Тем самым создаются условия для дальнейшего нормального, т. е. максимально возможного при соответствующих условиях, функционирования и развития человека.

Все больше в последнее время при обсуждении условий обеспечения социально-психологической реабилитации детей с нарушениями в развитии средствами образования встречаются и используются понятия «реабилитационное пространство», «реабилитационная среда», «реабилитационное поле», каждое из которых подчеркивает опосредованность реабилитационной работы, осуществление ее через формирование средовых качеств, в силу которых в каждом помещенном туда «проблемном» ребенке невольно и естественно запускаются внутренние, присущие человеку реабилитационные механизмы.

Реабилитационная среда соотносится с масштабом образовательного учреждения, она является частью реабилитационного пространства в социуме или его части. В рамках образовательной среды, может создаваться некое реабилитационное поле вокруг особо нуждающихся в психолого-педагогической реабилитации детей в специфически созданных условиях и ситуациях.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите, как изменялось терминологическое обозначение детей, имеющих различные нарушения.

2. Дайте общую характеристику детей с нарушениями в развитии.

3. По каким параметрам (признакам) классифицируют нарушения развития?

4. Дайте определение «адаптации». Какие формы адаптации вы знаете?

5. В чем, на ваш взгляд, заключается дискуссионность проблемы (вопросов) интеграции?

6. Каковы основные задачи социально-психологической реабилитации?

7. От каких условий зависит эффективность социальной реабилитации?

Литература

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: SVR – Аргус, 1994.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

3. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук / РАО. – М., 1998.

4. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова. – М.: «Академия», 2001.

5. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Холостовой Е.И. – М., Институт соц. работы Ассоциации работников соц. служб, 1996.

6. Симоно К.К. К вопросу о терминологии // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. – М., 1992.

7. Теория и методика социальной работы: Краткий курс / МГСУ, Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.

8. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


Похожая информация.


После оформления инвалидности гражданин или его представитель получает на руки индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). Этот документ разрабатывают эксперты бюро медико-социальной экспертизы.

Абилитация и реабилитация инвалидов направлены на компенсацию нарушенных функций организма и возвращение человека в социум. Не все лица с хроническими заболеваниями знают, обязательно ли следовать рекомендациям, указанным в программе, какие виды помощи можно получить бесплатно, кто отвечает за исполнение программы.

Что такое абилитация и реабилитация

В федеральном законе (ФЗ) № 181 от 1995 года под названием «О социальной защите инвалидов…» даны понятия абилитации и реабилитации. Реабилитация для инвалидов – деятельность, направленная на полное или частичное восстановление способности к всевозможным видам деятельности (здоровье, быт, профессиональная сфера). Абилитация – процесс формирования ранее отсутствующих навыков в различных сферах.

К основным направлениям этой деятельности относят:

  • меры медицинской реабилитации;
  • профессиональную помощь инвалидам;
  • социальные меры реабилитации;
  • физкультурно-оздоровительные меры.

Реабилитацию осуществляют различные подразделения: медицинские учреждения, центры занятости, филиалы социальной защиты, школы, техникумы.

Правильный подход к восстановительным мероприятиям включает оснащение инвалидов нужными техническими средствами реабилитации, создание возможности беспрепятственного доступа к различным объектам инфраструктуры, транспорту, предоставление полной и актуальной информации по интересующим вопросам.

Своевременная реабилитация помогает восстановить функции организма

Инвалиды и члены их семей должны знать о своих правах, иметь возможность добраться до учреждений, где оказывают помощь, и без лишних усилий встраиваться в социум. Для более полного изучения вопроса восстановления инвалидов российские специалисты изучают опыт зарубежных коллег из стран, создавших комплексные программы реабилитации (Германия, Швеция, Польша).

Что надо знать лицу, получившему индивидуальную программу

Карта ИПРА разрабатывается на тот срок, на который человеку определяют инвалидность: от 1 или 2 лет, детям – до 14 или 18 лет. Если лицу установлена группа без переосвидетельствования, то ИПРА оформляется на неопределенный срок. При необходимости инвалид может быть повторно направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ) для ее коррекции. Этот вопрос решает лечащий врач по месту жительства.

Рекомендации в реабилитационной карте разрабатываются индивидуально. Однако объем и виды мероприятий, указанные в конкретной программе не могут быть меньше того федерального перечня, который гарантирован всем инвалидам. Восстановлением лиц с хроническими заболеваниями занимаются только профессионалы с опытом работы и соответствующим образованием.

По приказу Минздрава РФ № 1705н от 2012 г лица и организации обязаны отвечать квалификационным требованиям и постоянно подтверждать свою пригодность к труду. Гражданин уполномочен самостоятельно решать, какими именно средствами, видами помощи, консультаций из предложенных экспертами он будет пользоваться.

Инвалид может применять самостоятельно приобретенные устройства (велотренажеры, кресла, слуховые аппараты) и в ряде случаев получать компенсацию за потраченные деньги. Также он может прибегать к услугам проката, если то или иное устройство необходимо на непродолжительное время.

В ИПРА указывают не только план реабилитационных мероприятий и технические средства, которые инвалид получит бесплатно, но и те, которые можно приобрести за деньги или заказать в организациях любой формы собственности. Например, пациенту рекомендовано эндопротезирование сустава. Операция возможна не только по квоте за счет ОМС, но и за полную стоимость в любой выбранной клинике.

Однако инвалиду не следует рассчитывать на проведение бесплатного лечения в другой стране (Германии, Израиле), если он может получить подобную помощь на территории РФ. Если больному полагается тот вид помощи или услуги, который предоставляют бесплатно, он приобретет ее за полную стоимость и сможет подать документы на возмещение затрат. Порядок выплаты компенсации, сумма определяется индивидуально


Образец заявления о предоставлении компенсации

Получить консультацию о возможности приобретения тех или иных видов технических средств, медицинской помощи, получения услуг можно в местном фонде социального страхования (ФСС). Выполнение реабилитационных мероприятий является обязательным для указанных в программе местных и федеральных организаций, независимо от их формы собственности. Контроль за этим возложен на ФСС.

Перечисленные в ИПРА средства, методы и условия лечения, а также другие виды помощи имеют вид рекомендаций. Если инвалид откажется от предложенных методов, то учреждения, отвечающие за исполнение, освобождаются от своих обязанностей. Пенсионер может заполнить отказ в письменной форме в самом бюро МСЭ или просто проигнорировать назначения.

В случае невыполнения инвалидом рекомендаций по восстановлению здоровья, при очередном переосвидетельствовании эксперты могут отказать в установлении группы без дальнейшего переосвидетельствования. Причина этого кроется в невозможности оценить эффективность реабилитационных мероприятий.

Медицинские меры

Медицинская реабилитация инвалидов включает в себя получение медикаментозной терапии, физиолечения, обеспечение необходимой частоты плановых госпитализаций в стационары, назначение и выполнение различных операций, направление в профильные санатории. Этот вид помощи граждане получают в соответствии с программой государственных гарантий субъектов РФ, источником финансирования чаще является федеральный бюджет.

При невозможности обеспечения каким-либо видом медицинской реабилитации по ОМС следует обратиться в фонд социального страхования и узнать о возможной компенсации расходов. Получение лекарственных средств, санаторно-курортного лечения бесплатно возможно при сохранении за инвалидом право на так называемый набор социальных услуг или соцпакет. При необходимости больные, их родственники могут уточнить информацию о санаториях для проведения выездной реабилитации в сети Интернет.

Так на сайте Департамента труда и социальной защиты (ДСЗН) города Москвы есть актуальные для 2018 года сведения об услугах с указанием названий центров, их коечной мощности.

Хронический больной выписывает поддерживающую терапию в поликлинике (диспансере) по месту жительства. Лечащий врач отслеживает его состояние и направляет на плановое лечение в условиях дневного или круглосуточного стационара. Там больному назначают не только лекарственные препараты, но и могут порекомендовать и выполнить:

  • массаж;
  • физиотерапию;
  • лечебную физкультуру;
  • бальнеолечение.

В некоторых организациях во время стационарного лечения на основании ИПРА разрабатывают маршрутный лист инвалида и указывают в нем выполненные и рекомендуемые мероприятия. После выписки инвалид получает на руки эпикриз из отделения с указанием срока, объема терапии, наличия или отсутствия эффекта от применяемых методов. Врач по месту жительства изучает выписки и корректирует план реабилитации.

При необходимости пациенту выписывают комиссионное направление на получение высокотехнологичного лечения в условиях медицинских центров федерального значения. Так, лиц с заболеваниями нервной системы, соединительной ткани, опорно-двигательного аппарата направляют в Новокуйбышевский оздоровительный центр.

Инвалиды по слуху могут рассчитывать на установку имплатнов улитки в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Эта возможность особенно важна для детей с нейросенсорным типом тугоухости. Своевременная дорогостоящая операция помогает такому ребенку расти без отставания в психическом развитии и впоследствии стать полноценным гражданином социума.


Лица с хроническими тяжелыми болезнями почек и нарастающей недостаточностью проходят гемодиализ, позволяющий сохранить жизнь

Если больному оформлена группа инвалидности на 1 или 2 года, за 2 месяца до очередного переосвидетельствования медицинская организация, в которой он получает основную помощь, готовит отчет для ФСС. В нем указывают его паспортные данные, объем и условия (стационар, поликлиника) выполнения реабилитационных мероприятий. После оформления отчеты с печатями организации централизованно отправляют в фонд социального страхования.

Для лиц с бессрочной инвалидностью такие документы готовят и отсылают сразу после установления нетрудоспособности.

При очередном переосвидетельствовании МСЭ получает информацию:

  • об объеме лекарственной помощи в течение установленного периода;
  • о количестве плановых и экстренных госпитализаций;
  • о выполненных реконструктивных операциях;
  • о полученном санаторно-курортном лечении.

Также врач, оформляющий документы в МСЭ, указывает подробную информацию об отказе больного от госпитализаций, приема терапии, нарушениях режима. Это помогает более полно оценить эффективность реабилитации инвалида и решить вопрос о назначении других методов лечения.

Технические средства

Перечень необходимых для обеспечения инвалидов технических средств реабилитации указан в Приказе Минтруда № 998н от 09 декабря 2014 года. В этом же документе можно ознакомиться с показаниями и противопоказаниями к их использованию в каждом отдельном случае. Согласно Приказу 998, к техническим средствам реабилитации (ТСР) относят различные устройства и приспособления, помогающие компенсировать утраченные или нарушенные жизненные функции инвалида.

Обеспечение этим видом помощи осуществляет ФСС за счет федерального бюджета. При необходимости возможно привлечение финансирования из других источников.

Следует знать, что технические средства передают инвалидам для безвозмездного и бессрочного использования. При выходе из строя следует обратиться к врачу по месту жительства для направления на МСЭ и выдачи нового ТСР или провести ремонт. Списание пришедшего в негодность приспособления происходит при участии лица из ФСС с заполнением акта.

Для лиц с заболеваниями опорно-двигательной, нервной системы с нарушением функции передвижения полагаются различные виды кресел-колясок, каталок, трости, ходунки, опоры, поручни, устройства, помогающие в одевании и захвате предметов. Для компенсации функции утраченных конечностей в ИПРА включают протезы (кроме зубных), ортезы. Этой же группе пациентов могут порекомендовать: специальную обувь, реабилитационные костюмы и одежду для инвалидов.

При сложностях в перемещении по квартире инвалидам выписывают кресла с туалетным оснащением. Для лиц с нарушением зрения полагаются тактильные трости, глюкометры, тонометры, термометры, смартфоны, телефоны, персональные компьютеры с речевым выходом, устройства для чтения незрячими инвалидами «говорящих» книг.


Также к ТСР относят специально обученных собак-поводырей с компенсацией на содержание и оплату ветеринарных услуг до 17000 рублей в год

Инвалиды с тугоухостью или глухотой получают слуховые аппараты с вкладышами, сигнализаторы звука со световым или вибрационным оповещением, телевизоры с функцией телетекста. При необходимости этой группе лиц предоставляют услуги сурдопереводчика. Для лежачих больных выписывают противопролежневые и ортопедические матрацы, подушки. Лицам с недержанием бесплатно выдают гигиенические средства – адсорбирующее белье и подгузники.

При наличии стомы инвалид получает моче- и калоприемники. При оформлении ИПРА на инвалида 1 группы или ребенка-инвалида в месяц полагается до 90 единиц гигиенических средств. В зависимости от индивидуальной потребности для больного с нарушением контроля мочеиспускания и дефекации можно выбрать оптимальное соотношение подгузников и пеленок, например 30 и 60, 45 и 45 (рекомендуемые значения должны быть кратны 5, по количеству средств в упаковке).

Для лежачего пациента МСЭ предлагает от 30 единиц адсорбирующего белья. Инвалид и его семья могут самостоятельно приобретать товары для облегчения ухода и жизнедеятельности по рекомендации специалиста. Инвалиду полагается компенсация на изготовление и ремонт ТСР. В 2018 г планируется увеличение финансирования и расширение списка ТСР.

Важно! С 2015 года эндопротезы исключены из списков ТСР: их относят к медицинским средствам реабилитации. Поэтому при нуждаемости в них лица, признанного инвалидом бессрочно до декабря 2014 года, требуется оформление новой индивидуальной программы реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов считают их социализацию. Даже лица с хроническими заболеваниями могут проходить обучение и трудоустраиваться. Профессиональная реабилитация – это:

  • получение специальности;
  • помощь в трудоустройстве;
  • адаптация в производственных условиях.

Первичное получение профессии инвалидами с детства происходит в различных условиях. Для лиц с заболеваниями органов слуха, зрения, психическими расстройствами рекомендуют специализированные школы. В старших классах подростки получают начальное профессиональное образование в соответствии со своими возможностями. Затем они могут трудоустраиваться или продолжать обучение вместе со здоровыми людьми или в училищах для инвалидов.

Рекомендации по направлению на ту или иную профессию выдает реабилитолог МСЭ после прохождения медицинской психолого-педагогической комиссии (ПМПК). Эти сведения также указывают в ИПРА. Они служат основанием для поступления в учебное заведение.


Порой родители особенных детей негативно относятся к направлению на ПМПК. Важно представлять себе, что прохождение комиссии может открыть двери к получению образования и трудовой занятости

Лицам, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте, также выдают профессиональные рекомендации. По направлению МСЭ их определяют на бесплатное обучение новым специальностям. При необходимости инвалиды могут повторно пройти профессиональные курсы и получить новую квалификацию.

Последующее трудоустройство возможностями возможно благодаря совместной деятельности социальной защиты, центров занятости населения, организаций разных форм собственности. Так, некоторые негосударственные компании берут на работу инвалидов и получают за это материальную компенсацию. Рабочие места оснащают специальной мебелью и оборудованием.

Возвращение к труду не всегда происходит гладко. Инвалид переживает, как его могут принять в коллективе, испытывает сложности с началом деятельности после длительного перерыва, не всегда может справляться с режимом и выполнением плана. Это требует работы с психологом для получения мотивации и поддержки.

Социальная реабилитация

Помощь в возвращении в общество и разработка методов обучения навыкам самообслуживания возможны благодаря социальной реабилитации инвалидов. В нее входят:

  • социально-бытовая реабилитация;
  • социокультурная реабилитация;
  • социально-психологическая реабилитация;
  • социально-педагогическая реабилитация.

Некоторым инвалидам требуется специальное обучение навыкам самообслуживания и помощь по обустройству квартиры в соответствии с имеющимися ограничениями здоровья. При необходимости обучения лиц навыкам гигиены, применению технических средств говорят о социально-бытовой реабилитации. Она будет необходима для людей с ограничениями в передвижении, инвалидов по психическому заболеванию.

Социокультурная реабилитация включает комплекс мероприятий, направленных на создание правильного досуга инвалида, обеспечение его общения с окружающими. Она заключается в организации групповых занятий, просмотров фильмов, спектаклей, поездок на экскурсии, посещения выставок, музеев, обеспечение инвалидов аудиозаписями, книгами со шрифтом Брайля.

В ряде случаев этот вид деятельности осуществляют некоммерческие общественные организации. Они изыскивают возможности бесплатного посещения мероприятий в определенные дни или занимаются поиском спонсоров для приобретения материалов и поездок.К методам социально-психологической реабилитации относят работу с психологом или психотерапевтом.

Она помогает пациентам:

  • выявить «слабые места» и реабилитационный ресурс инвалида;
  • перестать относиться к себе как к бесполезным калекам;
  • снизить риск пассивного поведения при стрессах;

1) Общая характеристика технологии

Цели технологии :

§ преодоление в сознании клиента представлений о безвыходности его положения;

§ восстановление защитных сил организма;

§ формирование уверенности и мотивации в преодолении трудностей;

§ восстановление социального статуса личности;

§ обеспечение социальной адаптации в обществе

Объект технологии: молодежь в возрасте от 14 до 30 лет

Субъект технологии: психолог, социальный работник

Принципы реализации социальной технологии:

Этапность;

Дифференциированность;

Комплексность;

Приемственность;

Последовательность;

Принцип опоры на собственные силы;

Компетентность специалиста, оказывающего помощь;

Принцип универсальности (исключает дискриминацию при оказании

Конфиденциальность;

Толерантность (признание закономерности разнообразия клиентов и

терпимость к этому со стороны специалиста) и т.д.

Инструментарий технологии:

слово, идеи, способы направленного воздействия на людей (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение), вербальное и невербальное воздействие и т.д.

Условия внедрения технологии:

Индивидуальный подход;

Последовательность;

Заинтересованность;

Непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий;

Помещение;

Финансовые средства и т.д.

Апробация технологии:

данная технология социально-психологической реабилитации используется примерно уже в течение 8 лет Центром «Семья» в г. Сосновый бор Ленинградской области.

Что же касается результатов работы, то:

А) За период с ноября 1998 г. по декабрь 2000 г. полный курс реабилитации прошли 16 человек. На данный момент в ремиссии находятся 9 человек, все ведут полноценную активную социальную жизнь, у 2 человек регистрируется систематическое употребление алкоголя (пива), у 1 человека зарегистрировано эпизодическое употребление канобиодов, у 4 человек зарегистрирован возврат к употреблению наркотических веществ.

Б) Неполный курс реабилитации (от 1 до 3 месяцев) прошли 14 человек, на настоящий момент в ремиссии находятся 5 человек, 6 человек после срыва самостоятельно обратились за помощью в медицинское учреждение, 3 человека употребляют наркотические средства на настоящий момент.

Традиционно, данный Центр использует в своей деятельности следующие технологии:

Психотерапию (групповая и индивидуальная);

Медикаментозную терапию;

Трудотерапию;

Консультирование психолога (психологическое);

Консультирование нарколога;

Индивидуальные психо-коррекционные занятия;

Семейное консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и т.д.

Это традиционные технологии, которые, как правило, используются. Чаще всего, конечно, есть необходимость в появлении новых технологий, но нехватка финансовых средств не дает полноценно действовать в данном направлении.

2) Внедрение технологии

1. Инвентаризация

Социально-психологическая реабилитация как и любая другая технология требует огромного объема информации, специального ее отбора, знакомства с новейшими научными исследованиями.

На данном этапе необходимо для эффективной реализации программы реабилитации учесть все особенности проблемы клиента, всесторонне изученные на предыдущем этапе, (как давно она возникла; ее специфику; особенности поведения клиента и т.д.), чтобы в процессе реабилитации полноценно способствовать правильному изменению поведения клиента с помощью специально подобранных для этого средств и методик, чтобы его жизнь стала продуктивнее, он мог испытывать удовлетворение от нее.

2. Конструирование ситуаций работы с клиентом

При конструировании ситуаций работы с клиентом можно использовать, например, следующие стадии помощи в решении проблемы:

1 этап «Вводный» - 2-3 недели

На 1-ом этапе

2 этап «Базовый» - 1-2 недели

На 1-ом этапе реабилитации основным является метод клинической беседы – как индивидуальной, так и групповой. В этот период реабилитантам предоставляется информация по их проблеме в форме, способствующей укреплению мотивации к прохождению курса реабилитации.

3 этап «Динамический» - 8 недель

3-ий этап принципиально отличается от предыдущего тем, что на этом этапе реабилитант получает возможность применить наработанный в процессе реабилитации опыт трезвости в условиях реальной жизни. Режим изоляции становится более «прозрачным» (с 5-6 недели), т.е. появляется право на свободный выход с целью реализации новых жизненных планов (поиск места работы, учебы и т.д.) с обязательным ежедневным возращением на территорию отделения. Осуществляется групповое обсуждение новых пережитых впечатлений с анализом полученного опыта, его адекватности поставленным целям. Составляется индивидуальный план на следующий день.

4 этап «Поддерживающий» - от 6 недель.

На 4-ом этапе реабилитанты основное время проводят за пределами отделения. Режим – дневной стационар, краткосрочный стационар, амбулаторная вечерняя группа. В условиях самостоятельной социальной жизни является возможность получения компетентной поддержки и одобрения со стороны специалистов отделения. Помощь в отреагировании отрицательных эмоций, переживаний кризисных ситуаций, отработке новых механизмов интеграции в общество.

3. Достижение фиксируемых результатов

При социально-психологической реабилитации, прежде всего, необходимо способствовать изменению поведения клиента с помощью различных психологических методик так, чтобы он жил продуктивнее, испытывал удовлетворенность жизнью. А значит, специалисту (психологу) нужно подобрать такие специфические средства воздействия, чтобы клиент нашел в себе силы справиться со своей проблемой, т.е., чтобы у него появилась определенная мотивация для борьбы, к примеру, с наркотической зависимостью.

Но, конечно, никаких определенных гарантий при использовании технологии социально-психологической реабилитации не имеется. Здесь все обусловлено каждым конкретным случаем, индивидуальными особенностями, как проблемы клиента, так и его самого.

В рамках социально-психологической реабилитации широко используется терапия средой. Она подразумевает позитивное влияние окружающих факторов на психоэмоциональное состояние реабилитанта:

А) географическое положение

Б) использование в терапевтических целях всех социальных механизмов, функционирующих в рамках человеческого сообщества. Характер складывающихся и определенным образом направленных взаимоотношений реабилитанта с окружающими его людьми – персоналом, другими реабилитантами – носит форму общения по типу «идеальной семьи» (любящие, требовательные, ответственные). Совместные развлечения, совместные виды занятости. Такое общение подразумевает ответственность за свои действия, предъявление определенных требований к себе и ближнему, атмосферу любви, внимания и заботы друг о друге. Кроме того, существующие иерархические принципы также способствуют укреплению этих отношений.

В) Специально разработанная система наказаний и поощерений.

Поощрения:

Жетонная система – человек, набравший наибольшее количество жетонов, поощряется участием в каком-либо интересном мероприятии (экскурсия по городу, поездка в музей, театр);

Подарки – каждый месяц ремиссии отмечается торжественным чаепитием и вручением небольшого подарка реабилитанту;

Еженедельно выбирается «человек недели» - реабилитант, внесший наибольший положительный вклад в функционирование сообщества, отличившийся каким-либо хорошим, замеченным и одобренным коллективным поступком (его фотография помещается на специальный стенд «Человек недели» до следующих «выборов»);

Перспектива стать куратором – реабилитанты, успешно проходящие курс реабилитации, могут остаться работать в отделении в качестве куратора с возможностью дальнейшего обучения; они также получают возможность совместно с психологом принимать участие в просветительской работе по профилактике наркомании.

Наказания:

Запреты (ограничения на ряд привилегий), не затрагивающие потребности в питании, гигиене, эмоциях;

Определенное время действия запрета;

Контролируется персоналом;

Помещение фотографии на стенд «Лица стремящиеся к досрочной выписке»;

Лишение имеющегося социального статуса в рамках иерархической структуры сообщества.

Система премий и поощрений, как и система замечаний и наказаний, носит публичный характер. Соблюдение равновесия (похвала и наказание).

Г) Система ритуалов – использование ритуалов, способствующих укреплению мотивации к успешному прохождению реабилитационного курса, накоплению и закреплению положительного опыта, сплочению «семьи», усилению чувства единства с другими членами сообщества (например, ритуал посвящения в «чайники» или ритуал рождения нового члена семьи).

5. Создание ситуации самоконтрольного плана

3-ий этап принципиально отличается тем, что на этом этапе реабилитант получает возможность применить наработанный в процессе реабилитации опыт трезвости в условиях реальной жизни. Режим изоляции становится более «прозрачным» (с 5-6 недели), т.е. появляется право на свободный выход с целью реализации новых жизненных планов (поиск места работы, учебы и т.д.) с обязательным ежедневным возращением на территорию отделения. Осуществляется групповое обсуждение новых пережитых впечатлений с анализом полученного опыта, его адекватности поставленным целям. Составляется индивидуальный план на следующий день.

6. Подведение итогов внедрения

Оценка результативности производится в течение всего периода реабилитации посредством психодиагностических методик, эксперементально-психологических исследований, круглосуточного наблюдения и анализа поведения во всех сферах жизнедеятельности (труд, участие в психокоррекционной работе, досуг и т.д.). Наиболее значимыми показателями результативности реабилитации являются длительность воздержания и успешная социальная адаптация, которые отслеживаются посредством очных встреч на этапе поддержки, а также через связь с родственниками и ближайшим окружением реабилитанта (очные встречи, телефонные звонки, письма).

Необходимо выяснить: что было хорошо, а что нет; где имели место позитивные изменения и где существовали препятствия для этого. Активный вклад и клиента, и социального работника исследуется в деталях.

Хороший план реабилитации необходим для достижения прогресса, успеха и их закрепления. Путем постоянного информирования клиента, стимулирования и, если необходимо, предоставление функционального совета гарантирует возникновение обоюдных обязательств.

Отчеты о проделанной работе во время оценивания просматриваются вместе с клиентом.

Чем больше ответственности будет брать на себя клиент, тем лучше. Активное участие в процессе позволяет увеличить его мотивацию.

  • Сабанов Заурбек Михайлович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Северо-Осетинский государственный университет имен и К.Л. Хетагурова
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
  • ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
  • ПСИХОТЕРАПИЯ
  • ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
  • ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА
  • СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

В статье рассматриваются организационные вопросы психотерапии и психокоррекции в реабилитации инвалидов, исследуются основные направления деятельности федеральных и региональных институтов, осуществляющих комплексную психологическую реабилитацию инвалидов, основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы психологической реабилитации инвалидов, использование которых способствует их социальной интеграции в общество.

  • Современные теоретико-методологические и содержательные основы профессиональной реабилитации инвалидов
  • Оценка общественного отношения к выборам в государственную думу РФ
  • Профессиональная подготовка и уровень образованности кадров на крупных предприятиях
  • Основные методы работы с людьми пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания

В последние годы возникла общемедицинская дисциплина, изучающая психосоматические расстройства. Дело в том, что часто депрессия может проявляться не только пониженным фоном настроения, но и в виде различных соматических симптомов, что способствует формированию мнения о наличии серьезных заболеваний. Такие пациенты долго и безуспешно лечатся у врачей общей практики. Зачастую им проводятся многочисленные, в том числе и достаточно болезненные исследования, по результатам которых не удается выявить истинную причину жалоб. У больных возникают мысли о тяжелом, нераспознанном заболевании, что по механизму порочного круга ведет к утяжелению депрессии .

Психопрофилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение клиентом психологических знаний, формирование у него общей психологической культуры, своевременное предупреждение возможных психологических нарушений.

Психогигиеническая работа является комплексом мероприятий, направленных на создание условий для полноценного психологического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид).

Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны обеспечивать снятие последствий психо-травмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, прививать социально ценные нормы поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировать личностные предпосылки для адаптации к изменяющимся условиям.

В современной социальной медицине с внедрением в практику медико-социальной экспертизы (МСЭ) и реабилитации интегративных био-психо-социальных подходов значимость методов психотерапии и психокоррекции при решении проблем болеющего человека значительно возрастает.

Специалисты Бюро МСЭ, а также лечебно-профилактических учреждений (где реально осуществляются мероприятия реабилитации) пока недостаточно ориентированы в целях психотерапии, в ее методах, в показаниях и противопоказаниях к ним. На различных этапах реабилитации (ЛПУ, Бюро МСЭ, реабилитационные центры, иные учреждения) нет четкости в выборе форм и условий психотерапевтического вмешательства, и в подборе специалистов для его реализации. В частности, выглядит необоснованным проведение ряда методов психотерапии в условиях Бюро МСЭ, поскольку они плохо согласуются с решением основных экспертных задач. Несмотря на введение психолога в состав Бюро МСЭ, эти вопросы решаются пока слабо, поскольку нет ясности в разделении психотерапии, как врачебной процедуры, и психокоррекции, как формы психологического вмешательства. В немалой мере указанные сложности сопряжены с не преодоленным пока отставанием российской психотерапии от мирового уровня, с малочисленностью психотерапевтов с достаточным стандартом подготовки. Сказывается также разноречивость трактовок норм и методов современной психотерапии.

Сегодня с учетом совокупности указанных проблем в социальной медицине и реабилитологии первоочередной становится необходимость систематики психотерапевтических и психокоррекционных подходов, с проработкой классификации и научно обоснованных критериев их использования .

По данным литературы, мировая практика сегодня насчитывает свыше 700 психотерапевтических методик и более 400 определений психотерапии. Вместе с тем, разноречивость трактовок значительно меньше при концентрации составляющих психотерапевтического процесса.

Базовой среди них все чаще признается технический прием («техника»), который представляет собой вербальное либо невербальное действие, организованное психотерапевтом в специальную форму для представления пациенту терапевтической информации. Подобные профессионально организованные действия (варианты беседы, формулировки ввода в транс, игры, и др.) поддаются наиболее четкой верификации, их суть мало зависит от тех или иных толкований. Определенная последовательность технических приемов, дополненная теоретическим анализом, складывается в психотерапевтический метод. Он определяется, как «общий принцип психотерапевтического вмешательства, вытекающий из понимания психотерапевтом сущности проблемы (патогенеза заболевания)».

На уровне метода, однако, возможен отрыв предлагаемой концептуальной трактовки от реальной психотерапевтической процедуры. Методы психотерапии объединяются в три направления:

  • психодинамическое (психоаналитическое);
  • экзистенциально гуманистическое;
  • и поведенческое – в зависимости от общности теоретико-мировоззренческих и некоторых «технических» подходов .

Вместе с тем, в решении практических задач реабилитации больных и инвалидов ощущается необходимость в подборе достигнутого, надежного, поддающегося гибкой компоновке психотерапевтического инструментария. Однако, его конкретизация зачастую недостаточна на уровнях психотерапевтических направлений и даже методов. Поэтому для указанных целей нами используется следующая классификация психотерапевтических вмешательств, основанная на конкретизации их форм и приемов:

  1. Конфронтирующие формы психотерапии. Стержнем приемов здесь является конфронтация (термин Фрейда) сознания с содержанием бессознательного при помощи, как правило, специальным образом организованной беседы. Сюда относится большинство приемов двух основных направлений – психодинамического (психоанализ Фрейда, психотерапевтические методы Юнга, Адлера, Берна, и др.) и экзистенциально- гуманистического (гештальт-терагшя Перлза, метод Роджерса, и др.). Вместе с тем, в реабилитации больных и инвалидов среди конфронтирующих форм более доступны приемы рациональной психотерапии, а сегодня – варианты позитивной психотерапии (по Пезешкиану, и др.).
  2. Гипнотрансовые формы психотерапии. В этой методике происходит использование гипнотических трансов, как бессознательных состояний, для внедрения лечебной информации в «обход» критического сопротивления пациента. Здесь наиболее известен традиционный гипноз. Сегодня применяются и другие варианты трансов – в гештальт-терапии, в т. н. эриксонианском гипнозе, и др. В реабилитации применение гипнотрансовых приемов не исключено, но ими чаще дополняют иные психотерапевтические формы
  3. Невербально-метафорические формы психотерапии. Невербальный характер таких форм не исключает беседы, но связан с применением специальных метафор. Их смысл доступен пациенту не явно, а, как правило, в «обход» сознательного контроля. Поэтому наиболее показательным примером здесь являются различные психотерапевтические игры (ролевые, психодрама, и др.), в завуалированной форме несущие терапевтическую информацию. Эти принципы реализуются и в приемах поведенческой психотерапии. Сходный эффект обнаруживается в словесных метафорах т. н. эриксонианского гипноза и некоторых других методов. Игровые и иные метафорические приемы широко применяются в реабилитологии, в особенности – детей-инвалидов
  4. Телесно-ориентированные формы психотерапии. Сходны с приемами предыдущей группы, поскольку терапевтическая информация представляется пациенту, находящемуся в ясном сознании, но в обход его критических функций – в лице своеобразных «телесных метафор». Наиболее известны приемы методов Лоуэна, а также методики трансов, интенсифицированных дыханием по Грофу. Несмотря на высокую эффективность, в реабилитации больных и инвалидов такие приемы распространения не получили по причине серьезных требований к условиям процедур.
  5. Формы психотерапии с групповым усилением. Психотерапевтическая группа чаще создается искусственно (групповая психотерапия). В этом случае механизмы внутригруппового воздействия дополнительно усиливают известные приемы и методики. Подобные приемы могут быть использованы и в работе с семьей, как с естественно существующей группой (семейная психотерапия). В практике реабилитации формы психотерапевтической групповой работы используются весьма часто.
  6. Формы психологических вмешательств в «системах веры» (т. н. «альтернативное целительство», «экстрасенсорика», и т. п.), известная специалистам опасность которых пока не снижается на фоне слабости системы психотерапевтической помощи.

Представленная классификация на основе форм психотерапии согласуется с принципами ее клинически ориентированного определения, в качестве системы информативного лечебного воздействия на психику и через психику на организм и поведение больного .

Более того, подавляющее большинство указанных приемов могут быть использованы не только в психотерапии, но и в психокоррекции. Однако, границы понятия психокоррекции в литературе остаются дискутабельными, продолжается ее сравнительный анализ с психологическим консультированием, и с т. н. «немедицинской психотерапией». В реабилитации больных и инвалидов целесообразно четкое разделение указанных понятий, исходя из предмета и целей вмешательства. Психотерапия должна быть вычленена как лечебная процедура, применяемая для редукции клинически очерченных расстройств (невротических, и др.), с реализацией врачом-психотерапевтом в рамках медицинского аспекта реабилитации. В этой связи недостаточно обоснованным видится обсуждений «немедицинской» психотерапии. Отличаясь от психотерапии набором приемов, психокоррекция может осуществляться лишь в случае отсутствия нервно-психических расстройств – для снижения аутопсихического дискомфорта, коррекции мотивации, установок, и т. п. Психокоррекция реализуется в психологическом аспекте реабилитации – как врачом, так и психологом.

Исходя из такого деления, психокоррекции должно предшествовать врачебное обследование – для исключения психических расстройств, а также для правильного выбора целей и форм реабилитации. Поэтому в практике реабилитации соматических больных проводится, как правило, не психотерапия, а психокоррекция. Она «выстраивается» вокруг работы с внутренней моделью болезни и реабилитационным потенциалом личности, и не может обойтись без опоры на ключевые клинические представления о болезни. Основные среди них - степень и характер дискомфорта при конкретном синдроме, которые больной вынужден преодолевать в жизненных ситуациях; различия в механизмах ограничений жизнедеятельности при различных нозологиях (опухолевый рост, псориаз, сахарный диабет и т. д.); особенности, последовательность и сроки необходимых лечебных мероприятий.

Необходимо также учитывать медицинский и социальный прогноз в целом. «Технически» правильная психокоррекция, не опирающаяся на подобные представления, не будет эффективной, поскольку не затронет наиболее значимые для реабилитанта проблемы. «Прицельная» психокоррекция, наиболее значимая в реабилитации, помимо медицинских психологов, широко проводится и врачами. Подобный опыт накоплен, в частности, в современной реабилитации больных сахарном диабетом. Для психически больных формы вмешательства могут реализоваться только как врачебные психотерапевтические, поскольку в той или иной степени обязательно влияют на симптоматику основного заболевания.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция должны стать неотъемлемо частью современного реабилитационного процесса. Опора непосредственно на реализуемый прием в систематике подобных вмешательств позволяет четко определить их цель, необходимые формы, объем, условия применения и показания в каждом конкретном случае. При этом яснее очерчиваются формы психокоррекции, имеющей гораздо более широкое применение в реабилитации, по сравнению с психотерапией. Привлечение психолога к формированию индивидуальной программы реабилитации лишь повышает ответственность врача за ее грамотное построение, включая и психологический аспект,

Дальнейшая научная и практическая разработка вопросов психотерапии и психокоррекции позволит, наряду с приоритетом экспертной деятельности, полнее реализовать для Бюро МСЭ роль методического центра по организации современных подходов к формированию и реализации индивидуальной программы реабилитации.

Список литературы

  1. Аствацатурова М.А., Дзахова Л.Х. Проблемы и противоречия партийного участия в модернизации политической системы современной России //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. №2. С. 11-15.
  2. Ефремов А.Ю., Герасимов Н.Л. Психологические особенности консультативной работы по вопросам медико-социальной экспертизы. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 35-37.
  3. Жилина С.А., Погудаева М.Ю. Реабилитация как основа социальной политики в отношении инвалидов //Экономика России: теория и современность материалы II Чаяновских чтений. 2002. С. 99-102.
  4. Мюллер Н.В. Индивидуальная программа реабилитации инвалида -инструмент реформирования системы услуг комплексной реабилитации//Новые знания. 2004. -№4. С. 22-26.
  5. Сабанов З.М. Создание доступной среды для инвалидов //Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 182-183.
  6. Сабанов З.М. Проблемы комплексной социальной реабилитации и пути ее решения //Nauka i studia. 2016. Т. 6. С. 153-156.
  7. Сиюткина А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства //Современные научные исследования. 2012. № 4 (1). С. 8.
  8. Тычинина Э.В., Хабарова Т.Ю. Психодиагностика и коррекция эмоционального состояния пациентов с нарушениями мозгового кровообращения //Молодой ученый. 2016. №1. С. 101-104.

Периодизация эволюции отношения общества и государства к аном-ым лицам (Малофеев). Интересы современного общества и правовые основы соц защиты инвалидов и специальной помощи им.

Среди форм общественного сознания выделяют:

1. обыденное сознание – его специфика акцентирует внимание на отличиях «жестко делит социальный мир на «мы» и «они»», приписывая «им» отрицательные свойства.

2. религиозное сознание – может иметь два полюса: а) дефект – наказание за грехи; б) аномальность – знак блаженности.

3. художественно-общественное сознание – искусство, литература, идея - общность внутреннего мира человека независима от состояния его психического здоровья.

Стигматизация – особый знак которым клеймили врагов, преступников. Стигиа – это то что отличает индивида от стандартов общества (это ярлык типа инвалид, УО и т.д) в настоящее время внимание уделяется проблеме интеграции Ч с нарушениями в развитии в общество.

Представления современных людей о инвалидах:

1. больной человек – Ч рассматривается как объект лечения, ему нужна только медицинская помощь. Исключение его из общеобразовательного процесса.

2. модель «недочеловек» - неполноценное существо, приближенное по своему уровню к животному следствием этого стало негуманное обращение к лицам с ограниченными возможностями.

3. модель «угроза обществу» - представляют угрозу обществу, могут накликать несчастья, общество пыталось оградить себя от них, создавая закрытые учреждения и т.п. Обучение отсутствует либо не достаточно.

4. объект жалости – оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, отношение к больному как к маленькому, чрезмерная защита, ограждение от общества.

5. «объект обрименительной благотворительности» - траты на содержание - рассматриваются как экономическое бремя

6. «развитие» - наличие способностей к образованию и развитию общество ответственно за полное развитие ребенка он имеет те же права что и другие.

Периодизация эволюции общества к людям с отклонениями в развитии (Малофеев) :

1. в 8 веке до нашей эры (Европа) и 10-18 век (Россия) – отторжение калеки как чужого, зарождение христианского милосердия, церковного презрения.

Достижения в области развития гражданских прав и свобод, признание права на жизнь, частично дееспособные.

2. возможность обучения глухих и слепых 8-18 век (Европа), 18-19 (Россия). ценности этого периода: христианское милосердие, изоляция инвалидов от общества. Достижения: светское призрение становиться нормой, складываются предпосылки к формированию социальной политики, создаются приюты, защищая себя от «опасного меньшенства».

3. от сознания возможности обучения к осознанию необходимости обучения глухих, слепых, УО 18-20 век (Европа) 19-20 (Россия) ценности и цели: свобода, равенство право на труд общественное и государственное презрение. Цель: сделать его способным прокормиться своим трудом. Достижения: частичное признание гражданских прав и свобод, образование принятие законов о правах инвалидов.

4. от права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех 20 век (Европа Россия) ценности и цели: формальное распространение гражданских прав и свобод, социальная помощь. Образование приспособление его к жизни в обществе, культуры полезности, реабилитация и социальная адаптация. достижения – обретают больщую часть гражданских прав, право на школьное образование.

5. от изоляции к интеграции конец 20 века ценности и цели: приспособление общества к проблемам граждан с ограниченными возможностями социальная и педагогическая интеграция достижения: равные права на образование, выбор форм обучения. Ранняя диагностика и помощь гарантия реализации особых образовательных потребностей в различных условиях обучения и воспитания.

Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов «декларация о правах инвалидов», «всеобщая декларация прав человека», «декларация о правах УО лиц»: (1971) направлена на коренное изменение отношений к УО лицам принцип равенства прав, имеют особые права, «конвенция о правах ребенка» (1989 год) ее 4 положения: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В России: 1. закрепление прав детей 2.принятие мер по улучшению здоровья 3.улучшение воспитания и образования 4.поддержка приемных детей 5. принятие мер по преодолению генетически обусловленных заболеваний снижению рождаемости.

Программа РФ «дети инвалиды» 2002 год. Цели и задачи: комплексное решение проблем детей инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество улучшение социального положения обеспечение техническими средствами реабилитации. Увеличить количество детских реабилитационных центров, доступность образования, спорта и культуры, повышение квалификации специалистов работающих с детьми инвалидами.

Федеральная программа «социальная защита инвалидов»: 1. закон о соц.защите инвалидов 2. страхование от несчастных случаев 3. льготы 4. закон о благотворительной деятельности.

Выготский об интеграции реб с откл в развитии. Интеграция как соц-пед феномен: принцип «нормализации, характеристики, условия. «Включенное обучение» в современной России.

Выготский указывал на необходимость создания системы обучения, в котор удалось бы органически увязать спец обуч с обуч детей с нормальным развитием. Наша спец школа отличается тем недостатком, что замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает мир в котором все приспособлено к дефекту и не вводит его в настоящую жизнь. Спец школа не выводит ребенка из изолированного мира, развивает навыки которые ведут к еще большей изоляции. Задачей воспитания является интеграция в жизнь и создание условий компенсации.

С вкл в сферу спец образов ребенок и его родители сталкиваются с патерналисткой позицией общества, что не способствует достижению высокого уровня соц адаптации, ограничение профессий и т.д. это приводит к вынужденному сужению возможности участия в жизни общества.

Чрезмерная опека формирует потребительское отношение к обществу, помощь окружающих - самособойразумеющиеся. Такая установка укрепляется во взрослую жизненную позицию: сковывает волю к труду, самостоятельности, порождает пассивность.

К основным условиям успеха относят следующие:

1. готовность общества понимать личные проблемы инвалида

2. уровень сформированности значимых навыковвыпускников, позволивший бы им вести самостоятельную жизнь

4. стабильная гарантия матери – трудоустройство, соц защита.

Обычно используются два термина: интеграция и нейнстрининг (включение реб в школу массового типа).

Интеграция:

1. построение образ проц реб чтобы он был оптимально подготовлен к вхождению в общество

2. активная работа с микросоциумом и с обществом в целом (технология приспосабливается к возможностям реб).

Попытки интеграции появились в начале 20 века, на сегодняшний день за рубежом описывают три часто применяемые программы:

1. «спецкабинет»: в обычной школе создается спец-пед кабинет в котором работает дефектолог, он снабжен спец пособиями для обуч детей. Ребенок учится в обычном классе.

2. «путешествующий учитель» - дефектолог «путешествует» в пределах района из одной шк в др, где учатся дети с наруш развития

3. «учитель консультант» - предназначена для детей не нуждающихся в постоянной помощи.

Миттлер определяет условия успешной шк интеграции:

1. интегрированное обучение должно осуществляться лишь на желании родителей

2. при обуч представлять спец пед помощь

3. забота должна осуществляться не в ущерб заботе об остальных учащихся

4. использовать все средства школы, принимать участие в мероприятиях школы

Аккерман – Берингер анализируя опыт интеграционного обучения приводит его преимущества и недостатки.

Массовая школа:

Преимущества: приспособление к коллективу, общение со здоровыми что стимулирует лучшую работу, здоровый ребенок влияет на больного помогая ему, он не теряет контакт с микросоциумом.

Недостатки: постоянное побуждение к действию и конкуренция приводит к снижению самооценки и замкнутости. Недостаточные условия для сосредоточения из-за большого числа учеников, отсутствие спецтехники и рекомендации учителя. Возможны насмешки, выполнение трудных заданий не стимулирует его к дальнейшей работе.

Спецшкола:

Преимущества: адекватная оценка д-ти, соответствующие требования повышают уверенность в себе, т.к нет сравнения с лучшими, классы маленькие, что позволяет больше уделять времени индивидуальной работе, создание постоянной ситуации успеха в рамках спецучеб проц, учет индивидуальных особенностей темпа работы тесная связь между лечением и пед воздействием.

Недостатки: изоляция, соц дискримменация, отсутствие положительных примеров, транспортные проблемы.

Дети с отклонениями в развитии воспит и обуч в спец учреждениях, прав у этих детей на получение образования в учреждениях общего типа нет, но большая их часть должна получить возможность учится со своими здоровыми сверстниками. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», существует лишь на уровне проекта. Для того чтобы Россия стала страной с цивилизованным образованием нужно не только принять закон, но и формировать у общества и Ч в отдельности, что ребенок – инвалид имеет право учится вместе со сверстниками, а не дома и не где-то.

Интеграция как соц-пед феномен существует несколько столетий, история знает немного примеров совместного обучения. В большинстве случаев эти опыты не были удачными, т.к учитель не владеет спецспособами и приемами обучения. В начале 60-х годов наиболее благополучные страны вступают на путь интеграции, принимаются законы об образовании для всех «аномальных».

Интеграционные процессы в России (90-е годы). Сегодня спецобразование в нашей стране не соответствует международным нормам хоты в школах находится много детей с проблемами в развитии. Это вынужденная интеграция – псевдоинтеграция, и ее причины: отсутствие спец учреждений их удаленность от места жительства, нежелание родителей.

В настоящее время в России развиваются две формы интеграции:

Интернальная – внутри системы спецобразования (слобослышащие и ТНР обуч вместе)

Экстернальная – взаимодействие спец и массового образов

Модели интегрированного обучения:

1. совместное обучение в обычном классе подготовка детей с сенсорными нарушениями к обучению в массовой школе.

2. спец классы в обычной школе – они создаются для детей с нарушением интеллекта (там где нет спецшколы).

3. классы пед поддержки – для способных к освоению массовых образоват программ (дети со слабым здоровьем) – классы компенсирующего обучения.

ВОПРОС – 12.

Социально-психологическая реабилитация инвалидов. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии. деятельность служб МСЭК и реабилитации инвалидов.

Реабилитация – сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящей к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество.

Цель: оказать психологическую помощь инвалиду в установление контактов с окружающими людьми в формировании адекватного отношения к себе, к своему дефекту, возможностям и способностям, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидизации.

Условия эффективности: эффективность реабилитационного процесса зависит не только от внешних факторов но и от меры его сопричастности потребностям и интересам, идеалам и ценностям, сущности и существованию человека., нуждающегося в реабилитации. Результатом реабилитационного воздействия является формирование у не страдавшего активного отношения к нарушению его здоровья и восстановление положительного отношения к жизни, к семье, обществу и к самому себе! Можно сказать, что личность человека является подлинным объектом реабилитационного воздействия, но ее активное творческое начало с неизбежностью превращает ее в субъекта, реабилитации. Важнейшей задачей психолога в работе с людьми с ограниченными возможностями является создание предпосылок личностного роста, формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь.

Принципы реабилитации:

1) принцип партнерства и аппеляции к личности инвалида;

2) принцип разносторонности усилий, вовлечения в реабилитационный процесс разных сторон жизни инвалида;

3) принцип единства психоциальных и биологических методов воздействия;

4) принцип ступенчатости прилагаемых усилий. Проводимых воздействий и мероприятий.

Реабилитационное воздействие охватывает различные сферы – профессиональную, культурно-образовательную, досуговую, психологическую. Это связано с тем, что выраженное и стойкое нарушение здоровья или развитие приводит к функциональной недостаточности в самых низких сферах – в труде, в межличностных отношениях, в проведение свободного времени, в мобильности, организации быта, в супружеских и сексуальных отношениях, в воспитании детей, в формировании собственности линия поведения.

Личностное содержание отклоняющегося развития детей и подростков ( И.Купка)

1. – субъективная удовлетворенность – хорошо известно, что субъективная удовлетворенность связана, с удовлетворением различных потребностей. Если у аномального ребенка потребности долгое время не удовлетворяются, то это приводит к переживанию неудовлетворенности, более высокая интенсивность может оказывать на развивающуюся личность деструктивное влияние;

2. идентичность – хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности, даже к деперсонализации и формирование неадекватной самооценки. Поскольку дети с психологическими нарушениями часто оказываются подвержены страхам, фрустрациям и стрессам то это может привести к трудностям осознания идентичности, ее изменениям и нарушениям;

3. – интегральность (целостность) – поскольку предпосылкой нормального психологического развития помимо интраиндивидуального равновесия является и динамическое равновесие между личностью и окружением именно в этой области могут произойти определенные изменения. Дефект может привести к ряду последствий проявляющихся в дальнейшем в лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции ребенка;

4. – автономность (независимость). Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения это может привести к ослаблению его автономности. У аномальных детей и подростков к этому часто присоединяются воздействие протекционистского (покровительственного) воспитания, отрицательно сказывается на становлении устойчивого профиля личности;

5. Адекватное восприятие реальности – у детей и подростков с сенсорными дефектами интеллекта адекватность восприятия действительности, конечно не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений. С другой стороны всегда существуют предпосылки, для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов;

6. Адекватное самосознание, самопереживание и самооценка – в результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто происходит деформация самопознания. Самопереживание носит черты депрессии и повышенной тревожности, что приводит к формированию комплекса неполноценности, а иногда, наоборот, к сверхкомпенсация. Так как целостность личности аномального ребенка или подростка в достаточной мере не достигается, можно наблюдать проявление обеих тенденций одновременно;

7. Толерантность (терпение, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустратов и стрессов) к фрустрации (обман, разрушение планов).у аномальных детей толерантность бывает снижена, что несомненно связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности с ослабленной автономией недостатком самодоверия и с недооценкой себя.

8. Резистентность по отношению к стрессу . Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенной мере нарушают целостность личности уравновешенность, психологических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению «уходу в себя», иногда у него может проявляться беспомощность, возникает чувство безысходности увеличивается тревожность, иногда переходящая в панику, неразрешенные конфликты нарушают целостность личности;

9. приемлемая социальная адаптация – у аномальных детей и подростков довольно часто наблюдаются недостаточная социальная адаптация (плохое приспособление), обусловленная характером их дефекта и связанной с ним ограниченной возможностью включения в общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности найти работу, затрудняет его связи с другими людьми и изолирует его от общества;

10. оптимальное самоутверждение – индивидуальное самоутверждение в условиях затрудняющих в результате дефекта само существование ребенка, реализовать очень сложно, поскольку уже из самой сущности следует определенная недостаточность и несовершенность данностей индивида для жизни.

Формирование способов социально-психологической адаптации как средство защиты личности.

Изменения в жизни ребенка в роли его участника коллектива постепенны. В начале формируется социальная идентификация себя с группой, начинается пассивное участие в предлагаемой деятельности. Затем появляется инициатива в совместной деятельности и заинтересованность в партнерах, забота о них. Постепенно растет и творческая и социальная активность: ребенок начинает выступать в роли организатора отдельных этапов деятельности. Наконец проявляется собственная социально-педагогическая деятельность ребенка – индивида, он начинает помогать другим.

Специфика абилатации ребенка с нарушением зрения (Л. Солнцева)

1стадия – обеспечивает слепому ребенку созданное широких интромодальных и интермодальных связей, позволяющих ему активно реагировать на комплексы раздражители внешнего мира и своевременно подготовиться к важным жизненным актам. В этот период особого внимания заслуживает образование связей предмет – звук , на развитие которых отсутствие зрения не оказывает прямого влияния. Формируется моторная сфера, что приводит к умению выделять и дифференцировать звуковые признаки, главное явление общение со взрослыми на основе сохранных анализаторов и активизация моторной деятельности через установление связей «рука рот», «рука рука»;

2стадия: в системе компенсации слепоты направлена на развитие и дифференциацию восприятию различных модальностей, поступающих от всех сохранившихся анализаторов. Компенсация недостатков развития может осуществляться за счет развития слухового восприятия и речи, при этом огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка со взрослыми;

3стадия – характеризуется дальнейшим развитием сенсорики, использованием при восприятии предметных предэталонов (развитие воображения). Внутри этой стадии важны манипуляции с предметами для выяснения их скрытых свойств;

4стадия – характеризуется активным включением речи, памяти, мышления, как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме.

В целом при компенсационном развитии происходит смещение циклов развития во времени, что выражается в изменении времени ведущих видов деятельности, возникают и формируются иные межфункционаьные связи и их отношения с речью. Расширение круга представлений с использованием компенсаторных возможностей ребенка и является абилитацией.

Основы направления гармонизации личности.

1) достижение ребенком приемлемого уровня внутренней честности;

2) присутствие у него высокого уровня самооценки силы собственного «Я»;

3) присутствие способности к саморуководству;

4) положительная оценка собственного Я про критериям духовности и внутреннего богатства личности;

5) адекватное действие механизмов самоподдержки и защиты «Я»;

6) гармоничность отношений между «Я» - реальным и «Я» - идеальным;

7) развитие способности к эмоциональному принятию себя;

8) снижение периодичности возникновение негативных эмоций в адрес собственного «Я» и отсутствие необходимости в самооправдании;

9) снижение уровня самонапряжености и тревожности.

Важнейшей психологической защитой для человека с а.в. является социальная адаптация. В формировании ее адекватных способов можно выделить 3 блока:

(1) – мативационый – умение выделить, осознать и принять цель поведения;

(2) – операционо-регуляторный – умение планировать пути достижения цели;

(3) Блок контроль – умение контролировать свое поведение и вносить необходимые коррективы.

Важно 1. пробудить интерес к себе, своим недостаткам, возможностям;

2. обучение умению распознавать психотравмотические ситуации и смотреть на них как бы со стороны;

3. обучение расширению диапазона возможных вариантов поведения в трудных ситуациях.

Медико-социально-педагогический патронаж.

Патронаж – это особый вид помощи ребенку с теми или иными нарушениями психофизического развития, а также его родителям и педагогам в выживании ребенка, восстановительном лечении, специальном обучении и воспитании, развитии его личности в целом. Становление этой службы – одно из направлений в развитии системы специального образования новая модель комплексной поддержки ребенка с отклоняющимся развитием в условиях семьи с активным включением ее членов в реабилитационный процесс. Комплексный медико-социально-педагогический патронаж осуществляется психолого-педагогическим и и медико-социальными структурами: психолого-медико-педагогическими комиссиями (консультациями), психолого-медико-социальными центрами логопедическими пунктами, службами раннего и надомного обучения. Эти учреждения действуют в структуре государственной системы образования и социальной защиты, а также вне ее с привлечением помощи различных общественных организаций, ассоциаций, благотворительных фондов.

Основой медико-социально-педагогического патронажа является долговременные меры социально-психологической помощи, основанные на единстве диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, создании индивидуальных реабилитационных программ, помощи в их реализации.

I группа инвалидности присваивается людям имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. В следствии этого могут быть нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями.

Ко II группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма в следствии болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями.

III группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умерено выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению.

Таким образом инвалиды II и III группы могут обучаться и трудиться.

Индивидуальная программа реабилитации – это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации для каждого человека может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составленных ее частей. Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком или учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем. В составлении программы принимают участие медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничения трудоспособности профориентационая и профконсультационая работа начинается еще в период обучения в школе.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы профориентационой работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возможностями. В то же время есть общие закономерности в организации и проведении такой работы.

Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Прежде всего важным является установление характера и степени выраженности нарушений различных и психофизиологических особенностей и возможностей, чтобы определить доступные виды труда, выявить личностные интересы человека, или иной профессии. Важно получить сведения о состоянии умственной и физической трудоспособности, о состоянии эмоционально-волевой сферы, о развитии речи и коммуникативных навыках. Из практики профориентационой работы известно, что свой окончательный выбор человек утверждает только в зрелом возрасте. Делать новый профессиональный выбор в это время очень трудно. Для человека с ограниченной трудоспособностью исправить неверный профессиональный выбор особенно тяжело. Поэтому уже в школьном возрасте важна высококвалифицированная профориентационая работа.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования – от начального до высшего профессионального.

В нашей стране люди с ограниченной трудоспособностью не всегда имеют равные права для получения профессионального образования. Так среди сотен тысяч студентов, обучающихся сегодня вузах России, студенты – инвалиды составляют всего около 1000 человек. Многие из них не имеют возможности поступать в вузы в следствии некачественно школьного образования или отсутствие в вузах необходимой для них среды жизнедеятельности и условий образования. Одновременно формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ограниченными возможностями в виде специализированных высших учебных заведений (например, Московский институт – интернат для инвалидов нарушениями опорно-двигательного аппарата). Помимо этого существует опыт включения групп студентов с ограниченными возможностями в общих образовательный поток вуза в виде отдельной группы или факультета. Группы неслышащих студентов обучаются сегодня в педагогических вузах Санкт-Петербурга, Москвы.

Более доступна для лиц с ограниченными возможностями трудоспособности система среднего профессионального образования. Это технические специальности, специальности культуры и образования.

В настоящее время происходит становление государственно-общественой системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах:

Государственный сектор. Учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство труда и социального развития, Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения и другие.

Муниципальный сектор. Учреждения и предприятия, службы органов регионального и местного управления.

Негосударственный сектор. Учреждения, предприятия, службы создаваемые общественными, благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи – учреждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству.

Законы об инвалидах

Целью программы «Социальная защита» является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившийся социальной инфраструктурой. Реализация мероприятий, предусмотренной в этой федеральной программе, должно привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

© 2024 nowonline.ru
Про докторов, больницы, клиники, роддома